Государственны долг и его последствия для национальной экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 18.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения государственного долга его последствий для национальной экономики 6
1.1. Долговая устойчивость Российской Федерации 6
1.2. Управление государственным долгом 10
2. Особенности государственного долга и его последствия для национальной экономики 18
2.1. Современное состояние государственного долга Российской Федерации 18
2.2. Государственные займы как форма финансирования государственных потребностей 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Фрагмент для ознакомления

С 2015 года внешний государственный долг уменьшается, так как экономика начала стабилизироваться, доходы стали почти наравне с расходами.В результате проведения в последние годы долговой политики, направленной на уменьшение изамещение внешних заимствований внутренними, а также снижение долгового бремя на экономикустраны, привела к результату уменьшения объема внешнего долга РФ, и вследствие получила гарантию по его погашению и обслуживанию.В данное время перед страной стоят важные задачи во многих сферах хозяйства, международных партнерств и т.д., которые направлены на создание новых движущих факторов экономический диверсификации роста. Адаптация к рыночной экономике в настоящее время идет неравномерно,поэтому нужно обратить внимание на развитые и неразвитые регионы и уменьшить их разделение.Также в стране ограничены возможности и финансовые ресурсы, вследствие идет замедление реализации той или иной реформы.Полномасштабное преодоление всех ограничений требует всех необходимыхресурсов, какие Россия может привлечь, как и внутри страны так и извне.Более 2/3 государственного долга России формируется за счет заимствованийв российских рублях, то есть на внутреннем финансовом рынке. Такаяструктура государственного долга в целом характерна для экономики развивающихсястран. Большаячасть государственного долга формируется выпуском государственных ценных бумагкак в рублях, так и в иностранной валюте.При этом от 2/3 до ¾ задолженности по эмитированным от имени РоссийскойФедерации ценным бумагам в последние 5 лет приходится на ОФЗ – облигациифедерального займа, размещаемые на внутреннем финансовом рынке России.Изменение внутриэкономической ситуации в Российской Федерации и цен на энергоносители определенным образом повлияло на динамику собственных доходных источников федерального бюджета. Такая динамика отражает кривуютраектории изменения мировой цены на нефть и основных российских макроэкономических показателей, то есть сначала снижение в 2015–2016 годы, а затем рост впоследующие два года.Кроме того, антикризисные меры в 2015–2016 годах, которые были предпринятыПравительством Российской Федерации, вызвали, конечно, увеличение расходовфедерального бюджета. В результате, федеральный бюджет с 2013 по 2017 гг. исполнялся с дефицитом.В 2018 году, в силу того, что федеральный бюджет исполнялся с профицитом – врезультате сохранения с 2017 года достаточно высоких цен на энергоносители и насырьевые ресурсы, также прослеживается положительная динамика экспорта,оживление некоторых отраслей российской экономики в результате «улучшения налогового администрирования», с одной стороны, и политики «бюджетной консолидации» – с другой. Это повлияло на динамику заимствований Министерства финансовРоссийской Федерации – государственный внутренний долг увеличился всего на 5,5процентов в номинальном выражении, государственный внешний долг сократился ввалютном выражении на 1,3 процента.В России в значительной мере спрос на государственные ценные бумаги в последние годы предъявляется нерезидентами, доля которых на рынке внутреннего государственного долга России колеблется около значения в 30 процентов. Их привлекаетдостаточно высокая доходность ОФЗ, которая в свою очередь не может снижатьсяиз-за высокого в реальном выражении уровня ставки Банка России.Учитывая тот факт, что в России отсутствуют ограничения на движение капитала,такие инвесторы, при снижении доходности ОФЗ или ненужном изменении валютного курса, в любой момент могут вывести вложенные средства с рынка, что в отечественной практике уже наблюдалось, например, в 1998 году. Произойти это может,например, по причине введения дополнительных пакетов санкций, которые наложатограничения на покупку ОФЗ нерезидентами, этот вопрос обсуждается в США. Это может иметь весьма негативные последствия для курса российского рубля, относительная стабильность которого достигнута в последнее время,если не принимать во внимание его текущей волатильности.Это является проблемой в области влияния государственного долга на финансовую стабильность, учитывая тот факт, что показатели долговойустойчивости Российской Федерации в последние годы не выходили за рамки установленных предельных значений.При этом по прогнозам Министерства финансов России, предусматривается наличие «структурного дефицита» федерального бюджета в размере 1,4 процента ВВП в2018 году и 0,5–0,6 процентов ВВП в 2019–2021 гг. Соответственно прогнозируетсядальнейшее увеличение государственного долга Российской Федерации.Наличие «структурного дефицита» связано с необходимостью финансированиямероприятий, согласно майскому Указу Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на периоддо 2024 года». Внем были определены конкретные ориентиры социально-экономического развития России на ближайшие 6 лет, в том числе – увеличение ВВПна душу населения в полтора раза и снижение уровня бедности в России вдвое, ростдоходов граждан, а также увеличение средней продолжительности жизни в России.Для финансирования мероприятий по достижению этих и других закрепленныхв указе ориентиров в структуре федерального бюджета создается Фонд развития,финансирование которого и повлечет за собой возникновение упомянутого «структурного профицита».Такое финансирование планируется осуществлять за счет заимствований, прежде всего – на внутреннем рынке России. Как следствие, государственный долг Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет возрастать.Таким образом, можно сделать следующие выводы.Во-первых, наращивание государственного долга – это вынужденная мера, к которой прибегают государства для покрытия дефицита бюджета вследствие превышения расходов государства над его доходами, а также для инвестирования бюджетныхассигнований в экономику страны.Во-вторых, основной объем государственного долга Российской Федерации сформирован внутренними заимствованиями; в структуре самого долга преобладают обязательства, выраженные в ценных бумагах, а государственные гарантии в рублях ииностранной валюте имеют сравнительно небольшой удельный вес в структуре государственных заимствований Российской Федерации.