Мотив богатства в повестях Н.В. Гоголя на материалах цикла «Миргород»
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 26.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический экскурс в проблему исследования…………..…..6
1.1. Основные параметры художественного текста как объекта литературоведческого анализа……………………………………………….....6
1.2. Специфика понятия «литературного типа» и «художественный образ» ……………………………………………………………………………………12
Выводы по Главе 1. …………………………………………………………….17
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования……………...18
2.1. Особенности цикла «Миргород» Н.В. Гоголя……………………………18
2.2. Специфика мотива богатства в повестях цикла «Миргород» Н.В. Гоголя…………………………………………………………………………....23
Выводы по Главе 2. …………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………….…..28
Список использованной литературы………………………………………….30
Недостаточный энтузиазм, вялость, неправедность Хомы восполняется активностью нечисти в самой церкви, и только гибель как взаимоуничтожение противостоящих сторон уравнивает их, после чего остаются лишь слухи и домыслы[Денисов, 2016:32].В повести-сатире о том, как поссорились два товарища, Гоголь прибегает к включению в контекст слухов и домыслов, которым привносит значение как единственно правильных знаний о жизни.2.2. Специфика мотива богатства в повестях цикла «Миргород» Н.В. ГоголяПроизведения Н.В. Гоголя из цикла «Миргород» (1835) делятся на две части: - 1 часть:а) «Старосветские помещики»;б) «Тарас Бульба»;- 2 часть:а) «Вий»;б) «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».Ключевым мотивом всего цикла является мотив богатства, который выражается в двух аспектах:1. Богатство, как достаток, изобилие и благосостояние героев, дома, рода. Данный мотив находит свое отражение во всех повестях цикла и выражается сквозь призму отдельных героев повестей.2. Богатство не как нечто материальное, а как душевное состояние. Герои повестей, обладающие богатым внутренним миром, такими важными нравственными качествами, как милосердие, честь, добродушие, щедрость и др. На примере повести «Старосветские помещики» Н.В. Гоголь рисует картины душевно и нравственно богатых жителей Малороссии. Уже с самого начла произведения рассказчик высказывает свое отношение к представителям такого класса, как помещики, а в частности передает личностное отношение к добропочтенным и скромным владетелям:«… На лицах у них всегда написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя, по крайней мере, на короткое время, от всех дерзких мечтаний и незаметно переходишь всеми чувствами в низменную буколическую жизнь»[Гоголь, 2018:239].Доброта, радушие и чистосердечие – это основные качества героев Гоголя, к которым сам писатель относится с особенным трепетом, понимая, что необходимо «оберегать» таких людей. Мотив богатства души необходимо рассматривать также с двух позиций: а) герои, пришедшие к душевной чистоте и добросердечию, в следствие каких-либо определенных жизненных событий;б) герои, изначально вошедшие в контекст произведения, как высоконравственные и добропорядочные.Примером последнего типа можно считать Афанасия Ивановича Товстогуба и его жены:«… сидел, согнувшись и всегда почти улыбался <…>. Пульхерия Ивановна была несколько сурьезна, но на лице и в глазах ее было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица»[Гоголь, 2018:240].Рассказчик во всех подробностях рассказывает читателю о жизни и быте старосветских помещиков: об их скромности и не вычурности, о достойном доме и хозяйских делах.Так, перед нами создается картина состоятельных, но скромных помещиков, которые «не кичатся» своим богатством и достатком. Именно эти качества персонажей, да и вообще людей, Н.В. Гоголь выдвигает на первый план, рассуждая через фигуру рассказчика следующим образом: «… как приятно быть в кругу таких людей» [Гоголь, 2018:241].В контексте повести «Тарас Бульба» мотив богатства и достатка трактуется через личностное отношение самих героев к этому вопросу. Следует отметить, что главные герои повести не отличаются такими фактами, как стремление разбогатеть, иметь финансовое и материальное благосостояние, напротив, для отца семейства мысль о богатстве вызывает полное его отрицание. Для Тараса Бульбы богатство – это нечто грязное и омерзительное, стремление к которому обязательно погубит человека. Тарас Бульба –это образ настоящего казака. Он очень любил свою родину, и ни за какие бы деньги не предал бы веру и Родину свою. Он был готов убить того, кто это сделает. Тарас брезгливо относился к богатству, к роскоши. Он любил простую казацкую жизнь и перессорился с теми товарищами, которые были склонны к богатству. Родина, вера, святая церковь, товарищество –вот самые главные жизненные ценности для Тараса.Выводы по Главе 2.В практической главе курсовой работы мы рассмотрели основные моменты в контексте специфики мотива богатства и благосостояния на примере повестей Н.В. Гоголя из цикла «Миргород».Продолжением повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» стали повести, объединенные в цикл под названием «Миргород». На смену хуторским вечерницам, ярмарочному и свадебному шуму приходят городские пересуды, повседневные обсуждения новостей.Диканька, которая была в первом цикле («Вечера на хуторе близ Диканьки») своеобразным символом Космоса, теперь переместилась в более прозаический город – город Миргород. Как и «Вечера», второй гоголевский прозаический цикл отчетливо делился на две части: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» – и «Вий», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».