Роль звукоподражательных игр и игровых приёмов на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 45 45 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 24.06.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Роль звукоподражательных игр и игровых приемов на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей 6
1.1. Формирование звукопроизношения при нормальном онтогенезе у детей 6
1.2. Виды и формы нарушения звукопроизношения у детей 12
1.3 Звукоподражательные игры и игровые приемы как прием коррекции звукопроизношения 15
1.4 Этапы работы по коррекции звукопроизношения 21
Выводы по главе 1 31
Глава II. Педагогический эксперимент по выявлению нарушения звукопроизношений у детей 33
2.1 Сравнительная характеристика методов 33
2.2. Организации обследования детей с нарушениями звукопроизношения 35
2.3. Результаты констатирующего эксперимента 36
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Список литературы 43

Фрагмент для ознакомления

Помимо этого, необходимо иметь хорошо развитый и подготовленный артикуляционный аппарат, который будет способен произносить эти звуки. 2. Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения: сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, отацизмы, гаммацизмы, хитизмы.необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально. В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным. Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.3.Использование звукоподражательных игр является онтогенетически целесообразной тактикой начального периода коррекции звукопроизношения. Активизация сохранных речевых возможностей детей (аморфное произнесение гласных звуков, артикуляционные «зачатки» согласных раннего онтогенеза), а также развитие способности ребёнка воспроизводить двусложную слогоритмическую структуру из одинаковых звуков и слогов – обеспечивает возможность перехода к основному этапу обучения – формирование слогоритмической структуры слов по классификации А.К. Марковой. 4.В основе коррекции звукопроизношения лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению взрослого. Наиболее эффективными являются игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений со звукоподражаниями; использование наглядного материала.Глава II. Педагогический эксперимент по выявлению нарушения звукопроизношений у детей2.1 Сравнительная характеристика методовЦель констатирующего эксперимента – выявить актуальный уровень сформированности звукопроизношения у детей 5-6 лет.Задачи констатирующего эксперимента: 1) подобрать соответствующие возрасту и возможностям детей диагностические задания; 2) провести обследование звукопроизношени у детей 5-6 лет; 3) проанализировать получившиеся результаты и сделать выводы. Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Детского….. В данном образовательном учреждении имеется логопункт для оказания необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет до 7 лет (старшая и подготовительная группа). В констатирующем эксперименте приняли участие 7 детей 5-6 лет.В возрасте 5 лет у 4 детей, участвующих в эксперименте, отмечены недостатки мелкой моторики рук. Это проявляется в том, что дети неумело держат столовые приборы, карандаши, фломастеры, не умело завязывают шнурки, застегивают пуговицы, действуют с мелкими предметами (камушками, бусинками, спичками и др.). В психолого-педагогических характеристиках детей, принявших участие в нашем исследовании, отмечалось: недоразвитие словесно-логического мышления; недостатки слуховой памяти; нарушения концентрации внимания; отклонения в поведении (повышенная ранимость, раздражительность, агрессивность), недостаточная сформированность игровой деятельности. В настоящее время у всех детей отмечены различные нарушения речи (звукопроизношения, фонематических функций), в связи с чем они посещают специальную логопедическую группу. У всех детей были отмечены: полиморфное нарушение звукопроизношения в различных вариантах (велярный ротацизм; межзубный сигматизм и др.); отмечались искажения, смешения звуков. Кроме того, у всех детей имелись нарушения звукослоговой структуры слова, фонематических представлений. В целом из представленной характеристики видно, что у детей наблюдается большое количество эндогенных и экзогенных факторов в пренатальном, натальном и постанатальном периодах, что задерживало у них формирование моторных и речевых функций и стало причиной аномального речевого развития. У всех детей наблюдаются нарушения работоспособности, внимания, повышенная утомляемость. 1. Содержание методики диагностического обследования. Обследование детей проводилось в кабинете логопеда в утренние часы и включало в себя обследование звукопроизношения.