современные проблемы определения спортивной ориентации в футболе
Заказать уникальную дипломную работу- 51 51 страница
- 46 + 46 источников
- Добавлена 29.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы спортивной ориентации в футболе 6
1.1. Понятие спортивной ориентации и ее особенности в современном спорте 6
1.2. Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки 11
1.3. Спортивный отбор в многолетнем процессе подготовки футболистов…. 20
Глава 2. Методы и организация исследования 34
2.1. Методы исследования 34
2.2. Организация исследования 35
Глава 3. Содержание и результаты экспериментальной работы по осуществлению спортивной ориентации футболистов 15-16 лет 36
3.1. Модельные характеристики спортивной ориентации футболистов 15-16 лет 36
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 39
Заключение 44
Список литературы 46
Успешное решение поставленных задач спортивной ориентации, во многом зависит от использования информативных и соответствующих поставленной задачей методов исследования, обеспечат объективность полученного материала. Использовались: анализ и обобщение литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; методы математической статистики.2.2.Организация исследованияИсследование проводилось в период (указать период)во время тренировок по футболу, проводимых в(указать место проведения)Проводилось 4 этапа:Первый этап (период) исследования предполагало обобщение и анализ имеющейся литературы на данную тему, после изучения которой была разработана методика, включающая в себя набор упражнений в рамках для исследования подготовленности футболистов и их спортивной ориентации. На втором этапе (период) было организован и проведен констатирующий этап исследования. Для исследования была исследована подготовленность подготовка юных футболистов для их спортивной ориентации.Целью третьего этапа (период) исследования было обработка результатов и оформление дипломной работы.Глава 3. Содержание и результаты экспериментальной работы по осуществлению спортивной ориентации футболистов 15-16 лет3.1. Модельные характеристики спортивной ориентации футболистов 15-16 летВесь процесс спортивного отбора детей при зачислении их в ДЮСШ по футболу распределяют на четыре этапа [3]:1) предварительный;2) подготовительный;3) основной;4) заключительный.Предыдущий этап спортивного отбора проводится обычно в начале учебного года. Его продолжительность - 3-4 месяца. Отобранные в спортивную школу дети проходят комплексный медицинский осмотр.На подготовительном этапе спортивного отбора тренер внимательно изучает индивидуальные способности детей, проводит контрольные испытания в виде тестов и игровых задач. На этом этапе происходит так называемое «просеивания» детей, что позволяет лучших из них привлекать к дальнейшим тренировочных занятий.На основном этапе проводят учебно-тренировочные занятия (в течение 5-6 месяцев) с повторными контрольными испытаниями.На заключительном этапе приказом директора ДЮСШ дети зачисляются в основной состав.Дети перед зачислением в ДЮСШ по футболу участвуют в таких тестах:1) бег на 30 м;2) прыжок в длину с места;3) бег на 400 м;4) бег на 60 м;5) бросок набивного мяча (вес 2 кг) из-за головы;6) жонглирование мячом;7) удар по мячу на дальностьа) сильнее ногойб) слабее ногой.Для выбора игровых амплуа В. П. Губой разработаны модельные характеристики для юных футболистов по антропометрическим и функциональным показателям [3] (табл. 3)Таблица 3Модельные характеристики юных футболистов 7-9 лет для выбора игрового амплуа (В. П. Губа)возрастПоказателиамплуаВратари и центральные защитникиПолузащитники и крайние защитникинападавшиеДлина тела, см122-126,4116-121,2122,5-127,27 летМасса тела, кг27-31,416-20,421,5-25,9Челночный бег 3x10 м, с10,3-10,510,0-10,59,6-9,9Прыжок в длину с места, см112,4-123,3109,3-119,1124,6-136,1Длина тела, см137-144,2119-126,2128-135,28 летМасса тела, кг36,6-41,118-26,829-37,8Челночный бег 3x10 м, с10,0-10.59,8-10,29,3-9,7Прыжок в длину с места, см128,5-132,3118,4-125,6132,4-138,1Длина тела, см139,2-146,4122,8-129,7130,1-137,4Масса тела, кг39-46,629,1-29,630,4-38,89 летЧелночный бег 3x10 м, с9,6-10,19,4-9,99,1-9,4Прыжок в длину с места, см153,4-168,3114,7-149,9150,1-153,2Для футболистов высокой квалификации с целью отбора в клубные и сборные команды разработаны базовые модели для игроков различных амплуа, например, для нападающего [5].