Философия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 32 32 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 16.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Место философии в системе общественной
и духовной культуры
1.1. Философия как наука и её функции………………………………........6
1.2. Философия как составная часть духовной культуры………………...10
1.3. Социально-философские аспекты духовности
и духовной культуры………………………………………………………..15
Глава 2. Проблема философской культуры в современном обществе
2.1. Понятие и структура духовной культуры современного общества....19
2.2. Проблемы развития духовной культуры в современной России…….23
Заключение……………………………………………………………..................28
Библиографический список…………………………………………………...31


Фрагмент для ознакомления

Материал не может развиваться без духовного. Экономика разведена от морали, трансформируется из производительной в спекулятивную. Технология, оторванная от общих культурных и гуманитарных идей, становится монстром, уничтожающим все живое. Наука, оторванная от общих культурных ценностей, не способна генерировать фундаментальные идеи. Для одних-это доверие к морали общества, к принципам религиозных догм, для других-это их собственная совесть, не позволяющая им переступить ту грань, за которой существует опасность ущемления интересов других людей [6].Духовность – это сложное понятие, свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, она фокусируется на проблемах, которые относятся к высшему уровню развития человека в мире. Таким образом, определяются творческие способности человека. Духовная жизнь является важным аспектом бытия и развития человека и общества [3].Истинная духовность не существует вне морали, которая содержит в себе самые положительные качества и качества личности. Высшая духовность невозможна без духовности, эмоциональной чувствительности, отзывчивости, способности к эмоциональным реакциям: состраданию, состраданию, любви к ближнему. Эти качества нельзя сосчитать, их нельзя получить с ученой степенью, ученым званием или дипломом, не говоря уже о должности.Невозможно создать финансово благополучное общество, не создав соответствующей духовной культуры, игнорируя духовно-нравственную жизнь народа. Конечно, не стоит отчаиваться и пессимистично смотреть на сегодняшние проблемы в духовной жизни нашего народа. Ибо вместе с образами падения и разложения нравственности были и остаются в наши дни великие явления духовности русского народа [18].За многие годы своего существования Россия продемонстрировала талант и силу своего народа, исключительный духовный потенциал, мужество и решительность как в области научного развития, так и на поле боя, дала миру примеры высокой духовной культуры, нравственности, воспитания своих граждан. Это, конечно, ключ к оптимизму и уверенности в своем будущем.Осуществляя преобразования в сфере экономики, политической системы, права, необходимо помнить, что они не приведут к лучшему, если традиционный высокий духовный потенциал русского человека не будет в полной мере использован и приумножен.Очень важно осознать, что духовная жизнь общества - это совокупность духовной жизни его граждан, и если рассматривать духовную сферу общества как объект национальной безопасности, то эту проблему следует рассматривать как безопасность духовной жизни каждого человека.Возрождение классической культуры-важная задача для общества, как в России, так и в остальном мире. Недостаток духовности – это проблема всего человечества. Она сохраняет и возрождает то классическое и народное культурное наследие, которое досталось нам от наших предков, в котором заключены общечеловеческие ценности. Честь, доброта, равенство и порядочность – вот некоторые из классических духовных и культурных компонентов.Уровень развития духовной культуры определяется степенью сформированности духовных ценностей в обществе, степенью их распространения и глубиной развития людей, каждого человека. Оценка уровня интеллектуального прогресса в той или иной стране выражается в количестве университетов, научно-исследовательских институтов, театров, библиотек, музеев, школ, консерваторий, заповедников. Но количественные показатели - это только верхушка культурного айсберга, важнее качество духовной продукции-научных открытий, книг, фильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений [20]. Цель культуры – формировать умение и способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям отечественной и мировой культуры. Потому важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры. Духовная культуранаходится в крайне тяжелом и даже катастрофическом положении. Духовная составляющая народа обгищала, а массовое бескультурье и бездуховность стали причиной множества бед в экономике, науке и образовании, природопользовании. Запредельно низкого уровня достигло материально-техническое обеспечение культуры. На сегодняшний момент под угрозой исчезновения оказались старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусств, закрываются многие дома культуры: библиотеки, театры, клубы, картинные галереи, дворцы, культуры, киноконцертные залы, студии детского и юношеского творчества. Бесконтрольный вывоз произведений искусства за границус целью обогащения. В данных условиях большинство домов культуры вынуждены заниматься коммерцией. А как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, коммерциализация культуры влечёт не только к снижению ее уровеня, но и приводит к падению культурного уровня народа, тормозит или даже приостанавливает, культурный прогресс общества [2].