Государство и рынок. Необходимость и пределы государственного регулирования экономики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 36 36 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 28.06.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Место государства в рыночной экономике 6
1.2. Средства и методы государственного регулирования экономической системы 11
1.3. Особенности государственного регулирования экономики при возникновении кризисных ситуаций 18
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 24
2.1. Особенности взаимодействия государства и рынка в России 24
2.2. Проблемы государственного регулирования российской экономики и пути их решения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Фрагмент для ознакомления

Одним из основных элементов государственного регулирования экономики должна стать передача части имущества государства в частных руки, т.е. приватизация. Это объясняется тем, что когда государственная собственность переходит в частные руки, то предприниматели в попытках выжить в условиях рыночной конкуренции будут направлять все имеющиеся ресурсы в нужное русло, тем самым развивая свое предприятие и экономику государства в целом. Итогом этого станет установление регулирующей роли цен, что в свою очередь будет способствовать повышению значения рынка для экономики.3) Несовершенство отечественного законодательства в сфере экономического регулирования. Имеющиеся противоречия и непроработанность нормативно-правовых актов, а также явная их «подгонка» под интересы и нужды определенных хозяйствующих субъектов, существенно снижают эффективность государственного регулирования экономики в России.4) Обширный бюрократический аппарат. В России еще во времена советской власти сформировалась громоздкая, а, следовательно, неэффективная система государства. Бюрократия в нашей стране наблюдается на всех уровнях власти и является определённым тормозом развития национальной экономики. Кроме того, посредством бюрократических структур в России происходит передел собственности, в частности в пользу самой правящей элиты, которая обладает неограниченным доступом к ресурсам и богатствам страны. К примеру, на рынке финансовых ресурсов сформировался целый сегмент, в котором функционируют кредиты, управляемые властными структурами. В связи с этим становится ясно, что существует определенная зависимость между степенью бюрократизации органов власти и уровнем коррупции. Даже в других развитых демократических государства наряду в экономической и политической жизни имеется определённая доля коррупции, побелить которую полностью ни одно современное государство пока не в силах. Что касается России, то уровень коррупции в ней был и остается довольно высоким. Многие чиновники, получив доступ к власти, пытаются получить нетрудовые доходы. А для большинства из них занимаемая должность является не только источником дополнительного обогащения, но и возможностью участвовать в перераспределении собственности государства.5) Объединение органов государственной власти и мафиозных структур. Как бы это не казалось банально, но не смотря на все усилия современного правительства, преступления в системе государственной службы все еще имеют существенные масштабы. Должностные преступления государственных управленцев и служащих не дают возможности полно и эффективно реализовывать реформы в экономике, а также оказывают разрушительное влияние на образ жизни российских граждан, их осознание государственной власти и социальные гарантии.Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать несколько общих предложений, которые бы смогли повысить эффективность взаимодействия государственной власти и рынка:- реструктуризации государственного аппарата: передача всех функций по управлению экономическими процессами в компетенцию органов исполнительной власти. В большинстве развитых мировых держав количество министерств не превышает пятнадцати, обязательными из которых являются министерства финансов, здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел и обороны. Остальные министерства должны создаваться адекватно особенностям развития государства;- оптимизация численности государственных служащих посредством устранения дублирования функций и централизации контроля за их деятельностью;- создание системы жёсткого государственного контроля за деятельностью каждого чиновника: эту меру, конечно, сложно реализовать быстро, но с течением времени путем реформирования системы государственной власти достичь ее будет возможно;- совершенствование системы штрафных санкций для чиновников за нарушения своих должностных полномочия или за злоупотребление своим положением;- совершенствование системы нормативно-правовых актов в сфере государственного регулирования экономики.Говоря о рыночной экономике, нельзя не отметить, что эта система предполагает, в первую очередь, создание комфортных условий жизни для населения. В связи с этим и проводимая государством экономическая политика должна быть направлена на построение социального государства. В России здесь главная цель заключается в перераспределении национального дохода в пользу нетрудоспособных и малоимущих граждан на принципах социальной солидарности. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики. Безусловными социальными задачами России для формирования эффективной рыночной системы являются:1) Создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка.2) Улучшение состояния здоровья населения, развитие массовой физической культуры, спорта и туризма.3) Развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения.4) Создание цивилизованного рынка труда.5) Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств.6) Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий.7) Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.Подводя итог, можно сказать, что роль государства в развитии рыночной экономики оценить очень сложно. Именно государство создает благоприятные условия для экономической деятельности, защищает частное предпринимательство от работы монополий, способствует удовлетворению потребностей населения в социально-значимых товарах и услугах, обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность, а также оказывает помощь малообеспеченным и незащищенным слоям населения. Это с одной стороны. А с другой именно государственное вмешательство в функционирование рыночного механизма может существенно снизить его эффективность и нанести серьезный ущерб национальной экономике. В связи с этим главной задачей органов власти при формировании системы государственного регулирования экономики должно стать определение той «золотой середины», которая сможет поддержать экономику во времена стабильности и принять необходимые меры для устранения кризисных ситуаций. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. В работе были обозначены субъекты и объекты государственного регулирования экономики. Так, субъектами государственной экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.Объектами жеявляются те сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.В работе были выделены основные функции государства в регулировании рыночной экономики, такие как правовое обеспечение экономической деятельности, регулирование денежно-кредитных и валютных отношений, фискальная и бюджетная политика, антимонопольное регулирование, реализация национальных интересов в мировой экономике, поддержание социально-значимых отраслей народной хозяйства и др. Приведенный перечень функций может быть расширен как за счет их расчленения и конкретизации, так и на основе добавления вновь возникающих устойчивых задач.Также проведенный в работе анализ показал, что основными средствами регулирования рыночной экономики государством являются фискальная и денежно-кредитная политика, административные меры, а также государственная собственность, как метод госрегулированияМеханизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально-опасных масштабов безработицы.Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности России в том, что, во-первых, происходил переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в-третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще до сих пор так и не сложились.Среди проблем, с которым сталкивается государство в области регулирования экономики в России можно отнести следующие:1) Долгий переход от командно-административной к рыночной экономики. Дело в том, чтодирективное планирование со всеми его институтами присущее административно-командной экономике не может существовать вместе с предпринимательством илюбыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, темсамым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом. 2) Монополия государства почти во всех отраслях. Ключевым моментом в государственном регулировании экономики должна стать приватизация государственного имущества и фондов. 3) Несовершенство законодательства. Противоречия и дыры в законодательстве, и явная подгонка правовых актов под конкретные интересы и нужды стали весомыми проблемами экономического регулирования. 4) Обширный бюрократический аппарат. Россия унаследовала от Советского Союза громоздкую, нерациональную структуругосударственного управления. Поэтому бюрократические традициисдерживают эффективное проведение экономических преобразований, являютсятормозом на пути рыночных реформ. 5) Сращивание власти с мафиозными структурами. Она не позволяет работать в полную силу всем вводящимся реформам, оказывает разрушительное влияние на образ жизни россиян, их правосознание исоциальную защищённость.Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в России для эффективного функционирования рыночной экономики, прежде всего,требуется коренная реструктуризация управленческого аппарата. Какправило, в развитых странах, несмотря на различия вгосударственном устройстве, функции управления экономическими процессами возложены на исполнительную власть, которую представляют, как правило,министерства. Опыт многих стран мира показывает, что оптимальное количествоминистерств – двенадцать-пятнадцать, из них обязательными являются министерства: финансов, иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, а остальныесоздаются в зависимости от специфики страны. Так же следуетсократить численность работников в этих министерствах. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерации : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 25.05.2020г. :[Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ в ред. от 01.04.2020г. :[Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/4. Андрианов, В. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии / В. Андрианов // Общество и экономика. – 2019. – № 11. – C. 117 -129.5. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизнеса / Под ред. А.З. Бобылевой. – М.: Юрайт, 2015. – 346 с.6. Бабушкина, Е.А. Антикризисное управление / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина. – М.: Эксмо, 2017. – 328 с.7. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2016. – 512 с.8. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2018. – 315с.9. Гаспарян, А.Г. Государственное регулирование в социальной сфере / А.Г. Гаспарян // Вопросы государственного управления. – 2018. – № 4. – С. 15-21.10. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 616с.11. Донцова, Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 4. –С.3-10.12. Завельский, М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: Системный подход в российских условиях / М.Г. Завельский. – М.: Наука, 2016. – 328с.13. Захарова, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 571 с.14. Золин, И. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования / И. Золин // Проблемы теории и практики управления. –2020. –№ 1. – С.25-31.15. Кац, И. Взаимодействие государства и рынка / И. Кац // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 7. – С.22-26.16. Лившиц, В. Роль государства в современной экономической системе / В. Лившиц // Вопросы экономики. – 2019. – №11. – C. 14-19.17. Мамедов, О. Д. Современная экономика / О. Д. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 544 с.18. Нуреев, Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев. –М.: Норма, 2018. – 639с.19. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 510 с.20. Талапина, Э. П. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / Э. П. Талапина // Государство и право. – 2018. – № 11. – C. 73-79.21. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / Под ред.Зельднер А.Г. – М.: Наука, 2017. – 261с22. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А.Ф. Шишкин. – М.: Эксмо, 2018. – 656с.23. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 784с.25. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.:Юристь, 2018. – 896с.26. Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 527 с.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Россий-ской Федерации : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим до-ступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 25.05.2020 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ в ред. от 01.04.2020 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
4. Андрианов, В. Государственное управление: мировой опыт и россий-ские реалии / В. Андрианов // Общество и экономика. – 2019. – № 11. – C. 117 -129.
5. Антикризисное управление: механизмы государства, технологии бизне-са / Под ред. А.З. Бобылевой. – М.: Юрайт, 2015. – 346 с.
6. Бабушкина, Е.А. Антикризисное управление / Е.А. Бабушкина, О.Ю. Бирюкова, Л.С. Верещагина. – М.: Эксмо, 2017. – 328 с.
7. Балдин, К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень. / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, 2016. – 512 с.
8. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: Формы, проекты, риски / В.Г. Варнавский. – М.: Наука, 2018. – 315 с.
9. Гаспарян, А.Г. Государственное регулирование в социальной сфере / А.Г. Гаспарян // Вопросы государственного управления. – 2018. – № 4. – С. 15-21.
10. Государственное регулирование рыночной экономики / Под ред. В.И. Кушлина. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 616 с.
11. Донцова, Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы / Л.В. Донцова // Маркетинг в России и за рубе-жом. – 2019. – № 4. – С. 3-10.
12. Завельский, М.Г. Государственное регулирование рыночной экономи-ки: Системный подход в российских условиях / М.Г. Завельский. – М.: Наука, 2016. – 328 с.
13. Захарова, М.Л. Право социального обеспечения России / М.Л. Захаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 571 с.
14. Золин, И. Социально-экономическое развитие: стратегия государ-ственного регулирования / И. Золин // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 1. – С.25-31.
15. Кац, И. Взаимодействие государства и рынка / И. Кац // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 7. – С.22-26.
16. Лившиц, В. Роль государства в современной экономической системе / В. Лившиц // Вопросы экономики. – 2019. – № 11. – C. 14-19.
17. Мамедов, О. Д. Современная экономика / О. Д. Мамедов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 544 с.
18. Нуреев, Р.М. Экономика развития: Модели становления рыночной экономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2018. – 639 с.
19. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пи-кулькин. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 510 с.
20. Талапина, Э. П. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / Э. П. Талапина // Государство и право. – 2018. – № 11. – C. 73-79.
21. Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики / Под ред. Зельднер А.Г. – М.: Наука, 2017. – 261 с
22. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория / А.Ф. Шишкин. – М.: Эксмо, 2018. – 656 с.
23. Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Больша-кова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 784 с.
25. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристь, 2018. – 896 с.
26. Ясин, Е.Г. Функции государства в рыночной экономике / Е.Г. Ясин. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 527 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет государство в рыночной экономике?