При проведении диагностики мы учитывали следующие требования: – с каждым ребенком диагностика должна проводиться индивидуально, в знакомой для ребенка обстановке (в кабинете логопеда); – процедура обследования начинается с налаживания контакта, беседы, которая проводилась в свободной форме; – необходимо создать подходящую обстановку для обследования (нежелательны яркие и необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий); – работе экспериментатора никто не должен мешать; – обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка, экспериментатор должен сидеть рядом с ребенком; – необходимо следить за временем обследования, оно не должно превышать 15-20 минут; – в случае быстрого утомления нужно прервать обследование и дать возможность ребенку походить или сделать несколько физических упражнений, упражнений на снятие напряжения. Изучив методические рекомендации к проведению логопедического обследования дошкольников с речевыми нарушениями Г. А. Волковой, Н. Ю. Григоренко и С. А. Цыбульского, Л. В. Лопатиной, Г. В. Чиркиной, Н. М. Трубниковой, мы разработали диагностическую процедуру. Представим подробнее задания, которые были предложены детям.2.2. Организации обследования детей с нарушениями звукопроизношенияСостояние звукопроизношения оценивается в условиях изолированного произношения, в открытых, закрытых слогах, слогах со стечением согласных, в начале, середине, конце слова. Обследование звуков речи у детей начинается с проверки изолированного произношения. Затем исследовались звуки в слогах, словах и предложениях. Звуки, слоги и предложения предлагается произнести по подражанию, а слова – по предметным картинкам. Проверялись следующие группы звуков: гласные, губно-губные, губно-зубные, заднеязычные, язычнозубные, язычно-передненебные (шипящие и свистящие), язычноальвеолярные (сонорные) согласные. Для обследования использовались предметные картинки, представленные в диагностических альбомах О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой и О. Б. Иншаковой. По результатам обследования всех звуков мы определяли уровень развития звукопроизношения каждого ребенка: Высокий уровень – 5 баллов, ребенок произносит правильно все звуки. Выше среднего – 4 балла, 1-2 звука недостаточно автоматизированы, т.е. в самостоятельной речи возможны ошибки, но при указании они исправляются. Средний уровень – 3 балла, ребенок правильно произносит гласные звуки, согласные раннего онтогенеза; нарушено произношение 1-ой группы звуков. Ниже среднего – 2 балла, нарушено произношение 2-х групп звуков. Низкий – 1 балл, нарушено произношение 3-х и более групп звуков. Таким образом, все полученные данные заносились в заранее подготовленные протоколы обследования по каждому ребенку, далее проводился количественный и качественный анализ результатов, строились диаграммы развития исследуемых областей у детей. По полученным результатам давалось логопедическое заключение о характере и причинах нарушений звукопроизношения у обследуемых детей.2.3. Результаты констатирующего экспериментаВ результате обследований у детей 5-6 лет, мы получили следующие результаты.Нами зафиксированы основные дефекты звукопроизношения: отсутствие звука, искажение, замена звука. Анализ результатов показал, что звукопроизношение нарушено у всех обследованных детей.У каждого ребенка нарушено произношение 3- х и более групп звуков, чаще всего это соноры и/или свистящие и шипящие звуки. Среди ярко выраженных особенностей отметим следующие: – межзубный сигматизм свистящих звуков – 5 детей (35,7%) - не образуется желобок посередине языка, необходимый для прохождения воздушной струи, язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями; – велярное произношение звука [р] – 5 детей (35,7%) – вибрирует только маленький язычок, вибрация не сопровождается шумом; – замена звука [л] на звук [в] – 4 ребенка (28,6%) – губно-зубной параламбдацизм (нижняя губа подтягивается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости);- замена звука [с], [с'] на звук [ш] – 2 ребенка (14,3%), звука [с] на звук [с'] – 2 ребенка (14,3%) - парасигматизм; - замена звука [з] на звук [ж] – 3 ребенка (21,4%), на звук [з'] – 1 ребенок (7,1%); - замена звука [ц] на звук [с] – 7 детей (50%) – парасигматизм свистящих звуков; - замена звука [ш] на звук [с] – 7 детей (50%) – парасигматизм шипящих звуков; - замена звука [ж] на звук [з] – 3 ребенка (21,4) – парасигматизм шипящих звуков; - замена звука [щ] на звук [с'] – 3 ребенка (21,4%) – парасигматизм шипящих звуков; - замена звука [р], [р'] на звук [л] – 3 ребенка (21,4) – кончик языка прижимается к верхним резцам или к небу за ними, боковые края языка опущены; на звук [в] (артикуляция не языком, а нижней губой, язык не принимает участия), [й] (язык выгибается дугой, а кончик остается внизу неподвижным) – 1 ребенок (7,1%) - отсутствие звука [р], [р'] – 4 ребенка (28,6%). В целом по данной группе мы можем сделать такие выводы: средний уровень развития звукопроизношения отмечен у 1 ребенка (7,1%), ниже среднего у 8 детей (57,1%), низкий – у 5 детей (35,7%). Мы обобщили полученные данные и представили их на рисунке 1.Рис. 1. Уровень сформированности звукопроизношения у дошкольников 5-6 летРассмотрим подробнее характеристик выполнения заданий.Ира Н.: из-за нарушений звукопроизношения допускаются ошибки в обследовании фонематического слуха и восприятия: допускаются единичные ошибки в узнавании звука в звуковом ряду, множественные ошибки в различении правильного и неправильного произношения слов, также ошибки в воспроизведении рядов слов и определении количества звуков в слове.