Психологическое исследование трех (детских) возрастов
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 07.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияние на личность ребенка 10
1.1 Детско-родительские отношения в психологии 10
1.2 Психологические особенности личности в дошкольном возрасте 19
2. Психологическое исследование детско-родительских отношений в дошкольном возрасте 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Анализ полученных результатов 28
2.3 Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Дошкольникам был так же предложен опросник А.А.Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».Рисунок 10. Диаграмма мотивации успеха и боязнь неудач По результатам опросника дети из первой группы семей с авторитетным стилем воспитания показали наиболее высокие результаты, где мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При позитивной мотивации ребенок, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности ребенка лежит уверенность и надежда на успех, потребность в достижении успеха. Эти дети обычно уверенны в себе и в своих силах, они ответственны, инициативны и активны, их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. У детей авторитетных родителей преобладают качества успешной личности. Во второй и третьей группах семей, где преобладает авторитарный и либеральный стили воспитания результаты значительно ниже это результат негативной мотивации. При данном типе мотивации активность ребенка связана с потребностью избежать срыва, наказания, порицания, неудачи. В основе этой мотивации лежит идея игнорирования и идея негативных ожиданий. Начиная дело, ребенок уже заранее пугается возможной неудачи, думает об избежание этой гипотетической неудачи, а не о способах, которые приведут к достижению успеха. Дети, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. Ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. При негативной мотивации на успех из ребенка вряд ли вырастет успешный, самодостаточный человек. Детско – родительские отношения выступают главным фактором становления личности. Именно от стиля, характера воспитания в семье зависит, какой из малыша вырастет человек. Станет ли он успешной личностью или просто будет идти «по течению». По результатам экспериментального исследования родителей и детей, можно сделать следующие выводы: Детско – родительские отношения являются основным фактором становления личности. Именно от отношения к ребенку, от стиля воспитания в семье, зависит будущее малыша. 1. В семьях, где преобладает авторитетный стиль воспитания, где положительное отношение к ребенку вырастают инициативные, общительные, добрые уверенные в себе дети. Именно здесь родители, любят и понимают своих детей, предпочитают не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не бояться, лишний раз похвалить. Такие родители требуют от детей разумного поведения и стараются всячески помочь им, внимательно относясь к их запросам. Они проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, и с немотивированными вспышками гнева. Дети же, воспитывающиеся в этих семьях любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых норм поведения. Они более активны, решительны и уверены в себе, у них лучше развито чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить взаимоотношения со сверстниками. У таких детей высокая мотивация на успех, можно с уверенностью сказать что, именно эти дети станут успешными и многого добьются в жизни. 2. В семьях, где преобладает авторитарный стиль воспитания, где взрослые требуют безоговорочного послушания, вырастают раздражительные, конфликтные и не уверенные в себе дети. В этих семьях взрослые уверены, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, взрослые как правило, не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, они ограничивают его самостоятельность. Авторитарные родители лишают ребенка права возражать старшим, даже если ребенок прав, не обосновывают свои требования. Тотальный контроль над поведением ребенка – основа их воспитания, которое не идет дальше строгих запретов, выговоров и чаще – физических наказаний. Такие родители часто используют запугивание, угрозы как основное средство дисциплинарного воздействия. Эти родители исключают душевную близость с детьми, они сдержанны для похвалы, поэтому между взрослыми и детьми редко возникает чувство привязанности. Жесткий контроль крайне редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, чаще всего, очень слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Детям авторитарных родителей, как правило, тяжело устанавливать контакты со сверстниками из-за своей постоянной недоверчивости, настороженности и даже враждебности к окружающим. Такие дети обычно подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны. У этих детей низкая мотивация на успех, вряд ли они могут стать успешными и самодостаточными.3. В семьях где преобладает либеральный стиль воспитания, где родители отвергают ребенка и считают его маленьким неудачником обычно вырастают импульсивные и агрессивные дети . Как правило, в таких семьях родители не утруждают себя контролировать своих детей, позволяют им поступать, как тем заблагорассудится, не требуют от них ответственности и самоконтроля. Взрослые разрешают детям делать все, что им захочется, и даже не обращают никакого внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение. У детей же, как правило, проблемы с дисциплиной, зачастую их поведение становится просто неуправляемым. Родители в таких случаях обычно не понимают и не знают, что делать, приходят в отчаяние, неадекватно реагируют - грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять и физическое наказание. Они лишают детей родительского внимания, любви, и сочувствия. У детей в этих семьях, мотивация на неудачу, эти дети отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенность в себе и своих силах. На успешное становление личности влияют такие факторы как, авторитетный стиль воспитания, принятие ребенка таким, каков он есть, уважение личности ребенка, взаимопонимание. Только в тех семьях где, родители становятся ребенку другом, вырастает самодостаточная успешная личность. 2.3 Рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений1.Уважение к личности ребенка, он уже с раннего детства является полноценной личностью. Он имеет право на понимание и принятие, а также способность понимать и принимать других людей. 2. Поверте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок - единственный в своем роде. Не требуйте от ребенка исполнения придуманной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить свою жизнь самостоятельно. 3. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Замечайте сильные черты ребенка. Показывайте ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах. 4. Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и бесконтрольностью. Установите четкие рамки и запреты и разрешите ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. 5. Помните наказание не самый эффективный способ воспитания, наказание должно соответствовать поступку, ребенок должен знать, за что он наказан. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан. 6.Открытость и искренность. Дети легко распознают фальшь, поэтому не стоит предлагать им формальные трактовки собственных действий или искажать факты — нужно лишь адаптировать информацию с учетом их возраста. 7. Взаимное уважение друг к другу — не теряя своей авторитетной родительской позиции, быть доброжелательным и принимающим родителем, готовым обсуждать с ребѐнком то, что для него важно и актуально, 8. Принимайте и любите малыша такого, какой он есть, а не таким, каким хотели бы Вы его видеть. 9. Выступайте с позиции авторитета, будучи доброжелательным и готовым к сотрудничеству, но, не «скатываясь» в авторитарность или вседозволенность. 10. Оценивайте не личность, а поступок. Именно здесь чаще всего случаются самые серьѐзные ошибки родителей. Надо бы сказать «ты поступил плохо», оценивая поступок, но вместо этого часто говорят «ты плохой», оценивая личность ребѐнка. 11. Следите, чтобы поощрения преобладали над наказаниями. Отслеживайте не только промахи, но и достижения ребенка, не забывайте хвалить его, когда он что-то удачно сделал или в чем-то преуспел. 12. Научитесь радоваться любому достижению ребѐнка, но нельзя его сравнивать с другими. Оценку следует давать поступкам ребѐнка, а не ему самому. 13. Следите, чтобы разрешения преобладали над запретами. Давайте ребенку указания в положительной форме, например, «будь честным» вместо «не обманывай». 14. Не подавайте «двойных сигналов», например, приучая ребенка говорить правду «вообще», в то же время, советуя ему врать по поводу своего возраста, чтобы сэкономить на проезде в транспорте. 15. Общайтесь с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Научите ребенка ясно выражать свои , чувства и переживания. 16. Не обсуждайте ребенка в третьем лице и не сравнивайте его с другими детьми в разговорах с мужем, женой, бабушкой, родителями других детей или учителями, если ребенок присутствует при разговоре. 17. Не ссорьтесь и не конфликтуйте при ребенке и, тем более, не настраивайте его против одного из членов семьи. 18. Уделяйте ребенку достаточно внимания, вместе отдыхайте и занимайтесь полезными делами, проводите больше времени вместе. 19. Заранее готовьтесь к взрослению ребенка, постепенно снижая уровень контроля, повышая уровень его самостоятельности и переходя к взрослым способам взаимодействия.