Биология птиц (орнитология) итоговая работа

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Биология
  • 30 30 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 22.06.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1 Значение птиц в природе и в жизни человека 5
2 Биологические особенности развития птиц 8
2.1 Общая характеристика класса птиц 8
2.2 Особенности внешнего строения птиц 11
2.3 Особенности внутреннего строения птиц 19
2.4 Биологические особенности развития птиц 27
3 Охрана представителей авифауны Российской Федерации 30
Заключение 32
Список используемых источников 33

Фрагмент для ознакомления

Хищные птицы могут напасть на предполагаемую жертву, даже не видя ее, а ее расположение определяют при помощи слуха. У птиц отсутствуют наружные ушные раковины, их функцию выполняют кроющие перья на ушах, которые направляют звуковые колебания непосредственно на барабанные перепонки. Острота слуха у некоторых представителей класса птиц связано еще и с более крупными слуховыми отверстиями, например, совообразные.В литературе есть данные, что органы обоняния у птиц развиты недостаточно, однако из любого правила есть исключения, так, например, представители утиных способны чуять корм на расстоянии до двух метров. Также неоднозначные данные об органах обоняния у представителей хищных птиц, все это требует более детального изучения [13].Для ориентации в окружающей среде птицам необходимо хорошее зрение. Строение глаз, пресмыкающихся и птиц достаточно близки, но для птиц глаз является органом способным к приспособлению полученной информации не только изменяя форму хрусталика с участием мышц ресниц, но с участием кольцевых мышц изменения расстояния между сетчаткой и хрусталиком. Поле зрения каждого глаза достигает до ста пятидесяти градусов, если сравнивать с глазом человека, то у него поле зрение пятьдесят градусов. Для некоторых представителей класса птиц характерно вращать глазом при неподвижности головы. При этом у птиц зрение острее, чем у человека в четыре – пять раз, потому что в желтом пятне находиться большая часть светочувствительных нервов, а также количество желтых пятен увеличено [18].Орган осязания у птиц состоит из свободных окончаний чувствительных нервов, расположенных в кожных покровах, а также в ротовых органах. Осязание свойственно и перьям. Однако контурные перья менее чувствительны к осязанию, чем нитевидные.Согласно данным в литературе для птиц характерно наличие рецепторов, отвечающих за изменения давления в атмосфере. Однако их наличие требует дальнейших наблюдений и анализа.Для птиц характерно наличие верхней и нижней гортаней. Расположение верхней гортани за языком в виде продольной щели. У птиц верхняя гортань не содержит голосовых связок, поэтому в образовании звуков не участвует, исключение составляют гуси, которые издают шипения, при сжимании гортанной щели. На конце трахей расположена нижняя или певчая гортань, которая образуется с участием трех колец трахей, которые срастаются или окостенивают. Таким образом внутренне строение птиц имеет общие строение изучение которых помогает разобраться в биологических особенностях представителей класса.2.4 Биологические особенности развития птицИндивидуальное развитие организмов состит из ряда последовательных периодов, в течение которых они претерпевают количественные и качественные изменения, а также находятся в определенных отношениях с окружающей средой. Периодизации онтгенеза позвоночный животных, в том числе и птиц, посвещена обширная литература, имеющая солидную историю и охватывающая эмбриоогенез и постэмбриогенез представителей разных классов. В основу периодизации разными исследователями кладут морфологические, физиологические и этологические критерии.Птицы – раздельнополые животные с выраженным половым диморфизмом.Размножаются птицы, откладывая яйца.Оплодотворение у птиц внутреннее и происходит в яйцеводах самки.Собственно яйцеклеткой является желток. Все остальные образования продуцируются яйцеводом оплодотворённая яйцеклетка, продвигаясь по яйцеводу, покрывается яйцевыми оболочками – белковой, волокнистой и скорлуповой [8].В верхней части желтка находится зародышевый диск, который содержит весь необходимый для развития зародыша запас питательных веществ и воды. Желток подвешен на белковых нитях — халазах. Это предохраняет зародыш от толчков и ориентирует зародышевый диск всегда наверх, что важно для насиживания яиц.Белок выполняет защитную и питательную функции, обеспечивая зародыш водой. Снаружи белок одет двумя тонкими пергаментообразными белковыми подскорлуповыми оболочками, которые на тупом конце яйца несколько расходятся и образуют воздушную камеру.