Профессиональная ориентация молодежи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 32 32 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ 5
1.1 Понятие и содержание профессиональной ориентации работы с молодежью 5
1.2 Методы профессиональной ориентации молодежи 10
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ 16
2.1 Российский и зарубежный опыт организации профессиональной ориентации молодежи 16
2.2 Направления профессиональной ориентации молодежи и пути ее совершенствования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Фрагмент для ознакомления

Основные цели профессиональной ориентациив рамках работы специалиста по профориентации:- обеспечение социальных гарантий в области свободного выбора профессии, форм занятости и путей для самореализации личности в условиях современных рыночных отношений;- достижение сбалансированности между профессиональными интересами студента, его психофизиологическими особенностями, а также возможностями современного рынка труда;- прогнозирование профессиональной успешности в определенной сфере трудовой деятельности; - содействие непрерывному росту профессионализма личности, как особо важного условия удовлетворенности ее трудом, а также собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.При работе по профессиональной ориентацииспециалист применяет следующие основные методы:информирование — которое, в свою очередь, может быть индивидуальным, групповым, массовым, непосредственным (лекция, беседа), опосредованным (средства массовой информации); психологическое и медицинское консультирование; психофизиологическая, психологическая, медицинская диагностика; разные педагогические методы.Процесс ознакомленияобучающихся с профессиями в процессе проведения беседы специалистом по профориентированию возможно осуществлять по плану, представленному в таблице 2.Таблица 2Этапы проведения профориентационной работы№ п/пНазвание этапа Содержание этапа1Сообщение общих сведений о профессииДанный пункт включает краткую характеристику отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткие исторические очерки и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.2Производственное содержание профессииУказывается место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат труда); содержание и характер трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь с другими специальностями.3Условия работы и требования к человекуДанный пункт включает описание санитарно- гигиенических условий труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; а также специальные условия (влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.) и экономические условия (организация труда, система оплаты, отпуск).Проводя анализ каждого этапа реализации профориентационной работы с молодежью, рассмотрим пути повышения эффективности каждого из них.Так, на 1 этапе «Сообщение общих сведений о профессии» совершенствовать его возможно посредством подготовленных заранее материалов, представленных в виде презентаций, подборок видео фрагментов, а также проведения виртуальных и традиционных экскурсий.На втором этапе эффективным «Производственное содержание профессии» будет проведение специалистом по профориентации проведение игровых мероприятий (деловые игры), кейсов для студентов, направленных на ознакомление с определенной профессией.При реализации третьего пункта профессиональной ориентации «Условия работы и требования к человеку» можно указать метод профессиональных проб. Именно при использовании данного метода происходит полное погружение в профессию.Таким образом, вся система работы специалиста по профориентационной работе включает в себя5 основных направлений (см. рис. 1).Рис. 1. Направления профориентационной работыОтметим следующие направления, согласно схеме:1. Профессиональное просвещение студентов, которое, в свою очередь, включаетпрофпропаганду,профинформацию, профагитацию.2. Предварительную профессиональную диагностику, направленную на выявление интересов и способностей личности студента к определенной профессии.3. Профессиональную консультацию, нацеленную, главным образом, на оказание индивидуальной помощи при выборе профессии со стороны специалистов - профконсультантов.4. Профессиональный отбор (подбор), целью которого является выбор лиц, которые с большей вероятностью могут успешно освоить определенную профессию, а также выполнять связанные с ней трудовые обязанности. Совершенствование данного направления возможно при максимальном включении практики в процесс профотбора. Практическая профессиональная деятельность отличается от учебной; она способна дать студенту те навыки, умения, которые не заменит теория.5. Социально-профессиональную адаптацию.Эффективность реализации данного направления также напрямую связана с теми практическими профессиональными навыками, которые получит студент в процессе обучения.6. Профессиональное воспитание, ставящее своей основной целью формирование у студентов чувства ответственности, долга, профессиональной чести, достоинства. Данное направление предполагает формирование определенного отношения к труду, к различным профессиям. Зачастую именно это направление остается без внимания специалистов по профориентации, основными же считаются лишь диагностика предрасположенности индивида к определенному кругу профессий и подбор профессий. Вывод по второй главеТаким образом, в данной главе проанализирован российский и зарубежный опыт организации профессиональной ориентации молодежи.Рассмотрены особенности организации профориентации молодежи в зарубежных странах – в странах Европы, а также в США. Опыт, имеющий место за рубежом сравнен с отечественным.Описаны основные направления профессиональной ориентации молодежи, обоснованы пути ее совершенствования. Так, к основным направлениям отнесены: профессиональное просвещение студентов, которое, в свою очередь, включаетпрофпропаганду, профинформацию, профагитацию; предварительная профессиональая диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности студента к определенной профессии; профессиональная консультация, нацеленная, главным образом, на оказание индивидуальной помощи при выборе профессии со стороны специалистов – профконсультантов; профессиональный отбор (подбор), целью которого является выбор лиц, которые с большей вероятностью могут успешно освоить определенную профессию, а также выполнять связанные с ней трудовые обязанности; социально-профессиональная адаптация; а также профессиональное воспитание, ставящее своей основной целью формирование у студентов чувства ответственности, долга, профессиональной чести, достоинства.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью исследования было изучение особенностей профессиональной ориентации молодежи. Для достижения цели решены задачи исследования.Описано понятие и содержание профессиональной ориентации работы с молодежью.Охарактеризованы методы профессиональной ориентации молодежи.Проанализирован российский и зарубежный опыт организации профессиональной ориентации молодежи.Обоснованы направления профессиональной ориентации молодежи и пути их совершенствования.Так, под профессиональной ориентацией понимают комплекс взаимосвязанных между собой социальных, экономических, медицинских, педагогических и психологических мероприятий, цель которых заключается в формировании профессионального призвания, выявлении способностей и интересов, пригодности, а также и других факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, либо на смену рода деятельности.Выявлено, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека, пикомданного процесса, поворотным моментом в жизни является принятие решения о выборе профессии. Обычно это совпадает с окончанием общеобразовательного учреждения.