Отличие сознания человека от психики животных

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 37 37 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 11.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТЛИЧИЙ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ 6
1. История развития представлений об интеллекте животных 6
2. Сознание человека и психика животных 11
3. Сравнение сознания человека и психики животных 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
Фрагмент для ознакомления

Сравнение психики людей и животных позволяет выделить следующие основные различия между ними. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, и все действия, совершаемые им, ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая. Животные не делают ничего, что не отвечает их биологическим потребностям. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от текущей ситуации. Только в процессе ориентированных манипуляций животное способно решать проблемные задачи. Человек, благодаря абстрактному, логическому мышлению, может предвидеть события, сознательно поступать в соответствии с познавательной необходимостью. Мышление тесно связано с вещанием. Животные только дают сигналы своим родственникам об их собственных эмоциональных состояниях, в то время как человек, использующий язык, информирует других во времени и пространстве, передавая социальный опыт. Благодаря языку, каждый человек использует опыт, который был разработан человечеством на протяжении тысячелетий и который он никогда не воспринимал напрямую [1].Животные могут использовать объекты в качестве инструментов, но ни одно животное не может создать инструмент. Животные не живут в мире постоянных вещей, не совершают коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща. Только человек создает инструмент в соответствии с хорошо продуманным планом, использует его по прямому назначению и сохраняет для будущего. Он живет в мире постоянных вещей, использует инструменты вместе с другими людьми, перенимает опыт использования инструментов и передает его другим [3].Разница между психикой животных и человека также заключается в эмоциональной сфере. Животные также способны испытывать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать другому человеку в горе или радости, наслаждаться картинами природы и испытывать интеллектуальные чувства.Условия для развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в мире животных подчиняется биологическим законам, а развитие психики человека определяется социально-историческими условиями. Характерны как инстинктивные реакции человека, так и животных на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако только человек способен присвоить социальный опыт, который развивает психику. С момента рождения ребенок осваивает использование инструментов и навыков общения. Это, в свою очередь, развивает сенсорную сферу, логическое мышление, формирует личность личности. Обезьяна в любых условиях проявит себя как обезьяна, и человек станет личностью, только если его развитие будет происходить среди людей. Это подтверждается случаями воспитания детей среди животных.Биологические исследования человеческого тела и животных неоднократно демонстрировали, что физиология человека почти полностью сходна с физиологией некоторых видов животных (например, приматов). Однако с точки зрения развития природы человек является принципиально новым видом по сравнению с животным царством. Уникальность человека как естественного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и вытекающий из этого феномен человеческой личности не имеют аналогов ни у каких видов животных, даже с самым развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера человек «не знает, кто он, и знает, что он этого не знает».Личность человека состоит из самого человека и его положения в обществе других людей. Человек - это биологическое тело, которое возникает и развивается в соответствии с законами развития природы. Развитие его психики и определяемый им социальный статус личности зависят от законов развития общества. В свою очередь социальные законы обычно развиваются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, зная его структуру, присущие им причинно-следственные связи и вызванные ими мотивы человеческого поведения, мы можем научиться успешно решать многие психологические и социальные проблемы в повседневной жизни.Но почему мы, люди, такие необоснованно жестокие и агрессивные? Почему иногда людей, которые не любили работать руками и не знали как, привлекали на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И люди меняются. И инстинкт собственности является одним из самых болезненных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него есть этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Возможно, человек еще не полностью отделился от природы, и ответы следует искать у предков людей и животных, наших братьев, поскольку все мы вышли из природы.Когнитивные процессы (ощущения, восприятие, память, речь). И люди, и животные имеют общие врожденные элементарные когнитивные способности, которые позволяют им воспринимать мир в форме элементарных ощущений (у высокоразвитых животных - и в виде изображений), запоминать информацию. Все основные типы ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувствительность кожи и т. Д. - присутствуют у людей и животных с рождения. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.Но восприятие и память развитого человека отличаются от сходных функций у животных и новорожденных. Эти различия проходят сразу по нескольким направлениям.Во-первых, у людей, по сравнению с животными, соответствующие когнитивные процессы обладают особыми качествами: восприятие - объективность, постоянство, значимость, а память - произвольность и посредственность (использование человеком специальных, культурно развитых средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком в течение его жизни и развиваются дальше благодаря тренировкам.Во-вторых, животная память ограничена по сравнению с людьми. В своей жизни они могут использовать только ту информацию, которую приобретают сами. Они передают последующим поколениям своего рода существ только то, что каким-то образом укоренилось и нашло отражение в генотипе. Остальная часть приобретенного опыта по уходу животного из жизни безвозвратно потеряна для будущих поколений. С человеком ситуация иная. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому не нужно постоянно помнить и хранить всю эту информацию в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить его, но и передавать его из поколения в поколение через объекты материальной и духовной культуры, обучаясь использованию соответствующих знаковых систем и средств.Чтобы выжить, любая группа должна иметь средства, позволяющие ее членам общаться друг с другом, направлять и координировать действия каждого из них.Почти все виды животных имеют способы передачи информации, с помощью которых каждый человек может информировать других представителей своего вида об опасности, привлечь внимание потенциального партнера по спариванию или запретить въезд на его территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной моментальной ситуацией. Видимо, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к этому моменту. Только люди могут использовать слова, чтобы вернуться в прошлое, сделать доступными знания о старых событиях, а также заранее сообщить о некоторых событиях или действиях, которые произойдут в будущем, или о необходимых шагах для их осуществления [2].