Скорлупа выполняет функции защиты и газообмена. Газообмен возможен только благодаря пористости скорлупы.После того как яйцо будет отложено, в нём начинается процесс развития зародыша [22].Развитие зародыша требует повышенной температуры (примерно 38 Сº). Для этого птицы насиживают свои кладки яиц (высиживают птенцов). Яйца насиживает один из родителей или оба попеременно. Насиживание яиц у разных видов занимает разное время – от 16 до 40 суток.Все птицы заботятся о потомстве: находят для него корм, согревают, защищают от хищников и обучают летать птенцов.В зависимости от способов выкармливания, охраны потомства и обучения птенцов птицы делятся на выводковых и гнездовых.К выводковым птицам относятся утки, лебеди, куры, они охраняют и обучают своих птенцов, рождающихся с открытыми глазами и покрытыми пухом. Они достаточно самостоятельные – могут следовать за родителями и находить корм.У голубей, ласточек, стрижей, воробьёв и многих других птиц птенцы рождаются голыми, слепыми, беспомощными. Родители выкармливают их в своих гнёздах, поэтому такие птенцы называются гнездовыми.В жизни птиц выделяют два периода.Гнездовой период:создание пар;строительство гнезда;откладывание яиц;насиживание яиц;выкармливание птенцов;обучение птенцов полёту.Послегнездовой период:линька и накопление жира;сбор в стаи и перемещение на небольшие расстояния в поисках пищи;увеличение длительности перемещений (миграций), превращение их в кочёвки или перелёты.По характеру миграций птицы делятся на осёдлых, кочующих и перелётных [18].Осёдлые птицы не улетают далеко от мест своих гнездовий. Их перемещения связаны с поисками корма на ближних территориях.Кочующие птицы покидают места своих гнездований и часто далеко улетают от них.Перелётные птицы обычно улетают от мест гнездования на десятки тысяч километров в южные страны.Основная причина перелётов птиц – снижение кормовых запасов.Сигналом к началу перелётов служит сокращение длины светового дня.3 ОХРАНА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВИФАУНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИС 1600 г. на Земле исчезло 94 вида (164 подвида) птиц. В настоящее время под угрозой исчезновения находится каждый 30-й вид. Печальные последствия "покорения природы" обнаруживаются нарастающими темпами. Ученые и общественность всего мира в наши дни обеспокоены судьбой живой природы. Еще в 1948 г. был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), а гораздо раньше, в июне 1922 г., на конференции в Лондоне – Международный совет охраны птиц – СИПО.Цель СИПО – привлечь внимание к охране птиц, способствовать осуществлению национальных и международных усилий в этом деле. Ее основатель – профессор МГУ Г. П. Дементьев. Члены секции участвуют в работе по координированию изучения состояния редких видов птиц и в разработке мер по их охране. Разрабатывается программа по изучению птиц крупных городов. Организуется контроль за деятельностью заготовителей птиц для мастерских учебных пособий. Уточняются списки редких и исчезающих птиц для включения их во второе, дополненное издание Красной книги [17].Работа СИПО невозможна без поддержки широкой общественности. Распространение знаний о природе и ее охране в различных слоях населения называют природоохранительным просвещением (environmentaleducation). Этот термин получил особенно широкое распространение в зарубежной литературе.Первая межправительственная конференция по природоохранительному просвещению была проведена в октябре 1977 г. в Тбилиси. В ней приняли участие 66 стран и 30 международных организаций. На ней были разработаны рекомендации по образованию в области окружающей среды на национальном, региональном и международном уровнях.В настоящее время к основным мероприятия по охране птиц:- установление запретов на отлов и использование птиц; - охрана среды их обитания, условий размножения, путей миграции и др.; - борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожения птиц из рогаток, спугиванием птиц, борьба с браконьерами, установление правил и сроков охоты на дичь.А к основные мероприятия по привлечению птиц: - заготовка для них корма, изготовления и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий и др.; - создание орнитологическихгосударственных заповедников, заказников; - привлечение птиц в населенные пункты, сады, огороды, на поля, в леса, на водоемы.Таким образом охрана птиц имеет научные, культурные, эстетические, хозяйственные аспекты и охватывает широкий круг практических мероприятий, направленных на сохранение и увеличение птичьего населения планеты и условий существования птиц в различных регионах земного шара.