ЗаключениеОсобенности взаимоотношений ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают огромное влияние на становление личности, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием: биологическое и социальное. По мнению ряда ученых, в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает именно влияние семьи. В результате экспериментального исследования была доказана гипотеза: детско-родительские отношения являются ведущим фактором успешного становления личности ребенка. Поставленная в исследовании цель: изучить детско - родительские отношения как фактор успешного становления личности достигнута. Проведя экспериментальное исследование, проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы: Те семьи, где придерживаются авторитетного стиля воспитания, у родителей налажены хорошие взаимоотношение с детьми. Авторитетный стиль позволяет направлять поведение ребенка гибко и последовательно. Требования родителя всегда объясняются, а обсуждение их ребенком только поощряется. В таких семьях ценится не только послушание ребенка, но и его независимость. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Дети выросли самостоятельными, ответственными, активными, инициативными, у этих детей высокая мотивация на успех. Как показали исследования авторитарный и либеральный стили воспитания дают не очень хорошие результаты. Так, авторитарный стиль воспитания сочетает в себе высокую централизацию руководства доминирование единоначалия. Было доказано, что дети родителей с авторитарным стилем воспитания отличает замкнутость и робость. Они обычно угрюмые, необщительные, непритязательные и раздражительные. Мальчики, чрезвычайно бурно реагируют на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми, замкнутыми. В либеральных семьях, где стиль воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Для выполнения любого поручения родителям приходится уговаривать своих детей, у таких детей не сформировано чувство ответственности за свои поступки, у них целеустремленности, мотивации на успех. В этих семьях детям предоставлено слишком много свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают ни каких ограничений. В целом такие родители отличаются низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания. Дети либеральных родителей могут быть непослушными и агрессивными, к тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Таким образом, слабая, несамостоятельная, неуверенная в себе личность воспитывается через подчинение интересов ребенка своими интересами, насильственное насаждение ему своих взглядов и представлений. Постоянная критика его собственных взглядов и интересов. И наоборот внимательное, заботливое отношение к своему ребенку без излишней навязчивости, стремление с желанием и готовностью помочь, поддержать, подсказать, выслушать, согласиться, воодушевить в непростых для ребенка ситуациях будет прочным фундаментом для роста социально здорового, готового и способного к социализации личности ребенка В настоящее время современная психология не представляет такой психологической теоретической версии, которая смогла бы выстроить идеальные взаимоотношения детей и родителей. И причин здесь не мало, но главные из них это прежде всего личностные качества родителя и ребенка, влияние внутренних и внешних обстоятельств и факторов.. Э Фромм считал: « Развитие личности — это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека». Успешная личность в современном обществе – это, прежде всего, талантливый, креативный, ответственный оптимист, отвечающий за свои поступки, уверенно идущий к цели, мотивированный на успех. Успешными не рождаются - успешными становятся. И чаще всего этот процесс длится не дни, а годы, и иногда может занять и всю жизнь человека, а начинается все с раннего детства, с первых уроков в семье. Главным фактором становления личности является семья, отношения между родителями и детьми. В ходе изучения и экспериментального исследования было доказано что, на успешное становление личности оказывают огромное влияние детско – родительские отношения, а именно авторитетный стиль воспитания, принятие ребенка таким, каков он есть, уважение личности ребенка, взаимопонимание.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАмелина, Е.С., Кузьмишина, Т.Л., Пермякова, А.А., Хохлова, Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Е.С. Амелина, Т.Л. Кузьмишина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. - № 1. – С. 16–25.Боброва, С.Г., Хохлов, Р.С. Проблема неполной семьи в современной психологии / С.Г. Боброва, Р.С., Хохлов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 83 – 86.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. – М. :Гардарики, 2003. – 477 с. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] / Г.М. Бреслав // Журн. Вопросы психологии. -2018. - № 1. - С. 4147.Буренкова, Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого [Текст] :дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Буренкова. – Пенза, 2000. – 237 с. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия:краткий лекционный курс [Текст] /А.Я. Варга. - С - Пб. : Речь, 2011. - 342 с.Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка. Психологическая диа- гностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковская, Е. Е. Ромицина. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.Викторов, О.Н., Николаева, Я.Г. Неполная семья и воспитание / О.Н Викторов, Я.Г. Николаева. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 159 с.Гаврилова, Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей до- школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова // Семья и формирование личности. – М., 1981. – С.10.Галанов, Е.Н. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / Е.Н. Галанов. - М. : Аркти, 2009. - 96 с.Гасанова П. Г., Даудова Д. М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия ДГПУ. – 2015. – №3. – С. 6 – 11.Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Сфера, 2009. - 240 с.Гиппенрейтер, Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ, 2009. - 256 с.Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С.В. Глебова. - Воронеж : ТЦ Учитель, 2015. - 276 с.Голод, С. И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный меж- культурный анализ [Текст] / С. И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. VI, №2. – С. 106-119. Григории, Н. Связующая нить: программа коррекции детско-родительских отношений [Текст] / Н. Григорин // Журн. Школьный психолог. 2010. - № 28. - С. 1-16.Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты [Текст] / Т. А. Гурко. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.Данилова, С. С. Одинокое материнство в общественном мнении [Текст] / С. С. Данилова // СОЦИС. – 2009. – №5. – С. 138-141.Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2001. – №11. – С. 108-113.Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И. Ф. Дементьева. – М.: Генезис, 2004. – 232 с.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.Зубова, Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка [Текст] / Л.В. Зубова // Журн. Вестник ОГУ. - 2012. - № 7. - С. 54- OS.Иванова, Е. И. Внебрачное материнство в России [Текст] / Е. И. Иванова, А. Р. Михеева // СОЦИС. – 2006. – №6. – С. 72-115. Исенина, Е. О. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери [Текст] / Е. О. Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. – № 4-5. – С. 49-63. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] / Р.Р. Калинина. - С-Пб. : Речь, 2015. -165 с.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. - М. : Владос-Пресс, 2014. - 342 с.Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 2013. - 287 с.Коваленко, А.В. Кризис семьи как фактор возникновения неполных и односторонних избыточных семей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 5. Кон, И. С. Психология личности / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2005. – 382 с.Корнеева, Т. В. Психологические проблемы детско-родительских от-ношений в неполной семье [Текст] / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 3-8. 77..Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.Минияров, В.М. Психология семейного воспитания [Текст] / М. Минияров. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 364 с.Минюрова, А. Психологическое сопровождение материнства: Смысловое переживание материнства [Текст] / А. Минюрова, Е. А. Тетерлева. – Екатеринбург, 2005. – 166 с. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Рисунок «Я и ребенок в виде цветов» в диагностике и коррекции детско-родительских отношений. // Кризисные семьи в фокусе работы социальных учреждений. М.: ЦНИИОИЗ, 2009.Мухина В. С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства [Текст] / В. С. Мухина // Наука и образование. – 2004. – №1. – С. 131-133. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин - тов [Текст] / В.С. Мухина. - М. : ЭКСМО Пресс, 2010. - 420 с.Нагель, О. П. Формирование у мальчиков дошкольного возраста ос- нов мужественности // Современный детский сад. – 2008. – №7. – С. 9-19. Нартова-Бочавер, С.К. 140 вопросов семейному психологу [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер, Г.К. Кислицина, А.В. Потапова. - М. : Генезис, 2012. - 235 с.Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2013. - 319 с.Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 448 с.Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.