события из повестей цикла «Миргород» развиваются в двух ипостасях: в «миру» (как нечто целое, духовное, божественное) и в «граде» (нечто реальное, земное, житейское), что позволяет рассматривать мотив богатство и благосостояния также в двух аспектах: 1. Богатство, как достаток, изобилие и благосостояние героев, дома, рода. Данный мотив находит свое отражение во всех повестях цикла и выражается сквозь призму отдельных героев повестей.2. Богатство не как нечто материальное, а как душевное состояние. Герои повестей, обладающие богатым внутренним миром, такими важными нравственными качествами, как милосердие, честь, добродушие, щедрость и др. Мотив богатства души необходимо рассматривать также с двух позиций: а) герои, пришедшие к душевной чистоте и добросердечию, в следствие каких-либо определенных жизненных событий;б) герои, изначально вошедшие в контекст произведения, как высоконравственные и добропорядочные.Доброта, радушие и чистосердечие – это основные качества героев Гоголя, к которым сам писатель относится с особенным трепетом, понимая, что необходимо «оберегать» таких людей. ЗаключениеВ теоретической части настоящего исследования мы рассмотрели вопросы, касающиеся непосредственной работы с текстом художественного произведения, в частности с аспектом литературоведческого анализа литературных текстов.Для подробного изучения художественных текстов необходимо обращаться к литературоведческому анализу. Под литературоведческим анализом подразумевается детальное обращение к тексту произведения, подробный анализ всех его уровней и интерпретация текста как одной из важнейших единиц литературы. Мы выяснили, что определенные структурные элементы текста весьма взаимосвязаны и представляют собой цельную систему, так называемый целостный комплекс структурных элементов. В практической главе курсовой работы нами был рассмотрен такой важный вопрос, как специфика развития мотива богатства в повестях Н.В. Гоголя цикла «Миргород».Продолжением повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» стали повести, объединенные в цикл под названием «Миргород». На смену хуторским вечерницам, ярмарочному и свадебному шуму приходят городские пересуды, повседневные обсуждения новостей.Диканька, которая была в первом цикле («Вечера на хуторе близ Диканьки») своеобразным символом Космоса, теперь переместилась в более прозаический город – город Миргород. Как и «Вечера», второй гоголевский прозаический цикл отчетливо делился на две части: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» – и «Вий», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».события из повестей цикла «Миргород» развиваются в двух ипостасях: в «миру» (как нечто целое, духовное, божественное) и в «граде» (нечто реальное, земное, житейское), что позволяет рассматривать мотив богатство и благосостояния также в двух аспектах: 1. Богатство, как достаток, изобилие и благосостояние героев, дома, рода. Данный мотив находит свое отражение во всех повестях цикла и выражается сквозь призму отдельных героев повестей.2. Богатство не как нечто материальное, а как душевное состояние. Герои повестей, обладающие богатым внутренним миром, такими важными нравственными качествами, как милосердие, честь, добродушие, щедрость и др. Мотив богатства души необходимо рассматривать также с двух позиций: а) герои, пришедшие к душевной чистоте и добросердечию, в следствие каких-либо определенных жизненных событий;б) герои, изначально вошедшие в контекст произведения, как высоконравственные и добропорядочные.Доброта, радушие и чистосердечие – это основные качества героев Гоголя, к которым сам писатель относится с особенным трепетом, понимая, что необходимо «оберегать» таких людей. По мнению, Н.В. Гоголя, человеку, живущему п законам Бытия, не нарушающему основных правил гармоничной жизни, живется легко и радостно, он привносит в мир доброту и спокойствие («Старосветские помещики»), а людям, жаждущих чем поживиться, ищущих легкое обогащение, ждет разочарование («Вий»).Список использованной литературы:Абрамович Г. Словарь литературоведческих терминов // Тип литературный. – М., 1974. – С.413-414.Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.Бирюкова О.И. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории // Вестник Челябинского государственного университета. №13 (151). 2009. – С.17-21.Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.Борисова Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – С. 93-98.Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – С.110.Бурлина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – С.41.Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород: повести. – М.: АСТ, 2018. – 444 с.Денисов В.Д. Граду и миру: о сборнике Н.В. Гоголя «Миргород» (1835) // Культура и текст, №4, 2016. – С.14-34.Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций, 1980. – С. 183-201.Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – С.240-464.Налетова Т.Б. Рассказчик и читатель в ранних произведениях Н.В. Гоголя // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, №2, 2012. – С.145-148.Рамазанова П.К. Образ повествователя и структура повествования в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», 2009. – С.13-20.Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, №4, 2003. – С.3-13. Щемелева Л.М. Символ // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С.378-379.Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. – М., 2011. – С. 252-257.
