Нагорная проповедь: богословский, нравственный, сотериологический аспект.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 24.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ О НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ 5
1.1.Нагорная проповедь как ориентир в выстраивании подлинной христианской жизни 5
1.2.Заповеди блаженства 8
ГЛАВА 2.НРАВСТВЕННЫЙ РАДИКАЛИЗМ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ 19
2.1.Нравственные аспекты Нагорной проповеди 19
2.2.Молитва как важнейшая часть христианской жизни 21
ГЛАВА 3.ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ – НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ 25
3.1.Пути к спасению согласно Нагорной проповеди 25
3.2.Евхаристия как Таинство единения с Христом 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, молитву, понимаемую в широком смысле, необходимо совершать в любое время и во всяком месте. Святые отцы убедительно доказывают, что молитва является полностью совместимой с обыденными делами, обязанностями, которые человеку необходимо исполнить согласно его общественному и семейному положению. Соответственно, в христианском учении принято, что люди не должны уклоняться от труда, прикрываясь необходимостью молиться и петь псалмы. Настоящий подвижник должен быть трудолюбив.Еще в дни служения Иисуса Христа на земле, ученики Его обратились с просьбой о научении их искусству правильной молитвы. И Господом данная просьба была удовлетворена – Он дал им образец молитвы, а именно, речь идет о, наверное, главной молитве христиан – «Отче наш». Особо стоит заметить, что в учении о монашестве в христианстве также важное значение придается молитве. Первым делом истинного монашествующего является молитва. Согласно учению Макария Великого, необходимо постоянно побуждать себя к пребыванию в молитвах, чтобы достичь великого блага.Василий Великий также говорил о том, что вся жизнь монаха должна быть посвящена молитве, для исполнения заповеди богообщения необходимо непрестанно молиться (1 Фес. 5. 17).И настолько высока должна быть молитвенная ступень подвижника, что не могущих ещё сказать «готово сердце моё, готово» (Пс. 56. 8), святые отцы называли младенцами. И это ещё одна причина принятия обета нестяжания, ибо имея эту страсть, невозможно чисто молиться. Ну а само молитвословие по учению Иоанна Лествичника, может быть наиболее близким к Богу не иначе как в уединении (разумеется, каждому по его силам, ибо немногие могут всеобъемлюще молиться наедине).Молитвенное монашество основана на святоотеческой теории познания, иными словами, речь идет о достижении посредством рационального познания созерцания (феории), тогда как благодаря созерцанию монах начинает ведать (гнозис), ведение представляет собой высшую степень богопознания.Достаточно точно различие между монашествующим и мирским человеком было выражено Макарием Великим: «Испытай себя: не занимают ли тебя земные попечения, великая забота о телесной пище и одежде, о прочих нуждах и о покое, не промышляешь ли о себе, в чем велено тебе вовсе не заботиться. Узнай: плотские страдания не приводят ли тебя иногда к земным врачам, как будто Христос, в Которого ты уверовал, не может уврачевать тебя? Ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим и родиться свыше от Духа, приявший обетования высшие и бoльшие, и соделавшийся чуждым для мира, должен приобрести новые и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь».Если монашествующий усердно подвизается в молитве, то он обретает благодать Божию, общается с Богом, постигает сокровенные тайны Писания. Простое чтение не может привести человека к постижению Божественной Истины.Таким образом, истинный монашествующий должен испытать себя, проверить, есть ли в его душе готовность и решимость для оставления всего земного ради Бога, есть ли у него решимость претерпевать тяготы во имя славы Господа и служения Ему. Подвиг истинного монашества совершается всегда в строгом посте и молитве.Наконец, Нагорная проповедь учит нас о том, что для вступления в Божественное Царство нам необходимо не только испытывать добрые чувства, но также и совершать непрестанно добрые дела. Мы можем сделать вывод о том, что Нагорная проповедь учит, что вера без действий, по сути, мертва. Это важнейшее нравственное правило. Подлинная христианская жизнь – это жизнь действенная, наполненная молитвами и добрыми делами. ГЛАВА 3.ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ – НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ3.1.Пути к спасению согласно Нагорной проповедиБезусловно, Нагорная проповедь указывает путь ко спасению. Во-первых, исходя из Нагорной проповеди можно сделать вывод о том, что для спасения души люди должны выполнять Божественные установления: соблюдать пост, посещать храм Божий, почитать пастырей и т.д. Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем.Святые отцы называли молитву матерью всех добродетелей за то, что через неё можно испросить у Бога все остальные добродетели и все блага, временные и вечные. Сам Господь об этом сказал так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Матф.7:7). Для того, чтобы достичь спасения своей души, человек должен совершать милостыню, душевную и телесную, любить ближних как самого себя и заботиться о них. Душевная милостыня проявляется в том, что человек прощает своих ближних, причинивших ему огорчения и обиды, оскорбления и неприятности. Душевная милостыня проявляется и в заботе о спасении душ ближних, что выражается в просвещении их ума учением Христовым, наставлением их на путь истинный, научению их в делании добра. Телесная милостыня проявляется в том, что человек помогает нуждающимся ближним, давая им бесплатно хлеб, одежду, деньги, еду. Господь о людях, творящих милостыню, говорил, что они будут помилованы, то есть спасутся. