Преодоление просодичнских нарушений у детей с различнымииречевыми нарушениями
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 42 + 42 источника
- Добавлена 23.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1. Механизмы и закономерности нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями 6
1.2. Понятие, причины и структура нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями 13
1.3. Состояние вопроса о преодолении нарушений нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями 25
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ II ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 28
2.1. Обоснование и описание методики выявления нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями 28
2.2. Анализ методик и методических рекомендаций по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями… 32
2.3. Обоснование направлений и содержания логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями с использованием логоритмических упражнений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Без знания психологии ребенка соответствующего возраста и тех отклонений от нормы, которые возникли из-за дефектов речи, нельзя правильно воздействовать на него.Система логоритмических занятий предполагает обязательность повторения формирующих опорно-двигательных навыков, учет возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией, постепенное повышение требований к детям (осложнение опорно-двигательных, музыкальных и словесных задач), всестороннее влияние на индивидуальность ребенка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют корректировать личную речевую патологию и является спутником изменений в функциональных системах организма и опорно-двигательной сфере), связь логоритмикой с другими медико-психологическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пения, музыкально ритмичной упражнения).На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организационным началом. Упражнения подобраны так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызвал немедленную и значительную двигательную реакцию. Это дает возможность развивать, внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентацию, а главное осуществляет коррекцию личных речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д.Этапы логоритмической (коррекционной работы)ЭТАП 1Ограничение языка (молчание и общения шепотом)Цель: Бороться с использованием лишних слов; развивать общую произвольную моторику и моторику мускулов лица; развивать речевое дыхание, слуховое внимание и зрительную памяти пять; развивать такие личностные качества, как выдержка, внимание, сосредоточенностьЭТАП 2 Воспитание соединяющей и отображающей речиЦель: формировать речевое дыхание (удлиненный выдох), корректировать моторные отклонения и нарушения в звукопроизношении; развивать навыки общения в игровых ситуациях; продолжать развивать произвольность поведения, активизировать словарь, учить оперировать предложениями из 4 слов.ЭТАП 3Вопросительно ответственныйЦель: Продолжать работу над использованием в речи предложений до 5 слов, слитым использованием фразы, выразительностью диалогической речи, продолжать развивать такие качества, как активность, инициативность, самостоятельность, творчество.ЭТАП 4Самостоятельная речьЦель: Продолжать формировать активность, самостоятельность и произвольность поведения.ЭТАП 5Закрепление речевой активности в поведении и словесном общенииЦель: Закреплять личностные качества (активность, самостоятельность и т.