дошкольное образование
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 14.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретические основы развития речи дошкольников…………………5
1. Особенности развития речи дошкольников…………………..………………5
2. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении, закреплении и активизации речи...........................................................................9
Глава 2 Влияние дидактических игр и лексических упражнений на развитие речи детей...............................................................................................................16
2.1 Диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...16
2.2 Использование дидактических игр и лексических упражнений для развития речи детей младшего дошкольного возраста……………………….18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...25
Приложение А……………………………………………………………………27
Приложение Б……………………………………………………………………33
Обучение ㅤ языку, ㅤ развитие ㅤ речи ㅤ должно ㅤ рассматриваться ㅤ не ㅤ только ㅤ с ㅤ сугубо ㅤ лингвистической ㅤ точки ㅤ зрения ㅤ (как ㅤ овладение ㅤ ребенком ㅤ языковыми ㅤ умениями ㅤ - ㅤ фонетическими, ㅤ лексическими, ㅤ грамматическими), ㅤ но ㅤ и ㅤ в ㅤ контексте ㅤ развития ㅤ общения ㅤ детей ㅤ друг ㅤ с ㅤ другом ㅤ и ㅤ со ㅤ взрослым ㅤ (как ㅤ становление ㅤ коммуникативных ㅤ способностей). ㅤ Поэтому ㅤ существенной ㅤ задачей ㅤ речевого ㅤ воспитания ㅤ является ㅤ формирование ㅤ не ㅤ только ㅤ культуры ㅤ речи, ㅤ но ㅤ и ㅤ культуры ㅤ общения.
Главная ㅤ цель ㅤ речевого ㅤ воспитания ㅤ состоит ㅤ в ㅤ том, ㅤ чтобы ㅤ ребенок ㅤ творчески ㅤ освоил ㅤ нормы ㅤ и ㅤ правила ㅤ родного ㅤ языка, ㅤ умел ㅤ гибко ㅤ применять ㅤ их ㅤ в ㅤ конкретных ㅤ ситуациях, ㅤ овладел ㅤ основными ㅤ коммуникативными ㅤ способностями.
Подлинное ㅤ развитие ㅤ речи ㅤ предполагает ㅤ освоение ㅤ ребенком ㅤ творческих ㅤ возможностей ㅤ языка. ㅤ Развитие ㅤ речи ㅤ органически ㅤ связано ㅤ с ㅤ умственным ㅤ развитием, ㅤ поскольку ㅤ развитое ㅤ человеческое ㅤ мышление ㅤ - ㅤ это ㅤ речевое, ㅤ языковое ㅤ - ㅤ словесно-логическое ㅤ мышление. ㅤ Правильно ㅤ построенный ㅤ процесс ㅤ речевого ㅤ воспитания ㅤ способствует ㅤ и ㅤ развитию ㅤ мышления.
Особенно ㅤ отчетливо ㅤ связь ㅤ речевого ㅤ и ㅤ умственного ㅤ развития ㅤ проявляется ㅤ при ㅤ формировании ㅤ связной ㅤ речи, ㅤ которую ㅤ отличают ㅤ содержательность, ㅤ логичность, ㅤ последовательность. ㅤ Чтобы ㅤ связно ㅤ рассказать ㅤ о ㅤ чем-либо, ㅤ нужно ㅤ ясно ㅤ представлять ㅤ объект ㅤ рассказа, ㅤ уметь ㅤ анализировать, ㅤ опираться ㅤ на ㅤ существенные ㅤ свойства ㅤ этого ㅤ объекта, ㅤ устанавливать ㅤ различные ㅤ отношения ㅤ между ㅤ предметами ㅤ и ㅤ явлениями. ㅤ Кроме ㅤ того, ㅤ необходимо ㅤ подбирать ㅤ адекватные ㅤ для ㅤ выражения ㅤ той ㅤ или ㅤ иной ㅤ мысли ㅤ слова, ㅤ уметь ㅤ строить ㅤ простые ㅤ и ㅤ сложные ㅤ предложения, ㅤ использовать ㅤ разнообразные ㅤ средства ㅤ для ㅤ связи ㅤ отдельных ㅤ предложений ㅤ и ㅤ частей ㅤ высказывания.