Государство выполняет ряд функций в рыночной экономике, таких как обеспечение правовой и социальной защиты, создание условий для свободного функционирования рынка, регулирование экономической активности и др.

Какие средства и методы используются государством для регулирования экономической системы?

Государство может использовать различные средства и методы, такие как фискальная политика (налоги и расходы), монетарная политика (регулирование денежного обращения), тарифное регулирование, административные меры и др.

Какие особенности возникают при государственном регулировании экономики в кризисные ситуации?

В кризисные ситуации особенности государственного регулирования экономики заключаются в принятии экстренных мер и действий для стимулирования экономического роста, стабилизации финансовой системы, защиты населения и бизнеса.

Какие проблемы существуют при роли государства в рыночной экономике современной России?

Среди проблем роли государства в рыночной экономике современной России можно выделить недостаточную эффективность государственных институтов, высокий уровень коррупции, несбалансированность бюджетных расходов, ограничение свободы предпринимательства и др.

Какие перспективы открываются перед государством в рыночной экономике современной России?

Перспективы перед государством в рыночной экономике современной России связаны с созданием благоприятной инвестиционной среды, развитием инноваций, поддержкой секторов экономики, содействием развитию малого и среднего бизнеса, повышением качества образования и др.

Зачем государству регулировать экономику?

Государственное регулирование экономики необходимо для обеспечения стабильности и устойчивости национальной экономики. Оно позволяет решать социально-экономические задачи, такие как снижение безработицы, борьба с инфляцией, поддержка отраслей, на которых зависит экономика страны и другие.

В чем заключаются пределы государственного регулирования экономики?

Государственное регулирование экономики имеет свои пределы. Одним из основных ограничений является необходимость балансирования интересов государства и рынка. Слишком жесткое регулирование может привести к излишней бюрократии и ущемлению предпринимательской активности. Также, государство может оказаться неэффективным в принятии правильных решений в сфере экономики, что может негативно сказаться на развитии страны.

Какие средства и методы государственного регулирования экономической системы?

Государство может использовать различные средства и методы для регулирования экономики. Среди них: фискальная политика, денежная политика, тарифное регулирование, регулирование цен, субсидирование отраслей экономики, налогообложение, антимонопольное регулирование и другие.

Какие особенности государственного регулирования экономики при возникновении кризисных ситуаций?

В кризисных ситуациях государство обычно усиливает свою регуляторную роль в экономике. Оно может предоставлять финансовую поддержку отраслям, принимать меры по стимулированию потребления и инвестиций, вводить временные ограничения и запреты на операции с иностранной валютой, устанавливать предельные цены и другие меры для смягчения последствий кризиса.

Каково место государства в рыночной экономике?

Государство играет важную роль в рыночной экономике, но ее место и функции могут различаться в разных странах и в разных периодах истории. В рыночной экономике государство часто выступает в качестве регулятора и защитника интересов общества, обеспечивая справедливость, защиту прав собственности, стабильность экономической системы и решение проблем, которые могут возникать в результате действия рыночных механизмов.