Контрольные нормативы по физической и технико-тактической подготовленности футболистов в процессе отбора и ориентации на этапах многолетнего тренировки представлены в табл. 4-7Таблица 4Контрольные нормативы по физической и технической подготовленности футболистовКонтрольное упражнение (тест)Возраст спортсменов, лет678910Общая физическая подготовленностьБег на 15 м с места, с3,403,283,092,912,80Бег на 15 м с ходу, с2,972,882,732,472,27Бег на 30 м, с5,905,805,705,505,40Челночный бег, 3x10, с9,909,609,108,808,60Бег на 50 м, с9,109,008,908,808,70Бег на 300 м, с--63,060,059,0Прыжок в длину с места, см140150160170180Тройной прыжок, см3103503804504905-кратный скачок, см--790820840Прыжок вверх с места, см23,026,027,029,032,0Специальная физическая и техническая подготовкаБег на 30 м с ведением мяча, с9,008,507,007,006,20Удар по мячу на дальность, м--25,030,035,0Вбрасывание мяча на дальность, м678912Жонглирование мячом, количество раз68101520Таблица 5 Контрольные нормативы по физической и технической подготовленности футболистовКонтрольное упражнение (тест)Возраст спортсменов, лет1112131415Общая физическая подготовка (для всех)Бег на 15 м с места, с2,692,582,532,372,31Бег на 15 м с ходу, с2,262,172,091,891,83Бег на 30 м, с5,305,104,804,604,40Челночный бег, 3x10, с8,508,308,007,607,40Бег на 50 м, с8,68,58,48,28,0Бег на 400 м, с57,055,0---Прыжок в длину с места, см190200210230240Тройной прыжок, см5205605906206605-кратный скачок, см910950103011601240Прыжок вверх с места, см34,036,038,040,043,0Специальная физическая и техническая подготовкаполевые игрокиБег на 30 м с ведением мяча, с6,05,85,65,45,2Удар по мячу на дальность, м4045556575Вбрасывание мяча на дальность, количество раз1415161819Жонглирование мячом, количество раз3540506070ВратарьУдар по мячу с рук на дальность, м2530354045Бросок мяча на дальность, м1416202426Таблица 6 Контрольные нормативы по физической и технической подготовленности футболистовКонтрольное упражнение (тест)Возраст спортсменов, лет161718Общая физическая подготовкаБег на 15 м с места, с2,302,302,29Бег на 15 м с ходу, с1,821,801,80Бег на 30 м, с4,304,204,10Челночный бег, 3x10, с7,207,207,10Бег на 50 м, с7,87,26,9Бег на 400 м, с61,060,059,0Челночный бег 7x50 м, с64,062,061,012-минутный бег, г.310031503200Прыжок в длину с места, см250260270Тройной прыжок, см6907207505-кратный скачок, см127013101350Прыжок вверх с места, см47,050,052,0Специальная физическая и техническая подготовкаполевые игрокиБег на 30 м с ведением мяча, с4,84,65,6Удар по мячу на дальность, м808590Вбрасывание мяча на дальность, количество раз212326Жонглирование мячом, количество раз8090100ВратарьУдар по мячу с рук на дальность, м505560Бросок мяча на дальность, м3032343.2. РезультатыисследованияиихобсуждениеВтаблице7приведенырезультатыскоростныхтестовых заданийи скоростной выносливостивзависимости от игровыхамплуа юныхфутболистов16-тилет.Таблица 7Показатели сократимыхспособностейивыносливости футболистов16летразличных игровыхамплуаигровое амплуаnСПтестовые заданияБег, мин.10 м30 м60 м7х50 мВратарь611.9084.418.1864.620.0720.470.191.3233.7710.652.322.04Защитник1411.8894.128.0764.020.0910.390.312.3434.819.463.843.65Полу -Защитник1811.8544.068.3063.420.840.240.292.8234.535.913.494.44Нападающий1411.8003.867.8162.920.730.320.272.2634.058.293.453.59Общие данные по группе5211.8624.118.0963.720.0790.350.262.1834.248.513.213.42Условные обозначения и сокращения:СП- статистические показатели;1 - среднееарифметическое значение;2 - стандартное отклонение;3 - коэффициент вариации;n- количество испытуемыхПривыполнениитестовых заданий«бегна 10и30метров» полузащитник(всравнении сзащитниками) были скорее на 0,035и0,06 ссоответственно.Вбегена 30-ти метровомотрезкерезультаты были выше взащитников(0,23 с) Привыполнениитестового задания «челночный»бег7x50метровлучшее время показалиигроки линии нападения - 62,9 с.На 0,5 с хуже пробежали полузащитники (63,4 с).По 64,0 с преодолели дистанцию защитники, худшее время показали вратари - 64,6 с.В целом результаты закономерны, хотя и несколько неожиданные.Обобщенная характеристика скоростно-силового теста «крест» в таблице 2 позволила установить что:-высокие показатели суммы прыжков показывали вратари (15 лет - 374 см, 16 лет - 386 см);-самые низкие в защитников (229 и 235 см, соответственно);-средние показатели по группе - 306 см (15 лет);315 см (16 лет);-внутренне групповая вариативность была самой высокой среди игроков защитной линии - 27,5 и 24,7% соответственно;Перед выполнением теста была дана установка: выполнять прыжки с максимально возможной дальностью.Тест проводился дважды.При анализе учитывались лучшие показатели.