Дошкольная педагогика
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 36 + 36 источников
- Добавлена 08.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности 7
1.1. Характеристика понятия «творческие проявления» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих проявлений детей 14
Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности 18
2.1 Организация и методики исследования 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 21
Заключение 26
Список используемой литературы 28
По данным таблицы 2 построена диаграмма, наглядно отражающая разницу в уровне развития изобразительных умений и навыков влепке в данной группе детей (рисунок 2).Рисунок 2 –Уровни развитияизобразительных умений и навыков в лепкеу детей 6-7 лет По результатам данной методики большая часть испытуемых (13 детей) была отнесена к среднему уровню развития изобразительных умений и навыков в лепке, что соответствует 65%. Низкий уровень показали 5 детей или 10%, и 2 детей достигли высокого уровня развития изобразительных умений и навыков в лепке (10%).По данным таблицы 3 построена диаграмма, наглядно отражающая разницу в уровне развития изобразительных умений и навыков в аппликации в данной группе детей (рисунок 3).Рисунок3 –Уровни развитияизобразительных умений и навыков в аппликацииу детей 6-7 летПо результатам данной методики большая часть испытуемых (12 детей или 60%) отнесена к среднему развитияизобразительных умений и навыков в аппликации. По 4 ребенка (20%) попали продемонстрировали высокий и низкий уровень развитияизобразительных умений и навыков в аппликации.Полученные результаты говорят о том, что дети 6-7 лет имеют преимущественно средний уровень развития изобразительных умений и навыков в различных видах художественно-творческой деятельности (лепке, рисовании, аппликации), и, соответственно, средний уровень развития творческих проявлений, что говорит о необходимости проведения развивающей работы, направленной на развитие творческих проявлений старших дошкольников в изобразительной деятельности.ЗаключениеДошкольные годы – самый благоприятный период для развития творчества. В этом возрасте ребенок любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностьюТворческие проявления – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Это и индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности.Творческие проявления характеризуются:стремлением к изучению нового и необычного;свободным воображением и фантазией;развитой интуицией, вследствие чего появляется, что-то новое;умением применять полученный опыт на практике;способность впитывать много информации.Многие дети 6-7 лет находят свой талант в изобразительном искусстве. Дети любят рисовать и нередко с удовольствием посещают специализированные уроки по изобразительной деятельности. В процессе работы ребенок совершенствует и развивает свою наблюдательность, эстетические эмоции и восприятие, художественный вкус и, конечно, творческие способности. Но если для взрослого такие рисунки не несут ничего нового, то ребенок посредством рисования может познавать мир и делать самые разные открытия. Экспериментальная часть работыпроводилась на базе МБДОУ №1. В исследовании приняли участие 20 детейв возрасте 6-7 лет из группы «Дельфиненок». По результатам проведенного исследования был сделан вывод о том, что дети 6-7 лет имеют преимущественно средний уровень развития изобразительных умений и навыков в различных видах художественно-творческой деятельности (лепке, рисовании, аппликации), и, соответственно, средний уровень развития творческих проявлений, что говорит о необходимости проведения развивающей работы, направленной на развитие творческих проявлений старших дошкольников в изобразительной деятельности, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.Список используемой литературыБерезина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 2014. – 60 с.Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст] : кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2013. – 147 с.Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности. – М.: Наука, 2016. – 46 с.Виленчик, С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей / С.И. Виленчик // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 41-43.Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала современного дошкольника / Л.К. Веретенникова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2016. – № 1. – С. 15-24.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 276 с.Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала дошкольников в учебной деятельности [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Глухова. – М., 2017. – 25 с.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М.: Пресс-бук, 2015. – 193 с.Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12. – С. 73-75.Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М.: Учпедгиз, 2016. – 78 с.Казакова, Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Р.Г. Казакова. – М.: Эксмо, 2016. – 274 с.Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2016. – 188 с.Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 255 с.Карпенко, Л.А. Развитие творческих способностей [Текст] / Л.А. Карпенко. – М.: Логос, 2014. – 136 с.Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – М.: Альфа-книга, 2018. – 90 с.Комарова, Т.С. Красота. Радость. Творчество [Текст] : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 128 с.