Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 20.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ГЛОССАРИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6
1.1. РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ РЕБЕНКА В ОНТОГЕНЕЗЕ 6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИЗАРТРИИ КАК РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ 14
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
2.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 19
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Фрагмент для ознакомления

С точки зрения артикуляционной позиции процесс звукопроизношения рассматривается как готовность артикуляционных органов реализовывать тонкие дифференцированные движения, принимающие участие в акте речепроизводства[Архипова, 2008, с. 103].Наличие органических нарушений иннервации мышц органов артикуляции в результате гиперкинезов, неврологических симптомов, гипертонуса и гипотонуса мышц языка препятствуют формированию правильных кинестезий (двигательных актов), влияющих на становление звукопроизношения, что в свою очередь мешает правильному формированию фонематических процессов. Существующая взаимозависимость артикуляционных и акустических процессов является причиной стойкости нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией.Л.В. Лопатина по результатам исследований приводит цифровые показатели полиморфности дефектов произношения у детей со стертой дизартрией:- нарушение двух фонетических групп звуков - 16,7%;- нарушение трех фонетических групп звуков - 43,3%;- нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков - 40% [16].И.Б. Карелина также в своих исследованиях подтверждает полиморфность нарушений звукопроизношения.О.Ю. Федосова связывает особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией с фонетическим окружением.Исследования многих авторов подтверждают связь звукопроизносительных расстройств с отклонениями акустического восприятия (Е.Г. Корицкая, В.С. Минашина, Е.Ф. Соботович и др.). Анализируя результаты исследования разных авторов фонетико-фонематическая сторона речи детей с дизартрией имеет следующие характерные нарушения:- наиболее трудны в произношении твердые свистящие звуки, для которых чаще всего характерно межзубное произношение, реже - губно-зубное или призубное,- аналогичные нарушения отмечаются в группе шипящих звуков, могут отмечаться замены искаженными свистящими звуками,- нарушения аффрикат чаще проявляется в замене звука [ц] на на [с'] или искаженное [с], реже заменяется звук [ч] на [т'] или искажается, звук [щ] - заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с'],- среди нарушений соноров отмечается чаще искажение звука [л], которое реализуется как губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм, звук [л'] заменяется на [j], часто звук [л] отсутствует в речи детей,- нарушение произношения звуков [р], [р'] характеризуется велярным произношение, иногда [р'] заменяется звуком [j],- заднеязычные [г] и [к] заменяются на [т] и [д] или отсутствуют,- нарушения произношения твердых переднеязычных [т] и [д] проявляется как межзубное произношение, сходное с межзубным произношением свистящих и шипящих,- неточности произношения мягких переднеязычных звуков [т'], [д'] выражаются в боковом произношении, сходным с боковым сигматизмом,- отмечается смягченное произношение всех согласных звуков, как следствие повышенного (спастичного) напряжения средней части спинки языка,- твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушаются чаще, чем мягкие согласные звуки,- глухие и звонкие пары звуков в нарушены одинаково, - чаще нарушения звукопроизношения зависят от позиции звука в слове, больше нарушений проявляется в середине слова и в безударном слоге,- сложности воспроизведения вызывают слова со стечением согласных, чаще один согласный звук в слоге выпадает,- неточное звучание гласных звуков, так часто звук [у] из-за нарушения деятельности окологубных мышц сходен по звучанию со звуком [о], звук [и] подобен [э], также проявляются замены на гласные, близкие по артикуляции [а = о], [о = у], [э = и], - отклонения слухового восприятия, которые проявляются в сложности различение близких по звучанию слов, трудности при подборе картинок на заданный звук, узнавание слогов, отличающихся одним звуком и т. д. Таким образом, наличие особенностей звукопроизносительной стороны речи оказывает влияние на формирование слухового восприятия и контроля. Сформированность фонематического анализа и синтеза находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия. У детей с дизартрией нечеткие артикуляторные образы влияют на развитие акустической дифференциации звуков. Речедвигательный анализатор при данном виде речевого нарушения тормозит процесс восприятия речи, приводя к вторичным нарушениям фонематических процессов, что в свою очередь способствует стойкому проявлению звукопроизносительных неточностей (особенно искажений звуков) в речи данной категории детей.Речь детей с дизартрией имеет определенные особенности, которые обусловлены нарушениями артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Неточности произносительной стороны речи являются ведущими (первичными) и влекут за собой нарушения фонематических процессов, а также нарушений речи в целом.Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи, к которому относится дизартрия, обеспечивается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Содержание образования и условия его организации отражены в Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под редакцией Л.В. Лопатиной). Цель, коррекционного раздела которой, является обеспечение достижений максимальной коррекции речевого нарушения, организации комплексности педагогического воздействия, направленного на выравнивание психофизического и речевого развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕПроведя теоретический анализ теории и практики логопедии, можно констатировать, что дизартрия – это речевое нарушение, при котором в следствии недостаточной иннервации мышц органов речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного) наиболее пораженными являются звукопроизношение, голосообразование и просодика. Структуру дефекта при дизартрии составляют органические повреждения речедвигательных механизмов центральных и периферических отделов нервной системы. Уровень развития звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии значительно ниже возрастной нормы.