В-третьих, прирост государственного долга за последние 5 лет происходил практически за счет внутреннего государственного долга. При этом темпы прироста расходовна обслуживание внешнего государственного долга были вдвое выше темпов приростарасходов на обслуживание внутреннего долга.Так, основным фактором, определяющим в последние годы динамику государственного долга в Российской Федерации, является решение задачи по обеспечениюсбалансированности федерального бюджета в условиях снижения доходов и ростабюджетного дефицита. Увеличение государственного долга, в основном – внутреннего, обеспечивало финансирование дефицита федерального бюджета в 2014–2017 гг.В-четвертых, к современным проблемам в области управлениягосударственным долгом отнесены имеющиеся риски оттока средств нерезидентов срынка государственных ценных бумаг России. Высокая доходность ОФЗобеспечивает высокий удельный вес нерезидентов на рынке внутреннего государственного долга. Отток средств нерезидентовможет иметь отрицательное влияние на валютный курс рубля, что негативно скажетсяна финансовой стабильности российской экономики.Таким образом, с 2018 года и по прогнозам до 2021 года федеральный бюджетисполнялся и будет исполняться с профицитом, однако для реализации положенийУказа Президента Российской Федерации № 204 планируется создать в структурефедерального бюджета Фонд развития, финансирование которого планируется осуществлять за счет внутренних заимствований в объеме до 600 млрд ежегодно. Какследствие, в Основных направлениях бюджетной политики на период до 2021 годапланируется дальнейший рост государственного долга Российской Федерации, чтобыпрофинансировать дорогостоящие проекты.ЗаключениеВнастоящее время в долговая устойчивость Российской Федерации характеризуются довольно стабильной. Однако, тенденции и прогнозы на ближайшие периоды может оказать негативное влияние на данный показатель. Рост государственного долга в совокупности с невысокими темпами ВВП и ценами на нефть негативно скажется не только на уровне государственного долга в целом, но и разбалансирует расходы на его обслуживание и погашение, что, в свою очередь, приведет к новому ветку заимствований и неизбежному росту государственного долга.Ситуация с государственным долгом в Российской Федерации стабильна. Тем не менее, в настоящее время существуют определенные проблемы в сфере государственной долговой политики, связанные, прежде всего, с динамикой государственного долга в ближайшие 5 лет, что связано, в том числе с реализацией приоритетных федеральных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.Замедление мирового роста экономики повышает риски держания государственного долга для стран с уже развитой экономикой, так как рост ВВП данных стран будет стремительно приближаться к стоимости обслуживания государственного долга. Основными факторами снижения среднемировых темпов роста экономик является торговая война между США и Китаем, а также срочный выход Соединенного королевства из Евросоюза без достижения договоренностей. Поэтому приоритетным направлением деятельности крупнейших экономик мира должен стать поиск компромиссов и договоренностей.Наличие государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, нормальное явление для каждой активно развивающейся страны. Если экономика государства стабильна, а законодательная база четко регулирует данную сферу, то государственный долг не является абсолютно отрицательным или положительным фактором для экономики страны.В результате проведения в последние годы долговой политики, направленной на уменьшение и замещение внешних заимствований внутренними, а также снижение долгового бремя на экономику страны, привела к результату уменьшения объема внешнего долга РФ, и вследствие получила гарантию по его погашению и обслуживанию.В данное время перед страной стоят важные задачи во многих сферах хозяйства, международных партнерств и т.д., которые направлены на создание новых движущих факторов экономический диверсификации роста. Адаптация к рыночной экономике в настоящее время идет неравномерно, поэтому нужно обратить внимание на развитые и неразвитые регионы и уменьшить их разделение. Также в стране ограничены возможности и финансовые ресурсы, вследствие идет замедление реализации той или иной реформы.Полномасштабное преодоление всех ограничений требует всех необходимых ресурсов, какие Россия может привлечь, как и внутри страны так и извне.Список использованной литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3823.Барышникова К.В. Управление государственным долгом: проблемы и перспективы// Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития сборник материалов I Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. 2018. С. 578-582.Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Иванова [и др.]: под ред. Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 381.Дробот Е.В., Лосинкова В.А., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Федаш К.А. Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик // Экономические отношения. 2018. № 2. С. 105-138.Казакова М.В., Андронова О.А. Концепция мега-событий и их влияние на социально-экономическое положение в стране // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 911-932.Кокаев З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом // Вестник академии. 2017. № 1. С. 126-132.Малуева В.Д. Управление государственным долгом // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции: В 4 частях. М., 2018. С. 158-164.Михненко Е.В. Управление государственным долгом: современное состояние и пути улучшения // Наука, образование, инновации: Апробация результатов исследований: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. / под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 271-274.Морунова Г.В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 153.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ИнфраМ. 2016. С. 93.Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. –Министерство финансов Российской Федерации. 2017 65 с.Ханова Л.М., Морозов С.А. Пути оптимизации государственных внешних облигационных займов Российской Федерации // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 973-986.Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (предварительные итоги). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/libraryМинистерство финансов РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/Минфин РФ планирует в 2019–2020 году разместить облигации в юанях // Федеральное агентство новостей. [Электронный ресурс]. URL: https://riafan.ru/1128889-minfin-rf-planiruet-v-2019-godu-razmestit-obligacii-v-yuanyakhОсновные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов // Министерство финансов Российской Федерации. С. 8. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. // Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ruОфициальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/Russian/Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // СПС «Консультант плюс».

