Особенности применения льгот по налогу на доходы физических лиц

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 91 91 страница
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 04.06.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История развития и экономическое содержание налога на доходы физических лиц
1.2. Плательщики налога на доходы физических лиц
1.3. Зарубежный опыт уплаты налога
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1. Объект обложения, ставки налога на доходы физических лиц и налоговая база
2.2. Особенности определения налоговой базы при получении доходов
2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению и налоговые вычеты
2.4. НДФЛ-2010: новые льготы изменения с 01.2010 г.
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по начислению и уплате налога на доходы физических лиц
3.2. Статистика поступления в бюджет НДФЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим бухгалтерские записи по начислению доходов и расчетам с налогоплательщиками.
Расчеты по арендной плате с арендодателем.
Д сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44, К сч. 76 (субсчет «Расчеты по арендной плате с арендодателем») — начислена арендная плата за период в соответствии с условиями арендного договора;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по арендной плате с арендодателем»), К сч. 68 (субсчет Расчеты по НДФЛ») — начислен НДФЛ;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по арендной плате с арендодателем»), К сч. 51, 50 — выплачена арендная плата арендодателю за минусом удержанного НДФЛ.
Расчеты по договору подряда с подрядчиком:
Д сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44, К сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору подряда с подрядчиком») — начислена сумма стоимости работ, выполненных подрядчиком;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору подряда с подрядчиком»), К сч. 68 (субсчет «Расчеты по НДФЛ») — начислен НДФЛ;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору подряда с подрядчиком»), К сч. 51, 50 — выплачена подрядчику сумма по договору за минусом удержанного НДФЛ.
Расчеты по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с исполнителем:
Д сч. 08, К сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с исполнителем») — отражена стоимость работ по договору, подлежащая оплате исполнителю после окончания работ и подписания акта;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору на выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с исполнителем»), К сч. 68 (субсчет «Расчеты по НДФЛ») — на- числен НДФЛ;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору на выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с исполнителем»), К сч. 51, 50 — оплачена стоимость работ по договору за минусом удержанного НДФЛ.
Расчеты по договору поручения с поверенным: Д сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44, К сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору поручения с поверенным>) — начислено вознаграждение поверенному по выполненному договору;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору поручения с поверенным»), К сч. 50, 51 — возмещены расходы поверенного на выполнение поручения в соответствии с его заявлением и прилагаемыми к нему документами;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору поручения с поверенным»), К сч. 68 (субсчет «Расчеты по НДФЛ») — начислен НДФЛ;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору поручения с поверенным»), К сч. 50, 51 — выплачено вознаграждение поверенному.
Расчеты по договору комиссии с комиссионером:
Д сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44, К сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору комиссии с комиссионером») — начислено вознаграждение комиссионеру по выполненному договору;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору комиссии с комиссионером»), К сч. 50, 51 — возмещены расходы комиссионера на выполнение поручения в соответствии с его отчетом, заявлением и прилагаемыми к нему документами;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору комиссии с комиссионером»), К сч. 68'(субсчет «Расчеты по НДФЛ») — начислен НДФЛ;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору комиссии с комиссионером»), К сч. 50, 51 — выплачено вознаграждение комиссионеру.
Расчеты по договору агентирования с агентом: Д сч. 20, 23, 25, 26, 29, 44, К сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору агентирования с агентом») — начислено вознаграждение агенту по выполненному договору;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору агентирования с агентом»), К сч. 50, 51 — возмещены расходы поверенного на выполнение поручения в соответствии с его заявлением и прилагаемыми к нему документами;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору агентирования с агентом»), К сч. 68 (субсчет «Расчеты по НДФЛ») — начислен НДФЛ;
Д сч. 76 (субсчет «Расчеты по договору агентирования с агентом»), К сч. 50, 51 — выплачено вознаграждение агенту.
Удержание налога налоговым агентом и уплата в бюджет
Удерживаемая сумма налога не должна превышать 50% суммы выплаты.
При невозможности удержать сумму налога в течение 12 месяцев налоговый агент обязан в течение месяца сообщить об этом в налоговый орган
По трудовым доходам налог необходимо исчислять ежемесячно и перечислять не позднее дня фактического получения денежных средств в банке на выплату дохода. По другим доходам налог удерживается и перечисляется не позднее дня, следующего за днем фактического получения дохода.
Налоговые агенты — российские организации, имеющие филиалы и обособленные подразделения, — обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога по месту фактической работы своих работников (по месту своего расположения и по месту расположения филиалов и подразделений).
Если сумма исчисленного и удержанного налога меньше 100 руб., то она присоединяется к следующим месяцам, но не позднее декабря текущего года. Налог исчисляется в целых рублях без копеек.
Отражение НДФЛ в первичной налоговой документации и налоговой отчетности:
Основным документом, на основании которого уплачивается налог физическими лицами, является декларация по налогу на доходы физических лиц. Форма налоговой декларации и Инструкция по заполнению декларации по налогу на доходы физических лиц утверждены приказом МНС России.
К числу физических лиц, обязанных представить по окончании налогового периода декларацию, относятся:
• лица, обязанные самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц;
• лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
Лица, на которых не возложена обязанность представлять такую декларацию, вправе представить декларацию в налоговый орган по месту жительства для получения налоговых вычетов.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агента- ми, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).
В общем случае налоговая декларация подается не позднее 30 апреля года, следующего за истекшем налоговым периодом.
Физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации заполняют декларацию формы 3-НДФЛ; физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, заполняют декларацию формы 4-НДФЛ.
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично, через доверенное лицо или направлена по почте. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

