Панорама современного естествознания. (Панорама науки).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 17 17 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 29.06.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Предмет, задачи и структура естествознания 4
2. Основные исторические этапы естествознания 7
3. Панорама и тенденции современного естествознания 10
Литература: 16
Фрагмент для ознакомления

Вселенную просто некому было бы познавать. Антропный принцип отражает глубокое внутреннее единство закономерностей эволюционного развития Вселенной с предпосылками возникновения и эволюции живого, от элементарных организмов до антропосоциогенеза. Он предполагает существование универсальных системных связей, которые определяют существование и развитие Вселенной как единой системы. Смысл антропного принципатрактуется как вопрос о том, не включен ли человек в проектировании Вселенной болеерадикальным образом, чем считали до сих пор [2]. Уникальность человека заключается, с одной стороны, что он является выражением как наиболее синтетического, так и наиболее динамического состояния вещества Вселенной. Эволюция живых организмов привела к развитию центральной нервной системы, обособлению головы, появлению черепа, развитию мозга. Эволюция мозга шла в направлении не столько увеличения количества нейронов, сколько в направлении структурной организации, упорядоченности связей, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции, то есть на более высоком качественном уровне.Холистический подход (от греч. целое) – концепция, согласно которой роль целого является определяющей, а влияние отдельных частей – несущественным, то есть на новом структурном уровне система приобретает новые свойства, не характерные ни для одной из его составляющих. В современной естественнонаучной картине мира наблюдается теснейшая связьмежду всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают какединый пространственно-временной континуум, масса и энергия взаимосвязаны,волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуяодин и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются [6].Принципы гуманизма ориентируют современное естествознание не столько на поиски абстрактной истины, сколько на полезность для общества и каждого человека. Главным показателем при этом становится не экономическая целесообразность, а улучшение среды обитания людей, рост их материального и духовного благосостояния. Естествознание таким образом становится нацеленным на удовлетворение насущных потребностей человека и общества [14].Социально-культурологическое значение современной науки. Применение новой мировоззренческой парадигмы, основанной на холистических представлениях синегретики и междисциплинарном подходе, способной объединить естественно-научный и гуманитарный компоненты культуры, становится все более значимым для нынешнего развития социального знания и дает возможность создать универсальную эволюционно-синергетическую картину мира. В настоящее время происходят процессы формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и естественнонаучное понимание имеет единые исходные цели – достижение истинного знания. Таким образом, для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований. Современное естествознание все более ориентировано на изучение процессов развития, предметом ее изучения становятся открытые системы, обменивающиеся с окружением энергией, веществом, информацией. В определении познавательных целей науки все большую роль начинают играть не внутринаучные цели, а внешние для науки цели — цели экономического, социального, политического, культурного характера [10].Тенденцииразвитиясовременного естествознания определяют следующие направления: 1) дальнейшее развитие достижений естественно-научного знанияXXвека;2)развитие теоретического обоснования и разработка методов экспериментального изучениясложных саморазвивающихсясистем;3)ориентацияна поиски решения глобальных, практически значимых проблем развития нашейцивилизации.Достижения естествознанияXX векакачественноизменили производительныесилыобществанаосновеобъяснениярядафизических, химическихибиологическихпроцессов,которыедлительноевремябыли недоступны для их практического использования в жизни людей (энергия атома, волноваяприродаизлучений,генетическаяприроданаследственностиимногое другое). Эти открытия, многие из которых отмечены Нобелевскимипремиями, позволили создать современные технологии, такие как: высокотемпературнаясверхпроводимость,химические лазеры, молекулярные пучки, атомный лазер, нанотехнология, расшифровка геномачеловека и т.п.ЗаключениеПрогресс естественно-научного знания способствовал выявлению закономерностей развития природы. Современное естествознание придерживается системного и эволюционного подхода, соответствующего специфике изучаемых природных объектов.Наиболее характерная черта современной научной картины мира – ее эволюционность. Во всех областях материального мира происходит эволюция. Современная социально-экологическая ситуация способствует интегральному характеру и биосферному масштабу знаний о природе, поскольку они приобретают особую роль в решении актуальнейших проблем человечества (продовольственной, демографической, экологической). Таким образом, современная естественно-научная картина мира основана на интегративных процессах в естественно-научных дисциплинах, она отражает целостный подход, и дальнейшее ее развитие может происходить при эффективном взаимодействии и взаимосвязи не только наук о живой и неживой природе, но и гуманитарных наук, в направлении дальнейшего выявления фундаментальных природных закономерностей.ЛитератураБочкарёв, А.И. Концепции современного / А.И.Бочкарёв, Т.С.Бочкарёва, С.В.Саксонов ; под ред. проф. А. И. Бочкарёва. – Тольятти: ТГУС, 2008. – 386 с.Брызгалина, Е.В. Концепции современного естествознания : учебник / Е. В. Брызгалина. – М. : Про-спект, 2013. - 493 с. – с. 165.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник / А.А. Горелов. – М. : КНОРУС, 2016. – 288 с. с. 138Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания / М. К.Гусейханов, О. Р. Раджабов.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 540 с.Доронина, С.Д. Естествознание в системе научного знания /С.Д.Доронина, В.И. Табуркин // Астраханский вестник экологического образования. – 2015. – № 2(32). – С. 125-130.Игнатьева, И.Е. Основные черты современной научной картины мира / И.Е.Игнатьева, О.В. Печенина : тез. докл. V науч.-технич. Конф. НЕДЕЛЯ НАУКИ- 2015. – СПб., 2015. – С. 279.Кожевников, Н.М. Естественнонаучные основы современного экономического образования / Кожевников Н.М., Тульверт В.Ф. // Физическое образование: от прошлого к будущему : матер.Всероссийск.научн-метод. конф. с междунар. участием памяти проф. Н.М. Кожевникова. – 2017. – С. 284-296.Липкин А. Концепции современного естествознания. Ч.1. - М. : РГГУ, 2010. - С. 55-56.Монастырский, Л.М. Современная естественно-научная картина мира / Л.М. Монастырский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11 (1). – С. 137-140.Раджабов О.Р. Некоторые аспекты научной картины мира классиче-ской рациональности // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. Вып. 5. С. 275-279Садохин А.П. Концепции современного естествознания / А.П.Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.Шипунова, О.Д. История и методология науки / О.Д.Шипунова. – СПб., 2016. – 256 с.

