«принципы подготовки к концертно-сценической деятельности»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 37 37 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 17.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Особенности подготовки к концертно-сценической деятельности 3
1.1. Принципы , цели и задачи концертной деятельности 3
1.2. Виды концертно-сценической деятельности 5
Глава 2. Специфика подготовки к концертно-сценической деятельности в хоровом пении 18
2.1. Подготовка к концертно-сценической деятельности 18
2.2. Особенности создания концертных программ 22
Заключение 33
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Во времядокоммуникационной фазы происходит маркетинг досуговых и информационных потребностей населения, выявление потребности в определенной социально-культурной акции. В этих целях проводятся различные опросы, беседы, исследуется общественное мнение, анализируются официальные материалы, текущая документация учреждения, материалы семинаров, круглых столов, конференций и т.д. На этой фазе очень важно определить социальный запрос, проблему, которую мы будем решать концертной программой.В жизни хора это фаза часто пропускается, так как «социальный запрос» приходит «сверху» - запрос директора учреждения, администрации, министерства и т.д. Но на самом деле эта фаза очень важна для того, чтобы концертная программа нашла отклик у зрителя. Если своей программой коллектив поможет найти какие-то ключики к проблеме зрителя, поможет ответить на внутренние вопросы, то такая программа запомнится надолго, и зритель и участники получат большее удовольствие от результата своей работы.Исходя из проблемы, которую мы решаем концертной программой, на следующем этапе выбирается тема и форма.Далее мы определяем целевую аудиторию концертной программы и продумываем ее особенности. Возрастные, психологические, физиологические особенности каждой целевой аудитории необходимо учитывать при подготовке концертной программы. Чем более точно мы определим свою целевую аудиторию, тем лучше сможем понять ее особенности и учесть их при подготовке. Например, концертная программа для мамы и малыша или бабушки и внука будут отличаться.Выбор места и времени проведения концертной программы. Это делается с учетом особенностей целевой аудитории и темы. Если концертная программа для мамы и малыша, то мы учитываем время дневного сна ребенка и не будем планировать концерт в это время. Если мы готовим концертную программу для людей пожилого возраста, то мы учтем возможность добраться до места концерта, а не выберем площадку на промышленном объекте с пропускным режимом, к которой нужно будет идти пешком более 500 метров и т.д.На следующем этапе мы определяем цели и задач концертной программы по отношению к конкретному адресату. Чем точнее мы ставим цель и задачи, тем больше вероятности, что мы их достигнем. Это очень важный этап, так как именно он ложится в основу рефлексии после проведения концертной программы. И именно по тому достигли мы цели или нет, будет понятно хорошо прошел концерт или ничего не получилось.Формирование структур менеджмента по подготовке и проведению концертной программы. Этот этап заключается в формировании оргкомитетов, рабочих и постановочных групп и распределении их функций. Процесс подготовки концертной программы очень сложный и здесь одному человеку не справится. Очень важно, чтобы в процессе подготовки концертной программы принимали участие специалисты и выполняли все поручения ответственно и вовремя.В маленьких учреждениях культуры руководители коллективов вынуждены привлекать к подготовке концертных программ дополнительно внешние кадровые ресурсы (из числа родителей детей, занимающихся в коллективе, своих знакомых), чтобы осуществить задуманное. Либо приходится отказываться от задумки, так как человеческих, кадровых ресурсов не хватает.Сценарно-драматургическая разработка концертной программы присутствует при подготовке концертной программы и в любительских и в профессиональных коллективах. В профессиональных коллективах на этом этапе подключаются узкие специалисты: музыканты, режиссеры, художники- декораторы, художники по костюмам, режиссеры. В любительских коллективах, особенно в маленьких учреждениях культуры, все функции приходится брать на себя руководителю коллектива и быть во всех ипостасях, либо работать со специалистами на договорной основе. От качества подготовки на подготовительном этапе зависит яркость, понятность сценического художественного образа.Когда продуман весь ход концертной программы, понятны все необходимые детали (костюмы, декорации, печатная продукция и т.