Кирилл О.: из-за нарушений звукопроизношения допускаются ошибки в обследовании фонематического слуха и восприятия: допускаются множественные ошибки в узнавании звука в звуковом ряду и в различении правильного и неправильного произношения слов, также ошибки в выделении первого звука в словах и в определении количества звуков и слогов в слове.Соня Г.: из-за нарушений звукопроизношения допускаются ошибки в обследовании фонематического слуха и восприятия: единичные ошибки в узнавании звука в звуковом ряду и в различении правильного и неправильного произношения слов, также единичные ошибки в воспроизведении рядов слов, множественные ошибки в выделении первого звука в словах, трудности в определении количества звуков в слогах и словах.Никита К.: из-за нарушений звукопроизношения допускаются ошибки в обследовании фонематического слуха и восприятия: допускаются множественные ошибки в узнавании звука в звуковом ряду и в различении правильного и неправильного произношения слов, также ошибки в воспроизведении рядов слов и определении количества слогов в слове.Полина З.: допускаются единичные ошибки в узнавании звука в звуковом ряду и в различении правильного и неправильного произношения слов, также множественные ошибки в воспроизведении рядов слов и определении количества слогов в слове.Святослав У.: из-за нарушений звукопроизношения допускаются ошибки в обследовании фонематического слуха и восприятия: допускаются единичные ошибки в узнавании звука в звуковом ряду, множественные ошибки в различении правильного и неправильного произношения слов, также ошибки в воспроизведении рядов слов, выделении первого звука в словах и определении количества звуков в слове.Арина Л.: из-за нарушений звукопроизношения допускаются ошибки в обследовании фонематического слуха и восприятия: множественные ошибки в узнавании звука в звуковом ряду и в различении правильного и неправильного произношения слов, также ошибки в воспроизведении рядов слов, выделении первого звука в словах и определении количества звуков и слогов в слове.По итогам исследования можно сделать вывод, что нарушения звукопроизношения у детей очень вариативны и выражаются в искажениях, смешениях, отсутствии звуков; анализ различных вариантов дефектного произношения показал, что у части детей наблюдалось искаженное произнесение звуков, у части детей искаженное произнесение сочеталось с отсутствием сонорных звуков, у другой части искажения сочетались с заменами звуков. У детей наблюдается нестабильный характер ошибок, отмечены трудности в произношении звуков, правильно произносимых изолированно, в потоке речи, у испытуемых с дизартрией отмечалось увеличение количества ошибок при усложнении артикуляции, увеличении длины слова и т.д.Выводы по второй главеВо второй главе был проведен педагогический эксперимент по выявлению нарушения звукопроизношений у детей, в следствии чего можно сделать следующие выводы:1.В констатирующем эксперименте приняли участие 7 детей 5-6 лет.Изучив методические рекомендации к проведению логопедического обследования дошкольников с речевыми нарушениями Г. А. Волковой, Н. Ю. Григоренко и С. А. Цыбульского, Л. В. Лопатиной, Г. В. Чиркиной, Н. М. Трубниковой, мы разработали диагностическую процедуру.2. Состояние звукопроизношения оценивается в условиях изолированного произношения, в открытых, закрытых слогах, слогах со стечением согласных, в начале, середине, конце слова. Обследование звуков речи у детей начинается с проверки изолированного произношения. По итогам исследования можно сделать вывод, что нарушения звукопроизношения у детей очень вариативны и выражаются в искажениях, смешениях, отсутствии звуков; анализ различных вариантов дефектного произношения показал, что у части детей наблюдалось искаженное произнесение звуков, у части детей искаженное произнесение сочеталось с отсутствием сонорных звуков, у другой части искажения сочетались с заменами звуков. У детей наблюдается нестабильный характер ошибок, отмечены трудности в произношении звуков, правильно произносимых изолированно, в потоке речи, у испытуемых с дизартрией отмечалось увеличение количества ошибок при усложнении артикуляции, увеличении длины слова и т.д.ЗаключениеФормирование и развитие звукопроизношения в онтогенезе обучающихся происходит последовательно и планомерно, со строгой закономерностью и несут ряд черт, общих для всех детей. В онтогенезе звукопроизношения встречаются замены, смешения, исключением являются искажения и пропуски звуков. Для того, чтобы у обучающегося сформировалось верное звукопроизношение, необходимо прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, то есть должен быть сформирован фонематический слух. Помимо этого, необходимо иметь хорошо развитый и подготовленный артикуляционный аппарат, который будет способен произносить эти звуки. Отметим, что авторы выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения: сигматизмы, ротацизмы, ламбдацизмы, отацизмы, гаммацизмы, хитизмы.необходимо отметить, что у разных детей нарушение звукопроизношения индивидуально. В том случае, если у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения какой-либо одной группы, то дефект принято называть частичным, простым или мономорфным. Если же у ребенка отмечается нарушение звукопроизношения, которое охватывает одновременно несколько групп звуков, то в этом случае дефект называют полиморфным или сложным диффузным.