д.) закреплять умение общаться в различных ситуациях и на языковом материале различной сложностиНаша методика коррекции просодической стороны речи у детей, наряду с другими арт-педагогическими средствами (изобразительная, театрализованная-игровая деятельность), предусматривает проведение двух интегрированных занятий с привлечением музыкальной деятельности в течение недели продолжительностью 30 минут. Общая продолжительность эксперимента 10 недель. Логоритмические, дыхательные упражнения; упражнения для развития фонематического слуха упражнения для развития мелкой моторики физкультминутки, что является обязательной частью каждого интегрированного логопедического занятия. отражают звуковую или лексическую тематику. Одна тема и упражнения по развитию артикуляционной моторики, дыхания, голоса отрабатываются в течение недели на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, а также используются воспитателями.В каждое занятие была включена логоритмическая азбука:Звук [А] – «Колыбель» – движения, имитирующие укачивание ребенка: а–а–а.Звук [О] – «Зубик болит» – приложить руку к щеке, покачивая головой, говорить о–о–о.Звук [У] – «Волчик» – откинуть голову назад с одновременным произношением у–у–у.Звук [М] – «Лакомка» – выполнять круговые движения рукой по животу: м–м–м.Звук [П] – «Чайник» – указательными пальцами обеих рук одновременно стучать по надутых щеках, произнося п–п–п.Звук [Б] – «Сердитый индюк» – руки немного развести в стороны. Поднимать плечи с одновременным произношением 6–6–6.Звук [И] – «Лошадка» – бежать на месте с высоким подниманием колен: и–и–и.Звук [ Е] – «Не безобразничай» – поссориться указательным пальчиком: э–э–э.Звук [И]– «Обидели» – поднять руки к глазам, делать круговые движения кулачками. Потереть кулачками глаза, имитируя плач, говорить звук и–и–и.Звук [К] – «Дедушка кашляет» – свободно свести пальцы в кулак, поднять его в рот. Имитировать кашель, произнося к–к–к.Звук [Г] – «Гуси» – делать наклоны вперед, немного отводя руки назад. Вытягивать шею, произнося г–г–г.Звук [Х] – «погрейте ручки» – руки согнуть в локтях, ладони сложить «лодочкой». Наклоняться в руки, дыша в них со звуком х–х–х.Звук [Н] – «Сирена» – указательный палец поднят вверх, другие – сжаты в кулак. Делать круговые движения рукой над головой, произнося г–н–н.Звук [Д] – «Дятлик» – руку, согнутую в локте, поднять вверх на уровень груди, пальцы собрать в пучок. Выполнять резкие движения от себя, говоря д–д–д.Звук [Т] – «Барабанщик» – руки согнуть в локтях. Выставить указательные пальцы, другие – сжать в кулак. Попеременно выполнять движения, имитируя игру на барабане: т–т–т.Звук [Ф] – «ежик» – выполнять полунаклоны вперед, произнося ф–ф–ф, принюхиваясь.Звук [В] – «Ветер» – выполнять круговые вращения вытянутыми руками над головой, изображая вихрь с одновременным произношением в–в–в.Звук [И] – «Волчок» – ноги на ширине плеч, руки – на поясе. Выполнять повороты туловища вправо – влево с произношением: и–и–и.Звук [С] – «Насос» – раскрытые ладони держать параллельно полу на уровне груди, опускать их вниз плавным движением с легким нажимом, одновременно произнося с–с–с.Звук [3] – «Комарик» – отведенные в стороны руки согнуты в локтях на уровне плеч. Перед грудью описывать кистями небольшие круги, произнося с–з–з.Звук [Ч] – «Откроем кран» – одновременно делать повороты кистями рук, произнося ч–ч–ч.Звук [Ш] – «Деревца» – ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх и плавно махать ими вправо и влево, произнося ш–ш–ш.Звук [Ж] – «Жучок» – руки, согнутые в локтях, прижаты к туловищу, кисти отведены в стороны. Поочередные движения пальцев обеих рук, произнося ж–ж–ж.Звук [Ц] – «Кузнечик» – поднести ко рту пальцы рук, сжатые вместе. Резко разводя их, произносить ц–ц–ц.Звук [ДЗ] – «Муха» – выполнять полуприседания с одновременными махами разведенных в стороны рук: дз–дз–дз.Звук [ДЖ] – «Шмель»– Подниматься на носочки с одновременным выполнением» веселых ручек «: дж–дж–дж.Звукосочетания [ШЧ] – «Щеточка» – выполнять движения слева направо, имитируя чистки одежды или обуви: щ–щ–щ.Звук [Л] – «Самолетик» – руки развести в стороны, выполнять повороты с одновременным произношением л–л–л.Звук [Р] – «Тигренок» – ладони с растопыренными пальцами на уровне плеч. Наклоняться вперед с одновременным сжатием пальцев, длительно произнося р–р–р.