д.) составляется экономическое обоснование концертной программы. На этом этапе важно понять - рентабельна ли концертная программа... Если мы говорим о профессиональных коллективах, то чаще всего на концертные программы выделяется финансирование, но его не хватает. Поэтому профессиональные коллективы вынуждены искать спонсоров, меценатов для подготовки своих концертных программ.Любительские коллективы чаще вынуждены искать спонсоров для организации своей концертной деятельности, либо вынуждены искать денежные средства на подготовку концертной программы, а затем зарабатывают на самих концертах.Сегодня в любительских коллективах существует практика, когда участники коллектива участвуют финансово в подготовке к концерту. Причем это не зависит от того, платно или бесплатно занимаются участники в коллективе. Если раньше при платном участии в коллективе эти средства учреждения направляли на пошив костюмов, поездки, то сейчас это зависит целиком от решения директора учреждения.Информационно-рекламное обеспечение концертной программы. Этот этап очень важен при подготовке концертной программы, так как если мы не донесем до зрителя где и когда состоится концертная программы, то он на нее просто не придет. Очень важно соблюсти сроки рекламной кампании. Они зависят от масштаба концертной программы. Если это большой концертный зал, стадион, то рекламную кампанию начинают за полгода, за 3 месяца. Если это небольшой концерт в сельском доме культуры, то лучше всего повесить афиши и рекламу за 2 недели, чтобы зрители могли спланировать свое время. Руководители, на мой взгляд, недооценивают важность этого этапа. Не всегда у нас есть средства на пригласительные билеты, на большие яркие афиши. Иногда мы вспоминаем про афишу в последний момент и можем повесить ее вечером накануне концерта. А от этого зависит наполненность зала, а значит и положительные эмоции участников концерта.Техническое сопровождение концертной программы. Дополнительное воздействие на зрителя с помощью технических средств может помочь созданию художественного образа. К сожалению, не все площадки оборудованы технически хорошо. Любительские коллективы ограничены в применении технических средств.Организация «гостевого ряда». Приглашенные почетные гости, официальные лица обычно должны быть приглашены заранее. Присутствие таких людей на концерте подчеркивает значимость творчества этого коллектива. Не всегда официальные лица находят время в своем графике, чтобы посетить концерт местных коллективов. Нужно много выступать, добиться признания в своей сфере деятельности, стать узнаваемыми в месте деятельности, и тогда официальные лица, может быть, придут на концерт.Тем не менее, практика пригласительных билетов тоже может помочь повышению узнаваемости коллектива.Сувенирно-реквизитное и сервисное обеспечение концертной программы. Все больше и больше любительские коллективы разрабатывают свой логотип, бренд, выбирают свои цвета. Это способствует повышению узнаваемости тоже. Но не все любительские коллективы разрабатывают свою сувенирную продукцию, форму и т.д. На мой взгляд, решение этого вопроса зависит от руководителя, от географии концертной деятельности коллектива, от количества участников коллектива. Если коллектив много ездит по другим городам, то да, стоит определиться с формой участников, с какими-то элементами реквизита (брендированная сумочка для обуви, блокноты, кружки, зонтики и т.д.).Подготовка транспортного обеспечения концертной программы. Этот вопрос касается не только доставки артистов в случае гастролей (другой город). Но это еще и вопрос доставки участников концертной программы до концертной площадки, доставки до дома участников после выступления и т.д. Для хорав нашем городе выделяют транспорт в случае участия в концертных программах общегородских мероприятий (также автобусы используют для переодевания).Подготовка и оформление смежных с основным местом действия помещений. Пока зритель доходит до концертного зала, это время можно использовать для дополнительного на него воздействия. Помещения, непосредственно прилегающие к концертному залу, можно специально оформить или продумать в них перед концертом какую-то активность. Часто в учреждениях культуры в фойе или зале оформляют выставку детского рисунка или тематическую выставку.Трансформация сценарного (драматического) замысла в режиссерский (постановочный). В профессиональных коллективах этим занимаютсярежиссеры. В любительских коллективах чаще всего это происходит параллельно с другими процессами подготовки концертной программы.