Местное самоуправление в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 30.05.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Становление конституционно-правовой модели самоуправления в Российской Федерации
2. Конституционные основы местного самоуправления
3. Соотношение государства и местного самоуправления в системе власти
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы

Фрагмент для ознакомления

На федеральном уровне и в региональных центрах вырабатывается общая социальная и экономическая политика, реализация которой преимущественно происходит в муниципальных образованиях и обеспечивается органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают выполнение основных социальных обязательств государства перед населением.
Таким образом, можно согласиться с мнением Н.С. Тимофеева, что «местное самоуправление и государственное управление не могут быть абсолютно отделены друг от друга».
Опыт развития местного самоуправления в России на современном этапе свидетельствует от отходе от концепции негосударственной природы местного самоуправления и поиска объединительных начал. В современных условиях наиболее распространенным становится подход, характеризующий местное самоуправление как продолжение государственного управления, либо как само государственное управление в границах муниципального образования, осуществляемое гражданами непосредственно или через формируемые на местах демократическим путем органы, основой функцией которых является обеспечение местного интереса в рамках, установленных государством.
Органы местного самоуправления, несмотря на то, что они не входят в систему органов государственной власти и не находятся в иерархическом подчинении, тем не менее не свободны от влияния государственных органов и осуществления государственных функций. Следует признать, что именно государство устанавливает границы (пределы) и возможности местного самоуправления. Однако при этом государственная политика в достижении эффективного управления на всех уровнях публичной власти направлена на обеспечение согласованности между этими уровнями.
Эволюция общественного развития современной России, указывает Н.С. Тимофеев, превращает местное самоуправление в обязательный элемент организации управления не только местными, но и государственными делами. Как обязательный элемент правового демократического государства, местное самоуправление представляет собой автономную децентрализованную систему существующих в сфере государственной власти и являющуюся в связи с этим особым государственно-правовым институтом.


Заключение

В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
Современная модель местного самоуправления зародилась и получила свое развитие в 1990-е гг. В этот период замена местного государственного управления самоуправлением на местах воспринималась как одно из средств достижения большего динамизма общественной жизни, демократии и благополучия населения. Тогда казалось, что достаточно обозначить отдельные условия местного самоуправления (собственность, местный бюджет, выборность местных представительных органов и должностных лиц, управление населения местными делами под собственную ответственность), а также организационно отделить осуществление публичной власти на местах от государственного управления, и местный самоуправленческий уровень начнет формироваться в качестве важнейшей предпосылки достижения упомянутых целей.
Однако на практике все оказалось не так просто. Потребовалось принять четыре базовых закона (Закон об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР 1990 г., Закон о местном самоуправлении в РСФСР 1991 г., Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ 1995 г. и Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г.), множество иных федеральных законов и подзаконных актов, знаменовавших собой отдельные этапы в процессе развития местного самоуправления в России.
Итак, в Конституции РФ 1993 г. имеется особая глава о местно самоуправлении, в которой сформулированы основные принципы местного самоуправления, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления. Из Конституции также следует, что Федерация отдельным законом устанавливает общие принципы местного самоуправления.
Большой сложностью в настоящее время является определение соотношения государство – местная власть. Невозможно четко разграничить эти институты власти. Поэтому постепенно складывается мнение, что местное самоуправление представляет собой автономную децентрализованную систему существующих в сфере государственной власти и являющуюся в связи с этим особым государственно-правовым институтом.
В условиях модернизации отечественного политико-правового пространства вопросы организации местного самоуправления как признанного демократического института являются, безусловно, одним из первоочередных. Связано это и с формированием гражданского общества, и с правовой и политической институционализацией публичной власти, и с развитием самоуправленческих начал в иных (в том числе и корпоративных) сферах российской государственности. На наш взгляд, наиболее важными вопросами, от решения которых зависит формирование соответствующей институциональной системы, являются следующие:
1) проблема политического или неполитического статуса муниципальной власти, что связано с ее публичной природой и основными функциями;
2) проблема правового механизма взаимодействия институтов местного самоуправления с государственной властью не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Причем, в настоящее время речь должна идти о таком механизме, который, сохраняя муниципальную власть как таковую, в то же время обеспечивает единство российского государства как важнейший элемент его политического и юридического суверенитета;
3) преодоление неадекватных отечественному политико-правовому «быту», национальным традициям и устоям элементов англосаксонской модели муниципально-правового строительства, ориентированной на создание максимально автономных (в правовом, политическом, социально-экономическом) от государства местных сообществ. Внедрение ряда принципов романо-германского проекта местной власти;
4) правовой режим муниципальной собственности как экономической основы утверждения и функционирования институтов местного самоуправления;
5) правовой статус территориального публичного коллектива в постсоветской России;
6) многоуровневая система муниципальных прав и свобод («права участия» и «права пользования») в контексте устойчивого развития современных муниципальных образований;
7) развитие самоуправленческих начал в иных сферах жизнедеятельности государства и общества.
Решение этих вопросов, конечно, связано и с учетом исторического (советского и досоветского) опыта, и с современными (национальными и международными) юридическими реалиями.

Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативные правовые акты
Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №15. – Ст. 1695.
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.
О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: федеральный закон РФ от 11.04.1998 г. №55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. №15. – Ст. 1695.
Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закона СССР от 9 апреля 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 16. – Ст. 267.
О местном самоуправлении в РСФСР: закона РСФСР от 6 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1991. – № 29. – Ст. 1010.
Литература
Авакьян С.А. Выступление на парламентских слушаниях на тему: «Проблемы законодательства в области местного самоуправления» / С.А. Авакьян // Проблемы законодательства в области местного самоуправления: материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 19 января 2001 г. – М., 2001. – С. 18–19.
Андрюшина Е. Местное самоуправление в современной России: драматизм становления / Е. Андрюшина // Власть. – 2006. – №1. – С. 19-25.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 752 с.
Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений / В.И. Васильев // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – №3. – С. 11-20.
Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – 848 с.
Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации / А.Н. Дементьев. – М.: Норма, 2007. – 320 с.
Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: Юридическая литература, 1994. – 624 с.
Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. Т. 1 / Овчинников И.И. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – 329 c.
Рыженков С.И. Реформа местного самоуправления в российской провинции / С.И. Рыженков // Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я. Гельмана – М.: Фонд Ф.Науманна, 1996. – С. 69-84.
Самодин С. Основные тенденции и противоречия реформы местного самоуправления / С. Самодин // Власть. – 2007. – №2. – С. 9-11.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / А.А. Сергеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 732 с.
Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений / Н.С. Тимофеев. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 176 с.
Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2005. – №4. – С. 10-18.
Хачатурян Б.Г. Дискуссионные вопросы Российского местного самоуправления / Хачатурян Б.Г. // Конституционное и муниципальное право. – 2000. – №2. – С. 31-34.
Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
Шеремет К.Ф. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления Российской Федерации: Круглый стол / К.Ф. Шеремет // Государство и право. – 1997. – №5. – С. 17-23.
Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации / К.Ф. Шеремет // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. – М.: Акад. правовой ун-т при Ин-те государства и права РАН, 1998. – С. 6-38.