Таблица 4 Темы на логоритмику для детей с нарушениями речисентябрьигрушки ст.104,27Овощи ст. 30 , 107октябрьФрукты ст. 33,110осень ст..35,122ноябрьЧасть тела ст..38Верхняя одежда ст. 46декабрьЗимние забавы ст..66Хвойные деревья. елка ст..64январьДикие животные наших лесов ст69.72,77,80,125Домашние животные ст..87,143февральтранспорт ст..74профессии ст..82,132мартВесна.Первые цветы ст..156Перелетные птицы ст..139апрельНаш дом в. 50Моя семья ст..48майнасекомые ст..41Весна .Цветет одуванчик. Ст. 95 Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.Цель: Преодоление речевых нарушений у детей путем развития и корректировки их двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В итоге - - адаптация к условиям окружающей среды.Задача : Проводить систематическую корректирующую работу по устранению различных нарушений речи у детей развивать дыхания, моторные функции, речь, слух, память, внимание, чувство темпа и ритма; формировать и закреплять правильную осанку, походку, грациозность движений. Формировать и развивать музыкальную культуру, двигательные навыки и умения, пространственные представления и способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, координировать свои движения. Прививать интерес и любовь к музыке и музыкальной деятельности. Усовершенстововать способность получать удовольствие от собственных музыкальных действий. Формировать и развивать способность чувствовать в музыке, движениях и речи ритмическую пульсацию и выразительность. Прививать способность воспринимать музыку, художественные образы; чисто и красиво петь; правильно брать дыхание между фразами. Формировать и развивать умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыкальным темпом; перевоплощаться на определенные образы; проявлять свои творческие способности. Воспитывать личностные качества. Прививать интерес к общению со сверстниками и взрослыми.Оборудование. Фортепиано, музыкальный центр, иллюстрации по теме занятия, детские музыкальные инструменты, интерактивная доска, компьютер, разноцветные флажки, игрушки. сентябрьТема «Игрушки»Дата ____________1.Ходьба( маршируют, перестраиваются, ходьба на цыпочках и легкий бег)М.К. Добрый день, ребята! Сегодня мы отправляемся, в страну игрушек. Внимание наше путешествие начинается!ИИ Музыкально-ритмические движения и упражненияУпражнение на внимание и развитие чувства ритма.М.К. На нашем пути встречаются разные игрушки.Вот солдатики стали в ряд, начинается парад:Раз, два, три, четыре-начинайте шагать !А вот машины мчатся, шинами шуршат.Бум, бум, тра-та-та , барабан гремит ? Да да!Это зайчики играют, лапками ударяют-Бум!Медвежонок взял гармошку, хочет он поиграть немножко.Ну-ка, посмотрите: куклы вышли танцевать , ножки выставляют, танец начинают.Утята -малыши тоже потанцуют от души-кря-кря .Вот какой веселый мячик: так и скачет, так и скачет!Хочу его поймать, чтобы снова с ними поиграть!Паровоз всех виз и виз Две трубы и сто колес-чух-чух-чух ! Ходьба маршевым шагом Легкий бег на цыпочках с произнесением Ш-Ш-Ш.Ритмичное хлопанье в ладоши на слог «Бум» Разведение рук в стороны имитирование игры на гармошке.Выставляют ноги на пятку, пружинка с кружением справа.наклоны вперед Прыжки на двух ногах, в конце фразы-приседания ; воспитатель «ищет мячик».Мелкие шаги, руки согнуты и локтях, круговые движения руками. Приехали! Нас встречает волчок!2.Упражнение на регулирование мышечного тонуса «Юла»Волчок крутится, смеется, заснуть волчке не удается.Она кружит извенит , « Дзинь-дзинь !» всем нам говорит.Повертелась и устала, и упала-бах !Медленное кружение цыпочки, постепенно ускоряя темп. Замедление движений и прилечь на коврик.М.К. Немного отдохнули? Теперь поиграем и споем!3. Упражнение -песенка с движениями музыка по усмотрению муз.руководителя .Наши детишки растут , как цветочки.Ножками топают, ручками плес катят,Весело прыгают и отдыхают.