Двор Елизаветы Петровны по запискам Екатерины второй

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 40 40 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 27.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История создания и публикации «Записок...» 6
Исследователи о «Записках...» 6
Ключевые отличия редакций разных лет 11
Глава 2. Елизавета Петровна в представлении Екатерины II 14
2.1 Государственные дела 15
2.2 Щедрость и скупость 15
2.3 Императрица в гневе 17
2.4 Фавориты 19
2.5 Набожность и суеверие 20
Глава 3. Быт и нравы императорского двора 22
3.1 Петербург и Москва 22
3.2 Расстановка сил при Большом дворе 24
3.3 Малый двор 30
3.4 Торжества 32
3.5 Дворцовый быт 33
3.6 Развлечения 35
3.7 Наряды и прически 37
Заключение 41
Литература: 43

Фрагмент для ознакомления

Повседневная жизнь представителей двора проходила в тесных комнатах с сырыми стенами и сквозняками. В очередной приезд в Москву великой княгине и ее фрейлинам пришлось разместиться в деревянном флигеле, который только что был построен этой осенью, однако в нем «вода текла с обшивок и все комнаты были необычайно сыры». В комнате, которая предназначалась для уборной, разместилось семнадцать девушек и женщин, учитывая то обстоятельство, что выход из нее существовал только один – через спальню самой великой княгини. Столовой также служила проходная комната.Бывало, что в них водились и всякого рода насекомые, а в некоторых случаях находится в этих помещениях было попросту опасно. Сама Екатерина чуть не погибла при обрушении дома в Гостилицах, имении Разумовского. Существовала и другая опасность – пожары. Так, пожар 1 ноября 1753 года уничтожил царский дворец в Москве, а вместе с ним четыре тысячи (!) пар платьев Елизаветы Петровны, из которых она жалела только одно единственное, сшитое из ткани, подаренной невесткой. Можно предположить, что эти платья - далеко не полный гардероб императрицы, раз она по ним даже не сокрушается, в то время как Екатерина, лишенная всего, что ей было нужно, более всего жалеет книги. Событие послужило поводом подчеркнуть разительный контраст между отъявленной модницей и читательницей «Словаря» Бейля. Совершенно непохожая на свой первый образ, «отдавшийся всяким модам» из ранней редакции, мемуаристка ярко демонстрирует, кто есть кто. Довершаеткартину пожара коллекция вин Его Императорского Высочества, запрятанная в ящиках комодов и сундуках, как еще один штрих к непривлекательному портрету наследника престола. После пожара Малый двор перебирается в дом самого Чоглокова, обстановка которого ужасает современного читателя: наполовину сгнившие двери и окна, пол с огромными щелями, гуляющий по комнатам ветер и кишащие насекомые. Представленная картина, по всей видимости, должна была служить дополнением к портретам «зловредных людей» Чоглоковых, поскольку в этом доме жили они сами, находились их дети и слуги. В добавок ко всему, в этом доме практически отсутствует мебель. Это не единственная жалоба Екатерины на трудности такого рода. В записках можно найти целый пассаж, посвященный переездам императрицы, после которых мебель приходила в негодность и ей невозможно было пользоваться. Выход в сложившейся ситуации Екатерина Алексеевна видела в том, чтобы самой «мало-помалу покупать себе комоды, столы и самую необходимую мебель на собственные деньги» (запамятовав, что деньги ей выдавала Елизавета Петровна). Об Ораниенбауме, принадлежавшем великому князю, мемуаристка говорит как о месте, где есть все, что нужно. При этом подчеркивает, что сделано это было ею, «служило к украшению дома», и великий князь был очень этим доволен. Хвалит она и новыйдом в Люберцах, считая его хорошо устроенным, и называет его раем.«Почти смертельным ударом» будущая мать называет новость, что для родов предназначены покои, выделенные из апартаментов императрицы. Приготовленные комнаты, «такие же, как и все в Летнем дворце»,она находит скучными, плохо отделанными, в них почти нет мебели и удобств. 