Природные предпосылки индивидуально-психологических различий.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 22 22 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 12.12.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН
Введение
1.Формирование понятия индивидуальности в психологии
2.Выявление индивидуально-психологических различий
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Итак, на современном этапе развития психологии многие исследователи отмечают фундаментальное значение исследования индивидуально-психологических различий. Можно полагать, что подобная позиция формируется благодаря возросшему интересу как зарубежных, так и отечественных психологов к экзистенциальной проблематике и пониманию человека как "бесмасштабного существа, транцендирующего свои границы, не поддающегося конечным определениям".
Полученные в разных исследованиях данные рассматривают нарушения в становлении многомерного мира человека, который характеризируется несформированностью или деформацией ценностного сознания. Искажения в ценностно-смысловых полях приводят к изменениям, и даже деградации человека, наблюдается распад системы.
Заключение

Проблема природных предпосылок индивидуально-психологических различий сегодня в психологической науке разработана достаточно широко. В советской психологии исследования, связанные с природной индивидуальностью личности, разрабатывались в русле интегрального подхода дифференциальной психологии. Основания для этого подхода были заложены в работах И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина, В.М. Русалова, Б.Г. Ананьева, Е.П. Ильина и их учеников.
Учёными было установлено, что существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности (В.М. Русалов). Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (определенный уровень обмена или активности гормональной сферы, особенности нервных процессов и т. д.), постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д., неизбежно приводит к обобщению определенных психических, темпераментальных характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Природные предпосылки, характеристики темперамента, таким образом определяют индивидуально-психологические различия; они не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой за счет чрезмерной истощаемости, а во втором случае — за счет слабого, пассивного усвоения предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль как природных предпосылок, так и темперамента. Не случайно поэтому так велико медико-биологическое значение темперамента.
На современном этапе развития психологии внимание многих ученых привлекают вопросы, связанные с природно-генетическими возможностями человека, направленными на изучение развития его индивидуальных способностей и возможностей. К настоящему времени в науке существуют разнообразные подходы и накоплены значительные данные, посвященные этой проблеме.
Ученые, занимающиеся исследованиями в данном направлении, отмечают фундаментальное значение интегрирующих факторов индивидуально-психологических различий.
Большинство авторов использовало системный подход при исследовании природных предпосылок индивидуально-психологических различий, а также исследования идут с позиций рассмотрения человека как психологической системы (В.Е. Клочко). Особое внимание исследователей привлекли попытки описания личностного уровня индивидуальности с системных позиций и других, более нижележащих уровней, например, биохимического уровня.
В целом проблемы природных предпосылок индивидуально-психологических различий исследуется комплексно, осмысливается как целостная система. Психологами установлены важнейшие параметры индивидуально-психологических различий. Они являются многомерным и многоаспектным феноменом.
Объем знаний в психологии в настоящий момент стал настолько велик, что ученые ограничивают исследование индивидуально-психологических различий исключительно содержанием той области исследований, которая представляет для них непосредственный интерес, что же касается всего выходящего за ее пределы, то этот массив информации охватывается присущими ученым ценностными представлениями о человеке.

Литература

Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. – 231 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001. – 342 с.
Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. - № 5. – С.3 -12.
Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. – 1979. - № 4. – С. 35 – 45.
Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Репрезентирование реальности: когнитивный подход - М.: Альтекс, 2001. - 140 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. – 1997. - № 5. - С. 3 – 19.
Вайзер Г.А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. – 2010. – Том 31. - № 1. – С.130-132.
Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Методология науки: когнитивный анализ - М.: Альтекс, 2001. - 188 с.
Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: МГУ. 1992. - 190 с.
Дифференциальная психофизиология // http://psylist.net/difpsi/1.htm.
Ильин Е.П. — Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 428 с. - http://www.bookap.by.ru/genpsy/ilyin/gl101.shtm.
Ильин Е. П. Сила нервной системы и методика ее исследования // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. - Л., 1972. - С. 5—12.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология, ее место и роль в изучении личности спортсменов // Спортивная и возрастная психофизиология. - Л., 1974. – С. 5—24.
Ильин В.П. Стиль деятельности: новые вопросы и аспекты // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. - http: //www.voppsy.ru /issues/1988/886/886085.htm.
Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Баранул, 1996. – С. 104 – 112.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 154 с.
Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. – Бийск, 2000. – С.15-23.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза // СПЖ. – 1998. - № 8-9.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Философский журнал. – 1992. - № 2.
Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.Н. Коростылевой. – СПб., 1997.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. - 254 с.
Мерлин В.С.Очерки теории темперамента. – Пермь, 1973. - 291 с.
Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. – 431 с.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1973. – 439 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. – (Серия "Мастера психологии").
Русалов В. М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. – 1982. - № 6. - С. 50—59.
Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. - С.19-20 // http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851019.htm#_ftn1.
Сыпачевский А. Стили деятельности, индивидуальный стиль и подготовка спортсменов (электронный документ).


