Внешние вызовы информационной безопасности России
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 31 + 31 источник
- Добавлена 20.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты информационной безопасности в современных международных отношениях 5
1.1. Характеристика информационной безопасности 5
1.2. Правовое регулирование лицензирования информации 9
2. Особенности информационной безопасности в современных международных отношениях 14
2.1. Противостояние США и РФ в эпоху информационных войн 14
2.2. Сотрудничество в сфере информационной безопасности в рамках ОДКБ 17
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Важной особенностью информационного взаимодействия с Казахстаном было то, что в течение всего исследуемого периода оно направлялось на укрепление тандема Россия-Казахстан, который был призван обеспечивать стабильность в Центральной Азии. Для этого не требовалось заключения союзного договора. Ярким примером укрепления содружества двух стран стало, как об этом отмечалось в СМИ, заключение в 2006 г. соглашения о снижении на 3 млн. долларов арендной платы за использование российских военных полигонов на территории Казахстана. Несмотря на высокий уровень доверия и высокие «ставки» российско-казахстанского партнерства, от которого фактически зависела безопасность на самом протяженном участке российской границы (7,5 тыс. км), эксперты активно предостерегали органы государственного и военного управления: Россия «не должна покупать дружбу» с Казахстаном ценой уступок. Достаточно сложно выстраивалось информационное взаимодействие России с Киргизией. Первый Президент Киргизии «северянин» А. А. Акаев и сменивший его в 2005 г. «южанин» К. С. Бакиев в ходе «тюльпановой революции» не решали фундаментальных проблем своей страны, что активизировало деятельность антиправительственных сил, усилило проявления религиозного экстремизма. Осложняло информационное взаимодействие России с Киргизией то, что в средствах массовой информации двум титульным народам (киргизам и узбекам) упорно навязывалась идея, что Россия всегда только и делала, что всех порабощала. Кроме того, большая часть дееспособного населения покинула Киргизию, поэтому около 30 % ВВП страны давал экспорт рабочей силы. Еще около 30 % ВВП давало российско-американское военное присутствие. Так, в 2001 г. была открыта американская военная база (численность 1,5 тыс. человек) на территории аэропорта Манас под предлогом обеспечения действий США в военной операции на территории Афганистана. В интересах восстановления баланса сил на пространстве СНГ активизировалось в 2002-2003 гг. российско-киргизское военное сотрудничество. Результатом этого было открытие в 2003 г. в Канте авиабазы российских ВВС, которая стала частью структуры ОДКБ, насчитывавшая около 500 российских военнослужащих, истребители Су-27СМ, штурмовики Су-25, бомбардировщики Су-24, транспортные Ил-76, вертолеты Ми-8. После избрания Президентом А. Ш. Атамбаева информационное взаимодействие России и Киргизии получило положительный вектор развития. Особенности военно-политической ситуации в Таджикистане накладывали свой отпечаток на систему информационного взаимодействия с этой республикой. Главной особенностью было то, что в с 1992 г. по 1997 г. шла гражданская война между правительством и Объединенной таджикской оппозицией, которая завершилась подписанием в июне 1997 г. общего соглашения об установлении мира и национального согласия. Однако соперничество между кланами и регионами Таджикистана, межэтнические трения и идеологические разногласия между правительством и оппозицией продолжали оставаться серьезными проблемами для стабилизации военно-политической обстановки в республике. Ведущую внешнюю роль в обеспечении безопасности Таджикистана играл российский воинский контингент. Его максимальная численность достигала 11500 человек (1997 г.), из них 6687 человек проходили службу в 201-й мотострелковой дивизии (4-й военной базе с 2004 г.), которая являлась основным компонентом коллективных миротворческих сил. Положительно оценивал присутствие российских пограничников Президент Таджикистана Э. Ш. Рахмонов подчеркивая, что таджикские власти в тот период не были готовы создать надежный заслон на беспокойной таджикско-афганской границе. В 2004 г. Россия официально закончила передачу Таджикистану участка 881 км таджикско-афганской границы, включавшего 22 погранзаставы, 25 пограничных постов и 3 пункта пропуска со всей инфраструктурой. Однако приход таджикских пограничников привел к ослаблению борьбы с наркотрафиком, так как произошла «приватизация» трансграничных каналов вождями таджикских племен. Таким образом, сохраняющаяся афганская угроза вынуждает углублять российско-таджикское информационное взаимодействие в интересах укрепления региональной безопасности. На информационное взаимодействие с Арменией в 1992-2016 гг. влияло то обстоятельство, что республика фактически была тылом на южных стратегических рубежах ОДКБ. Стержнем информационного взаимодействия России и Армении стало всестороннее информационное обеспечение 102-й российской военной базы в Гюмри. База численностью около 5 тыс. человек была создана в 1995 г. для несения боевого дежурства в рамках «Объединенной системы ПВО СНГ». Кроме того, Россия на безвозмездной основе обучала офицеров в вузах Министерства обороны РФ, что позволяло