Неврозоподобная форма заикания

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 22 22 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 20.06.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1 Общие сведения о неврозоподобной форме заикания 4
2 Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания 10
3 Лечение неврозоподобной формы заикания 13
Заключение 20
Список использованных источников 22

Фрагмент для ознакомления

Нужно воспитание своевременного и легкого включения соответствующих артикуляторных движений, преодоление фиксации на трудных звуках. Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным, и брюшным. Вследствие этого формируется диафрагмально-реберное дыхание, плавный, длительный выдох через рот.
На фоне частичной релаксации при неврозоподобной форме заикания необходима постановка диафрагмально-реберного дыхания. Далее происходит формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха и речевого. Отработка указанных видов дыхания осуществляется с применением разнообразных видов движений.
Существенную роль играет работа над артикуляторными движениями. Речь теряет звучность вследствие чрезмерной фиксации на трудных звуках. При рассматриваемой форме заикания она имеет место, однако выражена более слабо. Судороги препятствуют своевременному и легкому включению соответствующих артикуляторных движений. Вследствие этого, принимая в учет специфику рассматриваемой формы заикания, формируются правильные кинестетические ощущения, которые сформировались неверно в онтогенезе. При этом развивается высота и сила голоса, воспитывается его своевременная и легкая подача [2, с. 112].
Заикание характеризуется наличием хронических голосовых зажимов, возникающих по причине органической основы с преимущественно артикуляционным типом судорог. Работа над артикуляторными движениями и голосом выстраивается с применением карточек схем, указывающих на артикуляцию гласного звука. Звукоизвлечение отрабатывается при учете расслабленной нижней челюсти. Применяются плавные движения руки, сопровождающие звукоизвлечение, указывая на плавность произнесения.
Опора на гласные звуки играет существенную роль для детей с неврозоподобной формой так как, поскольку речевые судороги у них в основном наблюдаются на согласных звуках. Отчетливое артикулирование гласных звуков выполняется при учете высоты и силы голоса, с применением собственных механических воздействий для расслабления нижней челюсти и без них. Важную роль играет произнесение сочетаний гласных, небольших предложений, стихов.
Голосовые упражнения подчинены при заикании цели развития силы и динамического диапазона голоса, формированию навыков рациональной голосоподачи.
Задания, которые направлены на коррекцию темпо-ритмических расстройств при неврозоподобном заикании приводят к воспитанию логического ударения и паузации. Важное внимание уделяется фонетической и логопедической ритмике. Это упражнения на координацию слова с движением, звука с движением. Они занимают особенное место в общей системе комплексного подхода для устранения неврозоподобной формы заикания у детей. Данные виды ритмики нормализуют речь и двигательные функции у заикающегося ребенка.
Работа над тембром речи начинается после усвоения навыка отчетливого артикулирования и связана тесно с развитием мимики и пантомимы.
При неврозоподобном заикании требуется длительная тренировка и разные виды контроля за интонационным оформлением синтагмы.
Существенную роль играет применение упражнений на развитие мелкой и общей моторики, так как неторопливый темп речи вырабатывается одновременно с неторопливым темпом общих движений.
При неврозоподобной форме заикания обращается внимание на следующие моменты:
двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться в соответствии с образцами;
тренировка переключаемости и координации движений должна быть длительной, с постепенным усложнением заданий;
усвоению упражнений содействует словесный комментарий логопеда, сопровождающий их;
сроки усвоения двигательных упражнений в существенной степени увеличены в сравнении с заикающимися с невротической формой заикания [1, с. 127].
Определяющим моментом в коррекционной работе выступают задания, которые стимулируют процесс психического развития в целом, развития отдельных психических функций.
По показаниям в ходе коррекции заикания может проводиться исправление звукопроизношения, формирование связной речи, лексико-грамматического строя речи, профилактика дислексии и дисграфии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Неврозоподобное заикание представляет собой вид заикания, который обуславливается остаточными органическими изменениями головного мозга, возникшими после перенесенных перинатально, внутриутробно или в раннем детском периоде патологических состояний.
При неврозоподобном нарушении речи ребенок разговаривает очень быстро и много, может жестикулировать активно. Является характерным проявлением то, что при данном типе расстройства речи нет логофобии и критики к своему состоянию, пациент не осознает, что говорит не так, как другие, и не стремится скрывать свой недостаток.
Чаще всего заболеванию сопутствуют недоразвитие моторики и психики, недостаточность сферы эмоций. Симптомы усиливаются при психическом возбуждении, после физической активности и в результате перенесенных простуд и прочих соматических болезней, к примеру, после перенесенного гастрита, цистита, гломерунефрита, вирусных «простуд», ангины, гриппа, «ветрянки» и т.д.
Чаще всего неврозоподобное заикание сначала слабо выражено, но со временем усиливается, вместе с приобретением все новых слов и возникновением в речи фраз. Судороги концентрируются в языке, мягком нёбе и губах. Сложнее всего даются ребенку согласные звуки. Однако, невзирая на это, количество произносимых слов и скорость речи выше обычных.
В большинстве случаев неврозоподобное заикание себя проявляет в период активного развития речи – в 3-4 года.
Диагноз «неврозоподобное заикание» ставят психолог, невролог и логопед. Специалист по неврологии может написать в карточке больного диагноз «органическое заикание». Данные специалисты назначают комплекс лечения – от работы с логопедом до психотерапии. Однако основным методом коррекции заболевания выступает терапия нарушений работы головного мозга.
Если в детстве не было проведено адекватное лечение, в подростковом возрасте могут развиться невротические симптомы, которые связаны с осознанием проблемной речи. Подросток испытывает трудности общения и позиционирования себя в группе сверстников, и начинает фиксироваться на сложных звуках, вследстве чего появляются логофобия, потливость и паника при необходимости выступлений на публике. Заикание в таком случае может усиливаться в новой обстановке, во время общения с новыми людьми. В таком случае речь идет о смешанном заикании – невроподобном с невротическим компонентом.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Асташина И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. - 192 c.
Белиловская М.В. Коррекция заикания в США \\ Логопед. - 2005. - №6. - С. 112-115.
Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков : из опыта работы. – М. : Просвещение, 1977. – 96 с.
Большина А.А. Заикание дошкольников как психологическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.
Гладковская, Л. М. Логопедическая работа в комплексной системе преодоления заикания / Л. М. Гладковская // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 51-52.
Ефименкова Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 2016. - 240 c.
Крахалев В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2018.
Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2015. - 176 c.
Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. – М.: Наука, 2015. - 288 c.
Сикорский И. А. Заикание : учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с. 









