Реализация концепта child в современных медиатекстах
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 09.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА 'CHILD' 8
1.1. Концепт как категория современной лингвистики 8
1.2. Концептуальная и языковая картины мира 15
1.3. Ребенок и детство как социально-психологический и философский феномен 19
1.4. Основные направления и методы в изучении концепта ‘child’ 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. МЕДИАТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
2.1. Медиатекст: функции, структура, содержание 30
2.2. Особенности функционирования текста в современном медиапространстве 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ГЛАВА 3. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА ‘CHILD’ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МЕДИАТЕКСТЕ 36
3.1. Лингвистическая репрезентация концепта ‘child’ в британском медиатексте 36
3.1.1.Понятийный компонент в составе концепта ‘child’ 36
3.1.2. Языковые способы выражения концепта ‘child’ в британском медиатексте 38
3.2. Лингвистическая репрезентация концепта ‘child’ в американском медиатексте 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
С самого начала социальные контакты формируют жизнь ребенка. К тому времени, когда младенцу исполняется несколько месяцев, он начинает взаимодействовать с окружающим его социальным миром с помощью жестов и мимики. С этого момента жизнь ребенка управляется его окружением: оно определяет, как он учится, развивается, как чувствует.
Таким образом, описание истории происхождения слова-концепта ‘child’, а также дефиниций из лексикографических источников дает возможность получить более полную информацию о семантической типологии изучаемого концепта.
Для дальнейшего раскрытия строения глубинных когнитивных структур концепта ‘child’ было проведено изучение деривативного потенциала ключевого слова. С использованием методики анализа деривационного поля мы выявили его существенные когнитивные признаки и описали дериваты.
3.2. Лингвистическая репрезентация концепта ‘child’ в американском медиатексте
В данном разделе представлено исследование языковой объективации концепта ‘child’ на материале американских газет и журналов ‘Time’, ‘USA Today’, ‘The New-York Times’. Как и в предыдущем разделе, изучение предмета исследования осуществляется с использованием медиатекста из различных изданий для его более полного анализа.
Ниже представим краткую информацию об используемых в данной работе американских медиаизданиях. ‘Time’ [Time]– американский еженедельный журнал, выпускаемый тиражом около 3,4 млн экземпляров. Считается одним из самых популярных журналов в США. Впервые увидел свет в 1923 году. Журнал ‘Time’ – первый в мире новостной еженедельник. Его формат включает несколько десятков статей, отражающих наиболее важные темы недели в стране и за рубежом в сфере политики, бизнеса, образования, науки, права, медицины, религии, книгоиздания, искусства, спорта.
‘The USA Today’ [The USA Today] является первой общенациональной ежедневной газетой в США. Газета основана в Вашингтоне в 1982 году. До ее появления в каждом крупном американском городе лидировало местное издание. Основатели ‘The USA Today’ стремились к созданию общенационального печатного органа. В настоящее время газета обходит по тиражу все прочие газеты США (2250 тыс. экз.) и выпускается медийным конгломератом Garnett Company.
‘The New York Times’ [The New York Times] – популярная американская ежедневная газета, издающаяся в Нью-Йорке с 1851 года. Сайт газеты, используемый в данной работе, считается одним из самых популярных новостных сайтов мира, который посещают 30 млн человек в месяц. С появлением сайта у газеты ‘The New York Times’ появился слоган – «У нас новости, на которые вы кликаете» (All the News That’s Fit to Click). Основные рубрики журнала – «Новости», «Бизнес», «Спорт», «Наука», «Искусство», «Дом», «Стиль», «Новости Нью-Йорка» и др. ‘The New York Times’ – газета большого формата с восемью колонками. Следуя своим традициям, она стала последней газетой в США, использующей на своих страницах цветную фотографию, особенно на первой странице.
В ходе исследования специфики вербальной реализации концепта ‘child’ в современных американских медиаизданиях мы установили следующие деривационные компоненты ключевого слова, составляющие ценностное содержание концепта: ‘No Child Left Behind’, low-income children, child care, children’s long-run outcomes, child laborers, child labor, ‘child’s naughty chair’, stubborn child, child discipline, special-needs child, every-child-is-unique-as-a-snowflake, child migrants, undocumented children, unaccompanied children, child pornography, child sexual abuse, child star, child marriage, child support.