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Матф.5:7). И наоборот, немилостивых людей ждет суд Божий без милости. И для таких людей нет спасения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Для того, чтобы достичь спасения, нужно приносить Господу Богу чистосердечное искреннее раскаяние во всех своих согрешениях. И делать это нужно в ежедневной молитве. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5). Очистив себя исповедью, далее для спасения своего человек должен приобщиться Святых Таинств и причаститься Всесвятого Тела Христова и Всесвятой Крови Христовой, так как причащение также необходимо для спасения души человеческой. «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:53–54). 3.2.Евхаристия как Таинство единения с ХристомВ связи с этим следует обратиться к важнейшему Таинству Евхаристии.Итак, в первую очередь, следует коснуться вопроса относительно действительности Тела и Крови Христа в Евхаристии. Относительно первого вопроса – представляют ли хлеб и вино действительные Тело и Кровь Христа по самому своему существу – можно сказать, что и свт. Иоанном Златоустом он решается в положительном ключе. Это указано во многих его творениях. Причем, святитель выражает свое удивление тому, что люди сожалеют о том, что не были современниками Христа, но при этом обладая Таинством Евхаристии. Как считал Иоанн Златоуст, данное Таинство дает возможность узреть Христа, прикоснуться к Нему так, как они прикасались бы к Нему, если бы жили в Палестине в первой половине I века нашей эры. «Вот ты видишь Его, - говорит свт. Иоанн, - прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он тебе дает не только видеть Себя, но и касаться и вкушать и принимать внутрь (αψασθαι και φαγειν και λαβεινενδον)».Это позволяет говорить о том, что евхаристические хлеб и вино – это есть истинное Тело, Кровь Христа. Свт. Иоанном Златоустом, когда речь заходит о вкушении Христа, употребляются достаточно реалистичные выражения – например, святитель пишет, что мы «угрызаем» Христа. Однако учение свт. Иоанна Златоуста об Евхаристии является настолько сложным, прикровенным, что дает возможности для появления разного рода трактовок и интерпретаций. Например, согласно позиции протестантских богословов, слова Иоанна Златоуста обладают спиритуалистическим характером. А это значит, что учение святителя об Евхаристии является символическим. В частности, это такие выражения, как «духовная пища», «духовное питие», «пиршество духовное».И все же, для православных богословов здесь отсутствует какое-то противоречие. Здесь уместно обратиться к толкованию Златоуста на слова ап. Павла: «все пили одно и то же духовное питие» (1 Кор. 10, 4) (речь идет о той воде, которую Моисей высек из скалы – см. Исх. 17, 1-7). Святитель дает следующий комментарий: «Он назвал это питие духовным не потому, чтобы оно было таким по своей природе, но потому, что было таким по способу произведения. (…) Не свойство камня, но сила действующего Бога произвела эти потоки». Таким образом, Евхаристия является духовной пищей, поскольку ее совершение достигается в том числе и посредством силы Святого Духа. Также Святыми Отцами была развита мысль о том, что евхаристическое и историческое Тело Христово являются тождественными. Святые Отцы предостерегают против того, чтобы совершать причащение недостойно, а именно, речь идет о причастии небрежном, неблагоговейном, неуважительном. Достойное причащение в понимании Святых Отцов означает, что оно совершается в состоянии духовного трепета, пламенной любви, верой в том, что Христос реально присутствует в Святых Дарах, необходимо сознавать величие момента и данной святыни. Ни в коем случае нельзя полагать, что принимаешь просто хлеб и просто вино. В таинстве Евхаристии происходит единение верующих со Христом.Для того, чтобы достичь спасения души, человек должен без ропота, смиренно и достойно переносить все трудности жизни, которые выпадут на его жизненном пути. Случится ли неурожай или созревший хлеб истребит саранча, или побьет его град, будет ли падеж скота, или собственная болезнь, придется ли претерпеть гонения и обиды от сильных и несправедливых людей, – все эти невзгоды человек должен переносить без ропота и без хулы, потому что ещё Господь заповедовал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лук.21:19), «Претерпевший же до конца спасется» (Матф.24:13). Итак, мы можем сделать вывод о том, что Нагорная проповедь учит нас конкретным путям обретения спасения. В частности, это добрые дела, непрестанные молитвы, изучение Священного Писания, покаяние, принятое посредством Таинства Евхаристии. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Таким образом, Нагорная проповедь репрезентует учение Христа во всей полноте. Изучение Нагорной проповеди необходимо каждому христианину, который желает выстраивать свою жизнь в согласии с Христовыми законами и заповедями, стремиться к совершенствованию. В Нагорной проповеди указаны конкретные нравственные указания по достижению главной цели жизни христианина – спасению. Основное назначение человека согласно Нагорной проповеди – самосовершенствование и стремление к праведной жизни. Настоящий христианин должен обязательно тщательно изучать Евангелие, выстраивать свою жизнь согласно заповедям, постоянно молиться, воспитывать в себе смирение, отказаться от приверженности к материальным ценностям. Быть христианином – это сложный нравственный, духовный труд.Цель жизни христианина по Нагорной проповеди – обрести успокоение в собственной душе, Богопознание, обретение жизни вечной. Кроме того, в христианстве человек стремится преодолеть эгоистические побуждения и помыслы. На необходимость совершения благих поступков указывает Нагорная проповедь Христа. Итак, цель жизни христианина состоит в приближении к Образу Бога в себе, к преодолению греха, в стремлении к молитве, совершенствованию помыслов и дел. Духовная помощь другим людям, милосердие, стяжание добродетелей, достижение смирения и смиренномудрия как величайших добродетелей – вот что составляет подлинный смысл христианской жизни.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточники Евангелие от Матфея. http://www.patriarchia.ru/bible/mf/Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения Поучение второе. О смиренномудрии. [Электронный ресурс]. URL://http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm Антоний Великий, св. Наставления.//Добротолюбие .Т. 1 , изд. 4-е, доп. Гл 5. М. 1905. [Электронный ресурс]. URL:// http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_01.htmlИоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.htmlИоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.// https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/Феофилакт, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея.// https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/ЛитератураДолженко А.Г. Нагорная проповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/2Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М., 2009. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.verapravoslavnaya.ru/?Koncevich_Styazhanie_Duha_Svyatago#1Михаил (Богатырев), свящ. Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом./Православие и современность. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogomМожно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404 О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991. Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/_ld/20/2083_1718.htm#n_229Священное Писание о смирении. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3 Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. Христианское Смирение. [Электронный ресурс]. URL:// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники
1. Евангелие от Матфея. http://www.patriarchia.ru/bible/mf/
2. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения Поучение второе. О смиренномудрии. [Электронный ресурс]. URL://http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm
3. Антоний Великий, св. Наставления.//Добротолюбие .Т. 1 , изд. 4-е, доп. Гл 5. М. 1905. [Электронный ресурс]. URL:// http://krotov.info/acts/05/antolog/dobr_01.html
4. Иоанн Златоуст, свт. Наставления в христианской жизни. http://www.golden-ship.ru/load/nastavlenija/nastavlenija_v_khristianskoj_zhizni_ioann_zlatoust/27-1-0-903
5. Святитель Иоанн Златоуст. Таинство Чаши Христовой. http://simvol-veri.ru/xp/svyatitel-ioann-zlatoust.-tainstvo-chashi-xristovoie.html
6. Иоанн Златоуст, свт. Беседа XXV на Евангелие от Матфея. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/
7. Иероним Стридонский, блаженный. Толкование Евангелия.// https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/
8. Феофилакт, блаж. Толкование на Евангелие от Матфея.// https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/
Литература
9. Долженко А.Г. Нагорная проповедь.// https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/2
10. Игнатий Брянчанинов, свт. Приношение современному монашеству, т. V. - М.: Правило веры, 1993. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/2_33
11. Илларион (Алфеев), митр. Святоотеческое учение об Евхаристии. http://pravoslavie.by/page_book/81128
12. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. – М., 2009. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.verapravoslavnaya.ru/?Koncevich_Styazhanie_Duha_Svyatago#1
13. Михаил (Богатырев), свящ. Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом./Православие и современность. (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogom
14. Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404
15. О вере и нравственности. – М.: Московская Патриархия, 1991.
16. Осипов А. Святость человека в православной аскетической традиции. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/_ld/20/2083_1718.htm#n_229
17. Священное Писание о смирении. [Электронный ресурс]. URL: //http://www.verapravoslavnaya.ru/?Smirenie_-_alfavit#3
18. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. http://www.golden-ship.ru/_ld/18/1872_1500.htm#q4
19. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3.
20. Христианское Смирение. [Электронный ресурс]. URL:// http://clubs.ya.ru/4611686018427405274/replies.xml?item_no=4

