- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие проблемного обучения и способы его реализации 5
1.1. Понятие проблемного обучения 5
1.2. Психолого-педагогические основы применения проблемного обучения в образовании 11
1.3. Организация проблемного обучения в школе 13
Глава 2. Применения элементов проблемного обучения на уроках информатики в основной школе 20
2.1. Диагностика познавательной активности у учащихся на уроках информатики в основной школе 20
2.2. Организация работы по применению элементов проблемного обучения на уроках информатики в основной школе 24
Заключение 32
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
3) Назовите программы, предназначенные для обработки числовой, текстовой и графической информации. 4) Какие данные называются цифровыми? 5) Почему возникает необходимость в цифровом представлении информации? 6) Как я могу получить двоичный код десятичного числа? 7) Какие таблицы кодирования вы знаете?4. Этап закрепления нового материала.Вы успешно прошли проверку. Вы уже поняли, что сегодня, для того чтобы провести расследование, вам понадобятся знания по теме «Информация». Давайте начнем расследование. Итак, у нас есть сообщение о краже. К концу игры каждая группа должна определить необходимые данные для поиска преступников и поиска украденных. Для эффективности вы получите соответствующий общий рейтинг для группы. Для того чтобы узнать, у кого есть приложение, вы должны решить головоломку. Он рисует, считает, проектирует фабрики. Даже в космосе он летает и дает прогноз погоды. Миллионы вычислений можно сделать за минуту. Думаешь, гений? Компьютер, конечно же. В заявлении говорится, что злоумышленники похитили несколько компьютерных устройств. Каждая группа будет искать одного из них. Какой именно, вы узнаете, выполнив задание. Известно, что нападавшие скрылись каждый на своей машине. Но вам нужно определить марку, цвет и номер каждого автомобиля. Имена машин кодируются в десятичных кодах. Расшифруйте их с помощью таблицы Windows. У вас есть эта таблица и листы задач на ваших столах.Определите марку машины: 1 группа 194, 206, 203, 195, 192 – ВОЛГА 2 группа 205, 200, 209, 192, 205 – НИСАН 3 группа 206, 207, 197, 203, 220 – ОПЕЛЬРабота была плодотворной, и нам нужно отдохнуть.5. Физкультминутка.6.Этап закрепления нового материала.Перевести из двоичного кода в десятичный: 1 группа 11111011 – 251 2 группа 11000011 – 195 3 группа 11010101 – 213Войдите в программу Paint. Нарисуйте машину. Определите номер машины, преобразовав двоичный код, указанный в карточке, в десятичное число с помощью программы калькулятора. Вы выполнили задание и нашли пропавшие компьютерные устройства, передали сотрудникам полиции ценную информацию о преступниках. 7 Этап рефлексии.Учитель: Спасибо всем за сегодняшний урок! Что вам больше понравилось сегодня на уроке? Были трудности? Что было самым сложным? А что было просто для вас?8. Этап оценивания.9. Этап записи домашнего задания.При научно-исследовательской подготовке обучающийся ставится в ситуацию, когда он усваивает понятия и подходы к решению проблем в учебном процессе, направляемые в большей или меньшей степени преподавателем. Важную роль для успешного развития творческих способностей обучающегосяи их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к «открытиям»обучающегося. Учитель должен создать такую среду, в которой ученики не боятся ошибиться. Они должны знать, что любые выводы, которые они сделают, будут услышаны и рассмотрены. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных способностей и творческой активности обучающихся, повышает качество получаемых знаний. Детям нравятся эти уроки, они любят рассуждать, чтобы найти истину. Они проявляют повышенный интерес к этой теме. Многие методические новшества учитывают использование активных форм и методов обучения. При правильной организации воспитательной работы все учащиеся участвуют в процессе познания, в активной познавательной деятельности. Это стало возможным благодаря использованию новых образовательных технологий в новой парадигме образования, предполагающей взаимосвязь между учащимися и учителем. Таким образом, участие обучающихся в исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего обучающиесяприобретают новые знания и овладевают определенными навыками, учатся оценивать себя, понимать окружающий мир и самих себя в этом мире. Эффективным средством обучения и развития является организация учебно-исследовательской работы, цель которой-помочь учащимся открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изучаемое. Каждое новое задание не всегда представляет интерес для обучающихся. Иногда ребята проявляют страх перед трудностями, неспособность преодолеть их самостоятельно. В данном случае нам нужна задача, которая на первый взгляд, кажется простой, но на самом деле требует нестандартного подхода, который создает проблему. При поиске этой проблемы обучающийся сталкивается с ее изучением и обобщением. Появление интереса к информатике у значительного числа обучающихсяво многом зависит от того, насколько хорошо будет выстроена учебная работа. Получив задание на уроке, учащиеся продолжают искать решения проблемы дома. На следующем уроке один из них объясняет решение задачи всему классу. Благодаря этой работе обучающийсяснимает психологический барьер, прежде чем найти решение проблемы. Зная, что проблему можно решить по-разному, он будет смелее принимать решение. Постепенно, решая проблему за проблемой, он приобретает определенный опыт, который позволит ему развить логическое мышление. В процессе опытно – практической работы отметили достоинства и недостатки применения элементов обучения с использованием проблемных вопросов, ситуаций на уроках: 1) достоинства: обучение с использованием проблемных вопросов, ситуаций обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Также, оно способствует формированию умственной активности, потребности в достижении успеха, развивает умственные способности школьников. C его помощью формируется разносторонне развитая творческая личность способная логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способная к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции. 2) недостатки: требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.