У детей проявляются нарушения артикуляционной моторики, звукопроизношения, несформированность фонематического восприятия, анализа и синтеза. Следовательно, для формирования данных компонентов речи дошкольникам со стертой формой дизартрии необходима систематическая длительная коррекционная помощь.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевом нарушении – дизартрии. Дизартрия представляет собой речевое нарушение, обусловленное органическим поражением моторных отделов коры головного мозга, которое проявляется в недостаточной иннервации мышц периферического речевого аппарата. Наиболее уязвимыми отделами стали артикулирование, голосообразование, речевой выдох. В звукопроизношении детей со стертой формой дизартрии отмечаются многочисленные искажения, смешения, отсутствие звуков.Артикуляционная моторика детей данной категории не сформирована, отмечаются нарушения мышечного тонуса, ограниченный объем движений,трудности припереключении с одного движения на другое, при удержании артикуляционной позы, при чередовании движений. Нарушена как кинетическая, так и кинестетическая основа артикуляционных движений.Учитывая онтогенетическую взаимосвязь становления звукопроизношения и фонематического восприятия, необходимо отметить его несформированность у детей с дизартрией. Фонематические процессы не развиты. Дети испытывают трудности при дифференциации твердых и мягких, глухих и звонких звуков, нарушена дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков, звуковой анализ и синтез.Кроме речевых особенностей у детей с дизартрией отмечаются нарушения формирования эмоционально-волевых качеств, поведения, познавательной активности. Таким образом, категория детей со стертой дизартрией относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, для обучения которых необходимо создавать особые образовательные условия.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: Астрель, 2010. 254 с.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. М.: Астрель, 2008. 319с. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 35-35Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 818-822Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.03. Екатеринбург, 1999. 235 с.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. 141 с.Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. С. 1347 – 1351Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство Пресс, 2003. 45 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. 64 с.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1997. 224 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 96 с.Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаев А.Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997. 54 с.Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом. Материал конференции в г. Петрозаводске // Дефектология. М. 1996. №1. С. 89-90.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. 1996. №5. С. 10-14Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальныхдизартрических расстройств // Дефектология. 2000. №1. С. 24 -20Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. М.: Шк. Пресса, 2007. 24 с.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. М.: РГБ, 2009. 158 с. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. СПб.: Союз, 2004. 190 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова. СПб.: СОЮЗ, 2000. 192 с.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». СПб., 2000. С. 177-182 Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. СПб., 1997Лыхенко Ю. В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2251-2255Павлов И. П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. Академии наук СССР, М. Л. 1951. 345 с.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. СПб., 2005. 224 с. Приходько О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. СПб: КАРО, 2012. 157 с.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст] // Дефектология. М., 1974. №4Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969. С. 114-155Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. М.; 2000. 80 с.Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. М.: Дрофа, 2009. 192 с.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркин. М.: Просвещение, 1989.223 с.: ил.Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии. М., 2009. 456 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М., 2000. 240 с.Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 13. С. 61-65.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. М.: АРКТИ, 2005. 240 с.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. М., 2004. 330 с.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959. 275 с. ПРИЛОЖЕНИЕОнтогенез усвоения звуковой стороны языка (по А.Н. Гвоздеву)ВозрастСлоговая структураУсвоение звуковой стороны языкаЗвукиСтечения согласных1 уровень предложения из аморфных предложенийОднословное предложение1 год 3 мес.– 1 год 8 мес.Слово из одного ударного слога или двух одинаковых слогов: «на-на», «ду-ду».Ударные гласные: А, О, У, И; согласные М, Р, Б, К, Г, Д’, Т’, Н’, П’, С’НетДвухсловное предложение1 год 8 мес.– 1 год 10 мес.двусложные слова, пропуск слога в трехсложных словах, чаще предударного: «бака» (собака).Х, Р, Й Чаще пропускается согласный звук в начале или конце словаНачинают появляться в середине некоторых слов: ЛЬК, СЬК, ПК, ЦЬКУсвоение грамматической структуры предложенияРост предложений до 3-4 слов. Первые формы слов1 год 10 мес. – 2 года1 мес.Продолжают пропускать слог в трехсложных словах, в основном предударный: «моток» (молоток); может сохраняться ритмический рисунок в четырехсложных словах.К 2 годам твердые: Н, Т, ДПропуск стечений согласных, замены одним звукомУсвоение флективной системы языка2 года 1 мес. – 2 года3 мес.В многосложных словах продолжают пропускать предударный слог, иногда приставки: «кусила» (укусила)Твердые С, Л, затем Ы, В, Р, З, Нарушена дифференциация артикуляторно близких звуков, их смешенияПоявляется в некоторых словах правильное произношение стечений,В целом не усвоеныУсвоение грамматической структуры предложенияУсвоение служебных слов2 года 3 мес. – 3 годаНарушена редко, в основном в незнакомых словах. Ч, Ш, Ж, Щ, твердый ЦЗавершается усвоение согласных звуковУсвоение морфологической системы русского языка3-4 года-Овладение звуковой стороной речи (верхние показатели нормы)Стечения согласных усвоено

