«Методика социальной адаптации пожилых людей в связи с современными технологиями

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 14.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Возрастные особенности пожилых людей 6
1.1. Физиологические особенности пожилых людей 6
1.2. Психические особенности пожилых людей 8
1.3. Психологические особенности пожилых людей 9

2. Теоретические аспекты социальной адаптации пожилых людей 11
2.1. Феномен пожилого возраста 11
2.2. Характеристика пожилых людей как объекта социальной адаптации
13
2.3. Проблемы социальной адаптации пожилых людей 17

3. Методы социальной адаптации пожилых людей в связи с современными технологиями 21
3.1. Виды социальной адаптации пожилых людей 21
3.2. Способы социальной адаптации пожилых людей 23
3.3. Основы практической работы с пожилыми людьми 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Приложение А. Схема организации групп 35
Фрагмент для ознакомления

В зависимости от формы реализации обучающие игры могут быть:1) имитационная игра;2) сюжетно-ролевая;3) инновационные игры.Все выше перечисленные игры строятся в несколько этапов:1) создание определенной атмосферы;2) организация игровой деятельности;3) проведение игры;4) подведение итогов.Все зависимости от выбора методик и техник помощи пожилым людям в процессе социальной адаптации необходимо помнить об их индивидуальных особенностях [24]. К каждому человеку необходимо подобрать индивидуальный подход. Конечно, многое зависит от профессиональной квалификации работника, а также его личностных качеств. Порой, работа с пожилым человеком очень сложна. Сложность заключается в эмоциональном барьере и каких-то психических или психологических неудобств самого человека. Социальному работнику и волонтеру нужно помнить о том, что как трудна не была бы работа с людьми такого преклонного возраста, они нуждаются в помощи, внимании и заботе.3.3. Основы практической работы с пожилыми людьмиВ практической профессиональной деятельности работников. которые непосредственно работают с пожилыми людьми. существует колоссальное количество методов и способов выстраивания взаимоотношений в процессе общения. Однако, на мой взгляд, предложенная конструкция практической работы Н.М. Манухиной является самой оптимальной. Она охватывает все необходимые этапы для продуктивной работы с пенсионерами.Основываясь на её плане работы. возможно выделить несколько этапов:1) монолог;2) анализ;3) обозначение проблемы;4) разбор проблемы;5) работа над проблемой;6) подведение подитогов работы;7) разработка алгоритма действий[25].Как наглядно видно из представленного содержания планы работы, все этапы лаконичны, взаимосвязаны и взаимозависимы.Итак, первый этап под названием «монолог» направлен, в первую очередь, на установление контакта, а также обозначения нюансов. Под нюансами понимается:1) анализ сказанного человеком;2) расстановка акцентов в повествовании.При этом, анализ производится сразу в двух направлениях:1) проблемные моменты;2) положительные моменты.Такой полярный анализ повествования необходим в целях сопоставления полученной информации и дальнейшей разработки хода работы. Но стоит помнить, что пожилому возрасту свойственны некоторые особенности, которые могут быть выражены в:1) сложности переключения с темы на тему, поэтому так важно помогать ему с помощью наводящих однозначных вопросов;2) необходимость в выслушивании всей истории.3) инициатива в руках пожилого человека.У пожилых людей существует потребность быть выслушанным. Она появляется периодически и после её удовлетворения, пожилой человек больше не станет говорить о себе и своей жизни так подробно и красочно.Второй этап, анализ, строится не только на анализе полученной информации специалистом, но и самим пенсионером. Проговариваются и анализируются жизненные трудности и недостатки. Как оно часто бывает, в своих рассказах пожилые люди занимают роль жертвы, желав получить должное внимание и заботу. Позиция обиженных и непонятых также может присутствовать в повествовании человека. Основная проблема заключается в том, что люди преклонного возраста воспринимают реальную жизнь, как период жизни, не имеющий возможности перемен, качественных перемен.Обозначение проблемы, произношение её в слух. или же подведение пожилого человека к самостоятельному «вердикту» - занимает третий этап практической работы с пожилыми людьми. На основании монолога, прозвучавшего ранее, рассказчик, пожилой человек, делает себя носителем проблемной ситуации. Обычно, специалисты применяют технику экстернализации. Данная техника основана на изменение позиции в рассказе, иными словами, пожилой человек выступает не как носитель и сама проблема. а лишь как участник сложившихся обстоятельств. Именно здесь и происходит однозначная постановка проблемы, ей присваивается название. После присвоения имени проблемы происходит дальнейший анализ, а именно разбор ситуации. Для этого необходимо ответить на два вопроса:1) каким способом проблема влияет на человека;2) как влияет на проблему человек.