Предпосылки проведения петровских реформ в области образования
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 18 + 18 источников
- Добавлена 14.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Государственная политика в области образования 5
1.1 Система образования накануне петровских реформ 5
1.2 Государственная политика в области образования 10
Глава 2. Становление системы российского образования 16
2.1 Образование Российской империи 16
2.2 Реформы власти, быта и культуры 20
Заключение 28
Список литературы 31
В результате этих изменений в 1722 году был образован институт прокуратуры. П. И. Ягужинский был назначен на должность генерального прокурора, и ему были подчинены Сенатская канцелярия и прокуратура центральных учреждений. Его задачей было раскрыть преступления и предотвратить их; он имел право принимать участие в обсуждении любого вопроса, мог указать на его незаконность, потребовать рассмотрения вопроса и даже приостановить решение Сената.В 1720 году был создан первый магистрат, который предназначался для руководства деятельностью городских магистратов, создание которых было обусловлено интересами развития промышленности и торговли. Городские магистраты избирались населением города в соответствии с определенной имущественной квалификацией, для ведения дел города. В 1721 году был введен Устав магистрата, который содержал следующие положения: «во всех городах установить приличных магистратов, снабдить их хорошими уставами, видеть, что есть справедливость, установить хорошую полицию, и умножить купцов и мануфактур». По этому уставу городское население делилось на три гильдии: простые люди первой гильдии-их представляли знатные купцы, золотых дел мастера, ювелиры, иконописцы, живописцы и т.д; обычные люди второй гильдии-это в основном мелкие торговцы, мастера - ремесленники; в третью гильдию входила масса населения, лишенного права участвовать в городском самоуправлении, - люди, работающие на каторжных работах и т.д.Таким образом, мы можем видеть, как общая модель правления была перенесена на местный уровень; с тем главным отличием, что городское правительство было избрано. Возможно, если бы этот момент был развит, он мог бы выйти на национальный уровень; таким образом, Петр передал экономическую инициативу элите города, так как эта реформа была проведена вместе с другими, чтобы наполнить городскую казну и развить промышленность. В начале семнадцатого века. Осуществление административных реформ, завершилась регистрация абсолютизма в России. Теперь в руках монарха была реальная сила. Ощущение пустоты под властью, которое Петр остро испытывал в начале своего царствования, прошло. Петр видел его реальную, структурированную, оказанную поддержку, хотя и не совсем еще, но в более последовательной форме: чиновники, регулярная армия, сильный флот; органы политического расследования были в распоряжении Царя для неограниченного и бесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя очень четко выражалась в военном уставе, статье 10, которая гласила: «Его величество, есть самодержавный монарх, который никому в мире не обязан отвечать за свои дела, но также имеет власть и власть над государством и землей, как христианский государь, чтобы управлять волей и благословением». Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны утвердилась в духовных постановлениях: «Власть монархов самодержавна, которой сам Бог повелевает повиноваться». Принятие Петром I титула императора было не только нынешним выражением, но и подтверждение установившегося в России абсолютизма. Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии, предполагает определенный уровень товарно-денежных отношений и хорошее развитие промышленности в стране. Выполнение первых из этих условий создает предпосылки для финансирования растущей военной и гражданской бюрократии, вторых - служит материальной основой для развития регулярной армии и флота. Абсолютная монархия представляет в первую очередь интересы дворянства. Но учитывая эти условия, в своей повседневной политике необходимо было принимать решения, укрепляющие позиции торговцев и промышленников. Среди преобразований Петра - духовная реформа. Петр хорошо знал историю властной борьбы отца с патриархом Никоном, а также знал отношение духовенства к его преобразованиям. В то время Патриархом на Руси был Адриан. Отношения между Петром и Патриархом были явно натянутыми. Петр прекрасно понимал желание Церкви восстановить свою светскую власть- это и привело к событиям, происходившим в этой области.