3.6 РазвлеченияВеликая княгиня нередко жалуется на однообразие своего времяпрепровождения. Обычным образом жизни Екатерина называет довольно крупную игру в фараон, которая может продолжаться с самого утра и до очень поздней ночи, упоминает, что играла на бильярде. Лето проходило в пеших прогулках и поездках по пригородам: из Петербурга в Петергоф, Ораниенбаум и обратно. Императрица постоянно находится в разъездах, посещая принадлежавшие ей дачи. Свою жизнь в Ораниенбауме великая княгиня из второй версии «Записок…» также называет скучной: в то время, как великий князь и другие мужчины упражняются в военном искусстве, она только и делает, что читает. С осени начинаются комедии, придворные балы и маскарады. По воскресеньям обыкновенно был куртаг. В одну из самых веселых - первую зиму после свадьбы - вечерами устраивали концерты или дважды в неделю отправлялись на представление в Большом театре. Существовал театр особого рода: сенатор князь Юсупов, занимающий должность директора Кадетского корпуса, заставлял кадетов играть пьесы (и в том числе женские роли). Ставили Сумарокова на русском языке и трагедии Вольтера на французском. Императрица с удовольствием смотрела этих представления, и даже пожелала перенести театр во внутренние покои дворца, в том числе заказала актерам великолепные костюмы.Говоря о театре, который находился в самом Зимнем дворце, Екатерина упоминает примыкающий к нему интерьер, характерный именно для елизаветинской эпохи: конфиденц-столовую, «где был стол с подъемной машиной, который можно было поднимать и опускать, чтобы обедать без прислуги». Подобное устройство в наши дни можно наблюдать в павильоне «Эрмитаж» в Петергофе, в других петербургских дворцах подобные механизмы не сохранились. Отдельный интерес представляют маскарады: один из них был только для двора и для лиц, угодных императрице;на другой приглашались сановные лица города, полковники и гвардейские офицеры; иногда приглашалисьпредставители дворянства и наиболее именитого купечества. Особо великой княгине запомнился московский бал 1744 года, когда Елизавета Петровна потребовала от мужчин явиться в женском платье, а всех дам - в мужском; при этом лица не закрывали масками. Большинство придворных подобное преображение не украшало, зато сама императрица выглядела на их фоне прелестно, так как ей очень шел мужской костюм.Традиционное зимнее развлечение – катальные горы, которые могли быть и опасными для жизни: сани легко опрокидывались или переворачивались, сидящих в них выбрасывало. Зимой императрица могла приказать сопровождать ее на богомолье, например, в Тихвин. Сами путешествия - и зимой, и летом - представлены как неприятные и неудобные, поскольку в почтовых домах, или на станциях помещения занимала сама императрица. Малому двору приходилось довольствоваться палатками (в которых могла стоять вода) или служебными постройками. Еще одно неудобство представляло отсутствие распорядка. Жить в том же режиме, что и Елизавета Петровна, представляется непростой задачей: «у императрицы не было никакого определенного часа ни для еды, ни для отдыха, то все мы были измучены, как господа, так и слуги». Единственную радость для Екатерины представляет перемещение верхом: она проводит на лошади «по тринадцати часов», прекрасно держится в седле, чем восхищает даже Елизавету Петровну. Свое искусство верховой езды Екатерина демонстрирует, используя излюбленный прием контраста: в качестве «жертвы» выбирает супругу саксонского посланника госпожу Арним, вздумавшую красоваться на старой кляче, и по дороге терявшую то шляпу, то стремена. Верховая езда служит мемуаристке поводом упомянуть о своем тонком вкусе, поскольку для верховой езды шились специальные дамские платья – «амазонки».3.7 Наряды и прическиС первых же страниц первой редакции, посвященных пребыванию в России, Фике описывает в мельчайших подробностях прически девиц Карр и Салтыковой, которым подражали «двор и город»: волосы гладко зачесывались на висках без пудры и завивки, украшались широкой лентой с бантами и множеством мелких цветов, а к щеке приклеивали завиток. Принцесса же считает прическу безобразной и позже узнает, что ее мнение совпадает с мнением императрицы. Сама Елизавета Петровна при этом также питает склонность к нелепым нарядам: для встречи посольства Венского двора фрейлинам следовало «надеть на полуюбки из китового уса короткие юбки розового цвета с еще более короткими казакинами из белой тафты, и белые шляпы, подбитые розовой тафтой». По мнению мемуаристки, дамы в подобных костюмах производили впечатление умалишенных, но подчинялись требованиям государыни.Не менее точно она описывает наряд императрицы в день первой встречи: платье было из серебряного глазета с золотым галуном, огромные фижмы, множество брильянтов и черное перо в прическе из своих волос. Помнит мемуаристка и наряд императрицы следующего дня. 10 февраля, в пятницу первой недели Великого поста, на который приходился день рождения великого князя, Елизавет Петровна явилась «чрезвычайно разодетая» (не смотря на пост) в коричневом платье, расшитом серебром, при этом ее голова, шея и лиф были покрыты брильянтами. В Троицкий монастырь она также отправляется «при полном параде»: в платье с длинными бархатными рукавами и «со всеми русскими орденами, то есть с Андреевской лентой через плечо, с орденом Святого Александра Невского на шее и Святой Екатерины на груди слева».