Информативность показателя этого тестового задания растет с продолжительностью тренировочных занятий от среднего до сильного связи, следовательно его можно использовать при отборе на всем протяжении подготовки в специализированных спортивных школах.Таблица 8Показатели информативности тестового задания «крест»№ п / пНаправление и общая длина прыжковвозраст15 лет16 лет1Общая длина прыжков0.630.722Прыжок в перед0.730.763прыжок назад0.180.394Прыжок в право0.570.625Прыжок в лево0.490.64Примечание: количественную меру информативности оценивалипонескольким уровням:слабая связь <0,3;средняя связь = 0,3-0,69 сильная связьот0,7 до 1,0.Особенно высокаяинформативностьприориентации вратарейинападающих.Четыре показателя с 6 входят в ранг сильной связи(r>0,701).Романенко В.В. отмечает, что овладеть техникой невозможно без соответствующего уровня развития основных двигательных качеств, таких как сила, скорость, координационные способности, гибкость, выносливость [10].Анализ проблемы показал, что совместимость по уровню физической подготовленности является базовой условий для формирования футбольной команды. Таким образом эффективность выступлений футболистов на рев Анна зависит от уровня развития скоростно-силового компонента физической подготовленности, так и способности противодействовать усталости в течение 90 минут игрового времени. Важность высокого уровня физической подготовленности для эффективности выступлений на соревнованиях подтверждается сравнительным анализом развитием двигательных качеств у спортсменов [15, ст. 9].Как правило, уровень физической подготовленности оценивается в рамках этапного контроля., Цель которого определить уровень физического состояния спортсмена. Измерение или испытания, которые проводятся с целью определения состояния спортсмена, принято называть тестом, а процесс испытания - тестирование. Полученное числовое значение обозначает результат тестирования [11, ст. 24].В спортивных, и в частности в футболе, возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления скоростных и скоростно-силовых качеств при выполнении различных технико-тактических приемов, скорости ориентирования, принятие решения, перемещений, атакующих и за защитную в условиях дефицита времени и пространства. Поэтому проявление отдельных двигательных качеств в соревновательной деятельности футболистов очень большой, что и требует дифференцированного подхода к их усовершенствованию [6, ст. 21].В свою очередь А. Лисенчука были разработаны модельные характеристики специальной физической подготовленности для футболистов - кандидатов в состав сборной команды РФ. Модельные характеристики физической подготовленности футболистов включили восемь тестов, которые позволили охарактеризовать состояние скоростно-силовых компонентов двигательной функции и специальной выносливости игроков в диапазоне основных требований игровой деятельности [7].Согласно модельным характеристикам, показатели беге на 10 м. С места у футболистов должны быть на уровне 1,65 с., Показатели бега на 10 м. С ходу - 1,08 с., Показатели бега на 30 м. - 4,10 с., показатели бега на 50 м. - 6,20 с.Анализ модельных показателей, отображается ют скоростно-силовую способность футболистов, по мнению А. Лисенчука, должны находиться на уровне 14,87 м. Пятикратном прыжке в длину и 75 см. В выпрыгивания в гору. Кроме этого время челночного бега 7х50 м не должен превышать 60, 52 с., А дистанция, которая пробегается за 12 мин, не должна быть меньше 3300 м. [7].Сегодня важной задачей эффективной подготовки будущих футболистов является организация самого процесса подготовки во внешкольных на высших учебных заведениях и высших учебныхзаведениях , использование современных методик и мировых стандартов.ЗаключениеСпортивная ориентация - это определение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, которое базируется на изучении задатков и способностей спортсменов, их индивидуальных особенностей для формирования спортивного мастерства. Ориентация может касаться выбора узкой спортивной специализации в пределах данного вида спорта (спринтер - стайер, защитник - нападающий), определение индивидуальной структуры многолетней подготовки, динамики нагрузок и темпов прироста достижений, установления ведущих факторов подготовленности и соревновательной деятельности, которые способны существенно повлиять на уровень спортивных результатов.