Генезис и развитие политики предмет теория политики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 36 36 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 19.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты генезиса и развития политики 5
1.1 Понятие «система» как составная часть политической системы 5
1.2 Феномен оппозиции развитии политики 10
1.3 Характеристика оппозиция в РФ 14
2. Особенности генезиса и развития политики 21
2.1. Современное состояние взаимодействия власти и оппозиции 21
2.2 Конфликты политической системы в России 23
2.3 Сравнительный анализ роли «несистемной» и «системной» оппозиции в современной российской политической системе 26
Заключение 30
Список литературы 32



Фрагмент для ознакомления

Одним из них стал блок левонастроенных партий, к которым можно отнести Всесоюзную коммунистическую партию будущего, Российскую коммунистическую рабочую партию и т.д. Данные партии ориентировались на развитие тоталитарной системы в сталинской форме его проявления. Лидером левонаправленного блока того времени считался В. Анпилов, лидер партии РКРП.Второй лагерь представлял собой множество различных националистических организаций такие как: РНЕ, партия «Национальный фронт», Легион Вервольф и множество других. В народных массах этот лагерь не пользовался широким спросом, одним из главных факторов непопулярности этого идеологического направления стала Великая Отечественная Война, в которой нашему многонациональному и многоконфессиональному народу пришлось сражаться с Фашистской Германией.Третьим лагерем стали леворадикальные организации. Данные организации обращали свое внимание на развитие контркультуры в общественных массах. Одним из флагманов данного направления являлась Национал-Болыпевистская Партия (НБП) Э. Лимонова на ряду с неоанархистами и антиглобалистами.Следует также отметить большое влияние на оппозицию в России со стороны заграничной бизнес-элиты, в этот лагерь вошли олигархи, сбежавшие в свое время из России - Б. Березовский, Л. Невзлин и В. Гусинский. После проигрыша битвы с неугодным для них режимом, они за границей продолжили борьбу путем финансовой поддержки тех или иных оппозиционных партий, а также пытались оказывать влияния через западные комиссии и департаменты. Примером этого стало выступление Л. Невзлина перед Комиссией при правительстве США по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом выступлении Невзлин акцентировал внимание на систематические нарушения прав человека со стороны режима в России, доказывая, что действующий в стране режим по сути является авторитарным, по этой причине просил западные страны исключить Россию из состава Большой Восьмерки и ВТО.Подобные проявления продолжаются по сей день. Наиболее существенное влияние на изменение в поведении несистемной оппозиции стали митинги на Болотной площади в 2011-2012 гг. и убийство Бориса Немцова в феврале 2015 г.На массовых митингах в 2011-2012 гг. оппозиция требовала свержения неугодного для них режима в России, проведения честных выборов и смену власти. В последующие годы это продолжалось после каждых крупных выборов. При этом нужно отметить тот факт, что блок левых сил попытался консолидироваться между собой в Левый Фронт, который на выборах президента в 2018 г. выдвинул единого кандидата от левых сил Павла Грудинина, а правый фланг Российской оппозиции так и не смог прийти к единому решению по поводу единого кандидата.Многие эксперты считают, что в современной России политическая оппозиция исчезает, чему способствует нахождение на президентском креслеВ.В. Путина. По мнению Воробьева, российская оппозиция сегодня — эфемерное образование, не имеющее реальной силы. В научной среде в этой связи появился концепт «имитационная оппозиция», которая создана и существует только в угоду правящему режиму, для поддержания иллюзии политического разнообразия и с целью предотвращения образования реальной оппозиции.Таким образом, базисные изменения советской общественной системы, произошедшие в конце 80-х-начале 90-х гг. XX века, повлияли на формирование иной политической системы и ее институтов, став причиной появления политической оппозиции. Однако на сегодняшний день политическая оппозиция, как системная, так и несистемная, не имеет особого влияния на политическую жизнь страны и не способна противопоставить себя существующему режиму.2.3 Сравнительный анализ роли «несистемной» и «системной» оппозиции в современной российской политической системеИсследователи, которые занимаются вопросом оппозиции, например, И.И. Санжаревский иА.А. Воробьев, выделяют следующие ее виды: системную и несистемную. Относительного последнего вида нередко применяют термин «внесистемная». Помимо двух вышеупомянутых видов оппозиции в некоторых источниках можно встретить информацию о маргинальной оппозиции. К ней относят те группы, политические движения, которые противостоят правительственному курсу, но находятся вне политической системы, являются непризнанными партиями.В России системная оппозиция выступает активным участником политического процесса и важным элементом политической системы государства, выражая позицию и интересы широких социальных групп, оказавших ей электоральную поддержку.