Почему Рим называют "вечным городом"?

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Мировая
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 15.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Римская империя: обзор политических событий.
Глава 2. Архитектура Рима
Глава 3. Римская литература
3.1 Рим как источник вдохновения
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций. [6, C.328].
С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.
Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут) [16, C.118].
Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. – 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195–159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине) [16, C.126].
Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180–102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр – сатирический диалог. [12, C.450].
Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развивается поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., – Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95–55 до н.э.) создает философскую поэму «О природе вещей», в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.
В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 – ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр. [11, C.87].
Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234–149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря – Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне – и Саллюстия Криспа (86 – ок. 35 до н.э.) – Заговор Катилины, Югуртинская война и История.
Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116–27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений «О латинском языке», «О грамматике», «О комедиях Плавта» и трактата «О сельском хозяйстве», и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата «Об архитектуре».
I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений – азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму – Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).



3.1 Рим как источник вдохновения

Традиция обращения служителей муз к образу Вечного Города уходит корнями в античное прошлое. Сюда приезжали за вдохновением. В литературе вариации на тему Рима принимали самые различные формы, он наделялся самыми различными качествами в зависимости от своей смысловой «роли» в повествовании: Рим – это древние языческие капища и гладиаторские бои, литургии первых христиан и базилика св. Петра.
Столица на семи холмах во все времена служила объектом исторических описаний и исследований – из древних авторов следует упомянуть прежде всего Тита Ливия (59 г. до н.э. – 17 г. н.э.), принадлежего к той блестящей плеяде писателей и поэтов, мыслителей и историков, которых принято относить к так называемому золотому веку древнеримской литературы. Ливий был младшим современником Цицерона, Саллюстия и Вергилия, старшим – Овидия и Проперция, почти ровесником Горация и Тибулла. Мировая слава Ливия его основана на единственном сочинении, которое сохранилось далеко не полностью и которое по традиции принято именовать «История Рима от основания Города». В своем изначальном виде этот труд охватывал события римской истории от легендарных ее истоков до гражданских войн и установления империи, т.е эпохи, современником которой был автор. Из 142 книг, составлявших грандиозную эпопею, до нашего времени дошло 35 книг – с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н.э. О содержании других книг известное представление дают созданные еще в древности краткие их изложения – «периохи», или «эпитомы» [13, C.326].
Ливий – в большей мере, чем кто либо другой из древних авторов – создатель хрестоматийного величественного и идеального образа древнего республиканского Рима, родины гражданского и воинского героизма, воплощения совершенного общественного устройства, цитадели законности и права. Образ этот находится в кричащем противоречии с непосредственной исторической реальностью: республиканский Рим жил войной и для войны, ненасытно захватывая все новые богатства, все новые города и страны; власть была сосредоточена в руках аристократии, а народ фактически оттеснен от решения государственных дел; законы постоянно нарушались власть имущими[19, 21].