Как показывает практика, люди имеют затруднения ответить на второй вопрос, который. по сути, направлен на выявление путей решения и влияния на негативную ситуацию. которая причиняет неудобство. Далее, человек признает, что ему необходима помощь и это подведение итого станет началом пути решения насущных проблем.Процесс детального разбора проблемы является началом формирования новых чувств, эмоций и это является первым шагов в процессе оказания помощи. Пожилые люди дорожат своими положительными воспоминания. когда они были активны и значимы не только в микросоциуме, но и в обществе в принципе. Воспоминания необходимо воспринимать как хорошую книгу. которую хочется перечитать снова и снова, а не как утрата былого. Очень важно не допускать противостояние и прямой открытый анализ сегодняшнему дню и прошлым годам. Именно поэтому в беседе со специалистом важно акцентировать внимание на положительных моментах нового периода жизни. Такие моменты должны приносить удовольствие и удовлетворение пожилому человеку во всех аспектах. После развития положительных взглядов на текущее время, возможно обратить внимание на монолог, озвученный ранее и определить, что излишнее сгущение красок было не таким уж и правдивым.Этап работы над проблемой возможно разделить на блоки:1) идентификация положительных моментов;2) обозначение нового направления;3) фиксация новой стратегии.Стадия идентификации положительных моментов в настоящем пожилого человека занимают ключевую роль во всем процессе. Именно на этом этапе акцентируется внимание на счастливых эпизодах новой жизни. Со стороны психолога происходит что-то наподобие внушения, раскрытия функций. убеждения о том, что даже в нынешней ситуации существуют плюсы и их помогут укрепить в жизни. Необходимо рассказать. что пожилому человеку будет оказана помощь в целях увеличения его удовлетворенности жизни. Однако. не стоит забывать об особенностях пожилого возраста. в котором, все-таки, преобладает пессимистичный настрой. Акцентирование внимания на положительных моментах, как бы внушая это человеку, будет выступать одним из средств в решении проблем.Следующим этапом работы с «новой историей» основывается на обозначение её. То есть, исходя из существующих условий, специалист указывает на качества пожилого человека, которые являются основными и положительными в ситуации. Обозначаются жизненные перспективы и планы. Таким образом, специалист формирует осознание человека о том. что все впереди и новый период жизни не является концом, а только еачалом новой главы.Конечно, представленные методы действенны, однако не стоит забывать о том, что негативная история существовала в голове человека достаточно долгое время и, довольно, плотно осела. Чтобы искоренить её потребует не мало время, однако с чего-то нужно начинать. Первые шаги всегда самые трудные. Пожилому человеку необходимо принять свою ситуацию и только после принятия он сможет двигаться дальше. Ещё одна сложность заключается в психологической особенности данного возраста. Этой категории людей свойственно отказываться от нового «пути», а причиной может стать боязнь, ссоры и иные негативные ситуации. Подведение подитогов беседы, то есть окончание встречи и разговоров о будущем, всегда сводится к тематике кончины. Каждый человек воспринимает это по-своему, кто испытывает праздный интерес, кто-то страх. а кто-то просто смирился с данным исходом событий. Но не смотря на мотивационную часть, обсуждение смерти должно быть обязательным, ведь только называя свой страх и смотря ему прямо в глаза, возможно начинать работу, направленную на преодоление этого страха. Дело в том, что данный страх блокирует способность планирования своей жизни. Он является демотиватором, одной из проблем. Только после откровенного разговора о своем самом главном страхе, человек сможет дальше двигаться, сняв с себя боязнь и напряжение. После расстановки всех точек над «и», человек сможет уже более свободно говорить и на иные темы, к примеру, о своем социальном положении или межличностных отношениях. Таким образом, это поможет с каждым разом все более отчетливо формировать свои планы на будущее. Последний. завершающий этап работы специалиста заключается в рассмотрении и развития диалога на насущные темы. Это является своего рода инструментом отвлечения человека от насущных проблем, переноса внимания на иные темы. Темы, рассматриваемые на данном этапе могут быть совершенно разными, например, льготы, предусмотренные для пенсионеров. Данная тема является актуальной и интересной. Выбирая тему для такого типа диалога, необходимо помнить о её практической значимости для собеседника.