Конституционные принципы правосудия
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ 5
1.1. Понятие и признаки судебной власти и правосудия в России 5
1.2. Сущность и содержание конституционных принципов правосудия 9
2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВОСУДИЯ В РОССИИ 16
2.1. Особенности функционирования судебной системы и реализации принципов правосудия в современной России 16
2.2. Актуальные проблемы реализации конституционных принципов правосудия в России 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Вопрос открытости и публичности вызывает серьезные нарекания и вопросы как со стороны лиц, участвующих в деле, СМИ, так и со стороны международного сообщества.
Важно, чтобы любой гражданин знал, где найти управу на любого недобросовестного субъекта права. Вступивший в силу 1 июля 2010 г. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» позволяет в короткие сроки ознакомиться с самой разнообразной судебной практикой.
В помещениях всех судов, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества имеются информационные стенды, содержащие предусмотренную законом информацию, а в ряде судов -электронное табло. Кроме того, все областные и равные им суды оснащены информационными киосками.
Хочется также коснуться такого вопроса, как необходимость применения обязательного досудебного претензионного порядка по отдельным категориям дел. В последнее время все чаще звучат предложения о расширении перечня оснований применения указанного порядка, что должно, по мнению предлагающих, привести к сокращению количества исков в суд, т.к. часть таких споров будет разрешаться самими сторонами еще до обращения в суд. В связи с этим нельзя не согласиться с тем, что «в современный период установление до обращения в суд претензионного порядка, обязательного для всех предпринимателей (юридических и физических), несоблюдение которого лишало бы права на судебную защиту, не только нецелесообразно, но и вредно, т.к. не соответствует принципу свободы воли участников гражданского оборота и существенно ограничивает право на судебную защиту». Установление государством такого порядка возможно в строго ограниченных случаях, обусловленных спецификой охраняемых отношений. Даже на транспорте он не всегда необходим.
На практике чаще всего возникает ситуация, когда при получении контрагентом претензии, предпринимаются меры по сокрытию денежных средств и иного имущества с целью невозможности обращения на него взыскания судом. Предписания Арбитражного процессуального кодекса РФ об обязательности направления копии искового заявления истцом другой стороне до момента его подачи в суд также служат вспомогательным рычагом для указанных выше действий ответчика. Во многих случаях возможность реального исполнения будущего судебного решения зависит от своевременности и в какой-то степени внезапности подачи искового заявления в суд, возбуждения дела и применения мер обеспечения иска. Поэтому, безусловно, распространение обязательного применения претензионного порядка на большую часть гражданско-правовых споров приведет к сложностям при возбуждении дел в судах и, в конечном итоге, к проблемам на стадии исполнительного производства, что делает судопроизводство фактически неэффективным, бесполезным и заставляет спорящие стороны решать свои вопросы другими способами, в т.ч. не всегда законными.
В вопросе определения понятия «эффективность правосудия» среди правоведов также нет единой точки зрения. Однако представляется, что С. Бережной наиболее удачно определил эффективность правосудия как «способность (свойство) правосудия ... обеспечивать при определенных условиях достижение социально значимых целей. Эта способность характеризуется отношением фактически достигнутого правосудием уровня целей к нормативно установленному законом». Одновременно в полной мере реализовать начала доступности и эффективности правосудия невозможно. Причина кроется в том, что часто реализация одного из названных начал правосудия препятствует полноценной реализации другого. Так, в случае сокращения сроков на совершение тех или иных процессуальных действий повышается эффективность правосудия, однако это влечет за собой ущемление интересов лиц, участвующих в деле, т.к. для них сокращение сроков создает препятствия к полноценной реализации их прав, что негативно влияет на реализацию начала доступности правосудия. Таким образом, перед современной процессуальной наукой и практикой стоит задача определения баланса в реализации начал доступности и эффективности правосудия. В связи с этим совершенно справедливо замечание А.К. Большовой, которая говорит, что, несмотря на то, что «практически нереально создать судебную систему, которая была бы быстрой, эффективной, недорогой, обеспечивала правильное и объективное разрешение дел, была удобна в работе судьям и удовлетворяла бы потребителя ее услуг, стремиться к такой цели все же следует».