Дидактическая ㅤ игра ㅤ как ㅤ форма ㅤ обучения ㅤ детей ㅤ содержит ㅤ два ㅤ начала: ㅤ учебное ㅤ (познавательное) ㅤ и ㅤ игровое ㅤ (занимательное). ㅤ Воспитатель ㅤ одновременно ㅤ является ㅤ и ㅤ учителем, ㅤ и ㅤ участником ㅤ игры. ㅤ Он ㅤ учит ㅤ и ㅤ играет, ㅤ а ㅤ дети, ㅤ играя, ㅤ учатся. ㅤ Если ㅤ на ㅤ занятиях ㅤ расширяются ㅤ и ㅤ углубляются ㅤ знания ㅤ об ㅤ окружающем ㅤ мире, ㅤ то ㅤ в ㅤ дидактической ㅤ игре ㅤ (в ㅤ играх-занятиях, ㅤ собственно ㅤ дидактических ㅤ играх) ㅤ детям ㅤ предлагаются ㅤ задания ㅤ в ㅤ виде ㅤ загадок, ㅤ предложений, ㅤ вопросов, ㅤ в ㅤ ходе ㅤ игровой ㅤ деятельности ㅤ у ㅤ детей ㅤ происходит ㅤ обогащение ㅤ и ㅤ активизация ㅤ словаря.
Дидактическая ㅤ игра ㅤ как ㅤ самостоятельная ㅤ игровая ㅤ деятельность ㅤ основана ㅤ на ㅤ осознанности ㅤ этого ㅤ процесса. ㅤ Самостоятельная ㅤ игровая ㅤ деятельность ㅤ осуществляется ㅤ лишь ㅤ в ㅤ том ㅤ случае, ㅤ если ㅤ дети ㅤ проявляют ㅤ интерес ㅤ к ㅤ игре, ㅤ ее ㅤ правилам ㅤ и ㅤ действиям, ㅤ если ㅤ эти ㅤ правила ㅤ ими ㅤ усвоены. ㅤ Дети ㅤ любят ㅤ игры, ㅤ хорошо ㅤ знакомые, ㅤ с ㅤ удовольствием ㅤ играют ㅤ в ㅤ них. ㅤ Подтверждением ㅤ этому ㅤ могут ㅤ служить ㅤ народные ㅤ игры, ㅤ правила ㅤ которых ㅤ детям ㅤ известны: ㅤ «Краски», ㅤ «Где ㅤ мы ㅤ были, ㅤ мы ㅤ не ㅤ скажем, ㅤ а ㅤ что ㅤ делали ㅤ - ㅤ покажем» ㅤ и ㅤ др. ㅤ В ㅤ каждой ㅤ такой ㅤ игре ㅤ заложен ㅤ потенциал ㅤ развития ㅤ словарной ㅤ деятельности. ㅤ Например, ㅤ в ㅤ игре ㅤ «Краски» ㅤ нужно ㅤ выбрать ㅤ какой-либо ㅤ цвет ㅤ назвать ㅤ его, ㅤ обосновать ㅤ свой ㅤ выбор. ㅤ Задача ㅤ воспитателя ㅤ заключается ㅤ в ㅤ том, ㅤ чтобы ㅤ вызвать ㅤ у ㅤ детей ㅤ интерес ㅤ к ㅤ игре, ㅤ подобрать ㅤ такие ㅤ варианты ㅤ игры, ㅤ где ㅤ дети ㅤ смогли ㅤ бы ㅤ активно ㅤ обогатить ㅤ свой ㅤ словарь. ㅤ Таким ㅤ образом, ㅤ дидактическая ㅤ игра ㅤ является ㅤ широко ㅤ распространенным ㅤ методом ㅤ словарной ㅤ работы ㅤ с ㅤ детьми ㅤ дошкольного ㅤ возраста.
Таким ㅤ образом, ㅤ можно ㅤ сделать ㅤ вывод ㅤ о ㅤ том, ㅤ для ㅤ развития ㅤ речи ㅤ необходимо ㅤ проведение ㅤ целенаправленной ㅤ работы ㅤ с ㅤ использованием ㅤ комплекса ㅤ специально ㅤ подобранных ㅤ дидактических ㅤ игр. ㅤ Однако ㅤ их ㅤ использование ㅤ требуется ㅤ осуществлять ㅤ в ㅤ теснейшей ㅤ связи ㅤ с ㅤ развитием ㅤ познавательной ㅤ деятельности.