22











2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асташина И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. - 192 c.
2. Белиловская М.В. Коррекция заикания в США \\ Логопед. - 2005. - №6. - С. 112-115.
3. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков : из опыта работы. – М. : Просвещение, 1977. – 96 с.
4. Большина А.А. Заикание дошкольников как психологическая проблема // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.
5. Гладковская, Л. М. Логопедическая работа в комплексной системе преодоления заикания / Л. М. Гладковская // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 51-52.
6. Ефименкова Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 2016. - 240 c.
7. Крахалев В.В. Заикание как расстройство эмоциональной сферы личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2018.
8. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2015. - 176 c.
9. Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. – М.: Наука, 2015. - 288 c.
10. Сикорский И. А. Заикание : учеб. пособие / И. А. Сикорский, Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с.

Вопрос-ответ:

Чем отличается неврозоподобная форма заикания от невротической?

Неврозоподобная форма заикания отличается от невротической тем, что в ней отсутствуют психические конфликты и патологические симптомы, характерные для неврозов.

Какие способы лечения неврозоподобной формы заикания существуют?

Лечение неврозоподобной формы заикания может включать психотерапевтические методики, речевую терапию, физиотерапию и лекарственное лечение, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Какие артикуляторные движения рекомендуется использовать для лечения неврозоподобной формы заикания?

Для лечения неврозоподобной формы заикания рекомендуется воспитывать своевременное и легкое включение соответствующих артикуляторных движений, а также преодолевать фиксацию на трудных звуках.

Какой тип дыхания характерен для заикающихся?

У заикающихся дыхание является одновременно и грудным и брюшным. Это связано с формированием диафрагмально-реберного дыхания.

Какие источники использовались при написании статьи о неврозоподобной форме заикания?

Для написания статьи о неврозоподобной форме заикания были использованы различные источники, включая научные статьи, публикации экспертов и медицинскую литературу по данной теме.

Как проявляется неврозоподобная форма заикания?

Неврозоподобная форма заикания проявляется через задержки и повторения звуков, слов или фраз, а также через напряжение и страх перед произнесением речи.

Как отличить невротическую форму заикания от неврозоподобной формы?

Невротическая форма заикания обычно имеет психологическую причину, связанную с стрессом или травмой, в то время как неврозоподобная форма чаще всего имеет физиологическую основу и связана с нарушениями артикуляционных движений и дыхания.

Как лечить неврозоподобную форму заикания?

Лечение неврозоподобной формы заикания включает воспитание правильных артикуляционных движений, преодоление фиксации на трудных звуках и улучшение дыхания. Также могут применяться техники релаксации и психотерапии для снятия нервного напряжения.

Какое значение имеет дыхание у заикающихся?

У заикающихся дыхание является особенным, оно одновременно грудное и брюшное. Из-за этого формируется диафрагмально-реберное дыхание, которое помогает им контролировать речевую артикуляцию.

Как можно развить правильные артикуляционные движения у заикающегося?

Для развития правильных артикуляционных движений у заикающегося можно использовать специальные упражнения и тренировки под руководством специалиста. Это поможет ему улучшить контроль над артикуляцией и справиться с проблемой заикания.