Исследователи еще не достигли консенсуса относительно того, когда именно возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно, 2 миллиона лет назад, в эпоху, когда Notohabilis сделала свои первые инструменты. Разнообразие этих инструментов и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют особенности их «речи». Как известно, общение животных часто выражается в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Есть ли у нас в этом случае процесс, похожий на человеческое речевое общение? Некоторое внешнее сходство между ними, несомненно, существует. Внутренне эти процессы принципиально разные. Человек выражает некоторое объективное содержание в своей речи и отвечает на обращенную к нему речь не просто как звук, а как реальность, отраженную в речи. Голосовое общение животных принципиально отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос родственника, независимо от того, что отражает этот ключевой сигнал: у него есть только определенное биологическое значение для него. Или, например, птицы, живущие в стаях, имеют особые крики, которые предупреждают стадо об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-то напугана. В то же время совершенно безразлично, что действует в этом случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует как о внешности человека, о появлении хищного животного, так и о каком-то необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с определенными явлениями реальности, сходством объективных отношений животного с ним. Другими словами, упомянутые выше крики животных не имеют постоянного объективного объективного значения. То есть общение животных как по своему содержанию, так и по характеру специфических процессов, которые его осуществляют, также полностью остается в пределах их инстинктивной активности.Более сложным является вопрос сравнения проявления эмоций у животных и человека. Трудность ее решения заключается в том, что первичные эмоции, которые испытывают люди и животные, являются врожденными. Оба типа живых существ, по-видимому, чувствуют их одинаково, они ведут себя равномерно в соответствующих эмоциях в генетических ситуациях. Высшие животные - антропоиды - и люди имеют много общего во внешних способах выражения эмоций. Они также могут наблюдать что-то похожее на настроение человека, его аффекты и стрессы.Человек также скрипит зубами с сильным страхом или гневом. Неприятно быть получателем такой демонстрации, и мне совсем не хочется. Но устоматологической шоу-программы есть еще два более мягких варианта. Первая - это заискивающая улыбка. Поэтому человек улыбается, когда вступает в контакт с кем-то, кого он боится. Второе - широкая улыбка. Так что спокойный, уверенный в себе человек улыбается другому. На самом деле, он также показывает вам, что он вооружен и готов постоять за себя и не нуждается в вашем снисхождении. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что она не только не вызывает у вас страха, но, наоборот, действует приветливо и умиротворяюще. Давно замечено: когда человек, который прожил всю свою жизнь при тоталитарном режиме, оказывается в стране, где люди чувствуют себя свободно, он сначала задается вопросом, почему все вокруг него улыбаются друг другу и ему тоже. Путешественник, привыкший к тому, что вокруг никто не улыбается, и, если он улыбается, он заискивает в первые дни, думает, что они чего-то хотят от него. В то же время у человека более высокие моральные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий [3].Ученые потратили много сил и времени на понимание проблемы общности и различий в мотивации поведения людей и животных. Оба они, несомненно, имеют много общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить какие-либо заметные мотивационные различия между животными и людьми. Существует также ряд потребностей, для которых вопрос о фундаментальных различиях между людьми и животными представляется однозначным и определенно не решаемым, то есть спорным. Это потребности в общении (контакты с самим собой и другими живыми существами), альтруизм, доминирование (мотив власти), агрессивность. Их элементарные черты можно наблюдать у животных, и до сих пор не совсем ясно, передаются ли они людям по наследству или приобретаются ими в результате социализации. У человека также есть определенные социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя найти ни у одного из животных. Это духовные потребности, потребности, которые имеют моральную и ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей. Одной из основных проблем психологии является выяснение вопроса о том, какие из потребностей человека являются определяющими в поведении, а какие подчинены [4].Таким образом, человек по своим психологическим качествам и формам поведения представляется социальным и естественным существом, частично похожим, частично отличающимся от животных. В жизни его природные и социальные принципы сосуществуют, сочетаются, а иногда и конкурируют друг с другом. Для понимания истинного определения человеческого поведения, вероятно, необходимо принять во внимание и то, и другое.До сих пор в наших политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы в основном учитывали социальный принцип, и человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным т.е. биологическое существо не только в смысле органических потребностей, но и в его поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека, вероятно, заключалась в том, что в социальных планах перестройки общества учитывался только высший духовный принцип в человеке, а его животное происхождение игнорировалось.Необходимо сделать заключение курсовой работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое[1].До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.Отличия сознания человека от психики животного заключаются в следующем:Человек не остается равнодушными к тому, что происходит вокруг;Сознание является социальным по своему происхождению;Речь человека, возникшая в процессе совместного выполнения трудовых действий содействовала появлению сознания;Коллективный труд отличает человека от животного;Животные живут по биологическим законам;Язык животных принципиально отличается от языка человека;Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от этой конкретной ситуации и предвидеть последствия;Деятельность животных инстинктивнаТаким образом, можно заключить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Действительно, существуют отличия сознания человека от психики других животных. Список используемой литературыАнцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2015, – 450 с.;Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: 2015 г.;Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф., Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, – М.: Новое знание, 2015, – 640с.;Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, – 440с.Годфруа Ж. “Что такое психология”, М., 1996.С. 34-36, 41 с.;Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., Черо-Юрайт, 2001.Дольник В.Р. “Вышли мы все из природы”, М., 1996.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 2003 -672с.Немов Р.С. “Психология” том 1, М., 1999. С. 110-112,125-129.Немов Р.С. Психология. Т. 1. М., Владос, 1999.Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015, – 639 с.Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.Психология личности. Тексты. М., 1982. Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48--54.Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.--T.I.-- М., 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146--156.)Рогов Е.И. “Общая психология.Курс лекций”, М.,1999. C.36-39,40-42.Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. М., Академия, 1999.Столяренко Л.Д., С.И.Самыгин 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ. Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 1976. Развитие психики животных (онтогенез): 88-171. Эволюция психики от элементарных живых существ до человека: 172-283.Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. / Под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович. М., Владос, 1998.Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. ? М., Просвещение, 1987.Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.05.2020).