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри подведении итогов необходимо кратко остановиться на основных особенностях биологического развития представителей класса птиц.В современных условиях птицы распространены по всей территории нашей планеты. Их значении в природе и в жизни человека нельзя не оценить птицы участвуют в распространении семян и плодов, они являются помощниками человека, так как большинство из них помогают в борьбе с вредителями и грызунами.С точки зрения систематики они относятся к подтипу позвоночных, входящие в состав типа хордовые, подцарство многоклеточных и соответственно к царству животных.Класс птиц хорошо обособленная группа позвоночных животных, сохраняющая много морфологических и анатомические особенности, общих с предками – пресмыкающимися, и в то же время, благодаря многим, часто мелким морфологическим преобразованиям практически всех систем органов, резко повысившая общий уровень жизнедеятельности.С точки зрения биологического развития птицы проходят эмбриональное развитие, которое проходит в яйце и постэмбриональное развитие. Для большинства птиц характерна забота о своем потомстве, несмотря на существующие виды взрослого существования птиц.В настоящее время для сохранения разнообразие класса птиц необходимо его применять мероприятия направленные создания благоприятных условий существований птиц. Так же редкие и исчезающие виды занесены в Красную книгу, которая характерна издана для каждого региона и целом по России.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАрлотт Н., Храбрый В. Птицы России: Справочник-определитель. – СПб: Амфора, 2009. – С. 32-45. – 446 с. – ISBN 978-5-367-01026-8.Бёме Р. Л., Динец В. Л., Флинт В. Е., Черенков А. Е. Птицы. Энциклопедия природы России (под общ. ред. В. Е. Флинта). – М., ABF, 1996. 432 с.Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. М.: Просвещение, 1981. – 223 с.Брем А.Э. Жизнь животных / А.Э. Брем. - Москва: Директ-Медиа, 2004. - Т. 2. Птицы. - 2908 с. - ISBN 978-5-9989-0635-0Бутьев В.Т., Зубков Н.И., Иванчев В.П., Коблик Е.А. Птицы России и сопредельных регионов. – М: КМК, 2005. – 487 с.Вартапетов Л.Г. Биология: экология птиц: учебное пособие для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2019 – 170 с.Гороховская Е.А. Эволюционная биология развития и эволюция птиц // Зоологический журнал. – 2019. – Т. 98. – № 12. – С. 1349-1360.Гришина Д.Ю., Минюк Л.А., Баймишев Х.Б., Датченко О.О. Анатомия животных и птиц (ангиология, лимфатическая система, нейрология, орнитология). – Самара: РИЦ СГСХА, 2016 – 166 с. – ISBN 978-5-88575-419-4Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.А. Общая орнитология. - М.: Высшая школа, 1982. – 461 с.Карташев Н.Н. Систематика птиц: учеб. пос.- М.: Высшая школа, 1974 – 362 с.Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. – М.: Высшая школа, 1981. – 320 с.Коблик Е. А. Разнообразие птиц. Часть 1-4. М: изд-во МГУ, 2001. – 384 с.Коблик Е. А. Список птиц Российской Федерации. М6 КМК, 2006. – 256 с.Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учебник. – Москва, 2000. – 448 с.Кочиш И.И., Смоленский В.И., Щербатов В.И. Биология и патология сельскохозяйственной птицы: учебник – М., 2019. – 386 с.Красная книга Российской Федерации – Москва: Аст, 2001. – 864 с.Кураченко И.В. Орнитология. Биология и экология птиц. Практическое руководство для студентов специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)». – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 37 с.Лоскот В.М. Внутривидовая дифференциация и концепция подвида в орнитологии // Рус. орнитол. журн. – 2013. – №914. – С. 2366-2368.Михеев А.В. Биология птиц. - М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. - М.: Топикал, 1996. – 460 с.Нумеров А.Д., Труфанова Е.И. Морфология, биология, систематика птиц: учебное пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2012 – 64 с.Озернюк Н.Д., Исаева В.В Эволюция онтогенеза. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. – 407 с.Орнитология: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. М.Н. Харламова. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 33 с.Промптов А.Н. Птицы в природе. - М.; Л.: Учпедгиз, 1960. – 490 с.Тюрнин Б. Н. Биология зверей и птиц учебное пособие для студентов направления бакалавриата «Лесное дело» всех форм обучения. – Сыктывкар: СЛИ, 2014. – 124 с.Флинт В.Е., Беме Р.Л., Костин Ю.В., Кузнецов А.А. Птицы СССР. М.: Мысль, 1968. – 637 с.Харченко Н.А. Биология зверей и птиц: учебник. – Москва: Академия, 2003. – 384 с.

