Основные черты и направления политико-правовой мысли в средневнковье

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 18 18 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 12.06.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Официальная политико-правовая мысль Средневековья: учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского, Грациана 4
2.Проекты построения всемирной империи: Марсилий Падуанский и У. Оккам 14
Заключение 17
Список литературы 19

Фрагмент для ознакомления

В сочинении Падуанского «Защитник мира» сам автор выступает обвинителем католической церкви, возложив на неё всю ответственность за такие людские несчастья как войны, бедность и другие нарушающие должный порядок и обостряющие отношения между цивилизованными государствами.Главное требование Падуанского – сведение деятельности церкви только к занятию просвещения духовной жизни людей. Государство является результатом естественного развития жития человека, начало которому было положено семьёй, после чего был род, а затем племя.Во введении к своей работе Марсилий пишет, что «высокочтимый Людвиг, император Римлян, Божий слуга» призван «погасить распри и распространить и питать мир или покой везде», а в другом месте говорит о том, что Итальянское государство, вкушая плоды мира, «от них и при помощи них добилось такого великого прогресса, что стало владыкой надо всем обитаемым миром». То есть, с одной стороны, Марсилий даёт чёткое понятие о том, что для него «империя» - это монархическое государство (regnum), которое распространяется на весь обитаемый мир, ради того, чтобы везде погасить распри и питать мир и покой, дабы через это достичь самодовлеющей жизни. МасилиемПадуанским была сделана попытка создания концепции всемирной империи. Конечно, на основании вышеизложенного материала мы можем реконструировать, что МарсилийПадуанский понимал под «империей». Империя - это одно по числу государство, возглавляемое одним по количеству правителем («скорее не в смысле лица, а скорее в смысле должности», т.е. «быть одним по числу, но состоять из многих людей»), распространяющееся на весь обитаемый мир и включающее в себя почти необходимые и отделённые друг от друга в пространстве регионы, населёнными людьми, говорящими на разных языках и сильно различающихся друг от друга в правах и обычаях, существующее ради того, чтобы везде погасить распри и питать мир и покой, дабы через них достичь самодовлеющей жизни (наша формулировка на основании двух определений самого Марсилия).У. Оккам считал, что путь к установлению всеобщего блага и преодолению войн лежит через установление так называемой всемирной империи.Оккам считал, что народы сами могут и должны определять своё государственное устройство по попущению Божьему. Да, Оккам действительно так считал, но, как и Данте, он был уверен в непреложном действии некоторых законов человеческой природы, которые заставляют склоняться в пользу универсального монархизма. Отметим аргументы: 1. потому что всемирная монархия лучше всего отвечает выполнению традиционной функции, осуществляемой любой мирской властью борьбе со злом: «для того, чтобы обуздывались злые и спокойно жили хорошие установлена власть государей». Но именно при всемирной монархии «злые люди легче, справедливей, строже и совершенней, а также благотворней обуздываются, а добрые люди живут спокойнее среди злых». Почему? Потому что «благодаря правлению одного мирского государя, который обладал бы властью над всей вселенной, злые бы обуздывались ещё легче, ещё справедливей, ещё строже и ещё совершенней, а также ещё благотворней, а добрые жили бы среди злых ещё спокойнее. Ибо тогда такой всемирный правитель обладал бы большей мирской властью для более сильного сдерживания злых и для более мощной защиты добрых».2. потому что чем больше количество людей, тем больше питательной среды для развития всяческих зол, требующих подавления: «Ибо там, где множество, там и несогласие; посему подобно тому, как «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Мф. 12:25)... Следовательно, полезно всем смертным повиноваться одному мирскому правителю. Равным образом, такой порядок является полезным для всех смертных, при котором ссоры и споры, к которым склонна природа смертных, справедливо и подобающим образом прекращаются. Но ссоры и споры между спорящими прекращаются более подобающим образом, если за них возьмётся один судья либо один господин или правитель, нежели если за них возьмутся многие, почти не подчинённые одному». 3. Третье основание - дополитическое единство людей, как произошедших от одного корня: «все, живущие сообща, или напротив, способные так жить, составляют или способны составить одно тело... но противоестественно, когда тело... не имеет либо ни одной головы, либо имеют много голов; а потому все люди, способные сообща решать мирские дела должны подчиняться одному мирскому правителю, а иначе нельзя будет управлять ими наилучшим образом».Империя, по Оккаму, заведомо играет инструментальную роль. Наиболее часто встречающиеся на каждом шагу в III Диалоге слова — «expedire» (быть полезным), «utilitatis» (польза), «commodum» (выгода, польза, интерес).ЗаключениеИтак, официальная политико-правовая мысль Средневековья базируется на учении Августина Блаженного о двух Градах. Августином Аврелием государственное и общественное устройство оценивается как необходимое следствие грехопадения человечества. Это Земной град, в котором господствует теодицея добра и зла. Поэтому Августин Блаженный негативно оценивал государство и политическую власть, он считал, что именно светская власть приводит людей к многочисленным войнам и разрушениям. В результате грехопадения произошло повреждение человеческой природы, это привело к необходимости появления «строгой» власти Бога и земного правителя, являющегося прообразам божественной власти. Концепция Августина Блаженного основана на критике сложившихся политико-правовых отношений по причине господства властвования человека над человеком, зла, взаимного притеснения и воинственных действий. Также философ негативно оценивал деление общества на господ и рабов. Но при этом, Августин допускает, что в Земном граде зло – это естественное явление, обусловленное греховной природой человека. Прообразом Небесного Града является Церковь. Именно она должна контролировать земное государство, не допуская распространения в нем зла и предотвращать войны. Так должно продолжаться до Страшного Суда. Августин Блаженный полагал, что войны должны быть справедливыми, то есть, не носить захватнического характера, кроме того, он выступал за проявление милосердия по отношению к гражданскому населению. Идеальным состоянием Августин Блаженный считал мир, пусть даже и не прочный.Схожие идеи высказывали Фома Аквинский, Грациан. Они также считали, что следует стремиться к построению вечного мира на духовных христианских основах. Вместе с тем, в трудах Фомы Аквинского нет столь яростного осуждения захватов и рабства, как это присутствует у Августина Блаженного.Еретическая мысль Средневековья представлена идеями построения всемирной империи, проектами установления вечного мира, предложенными МарсилиемПадуанским и У. Оккамом. Они исходили из того, что человечество в целом составляет один живой организм, имеющий чётко обозначенную цель своего развития (хотя и у разных мыслителей она различна); вне зависимости от расы, языка, национальности человека, то, что хорошо для одного человека, хорошо потенциально и для всех остальных. И необходимо стремиться к построению единой империи, преодолению взаимных противоречий и войн.Список литературыАвгустин Аврелий. О Граде Божьем.// http://az.lib.ru/a/awgustin_a/text_0427_de_civitate_dei-1.shtmlБандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9. - С. 159.Булдакова Е.В. Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности (V-IX вв.). – М., 2000. Бычков А.А. Обоснование и кризис имперской идеи в XIV веке: Данте Алигьери, Уильям Оккам и МарсилийПадуанский : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Бычков Александр Александрович; [Место защиты: Ин-т философии РАН].- Москва, 2008. [Электронный ресурс]Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.//http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.htmlПетров В., свящ. Блаженный Августин и войне и мире.// http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195304209.html