Список используемой литературы
1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2015, – 450 с.;
2. Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: 2015 г.;
3. Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф., Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, – М.: Новое знание, 2015, – 640с.;
4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, – 440с.
5. Годфруа Ж. “Что такое психология”, М., 1996.С. 34-36, 41 с.;
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., Черо-Юрайт, 2001.
7. Дольник В.Р. “Вышли мы все из природы”, М., 1996.
8. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь 2003 -672с.
9. Немов Р.С. “Психология” том 1, М., 1999. С. 110-112,125-129.
10. Немов Р.С. Психология. Т. 1. М., Владос, 1999.
11. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015, – 639 с.
12. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.
13. Психология личности. Тексты. М., 1982. Характер и социальный процесс (Э.Фромм): 48--54.
14. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.--T.I.-- М., 1989. (Развитие поведения и психики животных: 146--156.)
15. Рогов Е.И. “Общая психология.Курс лекций”, М.,1999. C.36-39,40-42.
16. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. М., Академия, 1999.
17. Столяренко Л.Д., С.И.Самыгин 100 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ОТВЕТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ. Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001
18. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М., 1976. Развитие психики животных (онтогенез): 88-171. Эволюция психики от элементарных живых существ до человека: 172-283.
19. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. / Под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю. Федорович. М., Владос, 1998.
20. Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. ? М., Просвещение, 1987.
21. Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.05.2020).