формировать у них глубокое понимание целей, задач, принципов организации взаимодействия в информационной сфере. Вместе с тем информационное взаимодействие осложняло отсутствие общих концептуальных подходов к военному строительству двух стран-членов ОДКБ. Так, принятая в 2007 г. национальная военная доктрина Армении не только не согласовывалась с Россией, но и была разработана специально созданной комиссией, работавшей в Вашингтоне при поддержке Конгресса США. Затем подготовленный документ прошел согласование в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и только потом был представлен в порядке информации для ознакомления в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Рассмотрим особенности информационного взаимодействия с группой стран СНГ, которые были членами ОДКБ, но вышли из нее: Грузия, Азербайджан и Узбекистан. Официальная позиция органов государственного и военного управления России, неоднократно озвучивавшаяся в СМИ, заключалась в том, что в ее внешней политике приоритет отдавался странам СНГ. Однако на практике России не приходилось рассматривать «ближнее зарубежье» как надежную опору, сталкиваясь с большими проблемами в отношениях со своими постсоветскими соседями. Одним из примеров этого стало создание 15 мая 1997 г. «группы четырех» ГУАМ (Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы). Задачей формирования этого квазисоюза была заявлена заинтересованность в развитии более широкого регионального сотрудничества с целью строительства «стабильной и безопасной Европы». Вместе с тем на кишиневской встрече на высшем уровне в октябре 1997 г. партнеры по СНГ впервые в истории этой организации выступили единым фронтом против России и в резких выражениях обвинили ее в недостаточно решительной политике в СНГ. Подводя итог анализу формирования информационного взаимодействия со странами-членами ОДКБ необходимо сказать, что Российская Федерация в 1992-2017 гг. была стержнем данного исторического процесса. Именно Россия выступала инициатором объединения и координации усилий, в том числе, информационных, стран-членов ОДКБ в области обеспечения военной безопасности. Однако по состоянию на 2017 г. в ряде стран-членов ОДКБ не наблюдалось одновременного движения в сторону информационного взаимодействия с Российской Федерацией, прежде всего, в силу существования разнонаправленных внешнеполитических стратегий государств-членов ОДКБ. ЗаключениеИнформационная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. Расширение областей применения информационных технологий, являясь фактором развития экономики и совершенствования функционирования банков, одновременно порождает новые информационные угрозы.В Российской Федерации, как и во многих других развитых странах мира, существуют специальные средства по ограничению доступа граждан к информации. Причины могут быть различны: от интересов государства, его безопасности, до вопросов чести отдельного индивида, обращающегося в поисковые системы. Во всех случаях, когда ограничивалось право на информацию, на другой стороне весов всегда находился определенный противовес, который каждое государство обязано брать во внимание. В настоящее время, вопрос ограничения доступа граждан к информации довольно щепетильный.В некоторых случаях такое регулирование оправдано, но предусмотренные меры имеют очень низкое качество. Но с другой стороны, еще большее ужесточение законодательства приведет к закрытости российского информационного пространства, излишнее ограничение конституционных прав людей, которые для личности, общества и государства имеют наивысшую ценность.Информационное общество изменило принципы формирования фундаментальных и прикладных знаний, тем самым обусловило иные подходы и методы в развитии наук, постепенно создавая новую систему образования и воспитания. Интенсивное внедрение во все сферы жизнедеятельности информационно-коммуникативных технологий серьезно влияет на изменение структуры общества. Современный человек часто чувствует себя жертвой глобальной информации, а его духовный и интеллектуальный мир подвергается серьёзной деформации. Информационное взаимодействие со странами ОДКБ представляет собой установление между органами государственного управления данной международной организации и стран, в нее входящих, контактов (связей) в интересах обеспечения взаимного понимания целей и задач совместных действий. Изучение опыта информационного взаимодействия со странами ОДКБ показало, что в результате целенаправленной совместной деятельности, в 1992-2018 гг. вырабатывались основополагающие подходы к развитию военной интеграции на постсоветском пространстве. Список использованной литературыКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901.Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 50 ст. 7074Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009 г. N 11Арефьев Б. А. Концепция информационного общества // Молодой ученый. 2017. №3. С. 54-56.Вартанова Е. Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России// Вестник Московского университета. 2017. №4. С. 34.Девятериков А. Н. Деятельность органов межгосударственного управления СНГ по созданию и укреплению коллективной безопасности. М.: ВУ, 2015. С. 12.Договор о союзе между Белоруссией и Россией // Дипломатический вестник. 1997. № 4. С. 41–43.Лаврентьева М.