Созданный Ливием образ великого и вечного Рима не только противоречил действительности, но в ином смысле и соответствовал ей, был отличен от повседневной жизненной практики, но и был с ней неразрывно связан, представлял собой ту особую историческую и духовную структуру, жившую на грани общественной реальности и общественного идеала, которая впоследствии получила название «римский миф». На протяжении тысячи лет жил этот миф в римском историческом предании, внятном каждому гражданину Города с раннего детства, влиял на его поведение, а следовательно, и на судьбы государства. И позже, на протяжении еще многих веков, продолжал он оказывать мощное воздействие на всю культуру Европы, черпавшей в нем примеры сурового патриотизма, верности общественному долгу и самоотверженного служения отчизне.
Труд Ливия был оценен как одно из высших проявлений римской духовной культуры уже современниками – восторженные отзывы о нем тянутся через всю эпоху ранней Римской империи. Одного из величайших историков древности видело в нем и Новое время – от Данте и Макиавелли до русских декабристов. [17, C.67-68].
Можно также упомянуть Горация, который в издаваемой в Риме газете «Nuncius Romanus» - «Римский вестник» – помещал фельетоны о жизни римлян, Филострата Старшего и Младшего, древнегреческих писателей, живших в Риме, каждый из которых написал трактат «Картины» о произведениях древнеримского искусства, Аммиана Марцеллина, последнего крупного историка Древнего Рима, автора исторического труда “Деяния”, написанного как продолжение “Анналов” и “Истории” Тацита и излагающего историю Римской империи.[14, C.114].
В XIX в Рим буквально хлынул поток поэтов и художников всех национальностей, среди которых были Гете, Стендаль и Генри Джеймс. Древнеримские руины восхищали знаменитых английских романтиков - Байрона, Китса и Шелли.
В Риме черпали вдохновение многие русские писатели, художники и композиторы. Гоголь, Батюшков, Погодин, Тургенев, Герцен, Некрасов, Чайковский - череда имен великих мастеров русского искусства, прошедших через Рим и сраженных его величием и красотой, поистине бесконечна.
Безусловно, центр притяжения Рима - его древние руины. «Вечный Рим – тут», - утверждал Герцен, созерцая то, что осталось от Колизея и Римского Форума[15, C.34]. Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей, являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей. Римский и Императорские форумы - свидетели возвышения и падения Римской империи - и сегодня поражают остатками былого великолепия.
Рим, как мировая «столица» католицизма, всегда ассоциировался с церковью и папским престолом. Это нашло свое отражение и в архитектуре римских базилик, великолепных по своей архитектуре и внутреннему убранству.
В литературе XIX столетия, на наш взгляд, наиболее яркими иллюстративными произведениями в этом ключе явились романы Э.Золя «Рим» и лорда Булвер-Литтона «Последние дни Помпеи». Однако, некоторые исследователи утверждают, что последним масштабным историческим произведением, рисующим приближенный к реалиям портрет Вечного Города можно считать роман польского писателя Г. Сенкевича «Quo vadis?», где помимо города-арены перед читателем предстает город-зверь и город-апостол [15]. В тоже время, «взгляд Сенкевича на данный аспект раскрываемой проблемы грешит односторонностью, а именно: полностью отсутствует либо едва выражен символический момент повествования. Здесь хотелось бы отметить, что в облике Рима всегда была заключена двойственность, парадоксальность его духовных начал. Эти два «лица» города – язычество и христианство, - культуры не только сменившие одна другую, но и противостоящие одна другой внутри этого мистического пространства. Помимо двух «лиц» Рима, историки отмечают и его личины – маски, на протяжении веков определявшие его ментальность [15, C.72].
Заключение