Использование звукоподражательных игр является онтогенетически целесообразной тактикой начального периода коррекции звукопроизношения. Активизация сохранных речевых возможностей детей (аморфное произнесение гласных звуков, артикуляционные «зачатки» согласных раннего онтогенеза), а также развитие способности ребёнка воспроизводить двусложную слогоритмическую структуру из одинаковых звуков и слогов – обеспечивает возможность перехода к основному этапу обучения – формирование слогоритмической структуры слов по классификации А.К. Марковой. В основе коррекции звукопроизношения лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению взрослого. Наиболее эффективными являются игровые приемы: использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания; имитационные движения с элементами звукоподражания; чтение художественных произведений со звукоподражаниями; использование наглядного материала.В констатирующем эксперименте приняли участие 7 детей 5-6 лет. Изучив методические рекомендации к проведению логопедического обследования дошкольников с речевыми нарушениями Г. А. Волковой, Н. Ю. Григоренко и С. А. Цыбульского, Л. В. Лопатиной, Г. В. Чиркиной, Н. М. Трубниковой, мы разработали диагностическую процедуру.Состояние звукопроизношения оценивается в условиях изолированного произношения, в открытых, закрытых слогах, слогах со стечением согласных, в начале, середине, конце слова. Обследование звуков речи у детей начинается с проверки изолированного произношения. По итогам исследования можно сделать вывод, что нарушения звукопроизношения у детей очень вариативны и выражаются в искажениях, смешениях, отсутствии звуков; анализ различных вариантов дефектного произношения показал, что у части детей наблюдалось искаженное произнесение звуков, у части детей искаженное произнесение сочеталось с отсутствием сонорных звуков, у другой части искажения сочетались с заменами звуков. У детей наблюдается нестабильный характер ошибок, отмечены трудности в произношении звуков, правильно произносимых изолированно, в потоке речи, у испытуемых с дизартрией отмечалось увеличение количества ошибок при усложнении артикуляции, увеличении длины слова и т.д.Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.Список литературыАкименко В.М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов / Д.: Феникс, 2008. – 141 с.Александров Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т. В. Александровна. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова // под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АСТ, 2005. – 192 с.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5-6. – С. 5-8.Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии / Е. Ф. Архипова. – М.: Астрель, 1997. – 242 с.Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – М.: Просвещение. – 1964. – 90 с.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 364 с.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ Транзиткнига, 2005. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0161/2_0161-270.shtml#book_page_top (дата обращения 25.05.2020).Винарская Е.Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2005.Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Академия, 2007. – 258 с.Волкова Г.Р. Логопедический массаж / Г. Р. Волкова. – М.: Академия, 2003. – 96 с.Воробьева Т.А. Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб.: Литра, 2016. – 47 с. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. – СПб.: Союз, 2000. – 64 с.Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – М.: МГУ, 2009. – 213 сДоман Г. Как научить ребёнка читать. Ласковая революция = How To Teach Your Baby To Read / Перевод Галины Кривошеиной. – М.: АСТ, Астрель, 2004.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И. И. Ермакова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребёнка раннего возраста. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. – М.: БГПУ им. М. Танка, 2010. – 74 с.Капинос В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Академия развития, 2011. – 231 с.Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков / В. А. Ковшиков. – СПб.: Каро, 2006. – 128 с.Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.Методы обследования речи детей: уч. пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 239 с.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи / Л. Г. Парамонова. – СПб.: АСТ, 2011. – 250 с.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классика Стиль, 2003.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е. Ф. Соботович. – Л., 1976. – 97 с.Федосова О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.03 / О. Ю. Федосова; Самарск.гос.пед.унт. – Самара, 2005. – 24 сШаховская С.Н. Нарушение звукопроизносительной стороны речи: Ринолалия. Дизартрия. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I. В 2 ч. Ч. 2 / С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова. – М.: Владос, 2003. – 304 с.Шевцова Е.Е. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – М.: В. Секачёв, 2010. – 96 с.