Таким образом, разработанные уроки информатики с использованием проблемной ситуации могут быть основой для развития познавательной активности учащихся в дальнейшем.ЗаключениеПроблемно-ориентированное обучение – это вид развивающего обучения, сочетающий систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с овладением готовыми выводами науки; систему методов, построенных с учетом объективной и принципиальной проблемности; процесс взаимодействия обучения и воспитания ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов обучения и умственных (в том числе творческих) способностей в процессе усвоения ими научных понятий и способов работы, детерминированную систему проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее тогда, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, не может достичь поставленной цели известным ему способом, что побуждает его искать новый способ объяснения действия.Чтобы правильно организовать процесс обучения и воспитания детей, необходимо, конечно же, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.Проблемное обучение в школе является достаточно важным, так как оно достаточно широко охватывает интересы, склонности и способности учащихся, тем самым создавая для них условия в соответствии с их интересами и планами дальнейшего обучения или для приобретения будущей профессии. Это обучение идет на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса.Анализ способов реализации проблемно-ориентированного обучения в профессиональной образовательной организации позволяет выделить шесть дидактических приемов, которые представляют собой три вида представления учебного материала преподавателем и три вида организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся: метод монологического изложения; метод рассуждения при обучении; диалогический метод изложения; эвристический метод изложения; исследовательский метод и метод программируемых заданий.Диагностика познавательной активности у учащихся проводилась на базе 7 класса. В диагностике принимали участие 24 ученика 7 класса. Диагностика познавательной активности у учащихся проводилась на базе 7 класса. В диагностике принимали участие 24 ученика 7 класса.Результаты диагностики показали, что школьники демонстрируют заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, их активность зависит от эмоциональной привлекательности, но при этом предпочитают объяснение нового материала повторению, легко подключаются к новым видам работы. Результаты проведенного исследования показывают целесообразность применения обучения с использованием проблемных вопросов, ситуаций, направленного на то, чтобы вызывать интерес школьников своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Результаты диагностики уровня познавательной активности учащихся 7 класса на констатирующем лапте послужили основой для разработки формирующей работы по применению элементов проблемного обучения на уроках информатики в основной школе.Таким образом, разработанные уроки информатики с использованием проблемной ситуации могут быть основой для развития познавательной активности учащихся в дальнейшем.Список литературыАбдуллаева Д.Н. О роли проблемного обучения в школе // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №1. Анушкевич И.Г. Проблемное обучение: ситуация — вопрос — задание // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №6. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов н/Д: 2016. – 215 с.Васенина Е.А. Проблемно-деятельностный подход и индивидуализация как факторы реализации интеллектуально-ориентированного процесса обучения информатике // Вестник ВятГУ. 2012. №1-3.Губанова О.М., Родионов М.А. Особенности проектирования методической системы формирования профессиональных компетенций будущего учителя информатики и ИКТ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 235.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 165 с.Ибрагимова Ж. Э. Проблемное обучение на современном уроке // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №5. Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем // Школьные технологии. 2004. № 1.Ковалёва И.В. Технологии проблемного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №6-3. Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н. Методические рекомендации по построению урока информатики с использованием интерактивных пособий // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – С. 139-141.Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. - М.: Знание, 2016. – 80 с.Кузнецов, А.А. Основы информатики: 8–9 кл. / Кузнецов, А.А., Апатова Н.В. – М.: Дрофа, 1999. – 89 с.Лернер, И. Л. Проблемное обучение / И. Л. Лернер. – М., 1974. – 267 с.Лисин Д.В. Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС // Гуманитарная информатика. 2018. №14. Львович В. А. Проблемное обучение как фактор модернизации образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №4. Макарова, Н.В. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.Максимова Ж. С. Исследование реализации проблемного обучения в школе // Вестник ТГПУ. 2007. №7. Мальгина Н.Г. Особенности применения педагогических технологий при обучении дисциплинам информатики // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №12. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 75 с.Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании // Вестник науки и образования. 2019. №5 (59). Мурадов А.А. Место проблемного обучения в учебном процессе // Достижения науки и образования. 2018. №6 (28). Панюкова С.В., Прусакова О.А. Психолого-педагогические аспекты развития мышления при реализации проблемного обучения информатике // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2012. №1. Парпиева Н.Т., Якубова У.Ш. Проблемное обучение // Научный журнал. 2017. №4 (17). Прусакова О.А. Теоретические предпосылки реализации проблемных ситуаций при изучении информатики в школе // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2012. - №1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998. – 343 с.Солопанова И. Ю. Методические аспекты развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики // Гаудеамус. 2010. №15. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированной парадигмы образования: сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.
