Организация логопедической работы с умственно отсталыми младшими школьниками.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 23.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 8
1.1 Общая характеристика младших школьников с умственной отсталостью 8
1.2 Особенности речи у младших школьников с умственной отсталостью 11
Вывод по первой главе 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ 16
2.1 Особенности логопедической работы с умственно отсталыми младшими школьниками 16
2.2 Рекомендации по проведению логопедической работы с младшими школьниками с умственной отсталостью 21
Вывод по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

Фрагмент для ознакомления

Использование в обучении метода словесно-дидактической игры направлено на стремление младшего школьника входить в воображаемую ситуацию и действовать там по ее законам, что отвечает возрастным особенностям ребенка в данный период.Словесно –дидактические игры являются эффективным методом воспитания у детей самостоятельности мышления и развития их речи. Они основаны на действиях и словах играющих, в них дети самостоятельно могут решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделять характерные признаки, отгадыватьпредметы по описанию, находить сходства и различия предметов и явлений окружающей природы.В процессе дидактических игр дети могут уточнять, закреплять, расширять свои представления об объектах окружающей их природы, и о ее сезонных изменениях. Значимость и эффективность словесно- дидактических игр для формирования речевых способностей младших школьников с умственной отсталостьюобъясняется необходимостью в повышениикачествалогопедической работы. Также можно говорить о том, что необходимость данного вида игр обусловлена обеспечением социальной успешности в соответствии с основными принципами организации образовательного процесса.Значимость на практикепри использованиирассматриваемых игр состоит в возможности улучшения пропедевтического этапа в дифференцированном коррекционном воздействии при условии учета психолого-педагогических особенностей, потребностей детей с умственной отсталостью и интеграцией в образовательных областях; в повышении качества сформированности речевых навыков у детей с умственной отсталостью [4].К примеру, пропедевтика слоговой структуры слов начинается в начальном периоде обучения с формирования сначала неречевых процессов.Эта работа может проводиться как на индивидуальных, так и фронтальных занятиях.В ходе индивидуальных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения для младших школьников с умственной отсталостью, часть их отводится для проведения словесно-дидактических игр, а также игровых упражнений, направленных на формирование неречевых процессов, включенных в индивидуальные планы обучения.Фронтальные занятия включают словесно- дидактические игры, которые направлены на пропедевтику по становлению слоговой структуры слова и могут быть использованы и как организационный момент, и как часть занятия, к примеру - физминутка.В Приложении представленыдидактические игры, которые логопед может включать в занятия по развитию речи младших школьников с умственной отсталостью.Вывод по второй главеТаким образом, в практической части работы определены особенности построения логопедической работы с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость.Определено, что основной целью сопровождения младших школьников с нарушением развития является разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы.В данной главе также рассмотрены основные направления логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.Выявлено, что в связи со стойкостью нарушения речи у умственно отсталых детей, логопедическую работу в специальной школе необходимо осуществлять в более длительные сроки, чем работу с нормальными детьми.В завершение представлены игровые упражнения, которые логопед может использовать на коррекционных занятиях с младшими школьниками с умственной отсталостью.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью работы было изучение организации логопедической работы с умственно отсталыми младшими школьниками. Цель достигнута посредством решения задач исследования.В теоретической части работы дана общая характеристика младших школьников с умственной отсталостью.Выявлено, что любая степень умственной недостаточности ребенка вызывает определенные трудности в обучении, при которых ему необходима поддержка и сопровождение. При описании младших школьников с умственной отсталостью рассмотрена современная классификация по идентификации степени умственной недостаточности по МКБ-10, а также определены основные характеристики каждой группы. Описаны особенности речи у младших школьников с умственной отсталостью. Выявлено, что длямладших школьников с умственной отсталостью, имеющим и речевые нарушения, как вторичный дефект, характерны особенности речевой моторики, которые обусловлены нарушением функции двигательных нервов, участвующих в процессе артикуляции, в связи с чем, оказывается нарушенной и статика, и динамика артикуляторных движений.