Во второй версии нет описания свадебного платья, Екатерина упоминает дорогие платья тогда, когда за них ее ругают, а выговаривают ей неоднократно. Первый выговор за долги и наряды Екатерине передает в театре Лесток. В этот момент императрица поминает свои «очень простые платья, кофту из белой тафты, юбку из серого гризета». Невестка, одетая в лиловое с серебром платье (в первой версии –в богатую кофту) понимает, что это относится к ней. Сама Екатерина оправдывает себя тем, что вынуждена соответствовать обстановке, где платья менялись по три раза в день.На смену легкомысленной моднице приходит героиня с практическим складом ума: она одевается дорого, потому что супруга наследника престола должна выглядеть достойно. Роскошно и элегантно она выглядит в английской амазонке «из очень дорогой материи, голубой с серебром», хрустальные пуговицы которой напоминали брильянты. Ее черную шапочку также украшал шнурок из брильянтов, в то время как госпожа Арним облачилась «в мужской костюм из красного сукна, обшитого золотым галуном; куртка была зеленая гродетуровая, тоже вышитая золотом» и не знала, куда девать шляпу. Там же, где соревнование в роскоши бессмысленно, Екатерина выбирала простоту: на каждый день - амазонки из шелкового камлота, а «на придворных балах, где публика не присутствовала, я зато одевалась так просто, как могла». По ее словам, этим она угождала императрице, которая не любила, когда появлялись в слишком нарядных туалетах. В качестве примера мемуаристка называет свой чрезвычайно простой туалет, состоящий из гродетурового белого корсажа и юбки на очень маленьких фижмах. Прическа к этому костюму представляла собой зачесанные назад волосы, завитые в локоны и собранные сзади в виде лисьего хвоста. Украшением служили две розы: в волосах и на корсаже. Дополняли туалет «брыжи из очень белого газу, рукавчики и маленький передник из того же газу». Наряд заслужил одобрение императрицы, за что великая княгиня была пожалована мушкой и собственной Ея Величества мушечницы.В Ораниенбауме Малый двор, как кавалеры, так и дамы, «согласились сделать себе на лето костюмы одинакового цвета: нижнее платье серое, остальное — синее с черным бархатным воротником, и все безо всякой отделки», что было практично и удобно, однако это однообразие не понравилось государыне. В то же время эту идею Екатерина объясняет примером костюмов, которые «носили на куртагах в Петергофе: снизу он был белый, остальная часть — зеленая, и все обшитое серебряным галуном». В мемуарах Екатерины можно встретить целый ряд упоминаний, где Елизавета Петровна ревностно следит за тем, чтобы никто из дам не превосходил ее красотой: «не слишком жаловала новые моды, еще менее те, которые шли молодым женщинам, в особенности она не любила то, что было мне к лицу». Она заставляла саму Екатерину переодеть белое платье, якобы по цвету напоминающее орденское, собственноручно срезала с волос украшения и стригла фрейлинам волосы, при этом «Ее Величество с волосами содрала немножко кожи». Упоминает великая княгиня и об указе, запрещающем дамам носить определенные материи. Можно считать это преувеличением, однако существуют и другие свидетельства «модного террора»: по указу 1751 года дамы, приглашенные ко Двору, должны были носить только половину головного украшения с левой стороны и одну «тресилу» - серьгу с подвесками – с правой. Полный головной убор с «тресилами» с обеих сторон был только у императрицы. Украшения, соответствующие этому указу, сегодня можно видеть на живописных портретах той эпохи.ЗаключениеЕкатерина Великая отзывалась о своих произведениях, как о «безделках», говоря, что никогда не придавала им важности. Проведенное нами исследование явно показывает, что императрица лукавила. Исследователи русской литературы и истории XVIII века также уделяют ее мемуаром серьезное внимание. Уже в конце XIX века П. Пекарскийсчитал, что подобные заметки имеют для истории больше значения, чем обдуманные и переправленные объемные сочинения.