Список ㅤ использованных ㅤ источников
1. Алексеева, ㅤ М. ㅤ М. ㅤ Методика ㅤ развития ㅤ речи ㅤ и ㅤ обучения ㅤ родному ㅤ языку ㅤ дошкольников ㅤ / ㅤ М. ㅤ М. ㅤ Алексеева, ㅤ В. ㅤ И. ㅤ Яшина. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Академия, ㅤ 2009. ㅤ – ㅤ 400 ㅤ с. ㅤ – ㅤ ISBN ㅤ 5-7695-0106-5.
2. Артемова, ㅤ Л. ㅤ В. ㅤ Окружающий ㅤ мир ㅤ дидактических ㅤ игр ㅤ дошкольников: ㅤ книга ㅤ для ㅤ воспитателей ㅤ детского ㅤ сада ㅤ и ㅤ родителей ㅤ / ㅤ Л. ㅤ В. ㅤ Артемова. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2015. ㅤ - ㅤ 96 ㅤ с.
3. Бондаренко, ㅤ А.К. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду: ㅤ Пособие ㅤ для ㅤ воспитателя ㅤ детского ㅤ сада ㅤ / ㅤ А.К. ㅤ Бондаренко ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2015. ㅤ - ㅤ 160 ㅤ с.
4. Бондаренко, ㅤ А.К. ㅤ Словесные ㅤ игры ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду ㅤ / ㅤ А. ㅤ К. ㅤ Бондаренко. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2009. ㅤ – ㅤ 96 ㅤ с.
5. Бородич, ㅤ А. ㅤ М. ㅤ Методика ㅤ развития ㅤ речи ㅤ детей ㅤ / ㅤ А. ㅤ М. ㅤ Бородич. ㅤ – ㅤ М.: ㅤ Просвещение,2015. ㅤ –255с.- ㅤ ISBN ㅤ 5-9219-0142-3.
6. Блонский, ㅤ П. ㅤ П. ㅤ Проблема ㅤ реальности ㅤ у ㅤ Беркли ㅤ / ㅤ П. ㅤ П. ㅤ Блонский. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Либроком, ㅤ 2012. ㅤ — ㅤ 160 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN ㅤ 978-5-397-00755-9
7. Колунова, ㅤ Л.А. ㅤ Работа ㅤ над ㅤ словом ㅤ в ㅤ процессе ㅤ развития ㅤ речи ㅤ старших ㅤ дошкольников ㅤ / ㅤ Л. ㅤ А. ㅤ Колунова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Ушакова ㅤ // ㅤ Дошкольное ㅤ воспитание. ㅤ - ㅤ 2019. ㅤ - ㅤ № ㅤ 9. ㅤ – ㅤ С. ㅤ 20
8. Кулагина, ㅤ И. ㅤ Ю. ㅤ Возрастная ㅤ психология: ㅤ развитие ㅤ ребенка ㅤ от ㅤ рождения ㅤ до ㅤ 17 ㅤ лет ㅤ / ㅤ И. ㅤ Ю. ㅤ Кулагина. ㅤ – ㅤ М., ㅤ 2016. ㅤ – ㅤ 176 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN ㅤ 5-204-00205-7
9. Левина, ㅤ Р.Е. ㅤ Основы ㅤ теории ㅤ и ㅤ практики ㅤ логопедии ㅤ / ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ Р.Е. ㅤ Левиной. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2017. ㅤ – ㅤ 528 ㅤ с.
10. Никашина, ㅤ Н. ㅤ А. ㅤ Работа ㅤ по ㅤ исправлению ㅤ недостатков ㅤ речи ㅤ на ㅤ логопедических ㅤ пунктах: ㅤ пособие ㅤ для ㅤ логопедов ㅤ / ㅤ Н. ㅤ А. ㅤ Никашина. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2018. ㅤ – ㅤ 528 ㅤ с.
11. Новосёлова, ㅤ С.Л. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ и ㅤ занятия ㅤ с ㅤ детьми ㅤ раннего ㅤ возраста. ㅤ Пособие ㅤ для ㅤ воспитателей ㅤ дет. ㅤ садов. ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ С.Л. ㅤ Новоселовой. ㅤ - ㅤ М., ㅤ «Просвещение», ㅤ 1977. ㅤ – ㅤ 156 ㅤ с.
12. Психологический ㅤ словарь ㅤ / ㅤ Под ㅤ общей ㅤ ред. ㅤ А. ㅤ В. ㅤ Петровского ㅤ и ㅤ М. ㅤ Г. ㅤ Ярошевского. ㅤ Ростов-на-Дону, ㅤ 2018. ㅤ – ㅤ 431 ㅤ с.