Таким образом, на основании анализа литературных источников и собственной интерпретации научных данных можем сделать вывод, что спортивный отбор - это процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достичь высоких результатов в избранном виде спорта. В футболе в зависимости от этапов многолетней подготовки выделяют четыре этапа отбора: этап первичного отбора, этап начальной специализации или вторичного отбора; этап углубленной спортивной специализации; этап спортивного совершенствования. Проведенное исследование позволило установить, что оптимальными информативными показателями, относительно физической подготовленности и уровня технико-тактического мастерства с учетом корреляционной связи, при отборе в группы спортивного совершенствования являются:- бег на 15 метров;- прыжок в длину с места;- вертикальное выпрыгивание;Специальная система тестирования для определения спортивной специализации юных футболистов на этапе предварительной базовой подготовки будет использована в практической деятельности ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу.Для достижения высокой эффективности в спортивном отборе необходимо многогранное и всестороннее изучение таких характеристик и параметров спортсменов, полностью отражают их морфофункциональные, био механические, медицинские и психологические особенности. Установлено, что физическая подготовленность является ведущим фактором при отборе спортсменов в команды по футболу.Перспективами дальнейших исследований находится под готовка будущих учителей физического воспитания к работе в системе внешкольного образования.Список литературыАлов В.А. Комплексная оценка перспективности детей 7 - 9 лет для занятий футболом на этапе спортивной ориентации: Автореф. дисс...канд. пед. наук. / В.А. Алов. - Ленинград, 1988. - 23 с.Апанасенко ГЛ. Физическое развитие детей и подростков./ ГЛ. Апанасенко. - К.: Здоровье, 1985. - 80 с.Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры, 2006. - № 1. - с. 33-31Боляк А. А. Модельные характеристики физической и технической подготовленности спортсменов спортивной аэробике на этапе предварительной базовой подготовки: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук физ. исх. и спор та: спец. 24.00.01 «Олимпийский и профессиональный спорт» / Андрей Анатольевич Боляк /. - Харьков, 2007. - 35 с. Брыль М. С. Отбор в спортивных играх / М.С. Брыль. - М .: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.Воинов В. Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья / В. Б. Воинов // Известия внешних учебных заведений. Естественные науки. - 2003. - №3. - С. 104-108. Волков В.Н., Филин В.П. Спотивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин.- М .: ФиС, 2003. - 176 с.Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - М.: Олимпийская литература, 2002. - 294 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - Москва: Педагогика, 1996. - 160 с.Гамон Д. Как развивать умственные способности, память и внимание. Заставь свой мозг работать на 100 %. / Д. Гамон, Д.А. Брегдон. - Харьков-Белгород: Изд-во «Клуб семейного досуга».- 2010.- 200 с.Губа В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта / В. П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 207 с. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации / В.П. Губа. - M. : Советский спорт, 2008. - 304 с.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. - Москва, 1998. - 164 с.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. Даль. - Москва, 1978 (репринт изд. 1880-1884). - 300 с.Деражне Ю.Л. Открытое обучение: Монография. / Ю.Л. Дераж-не.- Москва: Сервис, 2003. - 180 с.Дорохов Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте: [учеб. пособие] / А. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрушкин. - 1994. - 86 с. Дублинский А. Спортивный отбор на начальных этапах процесса подготовки юных футболистов [Электронный ресурс] / Андрей Дублинский - Режим доступа к ресурсу: http://pfl.ua/articles/?art=1278483963Дулибский А. В., Dulibskyy A. V. Повышение эффективности спортивного отбора в футболе // ППМБПФВС. 2010. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-sportivnogo-otbora-v-futbole (дата обращения: 25.05.2020).Дулібський А. Спортивний відбір у футболі: Навчально-методичний посібник. / Дулібський А., Ященко А.Г, Ніколаєнко В.В..- К.: Федерація футболу України, 2003. - 152 с.Дуранов М.Е. Личность обучающегося и её развитие: Учеб. пособие. / М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов.- Челябинск: ЧГПУ 1997. - 212 с.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. / В.И. Загвязинский.- Москва: Издат. центр «Академия», 2001. -168 с.Зеленцов А.М. Тактика и стратегия в футболе. / Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Ткачук В.Г, Кондратьев А.