Микроэкономика
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 01.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ. ОЛИГОПОЛИЯ. 6
1.1 Сущность, основные черты олигополии 6
1.2. Виды и модели олигополии 11
1.3. Значение олигополии для современного рынка 17
ГЛАВА 2. Анализ мирового и отечественного опыта функционирования олигополий в современных условиях 22
2.1. Особенности и направления регулирования деятельности российских олигополистических компаний 22
2.2. Специфика функционирования олигополистических рынков США 26
2.3. Особенности деятельности глобальных олигополистических компаний 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Но, при этомв законе различается понимание заключения и взаимовыгодного хозяйственного контракта и формирования преступного тайного сговора, причём как олигополия поднимается именно преступный сговор.К на сегодняшний день основным органом, контролирующим соблюдение антитрестовского законодательства в сша является Министерство юстиции.Но, при этом, каждое частное лицо, которая считает что нарушается действие законов рыночной конкуренции формируются незаконное соглашение между различными компаниями, ограничивающее конкуренцию,также имеет право подать в суд, и отстаивать свои права.2.3. Особенности деятельности глобальных олигополистических компанийВ современной экономике характеризуется глобализация экономических процессов, конкуренция осуществляется уже не в рамках отдельной страны, но в рамках всей мировой экономики. С одной стороны, должно приводить к тому, что появляется множество отдельных производителей, каждый из которыхсамостоятельно конкурируют и не может повлиять на глобальный рынок. Ну, сиди со свойственной рыночной экономики и концентрации капиталов, постепенно начинает появляться крупные игроки уже в мировом масштабе, что тут же приводит кпоявлению олигополии уже на мировом рынке.К крайним вариантом такого рынка является формирование дуополии, при которой на рынке остаётся только 2 конкурента, занимающих рисунок регулирующих друг с другом.Кроме этого, формирование рынков с олигополистической конкуренции часто способствуют и государственная политика, особенно политика на государственных объединений. Очень часто предприятия должны получать дополнительные патенты, лицензии, сертификаты качества, которые устанавливают барьеры для входа на рынок, защищают его, не позволяя внешним конкурентам навязывать конкуренцию местным производителям, что также приводит к высокой степени концентрации рынка и проявления олигополии.Так, например, известно что практически весь рынок сигарет и бытовой техники во Франции фактически разделён между тремя крупными компаниями. Ещё более известным олигополистического рынка является автомобилестроения, в котором мировом масштабе действует всего несколько крупных производителей, представляющих собой крупные, глобальная, практически мировые концерны.Также известные примерами из образовавшихся олигополистического рынка являются рынки, на которых производятся пиво, персональные компьютеры, рынки черной металлургии. Фактически дуополией является глобальной рынок в самолетостроении, по крайней мере гражданского самолётостроения, где имеются два крупнейших конкурента, «Аэробус» и «Боинг», а все остальные мелкие производители практически не в состоянии воздействует на рынок, и так или иначе попадают в зависимость от крупнейших фирм.Более того, часто возникают ситуации, когда мировом рынке проявляется картели, несмотря на то, что формирование картелей в большинстве стран как правило запрещено.При этом такая ситуация обосновывается тем, что олигополия как рыночная структура является достаточно устойчивой.На таком рынке уже не существует множество мелких производителей, не способных выдерживать давление крупных конкурентов. Каждый из компонентов достаточно велик, силен, и может противодействовать давление других конкурентов.Фактический рынок олигополии находится в динамическом равновесии, в котором даже мощный негативное воздействие извне далеко не всегда способны поколебать сам рынок, на котором действуют крупные, мощные и устойчивые производителя.Кроме непосредственно размеров и мощи участников рынкаустойчивость олигополии в глобальном масштабеобеспечивается в том числе и тем, что возникают особые условия между олигополистамии окружающими их общественными и государственными институтами, причём участник олигополии сам начинает активно формировать необходимую ему общественные институты, также активно воздействует на государственную власть. Это становитсяещё более вероятно в условиях глобального рынка, когда участникам олигополии становится крупнейшие транснациональные корпорации, которая по своим ресурсам, возможностям и влиянию может превосходитьвлияние государства, на территории которого олигополия ведёт свою экономическую производственную и торговую деятельность.