ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ-СИРОТ
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 28.06.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретические аспекты исследования психологических особенностей переживания одиночества подростков-сирот 5
1.1. Феномен одиночества в научной литературе 5
1.2. Переживание одиночества у подростков-сирот 15
Выводы по главе 1 23
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей переживания одиночества подростков-сирот 24
2.1. Организация исследования 24
2.2. Результаты исследования 28
2.3. Практические рекомендации по снижению уровня переживания одиночества у подростков-сирот 32
Выводы по главе 2 34
Заключение 35
Список литературы 37
Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы STATISTIKA 10.0. Вычислялись:1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда. Среднее арифметическое рассчитывается по формуле:M = , где M – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, V – варианта, n – количество наблюдений.2.Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего.Рассчитывается по формуле:σ = √[(∑(x-xср)2)/n], где хср – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, х – варианта, n – количество наблюдений.3. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. Вычисляется коэффициент корреляции рангов по формуле:, где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.Коэффициент корреляции может принимать значения от -1 (отрицательная связь) до +1 (положительная связь).Исследование осуществлено в несколько этапов.Первый этап - обоснование проблемы исследования, научно - методическая подготовка и обсуждение темы, сбор и анализ научной литературы по проблеме. Основные методы, на этом этапе - работа с первоисточниками, анализ научной литературы.Второй этап - постановка целей и задач собственного эмпирического исследования, определение тестовых методик, определение структуры и объема выборки испытуемых, проведение основного исследования. Третий этап - сбор эмпирических данных. Далее была проведена обработка полученных данных, проведен корреляционный анализ связи переживания одиночества с социометрическим статусом. На заключительном этапе были сделаны выводы по исследованию, разработаны рекомендации.2.2. Результаты исследованияРезультаты по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела И. М. Фергюсона в группе подростков представлены в таблице 1. Таблица 1Результаты по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела И. М. Фергюсона№Имя Пол Возраст БаллыУровень 1Даниилм1226Средний2Светаж1336Средний3Андрейм1219Низкий4Сергейм1232Средний5Аннаж1339Средний6Кириллм1213Низкий 7Татьянаж1247ВысокийСреднее значение, М30,3Стандартное отклонение, σ11,8Результаты диагностики показали, что у подростков - сирот средний уровень субъективного ощущения одиночества. Но разброс по группе достаточно большой и охватывает все уровни одиночества.Соотношение испытуемых с разным уровнем субъективного переживания одиночества у подростков отражено на рисунке 2.Рис. 1.Соотношение испытуемых с разным уровнем субъективного переживания одиночества.По результатам выяснилось, что у большинства подростков (57,1%) средний уровень субъективного ощущения одиночества. Иногда они испытывают чувство одиночества, но справляются с ним, могут найти положительное в одиночестве.У 28,6% низкий уровень субъективного ощущения одиночества, они не чувствуют себя одинокими.У одного человека (14,3%)высокий уровень субъективного ощущения одиночества, девочке характерно острое переживание одиночества, как негативного ощущения.Результаты анкетирования подростков на основе теста НСВ-10 представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты анкетирования на основе теста НСВ-10№Имя Пол Возраст Балл1Даниилм1242Светаж1303Андрейм1244Сергейм1275Аннаж1336Кириллм1207Татьянаж129Среднее значение, М3,9Стандартное отклонение, σ3,3Результаты анкетирования показали, что в целом подросткам не характерно явное переживание одиночества, им характерен оптимистический взгляд на будущее, хорошее настроение. Иногда они используют неконструктивные стратегии преодоления трудностей, отмечают, что надоело жить в детдоме, учиться, но позитивно пишут о жизни.Обобщенные результаты социометрии по всем трем вопросам представлены в социоматрице втаблице 3.Таблица 3Социоматрица ДаниилСветаАндрейСергейАннаКириллТатьянаДаниил333Света233Андрей3132Сергей222АннаКирилл2322Татьяна333Сумма 103117964Взаимные 4022011Графически результаты социометрии представлены на рисунке 2.Рис. 2. Социограмма по трем вопросам.Результаты социометрии показали, что в среднем все дети группы получили выборы хотя бы в 2-х ситуациях (совместное обучение, совместное веселье, совместная деятельность, времяпровождение). Группа детей довольно сплоченная.