Если проблемы речевого развития умственно отсталого младшего школьника выявлены на ранних стадиях, и при этом своевременно приняты меры по их исправлению, проведена логопедическая работа, это способствуетболее продуктивному освоению учебной программы, улучшению межличностного общения ребенка и его социальной адаптации. Рассмотрены особенности коррекционно-логопедической работы с умственно-отсталыми младшими школьниками.Определено, что основной целью сопровождения младших школьников с нарушением развития является разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы.В данной главе также рассмотрены основные направления логопедической работы с детьми с умственной отсталостью.Выявлено, что в связи со стойкостью нарушения речи у умственно отсталых детей, логопедическую работу в специальной школе необходимо осуществлять в более длительные сроки, чем работу с нормальными детьми.Разработанные рекомендации по коррекции нарушений речи у младших школьников с умственной отсталостью можно применять в практической работе специалистов коррекционной школы –логопедов. Одним из средств развития речи у младших школьников с умственной отсталостью выделены дидактические игры, обоснованаэффективность их применения логопедом.Таким образом, в силу того, что в работе представлено рассмотрение проблемы исследования с позиции как основоположников коррекционной педагогики, так и с точки зрения современных медицинских, педагогических, логопедических источников, результаты проведенного исследования эффективныв указанной области.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВолкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.Волкова Л.С. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.Гаубих Ю., Липкина Ю. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов / [Авт.-сост. Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.]; Под ред. В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1979. - 192 с.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1999. - С. 25 – 34.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей // Научно-публицистическое издание, Роза Евгеньевна Левина. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Издательство «Аркти», 2015. - 222 с.Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - Москва: Академия, 2003.Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997.Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. Минск: Харвест, 2011. - 384с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Издательство: «Питер», 2008. - 685 с.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., Просвещение. - 1986.Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.Филичева Т.Б., Соболева А.В., Туманова Т.В. / Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 2016.Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академическогобакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.17.Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс] – URL: https://mkb-10.com.ПРИЛОЖЕНИЕКоррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.Представим ниже игры, которые, во-первых, подготавливают ребенка с умственной отсталостью к развитию ритмической структуры слов родного языка, во-вторых, способствуют коррекции дефектов речи.На этапе коррекции можно применять следующие дидактические игры:Игры с мячом«Большой- маленький»Логопед называет предмет кидает мяч ребенку. В ответ, ребенок называет предмет в уменьшительно-ласкательной форме и возвращает мяч.Дом- домикСлон- слоникСтол- столикНос- носикКуст- кустикШкаф- шкафчик«Доскажи слово»Логопед говорит слово - ребенок называет, заранее оговоренное окончание. …(ка) : кад-…, бан-…, гай-…, пап-…, юб-…, ут-…, дуд-…, кеп-……(ва) : тык-..,, бук-…, коф-…, ла-…, ай-…, хал-…, кан-…… (ли) : туф-…, кег-…, ваф-…, пет-…, саб-…, кап-…… (но) : вид-…, ок-…, пят-…, тем-…, дав-…, боль-…«Чей детеныш?»Логопед называет детеныша, ребенок кидает мяч и говорит его маму.Волчонок- волчицаЗайчонок- зайчихаЖеребенок- лошадьТеленок- корова «Мой веселый, звонкий мяч»Ребенку предлагается отбивать по слогам стихотворение:Мой- веселый- звонкий- мяч-Ты- куда- пустился- вскачь?Красный- синий- голубойВыбирай- себе- любой!Игры с движением«Робот»На полу разложена лестница из картона. Ребенку предлагается прошагать слово по слогам.Ве-ло-си-педМа-ши-наСко-во-род-каРа-бо-таВе-никПе-тухЧа-сы«Нехочуха»Логопед называет действие, ребенок его выполняет – но говорит, что не хочет это делать.Даша, прыгай. – не хочу прыгатьДаша, ходи. – не хочу ходить.Даша, приседай.- не хочу приседать.Даша, лети. – не хочу летать.«Путаница»Логопед называет слово, переставляя слоги. Ребенок называет слово правильно.Ло-та-па лопатаМо-то-лок молотокЖи-лы лыжиЛа-пи пила«Слоговые кубики»Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.Материал: кубики с картинками и буквами.Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.«Цепочка слов»Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.«Логокуб»Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.«Поезд»Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.«Пирамида»Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.Материал: набор предметных картинок.Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.«Собери слово»Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.«Наведём порядок»Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.«Кто больше»Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.