В целом мировая олигополияможет рассматриваться как неотъемлемая черта современного развитияэкономики. Системного подхода современный мир разделен на несколько функциональных блоков, которым относится страна, контролирующая мир, центральные страны и периферия. Именно система отношений ядро-периферияпозволяет сформировать несколько неравновесная система отношений, в рамках которых может эффективно функционировать олигополия. Она является составной частью экономического механизма, в соответствии с которойвыработанная прибавочная стоимость постоянно перетекаетиз периферии в страны, которые являются ядром мировой экономики. Такое явление получило название неравного обмена.И в этом случае наиболее эффективным механизмом формирования рыночной конкуренции, который позволяет реализовывать перед о прибавочной стоимости, и становится олигополистический рынок. Формирующееся крупная транснациональная корпорация оказывают мощнейшее воздействие на рынок,являются тем самым механизмом, который накапливает прибавочную стоимость и перекачивает её из периферийных стран в ядро мировой экономики.Однако это является не единственной причиной того, что олигополия оказывается устойчивый, рациональная структура для современной экономике. Если рассматривать причина, в соответствии с которыми проявляется устойчивость олигополии, можно выделить следующие.Во-первых, это формирование механизма перераспределения прибавочной стоимости между коэффициентом, основой которого является олигополистический рынок, на которомфункционируют крупные транснациональные корпорации.Во-вторых, олигополистическая конкуренция, с одной стороны, все еще сохраняется как конкуренция, тозаставляет олигополистов искать наиболее эффективные способы ведения бизнеса, принимать верные управленческие решения.Но, с другой стороны, олигополистическая конкуренция позволяетучастникам рынка накапливать большие объемы технических, интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов, которые обеспечивают эффективное развитие предприятий, рынка, а значит повышают уровень производительность и прибыльность инвестированного капитала.В-третьих, функционирование олигопольный рынков позволяет олигополисту диктовать условияна рынках ресурсов, в том числе и на рынке труда.в случае же когда речь идет о глобальной олигополии, появляется возможность обеспечить конкуренцию между ресурсами, которая добывается в различных регионах мирового рынка, использовать наиболее дешевые из них.В-четвёртых, участники олигополистической конкуренции автоматически приходят к тому, что вынуждены поддерживать высокую инновационную активность.В-пятых,достаточно высокая концентрация производственных ресурсов в олигополистической системе приводит к тому, что олигополист может обеспечить эффективное планирование, а значит и высокую загрузку имеющихся производственных мощностей, организовать эффективное производство. Это также повышает эффективность олигополии. В-шестых, как ни странно, заметную роль в формировании олигополистической конкуренции играет государство. Она автоматически вынуждены поддерживать крупных отечественных производителей, чтобы за счёт этого получать необходимые для своего функционирования ресурсы.К к а это автоматически приводит к тому, что участники мирового рынка, не имеющие государственные поддержки,оказывается в заведомо проигрышное положение и рано или поздно будут вынуждены уступить мощным олигополистов, имеющем государственную поддержку.Таким образом, можно говорить о том, что устойчивая олигополия имеет как свои достоинства, так и свои недостатки. При этом современном экономическом механизме функционирования олигополии реализует свои достоинства в первую очередь в экономически развитых странах, которые за счёт сформировавшихся олигополии и контроля над менее развитыми странами получают от олигополии заметные выгоды.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременная рыночная экономика базируется на предположении, что наличие конкуренции является положительным фактором, обеспечивающим эффективность функционирования рыночного механизма, позволяющего вытеснять неэффективных участников рынка, оставляя только наиболее сильных из них, способных предоставить нужный товар по минимально возможной цене и требуемого качества.Основными показателями, на которые ориентируется и продавцы, и покупатели на рынке, являются цены на продаваемые товары и качество этих товаров.Очевидно, что кроме имеющихся достоинств механизм конкуренции имеет и свои недостатки. Включи мне достаточно является то, что наличие множества хозяйствующих субъектов, действующих не согласовано, но раньше производили товар, приводит к тому, что многие функции и необходимые действия дублируются множеством различных участников рынка, что приводит к большому непроизводительныму перерасходу ресурсов.Совершенная конкуренцияпредставляет собой такой вид конкуренции, в котором выполняются все необходимые предпосылки для функционирования идеальный конкурентной среды. В этом случае есть множество совершенно самостоятельной, не как друг другом не связанных, полностью независимых производителей товара. Потребителей товара также имеются в большом количестве И точно также каждый из них принимает решение совершенно самостоятельно.