Это партии, преодолевшие семипроцентный барьер и прошедшие в Государственную Думу. На сегодняшний день системнаяоппозиция в России состоит из Коммунистической партии Российской Федерации, партии «Справедливая Россия», а также либерально‐демократической партии ЛДПР воглаве с национальным «левым» лидером Владимиром Жириновским. Однако депутатыэтих трех партий занимают в Думе меньше половины мест, тогдакак большинство принадлежит партии «Единая Россия». В субъектах Российской Федерации помимо вышеназванных партий можно увидеть у власти представителей таких партий, как«Яблоко». Невсе исследователи согласны с мнением, что в России есть реальная политическая оппозиция. Это объясняется следующим: действительно, вышеперечисленные партии высказывают собственные взгляды, отличные от позициивласти на какие‐либо вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики государства, но, когда обсуждаются важные и насущные проблемы современного общества, они поддерживаюткурс Президента. Поэтому все эти партии относят к общему блоку – блоку власти. Хотя этот вопрос вызывает множество споров и дискуссий, но вряд ли можно согласиться с даннойточкой зрения.С одной стороны, трудно уверенно считать таковыми действующие в России партии, которые сами себя называют демократическими и оппозиционными. Особенно прослеживая ряд неоднозначных моментов. К примеру, в 2010 году партия «Справедливая Россия» заключила соглашение с «Единой Россией».Появилась коалиция двух партий, главной целью которой являлась поддержка основных пунктов программы на тот моментПрезидента Российской Федерации Д.А. Медведева на всехуровнях государственной власти. С другой стороны, формально такие партии как ЛДПР и«Справедливая Россия» считаются оппозиционными и демократическими, поскольку в их деятельности явно присутствуют элементы демократичности и оппозиционности.Несистемная оппозиция пока не умеет работать с большимигруппами населения. Ей предстоит тяжелый процесс становления в качестве системного политического фактора. Низкийуровень популярности оппозиционных групп объясняется отсутствием жизнеспособного органа управления, который предоставит возможность предпринимать какие‐либо действия, а такжеотсутствием реальных политических действий при наличии постоянной и иногда беспричинной критики. Только тогда, когданарод сможет увидеть какие‐то действия и их результат, он сможет доверять новым лидерам. Действия несистемной оппозициимогут спровоцировать действующую власть на применение техили иных мер, сущность которых будет зависеть от предпринятыхоппозицией действий.Оппозиция внашей стране действует одинаково как на уровне местного самоуправления, так ина федеральном уровне. Менее всего поддается критике судебная власть, так как свое несогласие с решениями, принимаемыми судами, выражают представители несистемной оппозиции. Примером столкновения между судом и несистемной оппозицией, являются последние события, связанные с недопуском Алексея Навального до выборов Президента2018 года в качестве кандидата. Что касается исполнительнойветви власти, то есть Правительства Российской Федерации, торабота данного органа также вызывает множество недовольств как у представителей системной, так и несистемнойоппозиции. Лидеры партий КПРФ и «Справедливая Россия» в2016 году требовали улучшения качества работы Правительства и, при отсутствии положительной динамики, даже просилиоб отставке Дмитрия Медведева с его кабинетом. Законодательную власть в нашем государстве представляет Совет Федерации и Государственная Дума, внутри которых сталкиваются интересы системной оппозиции. Снаружи вышеупомянутыхорганов действует несистемная оппозиция, критикующая принимаемые депутатами законопроекты, их идеи и действия.Однако наиболее сильное проявление обоих видов оппозиции можно наблюдать по отношению к президенту. Чаще всегооппонируют главе государства, его правительственному курсу.Оппозиция в России – важнейший институт демократии, который должен работать. В современной России представлена исистемная, и несистемная оппозиция, работающая на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако различные оппозиционные партии активно действуют на том или иномуровне. Так, например, в Государственной Думе нет ни одногочлена от партии «Яблоко», но в регионах и муниципалитетах ониработают.Таким образом, система, состоящая из нескольких конкурирующих междусобой партий, предоставляет обществу более широкую возможность выбора политического курса, объективного анализа насущных проблем и способов их решения, чем система однопартийных режимов. Такие явления, как оппозиция и многопартийность, позволяют находить легальные способы защиты своих интересов, привлечения внимания к существующим проблемам.Наличие в политической сфере общества оппозиции, конкуренция между партиями, борьба за поддержку избирателей – всеэто способствует выработке общенародного согласия при разрешении социально‐экономических, а также политических проблем. Политический плюрализм, оппозиция и свободная конкуренция между партиями, разоблачение ошибок друг друга в ходеоткрытых, честных выборов являются теми деталями большогомеханизма, которые уменьшают риск применения насилия в политике, направляя борьбу за власть в правильное русло.ЗаключениеСуществует взаимосвязь политической культуры и гражданской идентичности, так как обе формируются на основе социокультурных ценностей, политических, национальных и религиозных особенностей развития страны; обе имеют помимо объективной субъективную составляющую, которая относительно произвольно конструируется индивидом. Гражданская идентичность обладает значимым смыслом для человека, так как она основана на общности, характеризующей ее как коллективного субъекта, имеющего одинаковые ценности, единую культурную традицию и солидарность в рамках одного государства, что обеспечивает устойчивость политической системы и общества в целом. Взаимоотношения между оппозицией и большинством не определяются только состоянием законодательства. Политическая культура играет здесь не менее важную роль. Но в целях формирования конструктивной политической культуры необходимо, чтобы правящее большинство и оппозиция периодически менялись местами. Для этого у оппозиции должны быть определенные правовые рычаги и механизмы, процедурные права. Суть политического процесса в том, что за большинством, выигравшим выборы, остается последнее слово в принятии многих решений, но далеко не всех. Даже там, где большинству принадлежит последнее слово, меньшинство должно иметь право голоса и возможность на глазах у избирателей критиковать работу правительства и предлагать альтернативы.