С. Административно-правовое регулирование в сфере стандартизации и сертификации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Защита информации в сети интернет// Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 89-93Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Особенности защиты авторских прав в сети Интернет// Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 64-67Лузянин С. Г. Российско-казахстанские отношения // Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Кавказ» (2004-2008 гг.). М.: АСТ: Восток-Запад. 2013. С. 203‒207. Лутовинова Н.В. Понятие и виды гражданских правоотношений в сети интернет. // Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 25-30.Назаршоев Н. М. Россия ‒ стратегический партнер миростроительства в Таджикистане // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. 2016. № 2. С. 7–12. Патласов О. Ю. Модернизация экономик Туркменистана, Кыргызстана и России: мифы и реальность // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 201–208.Сакун С. А. Информационно-пропагандистская работа в ходе миротворческой операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г. // Военный академический журнал. 2016. № 1. С. 61‒68. Смыщенков В.А., Левин А.Е. Некоторые особенности лицензирования открытого программного обеспечения // Журнал российского права. 2015. №4. С.29.Старчак М. В. Сотрудничество России и США в сфере военного сотрудничества с Кыргызстаном и прогноз на будущее // Ежегодник Института международных исследований МГИМО (Университета) МИД РФ. 2017. № 1. С. 45–51. Тищенко Е.Н., Шарыпова Т.Н. Формализация выбора различных вариантов системы защиты информации от несанкционированного доступа в среде электронного документооборота. Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017. № 3 (32). С. 226-233.Юрченко Ю.И., Шарыпова Т.Н. Виды правовой информации // Инновационные подходы в современной науке: сб. ст. по материалам XIV Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». № 2(14). 2018. С. 206 -209.Glick Jnr. Information. History. Theory. Potok. M.: AST., Corpus, 2013. P. 16.В военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации проведены выпуски военнослужащих государств-членов ОДКБ, завершивших обучение в 2016 году [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности: [сайт]. URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=6867&SECTION_ID=222Караганов С., Кобзев А. Запад нас ненавидит, а мы испытываем к нему презрение // https://globalaffairs.ru/pubcol/Zapad-nas-nenavidit-a-my-ispytyvaem-k-nemu-prezrenie--19526Кирмель Н. Кризисный туман над Союзом [Электронный ресурс] // Чекист.Ру: инф.-аналит. сетевое издание. URL: http://www.chekist.ru/article/2837Кислов Д. На кого опереться Таджикистану, если он серьезно рассорится с Россией? [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Фергана». URL:http://www.fergananews.com/articles/2701Сытник М. Иллюзия дружбы: Россия и Казахстан // Интернет против Телеэкрана: инф.-аналит. издание. URL: http://www.contrtv.ru/common/1818Шерматова С. Россия-Таджикистан: торг вокруг военной базы [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Фергана». URL: http://www.fergananews.com/articles/2701
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (с изменениями и дополнениями от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О персональных данных" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
6. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901.
7. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 50 ст. 7074
8. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009 г. N 11
9. Арефьев Б. А. Концепция информационного общества // Молодой ученый. 2017. №3. С. 54-56.
10. Вартанова Е. Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России// Вестник Московского университета. 2017. №4. С. 34.
11. Девятериков А. Н. Деятельность органов межгосударственного управления СНГ по созданию и укреплению коллективной безопасности. М.: ВУ, 2015. С. 12.
12. Договор о союзе между Белоруссией и Россией // Дипломатический вестник. 1997. № 4. С. 41–43.
13. Лаврентьева М.С. Административно-правовое регулирование в сфере стандартизации и сертификации. Дисс. канд. юрид. наук. М., 2006.
14. Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Защита информации в сети интернет// Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 89-93
15. Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Особенности защиты авторских прав в сети Интернет// Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 64-67
16. Лузянин С. Г. Российско-казахстанские отношения // Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Кавказ» (2004-2008 гг.). М.: АСТ: Восток-Запад. 2013. С. 203‒207.
17. Лутовинова Н.В. Понятие и виды гражданских правоотношений в сети интернет. // Сборник статей по итогам научно-практического семинара. 2017. С. 25-30.
18. Назаршоев Н. М. Россия ‒ стратегический партнер миростроительства в Таджикистане // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. 2016. № 2. С. 7–12.
19. Патласов О. Ю. Модернизация экономик Туркменистана, Кыргызстана и России: мифы и реальность // Омский научный вестник. 2015. № 3 (139). С. 201–208.
20. Сакун С. А. Информационно-пропагандистская работа в ходе миротворческой операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г. // Военный академический журнал. 2016. № 1. С. 61‒68.