Все хозяйственные субъекты принимает свои решения без какого-то давления сверху, действия исключительных по своей воле. Среди этих субъектовне существует каких-то особо крупных, способных влиять навесь рынок в целом.Теория рыночной экономике основывается на анализе совершенной конкуренции. Совершенной конкуренции является такой вид рыночной ситуации, когда имеется множество самостоятельных, не аффилированных участников рынка, проводящих самостоятельную политику, самостоятельно осуществляющие процесс производства и продажи товара. Также предполагается, что на этом рынке существует множество независимых, не связанных друг с другом продавцов. Каждый продавец и покупатель самостоятельно ведет свою деятельность, принимается решение о продаже и покупке товара исходя из своих собственных, личных интересов. При этом не существует каких-то ограничений,брелок для выхода на рынок, все участники рынка действует свободна, и ничем не ограничены.Естественно, нарушается какой-то из этих условий, получается что совершенная конкуренция более не существует, и формируется рынок несовершенной конкуренции. Одним из наиболее известных видов является олигополистическая конкуренция.К особенности олигополии является наличие небольшого количества крупных производителей товара, а также высокие барьеры для входа на рынок для потенциальных конкурентов. В этом случае меняется механизм, принципы конкуренции, поскольку каждый участник рынка теперь понимает, что на его действия последует какая-то реакция от не многочисленных конкурентов, и предсказать эту реакцию часто сложнее, чем статистические изменения на рынке совершенной конкуренции.Особенности олигополии как механизм рыночной конкуренции можно говорить о том, что она не является ни положительным, не отрицательным явлением. Олигополии не ограничивает участников рынка жёстко, позволяетскинь сохранять высокую степень самостоятельности, а также ввести рыночную конкуренцию друг с другом, то есть какой-то степени стимулирует развитие товара, рынка и научно-технического прогресса.Олигополия сформируется в конкретных условиях по объективным причинам, при этом дальнейшим развитием ситуации на олигопольном рынке может стать формирование картеля, превращение олигополии в рынокмонополистической конкуренции либо в монопольный рынок.Особую роль и значение олигополия начала играть в последнее время, в связи с глобализации мировой экономики. Сейчас формируется ситуация, когда значительная часть глобального рынка оказывается поделены между крупными участниками такого рынка, транснациональными корпорациями. В этом случаеучастники рынка становятся по степени влияния и своим возможностям явно сильнее, чем значительная часть государств, а это позволяет крупным олигополистов формировать не просто экономику, но уже и политику в отдельных странах и регионах мира. Как правило это приводит к тому, что олигополии привязанные к наиболее развитым странам становится частью единого хозяйственного мирового механизма, с помощью которых происходит неравное распределение доходов, произведенных в этих странах. Большая часть доходов с помощью транснациональных олигополистических структур вывозится изслабо развитых стран, и это становится основой эффективного функционирования современных олигополий.При этом олигополистической конкуренции имеет свои достоинства, важнейшим из которых является высокая концентрация ресурсов. Способность накапливать значительные ресурсы крупных транснациональных игроков, крупных участников рынка, позволяет им решать такие инфраструктурные, научно-технические задачи, на которые не способны мелкие участники рынка совершенной конкуренции. Таким образом, формирование глобальных рынков в значительной степени подстегивает научно-технический прогресс, обеспечивает быстрое развитие техники и технологии.С другой стороны, в случае если конечно политический рынок превращается в монополию, либо формируются какой это соглашение между участниками рынка, томогут возникать обратной ситуации, когда рынок будет застаиваться, не имея стимулов к дальнейшему развитию.Таким образом получается, что олигополии может оказывать и положительное влияние на экономические механизмы, но если проявляется присущие негативные тенденции, может сдать и отрицательный эффект для экономического развития не только отдельные страны, но и мировой экономики.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамов А.Е. Экономический рост и развитие. М.: ПКФ “Экаунт”, 2014. 157 с. Воронова Н. В. Необходимость развития экономической культуры // Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011. 155 с. Илышев А.М., Шубат О.М. Финансы и кредит (СПО). М.: КноРус, 2015. 320 c. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили. Экономическая безопасность государства и регионов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ, 2015. 351 c. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: Юрайт, 2015. 538 c. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 687 c. Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: ИЦ РИОР. 2015. 