В 1700 году умер Патриарх Андриан, но царь не спешил избирать нового патриарха. Управление церковными делами перешло к Рязанскому митрополиту Стефану Яворскому, который был объявлен хранителем патриаршего престола. Хотя в лице Яворского Петр не видел в лице Яворского активного сторонника, но, по крайней мере, Яворский не очень яростно выступал против политики Петра. Петру пришлось начать борьбу с инакомыслием. Диссиденты, обладая большим богатством, отказывались принимать участие в общих задачах: поступить в армию или на государственную службу. Петр нашел решение этой проблемы - он наложил на них двойной налог. Диссиденты отказались платить - вспыхнула борьба. Инакомыслящие были казнены, сосланы или выпороты.Петр стремился оградить себя от влияния Церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права Церкви и ее руководителя: был создан совет епископов, который периодически заседал в Москве, а затем, в 1711 году, после создания Синода, глава Церкви утратил последние штрихи независимости. Таким образом, Церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение Церкви простому руководящему органу невозможно. А в 1721 году был создан Священный Синод, отвечающий за дела Церкви. Синод был поставлен в один ряд с Сенатом, выше всех других коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры коллегии. Синод состоял из 12 членов. Синод возглавляли председатель, 2 вице-председателя, 4 советника, 5 Асессоров. В 1722 имена были изменены. Председателем Синода был назначен Стефан Яворский. После смерти Яворского его обязанности выполнил Феофан Прокопович, человек, который, по мнению Петра, был умен и образован. Он знал Петра давно, с 1716 года, когда царь заметил этого молодого и красноречивого проповедника и вызвал его в Петербург. С этого момента Феофан Прокопович стал активным помощником царя в разработке ряда новых реформ. С кафедры он отстаивал идеи и чаяния преображающего царя. По указу от 25 января 1721 года. Синод был основан, и уже 27 января предварительно созванные члены Синода принесли присягу, а 14 февраля 1721 г. там был большой проем. Духовные постановления для управления Синодом были написаны Феофаном Прокоповичем и исправлены и утверждены царем. Духовное постановление - законодательный акт, определяющий функции, права и обязанности Синода и его членов в управлении Русской Православной Церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь теперь полностью подчинялась светской власти. Даже тайна исповеди была нарушена. Указом Синода от 26 марта 1722 года все священники обязаны были уведомить власти о намерении исповедника совершить измену или мятеж. В 1722 году церковная реформа была завершена с созданием Главной прокуратуры Синода. Таким образом, церковь утратила свою самостоятельную политическую роль и стала неотъемлемой частью бюрократического аппарата. Неудивительно, что подобные нововведения вызывали недовольство духовенства, по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах. Изменился не только облик церковного управления, но и радикальные изменения внутри Церкви. Петр не благоволил ни к «белым», ни к «черным» монахам. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расходы финансов в этой области, сказав, что покажет монахам путь к святости не осетриной, медом и вином, а хлебом, водой и трудом на благо России. По этой причине монастыри облагались определенными налогами, к тому же им приходилось делать: столярное дело, иконопись, прядение, шитье и так далее - все то, что не было противопоказано монашеству. Таким образом, Петр I устранил угрозу покушения на духовную власть мирянина и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь была частью опоры, на которой стояла абсолютная монархия.Реформы Петра Великого касались различных сфер общества. В 1699 году Петр издал указ об изменении календаря. Ранее хронология базировалась на византийском календаре: новый год начинался 1 сентября. С 1699 года Новый год должен был начаться 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала большое недовольство, так как раньше хронология велась от сотворения мира, а с точки зрения нового пути 1700 год должен был наступить только через 8 лет. В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другой указ запрещал ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701 году либеральный дух нового царствования выразился в ряде указов: запрещалось становиться на колени при появлении государя; зимой, проходя мимо Дворца, класть голову с обнаженной головой. В 1702 году настал черед реформы семейной жизни: делались попытки обеспечить брак более сильными моральными гарантиями. Побывав во Франции, Петр I издает указ о гостеприимстве. Положение женщин в обществе резко меняется. Петр пытался внедрить его в современную социальную жизнь, подобно Западу, чтобы обеспечить высшие круги новыми формами обращения.