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ жизни пожилого человека существует масса ограничений и сложностей. Они могут быть выражены как проблемы со здоровьем, так и изменения в психическом и психологическом аспектах личности. Не всегда и не всем людям, отстраняясь от профессиональной деятельности, дается легко новая социальная роль. Многие проблемы основываются на их физиологическом состоянии. Для некоторых потеря связи с внешним миром становится целой трагедией. Поэтому так важна помощь пожилым людям в процессе социализации в современном, новом мире.Пожилым людям нужно предоставлять возможность применять свои умения и знания, сохранять тесную связь с окружающим миром, облегчать установление и поддержание новых дружеских контактов, создавать места активного досуга. В этом большую роль играет государство в лице социальных служб, работающих с данной категорией граждан и реализующих различные направления их социальной адаптации.Хочется заметить, что на сегодняшний день в России существует не одна программа, направленная на помощь и поддержку людей, относящихся к категории пожилых. Если ещё каких-то пару лет назад волонтерская деятельность была не распространена, то в настоящее время, работа волонтеров имеет солидные масштабы.Конечно, работа с пожилыми людьми горазда трудней, чем может показаться, однако именно старшее поколение может передать на те знания и опыт, который будет необходим для развития как личности. так и общества в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Шокарева Т. Пожилой возраст – это сколько? [Электронный ресурс] / КГБУЗ «Красноярский краевой Центр медицинской профилактики». 2017. – Режим доступа:http://www.krascmp.ru, свободный. –Загл. с экрана. – Яз. рус.2. Прохорова М.В. Феномен одиночества пожилых людей: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук: 22.00.04 / Прохорова М.В. ; МГУ им. Ломоносова. – М.: 2007. – 28 с. 3. Старшее поколение [Электронный ресурс] / Санкт-Петербург.2015.-Режим доступа:http://www. zabota.lenexpo.ru, свободный. –Загл. с экрана. – Яз. рус. 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.01.2015 № 27 «О межведомственной рабочей группе по разработке проекта стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.garant.ru, свободный. –Загл. с экрана. – Яз. рус. 5. Нагорнова А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми [Текст]: учебно-методическое пособие / НагорноваА.Ю.. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 149 с.6. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми[Текст]: учебное пособие / Холостова Е.И. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 296 с.7. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход[Текст]:дис. психол. наук. / Ермолаева М.В. - М., 2010.- 484 с.8. Архипова О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми в ПВТ № 31 [Текст]// Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. – 2008. - № 2 (42). - С. 18-589. Усова Е.Б. Возрастная психология[Текст]: учебно-методический комплекс / Усова Е.Б. - 2-е изд., испр. - Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 56с.10. Шабанов, В. Развитие социального обслуживания пожилых людей - одно из ключевых направлений социальной работы [Текст]: // Социальная работа. - 2004. - № 1. - С. 6-9.11. Юупов И.М. Психология позднего периода жизни[Текст]: учебное пособие / Юсупов И.М. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. - 231 с.12. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход [Текст]:дис. д. психол. наук: 19.00.07 / Ермолаева М.В. - М.:2010.- 484 с.13. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни) [Текст]. - М., 2004. - 230с.14. Муслунов Р.Р. Психология развития и возрастная психология [Текст]: методич. рекомендт. д. студ./ Муслунов Р.Р.- Екатеринбург: Изд-во УрФУ. - 2009. –С. 108.15. Милькаманович В.К. Социальна геронтология[Текст]: учебно-методический комплекс / Милькаманович В.К. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. - 328 с.16. Савинов Л.И. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации[Текст] / Савинов Л.И. - Саранск: Мордов, 2002. с. 205.17. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [Текст] / М.Д. Александрова. - СПб. Питре, 2004. - 203 с.18. Hong, Kim.Whatissocialmedia? [Электронныйресурс] / GoverningSocialNetworkKnowledgeActivities. – 2017. - Режимдоступа: http://www.seniornet.org, свободный. –Загл. с экрана. – Яз. англ.19.Головей Л.А. Психология зрелости личности[Текст] / под общ. ред. Л.А. Головей. – СПб.:Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.20. Птицына Н.А. Освоение пожилыми людьми компьютерной грамотности: гендерный аспект[Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Социальные науки. 201821. Турсынбекова Ж.Д. Медико-социальные технологии как средство реализации компетенций социального работника в сфере здравоохранения [Текст] // Медицина и экология. 2015.22. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения [Текст] // Наука и перспектива. 