Религия в современном обществе
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 23.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Место и функции религии в структуре культуры 4
2. Современное состояние религии и ее роль в обществе 12
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Большое внимание данной проблеме было уделено, в частности, тремя яркими философами современности – Д. Деннетом, Дж. Ваттимо и Р. Рорти. Позиции этих философов противоречат друг и другу и потому могут являться наглядной демонстрацией царящего плюрализма мнений в полемике о будущем религии. При этом необходимо отметить, что проблема данной полемики дифференцируется на два вопроса. Первый: какое будущее возможно для религии? И второй: возможно ли для религии будущее? Сама дифференциация фиксирует противоречивость возможных позиций.Так, например, Д. Деннет, в своей статье «Материалы к путеводителю по религиям для покупателя», которая была издана в 2006 г., фактически отрицает возможность дальнейшего существования религии, во всяком случае, в её традиционном виде, поскольку она по своей внутренней структуре слишком иррациональна, для того, чтобы органично войти в рациональный мир будущего. Таким образом, по его мысли, существование современного человека и его мироощущение слишком рационально, чтобы включать в себя религиозную веру. Другой философ, Дж. Ваттимо, автор трудов «Верить в то, что ты веришь», «После христианства» выдвинул гипотезу, что рациональный тип сознания в действительности есть результат «подлинного религиозного опыта». В свою очередь, Р. Рорти, отождествляет религиозное понимание ценностей с философским пониманиями, считая, что в будущем религия, не теряя своей внутренней структуры, будет органично встроена в фундаментальное знание о реальности. Таким образом, несмотря на различие рассмотренных позиций, можно выделить их общую предпосылку: религия в традиционном виде должна будет необходимо измениться.Секуляризация оказала ключевое влияние на формирование облика современного общества, его жизненных ценностей и ориентаций. Уже с XVI в. под воздействием секуляризационных процессов происходит кардинальная трансформация парадигмы мышления человека, парадигмы веры, утверждение светского мировоззрения.Секуляризация, начавшись как явление экономическое, диффузировала на все сферы жизнедеятельности человека, детерминировав освобождение общества от контроля религии как социального института и моральной силы. В дальнейшем это,по утверждению М. Вебера, привело, к «обмирщению» социума. Повседневная жизнь современности базируется на фундаменте здравого смысла и рациональности, в соответствии с экономическими,политическими и культурными интересами. При этом в современном мире параллельносуществуют разнонаправленные тенденции. Помимо тенденции дальнейшей секуляризации сознания, имеет место и противоположная ей тенденция «возрождения» традиционной веры и религиозности. Предпосылкой начала этого процесса можно считать поиск современным человеком эмоциональной, психологической и моральной, стабильности в ситуации все возрастающей сложности и динамики жизни, в которой человек ежедневно встречает с множеством проблем. Поэтому секуляризация и ее возможные последствия далеко неоднозначны.В настоящее время актуальной является концепция П. Бергера, который понимает процесс секуляризации как «процесс модернизации», и формирования пространства, освобожденного от веры и религии ы, которая не заканчивает свое существование как более неактуальный социальный институт, а способствует устойчивости и жизнеспособности секуляризованного общества. Во многих концепциях секуляризации акцентируется внимание на том, что она экстраполируется на все сферы жизни человека, вытесняя религию и оставляя для нее только область семьи и связанных с ней социальных отношений. Следствием такой секуляризации становится ее субъективный аспект: вера переходит в пространство личного выбора человека. Религия, которая для современного человека давно уже стала парадигмой мышления, начинает меняться в зависимости от картины мира человека, чему способствуют логика развития общества, усложнение социально-политических отношений, плюрализм, изменение типичного образа жизни, рост влияния массмедиа. И все же, сама вера и ее опыт не могут быть окончательно изъяты из жизни современного человека, несмотря на все негативные последствия секуляризации (утрата смысла, аномия, деструкция представлений об абсолютных непререкаемых моральных смыслов, ценностей, символов и т. д.). Таким образом, современный верующий человек – это секулярно верующий. Его вера являет собой феномен не столько религиозный, сколько светский. Вера выражает себя, преимущественно, как следование нравственным постановлениям, утверждаемых божественным и воплощенным в рамках мирской жизни. Одну из важнейших ролей начинает играть ее нравственная, ценностная функция. Несмотря на трансформацию роли религии в обществе, она не может уйти из жизни современного человека, поскольку умаление значения веры, утрата религиозной традиции будут иметь последствия в виде нравственной дезинтеграции и деградации личности. В современном мире религиозная вера заключает в себе большой, пока ещё не задействованный потенциал, основывающийся на фундаменте культурных ценностей. Эти ценности воплощены в общечеловеческих универсальных категориях – мир, справедливость, любовь, которые интегрируются в сознание человека через его опыт веры и выражаются в его жизни через ее актуализацию.Таким образом, духовная сфера жизни общества является одной из важнейшихаспектов общественной жизни, где особое положение отведено религии и ее институциональным формам. Общественное выражение религиозного сознания в силу своих особенностей располагает значительным культурным и духовным потенциалом, способным выступить нравственной силой в деле, направленном на защиту мира, свобод и прав человека.