ЗаключениеУспешное развитие России было просто невозможно без распространения светских знаний в области образования и науки. К концу XVII века светского образования практически не существовало. Первыми высшими учебными заведениямибыли светская и духовная академии-Киево-Могилевская и Славяно-Греко-Латинская, где обучение носило церковный характер. Петр I понял, что учеба в греко-латинской академии далека от настоящей науки современности, которая нужна ему для решения бытовых проблем.Поэтому Петр I предпринимал попытки обучать русских за границей. В Нидерландах, Франции, Дании, Италии, Англии молодежь обучалась мореплаванию, кораблестроению, медицине и архитектуре. Были приглашены и иностранные специалисты, но всех этих мер оказалось недостаточно для создания полноценной системы образования.Рост промышленности, строительства, торговли, развития судостроения и мореплавания, а также активные военные действия, проводимые Россией в этот период, требовали не только образованных людей, но и квалифицированных специалистов.Подготовка специалистов требовала открытия школ, колледжей, академий. К началу XVIII века существовало уже три вида школ: епархиальная, числовая и гарнизонная. Они отличаются друг от друга по составу учащихся и целям обучения. Все эти факты указывают на то, что российское общество нуждалось в начальном образовании, и поэтому государственная политика Петра была направлена на создание светских и духовных школ. Они действовали во многих городах – Твери, Ярославле, Воронеже. НижниемНовгороде, Костроме.С организацией начального образования были открыты первые профессиональные училища, в которых готовились специалисты в различных областях знаний. Среди них были московские артиллерийские, инженерные и медицинские училища, военно-морская академия, хирургическое училище, в Петербурге, были горно-промышленные училища на Урале, одновременно правительство приняло меры по формированию образованного духовенства, в рамках которого была создана духовная академия.Первым и важнейшим профессиональным учебным заведением была основанная в 1701 году в Москве школа математических наук мореплавания, которая готовила специалистов для флота. Мореходная школа имела большое значение, и в одном из своих писем Адмиралу Апраксину он писал: "не только в море нуждается школа сея, но и артиллерия и инженерная."Особое внимание следует обратить на то, что выпускники навигационной школы многое сделали для русской науки и для создания в России системы светского образования .В августе 1715 года Петр издал указ о переводе Мореплавательной школы из Москвы в Петербург, а 1 октября был подписан указ о создании Морской академии. Петр I лично составлял инструкции, по которым следует проводить обучение в Академии, по указанию главного отдела изучались специальные науки: артиллерия, навигация, фортификация, а также практические занятия по кораблестроению.Растущая потребность в персонале вызвала необходимость в 1712 году открыть инженерное училище в Москве. Число студентов колебалось от 100 до 150. Выпускники артиллерийского училища получили возможность продолжить обучение в военно-морской академии, где была специально организована инженерная компания.Образование Академии наук имело большое значение для науки в России. Первая попытка организации Академии Наук была предпринята в 1718 году, но она не увенчалась успехом, и только в 1725 году Петр подписал указ о ее создании. Петр пригласил на работу известных западноевропейских ученых. Развитие науки мотивировалось военными, политическими и экономическими потребностями. Распространение научных знаний было поставлено в ранг государственной службы на благо Отечества.Подводя общий итог исследований, следует подчеркнуть, что проблемы качества образования на рубеже тысячелетий заставили нас обратиться к положительному историческому опыту царя-реформатора. На основании исторических документов и материалов можно утверждать, что усилиями Петра I и его сподвижников было сформировано и развито не только общее и профессиональное образование, но и его система.