13. Сорокина, ㅤ А.И. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду ㅤ / ㅤ А. ㅤ И. ㅤ Сорокина. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2017. ㅤ - ㅤ 96 ㅤ с.
14. Сохин, ㅤ Ф.А. ㅤ Развитие ㅤ речи ㅤ детей ㅤ дошкольного ㅤ возраста ㅤ / ㅤ Ф. ㅤ А. ㅤ Сохин. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2016. ㅤ - ㅤ 223 ㅤ с.
15. Спиваковская, ㅤ А. ㅤ С. ㅤ Игра-это ㅤ серьезно ㅤ / ㅤ А. ㅤ С. ㅤ Спиваковская. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Педагогика, ㅤ 1981. ㅤ – ㅤ 144 ㅤ с.
16. Удальцова, ㅤ Е. ㅤ И. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ в ㅤ воспитании ㅤ и ㅤ обучении ㅤ дошкольников ㅤ / ㅤ Е. ㅤ И. ㅤ Удальцова. ㅤ - ㅤ М. ㅤ , ㅤ 2018. ㅤ - ㅤ 110 ㅤ с.
17. Ушакова, ㅤ О.С. ㅤ Занятия ㅤ по ㅤ развитию ㅤ речи ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду ㅤ / ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Ушакова. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2010. ㅤ – ㅤ 368 ㅤ с.
18. Ушакова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Влияние ㅤ словарной ㅤ работы ㅤ на ㅤ связность ㅤ речи ㅤ / ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Ушакова, ㅤ Е. ㅤ М. ㅤ Стрункина// ㅤ Дошкольное ㅤ воспитание. ㅤ - ㅤ 2019. ㅤ - ㅤ № ㅤ 2.- ㅤ С. ㅤ 44
19. Ушакова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Развитие ㅤ речи ㅤ и ㅤ творчества: ㅤ Игры, ㅤ упражнения, ㅤ конспекты ㅤ занятий ㅤ / ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ О.С. ㅤ Ушаковой. ㅤ - ㅤ М.:ТЦ ㅤ Сфера, ㅤ 2014. ㅤ - ㅤ 144 ㅤ с.
20. Ушакова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Придумай ㅤ слово: ㅤ Речевые ㅤ игры ㅤ и ㅤ упражнения ㅤ для ㅤ дошкольников: ㅤ Кн. ㅤ для ㅤ воспитателей ㅤ дет. ㅤ сада ㅤ и ㅤ родителей ㅤ / ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ О.С. ㅤ Ушаковой. ㅤ 2-е ㅤ изд., ㅤ перераб. ㅤ и ㅤ доп. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ ТЦ ㅤ Сфера, ㅤ 2016. ㅤ - ㅤ 208 ㅤ с.
21. Швайко, ㅤ Т.С. ㅤ Игры ㅤ и ㅤ игровые ㅤ упражнения ㅤ для ㅤ развития ㅤ речи ㅤ / ㅤ Т. ㅤ С. ㅤ Швайко. ㅤ - ㅤ М.,2015. ㅤ – ㅤ 176 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN: ㅤ 5-8112-1706-4
22. Чиркина, ㅤ Г. ㅤ В. ㅤ Пособие ㅤ по ㅤ диагностике ㅤ речевых ㅤ нарушений/ ㅤ Под ㅤ общ. ㅤ ред. ㅤ проф. ㅤ Г. ㅤ В. ㅤ Чиркиной. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2017. ㅤ – ㅤ 240 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN ㅤ 5-247-00878-2
23. Ястребова ㅤ А. ㅤ В. ㅤ Спирова ㅤ Л.Ф., ㅤ Бессонова ㅤ Т.П. ㅤ Учителю ㅤ о ㅤ детях ㅤ с ㅤ недостатками ㅤ речи. ㅤ / ㅤ А. ㅤ В. ㅤ Ястребова, ㅤ Л. ㅤ Ф. ㅤ Спирова, ㅤ Т. ㅤ П. ㅤ Бессонова. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ АРКТИ, ㅤ 2017. ㅤ – ㅤ 129 ㅤ с.
Приложение ㅤ А
Диагностическая ㅤ методика ㅤ на ㅤ базе ㅤ методики ㅤ психолого-логопедического ㅤ обследования ㅤ речи ㅤ Волковой ㅤ Г.А.