Базисные изменения советской общественной системы, произошедшие в конце 80-х-начале 90-х гг. XX века, повлияли на формирование иной политической системы и ее институтов, став причиной появления политической оппозиции. Однако на сегодняшний день политическая оппозиция, как системная, так и несистемная, не имеет особого влияния на политическую жизнь страны и не способна противопоставить себя существующему режиму.За последние десятилетия многое сделано на пути демократического процесса в России. Его незаконченность обусловлена завышенной ролью государства, при слабом участии гражданского общества, в том числе партий, в модернизации политической системы, демократизации электоральных кампаний, политической социализации россиян. Отсюда противоречивость становления демократии в России.Несистемная оппозиция пытается реализовать стратегии, которые увеличивают проблемы и точки напряжения для этой власти, они увеличивают стоимость поддержания нынешней политической системы в равновесии. Одним из наиболее важных действий несистемной оппозиции является спорная политика. Способность мобилизовать общество вокруг чисто политических вопросов является большим успехом несистемной оппозиции, даже если мобилизованные граждане не идентифицируют себя с ее политической программой.Действия оппозиции не только позволяют ей проверить эффективность и силу своих собственных ресурсов, но лучше узнать своего противника и его инструменты, используемые для реагирования на ситуации, угрожающие стабильности режима. Одной из самых больших проблем несистемной оппозиции являются конфликты и разногласия между ее лидерами. Следует также подчеркнуть, что рост недовольства действиями правящей элиты не является синонимом роста социальной поддержки лидеров несистемной оппозиции.Наличие в политической сфере общества оппозиции, конкуренция между партиями, борьба за поддержку избирателей – все это способствует выработке общенародного согласия при разрешении социально‐экономических, а также политических проблем. Политический плюрализм, оппозиция и свободная конкуренция между партиями, разоблачение ошибок друг друга в ходе открытых, честных выборов являются теми деталями большого механизма, которые уменьшают риск применения насилия в политике, направляя борьбу за власть в правильное русло.Список литературыАкунина Ю. А. Социально-культурная превенция протестных настроений в условиях современного российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (44). С. 77—81.Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2017. С. 29.Буданов Н.В. Видение и смысл толкования термина «оппозиция» в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-1 (50). С. 126-128.Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2017. С. 127.Вашкевич А.Е. Спонтанные собрания: национальное законодательство европейских стран и прецедентное право Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 44.Величинская Ю.Н. Свобода общественного мнения как конституционно-правовая категория. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2016. С. 120.Воробьев А. А. Эффективность политической оппозиции в России: экспертные оценки // Известия Саратовского ун-та. Новая Серия. Сер. Социология. Политология. 2016. Вып. 1. С. 105-106.Герейханова А. Не править, а служить // Российская газета. 2019. 25 ноября.Гришина Е. А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Н. Иванова. Т. 1. А – М. М.: Мысль, 2016. С. 336.Дерябина Е.С. Историография политической оппозиции в условиях переходных общественных процессов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №2. С. 105-118.Ежов Д. А. К проблеме формирования политических ценностей российской молодежи // Власть. 2019. Т. 26 № 8. С. 107—110.Костенко В. В. Мониторинг протестной деятельности общественных организаций как один из механизмов управления социально-политическими процессами // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 3 (33). С. 82—89.Котова Е. Запрос на героя // Российская газета. 2019. 11 сентября.Ндайишимийе Т.Г. Особенности политических традиций как ресурса власти и оппозиции // Аллея науки. 2017. № 15. С. 447-450.Рухтин А. А. Гражданская идентичность и политическая культура: возможности социальной интеграции // Молодой ученый. 2017. Т. I. № 12. С. 131–138.Саетов А.А. Особенности демократических оппозиционных партий в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2017. №11. С. 57-62.Салихов Д.Р. Конституционно-правовое регулирование протестных отношений в Российской Федерации. Дис. … к.ю.н. 12.00.02. М.: МГУ, 2017. С. 157.Свобода мирных собраний в практике Европейского Суда и Комиссии по правам человека: сб. решений и постановлений / С.С. Дикман, К.И. Терехов; под общ. ред. С.С. Дикмана. М.: РИО «Новая юстиция», 2015. С. 8.Черницына О. В. Идейно-политический портрет современной российской парламентской оппозиции // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. Ч. 1. С. 113— 116.Официальный сайт Венецианской комиссии Совета Европы. https://www.venice.coe.int/WebForms/pages/?p=01_Presentation&lang=RUОфициальный сайт Единой России. https://er.ru/http://www.levada.ru/tag/oppozitsiya/