И. - К.: Здоров’я, 1989. - 142 с. Золотарев А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А. П. Золотарев. - М.: 1996. - 76 с. Ковальчук В. И. Развитие высшего образования в соответствии с тенденциями и требованиями рынка труда / Василий Иванович Ковальчук // Развитие современного образования: теория, практика, инновации. Материалы II Международной научно-практической конференции, 25-26 февраля 2016 / Василий Иванович Ковальчук. - Киев: В-во «Миллениум», 2016.- С. 22-24. Кожанова А. С. Совместимость спортсменок при отборе в команды по групповым упражнениям художественной гимнастики с учетом их технической и специальной физической подготовленности / Ольга Сергеевна Кожанова // Педагогика психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 2. - С. 34-37. Костюкевич В. М. Теоретические и методические основы моделирования тренировочных процесса спортсменов игровых видов спорта: Дис. ... доктора наук по физ. восп. и спорта: 24.00.0И Костюкевич Виктор Митро фанович. - Винница, 2011. - 637 с. Лисенчук Г. Структура физической подготовленности футболистов / Геннадий Лисенчук // Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2013. - № 3. - С. 21-23. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г. А. Лисенчук. - М .: Олимпийская литература, 2003. - 272 с. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. - М.: ACT, 1998. - 270 с. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - М. : Известия, 2001. - 334 с.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев.- М .: ФиС, 2001. - 542 с.Мохаммед Тавеел Состав критериев спортивного отбора юных футболистов по этапам многолетней подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2012. №5 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-kriteriev-sportivnogo-otbora-yunyh-futbolistov-po-etapam-mnogoletney-podgotovki (дата обращения: 25.05.2020).Нестерова Т. В., Украинец А. В. Методы психофизиологических тестирования при отборе спортсменок в команды для участия в соревнованиях по художественной гимнастике // Педагогика, психология и медико- биологические проблемы физического воспитания и спорта / сб. наук. работ по редакцией проф. Ермакова С. С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2005. - № 17. - С. 73-80. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения / А.В. Петухов. -М. : Советский спорт, 2006. - 148 с.Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - М .: Олимпийская литература, 2004. - 808 с. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: ученик для студ. высш. учеб. заведенный физ. воспитания и спорта \ В. Н. Платонов. - М.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с. Платонов К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. - М .: Наука, 2002. - 321 с.Романенко В.В. Модельные характеристики технической и физической подготовленности таеквондистов на этапе начальной подготовки: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук физ. исх. и спорта: спец. 24.00.01 «Олимпийский и профессиональный спорт» / Романенко Вячеслав Валерьевич - Харьков, 2010. - 36 с. Смирнов Ю. И. Теория и методика контроля спортивной подготовленности: Автореф. дис. на Соискание научн. степени д-ра пед. наук / Ю. И. Смирнов. - М., 1991. - 37 с. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В.И. Шапошникова. - М .: Физкультура и спорт, 1984. - 158 с.Швай А. Организация отбора и планирования работы с студентами академических групп, специализирующихся по волейболу [Электронный ресурс] / А. Швай, В. Козарецкого, Т. Ройко // Олимпийский и профессиональный спорт. - 2008. - Режим доступа к ресурсу: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/soc_gum/fvs/2008_3/2/ Shvai.pdf Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 151 с.Ширяева И. В. Особенности спортивного отбора баскетболистов на этапе начальной подготовки [Электрон ный ресурс] / И. В. Ширяева, Е. А. Мамедов // Спортивные игры. - 2015. - Режим доступа к ресурсу: http://sportsscience.org/index.php/game/article/viewFile/150/181Щепотина Н. Ю. Модельные характеристики соревновательной деятельности волейболисток различной квалификации / Н.Ю. Щепотина // Педагогика психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2015. - № 2. - С. 80-85. Humphreys J. Heart Rate in Relation to Training / J. Humphreys // Athletics Coach. - 1981. Vol. 5. - № 4 - P. 9-10. Kovalchuk V. High education system challenges in the context of requirements of labour market and society / Vasyl Kovalchuk // Scientiic letters of academic society of Michal Baludansky. - 2016. - С. 88-90.