Задание ㅤ №1.
Цель: ㅤ Выявить ㅤ состояние ㅤ глагольного ㅤ предикативного ㅤ словаря.
Инструкция: ㅤ Педагог ㅤ просит ㅤ ребёнка ㅤ назвать ㅤ действие ㅤ по ㅤ предъявленному ㅤ предмету.
- ㅤ Что ㅤ делают ㅤ ручкой? ㅤ – ㅤ Пишут
- ㅤ ножом…
- ㅤ ложкой…
- ㅤ ножницами…
- ㅤ карандашом…
ㅤ - ㅤ топором…
- ㅤ пилой…
- ㅤ молотком…
- ㅤ щёткой ㅤ …
- ㅤ иголкой ㅤ …
Оценка:10 ㅤ заданий,
максимальное ㅤ количество ㅤ баллов ㅤ - ㅤ 2 ㅤ б.
ㅤ 2 ㅤ балла ㅤ - ㅤ правильное ㅤ выполнение
1 ㅤ балл ㅤ - ㅤ затрудняется, ㅤ поиск, ㅤ с ㅤ помощью ㅤ логопеда, ㅤ находит
0 ㅤ баллов ㅤ - ㅤ отказ ㅤ или ㅤ далекая ㅤ словесная ㅤ замена.
Задание ㅤ №2
Цель: ㅤ Выявить ㅤ уровень ㅤ понимания ㅤ многозначных ㅤ слов, ㅤ ориентировку ㅤ ребёнка ㅤ на ㅤ его ㅤ смысл.
Инструкция: ㅤ Педагог ㅤ называет ㅤ слова, ㅤ ребёнок ㅤ называет ㅤ слова, ㅤ определяющие ㅤ ассоциации, ㅤ вызванные ㅤ педагогом.
Игла ㅤ - ㅤ …
Ручка ㅤ - ㅤ …
Звонок ㅤ - ㅤ …
Молния ㅤ – ㅤ …
Лист ㅤ – ㅤ …
Старый ㅤ – ㅤ …
Острый ㅤ - ㅤ …
Идёт ㅤ - ㅤ …
Оценка: ㅤ максимальное ㅤ количество ㅤ баллов ㅤ - ㅤ 2 ㅤ б.
2 ㅤ балла ㅤ - ㅤ правильное ㅤ выполнение
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание №3
Цель: Выявить состояние номинативного словаря
Инструкция: Педагог предлагает ребёнку сыграть в игру «Я знаю пять имён (названий)» по темам:
Посуда
Мебель
Одежда
Животные
Овощи
Фрукты
Оценка: 6 проб (не менее 5 предметов), максимальное количество баллов - 2 б.,
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью педагога, находит
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Задание №4
Цель: Выявить состояние номинативного словаря
Инструкция: Педагог предлагает ребёнку назвать предмет по его предназначению.
Педагог: «Назови предметы по описанию:
«Как называется предмет, которым расчёсывают волосы?»
«Как называется предмет, которым намыливают руки?»
«Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?»
«... предмет, который лежит под головой, когда человек спит?»
«... предмет, которым вышивают?»
«... предмет, по которому смотрят фильмы и передачи?»
«... предмет, на котором любят качаться дети?»
«... предмет, которым мальчики играют в футбол?»
Оценка: всего предъявляют 9 слов,максимальное количество баллов – 2б.
2 балла - правильное выполнение
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит
0 баллов - отказ или далекая словесная замена
Занятие №5
Цель: выявить состояние номинативного словаря.
Инструкция : педагог предлагает подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам:
земля,
лес,
поле,
снег,
вода,
радость,
след,
зима.
Оценка: всего предъявляют 8 слов, максимальное количество баллов - 2 б.,
2балла - правильное выполнение,
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит,
0 баллов - отказ или далекая словесная замена
Занятие №6
Цель: выявить состояние атрибутивного словаря
Инструкция: педагог предлагает ребёнку подобрать определения к словам:
туча,
море,
небо,
дом,
дорога,
трава,
тигр,
слон,
зайчик,
мама.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение (не менее 3 слов)
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит,
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Занятие №7
Цель: выявить состояние атрибутивного словаря
Инструкция: Педагог предлагает ребёнку подобрать антонимы к следующим словам.