1. Арлотт Н., Храбрый В. Птицы России: Справочник-определитель. – СПб: Амфора, 2009. – С. 32-45. – 446 с. – ISBN 978-5-367-01026-8.
2. Бёме Р. Л., Динец В. Л., Флинт В. Е., Черенков А. Е. Птицы. Эн-циклопедия природы России (под общ. ред. В. Е. Флинта). – М., ABF, 1996. 432 с.
3. Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. М.: Просвещение, 1981. – 223 с.
4. Брем А.Э. Жизнь животных / А.Э. Брем. - Москва: Директ-Медиа, 2004. - Т. 2. Птицы. - 2908 с. - ISBN 978-5-9989-0635-0
5. Бутьев В.Т., Зубков Н.И., Иванчев В.П., Коблик Е.А. Птицы России и сопредельных регионов. – М: КМК, 2005. – 487 с.
6. Вартапетов Л.Г. Биология: экология птиц: учебное пособие для среднего профессионального образования. – Москва: Издательство Юрайт, 2019 – 170 с.
7. Гороховская Е.А. Эволюционная биология развития и эволюция птиц // Зоологический журнал. – 2019. – Т. 98. – № 12. – С. 1349-1360.
8. Гришина Д.Ю., Минюк Л.А., Баймишев Х.Б., Датченко О.О. Анатомия животных и птиц (ангиология, лимфатическая система, нейрология, орнитология). – Самара: РИЦ СГСХА, 2016 – 166 с. – ISBN 978-5-88575-419-4
9. Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Шилов И.А. Общая орнитология. - М.: Высшая школа, 1982. – 461 с.
10. Карташев Н.Н. Систематика птиц: учеб. пос.- М.: Высшая школа, 1974 – 362 с.
11. Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. – М.: Высшая школа, 1981. – 320 с.
12. Коблик Е. А. Разнообразие птиц. Часть 1-4. М: изд-во МГУ, 2001. – 384 с.
13. Коблик Е. А. Список птиц Российской Федерации. М6 КМК, 2006. – 256 с.
14. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учебник. – Москва, 2000. – 448 с.
15. Кочиш И.И., Смоленский В.И., Щербатов В.И. Биология и патология сельскохозяйственной птицы: учебник – М., 2019. – 386 с.
16. Красная книга Российской Федерации – Москва: Аст, 2001. – 864 с.
17. Кураченко И.В. Орнитология. Биология и экология птиц. Практическое руководство для студентов специальности «Биология (научно-педагогическая деятельность)». – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 37 с.
18. Лоскот В.М. Внутривидовая дифференциация и концепция подвида в орнитологии // Рус. орнитол. журн. – 2013. – №914. – С. 2366-2368.
19. Михеев А.В. Биология птиц. - М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.
20. Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. - М.: Топикал, 1996. – 460 с.
21. Нумеров А.Д., Труфанова Е.И. Морфология, биология, систематика птиц: учебное пособие. – Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2012 – 64 с.
22. Озернюк Н.Д., Исаева В.В Эволюция онтогенеза. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016. – 407 с.
23. Орнитология: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. М.Н. Харламова. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 33 с.
24. Промптов А.Н. Птицы в природе. - М.; Л.: Учпедгиз, 1960. – 490 с.
25. Тюрнин Б. Н. Биология зверей и птиц учебное пособие для студентов направления бакалавриата «Лесное дело» всех форм обучения. – Сыктывкар: СЛИ, 2014. – 124 с.
26. Флинт В.Е., Беме Р.Л., Костин Ю.В., Кузнецов А.А. Птицы СССР. М.: Мысль, 1968. – 637 с.
27. Харченко Н.А. Биология зверей и птиц: учебник. – Москва: Ака-демия, 2003. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Зачем изучают орнитологию?