Организация репетиций согласно составленному плану. Во время репетиций очень важно соблюдать план-график. Это важно для того, чтобы все службы, все занятые в процессе репетиций могли отработать свои участки ответственности. В профессиональных коллективах количество специалистов, задействованных во время репетиций может быть очень большим, в любительских коллективах - оно гораздо меньше. Но тем не менее, соблюдения плана репетиций - залог того, что концертная программа будет готова в срок.Составление плана работы Оргкомитета и других организационных структур. Во время подготовки концертной программы может возникнуть много организационных вопросов, которые необходимо решать своевременно. Иногда такие заседания заменяют оперативные совещания учреждений культурыПроведение организационных совещаний по выполнению намеченного плана. Организационные совещания, рабочие группы помогают координировать работу разных творческих или технических групп. Такая практика очень полезна и для хора.Следующая фаза подготовки концертной программы - коммуникативная. Она состоит также из ряда операций-действий.Оформление и организация дежурства в зале. Не все коллективы уделяют этому должное внимание, в результате чего зрители могут подняться на сцену или вести неподобающим образом. Чтобы пресечь подобные случаи лучше организовать такое дежурство. В случае недостаточности сотрудников (маленькое учреждение культуры, сотрудники заболели) можно организовать дежурство из числа родителей детей - участников коллектива.Оформление сцены и мизансцен для ведущих помогает правильно организовать рабочее пространство для всех, выходящих на сцену гостей, исполнителей и т.д.Мультисопровождение концертной программы помогает зрителю предвосхитить, а затем продлить чувство праздника, радости, полученное при просмотре концертной программы. Хор в данном случае может договориться с учащимися школы искусств на художественном отделении о выставке, с вокалистами - о небольшом выступлении до концерта и т.д.Техническое обеспечение программы - микрофоны, радио, видеообеспечение программы.«Фоновая» музыка, теле- и видеопоказ в кулуарах помогает создать атмосферу праздника. Лучше если коллективы уделят этому свое внимание.Встреча и развлечение зрителей, размещение чаще всего выполняется и на концертах.Предпролог (как возможный элемент программы). Не всегда есть возможность его использовать.Начало концертной программыВедение концертной программы. На концертах чаще всего присутствуют ведущие. Это помогает и зрителю (смена действий), и участникам коллектива (есть возможность сменить костюмы).Обозначение ведущими темы и идеи концертной программы обязательно и для концертных программа.Представление действующих лиц концертной программы также обязательно и для концертных программа.Исполнение эпизодов концертной программы согласно сценарному и режиссерскому планам.Посткоммуникативная фаза.Фоновая тематическая музыка по окончании основной концертной программы. Поддерживает атмосферу радости и праздника, продлевает ее.Локальные встречи зрителей с участниками концертной программы дает возможность пообщаться, познакомиться, «прикоснуться» к коллективу.Интервью журналистов с организаторами, участниками и зрителями концертной программы. Выполняется и в профессиональных и в любительских коллективах.Автограф-сессия оставляет память о концерте у зрителей, продлевание ощущения праздника, память о нем.Организация оперативного опроса зрителей - обратная связь дает первую рефлексию о концертной программе, понятие «успех» - «неуспех». Не всегда используется любительскими и профессиональными коллективами. Чаще всего действие игнорируется.Предоставление зрителям возможности выразить свое мнение о концертной программе. Такая возможность предоставляется в основном во всех учреждениях культуры.Оперативное собрание организаторов и участников концертной программы, первичный анализ. Это действие обязательно к выполнению всем коллективам, так как первые впечатления еще свежи в памяти, и их необходимо зафиксировать.Публикации и анализ материалов СМИ. Необходимо проверять материалы СМИ, которые готовятся к публикации на предмет ошибок, опечаток, неточностей.Обсуждение результатов концертной программы в учреждениях- организаторах программы. После проведения концертной программынеобходим полный развернутый анализ, обсуждение результатов, предложений, чтобы скоррелировать ближайшие цели коллектива.