Осмысление коммуникации в теориях массовой культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и практика СМИ
  • 25 25 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 03.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование теории массовой культуры 6
1.1.Понятие массовой культуры, основные теории 6
в зарубежной и российской литературе 6
1.2. Характеристики и особенности массовой культуры 10
Глава 2. Массовые коммуникации как инструмент влияния 12
2.1 Понятие и признаки коммуникации, их особенности 12
2.2. Виды и особенности массовых коммуникаций 14
2.3. Масс-медиа, как один из видов коммуникаций 17
в массовой культуре 17
Заключение 24
Список использованной литературы 26


Фрагмент для ознакомления

М. Маклюэн, восхвалявший возможности телеакустических средств, познакомившись с результатами их влияния на школьников, пришел к выводу, что телевидение враждебно цивилизации и образованию.Масс-медиа – это социальные институты в современном мире, которые могут сыграть важные роли при формировании всех социальных установок и участвующие во всех социальных и культурных событиях.Британский социолог Э. Гидденс выделил основные характеристики и особенности масс медиа. Масс-медиа - это глобальная основа отношений, которая связывает некоторые государства и общности. Медиа стали одним из самых важных факторов всемирной глобализации. Появилась тенденция к обособленности отдельных государств, связанной с тем, что существуют различия в этнокультуре и принципах построения социальных институтов. Это отражается в разнообразии местных медиа. Появляются локальные издания на национальном языке, местные теле и радиостанции, специализированные кабельные каналы. Всемирная паутина, как еще называют Интернет, имеет тенденцию к росту, и она появляется даже в самых дальних уголках мира.В исследованиях медиа существует распространенное мнение о том, что СМИ являются проводниками заданных властными структурами идей, с целью индоктринации и манипуляции. Это вполне справедливо по отношению к «закрытым», тоталитарным обществам. Тем не менее, в последнее время нарастает тенденция рассматривать медиа, как свободную зону производства значений, в которой медиасообщения обретают тот или иной смысл в зависимости от их «прочтения» аудиторией, от возраста, социального или экономического положения этой аудитории.Если говорить о современной массовой культуре, то можно ее олицетворить с медиакультурой. Масс-медиа оказывают самое важно воздействие на внешний вид человека, его культуру, жизнь, моду и все остальные сферы. Главным видом средства массовой информации было телевидение вплоть до середины прошлого века.Британского исследователь современной культуры Дж. Стори определяет телевидение, как форму популярной культуры конца ХХ века. Она являлось самой популярным видом досуга в современном мире до появления Интернета.Телевидение является самым важным фактором, который необходим для формирования социального и культурного пространства в современном обществе. «Впервые в истории, – пишет известнейший теоретик постиндустриального общества Д. Белл, – телевидение создало то, что греки некогда называли ойкуменой, – единое сообщество, или то, что М. Маклюэн назвал «глобальной деревней»». Проблема влияния масс-медиа на процесс формирования жизненного мира современного человека, начиная с самого раннего возраста, ставится как во многих современных теоретических исследованиях, так и в различных дискуссиях, материалах прессы, в самих СМИ.Критические замечания и мысли о важности роли средств массовой коммуникации на современную культуру можно прочитать как в западных публикациях, так и в трудах российских экспертов научной среды. На данный момент возникли и уже утвердились разные направления исследования о телевидении и массовых коммуникациях, которые выработали разные методологические и концептуальные подходы. В научных работах применяются различные термины о медиакультуре – массовые коммуникации, СМИ, массмедиа, публичные коммуникации, паблисити и тому подобное.На практике существует несомненная сложность в практическом разделении двух важнейших аспектов средств массовой коммуникации, технологического и социокультурного. Особенно остро встает этот вопрос в последние годы в связи с небывалым ростом новых информационных технологий, который крайне затрудняет прогнозирование, как в этой конкретной сфере, так и в социокультурной динамике в целом. В 90-е годы ХХ века знаменовали новый этап, как в мировых, так и в отечественных массовых коммуникациях, причем в рамках этого периода процессы, происходящие в отечественных массмедиа, практически совпадают с подобными процессами в европейских.Основной характеристикой ситуации в медиапространстве в мире явилась в конце прошлого века непредсказуемость и неслыханная скорость технологических инновационных открытий, которые могут позволить построить определенный прогноз о том, как будет выработан процесс получения информации из масс-медиа с точки зрения создание виртуальной платформы для культуры, появления новых медиа, роста интерактивной составляющей, а также будущего классических медиа.В ХХI веке несомненный приоритет среди средств массовой коммуникации смещается в сторону интернета, создавшего безграничные возможности доступа к информации. Как считали создатели «всемирной паутины», ее главным достижением является безграничная свобода индивида в информационном пространстве. Расширение этого пространства наметилось уже в конце ХХ века в Европе и в США, когда рождающимся символом нового будущего стала электронная супермагистраль в образе пятиста каналов, неограниченной интерактивности и повышенной возможностью потребительского выбора и явного контроля. Такой образ полон обещания, свободы и выбора, считают исследователи, позитивно настроенные по отношению к новым технологиям. Далеко не все относятся к этому технологическому взрыву столь оптимистично, и прогнозы в этой области весьма противоречивы.