Подводя итог, заметим, что проблем правового и чисто практического характера при реализации принципов открытости, доступности и гласности более чем достаточно. Однако не может не радовать тот факт, что в последнее время сама судебная власть предпринимает реальные действия и шаги к тому, чтобы наш отечественный судебный процесс все же был эффективен и доступен как для спорящих сторон, так и для СМИ и представителей общественности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив в данной работе конституционные принципы правосудия, требуется сказать, что принципы правосудия являются общими руководящими, исходными положениями, которые определяют самые значимые стороны этого вида государственной деятельности. Наиболее важные правовые положения, которые характеризуют российский суд и правосудие, отражаются в Конституции России, закрепляющей присущие правовому государству демократические начала деятельности и организации суда в интересах граждан, государства и общества. Конституционные гарантии позволяют называть демократические принципы работы суда конституционными принципами правосудия. Утвержденные в Конституции России принципы правосудия отражаются и развиваются в федеральных законах, регламентирующих деятельность суда с учетом особенностей сферы судебного производства и национальной специфики отечественной системы права, а также общепринятых международно-правовых норм и международных договоров, ратифицированных Россией. Конституционные принципы правосудия - это утвержденные в Конституции и законах основные правовые положения, которые выражают сущность и особые свойства правосудия, с принятием во внимание специфику судебной и правовой системы России.
Всякий принцип характеризует определенную грань правосудия. В целом же принципы правосудия являются системой, куда включены принципы: законности; реализации правосудия лишь судом; независимости судей; реализации правосудия на основе равенства всех перед судом и законом; гарантии права на судебную защиту; участия граждан в реализации правосудия; гласности правосудия; защиты законных интересов граждан; равноправия и состязательности сторон при разрешении дела в суде; родного языка судебного производства.
Судебная система на сегодняшний день занимает важнейшее место в осуществлении идеи правового государства в социуме, стремящемся заявить о себе как о демократическом обществе.
Судебная система России, как, впрочем, и все прочие институты власти государства, в собственной деятельности основывается на Конституции. Согласно Конституции, основными отличительными чертами этой системы выступают независимость и самостоятельность от остальных государственных учреждений.
Основное назначение судов заключается в реализации правосудия в полном соответствии с важнейшими процессуальными предписаниями. Судебная система России с позиции взаимодействия важнейших компонентов представляет собой отлаженное взаимодействие трех звеньев – высшего, среднего и основного.
Притом каждое звено является определенной совокупностью судов, которые выполняют одни и те же полномочия. Согласно этому к первому звену судебной системы можно отнести так называемые суды первой инстанции – судебные учреждения, непосредственно занимающиеся расследованием, а кроме того вынесением по делу определения или приговора.
Следовательно, судебная система России является сложным комплексом судебных органов, основная функция которых заключается в контроле над исполнением закона на территории Российской Федерации, в реализации правосудия и надзоре за действиями должностных лиц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (закл. в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС Консультант Плюс
Асылгужин А.С. Проблемы развития судебной системы России. // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» [Электронный ресурс] http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40698
Бабенко, В.Н. История отечественного государства и права / В.Н.Бабенко — М., 2016. - 380 с.
Баранов, П.П. Основные приоритеты модернизации современного Российского конституционного законодательства. / П.П. Баранов // СевероКавказский Юридический Вестник, - 2012, - №4 - с.78-85.
Бережной С., Каримов, Д., Мазаев, К. Стать или не стать... судьей? // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 4. - С. 2
Жильцова, Н. А. Доступность правосудия: теория и практика // Российский юридический журнал. - 2011. - № 2. - С. 41
Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.) // СПС Консультант Плюс
Маклаев, Д. В. Институт третьих лиц в арбитражном процессе как средство реализации доступности и эффективности правосудия // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. - М.: Статут, 2008. - С. 144.
Мархгейм, М.В., Тонков Е.Е. Судебная реформа в России: преемственность и модернизация / М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков // Научные ведомости БелГУ - 2014.- № 16 (187). Выпуск 29. - С. 241-252.
Никулушкина Е.С. Особенности правового положения судей в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2013. № 2 (2). С. 211.
Орлов, А. В., Белов, И. Л. Открытость и доступность правосудия в арбитражных судах первой инстанции: теория и практика // Арбитражные споры. - 2007. - 10 февраля. - С. 26
Сангаджиев Б.В. Гражданское судопроизводство как важнейшая сфера реализации гарантий прав человека // Международный академический журнал Российской академии естественных наук. 2014. № 4. С. 77
Судебная власть в Российской Федерации: становление и перспективы развития. / Кострова Н.М. // Юридический вестник ДГУ, 2012. - № 1. - С. 47
Судебная власть в системе государственной власти. / Иванов В.Д. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2011. - № 2. - С. 57.