1. Акунина Ю. А. Социально-культурная превенция протестных настроений в условиях современного российского общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (44). С. 77—81.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2017. С. 29.
3. Буданов Н.В. Видение и смысл толкования термина «оппозиция» в современной России // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8-1 (50). С. 126-128.
4. Васильева С.В. Конституционно-правовой статус политической оппозиции. М., 2017. С. 127.
5. Вашкевич А.Е. Спонтанные собрания: национальное законодательство европейских стран и прецедентное право Европейского суда по правам человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 2. С. 44.
6. Величинская Ю.Н. Свобода общественного мнения как конституционно-правовая категория. Дисс… канд. юрид. наук. М., 2016. С. 120.
7. Воробьев А. А. Эффективность политической оппозиции в России: экспертные оценки // Известия Саратовского ун-та. Новая Серия. Сер. Социология. Политология. 2016. Вып. 1. С. 105-106.
8. Герейханова А. Не править, а служить // Российская газета. 2019. 25 ноября.
9. Гришина Е. А. Идентичность гражданская // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. Н. Иванова. Т. 1. А – М. М.: Мысль, 2016. С. 336.
10. Дерябина Е.С. Историография политической оппозиции в условиях переходных общественных процессов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. №2. С. 105-118.
11. Ежов Д. А. К проблеме формирования политических ценностей российской молодежи // Власть. 2019. Т. 26 № 8. С. 107—110.
12. Костенко В. В. Мониторинг протестной деятельности общественных организаций как один из механизмов управления социально-политическими процессами // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 3 (33). С. 82—89.
13. Котова Е. Запрос на героя // Российская газета. 2019. 11 сентября.
14. Ндайишимийе Т.Г. Особенности политических традиций как ресурса власти и оппозиции // Аллея науки. 2017. № 15. С. 447-450.
15. Рухтин А. А. Гражданская идентичность и политическая культура: возможности социальной интеграции // Молодой ученый. 2017. Т. I. № 12. С. 131–138.
16. Саетов А.А. Особенности демократических оппозиционных партий в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2017. №11. С. 57-62.
17. Салихов Д.Р. Конституционно-правовое регулирование протестных отношений в Российской Федерации. Дис. … к.ю.н. 12.00.02. М.: МГУ, 2017. С. 157.
18. Свобода мирных собраний в практике Европейского Суда и Комиссии по правам человека: сб. решений и постановлений / С.С. Дикман, К.И. Терехов; под общ. ред. С.С. Дикмана. М.: РИО «Новая юстиция», 2015. С. 8.
19. Черницына О. В. Идейно-политический портрет современной российской парламентской оппозиции // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2018. Ч. 1. С. 113— 116.
20. Официальный сайт Венецианской комиссии Совета Европы. https://www.venice.coe.int/WebForms/pages/?p=01_Presentation&lang=RU
21. Официальный сайт Единой России. https://er.ru/
22. http://www.levada.ru/tag/oppozitsiya/