1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.
2. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
4. Гаубих Ю., Липкина Ю. Игры в логопедической работе с детьми. Пособие для логопедов / [Авт.-сост. Ю.Г. Гаубих, Г.В. Косова, Ю.С. Липкина и др.]; Под ред. В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 1979. - 192 с.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1999. - С. 25 – 34.
6. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей // Научно-публицистическое издание, Роза Евгеньевна Левина. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. – М.: Издательство «Аркти», 2015. - 222 с.
7. Львов М.Р. Основные теории речи. – М.: Издательский центр Академия, 2000.
8. Маллер А.Р., Цикато Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - Москва: Академия, 2003.
9. Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.
10. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997.
11. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. Минск: Харвест, 2011. - 384с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Издательство: «Питер», 2008. - 685 с.
13. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., Просвещение. - 1986.
14. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.
15. Филичева Т.Б., Соболева А.В., Туманова Т.В. / Подготовка к школе детей с недостатками речи – М., 2016.
16. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академическогобакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.
17.Международная классификация болезней 10-го пересмотра [Электронный ресурс] – URL: https://mkb-10.com.


Вопрос-ответ:

Какие аспекты логопедической работы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты логопедической работы с умственно отсталыми младшими школьниками, а также особенности речи у этих детей. Также описывается организация логопедической работы по коррекции произношения.

Как выглядит общая характеристика младших школьников с умственной отсталостью?

Обычно младшие школьники с умственной отсталостью имеют задержку развития в сравнении с ровесниками. Они могут испытывать трудности в обучении и адаптации в школьной среде. Также у них часто возникают проблемы с речью, как произношение звуков, так и формирование связной речи.

Какие особенности речи у младших школьников с умственной отсталостью рассматриваются в статье?

В статье обращается внимание на особенности произношения у младших школьников с умственной отсталостью. Описываются типичные ошибки в произношении отдельных звуков и звукосочетаний. Также описываются проблемы с формированием связной речи, такие как ограниченный словарный запас и недостаточное понимание структуры предложения.

Как организована логопедическая работа с умственно отсталыми младшими школьниками по коррекции произношения?

В статье описывается организация логопедической работы с умственно отсталыми младшими школьниками по коррекции произношения. Рассматривается важность дифференциации звуков и применение различных методик и упражнений для улучшения произношения. Также обсуждаются особенности работы с каждым конкретным ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.

Какие выводы можно сделать на основе изложенной информации?

Из статьи можно сделать вывод, что логопедическая работа с умственно отсталыми младшими школьниками является важным и неотъемлемым компонентом их образовательного процесса. Особенности речи у этих детей требуют специальных подходов и методик, чтобы помочь им в развитии и улучшении коммуникативных навыков.

Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость - это состояние развития, при котором у ребенка наблюдаются задержки в умственном развитии, обусловленные нарушением функций нервной системы. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности в усвоении знаний и умениях, а также в общении и адаптации в повседневной жизни.

Какие особенности речи у младших школьников с умственной отсталостью?

У младших школьников с умственной отсталостью часто наблюдаются следующие особенности речи: нарушение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, недостаточное владение грамматикой, затруднения в понимании и использовании речи в коммуникации. Логопедическая работа с такими детьми направлена на коррекцию этих особенностей.

Как организовать логопедическую работу с умственно отсталыми младшими школьниками?

Организация логопедической работы с умственно отсталыми младшими школьниками включает в себя различные методы и техники. Логопед может использовать игровой подход, работу с различными материалами и упражнениями, а также индивидуальный подход к каждому ребенку. Основная цель работы - развитие речи и коммуникативных навыков, адаптация ребенка к школьной среде и повышение его самооценки.