Подготовка и вручение благодарностей, поощрений организаторам и участникам концертной программы. После проведения концертной программы необходимо поощрить всех, кто хорошо себя проявил, прекрасно справился с порученными заданиями.Структурные компоненты данной технологии подготовки концертной программы могут меняться, модифицироваться, но основа - остается твердой. Нарушение технологии может повлечь за собой изменение качества продукта, а значит, может привести к утрате доверия зрителя и снижению авторитета специалистов сферы культурыЗаключениеВ современном мире без концерта мы не представляем свою жизнь, как зрителя. Сходить на концерт известного исполнителя сегодня считается модным, популярным, престижным. Концертные программы организуются по случаю государственных праздников и устраиваются в значимых для нашей страны местах (Кремлевский концертный зал, Красная площадь и т.д.).С другой стороны для творческого коллектива, участвующего в концерте, эта деятельность несет огромное значение. Концерт - это результат и смысл деятельности любительского коллектива, его признание.С течением времени и само понятие «концерт» и вид деятельности претерпели много изменений под влиянием духовных запросов людей, их интересов и потребностей.В первой части работы представлены основные исторические вехи развития концертной деятельности и путь формирования понятия «концертная деятельность» до наших дней. Этот путь позволил сохранить исторические корни, но и позволил ей приобрести новые качества, которые позволяют оставаться одним из самых популярных видов культурно-досуговой деятельности.Многогранность и разносторонность концертных программ представлена в типологии. На примере разных видов программ мы можем еще раз убедиться в их живучести, благодаря опоре на традиции, с одной стороны, и большой гибкости, подвижности, приспособляемости, с другой стороны.Хоть концерт это самая простая форма для любительского коллектива заявить о себе, но в тоже время она и самая трудная, так как требует больших сил и ресурсов, чтобы получить положительный отклик у публики.Список литературыАнтропова, Л.В. Танцевальная культура средневековья и эпохи возрождения: учебно-методическое пособие / Л.В. Антропова; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры». - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2011. - 116 с.Барабаш, Г.П. Организация музыкальных праздников [Текст] / Г.П. Барабаш. - М.: Знание, 2006. - 212с.Бетехтин, В. Современная концертная организация: формы деятельности и пути развития [Текст] / В.Бетехтин// Справочник руководителя учреждения культуры. -2003.- № 6.- С.31-36.Бурлаков В.А. Воспитание народного певца в процессе освоения северно-русской эпической традиции. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 200 с.Варламов, А.Е. Полная школа пения. М., 1840 // Уч. пособие. 4-е изд. - СПб., 2012. - 120 с.Дмитриев, Ю. Номер // Эстрада России. XX век.. Энциклопедия [Текст] / Ю. Дмитриев. - М., 2004. - С. 452Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н.А. Дмитриева, Аст-Пресс, Москва 2000. - 252 с.Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. [Текст] - М. Классика-XXI., 2003, с. 151-168.Дуков, Е.В. Современная концертная деятельность в зеркале статистики [Текст] // Обсерватория культуры. - 2004. - № 4. - С. 31-37.Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: учеб. пособие для вузов культуры и искусств [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2004. - 215 с.Коновалов, В.М. Концертная деятельность любительского эстрадного коллектива. [Текст] [учебно - методическая программа] - М., МГУКИ, 2000. - 21с.Кошелева, Т.А. Методические принципы народно-певческой школы. - Н. Новгород: Изд-во ННГК им. М.И. Глинки, 2014. - 24 с.Лурье, А.С. Специфика концертной деятельности. Лекция [Текст] / А.С.Лурье. - М.: РАТИ,1996. - 21 с.Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников (Сценарная технология): [Текст] учебное пособие / О.И.Марков. - Краснодар: КГУ культуры и искусств, 2004. - 370с.Мешко Н.К. Искусство и ремесло. - М., 1996. - 68 с.Рубб, А.А.Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения. Конспект лекций [Текст] /А.А. Рубб. - Изд. третье. Перераб. и доп.- М.: АПРИКТ, 2005. - 67 с.Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России [Текст] / Е.Л. Рыбакова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи. - СПБ.: 2007.Соболева, Е. Праздник продолжается [Текст] / Е.Соболева // Праздник. - 2000. - № 10. - С. 24-26.Шамина Л.В. Школа русского народного пения. - М.: МГФЦ «Русская песня», 1997. - 87 с.Шереметьевская, Н.В. Танец на эстраде [Текст] / Н.В. Шереметьевская. - Москва: Искусство, 1985 - 416 с.