Вопрос-ответ:

Какие основные различия между сознанием человека и психикой животных?

Сравнение психики людей и животных позволяет выделить следующие основные различия. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, в то время как человек способен абстрактно мыслить и строить сложные цепочки рассуждений. Также, сознание человека охватывает больший спектр эмоций и позволяет осознавать свои мысли и чувства.

Какие признаки отличают сознание человека от психики животных?

Сознание человека отличается от психики животных по ряду признаков. Человек способен осознавать и анализировать свои мысли, чувства и восприятия, в то время как у животных процессы психики обычно ограничены непосредственным восприятием окружающего мира. Кроме того, сознание человека позволяет ему абстрактно мыслить и строить сложные цепочки рассуждений, что также является важным отличием от психики животных.

Есть ли история развития представлений об интеллекте животных?

Да, история развития представлений об интеллекте животных имеет долгую историю. В течение многих веков люди интересовались вопросом о способностях животных и доказательствами их интеллекта. В разные периоды времени различные научные и философские школы выдвигали свои гипотезы и теории относительно психики животных.

Что можно сказать о сравнении сознания человека и психики животных?

Сравнение сознания человека и психики животных позволяет выявить несколько важных различий. Во-первых, животные могут действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, в то время как человек способен абстрактно мыслить и учитывать сложный контекст. Во-вторых, сознание человека охватывает больший спектр эмоций и позволяет осознавать свои мысли и чувства. Также, человек обладает способностью к языку и общению, позволяющим ему передавать информацию и строить сложные социальные структуры. Все эти различия отделяют сознание человека от психики животных.

Чем отличается сознание человека от психики животных?

Отличие сознания человека от психики животных заключается в том, что сознание человека обладает более развитыми когнитивными способностями, он способен к абстрактному мышлению, рефлексии и самосознанию. В отличие от животных, у человека сознание сопряжено с языком, что позволяет ему передавать информацию и осуществлять сложные формы коммуникации.

Как развивались представления об интеллекте животных?

История развития представлений об интеллекте животных начинается в древности, когда люди приписывали животным человекоподобные черты и свойства. В средние века появились идеи об интеллекте и разуме животных, но они были скептически восприняты научным сообществом. В XIX-XX веках появилось много научных исследований, которые позволили лучше понять способности животных и их уровень интеллекта.

Чем отличается сознание человека и психика животных?

Сознание человека отличается от психики животных тем, что сознание человека является более сложным и развитыми явлением. В отличие от животных, у человека есть возможность осознавать свои мысли, эмоции и ощущения, а также рефлектировать и анализировать свои действия. Психика животных, в свою очередь, ограничена и связана с непосредственной реакцией на окружающую среду.

Какие основные различия между психикой людей и животных?

Сравнение психики людей и животных позволяет выделить несколько основных различий. 1) Психика животных ограничена ситуацией, которую они воспринимают непосредственно, в то время как человек способен мыслить абстрактно и постигать сложные ситуации. 2) Человек имеет возможность осознавать свои мысли, эмоции и ощущения, тогда как животные не обладают таким уровнем самосознания. 3) Человек способен к сложной коммуникации с использованием языка, что является важным отличием от психики животных.

Какие основные различия между сознанием человека и психикой животных выделены в статье?

Статья выделяет следующие основные различия: животное может действовать только в рамках воспринимаемой непосредственно ситуации, в то время как у человека есть способность к абстрактному мышлению, умение видеть причинно-следственные связи, планировать свои действия и т.д.

Какие теоретические основы выделены в статье в отношении отличия сознания человека от психики животных?

В статье описаны три основные теоретические основы: история развития представлений об интеллекте животных, понятие сознания человека и психики животных, а также сравнение сознания человека и психики животных.

Какие исторические этапы развития представлений об интеллекте животных описаны в статье?

В статье описываются различные исторические этапы, начиная с представлений древнейших цивилизаций, через идеи античности и средневековья, до современных научных исследований. Особое внимание уделено трудам ученых XVIII-XX веков, которые стали основой для современной психологии животных.