Рим – единственный город в мире, заслуживший титул “Вечный город” еще в I веке до Р.Х., потому что, устояв перед всеми превратностями судьбы, он давно стал восприниматься как символ вечной творческой энергии Человека. Рим ассоциируется с историей не только Италии, но и всего человечества в целом. Потому что, олицетворяя мировую историю, город живой, темпераментный, современный и развивается на уровне мировых суперсовременных мегаполисов.
«Все дороги ведут в Рим» — справедливо считали древние путешественники. Побывать здесь было мечтой каждого. В самых отдаленных уголках гремела слава «вечного города». Поэты воспевали его величие и богатство, его могущество и красоту. Прошли века, но и сегодня миллионы людей устремляются сюда в поисках прекрасного, в стремлении соприкоснуться с его историей, его культурой, чтобы самим почувствовать, что Рим по праву называется вечным.
Много потрясений видели древние мостовые этого города, но Рим каждый раз возрождался к новой жизни – гордый, прекрасный, не уничтожимый, похожий на легендарного Феникса.
Сегодня об этих временах помнят разве что историки да сам древний город. Сегодня Рим – гигантский музей под открытым небом, экспонаты которого, ставшие бессмертными достопримечательностями Рима, пощадило безжалостное время.

Список литературы:

Аверинцев С. С. Другой Рим : избранные статьи / предисл. А. А. Алексеева. - Санкт-Петербург : Амфора, 2005. - 366 с.
Азимов А. (1920-1992). Римская империя : от семи царей до республиканского правления /пер. с англ. Ю. А. Алакина. - Москва : Центрполиграф, 2003. - 300 с.
Азимов А. (1920-1992). Римская империя : величие и падение Вечного города / Айзек Азимов ; пер. с англ. М. К. Якушиной. - Москва : Центрполиграф, 2004. - 351 с.
Бобровникова Т. А. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена - Москва : Мол.гвардия, 2001. - 495 с.
Виппер Р. Ю. Избранное сочинение.В 2 т. Т.1.Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало) / Вступ.ст.Ю.Е.Журавлева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. - 480с.
Всемирная история. В 24 т. Т.6. Римский период / А.Н.Бадак,И.Е.Войнич,Н.М.Волчек и др. - Минск : Литература, 1996. - 512с.
Гиббон Э. Закат и падение Римсккой империи.В 7 т.Т.5 : Пер.с англ. / Э. Гиббон : Пер.с англ. / Науч.ред.И.Дворецкая. - Москва : ТЕРРА - TERRA, 1997. - 592 с.
Гиро П. Частная и общественная жизнь Римлян : Пер. с фр. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1995. - 593с.
Годер Г. И. Падение Рима : Для мл. шк. возраста - Москва : Издат Центр дет.книги, 1994. - 32с.
Грант М. Римляне. Цивилизация Древнего Рима /пер. с англ. И. Ю. Мартьянова. - Москва : Центрполиграф, 2005. - 397 с.
Джеймс П. Римская цивилизация / Пер.с англ.М.Звонарева. - Москва : Фаир-Пресс, 2000. - 270 с.
История Древнего Рима / Сост.К.В.Паневин. - Санкт-Петербург ; Москва : Полигон:АСТ, 1998. - 894 с.
Ливий Т. История Рима от основания города. Т.3 - Москва : Наука, 1994. - 768с.
Лисовый И. А. Античный мир в терминах, именах и названиях : Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Предисл.Г.И.Шевченко. - 2-е изд. - Минск : Беларусь, 1997. - 254 с.
Малер А. М. Духовная миссия Третьего Рима - Москва : Вече, 2005. - 383 с.
Марцеллин А. Римская история / Вступ.ст.,науч.ред.текста Л.Ю.Лукомского. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1994.
Миронов В. Б. Древний Рим . - Москва : Вече, 2007. - 715 с.
Моммзен Т. История Рима.В 2 т. Пер. с нем. / Отв.ред.А.Б.Егоров. - Санкт-Петербург : Наука:Ювента, 1994.
Остерман Л. Римская история в лицах - Москва : О.Г.И., 1997. - 624 с.
Римские историки IV века : Краткая история основания города. О цезарях. Жизни философов и софистов - Москва : Российская политическая энциклопедия, 1997. - 380 с.
Робер Ж.-Н. Рим : царский период; Рим и его империя; правосудие; римское право; армия; религия / пер. с фр. Н. И. Озерской. - Москва : Вече, 2006. - 383 с.
Робер, Ж. -Н. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений / пер. с фр. Т. А. Левиной. - Москва : Мол.гвардия: Палимпсест, 2006. - 245 с.
Холланд Т. Рубикон : триумф и трагедия Римской Республики / пер. с англ. Ю. Р. Соколова. - Москва : Вече, 2007. - 366 с.












2

Список литературы:

1.Аверинцев С. С. Другой Рим : избранные статьи / предисл. А. А. Алексеева. - Санкт-Петербург : Амфора, 2005. - 366 с.
2.Азимов А. (1920-1992). Римская империя : от семи царей до республиканского правления /пер. с англ. Ю. А. Алакина. - Москва : Центрполиграф, 2003. - 300 с.
3.Азимов А. (1920-1992). Римская империя : величие и падение Вечного города / Айзек Азимов ; пер. с англ. М. К. Якушиной. - Москва : Центрполиграф, 2004. - 351 с.
4.Бобровникова Т. А. Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена - Москва : Мол.гвардия, 2001. - 495 с.
5.Виппер Р. Ю. Избранное сочинение.В 2 т. Т.1.Лекции по истории Греции. Очерки по истории Римской империи (начало) / Вступ.ст.Ю.Е.Журавлева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. - 480с.
6.Всемирная история. В 24 т. Т.6. Римский период / А.Н.Бадак,И.Е.Войнич,Н.М.Волчек и др. - Минск : Литература, 1996. - 512с.
7.Гиббон Э. Закат и падение Римсккой империи.В 7 т.Т.5 : Пер.с англ. / Э. Гиббон : Пер.с англ. / Науч.ред.И.Дворецкая. - Москва : ТЕРРА - TERRA, 1997. - 592 с.
8.Гиро П. Частная и общественная жизнь Римлян : Пер. с фр. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1995. - 593с.
9.Годер Г. И. Падение Рима : Для мл. шк. возраста - Москва : Издат Центр дет.книги, 1994. - 32с.
10.Грант М. Римляне. Цивилизация Древнего Рима /пер. с англ. И. Ю. Мартьянова. - Москва : Центрполиграф, 2005. - 397 с.
11.Джеймс П. Римская цивилизация / Пер.с англ.М.Звонарева. - Москва : Фаир-Пресс, 2000. - 270 с.
12.История Древнего Рима / Сост.К.В.Паневин. - Санкт-Петербург ; Москва : Полигон:АСТ, 1998. - 894 с.
13.Ливий Т. История Рима от основания города. Т.3 - Москва : Наука, 1994. - 768с.
14.Лисовый И. А. Античный мир в терминах, именах и названиях : Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Предисл.Г.И.Шевченко. - 2-е изд. - Минск : Беларусь, 1997. - 254 с.
15.Малер А. М. Духовная миссия Третьего Рима - Москва : Вече, 2005. - 383 с.
16.Марцеллин А. Римская история / Вступ.ст.,науч.ред.текста Л.Ю.Лукомского. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1994.
17.Миронов В. Б. Древний Рим . - Москва : Вече, 2007. - 715 с.
18.Моммзен Т. История Рима.В 2 т. Пер. с нем. / Отв.ред.А.Б.Егоров. - Санкт-Петербург : Наука:Ювента, 1994.
19.Остерман Л. Римская история в лицах - Москва : О.Г.И., 1997. - 624 с.
20.Римские историки IV века : Краткая история основания города. О цезарях. Жизни философов и софистов - Москва : Российская политическая энциклопедия, 1997. - 380 с.
21.Робер Ж.-Н. Рим : царский период; Рим и его империя; правосудие; римское право; армия; религия / пер. с фр. Н. И. Озерской. - Москва : Вече, 2006. - 383 с.
22.Робер, Ж. -Н. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений / пер. с фр. Т. А. Левиной. - Москва : Мол.гвардия: Палимпсест, 2006. - 245 с.
23.Холланд Т. Рубикон : триумф и трагедия Римской Республики / пер. с англ. Ю. Р. Соколова. - Москва : Вече, 2007. - 366 с.

Вопрос-ответ:

Почему Рим называют вечным городом?

Рим называют вечным городом из-за его древности, исторической значимости и влияния на мировую культуру.

Какие политические события происходили в Римской империи?

В Римской империи происходили различные политические события, такие как восстания, военные конфликты и смены императоров.

Какая архитектура характерна для Рима?

Архитектура Рима характеризуется монументальностью, использованием арок, колонн и куполов, а также развитием градостроительства.

Какая литература развивалась в Риме?

В Риме развивалась разнообразная литература, включающая исторические произведения, поэзию, риторику и юридическую литературу.

Когда появились первые письменные тексты относящиеся к Римской литературе?

Первые дошедшие до нас письменные тексты относящиеся к Римской литературе - законы Двенадцати таблиц, которые были написаны в 451-450 году до н.э.

Почему Рим называют вечным городом?

Рим называют вечным городом, так как он имеет богатую историю, простирающуюся на более чем две тысячи лет. В течение долгого периода Рим был столицей Римской империи и центром мощной и величественной культуры. Его архитектура, литература и древние достопримечательности привлекают туристов со всего мира и делают его вечным символом величия и красоты.

Какие были политические события в Римской империи?

В Римской империи произошло множество политических событий. Одним из крупнейших было установление и укрепление императорской власти, начиная с Октавиана Августа. Также в этот период происходили важные реформы, войны, разделение империи, взлеты и падения различных императоров. Все эти события оказали огромное влияние на историю и политическую систему не только Римской империи, но и всего западного мира.

Какова роль архитектуры в Риме?

Архитектура играла огромную роль в Риме. Она стала свидетельством мощи и величия Римской империи. В Риме было построено множество великолепных сооружений, таких как Колизей, Пантеон, Форум Романум и др. Архитектура в Риме была грандиозной, функциональной и инновационной. Она отражала культурные и технические достижения своего времени и оказала огромное влияние на развитие архитектуры во всем мире.

Какое значение имела римская литература?

Римская литература имела огромное значение как для самого Рима, так и для всей западной литературы. Она стала продолжением и развитием греческой литературы, причем с добавлением уникальных римских черт. Римская литература вдохновляла, образовывала и развлекала людей, а также сохраняла и передавала знания и исторические события. Она дала миру таких великих авторов, как Вергилий, Овидий, Цицерон и многих других, которые до сих пор пользуются популярностью и уважением.