2. Апанасенко ГЛ. Физическое развитие детей и подростков./ ГЛ. Апанасенко. - К.: Здоровье, 1985. - 80 с.
3. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры, 2006. - № 1. - с. 33-31
4. Боляк А. А. Модельные характеристики физической и технической подготовленности спортсменов спортивной аэробике на этапе предварительной базовой подготовки: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук физ. исх. и спор та: спец. 24.00.01 «Олимпийский и профессиональный спорт» / Андрей Анатольевич Боляк /. - Харьков, 2007. - 35 с.
5. Брыль М. С. Отбор в спортивных играх / М.С. Брыль. - М .: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
6. Воинов В. Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья / В. Б. Воинов // Известия внешних учебных заведений. Естественные науки. - 2003. - №3. - С. 104-108.
7. Волков В.Н., Филин В.П. Спотивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М .: ФиС, 2003. - 176 с.
8. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - М.: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - Москва: Педагогика, 1996. - 160 с.
10. Гамон Д. Как развивать умственные способности, память и внимание. Заставь свой мозг работать на 100 %. / Д. Гамон, Д.А. Брегдон. - Харьков-Белгород: Изд-во «Клуб семейного досуга».- 2010.- 200 с.
11. Губа В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта / В. П. Губа. - М.: Терра-Спорт, 2003. - 207 с.
12. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации / В.П. Губа. - M. : Советский спорт, 2008. - 304 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / В.В. Давыдов. - Москва, 1998. - 164 с.
14. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. / В. Даль. - Москва, 1978 (репринт изд. 1880-1884). - 300 с.
15. Деражне Ю.Л. Открытое обучение: Монография. / Ю.Л. Дераж-не.- Москва: Сервис, 2003. - 180 с.
16. Дорохов Р. Н. Методика раннего отбора и ориентации в спорте: [учеб. пособие] / А. Н. Дорохов, В. П. Губа, В. Г. Петрушкин. - 1994. - 86 с.
17. Дублинский А. Спортивный отбор на начальных этапах процесса подготовки юных футболистов [Электронный ресурс] / Андрей Дублинский - Режим доступа к ресурсу: http://pfl.ua/articles/?art=1278483963
18. Дулибский А. В., Dulibskyy A. V. Повышение эффективности спортивного отбора в футболе // ППМБПФВС. 2010. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-sportivnogo-otbora-v-futbole (дата обращения: 25.05.2020).
19. Дулібський А. Спортивний відбір у футболі: Навчально-методичний посібник. / Дулібський А., Ященко А.Г, Ніколаєнко В.В..- К.: Федерація футболу України, 2003. - 152 с.
20. Дуранов М.Е. Личность обучающегося и её развитие: Учеб. пособие. / М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов.- Челябинск: ЧГПУ 1997. - 212 с.
21. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. / В.И. Загвязинский.- Москва: Издат. центр «Академия», 2001. -168 с.
22. Зеленцов А.М. Тактика и стратегия в футболе. / Зеленцов А.М., Лобановский В.В., Ткачук В.Г, Кондратьев А.И. - К.: Здоров’я, 1989. - 142 с.
23. Золотарев А. П. Подготовка спортивного резерва в футболе / А. П. Золотарев. - М.: 1996. - 76 с.