Охарактеризованы методы профориентационной работы специалиста с молодежью: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация, профессиональная проба.Рассмотрены особенности организации профориентации молодежи в зарубежных странах – в странах Европы, а также в США. Опыт, имеющий место за рубежом сравнен с отечественным.Описаны основные направления профессиональной ориентации молодежи, обоснованы пути ее совершенствования. Так, к основным направлениям отнесены: профессиональное просвещение студентов, которое, в свою очередь, включаетпрофпропаганду, профинформацию, профагитацию; предварительная профессиональая диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности студента к определенной профессии; профессиональная консультация, нацеленная, главным образом, на оказание индивидуальной помощи при выборе профессии со стороны специалистов – профконсультантов; профессиональный отбор (подбор), целью которого является выбор лиц, которые с большей вероятностью могут успешно освоить определенную профессию, а также выполнять связанные с ней трудовые обязанности; социально-профессиональная адаптация; а также профессиональное воспитание, ставящее своей основной целью формирование у студентов чувства ответственности, долга, профессиональной чести, достоинства.СПИСОК СОКРАЩЕНИЙПВК – профессионально важные качества.Профагитация – профессиональная агитация.Профдиагностика – профессиональная диагностика.Профинформация – профессиональная информация.Профориентация – профессиональная ориентация.Профпропаганда – профессиональная пропаганда.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБлинов, В.И., Сергеев, И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - № 1/2, 2015.Буреломова, А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 195 c.Галуцкая, М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте / М.Ю. Галуцкая // Психология, социология и педагогика, 2015. - № 6.Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2008. - 20 сЗайченко, Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: Автореф. дисканд. психол. наук. - М., 1993 -26 с.Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.В. Иванов. — М., 2015. — 329 с.Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е / Е.А. Климов. — М.: МГУ; «Академия», 2004.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-на-Дону, 1996.Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.Кострюкова, Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1999.- 18 с.Кузнецов, В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / В. Кузнецов // Народное образование. 2007. № 1. С. 194-199.Мельник, А.С. Карьера руководителя в современных российских условиях: гендерный аспект. Дис. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 164 с.Мичурина, Е. С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: Автореф. дис. .докт. пед. наук.- М., 2000.- 38с.Молодежь и профессиональная карьера / под ред. Чистяковой С.Н., Журкиной А. Я. - М.: РАО ИПСМ, 1993. -123с.Панов, А.И. Профориентация обучающихся. Сборник материалов / А.И. Панов. – Томск, ТОИПКРО, 2017. – 200 с.Повзун, В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1996.- 17 с.Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Индустриальная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Питер, 1997. - 202 с.Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. - Москва-Воронеж, 2002.-392с.Психолого-педагогическая профконсультация учащихся /Под общ.ред. Е.А. Климова. — Л.: ВНИИ профтехобр., 1975.Рубцов, В. В. Система психологической поддержки образования /В. В. Рубцов, Л. К. Селявина, С. Б. Малых //Психологическая наука и образование, 1999. - № 2.Семченко, Л.Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным её самооценки / Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 136-138.Ярычев, М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства / М.У. Ярычев // Молодой ученый, 2016. — №2. — С. 1008-1011.Дементьев, И.В. Профориентация: зарубежный опыт / И.В. Дементьев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18837/1/Профориентация%20зарубежный%20опыт.pdf (дата обращения: 10.05.2020).Дианина, Е.В. Российская и зарубежные системы управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи: сравнительный анализ / Е.В. Дианина // Социодинамика. – 2017. – № 3. – С. 10 - 17. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22349.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Блинов, В.И., Сергеев, И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - № 1/2, 2015.
2. Буреломова, А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. … канд. психол. наук. - М., 2013. - 195 c.
3. Галуцкая, М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте / М.Ю. Галуцкая // Психология, социология и педагогика, 2015. - № 6.
4. Жданович, А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2008. - 20 с
5. Зайченко, Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: Автореф. дисканд. психол. наук. - М., 1993 -26 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
7. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.В. Иванов. — М., 2015. — 329 с.
8. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. 3-е изд-е / Е.А. Климов. — М.: МГУ; «Академия», 2004.
9. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Ростов-на-Дону, 1996.
10. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С.Н. Чистякова, М.С. Гуткин, Е.А. Рыкова и др. — Кемерово: ОблИУУ, 1995. — 143 с.
11. Кострюкова, Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1999.- 18 с.
12. Кузнецов, В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / В. Кузнецов // Народное образование. 2007. № 1. С. 194-199.
13. Мельник, А.С. Карьера руководителя в современных российских условиях: гендерный аспект. Дис. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2004. - 164 с.
14. Мичурина, Е. С. Формирование профессионального самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: Автореф. дис. . докт. пед. наук.- М., 2000.- 38с.
15. Молодежь и профессиональная карьера / под ред. Чистяковой С.Н., Журкиной А. Я. - М.: РАО ИПСМ, 1993. -123с.
16. Панов, А.И. Профориентация обучающихся. Сборник материалов / А.И. Панов. – Томск, ТОИПКРО, 2017. – 200 с.
17. Повзун, В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1996.- 17 с.
18. Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Индустриальная социальная психология / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. - СПб.: Питер, 1997. - 202 с.
19. Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю.К. Стрелкова. – М., 2013. – 139 с.
20. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. - Москва-Воронеж, 2002.-392с.
21. Психолого-педагогическая профконсультация учащихся /Под общ. ред. Е.А. Климова. — Л.: ВНИИ профтехобр., 1975.
22. Рубцов, В. В. Система психологической поддержки образования /В. В. Рубцов, Л. К. Селявина, С. Б. Малых //Психологическая наука и образование, 1999. - № 2.
23. Семченко, Л.Н. Социальное благополучие и уровень здоровья студенческой молодежи по данным её самооценки / Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетова // Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы. - Саратов, 2007. - С. 136-138.
24. Ярычев, М. У. Молодежь как стратегический ресурс государства / М.У. Ярычев // Молодой ученый, 2016. — №2. — С. 1008-1011.
25. Дементьев, И.В. Профориентация: зарубежный опыт / И.В. Дементьев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18837/1/Профориентация%20зарубежный%20опыт.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
26. Дианина, Е.В. Российская и зарубежные системы управления профессиональной ориентацией учащейся молодежи: сравнительный анализ / Е.В. Дианина // Социодинамика. – 2017. – № 3. – С. 10 - 17. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22349.