Сопоставляя более ранний и более поздний тексты «Записок...», оба варианта М. М. Сафонов прямо называет попытками «конструирования этой исторической неправды». Однако надо отдать должное литературному таланту императрицы: именно версия, созданная ею самой в последней редакции, вошла в историю и в ней закрепилась задолго до официальной публикации. Известно, что списки с ее мемуаров ходили по рукам. В 1824 году Карамзин писал Дмитриеву: «Нынешней зимою читал я «Записки» Екатерины Великой, доведенные ею только до 1860 года: очень, очень любопытно! Двор Елизаветы как в зеркале: времена удивительно переменились». В последствии, версию, представленную Екатериной II, по сути, повторили в своих трудах С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. Портреты Екатерины II и ее окружения – Елизаветы Петровны, Петра Федоровича, дам и кавалеров Большого и Малого дворов оставались почти неизменными на протяжении всего XX века. Считалось, что молодая Екатерина политикой не интересовалась, но так сложились обстоятельства, что ради спасения отечества и собственной жизни вынуждена была решиться на захват власти.В ходе представленной работы благодаря сведениям, подчерпнутым из «Записок императрицы Екатерины Второй», удалось составить разностороннюю характеристику двора императрицы Елизаветы Петровны и ее личности, а также окружения государыни. Через призму этих образов явно читается послание, которое мемуаристка стремилась донести: ее окружали по большей части не очень умные и не очень честные люди, она жила в ужасных условиях, но благодаря личным качествам оказалась выше обстоятельств.В ходе исследования был проведен обзор круга научных источников, исследующих «Записки…», а также предложена гипотеза об истинной цели их создания. Сопоставление двух редакций «Записок…» демонстрирует явные различия в трактовке образа самого автора и других действующих лиц. Исследователи предполагают, что Екатерина II могла пользоваться для создания мемуаров архивными документами и камер-фурьерскими журналами (своеобразной летописью событий тех лет, где все происходящее при императорском дворе фиксировалось по дням и часам). Следовательно, исторические несоответствия уже нельзя объяснить только забывчивостью. Появление различных вариантов редакций можно объяснить изменившейся политической ситуацией, в соответствии с которой изменились цели создания мемуаров.Анализ текста позволил выявить в нем описания быта и нравов двора Елизаветы Петровны, а также характеристики личности самой государыни.В ходе работы сложилась галерея психологических портретов приближенных императрицы, была очерчена канва из взаимоотношений, уделено внимание череде торжеств и повседневных развлечений. Елизавета Петровна предстает противоречивой натурой, истинной дочерью своего времени. В ее душе сосуществуют щедрость и скупость, милосердие и жестокость, подобно тому, как на улицах Москвы и Петербурга блеск и пышность соседствуют с шокирующей бытовой неустроенностью.Екатерина II искусно играет эмоциями читателя, вплетает в ткань повествования и едкую иронию, и острую сатиру, возможно, где-то даже утрирует. Если не принимать во внимание политический подтекст, описываемые императрицей мельчайшие подробности фасонов, причесок и прочих аксессуаров светской жизни дают богатейший фактографический материал о нравах придворной жизни, моде и быте той эпохи в целом. Литература:Акимова Т.И. Автор – герой – читатель в мемуарах Екатерины II // Пушкинские чтения. - 2013. – С.87-97.Акимова Т.И. Документальное и художественное в мемуарах Екатерины II // Филология и культура. - 2018. - №3. – С.126- 132.Бильбасов, В.А. История Екатерины Второй: монография / В.А. Бильбасов. – Лондон: б.и., 1895. – Т. 1. – 642 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72377 (дата обращения: 20.05.2020). С.2.Бильбасов, В.А. История Екатерины Второй: монография / В.А. Бильбасов. – Лондон: б.и., 1895. – Т. 2. – 765 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71427 (дата обращения: 20.05.2020)Гречаная Е. П. Когда Россия говорила по-французски: русская литература на французском языке (XVIII – первая половина XIX века). Москва: ИМЛИ РАН, 2010. - 383 с.Екатерина II Великая, Записки императрицы Екатерины II: документально-художественная литература / Издание Искандера. – London: Trübner & Co, 1859. – 301 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71536 (дата обращения: 21.05.2020).Екатерина II Великая, Сочинения императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями академика А.Н. Пыпина. Т. 12. Автобиографические записки. – Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1907. –– 853 с.: ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71530 (дата обращения: 26.05.2020).Записки императрицы Екатерины Второй / Перевод с подлинника, изданного Императорской академией наук. С 12 портретами и 5 автографами; Репринтное воспроизведение. - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1907; Москва: Орбита, 1989. – 749 с.