ЗаключениеВ данной работе был рассмотрен феномен религии и его роли в современном обществе.На основании проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов.Культура содержит в себе ряд подсистем, среди которых наиболее стабильной является религия. Определяющее место в религии занимает религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение опирается на человеческую субъективность, систему идеалов и ценностей.Также было прослежена эволюция значения и роли религии в современном обществе, а также предпринята попытка очертить круг наиболее важных тенденций, характеризующих современное значение и роль религии в обществе. Вопрос о роли религии в жизни современного человека зачастую исследуется в контексте вопроса о потенциальных путях развития и религии. Было рассмотрено три позиции: в современном обществе религия в её традиционном виде не сможет органично вписаться в рациональный мир современного человека; рациональный тип сознания в действительности есть следствие «подлинного религиозного опыта; религия, не утрачивая своей внутренней логическое структуры, будет включена в фундаментальное знание о реальности. Религия начинает меняться в зависимости от картины мира человека, чему способствуют логика развития общества, плюрализм, усложнение социальных отношений, изменение образа жизни, рост влияния массмедиа, процессы секуляризации. Вера выражает себя преимущественно как следование нравственным законам, утверждаемым божественным, в связи с чем, важнейшую роль начинает играть ее аксиологическая функция религии.Список использованной литературыАйснер С. Ю. Роль, место и функции религии в системе культуры / C.Ю. Айснер // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2009. - № 3. – С. 238-241.Ахундов М. Д., Баженов Л. Б. Научное и религиозное мировоззрение в системе культуры (Опыт полемики) / М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов // Физика в системе культуры. – Москва: ИФ РАН, 1996. – С. 197-215.Бергер П. Еретический императив / П. Бергер // Религия и общество : хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – Москва : Аспект Пресс, 1996. – С. 339-364.Григоренко А. Ю. Основные типы и модели государственно-церковных отношений в современном мире (ХХ-ХХI века) / А.Ю. Григоренко // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2015. - № 2. – С. 140-145.Деннет Д. Материалы к путеводителю по религиям для покупателя / Д. Деннет // Логос. – 2008.- № 4 (67). – С. 3-27.Еремин А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в новом историческом контексте: трансформации цивилизационных основ интегративных процессов в контексте глобализации / А.В. Еремин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. - № 2. – С. 242-253.Исакиевский собор накануне перемен [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. – 2017. - № 1 (319). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4871&level1=main&level2=articles (Дата доступа: 22.05.2020).Катин В. И. Взаимоотношения Церкви и российского государства: статус-кво и перспективы / В.И. Катин // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 1. – С. 277-283.Кузнецов Р. И. Проблемы соотношения мифологии и религии в религиозной культуре / Р.И. Кузнецов // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - № 2. – С. 50-59.Кузнецов Р. И. Религиозная духовность как фактор культуры / Р.И. Кузнецов // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - № 1. – С. 40-48.Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности / М.Ю. Смирнов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 2. – С. 62-73.Федоров А. А. Концепции будущего религии в социально-гуманитарной мысли XIX-ХХI веков: проблематика и опыт классификации / А.А. Федоров // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2009. - № 4. – С. 24-36.Чеснова Е. Н. Феномен религиозной веры в современном мире: особенности существования и перспективы / Е.Н. Чеснова // Научный диалог. – 2013. - № 11(23). – С. 164-176.Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / сост. М. Киннемон, Б. Коуп. – Москва : Библейско-Богословский институт им. ап. Андрея, 1997. – 615 с.Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии / И.Н. Яблоков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2011. - № 1. – С. 204-211.Ячин С. Е. Христианская культурная парадигма / С.Е. Ячин // Ойкумена. – 2014. - № 1. – С. 87-99.
2. Ахундов М. Д., Баженов Л. Б. Научное и религиозное мировоззрение в системе культуры (Опыт полемики) / М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов // Физика в системе культуры. – Москва: ИФ РАН, 1996. – С. 197-215.
3. Бергер П. Еретический императив / П. Бергер // Религия и общество : хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – Москва : Аспект Пресс, 1996. – С. 339-364.
4. Григоренко А. Ю. Основные типы и модели государственно-церковных отношений в современном мире (ХХ-ХХI века) / А.Ю. Григоренко // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2015. - № 2. – С. 140-145.
5. Деннет Д. Материалы к путеводителю по религиям для покупателя / Д. Деннет // Логос. – 2008.- № 4 (67). – С. 3-27.
6. Еремин А. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви и государства в новом историческом контексте: трансформации цивилизационных основ интегративных процессов в контексте глобализации / А.В. Еремин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. - № 2. – С. 242-253.
7. Исакиевский собор накануне перемен [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. – 2017. - № 1 (319). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4871&level1=main&level2=articles (Дата доступа: 22.05.2020).
8. Катин В. И. Взаимоотношения Церкви и российского государства: статус-кво и перспективы / В.И. Катин // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 1. – С. 277-283.
9. Кузнецов Р. И. Проблемы соотношения мифологии и религии в религиозной культуре / Р.И. Кузнецов // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - № 2. – С. 50-59.