Анализируя американские медиаиздания на предмет отражения темы ребенка и детства, мы сформировали основные тематические блоки, составляющие когнитивное пространство ключевого слова-концепта:
ребенок и образование;
ребенок и закон;
ребенок и труд;
ребенок и воспитание;
ребенок с особыми потребностями;
ребенок и миграция;
детское насилие и педофилия;
ребенок и религия;
обеспечение ребенка;
ребенок и шоу-бизнес;
детская безнадзорность и преступность;
ребенок и работающие родители;
ребенок и животные;
ребенок и охрана окружающей среды;
ребенок и концепция ‘child-free’;
один ребенок в семье;
ребенок и стигматизация;
ребенок и ранний брак.
Рассмотрим примеры различных способов языковой объективации концепта ‘child’ и ‘kid’ (также широко распространенная лексема для обозначения концепта «ребенок» в американских СМИ) на основе выявленных дериватов в контексте его освещения в популярных американских медиатекстах.
Концепт ‘child’ неотделим от связи с понятиями образования и воспитания подрастающего поколения. Так, в статье журнала ‘Time’ от 02.12.2015 на тему ‘Why Republicans Changed Their Minds on School Accountability’ формулируется актуальная стратегия в США в отношении школьного обучения ребенка – ‘No Child Left Behind’ («Ни одного отсталого ребенка»). В статье идет речь о законодательных инициативах, связанных с введением обязательного тестирования учащихся с третьего по восьмой класс, контроля за академической успеваемостью детей из семей с низким доходом и семей представителей национальных меньшинств, а также дошкольным воспитанием.
Правовая защита ребенка – важнейший компонент в понятийном содержании ‘child’ в американской лингвокультуре, и в медиатекстах США этому уделяется большое внимание. Например, в издании ‘Time’ от 16.01.2020 обсуждаются законы об уходе за детьми (‘universal childcare laws’) и занятости матерей в различных штатах страны, принятые в различные периоды, выявляются наиболее эффективные для их использования в современном американском законодательстве с целью повышения, с одной стороны, занятости родителей, а с другой, улучшения благосостояния ребенка.
Как уходящие из американской действительности рассматриваются в текстах газет и журналов такие понятия, как ‘child labor’, ‘child laborers’, однако в современном медиатексте они присутствуют, а, следовательно, входят в концептуальное пространство ‘child’. Статья в ‘The USA Today’ от 29.01.2016 повествует о распространенной прежде практике детского труда, особенно в Каролинском Пьемонте, о том, как привлечение детей к работе разрушало их способность быть детьми, а в некоторых случаях и оставаться живыми. Хотя законы, принятые во времена Великой депрессии, значительно сократили детский труд в Америке, недавние исследования показывают, что до полумиллиона детей по-прежнему работают в сельском хозяйстве по всей Америке, и несколько штатов в последние годы отменили ограничения на детский труд.
В большем количестве, чем в британских медиаисточниках, мы выявили дериватов с ключевым словом ‘child’ в американских газетах и журналах, связанных с темой воспитания ребенка. Так, в статье из ‘The New York Times’ на тему ‘Time-Outs’ Are Hurting Your Child’ обсуждается широко применяемый в воспитании современных американских детей метод ‘time-out’ и связанный с их наказанием в форме изоляции. Авторы приходят к выводу о его ущербности. Проблема состоит в том, что у детей существует глубокая потребность в общении. Исследования показывают, что особенно в трудные времена ребенок нуждается в том, чтобы быть рядом с близкими и получать от них поддержку. При использовании же метода ‘time-out’ родители закрывают ребенка в детской комнате или сажают на «непослушный стул» (‘child’s naughty chair’), что означает, что в этот момент эмоционального расстройства ему приходится страдать в одиночестве, что, в конечное счете, ведет к необратимым изменениям в физической структуре мозга.
Концептуальное развитие этой темы разворачивается во многих исследуемых американских медиатекстах – обсуждается проблема упрямого ребенка (‘stubborn child’), преимуществ и недостатков в американской системе воспитания и образования, часто ориентированной на приоритетное развитие таких личностных качеств, как академическая успешность, защита своих прав и даже неповиновение взрослым, что делает ребенка в будущем успешным и высокооплачиваемым взрослым. В статье журнала ‘Time’ от 16.01.2014 обсуждается вопрос о порке как возможной форме наказания ребенка (‘child spankling’) и дается рекомендация родителям, что порка наиболее эффективна в качестве сдерживающего фактора нежелательного поведения для младших дошкольников (но никогда для младенцев). Это возможно потому, что беседы и лишение чего-либо часто просто не работают с детьми в этом возрастном диапазоне. По мере того как дети взрослеют, порка должна применяться реже и должна быть полностью прекращена до наступления подросткового возраста.