Элементами духовной жизни принято считать также: - духовные потребности; - духовную деятельность и производство; - духовные ценности; - духовное потребление; - духовные отношения проявления межличностного духовного общения. Проблема духовности - это не только определение высшейступени развития человека, его мира, отношений с природой, общества, других людей, но и самого себя. Это проблема того, что человек выходит за пределы узко эмпирического бытия, преодолевает себя в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и их реализации на своем жизненном пути «со вчерашнего дня». Следовательно, это проблема «жизнеобеспечения». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность - это детерминация духовной культуры личности, которая определяет меру и качество свободы самореализации человека [16].Таким образом, духовная жизнь является важным аспектом бытия и развития человека и общества, в содержании которого человек действительно проявляет себя.Духовная жизнь общества-сфера бытия, в которой объективная действительность дана не в противовес внешним людям, а как идеальная реальность, совокупность присущих ей ценностей и ингаляций содержания, качества и направленности социального и индивидуального бытия. Генетически духовная сторона человека возникает на основе его практической деятельности как особой формы отражения объективного мира, как средства ориентации в мире и взаимодействия с ним. Собственно говоря, духовная деятельность вообще подчиняется законам этого мира.Конечно, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть его заключается в фундаментальном единстве, в согласовании основных «узлов». Тем самым созданный человеком идеал-духовный мир (понятия, образы, ценности) обладает принципиальной автономией, развивается и подчиняется своим собственным законам. В результате он может подняться очень высоко над материальной реальностью. Однако дух не может полностью отделиться от своей материальной основы, так как это в конечном счете означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого разделения для человека является путь в мир иллюзий, душевных болезней, а для общества-его деформация под влиянием мифов, утопий, догм, социальных прожекторов [2].Утрата философией прежней роли «царского руководства вещами» (Хайдеггер) обусловлена не только влиянием социальных факторов, но и изменением самой философской проблемы. В то время как философия занималась объяснением мира, она выступала как фронт отражения и выражение всеобщего. С развитием науки и определением приоритетов научного познания концептуально-логический дискурс философии превратился из инструмента в объект философствования. Философия под влиянием этих факторов стала отделяться в замкнутую и все более изолированную область культуры.Кажется, что философия – это то, что касается каждого. Эту идею философского знания часто путают с понятием «понятности», хотя на уровне здравого смысла существует множество общеизвестных истин, не имеющих ничего общего с философией. «Мы понимаем такие универсальные истины, не рискуя своим человеческим существом в их основе», - пишет Хайдеггер [Цит. по: 21].ЗаключениеФилософия играет важную роль в системе культуры, которая проявляется через свои функции и активно участвует в воспроизводстве и развитии общественной жизни. Обращение к теме функционирования философии в культуре особенно актуально в наше время, характеризующееся как кризисное состояние.Культура вступила в переломный момент своего развития, в котором темпы культурных изменений, творчества социальных и культурных форм постоянно возрастают по сравнению с прошлым. Соответственно, основы человеческой деятельности и познания трансформируются гораздо чаще, чем раньше. Философия всегда была высшей формой авторефлексии культуры, то есть анализа пограничных оснований познания, деятельности и оценки.Однако роль философии в культуре исторически изменилась, что проявляется в доминировании одних функций философии над другими в различные исторические периоды. Несмотря на исторически изменившуюся роль философии, сущность самого явления остается неизменной: философия сохраняет изначальную рациональную позицию, являющуюся источником ее, меняется не сама философия, а виды философствования, меняются виды философской рациональности.Это рациональное отношение является «нормативным», фундаментальным и преобладающим в западной культуре. Россия в этой культурной схеме оказалась на стыке двух восточных культур. В русской культуре всегда существовала потребность в философской рефлексии, но внешние исторические условия (особенно отсутствие политической свободы) препятствовали развитию философии. Это создало эффект особой культурной нагрузки.