Изучение орнитологии (науки о птицах) позволяет получить информацию о разнообразии и уникальности птиц, их роли в экосистеме и взаимоотношениях с другими организмами. Также орнитология вносит вклад в понимание процессов эволюции и экологии, а также помогает определить пути сохранения и охраны птиц и их мест обитания.

Какие особенности внешнего строения есть у птиц?

У птиц есть ряд особенностей внешнего строения, которые помогают им приспособиться к полету и жизни в воздухе. Например, у птиц есть оперение, которое помогает им сохранять тепло и облегчает полет. Они также имеют клюв, предназначенный для питания, и когти, позволяющие им зацепиться за ветки и поверхности.

Какие биологические особенности развития у птиц?

У птиц есть своеобразный процесс развития, присущий только этому классу животных. Например, птицы откладывают яйца, из которых затем вылупляются птенцы. Птенцы обладают структурными особенностями, такими как язык, перья и недостаточно развитое костное скелетное строение, и они учатся летать, плавать или ходить после вылупления.

Какими мерами осуществляется охрана птиц в России?

Охрана птиц в России осуществляется различными мерами, такими как создание заповедников и национальных парков, где сохраняются и защищаются места обитания птиц. Также вводятся законы и правила, регулирующие охоту и торговлю птицами, а также устанавливаются международные соглашения по охране мигрирующих птиц.

Может ли хищная птица напасть на жертву, не видя ее?

Да, некоторые хищные птицы могут напасть на предполагаемую жертву, не видя ее непосредственно. Они могут использовать другие сенсорные ощущения, такие как слух и обоняние, чтобы определить расположение потенциальной добычи. Это позволяет им быть успешными охотниками даже в условиях ограниченной видимости.

Каково значение птиц в природе и в жизни человека?

Птицы имеют огромное значение в природе. Они участвуют в распространении семян растений, опыления цветов, разбрасывании плодов и уничтожении вредных насекомых. Они также являются важным звеном в пищевой цепи, так как питаются различными насекомыми, мышами и другими мелкими животными. Для человека птицы также имеют значение, например, в сельском хозяйстве птицы могут использоваться для борьбы с вредителями, а некоторые виды птиц даже принесли огромную экономическую пользу, например, как источник мяса (курица, утка и т. д.) или пера.

Какие особенности развития у птиц?

У птиц особенности развития связаны с их способностью летать. У них развиты перья, которые помогают им в полете, а кости скелета легче, чем у млекопитающих. У птиц также есть хорошо развитые мышцы груди, которые позволяют им мощно размахивать крыльями, создавая подъемную силу. Кроме того, развиты птичьи легкие и система кровообращения, что обеспечивает им достаточно кислорода для полета на большие расстояния.

Какие меры охраны существуют для представителей авифауны Российской Федерации?

В Российской Федерации существует ряд мер охраны для представителей авифауны. Это включает создание заповедников и национальных парков, где сохраняется естественная среда обитания птиц и запрещается охота. Также проводятся мониторинговые и исследовательские работы, направленные на изучение популяции и распространения птиц. Важным аспектом охраны является борьба с незаконной торговлей птицами и уничтожением их природных мест обитания.