Дети выполняют движения по тексту песни. После завершения песни - шагают, садятся на стулья.4. Упражнение на согласование слов с движениями и музыкойЕдет, едет наш Петрушка, лошадью хвастает.Не беда, что конь из пластмассы, он не поламается .Цокать языком, хоровод по кругу, на проиграш- подскоки5. Упражнение на развитие чувство ритма и темпа.М.Р . А любимая игрушка петрушки бубенВоспитатель раздает бубны детям. Под музыку дети простукивают ритм на бубнах.6.Подвижная игра. Игра «Юла»Волчок музыкальный поет, жужжит, волчок музыкальный по кругу бежит.Крутится, вертится, крутится ловко, и вдруг ни с того ни с сего-остановка!Вращать перед собой кулачки и произносят звук Ж.После хлопка воспитателя быстро положить на колени и замолчать. 7. Пение. Дыхательное упражнение «Шарик»Шарик воздушный, ты -непослушный! Как отвязался и вверх помчался? Быстро шарик, опомнись и ко мне вернись!Поднять руки вверх-вдох, медленный выдох с опусканием рук вниз, со звуком Ш-Ш-Ш.Попевки «Музыкальная ступень»Песня по плану муз руководителя словарная и артикуляционная работа.8.Танцевальная деятельность.Танец «Веселая пара» 9. Подвижная игра. Игра «Кто быстрее возьмет погремушку»На полу разложено погремушки. Звучит музыка польки. 1-я часть музыки -дети с погремушками в руках бегут по кругу; 2-я часть - останавливаются и звенят ими; 3-я часть- кладут на пол погремушки и произвольно танцуют, с завершением поднимают свои погремушки на скорость.3.Релксация . ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современной науке проблемы дифференциальной диагностики и коррекции речевых нарушений рассматриваются в нескольких аспектах: клиническом (или неврологическом), нейропсихологическом, психолингвистическом, лингвистическом и психолого-педагогическом.Расстройство фонологического уровня речи в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи.На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации, коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения. Порядок автоматизации и постановки звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует настойчивости и большего времени, чем при дислалии.Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дислексии и дисграфии. При дизартрии необходима ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Успех ее в значительной степени зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропатолога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях - логопеда и массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАкименкоВ.М.Развивающиетехнологиивлогопедии/В.М.Акименко.–Ростовн/Д.,2011.–234с.АртемоваЕ.Э.Особенностиформированияпросодикиудошкольниковсречевыминарушениями:Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М.,2005АртемоваЕ.Э.Формированиепросодикиудошкольниковсречевыминарушениями.Монография/Е.Э.Артемова.–М.,МГГУим.М.А.Шолохова,2008.–123с.АрхиповаЕ.Ф.Коррекционно-логопедическаяработапопреодолениюстертойдизартииудетей//О.Ф.Архипова.-М.:АСТ:Астрель,2008.-254с.АрхиповаЕ.Ф.Стертаяформадизартрииудетей:учеб.Пособиедлястудентоввузов//Е.Ф.Архипова.-М.:АСТ:Астрель:ХРАНИТЕЛЬ,2007.-319,[1]с:ил.-(Высшаяшкола).БабинаГ.В.Лингвистическиеипсихолингвистическиеаспектыорганизацииработынадпроизносительнойсторонойречиудетейсдизартрией/Г.В.Бабина,Р.Е.Идес.–М.,2010.–264с.БалобановаВ.П.,БогдановаЛ.Г.идр.Диагностиканарушенийречиудетейиорганизациялогопедическойработывусловияхдошкольногообразовательногоучреждения.–СПб.,2001.БеляковаЛ.И.Логопедия.Дизартрия./Л.И.Белякова,Н.Н.Волоскова.–М.:Гуманитар,изд.ЦентрВЛАДОС,2009.–287с.Белякова.Л.И.,ФилатоваЮ.О.Диагностикаречевыхнарушений//Дефектология.-2007.№3БондаркоЛ.В.Звуковаяорганизациявысказыванияифонетическаяструктураслога/Л.В.Бондарко//Слухиречьвнормеипатологии.–Л.,1982.ВинарскаяЕ.Н.Дизартрия/Е.Н.Винарская.–М.:ACT:Астрель,Хранитель,2006.–141с.ВолковаЛ.С.Хрестоматияпологопедии(извлеченияитексты):Учебноепособиедлястудентоввысшихисреднихспециальныхпедагогическихучебныхзаведений:В2тт.