3.2. Статистика поступления в бюджет НДФЛ

В рамках действующего налогового законодательства НДФЛ занимает центральное место в системе налоговых доходов субъектов Российской Федерации. В условиях финансового кризиса НДФЛ выступил в роли основного системообразующего налога, обеспечившего стабильность поступлений в доходные части бюджетов. За период с 2006 по 2008 гг. НДФЛ в составе налоговых поступлений занимал второе место, а в 2009 году данный налог стал первым в структуре доходов городского бюджета.
Впрочем, потенциал налога на доходы физических лиц на сегодняшний день реализован не полностью. Исследованию налогообложения доходов физических лиц в России особую актуальность придаёт низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами.
Целью данной статьи является исследование изменений динамики налоговой базы и поступлений НДФЛ в бюджет города Санкт-Петербургы под влиянием кризиса.
В сложившейся непростой макроэкономической ситуации особенно важно провести своевременную оценку различных факторов и последствий кризиса, провести анализ всех составляющих налоговых поступлений. В первую очередь, такой анализ поможет разработать своевременные и актуальные корректировки налоговой политики, не только минимизировать негативные последствия кризиса, но и дать дополнительный импульс совершенствованию налоговой политики.
Для оценки влияния кризиса на доходы населения следует рассмотреть баланс денежных доходов и расходов населения, который отражается движение части ВВП, поступающей в распоряжение населения в форме денежных доходов и используемой им на покупку товаров, оплату услуг и формирование сбережений.
По последним опубликованным данным за 9 месяцев 2009 года денежные доходы населения города Санкт-Петербурга выросли на 16,3%. При этом наибольший вклад в общий прирост доходов населения внес прирост так называемых «других доходов» населения (доля прироста «других доходов» в общем приросте денежных доходов населения составила 83,0%).
Таблица 3.1
Структура денежных доходов населения в 2008-2009 гг.
Статья доходов Январь-сентябрь 2009 г. Январь-сентябрь 2008 г. К аналогичному периоду 2008 г. млн. рублей млн. рублей % Денежные доходы населения всего 3 907 950,0 3 360 232,2 116,3 в том числе: Доходы от предпринимательской дея-ти 188 992,4 227 154,3 83,2 Заработная плата, включая премии и др. виды оплаты труда 1 486 846,9 1 386 984,1 107,2 Социальные трансферты 339 360,3 330 760,5 102,6 Доходы населения от собственности 264 609,3 297 983,5 88,8 Доходы от продажи иностранной валюты 337 499,3 281 484,0 119,9 Другие доходы 1 290 641,8 834 826,5 154,6