Осипова, Е. Принципы воспитания ребенка в неполной семье [Текст] / Е. Осипова // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 24-27. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / под ред. Н.Н. Посысоева. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. -328 с.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Артамонова Е. И, Екжанова Е.В. - М. : Академия, 2018. - 384 с.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.Савина, Е. А. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Е. А. Савина, Е. О. Смирнова. – М. :Когито-Центр, 2003. – 230 с. Семья в психологической консультации:Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук. - М. : Педагогика, 2014. - 351 с.Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. - М. : Знание, 2014. - 326 с.Смирнова, Е. О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57-68.Социология семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. В. Антонов ; ВолГУ, Каф. социологии и политологии. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 68 с.Спиваковская, А. С. Как быть родителем [Текст] / А. С. Спиваков-ская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования . – 2013. – № 3. – С. 215 – 217.Тетерлева, Е. А. Смысловые переживания материнства как новообразование самосознания женщины [Текст] :дис. … канд. психол. наук / Е. А. Тетерлева. – М., 2006. – 214 с. Удова О.В. Особенности принятия друг друга родителями и детьми старшего дошкольного возраста Вектор науки ТГУ. – 2011. – 4(7). – С. 286 – 289.Федорина Е.Л. Мать-одиночка. Трудности воспитания детей / ГКУ ОСРЦН "Добрый дом", 2013 [Электронный ресурс]: Режим доступа: ttp://dobriydom.ucoz.ru/publ/mat_odinochka_trudnosti_vospitanija_rebenka/.Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. – М. : Институт психотрапии, 2002. – 240 с. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2013. - 315 с.Шабас, С.Г. Психологическая компетентность родителей как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду. – М., 2010.Щукина, А. Г. Психосоциальные основы формирования материнства на современном этапе [Текст] / А. Г. Щукина // Мир психологии. – 2005. – №2. – С. 206-212.
1. Амелина, Е.С., Кузьмишина, Т.Л., Пермякова, А.А., Хохлова, Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Е.С. Амелина, Т.Л. Кузьмишина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. - № 1. – С. 16–25.
2. Боброва, С.Г., Хохлов, Р.С. Проблема неполной семьи в современной психологии / С.Г. Боброва, Р.С., Хохлов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2013. – № 15. – С. 83 – 86.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
4. Боулби, Дж. Привязанность [Текст] / Дж. Боулби. – М. :Гардарики, 2003. – 477 с.
5. Бреслав, Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье [Текст] / Г.М. Бреслав // Журн. Вопросы психологии. -2018. - № 1. - С. 41-47.
6. Буренкова, Е. В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого [Текст] :дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Буренкова. – Пенза, 2000. – 237 с.
7. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс [Текст] /А.Я. Варга. - С - Пб. : Речь, 2011. - 342 с.
8. Вассерман, Л. И. Родители глазами подростка. Психологическая диа- гностика в медико-педагогической практике [Текст] / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковская, Е. Е. Ромицина. – СПб. : Речь, 2004. – 256 с.
9. Викторов, О.Н., Николаева, Я.Г. Неполная семья и воспитание / О.Н Викторов, Я.Г. Николаева. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 159 с.
10. Гаврилова, Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей до- школьного возраста [Текст] / Т. П. Гаврилова // Семья и формирование личности. – М., 1981. – С.10.
11. Галанов, Е.Н. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / Е.Н. Галанов. - М. : Аркти, 2009. - 96 с.
12. Гасанова П. Г., Даудова Д. М. Особенности родительско-детских отношений в неполной семье // Известия ДГПУ. – 2015. – №3. – С. 6 – 11.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : Сфера, 2009. - 240 с.
14. Гиппенрейтер, Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ, 2009. - 256 с.
15. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С.В. Глебова. - Воронеж : ТЦ Учитель, 2015. - 276 с.
16. Голод, С. И. Перспективы моногамной семьи: сравнительный меж- культурный анализ [Текст] / С. И. Голод // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2003. – Т. VI, №2. – С. 106-119.
17. Григории, Н. Связующая нить: программа коррекции детско--родительских отношений [Текст] / Н. Григорин // Журн. Школьный психолог. 2010. - № 28. - С. 1-16.
18. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты [Текст] / Т. А. Гурко. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.