Список литературыПолное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том V. 1713- 1719. / СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - 781 с.Русский быт в воспоминаниях современников. XVIII век. - М.: Астрель, 2012. - 703 с.Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX века) / И.Алешинцев. - СПб.: Издание О.Богдановой, 1912. - 361 с.Алёхин Н.А. Развитие военно-педагогической мысли в России в XVIII веке: Дис. канд. пед. yаук/ Н.А.Алёхин - М., 1995. - 114 с.Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа /Н.И.Алпатов. - М.:Учпедгиз, 1958. - 244 с.Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века / М.Богословский. - М.: Типография Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. - 52 с.Будрин В.И. Горнозаводские школы Урала в ХУШ - начале XIX века/В.И.Будрин// Материалы II научной конференции по истории Екатеринбурга - Свердловска. - Свердловск, 1959. С. 45-98.Будрин В.И. Предшественники Уральского училища /В.И.Будрин// Сто лет горнотехнической школы на Урале. - Свердловск, 1948. С. 14-37.Веселаго Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса / Ф.Веселаго. - СПб., 1852. - 379 с.Гребенкин А.Н. Военно-учебные заведения в России в начале XVIII века/А.Н.Гребёнкин//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №10(18), 2012Давыдов Ю.С. Реформы российского образования/Ю.С.Давыдов. - Издательство: МПСИ , 2005 г. - 92 с.Демков М. И. История русской педагогии: Новая русская педагогия, XVIII-й век /М.И.Демков.-Ревель: Гимназия, 1896. - 146 с.Пекарский П. П. История Императорской академии наук в Петербурге. Т. 1./П.П.Пекарский. - СПб., 1870. - 774 с.Русский государственный исторический архив (РСЯ), Ф. 796 бюро Синода, ОП. 1, Д. 668, Л. 79-80, 106-19.Рушанин В.Я. Начальное образование и грамотность населения Урала в первой половине XIX века / В.Я.Рушанин//Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2006 №1(9).Татищев В.Н. "История Российская с самых древнейших времен" книги 1-5, / Татищев В.Н. - М., 1768-1848, книги 1-5Устюгов Н.В. Научное наследие. Экономическое развитие, классовая борьба и культура в Русском государстве в XVII в. /Н.В.Устюгов. - М.: Наука, 1974. - 259 с.Фиапшев Б. Х. Диалектика российского образования: моногр. в двух т. Т.1 / Б. Х. Фиапшев, Т. А. Фиапшева, А. Б. Фиапшев. - Ростов н/Д. :Ростиздат, 2007. - 480 с.
1. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Том V. 1713- 1719. / СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - 781 с.
2. Русский быт в воспоминаниях современников. XVIII век. - М.: Астрель, 2012. - 703 с.
3. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX века) / И.Алешинцев. - СПб.: Издание О.Богдановой, 1912. - 361 с.
4. Алёхин Н.А. Развитие военно-педагогической мысли в России в XVIII веке: Дис. канд. пед. yаук/ Н.А.Алёхин - М., 1995. - 114 с.
5. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа /Н.И.Алпатов. - М.:Учпедгиз, 1958. - 244 с.
6. Богословский М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века / М.Богословский. - М.: Типография Г.Лисснера и Д.Совко, 1906. - 52 с.
7. Будрин В.И. Горнозаводские школы Урала в ХУШ - начале XIX века/В.И.Будрин// Материалы II научной конференции по истории Екатеринбурга - Свердловска. - Свердловск, 1959. С. 45-98.
8. Будрин В.И. Предшественники Уральского училища /В.И.Будрин// Сто лет горнотехнической школы на Урале. - Свердловск, 1948. С. 14-37.
9. Веселаго Ф. Очерк истории морского кадетского корпуса / Ф.Веселаго. - СПб., 1852. - 379 с.
10. Гребенкин А.Н. Военно-учебные заведения в России в начале XVIII века/А.Н.Гребёнкин//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №10(18), 2012
11. Давыдов Ю.С. Реформы российского образования/Ю.С.Давыдов. - Издательство: МПСИ , 2005 г. - 92 с.
12. Демков М. И. История русской педагогии: Новая русская педагогия, XVIII-й век /М.И.Демков.-Ревель: Гимназия, 1896. - 146 с.
13. Пекарский П. П. История Императорской академии наук в Петербурге. Т. 1./П.П.Пекарский. - СПб., 1870. - 774 с.
14. Русский государственный исторический архив (РСЯ), Ф. 796 бюро Синода, ОП. 1, Д. 668, Л. 79-80, 106-19.
15. Рушанин В.Я. Начальное образование и грамотность населения Урала в первой половине XIX века / В.Я.Рушанин//Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2006 №1(9).
16. Татищев В.Н. "История Российская с самых древнейших времен" книги 1-5, / Татищев В.Н. - М., 1768-1848, книги 1-5
17. Устюгов Н.В. Научное наследие. Экономическое развитие, классовая борьба и культура в Русском государстве в XVII в. /Н.В.Устюгов. - М.: Наука, 1974. - 259 с.