201723. Филатов В.А., Сердюк С.А. Информационные технологии в социальной адаптации пожилых людей[Текст] // Динамика систем, механизмов и машин. 2012.24. Литвак Р.А., Калугина Т.А. Использование технологий социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах[Текст] // Вестник культуры и искусства. 201325. Манухина Н.М. Нарративный подход в работе с пожилыми людьми [Электронный ресурс]/ Психология зрелости и старения. 2006. - Режимдоступа: http://www.psynavigator.ru, свободный. –Загл. с экрана. – Яз. рус.ПРИЛОЖЕНИЕАСхема организации группОпределение социальными работниками потребностей пожилых людей в групповом общенииОбъяснительная часть работы данного мероприятияВыявление интересов Подбор участников по интересамПроведение организационной встречи, направленной на знакомство участников группы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шокарева Т. Пожилой возраст – это сколько? [Электронный ресурс] / КГБУЗ «Красноярский краевой Центр медицинской профилактики». 2017. – Режим доступа: http://www.krascmp.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
2. Прохорова М.В. Феномен одиночества пожилых людей: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук: 22.00.04 / Прохорова М.В. ; МГУ им. Ломоносова. – М.: 2007. – 28 с.
3. Старшее поколение [Электронный ресурс] / Санкт-Петербург. 2015. - Режим доступа: http://www. zabota.lenexpo.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.01.2015 № 27 «О межведомственной рабочей группе по разработке проекта стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Нагорнова А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми [Текст]: учебно-методическое пособие / Нагорнова А.Ю.. - Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 149 с.
6. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст]: учебное пособие / Холостова Е.И. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 296 с.
7. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход [Текст]: дис. психол. наук. / Ермолаева М.В. - М., 2010. - 484 с.
8. Архипова О. В. Арт-терапия и ее направления в работе с пожилыми людьми в ПВТ № 31 [Текст] // Психология зрелости и старения: научно-практический журнал. – 2008. - № 2 (42). - С. 18-58
9. Усова Е.Б. Возрастная психология [Текст]: учебно-методический комплекс / Усова Е.Б. - 2-е изд., испр. - Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 56 с.
10. Шабанов, В. Развитие социального обслуживания пожилых людей - одно из ключевых направлений социальной работы [Текст]: // Социальная работа. - 2004. - № 1. - С. 6-9.
11. Юупов И.М. Психология позднего периода жизни [Текст]: учебное пособие / Юсупов И.М. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. - 231 с.
12. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход [Текст]: дис. д. психол. наук: 19.00.07 / Ермолаева М.В. - М.: 2010.- 484 с.
13. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни) [Текст]. - М., 2004. - 230с.
14. Муслунов Р.Р. Психология развития и возрастная психология [Текст]: методич. рекомендт. д. студ./ Муслунов Р.Р. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ. - 2009. – С. 108.
15. Милькаманович В.К. Социальна геронтология [Текст]: учебно-методический комплекс / Милькаманович В.К. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. - 328 с.
16. Савинов Л.И. Социальная адаптация пожилых людей к современной ситуации [Текст] / Савинов Л.И. - Саранск: Мордов, 2002. с. 205.
17. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [Текст] / М.Д. Александрова. - СПб. Питре, 2004. - 203 с.
18. Hong, Kim. What is social media? [Электронный ресурс] / Governing Social Network Knowledge Activities. – 2017. - Режим доступа: http://www.seniornet.org, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. англ.
19. Головей Л.А. Психология зрелости личности [Текст] / под общ. ред. Л.А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. – 240 с.
20. Птицына Н.А. Освоение пожилыми людьми компьютерной грамотности: гендерный аспект [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Социальные науки. 2018
21. Турсынбекова Ж.Д. Медико-социальные технологии как средство реализации компетенций социального работника в сфере здравоохранения [Текст] // Медицина и экология. 2015.
22. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения [Текст] // Наука и перспектива. 2017
23. Филатов В.А., Сердюк С.А. Информационные технологии в социальной адаптации пожилых людей [Текст] // Динамика систем, механизмов и машин. 2012.
24. Литвак Р.А., Калугина Т.А. Использование технологий социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах [Текст] // Вестник культуры и искусства. 2013
25. Манухина Н.М. Нарративный подход в работе с пожилыми людьми [Электронный ресурс] / Психология зрелости и старения. 2006. - Режим доступа: http://www.psynavigator.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