Т.II/Подред.Л.С.ВолковойиВ.И.Селиверстова.-М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС,1997.-656с:ил.ГвоздевAM.Вопросыизучениядетскойречи/А.М.Гвоздев.–М.,1961.ГуровецГ.В.,МаевскаяСИ.Клинико-педагогическаяхарактеристикадетей,страдающихстертойо>ормойдизартриииринофониейиметодыкоррекционноговоздействия./Подред.В.И.СеливерстоваиС.Н.Шаховской.-М.:Изд-вогос.пед.ин-та,1985.-с103-114.ЕлецкаяО.В.Мониторингкоррекционно-логопедическойработы.Учебно-методическоепособие/подред.О.В.Елецкой.–М.:ФОРУМ,2016.400с.Жинкин,Н.И.Механизмыречи/И.Н.Жинкин.-М.:Сфера,2008.-471с.ЛевинаР.Е.,Основытеорииипрактикилогопедии/Подред.Р.Е.Левиной.-М.:Просвещение,2008.–368с.ЛисинаА.А.,ВасильеваВ.С.Применениеинновационныхтехнологийвпреодолениинарушенийлексико-грамматическогострояречиудетейстаршегодошкольноговозрастасОНРIIIУРОВНЯ//МатериалыVIIIМеждународнойстуденческойэлектроннойнаучнойконференции«Студенческийнаучныйфорум»URL:http://www.scienceforum.ru/2016/1385/23083(датаобращения:09.03.2018).ЛопатинаЛ.В.Дифференциальнаядиагностикастёртойдизартрииифункциональныхрасстройствзвукопроизношения.-СПб.:Союз,2000.–186с.ЛопатинаЛ.В.Проявленияидиагностикафонетическихнарушенийпристертойдизартрии./Л.В.Лопатина//ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаим.А.И.Герцена.-2006.-№14-С.219-230.ЛопатинаЛ.В.,СеребряковаН.В.Преодолениеречевыхнарушенийудошкольников(Коррекциястёртойдизартрии).-СПб.:Союз,2001.–191с.МелеховаЛ.В.Дифференциациядислалий.Очеркипопатологииречииголоса.//МелеховаЛ.В.-М„1987.-С.87.МелеховаЛ.В.Речьдошкольниковиееисправление/Л.В.Мелехова,М.Ф.Фомичева.–М.:Просвещение,2007.–96с.Методыобследованияречидетей:Пособиеподиагностикеречевыхнарушений/Подобщ.ред.проф.Г.В.Чиркиной.–4-еизд.,доп.—М.:АРКТИ,2005.—240с.Микляева,Н.В.Развитиеязыковойспособностиудетейсобщимнедоразвитиемречи/Н.В.Микляева//Дефектология.–2001.–№2МироноваС.А.Развитиеречидошкольниковналогопедическихзанятиях/С.А.Миронова.–М.:Сфера,2007.–182с.ПискуновА.М.Анатомо-физиологическиеосновытерапиикосноязычия.-М.,1962.Практикумподисциплине«Логопедия»(раздел«Дизартрия»):Учебно-методическоепособие/Г.В.Бабина,Л.И.Белякова,Р.Е.Идес.–М.:МПГУ,2012.–104с.РайхертЕ.Н.Особенностифонетическихнарушенийудошкольниковсостертойдизартрией//Научно-методическийэлектронныйжурнал«Концепт».–2016.–Т.13.–С.56–60.–URL:http://e-koncept.ru/2016/56172.htm.Российская,Е.Н.Произносительнаясторонаречи.Практическийкурс/Е.Н.Российская,Л.А.Гаранина–М.:Аркти,2003.–104с.СеливерстовВ.И.Игрывлогопедическойработесдетьми/В.И.Селиверстов.–М.,2007.–191с.СеменоваЕ.Ю.Коррекциипроизносительнойстороныречиудетейстаршегодошкольноговозрастасминимальнымидизатрическимирасстройствами//МатериалыXМеждународнойстуденческойэлектроннойнаучнойконференции«Студенческийнаучныйфорум»URL:http://www.scienceforum.ru/2018/2895/454(датаобращения:09.03.2018).СоботовичЕ.Ф.Проявлениястертыхдизартриииметодыихдиагностики/Е.Ф.Соботович,А.Ф.Чернопольская//Дефектология.–№4.Степанова,О.А.ОрганизациялогопедическойработывДОУ/О.А.Степанова.–М.:Сфера,2003.–112с.12.Ткаченко,Т.А.Учимговоритьправильно.СистемакоррекцииОНРудетейшестилет/Т.А.Ткаченко.–М:ГномиД,2001.ФиличеваТ.Б.,ЧевелеваН.А.Логопедическаяработавспециальномдетскомсаду.–М.:«Просвещение»,1987.ФомичеваМ.Ф.Введениевлогопедию:Материалыдляпрактическогоусвоениясистемыфонемрусскогоязыка:учебноепособиедлястудентовислушателейкурсовпереподготовкииповышенияквалификации/М.Ф.Фомичева,Е.В.Оганесян.––2-еизд.,стер.–М.:Изд-воМосковскогопсихолого-социальногоуниверситета;Воронеж:МОДЭК,2014.–88с.ФомичёваМ.Ф.Воспитаниеудетейправильногопроизношения.-Воронеж,2007.-239с.ХватцевМ.Е.Логопедическаяработасдетьмидошкольноговозраста.-М.,Учпедгиз.2007.-317с.ЦейтлинС.Н.Языкиребенок.Лингвистикадетскойречи/С.Н.Цейтлин.—М.,2003.Черемисина-ЕниколоповаН.В.Законыиправиларусскойинтонации.—М.,1999.ЧернышеваН.В.,ШереметьеваЕ.В.Особенностифонетическогокомпонентаречидетейстаршегодошкольноговозрастасминимальнымидизартрическимирасстройствами//МатериалыVIIIМеждународнойстуденческойэлектроннойнаучнойконференции«Студенческийнаучныйфорум»URL:http://www.scienceforum.ru/2017/2226/35259(датаобращения:30.08.2017).Шашкина,Г.Р.Логопедическаяритмикадлядошкольниковснарушениямиречи:учеб.пособиедлястуд.пед.вузов/Г.Р.Шашкина.–М.:Академия,2005.–192с.