Список литературы
1. Антропова, Л.В. Танцевальная культура средневековья и эпохи возрождения: учебно-методическое пособие / Л.В. Антропова; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры». - Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2011. - 116 с.
2. Барабаш, Г.П. Организация музыкальных праздников [Текст] / Г.П. Барабаш. - М.: Знание, 2006. - 212с.
3. Бетехтин, В. Современная концертная организация: формы деятельности и пути развития [Текст] / В.Бетехтин// Справочник руководителя учреждения культуры. -2003.- № 6.- С.31-36.
4. Бурлаков В.А. Воспитание народного певца в процессе освоения северно-русской эпической традиции. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. - 200 с.
5. Варламов, А.Е. Полная школа пения. М., 1840 // Уч. пособие. 4-е изд. - СПб., 2012. - 120 с.
6. Дмитриев, Ю. Номер // Эстрада России. XX век.. Энциклопедия [Текст] / Ю. Дмитриев. - М., 2004. - С. 452
7. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств [Текст] / Н.А. Дмитриева, Аст-Пресс, Москва 2000. - 252 с.
8. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. [Текст] - М. Классика-XXI., 2003, с. 151-168.
9. Дуков, Е.В. Современная концертная деятельность в зеркале статистики [Текст] // Обсерватория культуры. - 2004. - № 4. - С. 31-37.
10. Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология: учеб. пособие для вузов культуры и искусств [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2004. - 215 с.
11. Коновалов, В.М. Концертная деятельность любительского эстрадного коллектива. [Текст] [учебно - методическая программа] - М., МГУКИ, 2000. - 21с.
12. Кошелева, Т.А. Методические принципы народно-певческой школы. - Н. Новгород: Изд-во ННГК им. М.И. Глинки, 2014. - 24 с.
13. Лурье, А.С. Специфика концертной деятельности. Лекция [Текст] / А.С.Лурье. - М.: РАТИ,1996. - 21 с.
14. Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников (Сценарная технология): [Текст] учебное пособие / О.И.Марков. - Краснодар: КГУ культуры и искусств, 2004. - 370с.
15. Мешко Н.К. Искусство и ремесло. - М., 1996. - 68 с.
16. Рубб, А.А. Театрализованный тематический концерт. Совершенствование организации и проведения. Конспект лекций [Текст] /А.А. Рубб. - Изд. третье. Перераб. и доп.- М.: АПРИКТ, 2005. - 67 с.
17. Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России [Текст] / Е.Л. Рыбакова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологи. - СПБ.: 2007.
18. Соболева, Е. Праздник продолжается [Текст] / Е.Соболева // Праздник. - 2000. - № 10. - С. 24-26.
19. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. - М.: МГФЦ «Русская песня», 1997. - 87 с.
20. Шереметьевская, Н.В. Танец на эстраде [Текст] / Н.В. Шереметьевская. - Москва: Искусство, 1985 - 416 с.