Рис. 3.1. Структура денежных доходов населения г .Санкт-Петербурга в январе-сентябре 2008 и 2009 гг.
Самую значительную долю в общем объеме доходов населения составляет официальная заработная плата (38,1% с учетом премий и других видов оплаты), и эта доля в период до начала кризиса имела устойчивую тенденцию к росту. По итогам 9 месяцев 2009 года рост заработной платы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 107,2%. Вместе с тем следует отметить, что еще в январе 2009 года рост заработной платы к январю 2008 года составлял 119,2%, за I квартал 2009 года рост заработной платы к I кварталу 2008 года составил 116,0%, а по итогам I полугодия 2009 года к соответствующему периоду 2008 года – 110,4%.
Второй по значимости составляющей в структуре денежных доходов населения являются «другие доходы» населения, что по методологии Росстата относится к «теневым» доходам и скрытой оплате труда. Указанные доходы за 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличились в 1,5 раза, чем и обеспечили наибольший вклад в наблюдаемый рост общих денежных доходов населения (13,5% прироста). При этом доля данной статьи доходов в общих доходах населения увеличилась с 24,0% в 2008 году до 33,0% в 2009 году. Такая структура роста во многом объясняет тот факт, что наблюдаемая органами статистики динамика роста денежных доходов населения не привела к соответствующему росту налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, что подтверждается объемами текущих налоговых поступлений в бюджет города, которые практически остались на уровне прошлого года.
Третьим по значимости источником денежных доходов населения являются доходы от продажи иностранной валюты. Данный вид доходов за 9 месяцев 2009 года увеличился на 19,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.
Указанное увеличение связано с тем, что на фоне усиливавшегося финансового кризиса и возможной девальвации рубля с целью уменьшения риска обесценения рублевых накоплений с августа 2008 года по февраль 2009 года население в массовом порядке переводило свои банковские счета из рублевых в валютные, скупив около 50 млрд. долл. США. Во II-III кварталах 2009 года в связи со стабилизацией на валютном рынке наблюдался обратный процесс – превышение объемов проданной населением наличной валюты над объемами купленной валюты, чем и объясняется рост доходов населения от продажи иностранной валюты в структуре баланса денежных доходов и расходов населения.
Показательной является оценка влияния экономического кризиса на доходы населения города через анализ динамики распределения доходов населения в разрезе децильных (десятипроцентных) групп населения.
Таблица 3.2
Распределение населения по уровню доходов и динамика изменения доходов в разрезе децильных групп населения
Номер группы Среднедушевой доход в месяц, рублей Доля заработной платы и трансфертов в общем объеме доходов, %% 1 4853,6 67,2 2 8486,5 62,8 3 11 458,5 60,2 4 15 706,5 57,9 5 20 158,8 55,9 6 26 428,5 53,9 7 36 122,3 51,7 8 49 214,3 49,3 9 72 230,6 46,2 10 168 527,0 39,6 Всего: 41 318,7 46,7
Как следует из данных в 2009 году более 60% роста доходов населения обеспечено за счет увеличения доходов у 20,0 % наиболее состоятельных слоев населения (9 и 10 группы), в то время как на долю 20% наименее обеспеченных граждан (1 и 2 группы) пришлось чуть более 2% общего прироста доходов населения. Данный факт связан с тем, что заработная плата и трансфертные выплаты, которые играют более существенную роль для граждан с низкими доходами, чем для граждан с высокими доходами, выросли в 2009 году незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По всем децильным группам населения основным источником роста являлась статья «другие доходы». При этом от первой группы населения до последней группы значимость данного вида доходов имеет тенденцию к росту, в то время как значимость доходов населения, подпадающих под налогообложение, уменьшается от 6,9% у первых групп до 5,4% у последних.
В таблице 3 представлены показатели, характеризующие уровень доходов населения и степень концентрации доходов в 2006-2009 годах.
Таблица 3.3
Уровень доходов населения и степень их концентрации
Показатель 2006 год 2007 год 9 месяцев 2008 года 9 месяцев 2009 года Среднедушевой доход, руб./мес. 29 802,4 34 598,0 35 647,8 41 318,7 Среднемесячная заработная плата, руб./мес. 17 997,9 23 623,3 28 913,0 31 606,0 Разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения (во сколько раз средние доходы 10 гр. населения превышают средние доходы 1 гр. населения.) 41,4 39,5 32,7 34,7 Абсолютная бедность, %% 13,4 12,5 11,9 12,3 Относительная бедность, %% 31,6 31,5 30,8 30,9 Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,5510 0,5424 0,5210 0,5265
В период до начала проявления кризисных явлений (конец 2008 года) наблюдалось снижение степени экономического неравенства населения, выражавшееся в уменьшении разрыва в доходах между группами, коэффициента концентрации доходов и сокращении абсолютной бедности. В кризисный же период наблюдается обратная динамика.
Отметим, что уровень обеспеченности населения города Санкт-Петербурга доходами, несмотря на возросшую в связи с кризисом дифференциацию доходов населения, намного превышает значения аналогичных показателей в других регионах и по России в целом. Практически по всем регионам страны в 2009 году наблюдалось снижение значения данного индикатора, что характеризует ухудшение уровня жизни населения. Исключение составляют только города Санкт-Петербурга и Санкт-Петербург.
По оперативным сведениям Департамента финансов города Санкт-Петербурга (по состоянию на 18.01.2010 о поступлении средств в бюджет города Санкт-Петербурга за 2009 год) доходы в части НДФЛ исполнены к 1 января 2010 в размере 390 951,1 млн. руб., что составляет 98% от запланированного в соответствии с уточненным планом на 2009 год (310 011,1 млн. руб.).
Влияние кризиса на экономику Санкт-Петербурга в первом полугодии 2009 года проявилось в экономической рецессии, в снижении деловой активности экономических субъектов, во втором же полугодии 2009 года наблюдалось постепенное оживление деловой активности предприятий реального сектора экономики, что в большей степени обусловлено объективными экономическими факторами, такими как небольшое ослабление рубля в начале этого года по сравнению с прошлым периодом и, как следствие, удорожание импортной продукции, а также использование накопленных предприятиями в докризисный период материальных запасов.
К факторам, негативно повлиявшим на поступление НДФЛ в бюджет города Санкт-Петербурга можно отнести:
Снижение темпов роста заработной платы;
Безработица и скрытая безработица, уменьшение фонда оплаты труда;
Увеличение задолженности;
Инфляция, рост уровня потребительских цен;
Изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;
Увеличение стоимости жилой недвижимости в течение последних нескольких лет;
Сокрытие доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду;
Применение организациями различных схем ухода от налогообложения.
Среднемесячная начисленная заработная плата по итогам 2009 года в Санкт-Петербурге составила 32953,6 рублей на одного работника при значении данного показателя в целом по России 18795,1 рублей. Реальная заработная плата по сравнению с 2008 годом в Санкт-Петербурге составила 97,1%. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%. Последовательное сокращение темпов роста заработной платы наблюдается по всем видам экономической деятельности. Статистические данные показывают, что в большей степени замедление прироста заработной платы относится к крупным и средним предприятиям и организациям. Снижение прироста заработной платы привело к сокращению доли данного вида дохода в структуре доходов населения города Санкт-Петербурга с 41,3% в 2008 году до 38,0% в 2009 году. По данным горстата сокращению подвергся фонд оплаты труда в строительстве и промышленности в связи с ухудшением финансового состояния предприятий данных секторов экономики, в то время как рост фонда оплаты труда происходил в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности (на 20,9 %), в сфере здравоохранения и образования (более чем на 34,4 %). Финансовый кризис сказался так же и на уровне доходов населения от операций с ценными бумагами.
На объемы поступлений от налога на доходы физических лиц негативно влияет сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате. Несмотря на двукратный с начала года рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации на уровне 1,8-2% от экономически активного населения Санкт-Петербурга. Между уровнем налоговых поступлений и численностью незанятых трудовой деятельностью граждан наблюдается обратная количественная связь. При росте незанятых на 1%, поступления в бюджеты регионов НДФЛ снижаются на 0,016%.