Усманова Е.Р., Шелудько А.Н. Особенности процессуального порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей // Актуальные вопросы модернизации экономики, права и образования 2015. С. 96
Ханнанов, Р.А., Шапошникова, Р.Р. К вопросу о реорганизации судебной власти в России. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154
Ханнанов, Р.А., Шапошникова, Р.Р. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти // Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
Цембелев Н.Ш. Актуальные предпосылки, основания и тезисы реорганизации судебного приказного производства // Исполнительное право. - М.: Юрист, 2014. № 2. С. 37
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Бабенко, В.Н. История отечественного государства и права / В.Н.Бабенко — М., 2016. - С. 77
Никулушкина Е.С. Особенности правового положения судей в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2013. № 2 (2). С. 211.
Судебная власть в Российской Федерации: становление и перспективы развития. / Кострова Н.М. // Юридический вестник ДГУ, 2012. - № 1. - С. 47
Судебная власть в системе государственной власти. / Иванов В.Д. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2011. - № 2. - С. 57.
Сангаджиев Б.В. Гражданское судопроизводство как важнейшая сфера реализации гарантий прав человека // Международный академический журнал Российской академии естественных наук. 2014. № 4. С. 77
Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС Консультант Плюс
Усманова Е.Р., Шелудько А.Н. Особенности процессуального порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей // Актуальные вопросы модернизации экономики, права и образования 2015. С. 96
Баранов, П.П. Основные приоритеты модернизации современного Российского конституционного законодательства. / П.П. Баранов // СевероКавказский Юридический Вестник, - 2012, - №4 – С. 80
Цембелев Н.Ш. Актуальные предпосылки, основания и тезисы реорганизации судебного приказного производства // Исполнительное право. - М.: Юрист, 2014. № 2. С. 37
Ханнанов, Р.А., Шапошникова, Р.Р. К вопросу о реорганизации судебной власти в России. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154
Асылгужин А.С. Проблемы развития судебной системы России. // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» [Электронный ресурс] http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40698
Ханнанов, Р.А., Шапошникова, Р.Р. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти // Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.) // СПС Консультант Плюс
Маклаев, Д. В. Институт третьих лиц в арбитражном процессе как средство реализации доступности и эффективности правосудия // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. - М.: Статут, 2008. - С. 144.
Жильцова, Н. А. Доступность правосудия: теория и практика // Российский юридический журнал. - 2011. - № 2. - С. 41
Мархгейм, М.В., Тонков Е.Е. Судебная реформа в России: преемственность и модернизация / М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков // Научные ведомости БелГУ - 2014.- № 16 (187). Выпуск 29. - С. 247
Орлов, А. В., Белов, И. Л. Открытость и доступность правосудия в арбитражных судах первой инстанции: теория и практика // Арбитражные споры. - 2007. - 10 февраля. - С. 26
Бережной С., Каримов, Д., Мазаев, К. Стать или не стать... судьей? // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 4. - С. 2
Большова, А.К. Надо создавать единую судебную систему/ А.К. Большова // Судья. - 2016. - № 11. - С. 11—12.
3
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
3. Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС Консультант Плюс
4. Асылгужин А.С. Проблемы развития судебной системы России. // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации» [Электронный ресурс] http://web.snauka.ru/issues/2014/11/40698
5. Бабенко, В.Н. История отечественного государства и права / В.Н.Бабенко — М., 2016. - 380 с.
6. Баранов, П.П. Основные приоритеты модернизации современного Российского конституционного законодательства. / П.П. Баранов // СевероКавказский Юридический Вестник, - 2012, - №4 - с.78-85.
7. Бережной С., Каримов, Д., Мазаев, К. Стать или не стать... судьей? // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 4. - С. 2
8. Жильцова, Н. А. Доступность правосудия: теория и практика // Российский юридический журнал. - 2011. - № 2. - С. 41
9. Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.) // СПС Консультант Плюс
10. Маклаев, Д. В. Институт третьих лиц в арбитражном процессе как средство реализации доступности и эффективности правосудия // Проблемные вопросы гражданского и арбитражного процессов / под ред. Л.Ф. Лесницкой, М.А. Рожковой. - М.: Статут, 2008. - С. 144.
11. Мархгейм, М.В., Тонков Е.Е. Судебная реформа в России: преемственность и модернизация / М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков // Научные ведомости БелГУ - 2014.- № 16 (187). Выпуск 29. - С. 241-252.