10. Кузнецов Р. И. Религиозная духовность как фактор культуры / Р.И. Кузнецов // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - № 1. – С. 40-48.
11. Смирнов М. Ю. О религиоведении, религии и религиозности / М.Ю. Смирнов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2008. - № 2. – С. 62-73.
12. Федоров А. А. Концепции будущего религии в социально-гуманитарной мысли XIX-ХХI веков: проблематика и опыт классификации / А.А. Федоров // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2009. - № 4. – С. 24-36.
13. Чеснова Е. Н. Феномен религиозной веры в современном мире: особенности существования и перспективы / Е.Н. Чеснова // Научный диалог. – 2013. - № 11(23). – С. 164-176.
14. Экуменическое движение. Антология ключевых текстов / сост. М. Киннемон, Б. Коуп. – Москва : Библейско-Богословский институт им. ап. Андрея, 1997. – 615 с.
15. Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с.
16. Яблоков И. Н. Понятие и функции религии / И.Н. Яблоков // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2011. - № 1. – С. 204-211.
17. Ячин С. Е. Христианская культурная парадигма / С.Е. Ячин // Ойкумена. – 2014. - № 1. – С. 87-99.
Вопрос-ответ:
Каково место и функции религии в современном обществе?
Религия занимает важное место в современной культуре и выполняет различные функции. Она может служить источником нравственных ценностей, помогать людям в поиске смысла жизни, обеспечивать социальную интеграцию, а также предоставлять рамки для понимания и объяснения окружающего мира.
Какое современное состояние религии и какую роль она играет в обществе?
Современное состояние религии варьируется в разных регионах и среди разных групп населения. В некоторых обществах религия продолжает играть важную роль, особенно в таких сферах, как образование, политика и мораль. Однако в других обществах роль религии сократилась, и она перестала быть центральной частью жизни людей.
Какие философы затрагивают вопрос о будущем религии и какие позиции они занимают?
Три известных философа - Д. Деннет, Дж. Ваттимо и Р. Рорти - занимают противоречащие друг другу позиции по вопросу о будущем религии. Это яркий пример плюрализма мнений в полемике о религии. Их взгляды на религию существенно отличаются друг от друга, и каждый из них предоставляет свою философскую интерпретацию будущего религии.
Какая роль религии может быть в современном обществе?
Роль религии в современном обществе может быть разнообразной. Она может помогать людям в поиске смысла жизни и предоставлять им нравственные ориентиры. Религия также может способствовать социальной интеграции и обеспечивать устойчивость общественных ценностей. Кроме того, она может иметь влияние на политические и экономические процессы в обществе.
В чем заключается проблема полемики о будущем религии?
Проблема полемики о будущем религии состоит в том, что различные философы и ученые занимают противоречащие друг другу позиции. Это свидетельствует о плюрализме мнений в обсуждении будущего религии. Каждый из них предлагает свою интерпретацию развития религии, что делает эту проблему сложной и многогранной.
Каково место и функции религии в современной культуре?
Религия в современном обществе занимает одно из важнейших мест в структуре культуры. Она выполняет ряд функций, таких как удовлетворение духовных потребностей, предоставление моральных норм, обеспечение социальной стабильности и единства, а также укрепление социальных связей и солидарности.
Какое современное состояние религии и какую роль она играет в обществе?
Современное состояние религии разнообразно. Она продолжает существовать и оказывать влияние на общество. Религия выполняет различные функции, такие как духовное направление, основа для создания и поддержания моральных норм, способ объединения людей и формирования идентичности. Она также может служить источником конфликтов и противостояния в обществе.
Что говорят о будущем религии философы Дэниел Деннет, Джонатан Ваттимо и Ричард Рорти?
Философы Дэниел Деннет, Джонатан Ваттимо и Ричард Рорти имеют разные точки зрения на будущее религии. Они непосредственно не согласуются друг с другом, что показывает плюрализм мнений в отношении будущей роли религии. Каждый из них предлагает свою концепцию и интерпретацию ее значения и смысла.
Каковы противоречия в позициях философов Дэниэла Деннета, Джонатана Ваттимо и Ричарда Рорти?
Позиции философов Дэниэла Деннета, Джонатана Ваттимо и Ричарда Рорти противоречат друг другу в отношении будущего религии. Каждый из них имеет свое видение роли религии в обществе, свои объяснения и интерпретации ее значения и функций. Это наглядно демонстрирует различия в мнениях и подходах к проблеме будущего религии.
В чем состоит проблема полемики о будущем религии?
Проблема полемики о будущем религии заключается в том, что разные философы и ученые имеют противоречивые мнения и подходы к исследованию этой темы. Отсутствие консенсуса и плюрализм мнений делают обсуждение будущего религии сложным и требующим дальнейших исследований и дебатов.
Какое место и функции занимает религия в современной культуре?
Религия занимает важное место в современной культуре и выполняет различные функции. Она служит средством общения и социализации людей, укрепления и поддержания общественных ценностей, формирования моральных норм и правил поведения. Религия также предлагает людям систему верований, которая может давать ответы на вопросы о смысле жизни, утешать в трудных моментах и объединять людей вокруг общих ценностей и целей.