Рис.3.2. Численность безработных граждан в городе Санкт-Петербурге в 2008-2009гг.
Сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя). Так, по данным Горстата, численность персонала, работающего неполное рабочее время по инициативе администрации, в январе-июне 2009 года составило 56,4 тыс. человек, увеличившись к аналогичному периоду 2008 года более чем в 13 раз. Продолжительность отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации за тот же период возросла в 6 раз.
По данным Департамента труда и занятости населения города Санкт-Петербурга численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, по итогам года 59,9 тыс. человек (2,7% от экономически активного населения), что составляет 261,6% от показателей 2008 года, а по данным Росстата общая численность безработного населения в Санкт-Петербурге по итогам проведенного обследования составила 163,1 тыс. человек, что на 296,5% больше показателей 2009 года. При этом заявленная потребность работодателей в работниках по итогам 2009 года составила 156 777 чел (88,9% к значениям на 1 января 2009 года).
Количество работодателей, сообщивших о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, за период с 1 января по 19 февраля 2010 года – 349 единицы, что составляет 58,4 % от уровня показателей за аналогичный период 2009 года.
Рост задолженности по заработной плате в Санкт-Петербурге наблюдался в промышленности, науке, строительстве и транспорте. При увеличении задолженности по заработной плате на 1%, поступления НДФЛ в бюджеты сокращается на 0,03%, так как с задержкой заработной платы, как правило, связана неблагополучная финансовая ситуация в организациях, акционерных обществах, а следовательно у физических лиц – крупных налогоплательщиков, например, в связи с неполучением дивидендов. Просроченная задолженность по заработной плате по данным Росстата в Санкт-Петербурге по итогам 2009 года составила 70,7 млн. руб., что составляет 80,2% к 1 января 2009 года.
Ценовая ситуация в городе продолжает оставаться неустойчивой. После роста индекса цен на товары и услуги в I квартале 2009 года до 112,8% вследствие ослабления курса рубля на 27,2 % (в номинальном выражении), которое произошло в декабре 2008 года – феврале 2009 года, с апреля темпы роста цен на товары и услуги снизились, а в августе-сентябре они зафиксировались практически на нулевом уровне по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Вместе с тем инфляция на потребительском рынке остается достаточно высокой. Индекс потребительских цен по итогам 2009 года составил 109,8% к значениям 2008 года. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по городу Санкт-Петербурге составляет 10754,1 рублей, что на 39% выше показателей в среднем по России и выросла на 9,2% по сравнению с началом 2009 года, стоимость минимального же набора выросла на 2,6% и составила 2400,6 рублей (на 13% больше среднероссийского показателя).
Ожидается дальнейший рост потребительских цен за счет повышения тарифов на нефть, газ и электроэнергию, а также индексацией социальных расходов.