В группе присутствуют 2 звезды: Даниил - он популярен среди мальчиков, у него больше всех взаимных выборов, Андрей - он популярен как среди мальчиков, так и среди девочек, у него наибольшее количество выборов. Также звезды симпатизируют друг другу (взаимный выбор).Предпочитаемыми являются: Анна, Сергей и Кирилл, у них достаточно много выборов, но меньше, чем у звезд. Также отмечается, что их выбирают и девочки и мальчики.Пренебрегаемыми являются: Татьяна и Света, у них меньше всего выборов. При этом их не выбрала ни одна девочка, ни Анна, ни они друг друга, хотя обе выбрали Анну.Результаты корреляционного анализа уровня переживания одиночества у подростков с их положением в группе сверстников представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)Показатели Количество выборовrрУровень одиночества (методика Д. Рассела и М. Фергюсона)-0,43>0,05Уровень одиночества (анкетирование)0,20>0,05Результаты корреляционного анализа не показали значимых взаимосвязей уровня переживания одиночества с положением в группе сверстников у подростков-сирот. То есть, популярность в классе не определяет отсутствия переживания одиночества у подростков-сирот.Тем не менее выявлены тенденции к отрицательной связи уровня переживания одиночества и положения в группе сверстников, что следует проверить на более многочисленной выборке.2.3. Практические рекомендации по снижениюуровня переживания одиночества у подростков-сиротДля сниженияуровня переживания одиночества у подростков-сирот следует проводить работу по следующим направлениям: диагностическое, профилактическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское. 1.Диагностическое направление должно быть направлено на выявление проблем в поведении, в адаптации, в эмоциональной сфере и т.п. детей-сирот. Диагностика позволяет выявить целый спектр трудностей, которые могут возникать у подростков, в том числе и переживание чувство одиночества.2.Профилактика направлена на предупреждение тех или иных проблем путем опосредованного воздействия на детей-сирот через воспитателей и педагога-психолога детского дома. Данное направление включает себя проведение комплекса занятий, которые могут быть разделены на определенные блоки: - Познание себя и других(развитие представлений о себе и других, о своем месте в обществе, осознание своей личностной позиции);- Коммуникативные навыки (формирование коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения, осознание своих возможностей в этой области);- Культура поведения и общения(воспитание культуры поведения, уважения друг к другу, формирование основ социального поведения, развитие разносторонних качеств личности). 3. Коррекционно-развивающее направление имеет целью акцентирование внимания детей на необходимости приобретения ими приоритетных социальных навыков и создания условий для формирования позитивного поведения в обществе и отношения к себе, а также коррекция и развитие личности ребенка, оказание ему психологической помощи и поддержки. Основная форма работы – психологические тренинги, направленные на исправление поведения, повышение коммуникативных умений, преодоления страхов и снятие эмоционального и психологического напряжения. Рекомендуемые тренинговые занятия: «Конфликт», «Самооценка», «Я и социальные роли», «Определение проблемы», «Я и другие». 4. Консультирование. Основной задачей психологического консультирования является оказание помощи воспитанникам, испытывающим трудности в общении и психологическом самочувствии; оказание психологической помощи и поддержке детям, находящимся в ситуации стресса. В рамках данного направления целесообразно проводить консультационные беседы («Агрессивное поведение», «Проблема тревожности», «Одиночество в толпе»). 5. Психологическое просвещение имеет целью формирование у детей психологической культуры. В рамках психологического просвещения необходимо проводить работу по распространение информационных буклетов с целью информирования и прояснения проблем психологического характера.Выводы по главе 21. Результаты диагностики одиночества показали, что у подростков - сирот средний уровень субъективного ощущения одиночества. У большинства подростков (57,1%) средний уровень ощущения одиночества. Иногда они испытывают чувство одиночества, но справляются с ним, могут найти положительное в одиночестве. У 28,6% низкий уровень субъективного ощущения одиночества, они не чувствуют себя одинокими. У одного человека (14,3%) высокий уровень субъективного ощущения одиночества, характерно острое переживание одиночества, как негативного ощущения.2. Результаты анкетирования показали, что в целом подросткам не характерно явное переживание одиночества, им характерен оптимистический взгляд на будущее, хорошее настроение. 