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Барышникова К.В. Управление государственным долгом: проблемы и перспективы // Экономика, управление и право: тенденции и перспективы развития сборник материалов I Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. 2018. С. 578-582.
3. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Иванова [и др.]: под ред. Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 381.
4. Дробот Е.В., Лосинкова В.А., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Федаш К.А. Обзор ключевых подходов к классификации стран мира и сравнительный анализ основных макроэкономических показателей ведущих мировых экономик // Экономические отношения. 2018. № 2. С. 105-138.
5. Казакова М.В., Андронова О.А. Концепция мега-событий и их влияние на социально-экономическое положение в стране // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 911-932.
6. Кокаев З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом // Вестник академии. 2017. № 1. С. 126-132.
7. Малуева В.Д. Управление государственным долгом // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции: В 4 частях. М., 2018. С. 158-164.
8. Михненко Е.В. Управление государственным долгом: современное состояние и пути улучшения // Наука, образование, инновации: Апробация результатов исследований: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. / под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 271-274.
9. Морунова Г.В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 153.
10. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: ИнфраМ. 2016. С. 93.
11. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. –Министерство финансов Российской Федерации. 2017 65 с.
12. Ханова Л.М., Морозов С.А. Пути оптимизации государственных внешних облигационных займов Российской Федерации // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 973-986.
13. Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (предварительные итоги). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library
14. Министерство финансов РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/
15. Минфин РФ планирует в 2019–2020 году разместить облигации в юанях // Федеральное агентство новостей. [Электронный ресурс]. URL: https://riafan.ru/1128889-minfin-rf-planiruet-v-2019-godu-razmestit-obligacii-v-yuanyakh
16. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов // Министерство финансов Российской Федерации. С. 8. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/
17. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. // Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru
18. Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.imf.org/external/Russian/
19. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/
20. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/
21. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года // СПС «Консультант плюс».