1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов / Д.: Феникс, 2008. – 141 с.
2. Александров Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т. В. Александровна. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова // под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АСТ, 2005. – 192 с.
5. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5-6. – С. 5-8.
6. Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии / Е. Ф. Архипова. – М.: Астрель, 1997. – 242 с.
7. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – М.: Просвещение. – 1964. – 90 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 364 с.
9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ Транзиткнига, 2005. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0161/2_0161-270.shtml#book_page_top (дата обращения 25.05.2020).
10. Винарская Е.Н., Богомазов Г. М. Возрастная фонетика: учеб. пособие для студентов. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
11. Власова Т.М. Фонетическая ритмика / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М.: Академия, 2007. – 258 с.
12. Волкова Г.Р. Логопедический массаж / Г. Р. Волкова. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
13. Воробьева Т.А. Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб.: Литра, 2016. – 47 с.
14. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. – СПб.: Союз, 2000. – 64 с.
15. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – М.: МГУ, 2009. – 213 с
16. Доман Г. Как научить ребёнка читать. Ласковая революция = How To Teach Your Baby To Read / Перевод Галины Кривошеиной. – М.: АСТ, Астрель, 2004.
17. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И. И. Ермакова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 143 с.
18. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребёнка раннего возраста. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.
20. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш, И. Н. Ясова. – М.: БГПУ им. М. Танка, 2010. – 74 с.
21. Капинос В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – М.: Академия развития, 2011. – 231 с.
22. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков / В. А. Ковшиков. – СПб.: Каро, 2006. – 128 с.
23. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
24. Методы обследования речи детей: уч. пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 239 с.
25. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи / Л. Г. Парамонова. – СПб.: АСТ, 2011. – 250 с.
26. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учеб. пособие для студентов. – М.: Классика Стиль, 2003.
27. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е. Ф. Соботович. – Л., 1976. – 97 с.
28. Федосова О.Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью дизартрии с учетом фонетического контекста: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.03 / О. Ю. Федосова; Самарск. гос. пед.у нт. – Самара, 2005. – 24 с
29. Шаховская С.Н. Нарушение звукопроизносительной стороны речи: Ринолалия. Дизартрия. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I. В 2 ч. Ч. 2 / С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
30. Шевцова Е.Е. Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьева. – М.: В. Секачёв, 2010. – 96 с.