12. Никулушкина Е.С. Особенности правового положения судей в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2013. № 2 (2). С. 211.
13. Орлов, А. В., Белов, И. Л. Открытость и доступность правосудия в арбитражных судах первой инстанции: теория и практика // Арбитражные споры. - 2007. - 10 февраля. - С. 26
14. Сангаджиев Б.В. Гражданское судопроизводство как важнейшая сфера реализации гарантий прав человека // Международный академический журнал Российской академии естественных наук. 2014. № 4. С. 77
15. Судебная власть в Российской Федерации: становление и перспективы развития. / Кострова Н.М. // Юридический вестник ДГУ, 2012. - № 1. - С. 47
16. Судебная власть в системе государственной власти. / Иванов В.Д. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2011. - № 2. - С. 57.
17. Усманова Е.Р., Шелудько А.Н. Особенности процессуального порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел мировым судьей // Актуальные вопросы модернизации экономики, права и образования 2015. С. 96
18. Ханнанов, Р.А., Шапошникова, Р.Р. К вопросу о реорганизации судебной власти в России. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154
19. Ханнанов, Р.А., Шапошникова, Р.Р. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти // Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
20. Цембелев Н.Ш. Актуальные предпосылки, основания и тезисы реорганизации судебного приказного производства // Исполнительное право. - М.: Юрист, 2014. № 2. С. 37
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы подразумевает собой правосудие в России?
Основные конституционные принципы правосудия в России включают независимость судебной власти, равенство всех перед законом и судом, обязательность и беспристрастность судебных решений, справедливость и быстроту судебного процесса.
Что подразумевается под понятием судебной власти и правосудия в России?
Судебная власть и правосудие в России представляют собой систему государственных органов и организаций, которые реализуют права и обязанности в сфере судебной деятельности. Они функционируют на основе Конституции и законов, их задача - обеспечить защиту прав и свобод граждан, защитить законность и общественный порядок.
Какие проблемы существуют при реализации конституционных принципов правосудия в России?
В России существует ряд проблем при реализации конституционных принципов правосудия. К ним относятся: длительность судебных процессов, недостаток финансирования судебной системы, несоблюдение норм процессуального законодательства, коррупция в судах, непрозрачность судебных решений и др.
Какие особенности функционирования судебной системы в России?
В России функционирует многоразовая судебная система, включающая конституционный (верховный) суд, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды и другие специализированные суды. Судебная система осуществляет защиту прав и интересов граждан и организаций, их решения обязательны для исполнения.
Какие принципы правосудия считаются ключевыми в России?
Ключевыми конституционными принципами правосудия в России являются: независимость судебной власти, равенство всех перед законом и судом, обязательность и беспристрастность судебных решений, справедливость и быстроту судебного процесса.
Что такое конституционные принципы правосудия?
Конституционные принципы правосудия - это основные принципы, которыми руководствуются суды в своей деятельности на основе Конституции Российской Федерации. Они включают в себя такие принципы, как независимость судебной власти, равенство перед законом, справедливое судебное разбирательство и др.
Какие признаки характеризуют судебную власть и правосудие в России?
Судебная власть в России характеризуется следующими признаками: независимостью от остальных ветвей власти, специальной квалификацией судей, обеспечением равенства граждан перед законом, а также использованием только судебных органов для разрешения споров и обеспечения законности.
В чем суть и содержание конституционных принципов правосудия?
Суть и содержание конституционных принципов правосудия заключается в обеспечении независимости судей и судебной власти, равенства всех граждан перед законом и судом, гарантированном доступе к правосудию, справедливом и обоснованном рассмотрении дел, а также эффективном исполнении решений суда.
Как осуществляется реализация конституционных принципов правосудия в России?
В России реализация конституционных принципов правосудия осуществляется через функционирование судебной системы, которая включает различные уровни судов (общие суды, арбитражные суды, конституционный суд и т. д.). Конституционные принципы правосудия также реализуются через законодательство, обеспечение независимости судей и доступа к правосудию, а также контроль за исполнением решений суда.
Какие актуальные проблемы реализации конституционных принципов правосудия в России существуют?
Среди актуальных проблем реализации конституционных принципов правосудия в России можно назвать ограничения независимости судей, несоответствие законодательства международным стандартам правосудия, ограничения доступа к правосудию для определенных слоев населения, недостаток средств и ресурсов для эффективного функционирования судов, а также неполноту исполнения решений суда.