Вопрос-ответ:

Какие последствия может иметь государственный долг для национальной экономики?

Государственный долг может иметь несколько последствий для национальной экономики. Во-первых, высокий долг может привести к увеличению процентных платежей по обслуживанию долга, что может снизить доступность кредитов для частных предприятий и граждан. Во-вторых, рост государственного долга может вызвать нестабильность в экономике, что может привести к инфляции и ухудшению инвестиционного климата. Также, в случае невозможности погасить долг, страна может столкнуться с кризисом доверия со стороны инвесторов и потерей международного рейтинга.

Каковы теоретические аспекты изучения государственного долга и его последствий для национальной экономики?

Изучение государственного долга и его последствий для национальной экономики включает в себя анализ различных теоретических моделей, которые объясняют, как долг влияет на экономический рост, инфляцию, долгосрочную устойчивость и другие макроэкономические показатели. Теоретические аспекты изучения государственного долга помогают понять, какие механизмы и меры могут быть использованы для управления и сокращения долга, а также какие риски и последствия может нести с собой высокий уровень долга для национальной экономики.

Как управляется государственный долг?

Управление государственным долгом включает в себя ряд мер и инструментов, которые позволяют государству контролировать уровень и структуру долга. Один из основных инструментов управления долгом - это эмиссия государственных облигаций, которые позволяют государству привлекать деньги от инвесторов в обмен на обязательства по выплате процентов и гарантии возврата основной суммы. Кроме того, государство может использовать такие меры, как регулирование ставок процента, контроль за бюджетным дефицитом и др.

Что такое государственный долг и какие последствия он может иметь для национальной экономики?

Государственный долг - это накопленные за определенный период долговые обязательства государства, включающие заемные средства и определенный процент за пользование этими средствами. Последствия государственного долга для национальной экономики могут быть разнообразными, включая высокую процентную ставку, снижение экономического роста, увеличение налоговой нагрузки и снижение социальных расходов.

Как определить долговую устойчивость Российской Федерации?

Долговая устойчивость Российской Федерации определяется на основе анализа различных показателей, таких как доля государственного долга в ВВП, доля процентных платежей по долгу в бюджете, срок погашения долга и способы его покрытия. Основной критерий долговой устойчивости - способность государства погасить свои долги без серьезных нарушений финансового равновесия и безопасности экономики.

Как осуществляется управление государственным долгом?

Управление государственным долгом включает в себя разработку стратегии займов и выпуска ценных бумаг, определение оптимальных сроков и условий займов, управление рисками и урегулирование задолженности. Оно осуществляется Центральным банком и Министерством финансов с учетом экономических и финансовых показателей страны.

Какое текущее состояние государственного долга Российской Федерации?

На данный момент, государственный долг Российской Федерации составляет значительную сумму и продолжает увеличиваться. Долг состоит в основном из внутреннего долга – долговых обязательств перед гражданами и компаниями России, а также из внешнего долга – займов, полученных от других стран и международных финансовых институций.

Что такое государственный долг?

Государственный долг - это совокупность задолженностей государства перед частными лицами или другими странами. Государства обращаются к заемным источникам для финансирования своих нужд, таких как социальные программы, развитие инфраструктуры и обороны, когда они не могут обеспечить средства из своих доходов и резервов.