Иванов О.А. Екатерина II и Петр III. История трагического 435 конфликта. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 735 с.Ивинский А.Д. Из истории собрания сочинений Екатерины II: об издании автобиографических записок императрицы // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2015. - С.204 - 215.Ищенко О.В. Отечественные мемуары второй половины XVIII - XIX в. как исторический источник / Ищенко О. В., Неверов А. В. // Манускрипт. – 2016. - №6. – С.81-84. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n /otechestvennye-memuary-vtoroy-poloviny-xviii-xix-v-kak-istoricheskiy-istochnik (дата обращения: 21.05.2020).Крючкова М.А. Мемуары Екатерины II и их время. Москва, 2009. - 464 с.Клаймен Т. Мемуары русских женщин второй половины XIX века // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002. -№ 6. - С.115. - URL:http://irbis.sstu.ru/cgibin/irbis64r_13/cgiirbis_64.exe?LNG= &C21COM=S&I21DBN=SGTU&P21DBN=SGTU&S21FMT=briefwebr&S21ALL=<.>R%3D87.23$<.>&Z21ID=&S21SRW=GOD&S21SRD=&S21STN=1&S21REF=10&S21CNR=3 (датаобращения: 21.05.2020).Корнилович О.Е. Записки Екатерины II. Внешний анализ текста // Журрнал министерства народного просвещения. -1912. - №37. - С.70.Корнилович О.Е. Записки Екатерины II. Внешний анализ текста. -Томск, 1912. - С.27.Мамаева О. В. Феномен женской автобиографической литературы в русской культуре второй половины XVIII – начала XIX века. СПб.: Свое издательство, 2010. - 208 с.Пашковская Т.Г. Эвристический потенциал мемуаристки в историческом исследовании // Манускрипт. – 2016. - №7. – С.110 -112. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskiy-potentsial-memuaristki-v-istoricheskom-issledovanii (дата обращения: 21.05.2020).Пекарский П.П. Русские мемуары XVIII в. Т. 50. // Современник. - 1855.- С. 13–43. Пекарский П.П. Материалы для истории журнальной и литературной деятельности Екатерины II: приложение к III-му тому Записок Императорской Академии Наук. – Репр. изд. 1863 г. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 98 с. –URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=110339 (дата обращения: 21.05.2020).Петергоф. Марли. Эрмитаж / Авт. – сост. Н. Вернова. – Санкт-Петербург: Абрис, 2008. – 32 с. – (Сокровища России).Пилаг, Н.О. Женская мемуаристика XVIII в. в России как исторический источник/ Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Исторический факультет, Кафедра истории Отечества и методики преподавания истории. – Стерлитамак: 2018. – 79 с.Приказчикова Е.Е. Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе русского Просвещения: автореф. дис… докт. филол. наук. Екатеринбург, 2010. - 50 с. Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. Москва: Новое лит. обозрение, 2006. - 328 с.Русская старина: Путеводитель по XVIII веку/ Авт. – сост. А. В. Кургатников; Послесл. С. Н. Искюля. – Москва: РИК «Культура»; СПб: ЛИК, 1996. – 380 с.: ил.Савкина И. Разговоры с зеркалом и зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. Москва: Новое лит. обозрение, 2007. - 440 с.Сафонов М.М. «Дамы тогда были заняты только нарядами…» (Екатерина II и императрица Елизавета Петровна) // Россия и Европа: междинастические браки и их роль в истории. Материалы научно-практической конференции. 21-22 ноября 2019. – СПб., Гатчина: ЦИФРОСЕТ, 2019. - С.288-302.Сафонов М. М. «Записки...» Екатерины II о себе и Романовых // Вестник архивиста. – 2014. – 11 февраля. – URL: http://www.vestarchive.ru/2013-3/2648-lzapiskir-ekateriny-ii-o-sebe-i-romanovyh.html (дата обращения: 21.05.2020).Сафонов М.М. Презентация образа великой княгини Екатерины Алексеевны в первой редакции «Записок» императрицы Екатерины II // Петербургский исторический журнал. - 2018. -№4. - С. 26-64. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prezentatsiya-obraza-velikoy-knyagini-ekateriny-alekseevny-v-pervoy-redaktsii-zapisok-imperatritsy-ekateriny-ii (дата обращения: 21.05.2020).Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII первой половины XIXв. - Москва: Наука, 1991. - 288 с. -URL: http://www.alib.ru/au-tartakovskij/nmrusskaya_memuaristika_xviii_pervoj_poloviny_xix/ (дата обращения: 21.05.2020).Щепкина Е.Н. Воспоминания и дневники русских женщин // Исторический вестник. – 1914. - № 8. - С. 536–555. Щебальский П. К. Екатерина II как писательница // Заря. - 1869. - № 2. - С. 99–146.Эрмитаж. Галерея драгоценностей / Вступ. Ст. М. Пиотровского. – Санкт-Петербург: Альфа-Колор, 2013. – 159 с.:ил.