Вопрос-ответ:

Какую роль играет Нагорная проповедь в выстраивании подлинной христианской жизни?

Нагорная проповедь служит ориентиром и руководством для выстраивания подлинной христианской жизни. Она устанавливает высокие моральные и этические стандарты, которым должны следовать христиане.

Что представляют собой Заповеди блаженства в Нагорной проповеди?

Заповеди блаженства в Нагорной проповеди - это набор принципов и ценностей, которые Иисус Христос объявил благословенными. Они включают смиренность, печаль, кротость, жажду правды, милосердие, чистоту сердца, трудолюбие и стремление к миру.

Каким образом Нагорная проповедь предлагает радикальный подход к нравственности?

Нагорная проповедь предлагает радикальные нравственные принципы, которые требуют от христиан более высокого уровня праведности и святости, чем принятые общественные нормы. Например, она призывает к прощению врагов, несопротивлению злу и полной преданности Богу.

Почему молитва является важнейшей частью христианской жизни в контексте Нагорной проповеди?

Молитва является важнейшей частью христианской жизни, поскольку она позволяет христианам общаться с Богом, искать Его волю и обретать духовную силу и направление для своей жизни. В Нагорной проповеди Иисус призывает своих последователей к постоянной и устойчивой молитве.

Какие пути к спасению согласно Нагорной проповеди?

Согласно Нагорной проповеди, пути к спасению заключаются в исполнении Божьих заповедей, искании царства Божьего и признании Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Эти пути ведут к обретению вечной жизни и спасению души.

Какую роль играет Нагорная проповедь в христианской жизни?

Нагорная проповедь играет роль ориентира в выстраивании подлинной христианской жизни.

Что представляют собой заповеди блаженства в Нагорной проповеди?

Заповеди блаженства в Нагорной проповеди являются некими идеалами поведения и внутреннего состояния, которые призывают христиан следовать, чтобы достичь блаженства.

О каких нравственных аспектах говорится в Нагорной проповеди?

В Нагорной проповеди рассматриваются различные нравственные аспекты, такие как любовь к ближнему, прощение, справедливость и т.д.

Почему молитва является важной частью христианской жизни, согласно Нагорной проповеди?

Согласно Нагорной проповеди, молитва является важной частью христианской жизни, так как через нее христиане общаются с Богом, получают силу и направление для своей жизни.

Какие пути к спасению предлагает Нагорная проповедь?

Нагорная проповедь предлагает пути к спасению, такие как вера, покаяние, прощение, любовь к Богу и ближнему.

Какую роль играет нагорная проповедь в выстраивании подлинной христианской жизни?

Нагорная проповедь играет роль ориентира в выстраивании подлинной христианской жизни. Она содержит заповеди блаженства, которые помогают христианам понять, как следовать пути Спасения.

В чем заключаются нравственные аспекты нагорной проповеди?

Нравственные аспекты нагорной проповеди прежде всего основаны на заповедях блаженства, которые призывают к смирению, милосердию, праведности и другим добродетелям. Эти аспекты помогают христианам развивать свою нравственность и приближаться к образу Божьему.