1. Абдуллаева Д.Н. О роли проблемного обучения в школе // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №1.
2. Анушкевич И.Г. Проблемное обучение: ситуация — вопрос — задание // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №6.
3. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов н/Д: 2016. – 215 с.
4. Васенина Е.А. Проблемно-деятельностный подход и индивидуализация как факторы реализации интеллектуально-ориентированного процесса обучения информатике // Вестник ВятГУ. 2012. №1-3.
5. Губанова О.М., Родионов М.А. Особенности проектирования методической системы формирования профессиональных компетенций будущего учителя информатики и ИКТ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 235.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 165 с.
7. Ибрагимова Ж. Э. Проблемное обучение на современном уроке // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. №5.
8. Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем // Школьные технологии. 2004. № 1.
9. Ковалёва И.В. Технологии проблемного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №6-3.
10. Кочеткова О.А., Пудовкина Ю.Н. Методические рекомендации по построению урока информатики с использованием интерактивных пособий // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск, 2015. – С. 139-141.
11. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. - М.: Знание, 2016. – 80 с.
12. Кузнецов, А.А. Основы информатики: 8–9 кл. / Кузнецов, А.А., Апатова Н.В. – М.: Дрофа, 1999. – 89 с.
13. Лернер, И. Л. Проблемное обучение / И. Л. Лернер. – М., 1974. – 267 с.
14. Лисин Д.В. Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС // Гуманитарная информатика. 2018. №14.
15. Львович В. А. Проблемное обучение как фактор модернизации образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №4.
16. Макарова, Н.В. Информатика. 7–9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Н.В. Макарова. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
17. Максимова Ж. С. Исследование реализации проблемного обучения в школе // Вестник ТГПУ. 2007. №7.
18. Мальгина Н.Г. Особенности применения педагогических технологий при обучении дисциплинам информатики // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №12.
19. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.
20. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 75 с.
21. Митькина А.Д. Проблемное обучение в современном образовании // Вестник науки и образования. 2019. №5 (59).
22. Мурадов А.А. Место проблемного обучения в учебном процессе // Достижения науки и образования. 2018. №6 (28).
23. Панюкова С.В., Прусакова О.А. Психолого-педагогические аспекты развития мышления при реализации проблемного обучения информатике // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2012. №1.
24. Парпиева Н.Т., Якубова У.Ш. Проблемное обучение // Научный журнал. 2017. №4 (17).
25. Прусакова О.А. Теоретические предпосылки реализации проблемных ситуаций при изучении информатики в школе // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2012. - №1.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998. – 343 с.
27. Солопанова И. Ю. Методические аспекты развития творческих способностей старшеклассников средствами информатики // Гаудеамус. 2010. №15.
28. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ори-ентированной парадигмы образования: сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.
Вопрос-ответ:
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение - это методика обучения, при которой учащиеся самостоятельно решают поставленные перед ними проблемы, активно применяя свои знания и навыки.
Какие психолого-педагогические основы применяются при проблемном обучении?
При проблемном обучении применяются такие психолого-педагогические основы, как активное участие учащихся в образовательном процессе, развитие критического мышления, развитие самостоятельности и творческого подхода к решению проблем.
Как организуется проблемное обучение в школе?
Проблемное обучение в школе организуется путем постановки перед учащимися сложных задач или проблем, которые они должны разрешить самостоятельно или в группе. Учителя играют роль фасилитаторов, помогая учащимся в процессе решения проблемы.
Как проводится диагностика познавательной активности учащихся на уроках информатики?
Диагностика познавательной активности учащихся на уроках информатики проводится путем наблюдения за их активностью, задавания им вопросов, проверки выполненных заданий и анализа их результатов.
Какие элементы проблемного обучения применяются на уроках информатики в основной школе?
На уроках информатики в основной школе применяются такие элементы проблемного обучения, как постановка проблемных задач, групповая работа, самостоятельное изучение нового материала, поиск информации, презентации результатов и т.д.
Что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение - это метод обучения, который активно включает учащихся в решение проблемных ситуаций, развивает их мышление, творческие способности и самостоятельность.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе применения проблемного обучения в образовании?
Применение проблемного обучения основано на развитии познавательного интереса учащихся, стимулировании их активности и самостоятельности, формировании у них навыков решения проблемных задач.
Как организовывается проблемное обучение в школе?
Проблемное обучение организуется путем постановки перед учащимися задач, которые требуют активного поиска решений, самостоятельного анализа и обобщения информации, обмена мнениями и сотрудничества.
Как проводится диагностика познавательной активности учащихся на уроках информатики?
Диагностика познавательной активности учащихся на уроках информатики проводится с помощью различных методов и инструментов, таких как тесты, задания с открытым ответом, практические задания и т.д. Это позволяет учителю оценить уровень понимания материала и учебных навыков учащихся.
Какие элементы проблемного обучения применяются на уроках информатики в основной школе?
На уроках информатики в основной школе применяются такие элементы проблемного обучения, как постановка проблемных задач, исследовательская и проектная деятельность, сотрудничество и обсуждение результатов работы.