В настоящее время в России назрела острая необходимость в формировании философской культуры, для чего, на мой взгляд, имеются все необходимые условия. Современное состояние культуры определяется как постмодернизм, который имеет самые противоречивые оценки: кризис и гибель культуры, вырождение культуры в «текстуру». Несмотря на неоднозначность этого явления, необходимо избегать односторонних оценок. Хотя постмодернизм часто воспринимается в культуре негативно, следует сказать, что он содержит ряд важных идей и принципов, которые могут существенно обновить наше мышление. Центральной идеей постмодернизма является провозглашение плюрализма образов, типов и парадигм философствования, диалога между различными типами познания мира и человека, где философия не доминирует, а является одной из возможных форм познания наряду с другими.Такая ситуация в философии способствует формированию нового вида философской рациональности, поиск которой оказал влияние на изменение культурных функций философии на современном этапе культурного развития. Философия всегда была средством понимания определенной культурной реальности. Философия, которая имеет место в культуре, изменила ее, но она определенно изменилась. В настоящее время философия становится все более и более практичной. Она больше не пытается строить всеобъемлющие системы, претендующие на абсолютность, она не претендует на поиск вечных и неизменных истин, окончательных ответов на все вопросы, которые были характерны для классического периода. В настоящее время философия активно участвует в производстве новых смыслов в культуре и выступает посредником между различными видами знания. Таким образом, философия превращается из теории, формирующей мировоззрение, в интерпретационную деятельность, целью которой является раскрытие смыслов, закрепленных в культуре. Герменевтическая функция философии выходит на первый план, а мировоззренческая функция становится второстепенной. А благодаря своей интегративной функции философия выступает посредником между различными формами культурного творчества (религией, наукой, моралью, правом) и устанавливает между ними связь. Во времена кризиса в развитии культуры, когда разрушается старое описание мира, система ценностей и требуются новые способы понимания мира и человека, в новой системе ценностей роль философии чрезвычайно возрастает. Благодаря критической рефлексии философия может преодолеть кризисы, которые регулярно происходят в культуре, а также найти новые основы человеческой жизни, новые идеологические ориентиры и идеалы.Библиографический список1. Антонова А. А. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. А. А. Атанова, В. А. Туева. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. – с.4682. Барулин В.С. Социальная философия Ч. 1/ В. С. Барулин. – М., 2002. – с. 455 2. Ивин А.А. Основы социальной философии/ А. А. Ивин.– М., 20063. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. – Москва: Сов. энциклопедия, 1983. – с. 8394. История эстетики: памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1 Античность. Средние века. Возрождение. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. – с. 6825. Кармин А. С. Философия/ А. С.Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб., 2001. – с.5366. Козлова О. Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура. //Социально- гуманитарные знания. – 2001 - №2. Стр. 106.7. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. М.: Наука, 1966. – с. 4278. Кочеров С. Н. Философия: учебное пособие / С.Н. Кочеров,Л.П. Сидорова. – Н.Новгород: НИУРАНХиГС, 2015. – с.1509. Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – с. 38410. Маркс К. Сочинения. Т.3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. – с. 62911. Миронова В. В. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – с. 67312. Недзвецкая Э. А. Философия и духовный мир личности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1997. – с. 12213. Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001. - С. 12414. Пронина Е. Н. Философия: учебник / Е.Н. Пронина; Моск. гос. ун-т печатиим. Ивана Федорова. — М.: МГУП им. Ивана Федорова. – 2011. – с.612 15. Соловьев В. С. Толковый словарь по философии/В. С. Соловьёв. – М.: Директ-Медиа, 2012. – с. 18716. Столяренко А.М. Социальная психология. Учебник/ А. М. Столяренко. – М., 200917. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б.Тэйлор. М.: Политиздат, 1989. 572 с18. Токарева С.Б. Проблемы духовного опыта и методологические основания анализа духовности/ С. Б. Токарева. – М., 200919. Тоненкова М. М. Социально-духовные ценности и экология сознания. //Социально- гуманитарные знания. – 2002. – №2. Стр. 240.20. Тонконогов А. В. Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества. //Социально- гуманитарные знания. – 2010. – №2. Стр. 11021. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. – с.338.22. Хаврак А. П. Философия [конспекты лекция]: учебное пособие/ А. П. Хаврак. – М. – 2005. – с.39123. Чумаков А. Н. Философия: учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – с.45924. Шеллинг Ф.В. Сочинения: в 2 т. / Ф.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 639 с.25. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс. – М., 1994. С. 500.26. Философия как наука, ее предмет, структура и функции [электронный ресурс] – Режим доступа https://studopedia.ru/18_25683_filosofiya-kak-nauka-ee-predmet-struktura-i-funktsii.html (дата обращения15.05.20)