Содержание концепта ‘child’ в современной американской лингвокультуре трудно представить без компонента «ребенок с особыми потребностями». В газетной статье из ‘The USA Today’ на тему ‘Paying For My Special-Needs Child’ от 24.06.2014 речь идет о детях с различными умственными расстройствами, которые обозначаются специальными аббревиатурами, например, ASD (расстройство аутистического спектра), DCD (нарушение когнитивного развития) и др., и рекомендациях для окружающих, как вести себя по отношению к подобным детям и сколько стоит обеспечение такого ребенка. Четверть американских домохозяйств имеют члена семьи с особыми потребностями, более 8% детей в возрасте до 15 лет имеют инвалидность. Стоимость ухода, например, за ребенком-аутистом в течение его жизни составляет 2,3 миллиона долларов.
Дериваты ‘child migrants’, ‘undocumented children’ мы также рассматриваем, на основе исследования американских медиатекстов, как релевантные составляющие концепта ‘child’. В статье журнала ‘Time’ на тему ‘This Baptist Charity Is Being Paid Hundreds of Millions to Shelter Child Migrants’ говорится о помощи религиозных организаций детям мигрантов, оказавшихся без родительской опеки и средств к существованию.
Как и в британских медиатекстах, в содержание концепта ‘child’ в американской лингвокультуре входят понятия «жестокое обращение с ребенком», «педофилия», «детская порнография». Об этом в частности говорится в статье из журнала ‘Time’ на тему ‘What John Grisham Got Right About Child Pornography’ от 14.02.2019. В Америке приняты строгие законы за просмотр, скачивание и распространение детских порнографических изображений. В другой статье от 19.01.2016 ‘Inside the Investigation into Child Sexual Abuse at Sovereign Grace Ministries’ говорится о распространении сексуального насилия над детьми, совершаемого служителями церкви. Не реже имеют место и случаи жестокого обращения с детьми в домашней обстановке, о чем идет речь в статье из того же журнала на тему ‘Don’t Get Mad if a Doctor Says They Need to Screen Your Child for Abuse’ от 30.07.2019.
Анализируя лингвистические способы реализации концепта child’ в британских и американских медиаизданиях в сравнительно-сопоставительном аспекте, мы пришли к выводу о том, что содержание концепта в обоих культурах имеет много общего. Среди общих компонентов – «ребенок и образование», «ребенок и воспитание», «ребенок и правонарушения», «ребенок и миграция», «ребенок и концепция ‘child-free’, «один ребенок в семье», «ребенок в однополой семье», «ребенок и его материальное обеспечение», «ребенок и охрана окружающей среды», «жестокое обращение с ребенком», «детская порнография и педофилия».
Вместе с тем были выявлены, на основе анализа дериватов ключевого слова, и различия в содержательной части концепта, что позволяет выявить особенности в каждой из исследуемых лингвокультур и ценностных компонентов в их картинах мира. Так, в американских медиатекстах выявлено большее число дериватов, относящихся к таким группам, как:
«ребенок и закон»;
«ребенок и труд»;
«ребенок с особыми потребностями»;
«ребенок и религия»;
«ребенок и шоу-бизнес»;
«ребенок и работающие родители»;
«ребенок и животные»;
«ребенок и стигматизация»,
«ребенок и ранний брак».
В британских медиаизданиях, посвященных проблемам ребенка и детства, наибольший акцент ставится на таких компонентах концепта ‘child’, как «жестокое обращение с ребенком и сексуальное насилие над ним», «сокращение количества детей в семье», «материальное обеспечение ребенка».
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3
Для выяснения понятийного компонента концепта ‘child’ мы обратились к этимологическим и лексикографическим источникам. Анализ словарных дефиниций показал, что ядро концепта ‘child’ составляет понятие «не взрослый». Мы выяснили, что ребенок ассоциируются с начальным этапом жизни, период детства длится от младенчества до полового созревания, что ребенком обозначаются лица мужского и женского пола и т.д. Этимологический анализ номинантов концепта показал, что эволюция словарного состава происходила как за счет внутренних ресурсов языка, так и путем заимствования слов и морфем из других языков.
Деривативный анализ был направлен на выявление в британских и американских медиатекстах дериватов-словосочетаний с ключевым словом. Данные номинации концепта ‘child’ позволили сделать вывод о том, что образ ребенка – один из ключевых образов в англоязычной лингвокультуре, получивший широкую языковую объективацию в медиапространстве. Изучение этого концепта, таким образом, крайне важно для более детального изучения и понимания английской культуры в целом.