Рис. 3.3. Динамика индекса потребительских цен в Санкт-Петербурге в 2006-2009 гг.
Кроме того, на поступления НДФЛ оказали влияние изменения федерального законодательства. Льготы и вычеты, установленные федеральным законодательством по налогу на доходы физических лиц занимают наибольшую долю налогового потенциала региона. Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Санкт-Петербургы составляет лишь 4-6 %. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов колеблется в диапазоне 93-95%. Объем вычетов в период 2006-2008 гг. имел незначительный прирост в 0,4-0,8%, однако с 2009 года значительно увеличены размеры налоговых вычетов и величины пределов их применения, вследствие чего можно говорить об увеличении и доли вычетов в суммарном объеме поступлений по НДФЛ.
Существенное отрицательное влияние на результативный показатель поступлений НДФЛ оказывает рост объемов строительства и удорожание жилых домов. При росте жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему уменьшается на 0,14%. Это объясняется возможностью получения налогового вычета физическими лицами при приобретении недвижимости. В виду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.
Недопоступление значительных сумм НДФЛ от физических лиц, получающих доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду. По экспертным оценкам, ежегодно в столице сдается от 250 до 350 тыс. квартир. По данным же Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, в 2009 году, лишь 15 тыс. задекларировали доходы, полученные от сдачи жилья в аренду. Причем, самые дисциплинированные плательщики налога на доходы физических лиц – это люди, сдающие дорогое элитное жилье. В этом сегменте доля неофициально сдаваемых квартир составляет не более 15 процентов. Самая большая доля неплательщиков, по данным агентств недвижимости, в экономклассе. Полноценный налоговый контроль в отношении таких физических лиц затруднен в связи с отсутствием информации о сдаваемых объектах и полученных доходах. Столичная казна ежегодно недополучает примерно 2 миллиарда рублей. В условиях экономического кризиса эти деньги крайне важны для города.
Кроме того, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге продолжает существовать проблема недопоступления НДФЛ в бюджет города в связи с применением различных схем ухода от налогообложения предприятиями, в том числе выплаты «теневой» заработной платы, а так же проблема больших потоков работников-мигрантов (особенно в организации строительного комплекса), которые работают в большинстве своем без заключения трудового договора, что выводит доходы данной категории лиц из-под обложения НДФЛ. В настоящий момент данные сложности решаются налоговыми органами посредством проведения проверок организаций, имеющих признаки выплаты «серой» зарплаты, выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а так же организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня. Так же при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц эффективным является использование информации из внешних источников, прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества. Данные задачи остаются одним из приоритетных направлений работы налоговых органов в части администрирования НДФЛ.
Между тем, в условиях экономического кризиса поступления по НДФЛ позволили стабилизировать такие факторы, как увеличение заработной платы работникам общественной сферы города Санкт-Петербургы и некоторое оживление реального сектора экономики во втором полугодии и повышение цен на нефть.
Стабильность поступлений налога на доходы физических лиц обеспечилось достаточно диверсифицированной структурой московской экономики, а также высокой долей (до 24%) населения, занятого в общественном секторе, преимущественное финансирование которого осуществляется из федерального и регионального бюджетов.
Так, по состоянию на первое сентября 2009 суммарный прирост фондов заработной платы секторов государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг обеспечил свыше 60% роста совокупного фонда заработной платы московской экономики. Работники бюджетной сферы за прошедший год получили заработную плату примерно на 11% больше, чем работники реального сектора экономики.
Законом города Санкт-Петербурга от 02 декабря 2009 года №10 «О бюджете города Санкт-Петербурга на 2010 год» предусмотрены поступления по НДФЛ на 2010 год в объеме 417 159 612 тыс. руб., что меньше показателей закона от 10 декабря 2008 года №65 “О бюджете города Санкт-Петербурга на 2009 год и плановый период 2010-2011гг на 41,7% (590 937 821 тыс. руб.) Указанный прогноз принят на основе сценария, предусматривающего рост среднемесячной заработной платы по итогам 2010 года на 11% и снижение количества занятых в экономике.
По оценке Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга, в 2010 году в случае реализации благоприятного сценария социально-экономического развития и при сохранении зарплатоемкости продукции на уровне 2009 года объем поступлений НДФЛ возможен в сумме 509 383 655 тыс. рублей. Основным фактором увеличения заработной платы, по оценке Платы, станет увеличение производительности труда в сопоставимой оценке на 4,6%. Достижение указанных объемов поступлений налога возможно при условии небольшого оживления экономики благодаря действию объективных экономических факторов, выраженных в накопленных в докризисный период ресурсах и удорожании импортируемой продукции.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из важнейших задач экономического развития России является формирование эффективной бюджетной системы, ориентированной на стимулирование экономики, снижение социального неравенства населения. Важнейшим фактором развития экономики инновационного типа является человеческий фактор. Качество рабочей силы, ее образовательный уровень, мотивации научно-исследовательской деятельности, изобретательства и рационализаторства имеют первостепенное значение для успешного развития инновационного сектора экономики. Поэтому в системе мер налогового стимулирования развития инновационной экономики должен быть задействованы и правовые механизмы, регулирующие степень налоговой нагрузки налоговых резидентов Налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и инструментом реализации государственных приоритетов. Публичный характер налога проявляется в цели его взимания - обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Среди многочисленных функций налогов принято выделять две основные - фискальную и регулирующую.
Фискальная функция создает специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов, и находит свое выражение в обязанности налогоплательщиков перед государством.
Регулирующая функция осуществляет стимулирующее влияние на экономику путем воздействия на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства, определяя обязанность государства перед налогоплательщиками.
Рациональность налогообложения определяется степенью соблюдения относительного равновесия между функциями налогов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются исключительно федеральным законом.
В структуре доходной части российского бюджета среди налогов, взимаемых с физических лиц, лидирует налог на доходы физических лиц. Его роль состоит не только в том, чтобы стимулировать оплату труда, но и перераспределять доходы физических лиц. Рост, как абсолютных, так и относительных показателей поступлений от налога на доходы физических лиц зависит от активизации деятельности физических лиц не только по месту основной работы, но и по дополнительным рабочим местам, от получения доходов, от вложений и операций с ценными бумагами, реализации имущества и других видов деятельности. В связи с этим, налогообложению доходов физических лиц государство всегда уделяло и уделяет очень большое внимание. Это становится тем более актуальным в связи с тем, что бюджетное законодательство предписывает направлять 70% налоговых поступлений от налога на доходы физических лиц на пополнение доходной части бюджета субъекта федерации, а 30% идет на нужды муниципалитетов.
В связи с принципиальным отказом законодателя от практики использования льготного налогообложения альтернативой может выступить система налоговых вычетов, которая учитывает не только социальное положение налогоплательщика, но и социальную значимость его деятельности.
Существующая в России система налоговых вычетов и механизм их предоставления в целом учитывает опыт развитых стран и дает возможность для реализации основных функций налога на доходы физических лиц, а именно фискальной, регулирующей и социальной. Вместе с тем, при практическом применении налога в его сегодняшнем виде, возникает много проблем, противоречий, а также нарушений общих принципов налогообложения.
В создавшихся условиях требуется комплексный, системный подход к достижению оптимального соотношения интересов государства и налогоплательщиков – физических лиц, что будет способствовать созданию в стране благоприятного налогового климата, возможности прогнозирования налоговых последствий и планирования бюджетных поступлений.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алиев Б.Х. "Налоги и налогообложение" учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. 448 Обл. 2008
Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность. – М.: Дашков и Ко, 2010.
Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2005. – (Серия «Краткий курс»).
Информация с сайта www.r18.nalog.ru
Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. – М. : ООО «Статус-Кво 97», 2006. Стр. 29.
Кисилевич Т.И. "Практикум по налоговым расчетам" учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. 368 Пер. 2008
Красницкий В.А. "Налоговый контроль в системе налогового администрирования" 168 Обл. 2008
Майбуров И. А. Федеральные налоги и сборы. Схемы для ускоренного изучения. – СПб.: Питер, 2006. – (Серия «Учебное пособие).
Макарьева В.И. "Формирование финансовых результатов для целей налогообложения. Налог на прибыль" 352 Обл. 2003
Н. В. Миляков Налоги и налогообложение Инфра-М, Москва 2007Налоги и налогообложение/Под ред. Алиева Б.Х. – М.: Финансы и статистика, 2008.
Налоги и налогообложение / Под ред. Б. Х. Алиева. – Изд-во: Финансы и статистика, 2008 г.
Налоги и налогообложение / Под ред. Д. И. Ряховского. – Изд-во: Эксмо, 2006. – (Серия «Высшее экономическое образование»).
Налоги и налогообложение. — 6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О. В. Врублевской. — СПб: Питер, 2009. — (Серия «Учебник для вузов»).
Нестеров В.В. и др. "Налоги и налогообложение" учеб.-метод. пособие 256 Обл. 2006
Нефедов Н.А. "Налогообложение в России: справочник для менеджеров и предпринимателей" 496 Обл. 2004
Пансков В.Г. "Налоги и налоговая система Российской Федерации" 496 Пер. 2008
Под ред. Д.Г. Черника "Налоги: Практика налогообложения" учеб.-метод. пособие 368 Пер. 2008
Пономарев А.И. и др. "Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации" учеб. пособие 392 Пер. 2009
Починок А.П. и др. "Налоги и налогообложение в СНГ" учеб. пособие 424 Обл. 2004
Романова М.В. "Налогообложение страховой деятельности" 176 Обл. 2003
Сергеев И.В., Волошина А.Н. "Налогообложение субъектов малого предпринимательства" 224 Обл. 2003
Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие – Издательско - торговая корпорация « Дашко и К», 2002, 174с.
Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах// Государство и право.-2004.-№8.-95-99с.
Черник Д.Г. "Введение в экономико-математические модели задач налогообложения" учебное пособие 256 Пер. 2000
Черник Д.Г. "Единый социальный налог и налогообложение малого бизнеса" 96 Обл. 2005
Черник Д.Г. "Налоги" учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. 656 Пер. 2003
http://about-crisis.ru/archives/1598/
http://accountancy-edu.ru/uchet-t20r11part1.html
http://andrey-nachalov.narod.ru/prof-hobbies/taxes/tax-history.htm
http://auditconsnalog.ru/index.php/2009-07-09-17-07-14/5-2009-07-11-13-22-47.html
http://economic.samgtu.ru/node/12
http://spb-tei.ru/2008/10/08/nalogooblozhenie-fizicheskikh-lic-v-rf.html
http://vnaloge.ru/istoriya-podoxodnogo-naloga/
http://vnaloge.ru/zarubezhnyj-opyt-nalogooblozheniya-fizicheskix-lic/
http://www.3-ndfl.info/?id=38
http://www.3-ndfl.net/nalog/ndfl.html
http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?com=1&kodeks=14&paper=209
http://www.progibdd.ru/node/179
