3. Результаты социометрии показали, что в среднем все дети группы получили выборы хотя бы в 2-х ситуациях (совместное обучение, совместное веселье, совместная деятельность, времяпровождение). В группе присутствуют 2 звезды, которые симпатизируют друг другу (взаимный выбор). Предпочитаемыми являются 3 человека, их выбирают и девочки и мальчики. Пренебрегаемыми являются две девочки, у них меньше всего выборов. 4. Результаты корреляционного анализа не показали значимых взаимосвязей уровня переживания одиночества с положением в группе сверстников у подростков-сирот. То есть, популярность в классе не определяет отсутствия переживания одиночества у подростков-сирот. Тем не менее выявлены тенденции к отрицательной связи уровня переживания одиночества и положения в группе сверстников, что следует проверить на более многочисленной выборке.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с цельюизученияпсихологических особенностей переживания одиночества подростков-сирот. В ходе достижения цели был решен ряд задач исследования.В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования феномена одиночества выяснилось, что данная проблема рассматривалась довольно широко в рамках исследований. Разработанные теоретические подходы рассматривают проблему одиночества с разных сторон и возможных причин появления этого феномена. Каждый из этих подходов выполняют свою функцию в науке и исследовательской практике.Большинство отечественных исследователей опираются на теории западных школ, и придерживаются общепринятой системы взглядов на одиночество, рассматривая его не столько как феномен, сколько как следственное (по отношению к социальным процессам) временное и преимущественно непозитивное состояние. Рассматривая феномен одиночества как психическое состояние, одиночество определяется как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена – позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего одиночествотрактуется как негативное понятие. Однако, отмечается, что быть одиноким и пребывать в одиночестве – это не одно и то же. Чувствовать себя одиноким – значит чувствовать себя ни принадлежащим ни к какой группе, нелюбимым окружающими, лишенным возможности поделиться своими личными тревогами или не таким, как все остальные вокруг.В подростковом возрасте состояние одиночества осознается наиболее остро, что связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих этому возрасту. Зарождениечувстваодиночествав у подростков-сирот часто начинаетсявсемье (отвержение, негативные условия социализации, психологические травмы, потери и т.д.). Это может стать причинойформированияуребенкатакихнегативныхчувств,какзастенчивость,агрессивность,тревожность,авсовокупностиспроблемамишкольнойжизнивозникаютсмысловыебарьерыидругиевидыпсихологическогонапряжения.Они,всвоюочередь,значительноусложнятуспешнуюсоциализацию.Неблагополучнаясоциальнаяадаптацияусиливаетсубъективноечувствоодиночестваподростка.В ходе проведенного эмпирического исследования выяснилось, что у подростков - сирот средний уровень субъективного ощущения одиночества, в целом подросткам не характерно явное переживание одиночества, им характерен оптимистический взгляд на будущее, хорошее настроение. Все дети группы получили выборы хотя бы в 2-х ситуациях (совместное обучение, совместное веселье, совместная деятельность, времяпровождение). В группе присутствуют 2 звезды, которые симпатизируют друг другу (взаимный выбор). Предпочитаемыми являются 3 человека, их выбирают и девочки и мальчики. Пренебрегаемыми являются две девочки, у них меньше всего выборов. Результаты корреляционного анализа не показали значимых взаимосвязей уровня переживания одиночества с положением в группе сверстников у подростков-сирот. То есть, популярность в классе не определяет отсутствия переживания одиночества у подростков-сирот. Таким образом, гипотеза исследования не нашла своего подтверждения. Тем не менее выявлены тенденции к отрицательной связи уровня переживания одиночества и положения в группе сверстников, что следует проверить на более многочисленной выборке.Список литературыАндреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 375 с.Бабакаева, А.В. Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте / А.Б. Бабакаева, Н.Г. Мошкина // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). - 2017. - С. 146-150.Гасанова, П.Г. Психология одиночества / П.Г. Гасанова, М.К. Омарова. – Киев: «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.Дольто, Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 423 с.Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация / В.Г. Казанская. – СПб.: Вотер, 2011. – 288 с.Калашникова, Е.А. Социально-психологические особенности отношения учащихся основной школы к учебной деятельности / Е.А. Калашникова: канд. дисс... – Москва, 2015. – 156 с.Колесникова, Г.И. Одиночество: к вопросу определения понятия и классификации / Г.И. Колесникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 10-1. - С. 115−117. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2010. - 448 с. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015. – 400 с.Корчагина, С.Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. –228с.Корягина, К.А. Особенности переживания состояния одиночества / К.А. Корягина, Н.А. Смирнова // Молодой ученый. - 2018. - №2. - С. 224-227. Корякина, И.В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И.В. Корякина // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 40-43.Красникова, О.М. Одиночество / О.М. Красникова. - М.: Никея, 2015. - 203 с. Леви, В.Л. Я и мы / В.Л. Леви. - М.: Педагогика, 1973. - 122 с.Лиханов, А.А. Дети без родителей / А.А. Лиханов. - М.: Просвещение, 2010. – 592 с. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2019. – 800 с.Мосягина, О.А. Одиночество в психологии: определение содержания феномена / О.А. Мосягина // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта: сб. науч. тр., Екатеринбург, 05-06 нояб. 2015 г. - Екатеринбург, 2016. - Т. 2. - С. 65 - 67.Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 639 с. Парфенов, О.А. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков / О.А. Парфенов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 76–80.Полтанова, Е.А. Одиночество молодежи как социально-психологическая проблема / Е.А. Полтанова, Н.В. Берсенева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. - Москва, 2015. - № 5(23). - С. 229-233.Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.Прихожан, А.М. Что характерно для современного подростка / А.М. Прихожан, Н.В. Толстых // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 8 -12.Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи: Сборник статей и методических материалов для педагогов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 14 ноября 2019г. / Т.Т. Щелина (отв. ред.), С.П. Акутина, И.С. Беганцова, Ю.Е. Болотин. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. – 563 с.Реан, А.А. Психологический атлас человека / А.А. Реан. - М.: АСТ, 2010. - 651 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2012. –128с.Уткина, И.М. Феномен застенчивости как предмет психолого-педагогического исследования в отечественной и зарубежной психологии / И.М. Уткина // Вестник МГОУ. - 2009. - № 1. - С. 52-62.Федосенко, Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосенко. – СПб. Речь, 2009. – 320 с.Фромм, Э. Иметь или быть? Пер. с англ. Э. М. Телятниковой / Э. Фром. - М.: АСТ, 2014. - 320 с. Худаева, М.Ю. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте / М.Ю. Худаева, О.В. Зайцева // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 212-215.
2. Бабакаева, А.В. Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте / А.Б. Бабакаева, Н.Г. Мошкина // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). - 2017. - С. 146-150.
3. Гасанова, П.Г. Психология одиночества / П.Г. Гасанова, М.К. Омарова. – Киев: «Финансовая Рада Украины», 2017. – 76 с.
4. Дольто, Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 423 с.
5. Казанская, В.Г. Подросток: социальная адаптация / В.Г. Казанская. – СПб.: Вотер, 2011. – 288 с.
6. Калашникова, Е.А. Социально-психологические особенности отношения учащихся основной школы к учебной деятельности / Е.А. Калашникова: канд. дисс... – Москва, 2015. – 156 с.
7. Колесникова, Г.И. Одиночество: к вопросу определения понятия и классификации / Г.И. Колесникова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 10-1. - С. 115−117.
8. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2010. - 448 с.
9. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015. – 400 с.
10. Корчагина, С.Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. –228с.
11. Корягина, К.А. Особенности переживания состояния одиночества / К.А. Корягина, Н.А. Смирнова // Молодой ученый. - 2018. - №2. - С. 224-227.
12. Корякина, И.В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И.В. Корякина // Молодой ученый. - 2015. - №11.1. - С. 40-43.
13. Красникова, О.М. Одиночество / О.М. Красникова. - М.: Никея, 2015. - 203 с.
14. Леви, В.Л. Я и мы / В.Л. Леви. - М.: Педагогика, 1973. - 122 с.
15. Лиханов, А.А. Дети без родителей / А.А. Лиханов. - М.: Просвещение, 2010. – 592 с.
16. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб. : Питер, 2019. – 800 с.
17. Мосягина, О.А. Одиночество в психологии: определение содержания феномена / О.А. Мосягина // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта: сб. науч. тр., Екатеринбург, 05-06 нояб. 2015 г. - Екатеринбург, 2016. - Т. 2. - С. 65 - 67.
18. Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 639 с.
19. Парфенов, О.А. Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений старших подростков / О.А. Парфенов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 76–80.
20. Полтанова, Е.А. Одиночество молодежи как социально-психологическая проблема / Е.А. Полтанова, Н.В. Берсенева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. - Москва, 2015. - № 5(23). - С. 229-233.
21. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005. – 400 с.
22. Прихожан, А.М. Что характерно для современного подростка / А.М. Прихожан, Н.В. Толстых // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 8 -12.
23. Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи: Сборник статей и методических материалов для педагогов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 14 ноября 2019г. / Т.Т. Щелина (отв. ред.), С.П. Акутина, И.С. Беганцова, Ю.Е. Болотин. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. – 563 с.
24. Реан, А.А. Психологический атлас человека / А.А. Реан. - М.: АСТ, 2010. - 651 с.
25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
26. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2012. –128с.
27. Уткина, И.М. Феномен застенчивости как предмет психолого-педагогического исследования в отечественной и зарубежной психологии / И.М. Уткина // Вестник МГОУ. - 2009. - № 1. - С. 52-62.
28. Федосенко, Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей / Е.В. Федосенко. – СПб. Речь, 2009. – 320 с.
29. Фромм, Э. Иметь или быть? Пер. с англ. Э. М. Телятниковой / Э. Фром. - М.: АСТ, 2014. - 320 с.
30. Худаева, М.Ю. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте / М.Ю. Худаева, О.В. Зайцева // Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 212-215.
Вопрос-ответ:
Какие особенности переживания одиночества у подростков сирот рассматриваются в данной статье?
В данной статье рассматриваются психологические особенности переживания одиночества у подростков сирот. Авторы исследуют феномен одиночества и его влияние на подростков сирот в теоретическом и эмпирическом аспектах.
Какая информация представлена в первой главе статьи?
Первая глава статьи представляет теоретические аспекты исследования психологических особенностей переживания одиночества у подростков сирот. В ней рассмотрен феномен одиночества в научной литературе и переживание одиночества у подростков сирот.
Как организовано эмпирическое исследование во второй главе статьи?
Во второй главе статьи описана организация исследования психологических особенностей переживания одиночества у подростков сирот. Также приведены результаты этого исследования, которые помогают лучше понять и описать данные особенности.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: авторы рассмотрели феномен одиночества в научной литературе и переживание одиночества у подростков сирот; на основе этого рассмотрения они смогли сформулировать проблему и цель исследования психологических особенностей переживания одиночества подростков сирот.
Какие результаты исследования представлены во второй главе статьи?
Во второй главе статьи представлены результаты исследования психологических особенностей переживания одиночества у подростков сирот. Авторы организовали и провели исследование, изучили данные и сделали выводы на основе полученных результатов.
Какие аспекты изучались в первой главе статьи?
В первой главе статьи исследовались теоретические аспекты психологических особенностей переживания одиночества подростков сирот. В частности, изучался феномен одиночества в научной литературе и переживание одиночества у подростков сирот.
Какими методами проводилось эмпирическое исследование во второй главе статьи?
Во второй главе статьи было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей переживания одиночества подростков сирот. Организация исследования включала опросы и наблюдения, а также анализ полученных данных.
Какие результаты были получены во второй главе статьи?
В результате эмпирического исследования во второй главе статьи были получены определенные результаты. Конкретные выводы о психологических особенностях переживания одиночества подростков сирот были сделаны на основе анализа данных, полученных в ходе исследования.
Какие практические рекомендации могут быть выведены из исследования?
На основе проведенного исследования были выведены практические рекомендации, которые могут быть полезны для содействия подросткам сиротам в преодолении переживания одиночества. Эти рекомендации могут включать в себя различные аспекты, такие как создание поддерживающей среды, проведение групповых мероприятий и т.д.