Литература:

1. Акимова Т.И. Автор – герой – читатель в мемуарах Екатерины II // Пушкинские чтения. - 2013. – С.87-97.
2. Акимова Т.И. Документальное и художественное в мемуарах Екатерины II // Филология и культура. - 2018. - №3. – С.126- 132.
3. Бильбасов, В.А. История Екатерины Второй: монография / В.А. Бильбасов. – Лондон: б.и., 1895. – Т. 1. – 642 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72377 (дата обращения: 20.05.2020). С.2.
4. Бильбасов, В.А. История Екатерины Второй: монография / В.А. Бильбасов. – Лондон: б.и., 1895. – Т. 2. – 765 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71427 (дата обращения: 20.05.2020)
5. Гречаная Е. П. Когда Россия говорила по-французски: русская литература на французском языке (XVIII – первая половина XIX века). Москва: ИМЛИ РАН, 2010. - 383 с.
6. Екатерина II Великая, Записки императрицы Екатерины II: документально-художественная литература / Издание Искандера. – London: Trübner & Co, 1859. – 301 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71536 (дата обращения: 21.05.2020).
7. Екатерина II Великая, Сочинения императрицы Екатерины II на основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями академика А.Н. Пыпина. Т. 12. Автобиографические записки. – Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1907. –– 853 с.: ил. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=71530 (дата обращения: 26.05.2020).
8. Записки императрицы Екатерины Второй / Перевод с подлинника, изданного Императорской академией наук. С 12 портретами и 5 автографами; Репринтное воспроизведение. - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1907; Москва: Орбита, 1989. – 749 с.
9. Иванов О.А. Екатерина II и Петр III. История трагического 435 конфликта. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 735 с.
10. Ивинский А.Д. Из истории собрания сочинений Екатерины II: об издании автобиографических записок императрицы // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2015. - С.204 - 215.
11. Ищенко О.В. Отечественные мемуары второй половины XVIII - XIX в. как исторический источник / Ищенко О. В., Неверов А. В. // Манускрипт. – 2016. - №6. – С.81-84. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n /otechestvennye-memuary-vtoroy-poloviny-xviii-xix-v-kak-istoricheskiy-istochnik (дата обращения: 21.05.2020).
12. Крючкова М.А. Мемуары Екатерины II и их время. Москва, 2009. - 464 с.
13. Клаймен Т. Мемуары русских женщин второй половины XIX века // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2002. -№ 6. - С.115. - URL:http://irbis.sstu.ru/cgibin/irbis64r_13/cgiirbis_64.exe?LNG= &C21COM=S&I21DBN=SGTU&P21DBN=SGTU&S21FMT=briefwebr&S21ALL=<.>R%3D87.23$<.>&Z21ID=&S21SRW=GOD&S21SRD=&S21STN=1&S21REF=10&S21CNR=3 (дата обращения: 21.05.2020).
14. Корнилович О.Е. Записки Екатерины II. Внешний анализ текста // Журрнал министерства народного просвещения. -1912. - №37. - С.70.
15. Корнилович О.Е. Записки Екатерины II. Внешний анализ текста. -Томск, 1912. - С.27.
16. Мамаева О. В. Феномен женской автобиографической литературы в русской культуре второй половины XVIII – начала XIX века. СПб.: Свое издательство, 2010. - 208 с.