«Непредсказуемость» будущего общества определена в известной фразе А. Тоффлера – «шок будущего», которая уточнена им в последней части трилогии под названием «Смена власти», посвященной разработкам понятий контроля над изменениями в будущем. Изменения, быстрые и драматичные, идущие в непрогнозируемых векторах развития, могут стать главной чертой жизни общества «на краю ХХI века», влияет на него в комплексе, а также на судьбы отдельных людей.Тоффлер считает, что механизм, который контролирует изменение – это власть, базирующаяся на трех самых важных предпосылок социального контроля, таких как богатство, насилие и знания. Эти аспекты, которые помогают регулировать социальные механизмы, могут присутствовать в культуре массовой коммуникации. Какое либо прогнозирование или необходимость регуляции этого будущего будет четко связываться с тем, что случается с масс-медиа, как в социокультурной области, так и в технологической.Несмотря на динамизм, который присущ всей области медиа, а «новым медиа» в особенности, некоторые базовые теоретические положения, разработанные как в рамках собственно media studies, ставшими уже общепринятой академической дисциплиной на Западе, так и в области философии и социологии культуры, не теряют своей актуальности. Как особо значимые для исследований телевидения как культурной формы можно выделить концепцию Р. Уильямса, семиотическое направление в изучении текстов телевидения и постмодернистский подход к теле- и видеокультуре.ЗаключениеМассовая культура в этом мире – это не только важнейший фактор современного социального общества, но и пространство, где можно анализировать и исследовать все области социального и гуманитарного знания.Те теоретические подходы и перспективы, в рамках которых анализируется массовая культура, также весьма разнородны и зачастую представляют собой частный случай в применении более общего подхода. Например, как применить структурализм и семиотику в изучении массовой культуры.Одной из целей которую мы поставили в данной работе – это систематизация и описание различных теорий массовой культуры, которые зарубежом исследовали, уже начиная с 30-х годов прошлого века, а в российском научном сообществе только последние десятилетия.До недавнего времени можно было по пальцам перечислить серьезные научные исследования, посвященные проблемам массовой культуры, причем, по, вполне понятным причинам, большинство работ, написанных в советское время, были, весьма тенденциозны и ставили задачу не столько объективного исследования, сколько идеологически выдержанной критики.Несмотря на то, что в постсоветский период массовая культура осознается как несомненное «присутствие» в нашем повседневном существовании, как весомый фактор формирования ценностных структур социума, как важнейшая область экономической жизни и «культурного производства», академические исследования долго продолжали обходить стороной все многообразие феноменов, входящих в пространство массовой культуры.В данной курсовой работе мы рассмотрели теории массовой культуры, их понятие, признаки характеристики, виды массовой культуры и ее структура, а также проанализировали масс-медиа, как инструмент массовой коммуникации в культуре и обществе. Можем сделать вывод, что важно знать и понимать все теоретические основы массовой культуры, потому что она влияла, и будет влиять на сознание человека и на формирование стабильного социального и правового общества. Без массовой культуры невозможно не только общество, а в принципе без культуры не может существовать человек, ведь культура определяет его жизненные принципы и приоритеты.Список использованной литературыГофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 2018.138 С.Аверин А.Н. Социология коммуникации и социология массовой коммуникации в системе научного знания. – Научная статья – Журнал «Коммуникалогия» - №5, том 3. Сошников А.Е. Массовая культура и ее характеристики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. - М., 2002. 220С.Фетисова Т.А. Культура города/Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2015. Шапинская Е.Н. Массовая культура: Очерк теорий Научная статья – Журнал «Культура культуры, 2016 г. - №3(11), том. 1Коды массовой культуры: российский дискурс. Коллективная монография / Под науч. ред. Т.С. Злотниковой и Т.И. Ерохиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб.: Медиум, Ювента, 1997.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1988. № 2.Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994.Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2015Иванов В.И. Массовая коммуникация. Монография – Центр свободной прессы, 2015 г. – 902 с.Культурология. Часть II Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения /Под ред. Еремина Ю.В.Москва, 2016. - 79с.Конецкая В.Г. Социология коммуникации. – М.: Межд. Ун-т бизнеса и упраления. 1997. – 304 стр.Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. Москва. «РиП-холдинг» 2014г. – 319 стр. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. – 409 стр.Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. Василика М.А. Москва. «Гардарики» 2017 г.

Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. - М.: Наука, 2018.138 С.
Аверин А.Н. Социология коммуникации и социология массовой коммуникации в системе научного знания. – Научная статья – Журнал «Коммуникалогия» - №5, том 3.
Сошников А.Е. Массовая культура и ее характеристики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс].
Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. - М., 2002. 220С.
Фетисова Т.А. Культура города/Человек: образ и сущность. – М.: ИНИОН, 2015.
Шапинская Е.Н. Массовая культура: Очерк теорий Научная статья – Журнал «Культура культуры, 2016 г. - №3(11), том. 1
Коды массовой культуры: российский дискурс. Коллективная монография / Под науч. ред. Т.С. Злотниковой и Т.И. Ерохиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб.: Медиум, Ювента, 1997.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1988. № 2.
Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2015
Иванов В.И. Массовая коммуникация. Монография – Центр свободной прессы, 2015 г. – 902 с.
Культурология. Часть II Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения /Под ред. Еремина Ю.В.Москва, 2016. - 79с.
Конецкая В.Г. Социология коммуникации. – М.: Межд. Ун-т бизнеса и упраления. 1997. – 304 стр.
Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. Москва. «РиП-холдинг» 2014г. – 319 стр.
Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. – 409 стр.
Основы теории коммуникации. Учебник / Под ред. проф. Василика М.А. Москва. «Гардарики» 2017 г.



Вопрос-ответ:

Что такое массовая культура?

Массовая культура - это культура, созданная для широких масс людей. Она отличается от элитной культуры, которая предназначена для ограниченной группы людей. Массовая культура обычно характеризуется доступностью и коммерческим уклоном.

Какие основные теории массовой культуры существуют?

Существует несколько основных теорий массовой культуры. Одна из них - культурная индустрия, согласно которой массовая культура создается и манипулируется промышленностью в целях контроля над массами. Другая теория - рецепция, которая утверждает, что смысл произведений массовой культуры формируется в процессе его восприятия зрителем или слушателем.

Какие особенности массовой культуры можно выделить?

Массовая культура имеет несколько особенностей. Во-первых, она массово производится и потребляется, то есть адресована широким слоям населения. Во-вторых, она ориентирована на коммерческий успех и приносит высокую прибыль. Наконец, массовая культура обычно несет развлекательный характер и создает иллюзию свободного выбора для потребителей.

Что такое массовые коммуникации и какие они бывают?

Массовые коммуникации - это процесс передачи информации или идей массовой аудитории с помощью различных средств, таких как телевидение, радио, газеты и интернет. Виды массовых коммуникаций могут включать новости, развлекательные программы, рекламу и пропаганду.

Какую роль массовые коммуникации играют в массовой культуре?

Массовые коммуникации играют важную роль в массовой культуре. Они служат инструментом влияния на массы, формируя и распространяя определенные стереотипы, ценности и мнения. Массовые коммуникации способствуют созданию общественного мнения и формированию культурных трендов.

Какие основные теории существуют в зарубежной и российской литературе о понятии массовой культуры?

Основные теории, существующие в зарубежной и российской литературе о понятии массовой культуры, включают в себя теорию культурной индустрии, теорию потребления и теорию рецепции. Теория культурной индустрии утверждает, что массовая культура создается и контролируется культурными индустриями, такими как киностудии, издательства и телевизионные каналы. Теория потребления подчеркивает, что массовая культура формируется в результате спроса потребителей и рыночных механизмов. Теория рецепции, наоборот, акцентирует внимание на реакции и интерпретации аудитории на массовую культуру.

Какие характеристики и особенности массовой культуры можно выделить?

Характеристики и особенности массовой культуры включают в себя: доступность и потенциальную широкую аудиторию; стандартизацию и массовое производство контента; коммерциализацию и приоритет финансовых интересов; поверхностность и упрощение сложных тем; эмоциональное воздействие и использование эмоций для привлечения внимания; ориентацию на массовую аудиторию и желание угодить максимально большому количеству людей.

Какие признаки и особенности имеет коммуникация?

Коммуникация имеет несколько признаков и особенностей, включающих в себя: наличие двух и более участников (коммуникантов); передачу сообщений (информации) между участниками; использование разных кодов (языковых, знаковых и т. д.); наличие цели или целей, которые коммуниканты хотят достичь через коммуникацию; взаимодействие и обмен информацией между участниками; возможность влияния одного участника на другого.

Какие теории массовой культуры существуют?

В зарубежной и российской литературе можно выделить несколько основных теорий массовой культуры. В зарубежной литературе применяется теория критической теории, функционализма, постструктурализма и др. В российской литературе представлены такие теории, как теория символического взаимодействия, теория массовых коммуникаций и другие.

Какие особенности и характеристики массовой культуры?

Массовая культура имеет ряд характеристик, среди которых можно выделить широкое распространение и доступность, стандартизацию и потерю индивидуальности, коммерциализацию и использование для коммерческих целей. Особенностью массовой культуры является также ее влияние на массовое сознание и формирование общественного мнения.