Выявленные и структурированные в ходе исследования дериваты позволяют представить содержательно концептуальное пространство ребенка и жизненной поры под названием «детство». Понятие ребенок связывается с воспитанием, образованием, сексуальным насилием, преступностью, здоровьем, миграцией, шоу-бизнесом, материальным обеспечением, опекой, политикой бездетности, ранним браком, экологическими проблемами.
Проведенный в работе сравнительно-сопоставительный анализ способов лингвистической реализации концепта ‘child’ в британской и американской публицистике позволяет выявить специфику концепта и его компонентов в каждой из данных лингвокультур.
Мы полагаем, что выполненный в данной главе анализ деривационного поля ключевого слова ‘child’ на материале британских и американских медиатекстов позволил более полно и точно описать рассматриваемый концепт, выявить особенности в восприятии и осмыслении окружающего мира разными представителями английской лингвокультуры, установить связь между семантикой языковых единиц и концептом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития науки требует от языковедов расширения базы лингвистических исследований для использования богатого материала, накопленного в таких дисциплинах, как философия, антропология, психология, социология, культурология, этнография и других областей научных знаний о человеке.
В когнитивистике доказано, что любая культура отражает свое миропонимание в виде концептов, являющихся глобальными единицами когнитивной деятельности и образующих концептуальную картину мира. Содержание такой картины мира можно познать только через язык. Центральным в нашем исследовании выступает понятие «лингвокультурный концепт», под которым понимается ментальное образование, обладающее лингвокультурной спецификой и особым образомхарактеризующее носителей определенной этнокультуры.
Анализируя совокупность языковых средств, используемых для объективации концепта ‘child’ в английском языке, мы в ходе данной научно-исследовательской работы получили представление о его содержании, структуре и степени значимости для английской лингвокультуры.
Было установлено, что концепт ‘child’ представляет собой лингвокультурный концепт, в содержание которого входят различные концептуальные признаки. На когнитивном уровне концепт ‘child’ связан с феноменом ребенка и детства в философском, социокультурном, психологическом, антропологическом и других аспектах и является значимым компонентом ментального пространства языковой личности.
В лингвистических исследованиях выделяют три основных компонента в культурных концептах – понятийный, образно-перцептивный и ценностный. Такой подход позволяет сделать вывод о том, что культурные концепты существуют теми базовым оппозициями, которые определяют картину мира. Изучение компонентного состава концепта ‘child’, выраженного средствами английского языка, позволило выявить основные культурно-специфические признаки, которые составляют своеобразие английской лингвокультуры. Языковое выражение концептуального содержания в сознании языковой личности получило название языковой картины мира. В данном исследовании под языковой картиной мира мы понимаем зафиксированную в языке и специфическую для данного языкового коллектива модель восприятия действительности, создаваемую в результате многовекового опыта народа и изменяющуюся во времени.
Анализируя основные направления и методы в изучении концепта ‘child’, мы пришли к заключению, что способы концептуализации феномена ребенка и детства в предложенном нами аспекте ранее не исследовались. В данной работе за основу мы взяли концептуальный метод в лингвокультурологии и методику анализа деривационного поля ключевого слова, полагая, что такой подход даcт бóльшую возможность в описании содержания концепта, осмысления окружающего мира с позиций носителей английской лингвокультуры, установлении взаимосвязей между концептом и семантикой языковых единиц, обозначающих данный концепт.
Для определения способов реализации средствами языка английского концепта ‘child’ качестве материала использовались британские и американские медиатексты, что позволило выявить и описать разницу в интерпретации концепта ‘child’ в британской и американской лингвокультурах.
Медиатекст, безусловно, неотделим от лингвокультуры, частью которой он является, и представляет собой богатый источник разнообразных способов номинации основных и дополнительных культурно-специфичных элементов культуры. В данной работе под медиатекстом мы понимаем медиапродукт, адресованный массовой аудитории и содержащий информацию, которая представлена в различных видах и жанрах медиа. Современный медиатекст имеет объемный характер, сочетая вербальные и медийные единицы, включая, наряду с текстом, фото, видео, музыку, интерактивные возможности, обратную связь и т.д. В данном исследовании использовались разнообразные медиаиздания, выпускаемые в интернет-формате в США и Великобритании (британские газеты и журналы ‘The Guardian’, ‘The Telegraph’, ‘The Spectator’, американские газеты и журналы Time’, ‘USA Today’, ‘The New-York Times’).