17. Пашковская Т.Г. Эвристический потенциал мемуаристки в историческом исследовании // Манускрипт. – 2016. - №7. – С.110 -112. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evristicheskiy-potentsial-memuaristki-v-istoricheskom-issledovanii (дата обращения: 21.05.2020).
18. Пекарский П.П. Русские мемуары XVIII в. Т. 50. // Современник. - 1855.- С. 13–43.
19. Пекарский П.П. Материалы для истории журнальной и литературной деятельности Екатерины II: приложение к III-му тому Записок Императорской Академии Наук. – Репр. изд. 1863 г. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 98 с. –URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=110339 (дата обращения: 21.05.2020).
20. Петергоф. Марли. Эрмитаж / Авт. – сост. Н. Вернова. – Санкт-Петербург: Абрис, 2008. – 32 с. – (Сокровища России).
21. Пилаг, Н.О. Женская мемуаристика XVIII в. в России как исторический источник/ Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Исторический факультет, Кафедра истории Отечества и методики преподавания истории. – Стерлитамак: 2018. – 79 с.
22. Приказчикова Е.Е. Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе русского Просвещения: автореф. дис… докт. филол. наук. Екатеринбург, 2010. - 50 с.
23. Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. Москва: Новое лит. обозрение, 2006. - 328 с.
24. Русская старина: Путеводитель по XVIII веку/ Авт. – сост. А. В. Кургатников; Послесл. С. Н. Искюля. – Москва: РИК «Культура»; СПб: ЛИК, 1996. – 380 с.: ил.
25. Савкина И. Разговоры с зеркалом и зазеркальем: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. Москва: Новое лит. обозрение, 2007. - 440 с.
26. Сафонов М.М. «Дамы тогда были заняты только нарядами…» (Екатерина II и императрица Елизавета Петровна) // Россия и Европа: междинастические браки и их роль в истории. Материалы научно-практической конференции. 21-22 ноября 2019. – СПб., Гатчина: ЦИФРОСЕТ, 2019. - С.288-302.
27. Сафонов М. М. «Записки...» Екатерины II о себе и Романовых // Вестник архивиста. – 2014. – 11 февраля. – URL: http://www.vestarchive.ru/2013-3/2648-lzapiskir-ekateriny-ii-o-sebe-i-romanovyh.html (дата обращения: 21.05.2020).
28. Сафонов М.М. Презентация образа великой княгини Екатерины Алексеевны в первой редакции «Записок» императрицы Екатерины II // Петербургский исторический журнал. - 2018. -№4. - С. 26-64. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prezentatsiya-obraza-velikoy-knyagini-ekateriny-alekseevny-v-pervoy-redaktsii-zapisok-imperatritsy-ekateriny-ii (дата обращения: 21.05.2020).
29. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII первой половины XIXв. - Москва: Наука, 1991. - 288 с. - URL: http://www.alib.ru/au-tartakovskij/nmrusskaya_memuaristika_xviii_pervoj_poloviny_xix/ (дата обращения: 21.05.2020).
30. Щепкина Е.Н. Воспоминания и дневники русских женщин // Исторический вестник. – 1914. - № 8. - С. 536–555.
31. Щебальский П. К. Екатерина II как писательница // Заря. - 1869. - № 2. - С. 99–146.
32. Эрмитаж. Галерея драгоценностей / Вступ. Ст. М. Пиотровского. – Санкт-Петербург: Альфа-Колор, 2013. – 159 с.: ил.