19. Данилова, С. С. Одинокое материнство в общественном мнении [Текст] / С. С. Данилова // СОЦИС. – 2009. – №5. – С. 138-141.
20. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье [Текст] / И. Ф. Дементьева // СОЦИС. – 2001. – №11. – С. 108-113.
21. Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И. Ф. Дементьева. – М.: Генезис, 2004. – 232 с.
22. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
23. Зубова, Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка [Текст] / Л.В. Зубова // Журн. Вестник ОГУ. - 2012. - № 7. - С. 54- OS.
24. Иванова, Е. И. Внебрачное материнство в России [Текст] / Е. И. Иванова, А. Р. Михеева // СОЦИС. – 2006. – №6. – С. 72-115.
25. Исенина, Е. О. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери [Текст] / Е. О. Исенина // Журнал практического психолога. – 2000. – № 4-5. – С. 49-63.
26. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника [Текст] / Р.Р. Калинина. - С-Пб. : Речь, 2015. -165 с.
27. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие [Текст] / О.А. Карабанова. - М. : Владос-Пресс, 2014. - 342 с.
28. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 2013. - 287 с.
29. Коваленко, А.В. Кризис семьи как фактор возникновения неполных и односторонних избыточных семей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 5.
30. Кон, И. С. Психология личности / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 2005. – 382 с.
31. Корнеева, Т. В. Психологические проблемы детско-родительских от-ношений в неполной семье [Текст] / Т. В. Корнеева // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 3-8. 77..
32. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009.
33. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания [Текст] / М. Минияров. - Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 364 с.
34. Минюрова, А. Психологическое сопровождение материнства: Смысловое переживание материнства [Текст] / А. Минюрова, Е. А. Тетерлева. – Екатеринбург, 2005. – 166 с.
35. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Рисунок «Я и ребенок в виде цветов» в диагностике и коррекции детско-родительских отношений. // Кризисные семьи в фокусе работы социальных учреждений. М.: ЦНИИОИЗ, 2009.
36. Мухина В. С. Типы материнского отношения к ребенку и психологические проблемы материнства [Текст] / В. С. Мухина // Наука и образование. – 2004. – №1. – С. 131-133.
37. Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин - тов [Текст] / В.С. Мухина. - М. : ЭКСМО Пресс, 2010. - 420 с.
38. Нагель, О. П. Формирование у мальчиков дошкольного возраста ос- нов мужественности // Современный детский сад. – 2008. – №7. – С. 9-19.
39. Нартова-Бочавер, С.К. 140 вопросов семейному психологу [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер, Г.К. Кислицина, А.В. Потапова. - М. : Генезис, 2012. - 235 с.
40. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2013. - 319 с.
41. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников [Текст] / Р.В. Овчарова. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 448 с.
42. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.
43. Осипова, Е. Принципы воспитания ребенка в неполной семье [Текст] / Е. Осипова // Школьный психолог. – 2008. – № 10. – С. 24-27.
44. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / под ред. Н.Н. Посысоева. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. -328 с.
45. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Артамонова Е. И, Екжанова Е.В. - М. : Академия, 2018. - 384 с.
46. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
47. Савина, Е. А. Родители и дети: психология взаимоотношений [Текст] / Е. А. Савина, Е. О. Смирнова. – М. :Когито-Центр, 2003. – 230 с.
48. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Науч.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук. - М. : Педагогика, 2014. - 351 с.
49. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. - М. : Знание, 2014. - 326 с.
50. Смирнова, Е. О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57-68.
51. Социология семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. В. Антонов ; ВолГУ, Каф. социологии и политологии. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2006. – 68 с.
52. Спиваковская, А. С. Как быть родителем [Текст] / А. С. Спиваков-ская. – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.
53. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования . – 2013. – № 3. – С. 215 – 217.
54. Тетерлева, Е. А. Смысловые переживания материнства как новообразование самосознания женщины [Текст] :дис. … канд. психол. наук / Е. А. Тетерлева. – М., 2006. – 214 с.