Исследование показывает, что тема ребенка и детства, широко освещаемая в современном англоязычном медиатексте, имеет высокую номинативную плотность в английском языке. Дети являются объектом интереса не только ученых различных областей знаний, но и журналистов, освещающих самые актуальные, волнующие общество проблемы в отношении ребенка, рассматривая его прежде всего как социальное и культурное явление.
В понятийный компонент концепта ‘child’, согласно этимологическим и лексикографическим источникам, входит понятие «не взрослый» (‘adult’ и ‘grown-up’), «еще не родившийся или только что родившийся ребенок» (‘an unborn or recently born person’), «молодой человек, особенно между младенчеством и половым созреванием» (‘a young person especially between infancy and puberty’). В американском варианте английского языка в качестве эквивалента ‘child’ рассматривается ‘kid’.
Дальнейшее раскрытие строения когнитивных структур концепта ‘child’ осуществлялось с использованием методики анализа деривационного поля, которая заключалось в выявлении методом сплошной выборки дериватов с ключевым словом. Описывая деривационное поле концепта ‘child’ на материале англоязычных газет и журналов, мы определили его существенные когнитивные признаки, свидетельствующие о том, что концепт ‘child’ является неотъемлемой частью когнитивной картины мира современного британского и американского обществ и неразрывно связан с его проблемами.
В ходе изучения особенностей современной вербальной реализации концепта ‘child’ мы установили следующие деривационные компоненты, составляющие ценностное содержание концепта, с учетом специфики отражения проблемы в:
в британском медиатексте: child abuse, child criminals, child poverty, сhild refugees, same-sex parents’ child, child-free, one child, child support, child protestors, child home-schooling, childcare.
в американском медиатексте: ‘No Child Left Behind’, low-income children, child care, children’s long-run outcomes, child laborers, child labor, ‘child’s naughty chair’, stubborn child, child discipline, special-needs child, every-child-is-unique-as-a-snowflake, child migrants, undocumented children, unaccompanied children, child pornography, child sexual abuse, child star, child marriage, child support.
Актуальный характер медиатекстов позволил в ходе исследования выявить новейшие, самые современные компоненты сложного концепта ‘child’, что позволяет разделить их на следующие группы в аспекте временного фактора – устоявшие компоненты, сложившиеся за период исторического существования концепта; современные компоненты, отражающие новые реалии в лингвокультуре; новейшие компоненты, появившиеся в жизни и быту носителей лингвокультуры в последнее время и, как правило, имеющие временный, преходящий характер.
Итогом исследования стало также формирование ключевых тематических блоков, составляющих контекстуальное медиаокружение ключевого слова-концепта ‘child’.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология // Под ред. проф. В. П. Нерознака. – М., 1997. – С.265 – 271
Аюпова Е.И. Наименования ребёнка в русских пословицах и поговорках // Русская и сопоставительная филология: Исследования молодых ученых. – Казань: КГУ, 2004. – С. 6–13
Бабарыкина Т.С. Характеристика английского концепта ‘child’ на основе словарных дефиниций // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2009. – № 3. – С. 57–61
Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дис. … д-ра филол. наук. – Воронеж, 1997. – 330 с.
Балашова Л.В. Концепт ДЕТСТВО (метафорическая составляющая) в диахроническом аспекте // Проблемы социо- и психолингвистики: Сб. ст. / Отв. ред. И.Г. Овчинникова. – Пермь, 2004. – Вып.6: Вариативность речевого онтогенеза. – 202. с.
Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб: Алетейя, 2013. – 288 с.
Вайсгербер Й.Л. Язык и философия // Вопросы языкознания, 1993. – № .2. – С. 111–112
Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов // Семантические универсалии и описание языков: Пер. с англ. – М.: Языки русской культуры, 1999
Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3. – Воронеж, 2002. – 78– 95
Воронина Л.В. Концептуальная структура именных производных слов немецкого языка // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: Материалы междунар. школы-семинара (VII Березинские чтения). – М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2011. – Вып. 18. – С. 20–25
Гегель Г. Философия духа. Сочинения. Т. 3. – М., 1956. – 372 с.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 557 с.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 263 с.
Еремина Н.В., Томин В.В. К вопросу о стилистических особенностях английской публицистики в условиях кросс-культурного взаимодействия // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. – № 11 (172). – С. 138–143
Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: учебник.– СПб.: МИРС, 2009. – 291с.
Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. – М., 1964. – 799 с.
Капустина В.А., Кленов В.А. Онтология детства // Смоленский медицинский альманах, 2015. – № 3. – С. 103–105
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М: Гнозис, 2004. – 386 с.
Карнап, Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Вестник МГУ. Философия, 1993. – № 6. – С. 11–26
Кварцхелия Ш.М. Концептуальное моделирование языкового образа ребенка в английской реалистической прозе XIX века: дис. … канд. филол. наук. – Москва, 2007. – 234 с.
Кон И.С. Этнография детства: проблемы методологии // Советская этнография, 1981. – № 5. – С. 3–15
Косычева М.А. Концепт ‘child’ и средства его реализации в английской лингвокультуре: дис. ... канд. филол. наук. – Самара, 2013. – 179 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/germanskie-jazyki/koncept-child-i-sredstva-ego-realizacii-v-anglijskoj-lingvokulture.html (дата обращения: 11.05.2020)
Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М.: Гнозис, 2002. – 284 с.
Крюкова Г.А. Концепт. Определение объема содержания понятия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – № 2. – С. 128–135
Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память // Логический анализ языка. Культурные концепты. ‒М.: 1991. – С. 84–88
Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник Воронежского государственного университета, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 2001. – Вып. 1. – С. 4–7
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М.: Academia, 1997. – 320 с.
Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 448 с.
Мазаева Н.Ю. Языковая и концептуальная картины мира (к теории вопроса) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск, 2006. – С. 14–16
Маслова О.О. Концепт детства в научной и художественной традициях XX века: дис. … канд. культур. – Ярославль, 2005. – 206 с.
Мельник Г.С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник, 2012. – № 2. – С. 27–29
Михайловская И.Н., Чубина Е.А. Лингвистические особенности англоязычных СМИ // Сб.науч. труд. По матер. Межд. научно-практ. конф. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. – С. 122–123
Моисеева В.Л. Безличные глагольные предикаты состояния лица в русской языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук. – СПб., 1998. – 147 с.
Несмелова, О.О., Коновалова, Ж.Г. Новый журнализм: Теоретические принципы и их художественное воплощение // Ученые записки Казанского университета, 2011. – Т. 153 (2). – С. 245–257
Нефедова Н.К. Феномен детства в основных формах его репрезентации: философия, миф, фольклор, литература: дис. …д-ра фил. наук. – Омск, 2005. – 337 с. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/fenomen-detstva-v-osnovnykh-formakh-ego-reprezentatsii-filosofiya-mif-folklor-literatura/read (дата обращения: 11.05.2020)
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2008. – Режим доступа: https://psi-gram.livejournal.com/69546.html (дата обращения: 11.05.2020)
Перцев Е.М. Русская лексика в английском газетном тексте: проблемы передачи национально-культурного компонента // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2008. – № 2. – С. 177–182
Погорский Э.К. Картина мира // Знание. Понимание. Умение, 2012. – № 4. – С. 322–323
Попова З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с.
Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник. – М.: Флинта, 2013. – 521с.
Самигулина Ф.Г. Концептуальная картина мира и специфика ее формирования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2010. – Вып. 2. – С. 46–50
Слышкин Г.Г. Концептологический анализ иституционального дискурса // Филология и культура. – М.: 2001. – 176 с.
Солганик Г.Я. Язык СМИ на современном этапе // Мир русского слова, 2010. – № 2. – С. 21–24
Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. – М.: Академический Проект, 2004. – 992 с.
Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.: Школа «Языи русской культуры», 1996. – 288 с.
Трусова Т.С. Художественный концепт ‘child’ в произведениях Дж.К. Роулинг: зрительный модус восприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016. – № 2. – С. 274–277
Федоров В.В. Инвариантные языковые черты английской публицистики // Вестник КРАУНЦ, 2014. – № 2 (24). – С. 19–31
Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). – М.: Гнозис, 1994. – 344 с.