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В.М. Акименко. – Ростов н/Д., 2011. – 234 с.
2. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 2005
3. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография / Е.Э. Артемова. – М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартии у детей // О.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
5. Архипова Е.Ф. Стертая форма дизартрии у детей: учеб. Пособие для студентов вузов // Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319, [1] с: ил. - (Высшая школа).
6. Бабина Г.В. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес. – М., 2010. – 264 с.
7. Балобанова В.П., Богданова Л.Г. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб., 2001.
8. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия. / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
9. Белякова. Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. -2007. №3
10. Бондарко Л.В. Звуковая организация высказывания и фонетическая структура слога / Л.В. Бондарко // Слух и речь в норме и патологии. – Л., 1982.
11. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
12. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.
13. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. – М., 1961.
14. Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой о>ормой дизартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия. / Под ред. В.И.Селиверстова и С.Н.Шаховской. - М.: Изд-во гос. пед.ин-та, 1985.-с 103-114.
15. Елецкая О.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. – М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.
16. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / И.Н. Жинкин. - М.: Сфера, 2008. -471 с.
17. Левина Р. Е., Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2008. – 368с.
18. Лисина А.А., Васильева В.С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III УРОВНЯ // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1385/23083 (дата обращения: 09.03.2018).
19. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. - СПб.: Союз, 2000. – 186 с.
20. Лопатина Л.В. Проявления и диагностика фонетических нарушений при стертой дизартрии. / Л.В. Лопатина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2006. - № 14 - С. 219-230.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
22. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий .Очерки по патологии речи и голоса. // Мелехова Л.В. - М„ 1987.-С. 87.
23. Мелехова Л.В. Речь дошкольников и ее исправление / Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2007. – 96с.
24. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп.—М.: АРКТИ, 2005.—240с.
25. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Микляева // Дефектология. – 2001. – № 2
26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М.: Сфера, 2007. – 182 с.
27. Пискунов А.М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. - М., 1962.
28. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И.Белякова, Р.Е.Идес. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
29. Райхерт Е.Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56172.htm.
30. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи. Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина – М.:Аркти, 2003. – 104 с.
31. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми / В.И. Селиверстов. – М., 2007. – 191с.
32. Семенова Е.Ю. Коррекции произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизатрическими расстройствами // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2018/2895/454 (дата обращения: 09.03.2018).