Приложение 1
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Элемент налога Характеристика Основание Налогоплательщики Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,
Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.
 
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и  местного самоуправления, работающие за пределы РФ. Ст. 207 НК РФ Объект налогообложения Доход, полученный налогоплательщиками:
физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ или за пределами РФ;
физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ.
Ряд доходов не подлежит обложению НДФЛ. Ст. 208, 209, 217 НК РФ Налоговая база Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.
Особенности определения налоговой базы:
При получении доходов в натуральной форме
При получении доходов в виде материальной выгоды
По договорам страхования (в т.ч. обязательного пенсионного страхования)
В отношении доходов от долевого участия в организации
По операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок
При получении доходов в виде процентов по вкладам в банках
По операциям займа ценными бумагами (введена ФЗ от 25.11.2009 N 281-ФЗ) Ст. 210-214 НК РФ Налоговый период Календарный год Ст. 216 НК РФ Налоговые вычеты Стандартные налоговые вычеты
Социальные налоговые вычеты
Имущественные налоговые вычеты
Профессиональные налоговые вычеты
Вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок Ст. 218-331 НК РФ Налоговые ставки 13%, если иное не предусмотрено ниже
35% в отношении доходов:
стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 2000 рублей;
страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения установленных размеров
процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте
суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения установленных размеров
30% в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ.
9% в отношении доходов
от долевого участия, полученных в виде дивидендов
виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года Ст. 224 НК РФ Исчисление налога Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.
Особенности исчисления налога:
налоговыми агентами
отдельными категориями физических лиц
в отношении отдельных видов доходов Ст. 225-228 НК РФ Уплата налога и отчетность Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке. Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:
за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей
за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты. Налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют:
отдельные категории физических лиц
физицеские лица в отношении отдельных видов доходов  Ст. 228 НК РФ