Список литературы

1. Августин Аврелий. О Граде Божьем.// http://az.lib.ru/a/awgustin_a/text_0427_de_civitate_dei-1.shtml
2. Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9. - С. 159.
3. Булдакова Е.В. Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности (V-IX вв.). – М., 2000.
4. Бычков А.А. Обоснование и кризис имперской идеи в XIV веке: Данте Алигьери, Уильям Оккам и Марсилий Падуанский : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.01 / Бычков Александр Александрович; [Место защиты: Ин-т философии РАН].- Москва, 2008. [Электронный ресурс]
5. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.//http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.html
6. Петров В., свящ. Блаженный Августин и войне и мире.// http://archive.e-vestnik.ru/page/index/195304209.html

Вопрос-ответ:

Какие основные черты политико-правовой мысли были присущи Средневековью?

Основными чертами политико-правовой мысли в Средневековье были доминирование религиозных ценностей, авторитарность, иерархичность, преобладание феодальной системы и монархической власти.

Какие учения в политико-правовой мысли Средневековья можно выделить?

Один из ключевых учений - учение Августина Блаженного, который выдвигал идею двух государств: земного, со своими правилами и законами, и небесного, который является конечной целью любого верующего. Еще одно известное учение - учение Фомы Аквинского, который акцентировал внимание на соотношении власти и закона в государстве.

Какие проекты существовали по построению всемирной империи в Средневековью?

Один из проектов был предложен Марсилием Падуанским, который выдвинул идею создания светской верховной государственной власти, наделенной всемирной юрисдикцией. Еще одним известным проектом был проект Уильяма Оккама, который призывал ограничить власть церкви и создать всеобщее государство, в котором власть принадлежала людям.

Какие критические моменты описывает Марсилий Падуанский в своем сочинении "Защитник мира" в отношении католической церкви?

Марсилий Падуанский в своем сочинении "Защитник мира" критикует католическую церковь и возлагает на нее ответственность за войны, бедность и другие социальные проблемы, которые, по его мнению, нарушают должный порядок общества.

Какие особенности политико-правовой мысли Средневековья отразились в произведении Уильяма Оккама?

Уильям Оккам в своем произведении выступает за ограничение власти церкви и создание всеобщего государства, где власть принадлежит людям. Он критикует иерархичность и авторитарность феодальной системы, а также подчеркивает необходимость рационального подхода к вопросам права и правосудия.

Какие были основные черты и направления политико-правовой мысли в средневековье?

Основные черты политико-правовой мысли в средневековье включали веру в божественное происхождение власти, сосредоточенность власти в руках монархов и церкви, феодальную систему, влияние христианской религии на законодательство и судопроизводство.

Какие учения политико-правовой мысли были важными в средневековье?

Важные учения политико-правовой мысли в средневековье включали учение Августина Блаженного, который считал, что власть монарха основана на божественной милости и является неотъемлемой частью божественного плана, и учение Фомы Аквинского, который выдвинул идею о справедливой войне и приоритете церковного права перед государственным.

Какие проекты построения всемирной империи были предложены в средневековье?

В средневековье были предложены проекты построения всемирной империи, включая проект Марсилия Падуанского, который выработал концепцию всемирного монархизма и предложил идею объединения Европы под властью монарха, и проект Уильяма Оккама, который пропагандировал идею о государственном суверенитете и отделении церкви от государства.

Какие проблемы и конфликты возникали в политико-правовой мысли в средневековье?

В политико-правовой мысли в средневековье возникали проблемы и конфликты, связанные с разделением власти между монархами и церковью, противоречиями между государственным и церковным правом, спорами о приоритете монархической власти или церковной власти, а также вопросами справедливости и законности войны.