33. Соботович Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. – № 4.
34. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в ДОУ / О. А. Степанова. – М.: Сфера, 2003. – 112 с. 12. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей шести лет / Т. А. Ткаченко. – М: Гном и Д, 2001.
35. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: «Просвещение», 1987.
36. Фомичева М.Ф. Введение в логопедию: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. –– 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального университета; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
37. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Воронеж, 2007. - 239с.
38. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М., Учпедгиз. 2007. - 317с.
39. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. — М., 2003.
40. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской
интонации. — М., 1999.
41. Чернышева Н.В., Шереметьева Е.В. Особенности фонетического компонента речи детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2226/35259 (дата обращения: 30.08.2017).
42. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Г. Р. Шашкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
Вопрос-ответ:
Какие механизмы и закономерности нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
У детей с различными речевыми нарушениями наблюдаются различные механизмы и закономерности нарушений просодической организации речи. Например, у детей с дизартрией наблюдается нарушение интонационных характеристик речи, таких как снижение или повышение голоса на неправильных местах, монотонность и т.д. У детей с задержкой речевого развития часто наблюдается недостаточное развитие интонационных и ритмических компонентов речи.
Что такое причина и структура нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
Причина и структура нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями могут быть разными. Например, у детей с дизартрией причиной нарушений может быть недостаточное развитие моторных навыков артикуляции, которые отвечают за правильное произношение звуков. У детей с задержкой речевого развития причина нарушений может быть связана с недостаточным развитием слуховых восприятий, что приводит к неправильному восприятию и воспроизведению интонационных характеристик речи.
Каково состояние вопроса о преодолении нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
Состояние вопроса о преодолении нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями на данный момент у разных исследователей может быть разным. Однако, в целом, существуют методы и подходы к преодолению таких нарушений, которые основаны на разработке и применении специальных программ речевой терапии, которые направлены на развитие интонационных и ритмических компонентов речи у детей.
Какие механизмы и закономерности нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
Механизмы и закономерности нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями включают в себя нарушения в интонации, темпе речи, паузах, громкости, ритме и фразировке. У детей с дизартрией, алилией и дизлексией наблюдаются особенности в произношении звуков, что также влияет на просодическую организацию речи.
Что такое причина и структура нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
Причина и структура нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями могут быть разными. Они могут быть связаны с генетическими особенностями ребенка, патологией речевого аппарата или недостаточной развитостью моторики речи. Структура нарушения может включать ошибки в интонации, ритме, фразировке и других аспектах просодической организации речи.
В чем состоит состояние вопроса о преодолении нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
Состояние вопроса о преодолении нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями активно изучается. Существуют различные методы и подходы к работе с такими детьми, включая логопедические занятия, специальные упражнения и терапевтические программы. Однако, дальнейшие исследования и разработка эффективных методик все еще необходимы.
Какие нарушения просодической организации речи могут наблюдаться у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией могут наблюдаться нарушения в интонации (неправильное подъемно-опускное движение тонов), ритме (неравномерное ускорение или замедление речи), фразировке (неправильное доление фраз), паузах (либо их отсутствие, либо прерывистое заглушение), громкости (слишком тихая или громкая речь) и другие особенности, связанные с произношением звуков.
Какие механизмы и закономерности просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
Механизмы и закономерности просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями могут включать нарушение интонации, ритма, темпа и громкости речи. Дети с проблемами в просодической организации речи могут проявлять затруднения в выразительности, понимании и использовании эмоциональных оттенков, различных интонационных моделей. Эти нарушения могут быть связаны с дефектами механизмов моторики речи, слуховыми нарушениями или другими факторами.
Какова структура и причины нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями?
Структура нарушения просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями может быть различной, включая нарушения в интонации, мелодике, ритме и громкости речи. Причины этих нарушений могут быть разнообразными, включая генетические факторы, недостаточное развитие моторики речи, нарушения слухового восприятия, аутизм и другие психические расстройства. Определение конкретной причины нарушений просодической организации речи является ключевым для разработки эффективных методик и программ реабилитации.