современное состояние рынка монополистической конкуренции в России
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Сущность монополизации 4
1.1. Монополизация как угроза безопасности российской экономики 4
1.2. Институциональная структура системы противодействия монополизации российской экономики 7
2. Естественные монополии в России 13
2.1. Развитие естественных монополий в Российской Федерации 13
2.2. Перспективы развития естественных монополий в экономике России 16
2.3. Реформирование естественных монополий в России 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Следовательно, актуальным возникают проблемы анализа неэффективно действующих организационно-экономических механизмов управления в ОСО с позиций системного подхода и реализации образовательной политики; разработка, усовершенствование существующих и внедрение новых обоснованных механизмов управления в ОСО в целом не только на государственном, но и на региональном и институциональном уровнях. Философское осмысление феномена механизма управления на новых мировоззренческих принципах в контексте государственно-общественных форм управления в ОСО должно достичь того уровня,когда надо думать вопреки существующим философским концепциям и концептуальным представлениям ученых, должно пробуждать мысли, вдохновлять на размышления, побудить к изучению этого важного управленческого ресурса развитой информационной цивилизации, которым является механизм управления, наряду с такими стратегическими ресурсами, как информация, знания и инновации в научной отрасли менеджмента и практике управления сферой образования.В России одна корпорация часто сочетает в себе как производство товаров естественных монополий, так и производство товаров, которые наиболее эффективно производятся в условиях конкуренции. Эта ассоциация, как правило, носит характер вертикальной интеграции. В результате формируется гигантский монополист, представляющий всю сферу народного хозяйства, иными словами, создается субъект естественных монополий страны. Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях», под естественной монополией понимается «... состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в условиях отсутствия конкуренции из-за технологических особенностей продукции (из-за значительного снижения себестоимости продукции на единицу товара при увеличении объема производства), а товары, произведенные субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, произведенные естественными монополиями, в меньшей степени зависят от изменений цены этого товара, чем спрос на другие виды товаров ».Направления функционирования естественных монополий: - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - транспортировка газа по трубопроводам; - услуги по передаче электроэнергии и тепла; - железнодорожные перевозки; - услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; - публичные почтовые службы. Наиболее крупными монополиями обычно являются энергетика и транспорт, где масштабный эффект особенно подталкивает к увеличению размера фирмы, чтобы уменьшить среднюю стоимость производства товаров. Фактически это проявляется в том, что создание меньшего размера в таких отраслях вместо одной из крупнейших монопольных фирм может привести к увеличению издержек производства и, как следствие, не к уменьшению, а к увеличению в ценах. И в этом обществе, конечно, не интересно. При естественной монополии западные экономисты понимают нечто существенно другое от большинства экономистов России. Наиболее распространенным условием возникновения и существования естественной монополии является способность фирмы получать долгосрочную экономику из растущих масштабов производства. Контроль за функционированием таких финансово-промышленных групп в этой связи представляется крайне важным. Огромные корпорации, такие как «РЖД», «РАО» и «Газпром», безусловно, являются гигантскими монополистами. При этом они выполняют важную функцию в масштабах всей России, являясь крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. В этой связи эффективность организаций такого рода выгодна государству: они являются важными источниками пополнения бюджета, снимают социальную напряженность путем создания и предоставления значительного количества рабочих мест. Такое положение дел приводит к тому, что, осуществляя регулирование такихестественных монополий, государство преследует цель сохранить их существующие рыночные позиции. В первую очередь это касается выучки и количества рабочих мест. С другой стороны, финансовая деятельность естественных монополий в России является крайне непрозрачной: это объясняется и перекрестным финансированием, и сложностью финансовых потоков, а также большим числом дочерних структур. Причем эта непрозрачность относится не только к внешним контролирующим органам, но и к собственным акционерам-стейкхолдерам. Правительство, поддерживая естественные монополии, преследует две основные цели. Во-первых, поддерживая отечественные корпорации, государство препятствует развертыванию на российском рынке зарубежных монополий. Во-вторых, с точки зрения осуществления контроля, проще контролировать одного монополиста, чем множество