55. Удова О.В. Особенности принятия друг друга родителями и детьми старшего дошкольного возраста Вектор науки ТГУ. – 2011. – 4(7). – С. 286 – 289.
56. Федорина Е.Л. Мать-одиночка. Трудности воспитания детей / ГКУ ОСРЦН "Добрый дом", 2013 [Электронный ресурс]: Режим доступа: ttp://dobriydom.ucoz.ru/publ/mat_odinochka_trudnosti_vospitanija_rebenka/.
57. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г. Филиппова. – М. : Институт психотрапии, 2002. – 240 с.
58. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. - М. : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2013. - 315 с.
59. Шабас, С.Г. Психологическая компетентность родителей как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду. – М., 2010.
60. Щукина, А. Г. Психосоциальные основы формирования материнства на современном этапе [Текст] / А. Г. Щукина // Мир психологии. – 2005. – №2. – С. 206-212.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка рассматривает статья?
Согласно статье, основные теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка включают в себя анализ детско-родительских отношений в психологии, психологические особенности личности в дошкольном возрасте и психологическое исследование детско-родительских отношений в этом возрасте.
Что такое детско-родительские отношения в психологии?
В психологии детско-родительские отношения определяются как взаимоотношения между родителями и детьми, которые влияют на формирование личности ребенка. Они могут включать в себя такие аспекты, как воспитание, общение, поддержка, влияние родителей на развитие ребенка и другие факторы.
Какие психологические особенности личности в дошкольном возрасте рассматривает статья?
В статье рассматриваются различные психологические особенности личности в дошкольном возрасте, такие как формирование самосознания, развитие эмоциональной сферы, развитие социальных навыков, формирование морали и этики, физическое и когнитивное развитие.
Как было организовано психологическое исследование детско-родительских отношений в дошкольном возрасте?
Статья описывает, что психологическое исследование было организовано в форме опроса родителей детей дошкольного возраста. Участники опроса отвечали на вопросы, касающиеся их отношений с детьми, их воспитательных методов, общения и поддержки.
Какие рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в дошкольном возрасте приводит статья?
Статья предлагает следующие рекомендации по оптимизации детско-родительских отношений в дошкольном возрасте: создание положительного эмоционального климата в семье, развитие коммуникативных навыков родителей, участие в играх и занятиях с ребенком, установление границ и правил по воспитанию, поддержка интересов и развития ребенка.
Какие теоретические основы лежат в основе изучения детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка?
Изучение детско-родительских отношений и их влияния на личность ребенка базируется на теориях развития личности, таких как психоанализ, поведенческая теория и теория привязанности. В рамках этих теорий исследователи анализируют взаимодействие ребенка и родителей, влияние различных факторов на данное взаимодействие и его последствия для психологического развития ребенка.
Какие психологические особенности личности обнаруживаются в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте наблюдается активное формирование личности ребенка. Особенности включают в себя: формирование самооценки, начало развития эмоциональной регуляции, усиление социального взаимодействия и образование базовых навыков и когнитивных процессов.
Как было организовано психологическое исследование детско-родительских отношений в дошкольном возрасте?
Исследование включало наблюдение и анкетирование родителей и детей. Родители отвечали на вопросы о своем воспитании, взаимодействии с ребенком и своих ожиданиях. Дети были подвергнуты психологическим тестам и наблюдению в игровой среде. Данные были анализированы для выявления паттернов детско-родительских отношений и их влияния на развитие личности ребенка.
Какие рекомендации можно сделать по оптимизации детско-родительских отношений?
На основе результатов исследования можно сделать следующие рекомендации: установление позитивного эмоционального контакта между родителями и детьми, активное применение положительного подкрепления, налаживание четкой коммуникации, развитие эмоциональной регуляции и поддержка автономии ребенка. Также важно предлагать родителям психологическую поддержку и обучать их навыкам эффективного родительства.