18. Фиапшев Б. Х. Диалектика российского образования: моногр. в двух т. Т.1 / Б. Х. Фиапшев, Т. А. Фиапшева, А. Б. Фиапшев. - Ростов н/Д. :Ростиздат, 2007. - 480 с.
Вопрос-ответ:
Каковы предпосылки проведения петровских реформ в области образования?
Предпосылками проведения петровских реформ в области образования было стремление Петра I к модернизации России, внедрению западных ценностей и технологий. Петр I считал, что образование играет ключевую роль в развитии государства и его экономики, поэтому стремился улучшить качество образования и сделать его более доступным для населения. Также важным фактором являлись потребности империи в высококвалифицированных специалистах для государственной службы и промышленности.
Какая была государственная политика в области образования накануне петровских реформ?
Накануне петровских реформ государственная политика в области образования была малоразвита. Образование было доступно только представителям знати и духовенства, остальное население оставалось неграмотным. Основными учебными заведениями были церковные школы и гимназии. Они предоставляли образование в основном для благородных и церковных семей, а простые люди были лишены такой возможности. Государство оказывало минимальную поддержку образованию и не интересовалось его развитием.
Какова была государственная политика в области образования в период петровских реформ?
В период петровских реформ была проведена радикальная государственная политика в области образования. Пётр I сделал образование одной из самых важных сфер государства и учредил новые образовательные учреждения. Были созданы петербургская академия и университет, проведена реорганизация гимназий и создание школ для простого населения. Благодаря этим реформам образование стало более доступным и разнообразным. Государство стало активно поддерживать и финансировать образовательные учреждения, а также привлекать иностранных ученых и педагогов.
Какие предпосылки привели к проведению петровских реформ в области образования?
Предпосылки проведения петровских реформ в области образования были связаны с необходимостью модернизации и развития России, Петром I. Он признал, что для успешного развития страны необходимо образование, поэтому были предприняты меры по реформированию системы образования.
Как изменилась система образования накануне проведения петровских реформ?
Накануне петровских реформ система образования была несовершенной и отсталой. В основном образование было доступно только дворянству и духовенству, при этом качество образования оставляло желать лучшего. Было недостаточно школ и учебных заведений, а образование не соответствовало современным требованиям.
Какая государственная политика была проведена в области образования России перед петровскими реформами?
Перед петровскими реформами в области образования России была проведена политика ограниченного и элитарного доступа к образованию. Образование было доступно только определенным слоям общества, преимущественно дворянству и духовенству. Это создавало неравенство в доступе к знаниям и сдерживало развитие страны.
Как происходило становление системы российского образования после проведения петровских реформ?
После проведения петровских реформ началось становление системы российского образования. Были созданы новые школы и учебные заведения, введены новые программы обучения. Образование стало доступным не только дворянству и духовенству, но и другим слоям общества. Качество образования также улучшилось.
Какие реформы были проведены властью в области быта и культуры перед петровскими реформами?
Перед петровскими реформами властью были проведены реформы в области быта и культуры. Были введены новые законы и нормы, направленные на модернизацию общественной жизни и приближение России к западным странам. Были изменены одежда, прическа, обычаи и традиции. Это создало основу для последующих реформ в образовании и других областях жизни.
Какая была государственная политика в области образования перед петровскими реформами?
Перед петровскими реформами государственная политика в области образования была недостаточно развитой. Существовала система церковных школ, но они были недоступны большинству населения. Государство не проявляло серьезного интереса к образованию и не оказывало достаточной поддержки школам и учебным заведениям.
Что предшествовало проведению петровских реформ в области образования?
Перед проведением петровских реформ в области образования предшествовали определенные социально-экономические и политические факторы. Россия сталкивалась с необходимостью модернизации и приведения своей системы образования в соответствие с западными стандартами. Петр I видел в развитии образования необходимость для создания сильной и прогрессивной государственности.
Каким образом формировалась система образования в Российской империи?
Система образования в Российской империи формировалась поэтапно. В начале существовала система церковных школ, но она была недостаточно развита и доступна только ограниченному кругу людей. В 18 веке были созданы гимназии, училища и университеты, что способствовало расширению доступа к образованию. К началу 19 века в России существовала система образования, включающая школы разного уровня и высшие учебные заведения.