См.: Вайзер Г.А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. – 2010. – Том 31. - № 1. – С.130-132.
См.: Баксанский О.Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып.8. Синергетика человеческой реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. – С.282 // http://iph.ras.ru/page49682148.htm.
См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001. – 342 с.; Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. - 254 с.; Мерлин В.С.Очерки теории темперамента. – Пермь, 1973. - 291 с.; Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976; Русалов В. М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. – 1982. - № 6. - С. 50—59 и др.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Интегральная_индивидуальность.
См.: Ильин В.П. Стиль деятельности: новые вопросы и аспекты // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. - http: //www.voppsy.ru/issues/1988/886/886085.htm.
См.: Сыпачевский А. Стили деятельности, индивидуальный стиль и подготовка спортсменов (электронный документ).
Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 88 с. – С. 55.
Петровский А.В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. – 1981. - № 1. – С. 57 – 66.
Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 119 - 130.
См. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3 – 18; Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер. 2000. – С. 336 – 344; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982. – 225 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – С. 385.
Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. – 1979. - № 4. – С. 35 – 45.
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 512 с. – С. 340.
Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании. // Психологическая наука и образование. – 1996. - № 3. – С. 100 – 109.
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общесистемного анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с. – С. 82 – 83.
Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. – 1986. - № 1. – С. 28 – 40.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: Автореф. дис… доктора психол. наук. – М., 1999. – 40 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 154 с.; Разгоняева Е.В. Влияние личностных особенностей на построение образа будущего. Дис… канд. псх. наук. Барнаул, 2004.
См.: Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. – С. 25.
См.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мерлин,_Вольф_Соломонович
См.: Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. - С.19-20 // http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851019.htm#_ftn1.
Ильин В.П. Стиль деятельности: новые вопросы и аспекты // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. - http: //www.voppsy.ru/issues/1988/886/886085.htm
См.: Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. – С.49.
См.: Ильин В.П. Стиль деятельности: новые вопросы и аспекты. – С.77.
Там же.
Там же.
См.: Дифференциальная психофизиология // http://psylist.net/difpsi/1.htm
Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. – С.40.
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза.// СПЖ. – 1998. - № 8-9. – С.8.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным.// Философский журнал. – 1992. - № 2. – С.3.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.; Франкл В. Человек в поисках смысла/ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. – 1997. - № 5. - С. 3 – 19.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 154 с.; Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования.// Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987.












22


Литература

1.Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. – 231 с.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001. – 342 с.
3.Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. – 2008. - № 5. – С.3 -12.
4.Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. – 1979. - № 4. – С. 35 – 45.
3.Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Репрезентирование реальности: когнитивный подход - М.: Альтекс, 2001. - 140 с.
4.Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии// Вопросы психологии. – 1997. - № 5. - С. 3 – 19.
5.Вайзер Г.А. XIV симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. – 2010. – Том 31. - № 1. – С.130-132.
6.Глинский Б.А., Баксанский О.Е. Методология науки: когнитивный анализ - М.: Альтекс, 2001. - 188 с.
7.Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: МГУ. 1992. - 190 с.
8.Дифференциальная психофизиология // http://psylist.net/difpsi/1.htm.
9.Ильин Е.П. — Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: ПИТЕР, 2002. – 428 с. - http://www.bookap.by.ru/genpsy/ilyin/gl101.shtm.
10.Ильин Е. П. Сила нервной системы и методика ее исследования // Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. - Л., 1972. - С. 5—12.
11.Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология, ее место и роль в изучении личности спортсменов // Спортивная и возрастная психофизиология. - Л., 1974. – С. 5—24.
12.Ильин В.П. Стиль деятельности: новые вопросы и аспекты // Вопросы психологии. – 1988. - № 6. - http: //www.voppsy.ru /issues/1988/886/886085.htm.
13.Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. – Баранул, 1996. – С. 104 – 112.
14.Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд/ Под ред. Г.В. Залевского. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000. - 154 с.
15.Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. – Бийск, 2000. – С.15-23.
16.Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущности онтогенеза // СПЖ. – 1998. - № 8-9.
17.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Философский журнал. – 1992. - № 2.
18.Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.Н. Коростылевой. – СПб., 1997.
19.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.
20.Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986. - 254 с.
21.Мерлин В.С.Очерки теории темперамента. – Пермь, 1973. - 291 с.
22.Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976.
23.Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997. – 431 с.
24.Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – 336 с.
25.Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1973. – 439 с.
26.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с. – (Серия "Мастера психологии").
27.Русалов В. М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности // Психологический журнал. – 1982. - № 6. - С. 50—59.
28.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. - С.19-20 // http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851019.htm#_ftn1.
29.Сыпачевский А. Стили деятельности, индивидуальный стиль и подготовка спортсменов (электронный документ).