Королева, Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет [Текст] / Т.В. Королева. – М.: Владос, 2016. – 86 с.Котляр, В. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / В.Котляр. – М.: Эксмо, 2014. – 112 с.Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2019. – 56 с.Лилов, А. Природа художественного творчества [Текст] / А.Лилов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 184 с.Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Рипол-классик, 2016. – 125 с.Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст] : Обзор программ дошкольного образования / И.А. Лыкова. – М.: Пресс-бук, 2014. – 144 с.Мелик-Пашаев, А.А. Ступени творчества [Текст] / А.А. Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 194 с.Мурашковская, И.Н. Когда я стану волшебником [Текст] / И.Н. Мурашковская. – М.: Спутник, 2015. – 62 с.Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст]: Н.Н. Поддъяков. – М.: Владос, 2015. – 187 с.Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2015. – 50 с.Потапова, Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников / Е.В. Потапова // Воспитатель ДОУ. – 2017. – №1. – С. 90-93.Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Эксмо, 2017. – 202 с.Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством [Текст] : 2-е издание исп. и доп. / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 210 с.Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М.: Проф. образование, 2014. – 296 с.Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст] : Учебное пособие / Н.В. Шайдурова. – М.: Стрекоза, 2014. – 172 с.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 284 с.Шустерман, М.Н. ИЗО в детском саду [Текст] / М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман, В.В. Вдовина. – М.: Альфа-кгига, 2016. – 125 с.Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2011. – 318 с. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Текст, 2015. – 132 с.Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации воспитателям по развитию творческого потенциала дошкольников [Текст] / Е.Л. Яковлева. – М.: ЭНАС, 2015. – 126 с.
1. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: издательство Буковского, 2014. – 60 с.
2. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами [Текст] : кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. – М.: Пед. Общество России, 2013. – 147 с.
3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности. – М.: Наука, 2016. – 46 с.
4. Виленчик, С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей / С.И. Виленчик // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 41-43.
5. Веретенникова, Л.К. Развитие творческого потенциала современного дошкольника / Л.К. Веретенникова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2016. – № 1. – С. 15-24.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 276 с.
7. Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала дошкольников в учебной деятельности [Текст]: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Г. Глухова. – М., 2017. – 25 с.
8. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М.: Пресс-бук, 2015. – 193 с.
9. Ендовицкая, Т. О развитии творческих способностей / Т.О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12. – С. 73-75.
10. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М.: Учпедгиз, 2016. – 78 с.
11. Казакова, Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / Р.Г. Казакова. – М.: Эксмо, 2016. – 274 с.
12. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. – М.: Сфера, 2016. – 188 с.
13. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 255 с.
14. Карпенко, Л.А. Развитие творческих способностей [Текст] / Л.А. Карпенко. – М.: Логос, 2014. – 136 с.
15. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – М.: Альфа-книга, 2018. – 90 с.
16. Комарова, Т.С. Красота. Радость. Творчество [Текст] : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 128 с.
17. Королева, Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 – 7 лет [Текст] / Т.В. Королева. – М.: Владос, 2016. – 86 с.
18. Котляр, В. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / В.Котляр. – М.: Эксмо, 2014. – 112 с.
19. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2019. – 56 с.
20. Лилов, А. Природа художественного творчества [Текст] / А.Лилов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 184 с.
21. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Рипол-классик, 2016. – 125 с.
22. Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст] : Обзор программ дошкольного образования / И.А. Лыкова. – М.: Пресс-бук, 2014. – 144 с.
23. Мелик-Пашаев, А.А. Ступени творчества [Текст] / А.А. Пашаев, З.Н. Новлянская. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 194 с.
24. Мурашковская, И.Н. Когда я стану волшебником [Текст] / И.Н. Мурашковская. – М.: Спутник, 2015. – 62 с.
25. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст]: Н.Н. Поддъяков. – М.: Владос, 2015. – 187 с.
26. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2015. – 50 с.
27. Потапова, Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников / Е.В. Потапова // Воспитатель ДОУ. – 2017. – №1. – С. 90-93.
28. Саккулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Эксмо, 2017. – 202 с.
29. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным искусством [Текст] : 2-е издание исп. и доп. / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 210 с.
30. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М.: Проф. образование, 2014. – 296 с.
31. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст] : Учебное пособие / Н.В. Шайдурова. – М.: Стрекоза, 2014. – 172 с.
32. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 284 с.
33. Шустерман, М.Н. ИЗО в детском саду [Текст] / М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман, В.В. Вдовина. – М.: Альфа-кгига, 2016. – 125 с.
34. Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2011. – 318 с.
35. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Текст, 2015. – 132 с.
36. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации воспитателям по развитию творческого потенциала дошкольников [Текст] / Е.Л. Яковлева. – М.: ЭНАС, 2015. – 126 с.
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические особенности развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности?
В этом возрасте дети развивают свою воображение, фантазию и креативное мышление. Они уже способны представить свои идеи и проявить свои творческие способности через изобразительную деятельность.
Какие возможности изобразительной деятельности влияют на развитие творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста?
Изобразительная деятельность позволяет детям развивать свою воображение, творческое мышление, абстрактное и логическое мышление, координацию движений и мелкую моторику. Она также способствует развитию эмоциональной сферы и самовыражению детей.
Какова характеристика понятия "творческие проявления"?
Творческие проявления - это способность детей выражать себя и свои идеи через различные формы искусства, такие как рисунок, лепка, живопись и др. Это процесс, в котором дети могут развивать свое воображение, фантазию и креативное мышление, а также выражать свои эмоции и чувства.
Какие исследования проводились в области развития творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности?
В статье описывается экспериментальная работа, которая была проведена с детьми возрастом 6-7 лет, с целью исследования их творческих проявлений в изобразительной деятельности. Детям предлагались различные творческие задания, и их проявления были изучены и проанализированы.
Какие результаты были получены в экспериментальной работе по исследованию творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности?
В результате эксперимента было выявлено, что дети данного возраста имеют большой потенциал для творческих проявлений и способны создавать оригинальные и интересные работы. Они проявили свое воображение, фантазию и креативное мышление. Также было отмечено, что изобразительная деятельность помогает детям развивать их творческий потенциал.
Что такое творческие проявления детей?
Творческие проявления детей - это способность детей использовать свою фантазию и воображение для создания новых и оригинальных произведений в различных сферах деятельности, включая изобразительную деятельность.
Какие психолого-педагогические особенности развития творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к самостоятельному мышлению, они начинают осознано использовать свои представления и предположения при выполнении заданий, проявлять инициативу и самостоятельность.
Какая роль изобразительной деятельности в развитии творческих проявлений детей?
Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии творческих проявлений детей, так как она позволяет развивать фантазию, творческое мышление, зрительное восприятие и мелкую моторику, а также учит детей выражать свои чувства и эмоции через творчество.
Какая экспериментальная работа проводилась по исследованию творческих проявлений детей 6-7 лет в изобразительной деятельности?
В ходе экспериментальной работы были предложены детям различные задания по изобразительной деятельности, включающие использование разных материалов и техник. Затем исследователи анализировали проявления творчества, оценивали оригинальность и качество работ, а также проводили беседы с детьми для выявления их мыслительных процессов и мотиваций.
Какие возможности изобразительной деятельности в развитии творческих проявлений детей?
Изобразительная деятельность предоставляет детям возможность экспериментировать с разными материалами и техниками, развивает их творческое мышление, фантазию и воображение, учит выражать свои чувства и эмоции через творческий процесс.
Что такое творческие проявления в изобразительной деятельности детей 6-7 лет?
Творческие проявления в изобразительной деятельности детей 6-7 лет - это способность ребенка выражать свои мысли, эмоции и воображение через рисунки, поделки, аппликации и другие виды творчества. В этом возрасте дети начинают проявлять свою индивидуальность и развивать своеобразный стиль рисования. Они учатся использовать различные материалы и техники искусства для воплощения своих идей.
Какие психолого-педагогические особенности развития творческих проявлений у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развивается креативное мышление, они становятся все более самостоятельными и инициативными в своей изобразительной деятельности. Ребенок начинает активно экспериментировать с различными материалами и техниками, проявлять интерес к новым и оригинальным идеям. Он учится выражать свои эмоции и чувства через рисунки и пластику, осваивает основы композиции и цветоведения. Важно создать условия, которые будут способствовать развитию творческих способностей и реализации потенциала детей этого возраста.