Вопрос-ответ:

Какая роль профессиональной ориентации играет в работе с молодежью?

Профессиональная ориентация играет важную роль в работе с молодежью, так как помогает им определить свои интересы, способности и цели в сфере трудовой деятельности. Она направлена на помощь молодым людям в выборе профессии, нахождении информации о различных возможностях образования, трудоустройства и карьерного роста.

Какие методы используются для профессиональной ориентации молодежи?

Для профессиональной ориентации молодежи используются различные методы, такие как тестирование, профориентационные игры, тренинги, карьерные консультации, экскурсии на предприятия и вузы, профессиональные ярмарки, информационные курсы и многое другое. Важно применять комплексный подход, чтобы предоставить молодым людям максимум информации и возможностей для выбора будущей профессии.

Какой опыт в профессиональной ориентации молодежи можно использовать?

В профессиональной ориентации молодежи можно использовать как отечественный, так и зарубежный опыт. Российский опыт включает различные программы и проекты, проводимые вузами, центрами занятости, образовательными организациями и другими институтами. Зарубежный опыт также богат различными инициативами и подходами к профессиональной ориентации молодежи, которые могут быть адаптированы и применены в нашей стране.

Какие направления профессиональной ориентации молодежи можно выделить?

В профессиональной ориентации молодежи можно выделить несколько направлений. Это ориентация на выбор профессии, ориентация на получение высшего образования, ориентация на трудоустройство, ориентация на самоопределение и самореализацию в профессиональной сфере. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и требует специального подхода при проведении профориентационной работы.

Что такое профессиональная ориентация молодежи?

Профессиональная ориентация молодежи - это процесс помощи молодым людям в определении своих возможностей, интересов и целей в сфере трудовой деятельности. Это помогает молодежи справиться с выбором профессии и успешно осуществить свое профессиональное самоопределение.

Какие методы профессиональной ориентации молодежи существуют?

Существует несколько методов профессиональной ориентации молодежи. К ним относятся: индивидуальное консультирование, психологические тесты и анкеты, тренинги и семинары, профориентационные программы, а также информационные ресурсы в Интернете.

Какая практическая работа по профессиональной ориентации молодежи существует?

Практическая работа по профессиональной ориентации молодежи включает организацию профориентационных мероприятий, проведение консультаций и тренингов, разработку специальных программ и ресурсов для поддержки молодежи в процессе выбора профессии.

Каков российский и зарубежный опыт организации профессиональной ориентации молодежи?

В России и зарубежных странах существует множество программ и проектов, направленных на профессиональную ориентацию молодежи. В России это, например, программа "Карьера", проекты Министерства труда и социальной защиты, а также работа в рамках образовательных учреждений. Зарубежные страны также активно разрабатывают и внедряют свои программы профессиональной ориентации, такие как "Career Pathways" в США или "Youth Employment Strategy" в Великобритании.