Bell A. Approaches to Media Discourse. – London: Blackwell. 1996. – P. 3
Merriam-Webster Dictionary. – Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/child.com (дата обращения: 12.05.2020)
The Guardian. – Режим доступа: https://www.theguardian.com (дата обращения: 13.05.2020)
The New York Times. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 14.05.2020)
The Spectator. – Режим доступа: https://www.spectator.co.uk/ (дата обращения: 13.05.2020)
The Telegraph. – Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/ (дата обращения: 13.05.2020)
The USA Today. – Режим доступа: https://www.usatoday.com/ (дата обращения: 14.05.2020)
Time. – Режим доступа: https://time.com/ (дата обращения: 14.05.2020)
8
2. Аюпова Е.И. Наименования ребёнка в русских пословицах и поговорках // Русская и сопоставительная филология: Исследования молодых ученых. – Казань: КГУ, 2004. – С. 6–13
3. Бабарыкина Т.С. Характеристика английского концепта ‘child’ на основе словарных дефиниций // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2009. – № 3. – С. 57–61
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: дис. … д-ра филол. наук. – Воронеж, 1997. – 330 с.
5. Балашова Л.В. Концепт ДЕТСТВО (метафорическая составляющая) в диахроническом аспекте // Проблемы социо- и психолингвистики: Сб. ст. / Отв. ред. И.Г. Овчинникова. – Пермь, 2004. – Вып.6: Вариативность речевого онтогенеза. – 202. с.
6. Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб: Алетейя, 2013. – 288 с.
7. Вайсгербер Й.Л. Язык и философия // Вопросы языкознания, 1993. – № .2. – С. 111–112
8. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов // Семантические универсалии и описание языков: Пер. с англ. – М.: Языки русской культуры, 1999
9. Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3. – Воронеж, 2002. – 78– 95
10. Воронина Л.В. Концептуальная структура именных производных слов немецкого языка // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: Материалы междунар. школы-семинара (VII Березинские чтения). – М.: ИНИОН РАН, АСОУ, 2011. – Вып. 18. – С. 20–25
11. Гегель Г. Философия духа. Сочинения. Т. 3. – М., 1956. – 372 с.
12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 557 с.
13. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 263 с.
14. Еремина Н.В., Томин В.В. К вопросу о стилистических особенностях английской публицистики в условиях кросс-культурного взаимодействия // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. – № 11 (172). – С. 138–143
15. Зиновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: учебник.– СПб.: МИРС, 2009. – 291с.
16. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. – М., 1964. – 799 с.
17. Капустина В.А., Кленов В.А. Онтология детства // Смоленский медицинский альманах, 2015. – № 3. – С. 103–105
18. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – М: Гнозис, 2004. – 386 с.
19. Карнап, Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Вестник МГУ. Философия, 1993. – № 6. – С. 11–26
20. Кварцхелия Ш.М. Концептуальное моделирование языкового образа ребенка в английской реалистической прозе XIX века: дис. … канд. филол. наук. – Москва, 2007. – 234 с.
21. Кон И.С. Этнография детства: проблемы методологии // Советская этнография, 1981. – № 5. – С. 3–15
22. Косычева М.А. Концепт ‘child’ и средства его реализации в английской лингвокультуре: дис. ... канд. филол. наук. – Самара, 2013. – 179 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/germanskie-jazyki/koncept-child-i-sredstva-ego-realizacii-v-anglijskoj-lingvokulture.html (дата обращения: 11.05.2020)
23. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М.: Гнозис, 2002. – 284 с.
24. Крюкова Г.А. Концепт. Определение объема содержания понятия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – № 2. – С. 128–135
25. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова память // Логический анализ языка. Культурные концепты. ‒М.: 1991. – С. 84–88
26. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Вестник Воронежского государственного университета, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 2001. – Вып. 1. – С. 4–7
27. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. – М.: Academia, 1997. – 320 с.
28. Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 448 с.
29. Мазаева Н.Ю. Языковая и концептуальная картины мира (к теории вопроса) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск, 2006. – С. 14–16
30. Маслова О.О. Концепт детства в научной и художественной традициях XX века: дис. … канд. культур. – Ярославль, 2005. – 206 с.
31. Мельник Г.С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник, 2012. – № 2. – С. 27–29
32. Михайловская И.Н., Чубина Е.А. Лингвистические особенности англоязычных СМИ // Сб.науч. труд. По матер. Межд. научно-практ. конф. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2013. – С. 122–123
33. Моисеева В.Л. Безличные глагольные предикаты состояния лица в русской языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук. – СПб., 1998. – 147 с.