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: Астрель, 2010. 254 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. М.: Астрель, 2008. 319с.
3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. 287 с.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 35-35
5. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 818-822
6. Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.03. Екатеринбург, 1999. 235 с.
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. 141 с.
8. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. С. 1347 – 1351
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. СПб.: Детство Пресс, 2003. 45 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
11. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
12. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. 64 с.
13. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1997. 224 с.
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.
15. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.
16. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 96 с.
17. Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаев А.Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997. 54 с.
18. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом. Материал конференции в г. Петрозаводске // Дефектология. М. 1996. №1. С. 89-90.
19. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.
20. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. 1996. №5. С. 10-14
21. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. 2000. №1. С. 24 -20
22. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. М.: Шк. Пресса, 2007. 24 с.
23. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. М.: РГБ, 2009. 158 с.
24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. СПб.: Союз, 2004. 190 с.
26. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. СПб.: СОЮЗ, 2000. 192 с.
27. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». СПб., 2000. С. 177-182
28. Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. СПб., 1997
29. Лыхенко Ю. В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2251-2255
30. Павлов И. П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. Академии наук СССР, М. Л. 1951. 345 с.
31. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. СПб., 2005. 224 с.
32. Приходько О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. СПб: КАРО, 2012. 157 с.
33. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст] // Дефектология. М., 1974. №4
34. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969. С. 114-155
35. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. М.; 2000. 80 с.
36. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. М.: Дрофа, 2009. 192 с.
37. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркин. М.: Просвещение, 1989. 223 с.: ил.
38. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии. М., 2009. 456 с.
39. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М., 2000. 240 с.
40. Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 13. С. 61-65.
41. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. М.: АРКТИ, 2005. 240 с.
42. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. М., 2004. 330 с.
43. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959. 275 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией?

Дети дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией могут иметь сложности с произношением звуков. Они могут испытывать затруднения с артикуляцией, способностью правильно формировать звуки во время речи. Это может привести к неразборчивости речи и затруднениям в общении.

Как развивается звукопроизношение у детей?

Звукопроизношение у детей развивается постепенно. В начале они могут произносить звуки не совсем точно, но по мере роста и развития моторики речевого аппарата, их артикуляция становится все более точной и четкой. Правильное звукопроизношение требует тренировки и практики, а также внимания со стороны родителей и речевого педагога.

Что такое псевдобульбарная дизартрия?

Псевдобульбарная дизартрия - это речевое нарушение, которое характеризуется затрудненным произношением звуков и нерегулярными ритмическими паттернами речевой мускулатуры. Она может быть вызвана различными причинами, такими как повреждение нервной системы или мышц, генетические факторы или другие медицинские условия. Дети с псевдобульбарной дизартрией могут иметь затруднения с координацией мышц, необходимых для правильного произношения звуков.

Какие особенности произношения характерны для детей 5-6 лет с дизартрией?

У детей 5-6 лет с дизартрией, произношение звуков может быть неразборчивым и иметь много ошибок. Они могут затрудняться с определенными звуками, такими как сибилянты (ш, ж, ц, с) или латеральные звуки (л, ль). Кроме того, дети с дизартрией могут испытывать трудности с модуляцией голоса, изменением интонации и ритма речи.

Какие вопросы рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются вопросы развития звукопроизношения у детей в онтогенезе и характеристика дизартрии как речевого нарушения.

Какие особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией?

Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией могут включать нечеткое произношение звуков, затруднения с артикуляцией, изменение темпа и интонации речи. Эти дети могут также испытывать затруднения в контроле голоса и неправильное ритмическое дыхание.

Как развивается звукопроизношение у детей дошкольного возраста?

Звукопроизношение у детей дошкольного возраста развивается постепенно. В начале дети издавали простые звуки, затем начинают появляться слоги и слова. К 4-5 годам у детей должен быть сформирован весь набор звуков родного языка.

Какие особенности проявляются при дизартрии у детей 5-6 лет?

У детей 5-6 лет с дизартрией могут наблюдаться затруднения в артикуляции звуков, неправильное произношение слов и предложений, нечеткость речи, отсутствие нужной сили в голосе и другие нарушения. Они могут испытывать трудности в контроле дыхания и интонации.