1. Бочкарёв, А.И. Концепции современного / А.И.Бочкарёв, Т.С.Бочкарёва, С.В.Саксонов ; под ред. проф. А. И. Бочкарёва. – Тольятти: ТГУС, 2008. – 386 с.
2. Брызгалина, Е.В. Концепции современного естествознания : учебник / Е. В. Брызгалина. – М. : Про-спект, 2013. - 493 с. – с. 165.
3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник / А.А. Горелов. – М. : КНОРУС, 2016. – 288 с. с. 138
4. Гусейханов М. К. Концепции современного естествознания / М. К.Гусейханов, О. Р. Раджабов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 540 с.
5. Доронина, С.Д. Естествознание в системе научного знания /С.Д.Доронина, В.И. Табуркин // Астраханский вестник экологического образования. – 2015. – № 2(32). – С. 125-130.
6. Игнатьева, И.Е. Основные черты современной научной картины мира / И.Е.Игнатьева, О.В. Печенина : тез. докл. V науч.-технич. Конф. НЕДЕЛЯ НАУКИ- 2015. – СПб., 2015. – С. 279.
7. Кожевников, Н.М. Естественнонаучные основы современного экономиче-ского образования / Кожевников Н.М., Тульверт В.Ф. // Физическое образова-ние: от прошлого к будущему : матер. Всероссийск. научн-метод. конф. с меж-дунар. участием памяти проф. Н.М. Кожевникова. – 2017. – С. 284-296.
8. Липкин А. Концепции современного естествознания. Ч. 1. - М. : РГГУ, 2010. - С. 55-56.
9. Монастырский, Л.М. Современная естественно-научная картина мира / Л.М. Монастырский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11 (1). ¬– С. 137-140.
10. Раджабов О.Р. Некоторые аспекты научной картины мира классиче-ской рациональности // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. Вып. 5. С. 275-279
11. Садохин А.П. Концепции современного естествознания / А.П.Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.
12. Шипунова, О.Д. История и методология науки / О.Д.Шипунова. – СПб., 2016. – 256 с.

Вопрос-ответ:

Каков предмет задачи и структура естествознания?

Предмет задачи и структура естествознания изучают природу и ее явления, исследуют законы и принципы ее функционирования. Структура естествознания включает в себя различные научные дисциплины, такие как физика, химия, биология и другие.

Какие основные исторические этапы можно выделить в развитии естествознания?

Основные исторические этапы естествознания включают античную науку, средневековую науку, науку эпохи Просвещения и современную науку. Каждый из этих этапов отличается своими особенностями и достижениями.

Какие тенденции можно наблюдать в современном естествознании?

В современном естествознании можно выделить несколько тенденций. Во-первых, это углубление специализации и расширение области исследований. Во-вторых, это использование новых технологий и методов исследования, таких как компьютерное моделирование и искусственный интеллект. В-третьих, это взаимодействие междисциплинарных научных команд и сотрудничество между различными научными областями.

Какой принцип отражает глубокое внутреннее единство закономерностей эволюционного развития Вселенной с предпосылками возникновения и эволюции живого?

Антропный принцип отражает глубокое внутреннее единство закономерностей эволюционного развития Вселенной с предпосылками возникновения и эволюции живого от элементарных организмов до антропосоциогенеза. Он предполагает существование взаимосвязи между различными уровнями организации материи и жизни.

Какие научные дисциплины входят в структуру естествознания?

В структуру естествознания входят такие научные дисциплины, как физика, химия, биология, геология, астрономия, математика и другие. Каждая из этих дисциплин изучает определенные аспекты природы и является основой для различных научных исследований и открытий.

От чего исходит антропный принцип?

Антропный принцип исходит из глубокого внутреннего единства закономерностей эволюционного развития Вселенной с предпосылками возникновения и эволюции живого от элементарных организмов до антропосоциогенеза. Он утверждает, что Вселенная эволюционировала с целью возникновения разумной жизни, и человек является продуктом этой эволюции.

Каков предмет задачи и структура естествознания?

Предметом задачи естествознания является изучение природы и ее законов. Структура естествознания включает в себя различные науки, такие как физика, химия, биология и другие.

Какие основные исторические этапы прошло естествознание?

Основные исторические этапы естествознания включают античность, средние века, восстановление, эпоху научной революции, XIX век и современность.

Какие есть панорама и тенденции современного естествознания?

Современное естествознание охватывает широкий спектр исследований, от астрономии до молекулярной биологии. Его тенденции включают развитие новых технологий, повышение междисциплинарных исследований и стремление к пониманию сложных систем.