См.: Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М., 1998. С. 6-38.
Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. М., 2008. С. 104.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267.
Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 29. Ст. 1010.
Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации. М., 2007. С. 80.
Ст. 12 Конституции РФ 1993 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.
Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации. С. 84.
О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: федеральный закон РФ от 11.04.1998 г. №55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №15. Ст. 1695
Хачатурян Б.Г. Дискуссионные вопросы Российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2000. № 2. С. 31.
Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №15. – Ст. 1695.
Рыженков С.И. Реформа местного самоуправления в российской провинции // Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я. Гельмана. М., 1996. С. 79.
См.: Самодин С. Основные тенденции и противоречия реформы местного самоуправления // Власть. 2007. №2. С. 9-11.
Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2006. С. 324.
Ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст. 3822.
Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление // Журнал российского права. 2005. №4. С .13
Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2004. №3. С. 11.
Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 103.
Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2005. С. 106.
Тимофеев Н.С. Местное самоуправление. С. 106.
Авакьян С.А. Выступление на парламентских слушаниях на тему: «Проблемы законодательства в области местного самоуправления» // Проблемы законодательства в области местного самоуправления: материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 19 января 2001 г. М., 2001. С. 18–19.
Сергеев А.А. Местное самоуправление. С. 108.
П. 6, 9 ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Тимофеев Н.С. Местное самоуправление. С. 123.
См.: Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник. М., 1999. С. 375.
Шеремет К.Ф. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления Российской Федерации: Круглый стол // Государство и право. – 1997. – №5. – С. 33.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. М., 1999. С. 136.
См.: Сергеев А.А. Местное самоуправление. С. 114.
См., например: Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. Т. 1. М., 1999. С. 96.
См.: Андрюшина Е. Местное самоуправление в современной России: драматизм становления // Власть. 2006. №1. С. 23.
См.: Тимофеев Н.С. Местное самоуправление. С. 118.
Там же.
Там же. С. 120.
Тимофеев Н.С. Местное самоуправление. С. 120.












26

Список нормативно-правовых актов и литературы

Нормативные правовые акты
1.Европейская хартия местного самоуправления // Собрание законода-тельства РФ. – 1998. – №15. – Ст. 1695.
2.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Собрание законо-дательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ // Собра-ние законодательства РФ. – 2003. – №40. – Ст. 3822.
4.О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: феде-ральный закон РФ от 11.04.1998 г. №55-ФЗ // Собрание законодатель-ства РФ. – 1998. №15. – Ст. 1695.
5.Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закона СССР от 9 апреля 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1990. – № 16. – Ст. 267.
6.О местном самоуправлении в РСФСР: закона РСФСР от 6 июля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. – 1991. – № 29. – Ст. 1010.
Литература
7.Авакьян С.А. Выступление на парламентских слушаниях на тему: «Проблемы законодательства в области местного самоуправления» / С.А. Авакьян // Проблемы законодательства в области местного само-управления: материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 19 января 2001 г. – М., 2001. – С. 18–19.
8.Андрюшина Е. Местное самоуправление в современной России: драма-тизм становления / Е. Андрюшина // Власть. – 2006. – №1. – С. 19-25.
9.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 752 с.
10.Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: пер-спективы взаимоотношений / В.И. Васильев // Конституционное и му-ниципальное право. – 2004. – №3. – С. 11-20.
11.Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – 848 с.
12.Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации / А.Н. Дементьев. – М.: Норма, 2007. – 320 с.
13.Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: Юридическая ли-тература, 1994. – 624 с.
14.Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. Т. 1 / Овчинников И.И. – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – 329 c.
15.Рыженков С.И. Реформа местного самоуправления в российской про-винции / С.И. Рыженков // Местное самоуправление: Теория и практика / Под ред. Г. Люхтерхандт при участии В.Я. Гельмана – М.: Фонд Ф.Науманна, 1996. – С. 69-84.
16.Самодин С. Основные тенденции и противоречия реформы местного самоуправления / С. Самодин // Власть. – 2007. – №2. – С. 9-11.
17.Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: про-блемы правового регулирования / А.А. Сергеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 732 с.
18.Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений / Н.С. Тимофеев. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 176 с.
19.Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2005. – №4. – С. 10-18.
20.Хачатурян Б.Г. Дискуссионные вопросы Российского местного само-управления / Хачатурян Б.Г. // Конституционное и муниципальное пра-во. – 2000. – №2. – С. 31-34.
21.Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
22.Шеремет К.Ф. Актуальные проблемы формирования местного само-управления Российской Федерации: Круглый стол / К.Ф. Шеремет // Государство и право. – 1997. – №5. – С. 17-23.
23.Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации / К.Ф. Шеремет // Местное самоуправление: со-временный российский опыт законодательного регулирования: учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. – М.: Акад. пра-вовой ун-т при Ин-те государства и права РАН, 1998. – С. 6-38.