холодный,
большой,
мутный,
толстый,
твердый,
тупой,
сухой,
черный,
кислый,
высокий.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б., 2 балла - правильное выполнение,
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит,
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Занятие №8
Цель: Выявить умение подбора антонимов к глаголам
Подобрать антонимы к следующим словам:
входит — ... закрывает — ...
встает — ... поднимается — ...
разговаривает — ... бежит — ...
улетает — ... ложится — ...
плачет — ... кладет - …..
Инструкция для ребенка: Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению.
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б.,
2балла - правильное выполнение,
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, находит,
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Занятие №9
Цель: Выявить умение подобрать наиболее подходящее слово к заданному.
Инструкция: Педагог предлагает ребёнку подобрать синонимы к названным словам. Проводится в форме игры «Скажи по-другому»
Воин – боец
Врач – доктор
Смеяться – веселиться
Бежит – мчится (несётся)
Блестит – сверкает
Враг – противник
Зарядка – гимнастика
Забавный – смешной
Озорник - шалун (баловник, проказник)
прыгать – скакать
Оценка: всего предъявляют 10 слов, максимальное количество баллов - 2 б.,
2балла - правильное выполнение,
1 балл - затрудняется, поиск, с помощью взрослого, находит
0 баллов - отказ или далекая словесная замена.
Приложение Б
Серия дидактических игр, способствующая обогащению активного словаря дошкольников младшего возраста
«Подскажи словечко»
Цель: Способствовать обогащению словаря детей. Развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход игры:
Вариант 1
Ведущий начинает фразу, а дети заканчивают её.
Ворона каркает, а сорока…
Сова летает, а кролик…
Корова ест сено, а лиса…
Крот роет норки, а сорока…
Петух кукарекает, а курица…
Лягушка квакает, а лошадь…
У коровы телёнок, а у овцы…
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка…
Вариант 2
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет…
У сороки белые бока, поэтому ее называют ... белобокая.
У синицы грудка жёлтая, … желтогрудая.
У дятла длинный клюв, … длинноклювый.
У снегиря грудка красная, ... красногрудый.
У воробья тонкие лапки, … тонколапый.
Вариант 3
Есть всего один ответ
Кто-то знает, кто-то нет
Соль лежит в (солонке)
Хлеб лежит в (хлебнице)
Сахар лежит в (сахарнице)
Масло лежит в (масленке)
Салат лежит в (салатнице)
Селедка лежит в (селедочнице)
И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле, жарят – на … (сковороде).
Правила игры: за каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Выигрывает тот, кто набирает больше фантов.
«Объясни словечко»
Цель: Упражнять детей самостоятельно находить объяснение образованию слов
Ход игры: Почему красногрудый, желтогрудая, длинноклювый, белобокая, тонколапый.
«Кто кем был или что чем было»
Цель: Активизировать словарь детей
Ход игры: Дети отвечают на вопросы взрослого:
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом),
лошадь (жеребёнком),
лягушка (головастиком),
бабочка (гусеницей),
ботинки (кожей),
рубашка (тканью),
рыба (икринкой),
шкаф (доской),
хлеб (мукой),
велосипед (железом),
свитер (шерстью) и т.д.?
Правила игры: Правильно называющему слово-фант.
«Подбери словечко»
Цель: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, правильно согласовывать названные слова с заданным родом и числом
Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названые слова с заданным родом и числом.
Осенняя ... (Погода, прохлада, тучка, пора, дубрава, паутинка, куртка, позолота, роща)
Осеннее ... (Пальто, солнышко, поле, марево, утро)
Осенний ... (Ветер, листок, лес, парк, отдых, урожай, дождик, туман, вечер, ноябрь, перелет)
Осенние ..(Дни, деревья, месяцы, дожди, мечты, снопы, лучики, облака)
Правила игры: дети должны правильно согласовывать и называть слова с заданным родом и числом.
«Лесные слова»
Цель: Упражнять детей в подборе слов к определениям
Ход работы: Воспитатель предлагает детям подобрать к предложенным прилагательным как можно больше существительных правильно подбирали слова в соответствии с заданным родом и числом.
Лесной ... (Зверь, куст, орех, подарок, гриб, пенек, массив, запах, шелест, хозяин, маршрут, цветок, мир)
Лесная ... (Поляна, птичка, природа, ягода, красота, чаща, пуща)
Лесное ... (Дерево, царство, насекомое, путешествие, озеро)
Лесные ... (Песни, звуки, деревья, бабочки, благовония, плоды, заросли, кустарники, жители, животные)
Правила игры: Дети должны правильно подбирать слова в соответствии с заданным родом и числом.