Вопрос-ответ:

Зачем изучают индивидуально-психологические различия?

Изучение индивидуально-психологических различий имеет большое значение для понимания особенностей каждого человека и его поведения. Это позволяет лучше адаптироваться к окружающей среде, а также позволяет разрабатывать индивидуальные подходы к образованию, терапии и другим сферам деятельности.

Как формируется понятие индивидуальности в психологии?

Понятие индивидуальности в психологии формируется как результат изучения и анализа индивидуально-психологических различий. Индивидуальность определяется взаимодействием генетических, биологических, социальных и психологических факторов, которые влияют на формирование личности и ее особенностей.

Какие предпосылки влияют на индивидуально-психологические различия?

Индивидуально-психологические различия могут быть обусловлены генетическими факторами, биологическими особенностями, социальной средой, воспитанием, жизненным опытом и другими внешними и внутренними предпосылками. Все эти факторы взаимодействуют и определяют формирование индивидуальности каждого человека.

Какие особенности формирования индивидуальности отмечаются в исследованиях?

В исследованиях отмечаются такие особенности формирования индивидуальности, как наследственность, влияние окружающей среды, различные стадии развития личности, влияние культуры, образование, самосознание, мотивация и многие другие факторы, которые влияют на формирование индивидуальных особенностей.

Какова роль индивидуально-психологических различий в практической деятельности?

Индивидуально-психологические различия играют важную роль в практической деятельности, так как позволяют разрабатывать индивидуальные подходы к работе с людьми. Например, в образовании учителя могут учитывать индивидуальные особенности учеников для эффективного обучения. В психотерапии психологи также учитывают индивидуальные особенности пациента для выбора наиболее подходящего метода лечения.

Какие исследователи отмечают фундаментальное значение исследования индивидуально-психологических различий?

На современном этапе развития психологии фундаментальное значение исследования индивидуально-психологических различий отмечают многие исследователи, как зарубежные, так и отечественные психологи.

Чем формируется подобная позиция у психологов?

Подобная позиция формируется благодаря возросшему интересу к экзистенциальной проблематике и пониманию ее фундаментального значения для психологии.

Что можно полагать относительно экзистенциальной проблематики в психологии?

Можно полагать, что экзистенциальная проблематика в психологии все больше привлекает внимание исследователей как зарубежных, так и отечественных.

Почему многие исследователи придают фундаментальное значение исследованию индивидуально-психологических различий?

Многие исследователи придают фундаментальное значение исследованию индивидуально-психологических различий, так как это позволяет лучше понять человеческую природу и разбить общность на индивидуальные особенности.

Какие предпосылки привели к формированию подобной позиции у психологов?

Подобная позиция формируется благодаря возросшему интересу к пониманию экзистенциальной проблематики и пониманию его значения в психологии.

Какое значение имеет исследование индивидуально-психологических различий?

Исследование индивидуально-психологических различий имеет фундаментальное значение, поскольку позволяет понять, какие факторы формируют индивидуальные особенности личности. Это помогает лучше понять людей и разрабатывать эффективные стратегии обучения, тренингов и консультирования.

Каков процесс формирования понятия индивидуальности в психологии?

Формирование понятия индивидуальности в психологии было долгим и сложным процессом. Начиная с идей Сигмунда Фрейда о бессознательном и индивидуальных различиях в психической жизни, понятие индивидуальности развивалось благодаря работам Густава Лебона, Карла Юнга, Карла Роджерса и других выдающихся психологов. Современное представление о индивидуальности включает в себя учет генетических, эндокринных, нейрофизиологических и социокультурных факторов.