Вопрос-ответ:

Какова роль местного самоуправления в Российской Федерации?

Местное самоуправление в России является основным звеном организации и функционирования государственной власти. Оно осуществляет управление на территории муниципальных образований и решает вопросы местного значения, такие как благоустройство, социальная политика, жилищное строительство и другие. Роль местного самоуправления заключается в защите интересов и потребностей населения, развитии территорий и обеспечении социального и экономического благополучия.

Каковы конституционные основы местного самоуправления в России?

Конституционные основы местного самоуправления в России закреплены в статье 12 Конституции Российской Федерации. Согласно этой статье, помимо федеральной и региональной власти, государственная власть в России осуществляется также органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Местное самоуправление основано на принципах демократии, законности и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Оно организуется на основе выборности и самостоятельности местных органов власти, а также на основе финансовой и административной независимости.

Как соотносится государство и местное самоуправление в системе власти России?

Соотношение государства и местного самоуправления в системе власти России определяется принципами единства и неразрывности государственной власти на всех уровнях. Государство устанавливает общие правовые и организационные основы местного самоуправления, определяет компетенцию и порядок формирования местных органов власти. В свою очередь, местное самоуправление осуществляется в рамках конституционных полномочий и в пределах законов Российской Федерации. Оба уровня власти взаимодействуют и сотрудничают в решении вопросов общего значения для обеспечения развития территорий и удовлетворения потребностей населения.

Что такое местное самоуправление в России?

Местное самоуправление в России - это система управления на территориальном уровне, осуществляемая органами местной власти и населением. Оно предоставляет жителям возможность участвовать в принятии решений и реализации местных интересов.

Какая модель самоуправления сложилась в Российской Федерации?

С самого начала становления Российской Федерации была выбрана конституционно-правовая модель местного самоуправления, основанная на принципах демократии, правового равенства и гражданского участия. Эта модель предусматривает наличие муниципальных образований, органов местной власти и формы участия граждан в принятии решений.

Какие конституционные основы имеет местное самоуправление в России?

Местное самоуправление в России имеет конституционные основы, закрепленные в статье 12.1 Конституции Российской Федерации. Эта статья гарантирует права граждан на участие в управлении делами местного значения, а также устанавливает принципы организации и функционирования муниципальных образований и органов местного самоуправления.

Каково соотношение государства и местного самоуправления в системе власти?

В системе власти в России государство и местное самоуправление являются взаимосвязанными и взаимодополняющими элементами. Государство осуществляет общую социально-экономическую политику, а местное самоуправление обеспечивает ее реализацию на конкретной территории. Государство устанавливает нормативную базу и общие принципы управления, а местное самоуправление осуществляет управленческую деятельность на местном уровне.

Какие нормативно-правовые акты и литература регулируют местное самоуправление в России?

Вопросу местного самоуправления в России посвящено большое количество нормативно-правовых актов, включая Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О местном самоуправлении", а также региональные и муниципальные законы и постановления. Кроме того, существует множество научных и практических работ, посвященных данной теме, которые также помогают разобраться в вопросах местного самоуправления в России.

Что такое местное самоуправление в России?

Местное самоуправление в России представляет собой систему управления на территориальных единицах - муниципальных образованиях. Оно дает возможность жителям принимать решения по вопросам, связанным с их жизнью и развитием территории, в рамках установленных законом полномочий.

Какие конституционные основы у местного самоуправления в России?

Конституционные основы местного самоуправления в России определены в статье 12 Конституции Российской Федерации. Она гарантирует право на самоуправление местного значения, прямые выборы руководителей и представительных органов местного самоуправления, а также обеспечение их финансовой независимости.