2
2. Артемова, ㅤ Л. ㅤ В. ㅤ Окружающий ㅤ мир ㅤ дидактических ㅤ игр ㅤ дошкольников: ㅤ книга ㅤ для ㅤ воспитателей ㅤ детского ㅤ сада ㅤ и ㅤ родителей ㅤ / ㅤ Л. ㅤ В. ㅤ Артемова. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2015. ㅤ - ㅤ 96 ㅤ с.
3. Бондаренко, ㅤ А.К. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду: ㅤ Пособие ㅤ для ㅤ воспитателя ㅤ детского ㅤ сада ㅤ / ㅤ А.К. ㅤ Бондаренко ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2015. ㅤ - ㅤ 160 ㅤ с.
4. Бондаренко, ㅤ А.К. ㅤ Словесные ㅤ игры ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду ㅤ / ㅤ А. ㅤ К. ㅤ Бондаренко. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2009. ㅤ – ㅤ 96 ㅤ с.
5. Бородич, ㅤ А. ㅤ М. ㅤ Методика ㅤ развития ㅤ речи ㅤ детей ㅤ / ㅤ А. ㅤ М. ㅤ Бородич. ㅤ – ㅤ М.: ㅤ Просвещение,2015. ㅤ –255с.- ㅤ ISBN ㅤ 5-9219-0142-3.
6. Блонский, ㅤ П. ㅤ П. ㅤ Проблема ㅤ реальности ㅤ у ㅤ Беркли ㅤ / ㅤ П. ㅤ П. ㅤ Блонский. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Либроком, ㅤ 2012. ㅤ — ㅤ 160 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN ㅤ 978-5-397-00755-9
7. Колунова, ㅤ Л.А. ㅤ Работа ㅤ над ㅤ словом ㅤ в ㅤ процессе ㅤ развития ㅤ речи ㅤ старших ㅤ дошкольников ㅤ / ㅤ Л. ㅤ А. ㅤ Колунова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Ушакова ㅤ // ㅤ Дошкольное ㅤ воспитание. ㅤ - ㅤ 2019. ㅤ - ㅤ № ㅤ 9. ㅤ – ㅤ С. ㅤ 20
8. Кулагина, ㅤ И. ㅤ Ю. ㅤ Возрастная ㅤ психология: ㅤ развитие ㅤ ребенка ㅤ от ㅤ рождения ㅤ до ㅤ 17 ㅤ лет ㅤ / ㅤ И. ㅤ Ю. ㅤ Кулагина. ㅤ – ㅤ М., ㅤ 2016. ㅤ – ㅤ 176 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN ㅤ 5-204-00205-7
9. Левина, ㅤ Р.Е. ㅤ Основы ㅤ теории ㅤ и ㅤ практики ㅤ логопедии ㅤ / ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ Р.Е. ㅤ Левиной. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Просвещение, ㅤ 2017. ㅤ – ㅤ 528 ㅤ с.
10. Никашина, ㅤ Н. ㅤ А. ㅤ Работа ㅤ по ㅤ исправлению ㅤ недостатков ㅤ речи ㅤ на ㅤ логопедических ㅤ пунктах: ㅤ пособие ㅤ для ㅤ логопедов ㅤ / ㅤ Н. ㅤ А. ㅤ Никашина. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2018. ㅤ – ㅤ 528 ㅤ с.
11. Новосёлова, ㅤ С.Л. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ и ㅤ занятия ㅤ с ㅤ детьми ㅤ раннего ㅤ возраста. ㅤ Пособие ㅤ для ㅤ воспитателей ㅤ дет. ㅤ садов. ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ С.Л. ㅤ Новоселовой. ㅤ - ㅤ М., ㅤ «Просвещение», ㅤ 1977. ㅤ – ㅤ 156 ㅤ с.
12. Психологический ㅤ словарь ㅤ / ㅤ Под ㅤ общей ㅤ ред. ㅤ А. ㅤ В. ㅤ Петровского ㅤ и ㅤ М. ㅤ Г. ㅤ Ярошевского. ㅤ Ростов-на-Дону, ㅤ 2018. ㅤ – ㅤ 431 ㅤ с.