Приложение 2
Расчет НДФЛ с заработной платы работников предприятия
№ ФИО Должность Условия работы/ возраст / пол Дополнительно оклад Год рождения сумма за месяц вычеты НДФЛ к выдачи на руки удержание итого   стандартные дети всего   алименты   1 Бабаев О.В. директор Основное / 42 / м 1 ребенок – 15 л. 38 000 1967 38 000 400 1000 1400 4758 33242   33242 2 Козлов С.А. нач-к про-ва Основное / 29 / м 1 ребенок – 4 года 32 000 1980 32 000 400 1000 1400 3978 28022   28022 3 Петрова М.А. гл.бухгалтер Основное / 25 / ж Детей и иждивенцев нет 30000 1984 30 000 400 0 400 3848 26152   26152 4 Смирнова Н.В. бухгалтер Основное / 30 / ж 1 ребенок – 7 лет 27000 1979 27 000 400 1000 1400 3328 23672   23672 5 Антонова В.А. менеджер Основное / 36 / ж 2 ребенка – 9 и 11 л. 28 000 1973 28 000 400 2000 2400 3328 24672   24672 6 Ершова Т.П. менеджер Основное / 25 / ж 1 ребенок – 3 года 26 000 1984 26 000 400 1000 1400 3198 22802   22802 7 Архипов В.И. механик Основное / 40 / м ребенок (13 л.) проживает отдельно, алименты 21 000 1969 21 000 400 1000 1400 2548 18452 4613 13839 8 Гришин С.П. слесарь Совместитель / 26 / м Детей и иждивенцев нет 19 000 1983 19 000 0 0 0 2470 16530   16530 9 Зайцев Н.А. токарь Совместитель / 24 / м Детей и иждивенцев нет 19 000 1985 19 000 0 0 0 2470 16530   16530 10 Иванов Н.Л. столяр Договор подряда/32 /м В течение 20 дней; 1 реб.-8 лет 26 000 1977 26 000 400 1000 1400 3198 22802   22802 11 Морозова И.И. завхоз Основное / 57 / ж Детей и иждивенцев нет 16000 1952 16 000 400 0 400 2028 13972   13972 12 Фокин Н.К. столяр Договор подряда/32/м В течение 20 дней; детей и иждивенцев нет 13 000 1977 13 000 400 0 400 1638 11362   11362 13 Ширяев Г.В. столяр Основное / 23 / м Детей и иждивенцев нет 16 000 1986 16 000 400 0 400 2028 13972   13972 14 Якимов П.С. столяр Основное / 26 / м Детей и иждивенцев нет 16 800 1983 16 800 400 0 400 2132 14668   14668 15 Андреев В.М. уборщик Совместитель / 39 / м 1 ребенок – 5 лет 4 050 1970 4 050 0 0 0 527 3524   3524   итого           331 850 4800 8000 12800 41477 290374 4613 285761
http://andrey-nachalov.narod.ru/prof-hobbies/taxes/tax-history.htm
http://vnaloge.ru/istoriya-podoxodnogo-naloga/
http://www.progibdd.ru/node/179
http://auditconsnalog.ru/index.php/2009-07-09-17-07-14/5-2009-07-11-13-22-47.html
http://economic.samgtu.ru/node/12
http://vnaloge.ru/zarubezhnyj-opyt-nalogooblozheniya-fizicheskix-lic/
Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие – Издательско - торговая корпорация « Дашко и К», 2002, 174с.
Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подоходного налогообложения в зарубежных странах// Государство и право.-2004.-№8.-95-99с.
http://spb-tei.ru/2008/10/08/nalogooblozhenie-fizicheskikh-lic-v-rf.html
http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?com=1&kodeks=14&paper=209
Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. – М. : ООО «Статус-Кво 97», 2006. Стр. 29.
Информация с сайта www.r18.nalog.ru
http://www.3-ndfl.net/nalog/ndfl.html
http://www.3-ndfl.info/?id=38
http://accountancy-edu.ru/uchet-t20r11part1.html
http://about-crisis.ru/archives/1598/












92



91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алиев Б.Х. "Налоги и налогообложение" учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. 448 Обл. 2008
2.Бодрова Т.В. Налоговый учет и отчетность. – М.: Дашков и Ко, 2010.
3. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налого-вого законодательства. – СПб.: Питер, 2005. – (Серия «Краткий курс»).
4.Информация с сайта www.r18.nalog.ru
5.Каширина М.В. НДФЛ в вопросах и ответах. – М. : ООО «Статус-Кво 97», 2006. Стр. 29.
6.Кисилевич Т.И. "Практикум по налоговым расчетам" учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. 368 Пер. 2008
7.Красницкий В.А. "Налоговый контроль в системе налогового админи-стрирования" 168 Обл. 2008
8. Майбуров И. А. Федеральные налоги и сборы. Схемы для ускоренного изучения. – СПб.: Питер, 2006. – (Серия «Учебное пособие).
9.Макарьева В.И. "Формирование финансовых результатов для целей на-логообложения. Налог на прибыль" 352 Обл. 2003
10.Н. В. Миляков Налоги и налогообложение Инфра-М, Москва 2007Налоги и налогообложение/Под ред. Алиева Б.Х. – М.: Финансы и статистика, 2008.
11.Налоги и налогообложение / Под ред. Б. Х. Алиева. – Изд-во: Финансы и статистика, 2008 г.
12.Налоги и налогообложение / Под ред. Д. И. Ряховского. – Изд-во: Экс-мо, 2006. – (Серия «Высшее экономическое образование»).
13.Налоги и налогообложение. — 6-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О. В. Врублевской. — СПб: Питер, 2009. — (Серия «Учебник для ву-зов»).
14.Нестеров В.В. и др. "Налоги и налогообложение" учеб.-метод. пособие 256 Обл. 2006
15.Нефедов Н.А. "Налогообложение в России: справочник для менедже-ров и предпринимателей" 496 Обл. 2004
16.Пансков В.Г. "Налоги и налоговая система Российской Федерации" 496 Пер. 2008
17.Под ред. Д.Г. Черника "Налоги: Практика налогообложения" учеб.-метод. пособие 368 Пер. 2008
18.Пономарев А.И. и др. "Налоги и налоговое администрирование в Рос-сийской Федерации" учеб. пособие 392 Пер. 2009
19.Починок А.П. и др. "Налоги и налогообложение в СНГ" учеб. пособие 424 Обл. 2004
20.Романова М.В. "Налогообложение страховой деятельности" 176 Обл. 2003
21.Сергеев И.В., Волошина А.Н. "Налогообложение субъектов малого предпринимательства" 224 Обл. 2003
22.Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие – Издательско - торговая корпорация « Дашко и К», 2002, 174с.
23.Царгуш Р.В. История возникновения и некоторые особенности подо-ходного налогообложения в зарубежных странах// Государство и пра-во.-2004.-№8.-95-99с.
24.Черник Д.Г. "Введение в экономико-математические модели задач на-логообложения" учебное пособие 256 Пер. 2000
25.Черник Д.Г. "Единый социальный налог и налогообложение малого бизнеса" 96 Обл. 2005
26.Черник Д.Г. "Налоги" учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. 656 Пер. 2003
27.http://about-crisis.ru/archives/1598/
28.http://accountancy-edu.ru/uchet-t20r11part1.html
29.http://andrey-nachalov.narod.ru/prof-hobbies/taxes/tax-history.htm
30.http://auditconsnalog.ru/index.php/2009-07-09-17-07-14/5-2009-07-11-13-22-47.html
31.http://economic.samgtu.ru/node/12
32.http://spb-tei.ru/2008/10/08/nalogooblozhenie-fizicheskikh-lic-v-rf.html
33.http://vnaloge.ru/istoriya-podoxodnogo-naloga/
34.http://vnaloge.ru/zarubezhnyj-opyt-nalogooblozheniya-fizicheskix-lic/
35.http://www.3-ndfl.info/?id=38
36.http://www.3-ndfl.net/nalog/ndfl.html
37.http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?com=1&kodeks=14&paper=209
38.http://www.progibdd.ru/node/179






Вопрос-ответ:

Какие есть особенности применения льгот по налогу на доходы физических лиц?