24. Ковальчук В. И. Развитие высшего образования в соответствии с тенденциями и требованиями рынка труда / Василий Иванович Ковальчук // Развитие современного образования: теория, практика, инновации. Материалы II Международной научно-практической конференции, 25-26 февраля 2016 / Василий Иванович Ковальчук. - Киев: В-во «Миллениум», 2016.- С. 22-24.
25. Кожанова А. С. Совместимость спортсменок при отборе в команды по групповым упражнениям художественной гимнастики с учетом их технической и специальной физической подготовленности / Ольга Сергеевна Кожанова // Педагогика психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2013. - № 2. - С. 34-37.
26. Костюкевич В. М. Теоретические и методические основы моделирования тренировочных процесса спортсменов игровых видов спорта: Дис. ... доктора наук по физ. восп. и спорта: 24.00.0И Костюкевич Виктор Митро фанович. - Винница, 2011. - 637 с.
27. Лисенчук Г. Структура физической подготовленности футболистов / Геннадий Лисенчук // Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2013. - № 3. - С. 21-23.
28. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов / Г. А. Лисенчук. - М .: Олимпийская литература, 2003. - 272 с.
29. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. - М.: ACT, 1998. - 270 с.
30. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - М. : Известия, 2001. - 334 с.
31. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М .: ФиС, 2001. - 542 с.
32. Мохаммед Тавеел Состав критериев спортивного отбора юных футболистов по этапам многолетней подготовки // Ученые записки университета Лесгафта. 2012. №5 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-kriteriev-sportivnogo-otbora-yunyh-futbolistov-po-etapam-mnogoletney-podgotovki (дата обращения: 25.05.2020).
33. Нестерова Т. В., Украинец А. В. Методы психофизиологических тестирования при отборе спортсменок в команды для участия в соревнованиях по художественной гимнастике // Педагогика, психология и медико- биологические проблемы физического воспитания и спорта / сб. наук. работ по редакцией проф. Ермакова С. С. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2005. - № 17. - С. 73-80.
34. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения / А.В. Петухов. -М. : Советский спорт, 2006. - 148 с.
35. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - М .: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
36. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: ученик для студ. высш. учеб. заведенный физ. воспитания и спорта \ В. Н. Платонов. - М.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
37. Платонов К.К. Проблема способностей / К.К. Платонов. - М .: Наука, 2002. - 321 с.
38. Романенко В.В. Модельные характеристики технической и физической подготовленности таеквондистов на этапе начальной подготовки: Автореф. дис. на получение наук. степени канд. наук физ. исх. и спорта: спец. 24.00.01 «Олимпийский и профессиональный спорт» / Романенко Вячеслав Валерьевич - Харьков, 2010. - 36 с.
39. Смирнов Ю. И. Теория и методика контроля спортивной подготовленности: Автореф. дис. на Соискание научн. степени д-ра пед. наук / Ю. И. Смирнов. - М., 1991. - 37 с.
40. Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в спорте / В.И. Шапошникова. - М .: Физкультура и спорт, 1984. - 158 с.
41. Швай А. Организация отбора и планирования работы с студентами академических групп, специализирующихся по волейболу [Электронный ресурс] / А. Швай, В. Козарецкого, Т. Ройко // Олимпийский и профессиональный спорт. - 2008. - Режим доступа к ресурсу: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/soc_gum/fvs/2008_3/2/ Shvai.pdf
42. Шварц, В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 151 с.
43. Ширяева И. В. Особенности спортивного отбора баскетболистов на этапе начальной подготовки [Электрон ный ресурс] / И. В. Ширяева, Е. А. Мамедов // Спортивные игры. - 2015. - Режим доступа к ресурсу: http://sportsscience.org/index.php/game/article/viewFile/150/181
44. Щепотина Н. Ю. Модельные характеристики соревновательной деятельности волейболисток различной квалификации / Н.Ю. Щепотина // Педагогика психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2015. - № 2. - С. 80-85.
45. Humphreys J. Heart Rate in Relation to Training / J. Humphreys // Athletics Coach. - 1981. Vol. 5. - № 4 - P. 9-10.
46. Kovalchuk V. High education system challenges in the context of requirements of labour market and society / Vasyl Kovalchuk // Scientiic letters of academic society of Michal Baludansky. - 2016. - С. 88-90.