Вопрос-ответ:

Когда были созданы и опубликованы записки Екатерины II о дворе Елизаветы Петровны?

Записки Екатерины II о дворе Елизаветы Петровны были созданы в середине 1780-х годов, а опубликованы в 1789 году.

Какие отличия есть между редакциями записок, созданными в разные годы?

Редакции записок, созданные в разные годы, имеют разные ключевые отличия. Например, в редакции 1786 года более четко выражена критика елизаветинского двора, а в редакции 1789 года добавлены новые разделы.

Как Екатерина II представляла Елизавету Петровну в записках?

В записках Екатерины II Елизавета Петровна представлена как правительница, проявляющая сильный характер и волю, однако с некоторыми недостатками, такими как скупость и гневливость.

Какие были основные черты императорского двора во времена Елизаветы Петровны?

Основными чертами императорского двора во времена Елизаветы Петровны были разделение на две фракции — петербургскую и московскую, а также присутствие сильных фаворитов, которые влияли на политические решения.

Какие были нравы императорского двора во времена Елизаветы Петровны?

Во времена Елизаветы Петровны в императорском дворе царили особые нравы. Была расстановка сил, разделение на близких и дальних родственников, а также очень важное значение придавалось религии и суеверию.

Какие ключевые отличия есть у разных редакций Записок о дворе Елизаветы Петровны?

Одно из ключевых отличий в разных редакциях Записок о дворе Елизаветы Петровны - это изменение тонового оттенка изложения. В ранних редакциях Екатерина II более благоприятно относится к Елизавете Петровне, а в поздних редакциях она выражает бóльшую неприязнь к предыдущему правителю.

Как Екатерина II описывает государственные дела Елизаветы Петровны?

Екатерина II описывает государственные дела Елизаветы Петровны как затянутые и инертные. Она говорит, что Елизавета была неспособна принять решения и не проявляла должного руководства в вопросах государственного управления.

Каким образом проявлялись скупость и щедрость Елизаветы Петровны по мнению Екатерины II?

По мнению Екатерины II, Елизавета Петровна была щедрой в отношении своих фаворитов и приближенных, но одновременно была крайне скупой в отношении государственных расходов и благотворительности.

Каково отношение Екатерины II к императрице Елизавете Петровне, когда она находится в гневе?

Когда Елизавета Петровна находится в гневе, Екатерина II описывает свою уверенность в своих правах и не снисходительное отношение к императрице, в то время как в других случаях она пишет о ней более уважительно и мягче.

Какими городами были Петербург и Москва для Елизаветы Петровны?

Для Елизаветы Петровны Петербург был городом ее души. Она отдавала предпочтение пребывать именно там, проводить свои торжества, устраивать балы и приемы. Москва же она считала своим родным городом и имела к нему особое отношение.

Какое историческое событие связано с двором Елизаветы Петровны?

Историческое событие, связанное с двором Елизаветы Петровны, это ее восхождение на престол в 1741 году после свержения своего племянника Ивана VI.