Особенности применения льгот по налогу на доходы физических лиц зависят от различных факторов, таких как статус плательщика, вид дохода, место проживания и другие. Льготы могут предоставляться как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Например, существуют льготы для молодых семей, инвалидов, ветеранов, участников программ поддержки жилищного строительства и других групп населения.

Какова история развития и экономическое содержание налога на доходы физических лиц?

История развития налога на доходы физических лиц в России начинается с 1990-х годов, когда были введены первые налоговые изменения после распада Советского Союза. Налог на доходы физических лиц представляет собой налог на полученный доход от различных источников, включая заработную плату, проценты по вкладам в банках, доходы от сдачи в аренду недвижимости и другие. Этот налог является одним из основных источников доходов государства и позволяет финансировать различные программы и социальные нужды.

Кто является плательщиками налога на доходы физических лиц?

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, получающие доходы от различных источников. Это могут быть работники предприятий, собственники бизнесов, фрилансеры, пенсионеры и другие. Плательщиками налога также могут быть иностранные граждане и организации, получающие доходы в Российской Федерации.

Какие особенности определения налоговой базы и ставки налога на доходы физических лиц?

Определение налоговой базы и ставки налога на доходы физических лиц имеет свои особенности. Налоговая база определяется как сумма всех доходов, полученных физическим лицом за налоговый период, минус расходы, связанные с их получением. Ставка налога может быть различной и зависит от размера дохода и категории налогоплательщика. Например, для большинства физических лиц ставка налога составляет 13%, но для некоторых категорий граждан может быть установлена более низкая ставка.

Какие особенности применения льгот по налогу на доходы физических лиц?

Особенности применения льгот по налогу на доходы физических лиц включают в себя ряд ограничений и условий, которые должны быть выполнены для получения льготного режима налогообложения. Например, для использования льгот по налогу на доходы физических лиц, часто требуется наличие определенного статуса (например, инвалида или ветерана), либо выполнение определенных условий (например, приобретение недвижимости или инвестирование в определенные секторы экономики). Также важно отметить, что льготы могут быть временными и могут изменяться в зависимости от законодательных изменений и экономической ситуации в стране.

Каковы история развития и экономическое содержание налога на доходы физических лиц?

История развития налога на доходы физических лиц начинается с конца XIX века, когда в ряде стран начали вводиться подобные налоги. Первоначально налог на доходы физических лиц вводился как необходимая мера для пополнения государственного бюджета и облегчения финансовой нагрузки на граждан. В современных условиях налог на доходы физических лиц является одним из основных источников доходов государства и выполняет ряд экономических функций, таких как регулирование распределения доходов, стимулирование экономического роста и инвестиций.

Кто является плательщиками налога на доходы физических лиц?

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются граждане, получающие доходы в форме заработной платы, арендной платы, процентов по депозитам, дивидендов и других источников. Также плательщиками налога могут быть иностранные граждане, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Однако существуют некоторые категории граждан, которые освобождаются от уплаты налога или имеют право на льготы и сниженные ставки налога, например, инвалиды, пенсионеры или ветераны.

Какая история развития и экономическое содержание налога на доходы физических лиц?

История развития налога на доходы физических лиц в России начинается с 1990-х годов, когда страна переходила к рыночной экономике. Этот налог является одним из основных источников доходов бюджета и предназначен для обеспечения общественных нужд. Его основное содержание заключается в обложении доходов граждан, полученных от различных источников, включая зарплату, пенсии, сдачу недвижимости в аренду и т.д.

Кто является плательщиками налога на доходы физических лиц?

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются все граждане Российской Федерации, получающие доходы в форме заработной платы, пенсий, аренды, продажи имущества и прочих источников. Также плательщиками этого налога могут быть иностранные граждане, находящиеся на территории России и получающие доходы в этой стране.

Какие особенности определения налоговой базы налога на доходы физических лиц?

Определение налоговой базы налога на доходы физических лиц основывается на доходах, полученных гражданами от различных источников. В расчете базы учитываются доходы от заработной платы, проценты по вкладам, дивиденды, доходы от продажи имущества и другие. Также существуют различные налоговые льготы и вычеты, которые учитываются при определении налоговой базы.

Какие элементы налога на доходы физических лиц определяются в законодательстве?

В законодательстве определяются следующие элементы налога на доходы физических лиц: ставка налога, объект налогообложения и налоговая база. Ставка налога зависит от величины дохода и может быть прогрессивной или фиксированной. Объектом налогообложения являются доходы физических лиц, полученные от разных источников. Налоговая база определяется в соответствии с законодательством и учитывает различные доходы и льготы.

Сколько льгот предусмотрено по налогу на доходы физических лиц?

По налогу на доходы физических лиц предусмотрено несколько льготных категорий, включая студентов, пенсионеров, инвалидов и т.д. Конкретное количество льгот зависит от законодательства каждой страны.