21. Смыщенков В.А., Левин А.Е. Некоторые особенности лицензирования открытого программного обеспечения // Журнал российского права. 2015. №4. С.29.
22. Старчак М. В. Сотрудничество России и США в сфере военного сотрудничества с Кыргызстаном и прогноз на будущее // Ежегодник Института международных исследований МГИМО (Университета) МИД РФ. 2017. № 1. С. 45–51.
23. Тищенко Е.Н., Шарыпова Т.Н. Формализация выбора различных вариантов системы защиты информации от несанкционированного доступа в среде электронного документооборота. Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017. № 3 (32). С. 226-233.
24. Юрченко Ю.И., Шарыпова Т.Н. Виды правовой информации // Инновационные подходы в современной науке: сб. ст. по материалам XIV Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». № 2(14). 2018. С. 206 -209.
25. Glick Jnr. Information. History. Theory. Potok. M.: AST., Corpus, 2013. P. 16.
26. В военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации проведены выпуски военнослужащих государств-членов ОДКБ, завершивших обучение в 2016 году [Электронный ресурс] // Организация Договора о коллективной безопасности: [сайт]. URL: http://www.odkb-csto.org/news/detail.php?ELEMENT_ID=6867&SECTION_ID=222
27. Караганов С., Кобзев А. Запад нас ненавидит, а мы испытываем к нему презрение // https://globalaffairs.ru/pubcol/Zapad-nas-nenavidit-a-my-ispytyvaem-k-nemu-prezrenie--19526
28. Кирмель Н. Кризисный туман над Союзом [Электронный ресурс] // Чекист.Ру: инф.-аналит. сетевое издание. URL: http://www.chekist.ru/article/2837
29. Кислов Д. На кого опереться Таджикистану, если он серьезно рассорится с Россией? [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Фергана». URL:http://www.fergananews.com/articles/2701
30. Сытник М. Иллюзия дружбы: Россия и Казахстан // Интернет против Телеэкрана: инф.-аналит. издание. URL: http://www.contrtv.ru/common/1818
31. Шерматова С. Россия-Таджикистан: торг вокруг военной базы [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Фергана». URL: http://www.fergananews.com/articles/2701
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты информационной безопасности в современных международных отношениях?
Теоретическими аспектами информационной безопасности в современных международных отношениях являются, например, проблемы защиты информации, основы информационной безопасности, вопросы кибербезопасности и др.
В чем состоит характеристика информационной безопасности?
Информационная безопасность включает в себя защиту информации от несанкционированного доступа, использования и распространения, а также обеспечение целостности, конфиденциальности и доступности информации.
Какое правовое регулирование существует в контексте лицензирования информации?
В контексте лицензирования информации существуют различные правовые нормы и законы, которые определяют правила использования и распространения информации. Такие нормы и законы обычно включают в себя требования к лицензированию программного обеспечения, авторским правам, защите персональных данных и другие аспекты.
Какие особенности информационной безопасности в современных международных отношениях?
Особенности информационной безопасности в современных международных отношениях включают противостояние и сотрудничество между странами в сфере информационной безопасности, использование информационных технологий в качестве среды для ведения информационных войн, а также регулирование и согласование правил в области информационной безопасности.
Каковы важные особенности внешних вызовов информационной безопасности России?
Важными особенностями внешних вызовов информационной безопасности России являются противостояние и сотрудничество с другими странами, воздействие информационных технологий на политическую и экономическую сферы, а также необходимость разработки и применения эффективных механизмов защиты информации.
Какие теоретические аспекты информационной безопасности рассматриваются в статье?
Статья рассматривает характеристику информационной безопасности и правовое регулирование лицензирования информации.
Какие особенности информационной безопасности в современных международных отношениях описываются в статье?
Статья описывает противостояние США и РФ в эпоху информационных войн и сотрудничество в сфере информационной безопасности в рамках ОДКБ.
Какие вызовы информационной безопасности России рассматривает статья?
Статья рассматривает внешние вызовы информационной безопасности России, включая противостояние США и РФ, а также сотрудничество в сфере информационной безопасности в рамках ОДКБ.
Какие особенности информационной безопасности отмечаются в современных международных отношениях?
В современных международных отношениях отмечается противостояние между США и РФ в эпоху информационных войн, а также сотрудничество в сфере информационной безопасности в рамках ОДКБ.
Какие теоретические аспекты информационной безопасности важны в современных международных отношениях?
Важными теоретическими аспектами информационной безопасности в современных международных отношениях являются характеристика информационной безопасности и правовое регулирование лицензирования информации.
Какие теоретические аспекты информационной безопасности обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются основные теоретические аспекты информационной безопасности в современных международных отношениях, включая характеристику информационной безопасности и правовое регулирование лицензирования информации.