Вопрос-ответ:

Какие роли играют звукоподражательные игры и игровые приемы на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей?

Звукоподражательные игры и игровые приемы имеют значительную роль на всех этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей. Они помогают формировать звукопроизношение при нормальном онтогенезе, а также корректировать различные виды и формы нарушения звукопроизношения. Благодаря игровому характеру, дети больше заинтересованы и мотивированы к обучению, что способствует более эффективному усвоению звуков и развитию речи в целом.

Какие этапы работы по коррекции звукопроизношения могут выделиться?

Можно выделить следующие этапы работы по коррекции звукопроизношения у детей: формирование звукопроизношения при нормальном онтогенезе, выявление и оценка нарушений звукопроизношения, применение звукоподражательных игр и игровых приемов для коррекции звукопроизношения, контроль и закрепление усвоенных звуков и образцов произношения, а также коррекция нарушений связной речи и интонации.

Какие виды и формы нарушения звукопроизношения у детей могут возникать?

У детей могут возникать различные виды и формы нарушения звукопроизношения, такие как замены звуков, пропуск звуков, искажение звуков, неправильное произношение звуков в разных позициях в слове или фразе, аффрирантизмы, гортанные звуки и другие. Каждая конкретная задача коррекции звукопроизношения требует индивидуального подхода и выбора соответствующих игровых приемов.

Какие игровые приемы могут применяться для коррекции звукопроизношения у детей?

Для коррекции звукопроизношения у детей можно использовать различные игровые приемы, такие как пословицы и поговорки, сказки и стихи, звуковые карточки и пазлы, игры с движением и звукоподражание животным или предметам. Важно подобрать игровой прием, способствующий развитию речи и усвоению звуков, и использовать его в игровой и интересной форме для ребенка.

Какие игровые приемы помогают при коррекции звукопроизношения у детей?

На разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей используются различные игровые приемы, такие как звукоподражательные игры, использование игрушек и предметов для моделирования звуков, использование картинок и карточек со словами, игры с движением и мимикой. Все эти приемы позволяют детям сделать упражнения на правильное произношение звуков более интересными и запоминающимися.

Какие этапы работы по коррекции звукопроизношения у детей можно выделить?

Работа по коррекции звукопроизношения у детей включает несколько этапов. Первый этап - формирование звукопроизношения при нормальном онтогенезе, на котором дети учатся правильно произносить звуки с учетом их развития и возрастных особенностей. Второй этап - выявление и классификация видов и форм нарушения звукопроизношения у детей. Третий этап - применение звукоподражательных игр и игровых приемов для коррекции произношения звуков. И четвертый этап - проведение работ по коррекции звукопроизношения.

Какие виды и формы нарушения звукопроизношения могут возникнуть у детей?

У детей могут возникать различные виды и формы нарушения звукопроизношения, такие как замена звуков на другие звуки, искажение звуков, пропуск звуков или добавление неправильных звуков в слова. Возможно также нарушение артикуляционной стороны речи, когда дети не могут правильно формировать звуки из-за нарушений в артикуляционных органах.

Какие игры и приемы используются на первом этапе работы по коррекции звукопроизношения у детей?

На первом этапе работы по коррекции звукопроизношения у детей используются игры и приемы, направленные на формирование звукопроизношения при нормальном онтогенезе. Это могут быть звукоподражательные игры, использование картинок и карточек со словами, игры с движением и мимикой. Все эти игры и приемы помогают детям знакомиться с звуками, правильно их воспроизводить и артикулировать.

Какие игровые приемы используются на разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей?

На разных этапах работы по коррекции звукопроизношения у детей используются различные игровые приемы. На начальном этапе, при формировании звукопроизношения, используются звукоподражательные игры, где дети имитируют звуки животных, транспорта и других предметов. На следующем этапе, при работе с нарушениями звукопроизношения, применяются различные игровые упражнения и упражнения на дифференциацию звуков. На завершающем этапе, в процессе звуковых игр, закрепляется правильное произношение звуков.

Какие виды и формы нарушения звукопроизношения могут встречаться у детей?

У детей могут встречаться различные виды и формы нарушения звукопроизношения. Некоторые дети могут иметь артикуляционные нарушения, когда им сложно правильно произносить определенные звуки или заменять их другими звуками. Другие дети могут иметь недоразвитую слуховую аналитическую слуховую память, что затрудняет различие между звуками. Также встречаются случаи нарушения активной артикуляционной подвижности, когда дети не могут контролировать движение артикуляционных органов при произнесении звуков.

Какие этапы работы по коррекции звукопроизношения присутствуют?

Работа по коррекции звукопроизношения состоит из нескольких этапов. Первый этап - формирование звукопроизношения при нормальном онтогенезе развития речи у детей. Затем следует этап видов и форм нарушения звукопроизношения у детей, где выявляются конкретные проблемные звуки, которые нужно корректировать. После этого начинается этап звукоподражательных игр и игровых приемов, который направлен на исправление ошибок в звукопроизношении. И, наконец, последний этап - заключается в закреплении правильного произношения звуков через игровые упражнения и упражнения на дифференциацию звуков.