2. Барышников Е.П. Краткая литературная энциклопедия // Тип. Т.7. – М., 1972. – С.507.
3. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1975. – С.159-160.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С.204-205.
5. Бирюкова О.И. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории // Вестник Челябинского государственного университета. №13 (151). 2009. – С.17-21.
6. Благой Д. Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 2. – М., 1980. – С.623.
7. Борисова Е.Б. Средства создания образа персонажа как предмет сопоставительного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2016. – С. 93-98.
8. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие / Н.С. Болотнова. – М.: Флинта-Наука, 2007. – С.110.
9. Бурлина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – С.41.
10. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород: повести. – М.: АСТ, 2018. – 444 с.
11. Денисов В.Д. Граду и миру: о сборнике Н.В. Гоголя «Миргород» (1835) // Культура и текст, №4, 2016. – С.14-34.
12. Джанджакова Е.В. Стилистика художественного прозаического текста. – М., 1990. – С.234.
13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. – М., 1998. – С.22-24.
14. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студ. и преп. филол. фак., учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2004. – С.147.
15. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций, 1980. – С. 183-201.
16. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: Искусство, 2000. – С.240-464.
17. Налетова Т.Б. Рассказчик и читатель в ранних произведениях Н.В. Гоголя // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, №2, 2012. – С.145-148.
18. Рамазанова П.К. Образ повествователя и структура повествования в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», 2009. – С.13-20.
19. Словарь литературоведческих терминов. – М., 2013. – С.23-396.
20. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения // Хрестоматия для студентов филологических факультетов. – М.: РГГУ, 1999. – 286 с.
21. Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки, №4, 2003. – С.3-13.
22. Щемелева Л.М. Символ // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. – С.378-379.
23. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС. – М., 2011. – С. 252-257.
Вопрос-ответ:
Какие основные параметры художественного текста исследуются в статье?
В статье исследуются основные параметры художественного текста, такие как мотив богатства в повестях Н. В. Гоголя, понятие литературного типа и художественный образ.
В каких произведениях Н. В. Гоголя рассматривается мотив богатства?
Мотив богатства рассматривается в повестях Н. В. Гоголя на материалах цикла "Миргород".
Какие выводы можно сделать по главе 1 статьи?
По главе 1 статьи можно сделать вывод, что основные параметры художественного текста играют важную роль в исследовании мотива богатства в повестях Н. В. Гоголя.
Каким образом определяется понятие литературного типа в статье?
В статье понятие литературного типа определяется как специфическая характеристика художественного образа, связанная с мотивом богатства.
Какие конкретные примеры художественных образов рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются конкретные примеры художественных образов, связанных с мотивом богатства, из повестей Н. В. Гоголя.
Какие основные параметры художественного текста можно выделить?
Основными параметрами художественного текста являются сюжет, композиция, языковое оформление, характеры героев, а также образы и символы.
В чем заключается специфика понятия литературного типа и художественного образа?
Литературный тип является более общей категорией и отражает характерные черты и типичные свойства различных литературных образов. Художественный образ же представляет собой конкретную индивидуальность, авторско-читательский субъективный опыт восприятия.
Какой мотив наиболее часто встречается в повестях Гоголя из цикла "Миргород"?
Наиболее часто в повестях Гоголя из цикла "Миргород" встречается мотив богатства, который играет важную роль в сюжете и характеризует главных героев.
Что можно сказать о теоретическом экскурсе в проблему исследования в третьей главе статьи?
Теоретический экскурс в проблему исследования в третьей главе статьи представляет собой анализ основных параметров художественного текста и специфику понятия литературного типа и художественного образа.
В чем заключается специфика понятия литературного типа и художественного образа?
Литературный тип является более общей категорией и отражает характерные черты и типичные свойства различных литературных образов. Художественный образ же представляет собой конкретную индивидуальность, авторско-читательский субъективный опыт восприятия.
Какие основные параметры художественного текста исследуются в статье?
В статье исследуются основные параметры художественного текста, такие как мотив богатства, концепт литературного типа и художественный образ. Анализ этих параметров помогает выявить особенности и характеристики текста.