13. Сорокина, ㅤ А.И. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду ㅤ / ㅤ А. ㅤ И. ㅤ Сорокина. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2017. ㅤ - ㅤ 96 ㅤ с.
14. Сохин, ㅤ Ф.А. ㅤ Развитие ㅤ речи ㅤ детей ㅤ дошкольного ㅤ возраста ㅤ / ㅤ Ф. ㅤ А. ㅤ Сохин. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2016. ㅤ - ㅤ 223 ㅤ с.
15. Спиваковская, ㅤ А. ㅤ С. ㅤ Игра-это ㅤ серьезно ㅤ / ㅤ А. ㅤ С. ㅤ Спиваковская. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ Педагогика, ㅤ 1981. ㅤ – ㅤ 144 ㅤ с.
16. Удальцова, ㅤ Е. ㅤ И. ㅤ Дидактические ㅤ игры ㅤ в ㅤ воспитании ㅤ и ㅤ обучении ㅤ дошкольников ㅤ / ㅤ Е. ㅤ И. ㅤ Удальцова. ㅤ - ㅤ М. ㅤ , ㅤ 2018. ㅤ - ㅤ 110 ㅤ с.
17. Ушакова, ㅤ О.С. ㅤ Занятия ㅤ по ㅤ развитию ㅤ речи ㅤ в ㅤ детском ㅤ саду ㅤ / ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Ушакова. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2010. ㅤ – ㅤ 368 ㅤ с.
18. Ушакова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Влияние ㅤ словарной ㅤ работы ㅤ на ㅤ связность ㅤ речи ㅤ / ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Ушакова, ㅤ Е. ㅤ М. ㅤ Стрункина// ㅤ Дошкольное ㅤ воспитание. ㅤ - ㅤ 2019. ㅤ - ㅤ № ㅤ 2.- ㅤ С. ㅤ 44
19. Ушакова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Развитие ㅤ речи ㅤ и ㅤ творчества: ㅤ Игры, ㅤ упражнения, ㅤ конспекты ㅤ занятий ㅤ / ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ О.С. ㅤ Ушаковой. ㅤ - ㅤ М.:ТЦ ㅤ Сфера, ㅤ 2014. ㅤ - ㅤ 144 ㅤ с.
20. Ушакова, ㅤ О. ㅤ С. ㅤ Придумай ㅤ слово: ㅤ Речевые ㅤ игры ㅤ и ㅤ упражнения ㅤ для ㅤ дошкольников: ㅤ Кн. ㅤ для ㅤ воспитателей ㅤ дет. ㅤ сада ㅤ и ㅤ родителей ㅤ / ㅤ Под ㅤ ред. ㅤ О.С. ㅤ Ушаковой. ㅤ 2-е ㅤ изд., ㅤ перераб. ㅤ и ㅤ доп. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ ТЦ ㅤ Сфера, ㅤ 2016. ㅤ - ㅤ 208 ㅤ с.
21. Швайко, ㅤ Т.С. ㅤ Игры ㅤ и ㅤ игровые ㅤ упражнения ㅤ для ㅤ развития ㅤ речи ㅤ / ㅤ Т. ㅤ С. ㅤ Швайко. ㅤ - ㅤ М.,2015. ㅤ – ㅤ 176 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN: ㅤ 5-8112-1706-4
22. Чиркина, ㅤ Г. ㅤ В. ㅤ Пособие ㅤ по ㅤ диагностике ㅤ речевых ㅤ нарушений/ ㅤ Под ㅤ общ. ㅤ ред. ㅤ проф. ㅤ Г. ㅤ В. ㅤ Чиркиной. ㅤ - ㅤ М., ㅤ 2017. ㅤ – ㅤ 240 ㅤ с. ㅤ - ㅤ ISBN ㅤ 5-247-00878-2
23. Ястребова ㅤ А. ㅤ В. ㅤ Спирова ㅤ Л.Ф., ㅤ Бессонова ㅤ Т.П. ㅤ Учителю ㅤ о ㅤ детях ㅤ с ㅤ недостатками ㅤ речи. ㅤ / ㅤ А. ㅤ В. ㅤ Ястребова, ㅤ Л. ㅤ Ф. ㅤ Спирова, ㅤ Т. ㅤ П. ㅤ Бессонова. ㅤ - ㅤ М.: ㅤ АРКТИ, ㅤ 2017. ㅤ – ㅤ 129 ㅤ с.