Вопрос-ответ:

Какие физиологические особенности у пожилых людей?

Физиологические особенности пожилых людей включают уменьшение физической активности, снижение общей выносливости, возникновение хронических заболеваний, изменение сна и питания.

Какие психические особенности у пожилых людей?

Психические особенности пожилых людей могут включать ухудшение памяти и когнитивных функций, возникновение депрессии или тревожности, проблемы с концентрацией и принятием решений.

Какие психологические особенности у пожилых людей?

Психологические особенности пожилых людей могут включать утрату близких людей, эмоциональную неустойчивость, одиночество, низкую самооценку и ощущение бессмысленности жизни.

Что такое социальная адаптация пожилых людей?

Социальная адаптация пожилых людей - это процесс приспособления пожилых людей к изменяющимся условиям жизни, обществу и технологиям, с целью обеспечения их лучшего качества жизни и участия в социальной активности.

Какие проблемы могут возникать при социальной адаптации пожилых людей?

Проблемы социальной адаптации пожилых людей могут включать отсутствие технической грамотности, неумение пользоваться современными технологиями, социальную изоляцию, недостаток доступа к информации и услугам, недостаточное финансовое обеспечение.

Какие возрастные особенности у пожилых людей?

Пожилые люди имеют свои физиологические, психические и психологические особенности, которые влияют на их социальную адаптацию.

Какие проблемы возникают при социальной адаптации пожилых людей?

При социальной адаптации пожилых людей могут возникать проблемы связанные с изменением роли в обществе, ощущением бесполезности, разочарованием и другими негативными эмоциями.

Какие методы социальной адаптации могут быть использованы для пожилых людей?

Для социальной адаптации пожилых людей могут быть использованы различные методы, такие как обучение использованию современных технологий, организация занятий и активного отдыха, создание специальных центров для пожилых людей и др.

Какие физиологические особенности у пожилых людей влияют на их социальную адаптацию?

Физиологические особенности пожилых людей, такие как снижение физической активности, замедление реакции, возможные хронические заболевания и ограничения в подвижности, могут затруднять их социальную адаптацию.

Какой феномен связан с пожилым возрастом?

Пожилый возраст является особым феноменом в обществе, который связан с увеличением числа пожилых людей и необходимостью социальной адаптации этой категории населения.

Какие физиологические особенности у пожилых людей?

Физиологические особенности пожилых людей включают изменения в организме, такие как снижение физической активности, снижение мышечной массы, ухудшение зрения и слуха, потеря жизненных сил и энергии.

Какие проблемы возникают при социальной адаптации пожилых людей?

Проблемы социальной адаптации пожилых людей включают ощущение изоляции, потерю социального статуса, трудности с использованием современных технологий, снижение самооценки и ухудшение качества жизни.