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты генезиса и развития политики рассматривает данная статья?

Данная статья рассматривает понятие система как составную часть политической системы, феномен оппозиции в развитии политики и характеристику оппозиции в РФ.

Что такое политическая система и почему она является важной составной частью политики?

Политическая система - это сложный комплекс институтов, организаций и отношений, которые управляют политической жизнью общества. Она является важной составной частью политики, так как определяет правила игры, структуру власти и взаимодействия между различными акторами политической системы.

Какой феномен рассматривается в развитии политики?

В развитии политики рассматривается феномен оппозиции - противостояние различных групп и интересов в политической системе.

Каковы характеристики оппозиции в РФ?

Оппозиция в РФ характеризуется разнообразием политических партий и движений, которые выражают различные точки зрения и интересы. В РФ существуют как системная оппозиция, участвующая в политических процессах в рамках законодательства, так и несистемная оппозиция, которая действует вне официальных структур.

Каковы особенности генезиса и развития политики?

Особенности генезиса и развития политики могут включать современное состояние взаимодействия власти и оппозиции, конфликты в политической системе и роль несистемной и системной оппозиции в современной России.

Что такое политическая система?

Политическая система - это комплекс взаимодействующих элементов и институтов, которые обеспечивают функционирование политической власти и определяют условия участия граждан в политической жизни. Она включает в себя политические институты, процедуры и правила, а также нормы и ценности, регулирующие политическую жизнь общества.

Какой феномен связан с развитием политики?

Феномен оппозиции связан с развитием политики. Оппозиция - это группа или партия, которая выступает с альтернативной политической программой и является оппонентом текущей власти. Она играет важную роль в демократическом обществе, представляя альтернативные взгляды и предложения по управлению страной.

Каковы особенности оппозиции в России?

Оппозиция в России имеет свои особенности. Во-первых, существует системная оппозиция, представленная оппозиционными партиями, которые имеют законодательное признание и участвуют в выборах. Во-вторых, есть несистемная оппозиция, представленная группами, организациями и активистами, которые не имеют официального статуса и не могут участвовать в выборах. В-третьих, российская оппозиция сталкивается с ограничениями и преследованиями со стороны власти.

Каково современное состояние взаимодействия власти и оппозиции в России?

Современное состояние взаимодействия власти и оппозиции в России характеризуется острой политической конкуренцией и напряженными отношениями. Системная оппозиция пытается привлечь внимание к своим политическим идеям и критикует действия власти. Однако ей ограничиваются возможности участия в выборах, а несистемная оппозиция часто подвергается репрессиям и перекрытию доступа к ресурсам и медиа.

Что такое политика?

Политика - это сфера общественной деятельности, связанная с организацией и управлением жизнью общества, принятием и реализацией политических решений, установлением законов и норм, а также контролем над деятельностью государства и его институтов. Она охватывает широкий спектр вопросов - от выбора политических лидеров до разработки экономических и социальных программ.

Какие факторы влияют на генезис и развитие политики?

Генезис и развитие политики зависят от многих факторов. Важными из них являются исторические условия, культурные традиции, экономическая структура общества, географическое расположение, социальные и политические институты, национальный и этнический состав населения, а также внешние влияния и глобальные процессы.

Какие особенности характерны для политической системы в России?

В политической системе России существуют определенные особенности. Одной из них является наличие системной и несистемной оппозиции. Также в России наблюдаются конфликты между властью и оппозицией, при этом роль оппозиции не всегда признается и учитывается. Это может создавать некоторые проблемы в демократическом развитии страны.