организаций, действующих в конкурентном пространстве. В отдельных случаях государство принимает непосредственное участи в вопросах выбор бизнес-модели и функционирования естественных монополий. Так, например, государство может обеспечить льготное кредитование корпорации с последующим возможным списанием части долга. Также государственная поддержка естественных монополий может касаться их функционирования на зарубежных рынках. Кроме того, такого рода предприятиям может быть открыт доступ к информации и возможному использованию уникальных разработок и технологий. Во всех этих случаях государство демонстрирует свою заинтересованность в том, чтобы монополист оставался единственным (или одним из ограниченного числа) игроком на рынке. Такое положение дел приводит к росту конкурентоспособности отечественной экономики, а также нормализует положение дел в смежных отраслях.Изучив вышеприведенные примеры можно обобщить и сделать один существенный вывод, несмотря на общую значимость реформирования как естественных монополий, так и их субъектов, в Российской Федерации эти тенденции активно сдерживаются.Как показывает вышеизложенное, из года в год наблюдается рост отдельных показателей естественных монополий страны, тем самым укрепляя их роль в развитии национальной экономики в целом. Здесь необходимо подчеркнуть, что, несмотря на положительную тенденцию в динамике развития деятельности естественных монополий РФ, как представляется, назрела необходимость их реформирования. Данному процессу способствуют следующие факторы: - необоснованное повышение цен; - искажение относительных цен и тарифов; - отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в той или иной сфере деятельности естественных монополий; - транжирование дешевых ресурсов; - низкий уровень доходности населения и т.д. О вопросе реформирования естественных монополий говорится и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой суть данного процесса сведена к обеспечении решения «…двух основных задач. Первая задача - уменьшить масштабы монополизации инфраструктур, разделения естественных монополий и потенциально конкурентных секторов. Вторая задача - обеспечить равный и прозрачный доступ всех субъектов хозяйствования к объектам естественных монополий». При этом особое внимание уделяется демонополизации отдельных секторов, сооружений, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, которая приведет к стимулированию снижения затрат и росту качества поставляемых товаров и оказываемых услуг. При этом следует понимать, что процесс реформирования отраслей естественных монополий страны должен быть продуман и точно рассчитан, поскольку развитие России осуществляется по собственному пути и поэтому необходимо строить свою модель реформации естественных монополий.Это явление обусловлено следующими причинами: 1. Многие естественные монополии исторически определены, и устоявшаяся концепция не позволяет провести реформу этих отраслей. 2. Во многих отношениях сферы влияния естественных монополий совпадают со сферами усиления государственного контроля, которые определяют активное участиегосударства в этих монополиях как крупного или даже единственного акционера, что, в свою очередь, вызывает конфликт интересов. 3. Естественные монополии являются крупными налогоплательщиками, они обеспечивают высокий процент занятости и обеспечивают собой активный приток инвестиций в свою и смежные отрасли. 4. Они являются гарантом стабильности и лояльности к действующей государственной политике, обеспечивая при этом ее реализацию в своих секторах. ЗаключениеВопрос о взаимодействии рыночного механизма и государства проявляется в регулировании монополий. Президент страны В.В. Путин подчеркивал влиятельное значение естественных монополий на экономику России и провозгласил, что надлежащее регулирование их деятельности – ключевой вопрос, так как эти предприятия предопределяют структуру производственных и потребительских цен и таким образом, влияют на многие экономические процессы, динамику доходов населения. Само по себе государство также пользуется услугами естественных монополий (помимо населения и коммерческих организаций). Этим обусловлены причины государственного регулирования субъектов естественных монополий: - существование потребности в установлении цен на продукцию естественных монополий на доступном для потребителей уровне; - жизненная необходимость в услугах отраслей инфраструктуры; - позитивные и негативные внешние эффекты, возникающие в момент функционирования предприятий отраслей инфраструктуры. Среди позитивных эффектов можно указать рост уровня здоровья населения, повышение конкурентоспособности продукции и получения дополнительного времени благодаря росту эффективности (эффект от инновационного процесса). Примером негативного эффекта является загрязнение экологии, чрезмерная эксплуатация ресурсов монополистами. Можно перечислить следующие функции, возлагаемые на государство в процессе регулирования монополистических образований: - координация интересов общества и естественных монополистов; - защита потребителей от потенциальных злоупотреблений положением монополиста и ущемления их интересов; - способствование развитию конкуренции, сдерживание сферы действия монополий и их ликвидация в тех отраслях, где создание и поддержка конкурентной среды являются экономически целесообразными.