34. Несмелова, О.О., Коновалова, Ж.Г. Новый журнализм: Теоретические принципы и их художественное воплощение // Ученые записки Казанского университета, 2011. – Т. 153 (2). – С. 245–257
35. Нефедова Н.К. Феномен детства в основных формах его репрезентации: философия, миф, фольклор, литература: дис. …д-ра фил. наук. – Омск, 2005. – 337 с. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/fenomen-detstva-v-osnovnykh-formakh-ego-reprezentatsii-filosofiya-mif-folklor-literatura/read (дата обращения: 11.05.2020)
36. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.: Питер, 2008. – Режим доступа: https://psi-gram.livejournal.com/69546.html (дата обращения: 11.05.2020)
37. Перцев Е.М. Русская лексика в английском газетном тексте: проблемы передачи национально-культурного компонента // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2008. – № 2. – С. 177–182
38. Погорский Э.К. Картина мира // Знание. Понимание. Умение, 2012. – № 4. – С. 322–323
39. Попова З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 314 с.
40. Сабитова З.К. Лингвокультурология: учебник. – М.: Флинта, 2013. – 521с.
41. Самигулина Ф.Г. Концептуальная картина мира и специфика ее формирования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2010. – Вып. 2. – С. 46–50
42. Слышкин Г.Г. Концептологический анализ иституционального дискурса // Филология и культура. – М.: 2001. – 176 с.
43. Солганик Г.Я. Язык СМИ на современном этапе // Мир русского слова, 2010. – № 2. – С. 21–24
44. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. – М.: Академический Проект, 2004. – 992 с.
45. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.: Школа «Языи русской культуры», 1996. – 288 с.
46. Трусова Т.С. Художественный концепт ‘child’ в произведениях Дж.К. Роулинг: зрительный модус восприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016. – № 2. – С. 274–277
47. Федоров В.В. Инвариантные языковые черты английской публицистики // Вестник КРАУНЦ, 2014. – № 2 (24). – С. 19–31
48. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). – М.: Гнозис, 1994. – 344 с.
49. Bell A. Approaches to Media Discourse. – London: Blackwell. 1996. – P. 3
50. Merriam-Webster Dictionary. – Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/child.com (дата обращения: 12.05.2020)
51. The Guardian. – Режим доступа: https://www.theguardian.com (дата обращения: 13.05.2020)
52. The New York Times. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/ (дата обращения: 14.05.2020)
53. The Spectator. – Режим доступа: https://www.spectator.co.uk/ (дата обращения: 13.05.2020)
54. The Telegraph. – Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/ (дата обращения: 13.05.2020)
55. The USA Today. – Режим доступа: https://www.usatoday.com/ (дата обращения: 14.05.2020)
56. Time. – Режим доступа: https://time.com/ (дата обращения: 14.05.2020)
Вопрос-ответ:
Что такое концепт?
Концепт - это категория современной лингвистики, которая означает определенное понятие или идею, выраженные языковыми средствами.
Какие функции выполняет медиатекст?
Медиатекст выполняет различные функции, такие как информационная, эмоциональная, коммуникативная и рекламная. Он предназначен для передачи информации и воздействия на аудиторию.
Каковы основные направления и методы в изучении концепта child?
Основные направления и методы в изучении концепта child включают когнитивный, социолингвистический и семантический подходы. В рамках этих подходов исследуются семантические поля, ассоциации и метафоры, связанные с понятием "ребенок".
Что означает понятие "ребенок" как социально-психологический и философский феномен?
Понятие "ребенок" включает в себя не только биологические характеристики, но и социально-психологические и философские аспекты. Детство воспринимается как особое время жизни, которое отличается от взрослой жизни и имеет свои особенности и требования.
Какие методы исследования применяются при изучении медиатекстов?
При изучении медиатекстов применяются различные методы, такие как текстология, дискурсивный анализ, семантический анализ, сравнительный анализ и др. С помощью этих методов анализируются содержание, структура, языковые средства и эффективность медиатекстов.
Что такое концепт child?
Концепт child представляет собой представление о ребенке и детстве, которое существует в нашем сознании и отражается в языке.
Какие основные направления и методы изучения концепта child существуют?
В изучении концепта child применяются различные методы, такие как лексико-семантический анализ, когнитивный анализ, сравнительный анализ и другие.
Какие функции выполняет медиатекст?
Медиатекст выполняет различные функции, такие как информационная, коммуникативная, эмоциональная и др.
Что изучается в главе 1 "Теоретико-методологические основы исследования концепта child"?
В главе 1 рассматриваются вопросы о концепте child, его роли в современных медиатекстах, а также основные теоретические и методологические аспекты его изучения.
На каких предметах лингвистики основывается изучение медиатекста?
Изучение медиатекста основывается на предметах лингвистики, таких как семантика, прагматика, стилистика и др.