Библиографический список

1. Антонова А. А. Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. А. А. Атанова, В. А. Туева. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. – с.468
2. Барулин В. С. Социальная философия Ч. 1/ В. С. Барулин. – М., 2002. – с. 455
2. Ивин А. А. Основы социальной философии/ А. А. Ивин. – М., 2006
3. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. – Москва: Сов. энциклопедия, 1983. – с. 839
4. История эстетики: памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1 Античность. Средние века. Возрождение. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. – с. 682
5. Кармин А. С. Философия/ А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб., 2001. – с.536
6. Козлова О. Н. Духовная жизнь как система, ее сущность и структура. //Социально- гуманитарные знания. – 2001 - №2. Стр. 106.
7. Коммунизм и культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. М.: Наука, 1966. – с. 427
8. Кочеров С. Н. Философия: учебное пособие / С. Н. Кочеров, Л. П. Сидорова. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – с.150
9. Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002. – с. 384
10. Маркс К. Сочинения. Т.3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. – с. 629
11. Миронова В. В. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – с. 673
12. Недзвецкая Э. А. Философия и духовный мир личности // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3. 1997. – с. 122
13. Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. – М., 2001. - С. 124
14. Пронина Е. Н. Философия: учебник / Е. Н. Пронина; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. — М.: МГУП им. Ивана Федорова. – 2011. – с.612
15. Соловьев В. С. Толковый словарь по философии/ В. С. Соловьёв. – М.: Директ-Медиа, 2012. – с. 187
16. Столяренко А. М. Социальная психология. Учебник/ А. М. Столяренко. – М., 2009
17. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тэйлор. М.: Политиздат, 1989. 572 с
18. Токарева С. Б. Проблемы духовного опыта и методологические основания анализа духовности/ С. Б. Токарева. – М., 2009
19. Тоненкова М. М. Социально-духовные ценности и экология сознания. //Социально- гуманитарные знания. – 2002. – №2. Стр. 240.
20. Тонконогов А. В. Мировоззренческие императивы обеспечения духовной безопасности современного российского общества. //Социально- гуманитарные знания. – 2010. – №2. Стр. 110
21. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. – с.338.
22. Хаврак А. П. Философия [конспекты лекция]: учебное пособие/ А. П. Хаврак. – М. – 2005. – с.391
23. Чумаков А. Н. Философия: учебник / под ред. проф. А. Н. Чумакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. – с.459
24. Шеллинг Ф. В. Сочинения: в 2 т. / Ф. В. Шеллинг. М.: Мысль, 1987. Т. 1. 639 с.
25. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс. – М., 1994. С. 500.
26. Философия как наука, ее предмет, структура и функции [электронный ресурс] – Режим доступа https://studopedia.ru/18_25683_filosofiya-kak-nauka-ee-predmet-struktura-i-funktsii.html (дата обращения15.05.20)

Вопрос-ответ:

Что такое философия и каковы ее основные функции?

Философия - это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Основные функции философии включают: объяснение места человека в мире, формирование общечеловеческих ценностей, поиск истины и разработку системы ориентиров для жизни.

Какая роль философии в системе общественной и духовной культуры?

Философия является составной частью духовной культуры общества. Она помогает людям понять мир и свое место в нем, формировать свои ценности, развивать мышление и критическое мышление, а также строить свою жизнь на основе рациональной рефлексии.

Как влияют социально-философские аспекты на духовность и духовную культуру общества?

Социально-философские аспекты имеют большое значение для развития духовности и духовной культуры общества. Они включают анализ социальных норм, ценностей и институтов, критику их трансформации и поиск путей для развития общечеловеческих ценностей и духовности.

Какова понятие и структура духовной культуры современного общества?

Понятие духовной культуры включает в себя все сферы деятельности общества, связанные с духовной сферой - искусство, науку, религию, мораль, этику и философию. Структура духовной культуры включает в себя философскую систему ценностей, систему идеалов, систему культурных символов и традиций.

Какие проблемы развития духовной культуры существуют в современном обществе?

В современном обществе существуют такие проблемы развития духовной культуры, как утрата общечеловеческих ценностей, рост потребительского менталитета, упадок моральных и духовных идеалов, негативное влияние новых технологий и растущая роль материальных ценностей.

Какое место занимает философия в системе общественной и духовной культуры?

Философия занимает важное место в системе общественной и духовной культуры. Она является наукой, которая изучает основные проблемы бытия, познания, ценности и нравственности. Философия играет роль основы для других наук и исследований, помогая людям понять смысл жизни и место человека в мире.

Каковы основные функции философии?

Философия выполняет несколько основных функций. Во-первых, она служит основой для научного познания, обеспечивая фундаментальные принципы и методологию исследования. Во-вторых, философия помогает развивать критическое мышление и логику, способствуя формированию критической основы для принятия решений. В-третьих, философия задает вопросы о смысле, ценности и нравственности, позволяя людям размышлять о своей роли в обществе и в мире.

Как философия влияет на духовную культуру?

Философия является составной частью духовной культуры общества. Она помогает людям размышлять о смысле жизни, осознавать свою роль и значение в обществе, а также развивать свои моральные и этические ценности. Философия также способствует развитию критического мышления и способности анализировать и понимать сложные проблемы, что влияет на культурное развитие общества в целом.

Какие социально-философские аспекты связаны с духовностью и духовной культурой?

Социально-философские аспекты связаны с тем, как духовность и духовная культура влияют на общество и его развитие. Духовность формирует ценности, нормы и идеалы, которые определяют мировоззрение и поведение людей в обществе. Духовная культура также способствует развитию морали, этики и социального сознания. Таким образом, социально-философские аспекты духовности и духовной культуры играют важную роль в формировании общества и его ценностей.