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета», № 237, 25.12.1993Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗГражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗФедеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»Архипова Л.С., Гагарина Г.Ю., Архипов А.М. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 104 с.Иванов, И.Д. Современные монополии и конкуренция. / И. Д. Иванов // М.: Мысль, 2014 г. с. 28.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Форум; ИНФРА-М, 2019. 608 с.Гуленко П.И. Некоторые дискуссионные вопросы кругооборота капитала: неомарксистский подход // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 10-22.Гуленко П.И., Тимофеев А.И. Влияние транспортной инфраструктуры на региональное развитие // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: ВФ МИИТ, 2016. - С. 23-36.Кюрджиев С.П., Воронцов П.П. Анализ деятельности антимонопольных органов как элемент оценки конкурентоспособности региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 3. - С. 40-44.Логинова К.Ю. Модернизация правового регулирования в сфере развития и защиты конкуренции в России // Юрист. - 2018. - No7. – 265 с.Малкина М.Ю., Абросимова А.О. Анализ особенностей функционирования естественных монополий современной России / М.Ю. Малкина, А.О. Абросимова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 12. - с.56Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2009. - № 4-5. - с.26-56Рябова Т.Ф., Игнатова Т.В. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С.24-28.Тимофеев А.И., Гуленко П.И. Факторы производства в теории фирмы // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ. - Воронеж: Руна, 2013. С. 129-145Тимофеев А.И., Хватов К.Ю., Борисов И.И. Цели государственного регулирования // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 126- 129.Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и конкуренция // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С.326-329.Трофимов С.В. Нормативное регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Конкурентное право. - 2017. - No2. – 612 с.Шидловская Е.Ю., Конорой Е.А. Эволюция теории о рынке с несовершенной конкуренцией // Лучшая научная статья 2018: сб. ст. XXII Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2018. С. 100-103.Экономическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] // sunhome.ru. URL: http://www.sunhome.ru/psychology/11736 (дата обращения: 23.05.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
5. Архипова Л.С., Гагарина Г.Ю., Архипов А.М. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 104 с.
6. Иванов, И.Д. Современные монополии и конкуренция. / И. Д. Иванов // М.: Мысль, 2014 г. с. 28.
7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Форум; ИНФРА-М, 2019. 608 с.
8. Гуленко П.И. Некоторые дискуссионные вопросы кругооборота капитала: неомарксистский подход // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 10-22.
9. Гуленко П.И., Тимофеев А.И. Влияние транспортной инфраструктуры на региональное развитие // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: ВФ МИИТ, 2016. - С. 23-36.
10. Кюрджиев С.П., Воронцов П.П. Анализ деятельности антимонопольных органов как элемент оценки конкурентоспособности региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 3. - С. 40-44.
11. Логинова К.Ю. Модернизация правового регулирования в сфере развития и защиты конкуренции в России // Юрист. - 2018. - No7. – 265 с.
12. Малкина М.Ю., Абросимова А.О. Анализ особенностей функционирования естественных монополий современной России / М.Ю. Малкина, А.О. Абросимова // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 12. - с.56
13. Меркулова Ю. Особенности российского отраслевого монополизма / Ю. Меркулова // Общество и экономика. - 2009. - № 4-5. - с.26-56
14. Рябова Т.Ф., Игнатова Т.В. Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры // Пищевая промышленность. 2016. № 5. С.24-28.
15. Тимофеев А.И., Гуленко П.И. Факторы производства в теории фирмы // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ. - Воронеж: Руна, 2013. С. 129-145
16. Тимофеев А.И., Хватов К.Ю., Борисов И.И. Цели государственного регулирования // Актуальные вопросы развития экономики России Сборник статей научно-практической конференции. Воронежский филиал МИИТ, Воронеж: Руна, 2013. С. 126- 129.
17. Титов Е.С. Реформирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и конкуренция // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №1. С.326-329.
18. Трофимов С.В. Нормативное регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Конкурентное право. - 2017. - No2. – 612 с.
19. Шидловская Е.Ю., Конорой Е.А. Эволюция теории о рынке с несовершенной конкуренцией // Лучшая научная статья 2018: сб. ст. XXII Междунар. науч.-исслед. конкурса. Пенза, 2018. С. 100-103.
20. Экономическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] // sunhome.ru. URL: http://www.sunhome.ru/psychology/11736 (дата обращения: 23.05.2020).