144 c. Лаптев С.В. Основы теории государственных финансов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 240 c. Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пос. М.: ЮНИТИДАНА. 2015. 543 c. Никулина Н.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 136 c. Павлов П.В. Финансы: Учеб. пос. М.: Омега-Л., 2015. 302 c. Подъяблонская Л.И., Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. и практикум. Люберцы: Юрайт, 2016. 333 c. Потемкин С.А., Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учеб. пос. М.: Проспект, 2016. 240 c. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учеб. Люберцы: Юрайт, 2015. 627 c. Седов В.В. Макроэкономика: Учеб. пос. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. 761 c. Слепов В. А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К. и др. Финансы: Учеб. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 336 с. Алиева А. В. Рынок и социализм: анализ теоретических воззрений // Современная экономическая мысль: электронный научно-практический журнал. 2018. № 1. С.19-30. Головачев А. Экономика: проблемы и пути их решения. Директор. 2012. № 5. С.13-17. Ерофеев К.А. Экономическое развитие современного мира // Вестник. 2019. № 16. С.5-15. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. –Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194, [2] с.Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд-во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2014. – 80сКонкурентное право (правовое регулирование конкуренции). К. Ю. Тотьев Учебник. — М.: Издательство РДЛ, 2000. — 352 с Конкуренция и конкурентоспособность, учебное пособие, Мокроносов А.Г., Маврина И.Н., 2014Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 68. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. В 2 т.: Учеб. Люберцы: Юрайт. 2015. 627 c. 15Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: ИЦ РИОР, 2015. С. 14. Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 54. 17Никулина Н.Н. Финансы и кредит: Учебно-методич. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 13. Гришин О.Е., Жильцов С.С. Проблема политической науки. М., 2014. 164 с. 19Павлов П.В. Финансы: Учеб. пос. М.: Омега-Л. 2015. С. 30. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Старостина Е.С. Финансы и кредит: Практикум: Учеб. пос. М.: ИЦ Академия, 2013. С. 22. Гришин О.Е., Жильцов С.С. Проблема политической науки. М.,2014. 164 с.
1. Абрамов А.Е. Экономический рост и развитие. М.: ПКФ “Экаунт”, 2014. 157 с. Воронова Н. В. Необходимость развития экономической культуры // Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011. 155 с.
2. Илышев А.М., Шубат О.М. Финансы и кредит (СПО). М.: КноРус, 2015. 320 c. Криворотов В.В., Калина А.В., Эриашвили. Экономическая безопасность государства и регионов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ, 2015. 351 c.
3. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: Юрайт, 2015. 538 c. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 687 c.
4. Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: ИЦ РИОР. 2015. 144 c. Лаптев С.В. Основы теории государственных финансов: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 240 c.
5. Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пос. М.: ЮНИТИДАНА. 2015. 543 c.
6. Никулина Н.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2015. 136 c.
7. Павлов П.В. Финансы: Учеб. пос. М.: Омега-Л., 2015. 302 c.
8. Подъяблонская Л.И., Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. и практикум. Люберцы: Юрайт, 2016. 333 c.
9. Потемкин С.А., Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учеб. пос. М.: Проспект, 2016. 240 c.
10. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учеб. Люберцы: Юрайт, 2015. 627 c.
11. Седов В.В. Макроэкономика: Учеб. пос. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. 761 c. Слепов В. А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К. и др. Финансы: Учеб. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 336 с.
12. Алиева А. В. Рынок и социализм: анализ теоретических воззрений // Современная экономическая мысль: электронный научно-практический журнал. 2018. № 1. С.19-30.
13. Головачев А. Экономика: проблемы и пути их решения. Директор. 2012. № 5. С.13-17.
14. Ерофеев К.А. Экономическое развитие современного мира // Вестник. 2019. № 16. С.5-15.
15. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. –Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194, [2] с.
16. Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд-во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2014. – 80с
17. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). К. Ю. Тотьев Учебник. — М.: Издательство РДЛ, 2000. — 352 с
18. Конкуренция и конкурентоспособность, учебное пособие, Мокроносов А.Г., Маврина И.Н., 2014
19. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 68.
20. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит. В 2 т.: Учеб. Люберцы: Юрайт. 2015. 627 c. 15Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пос. М.: ИЦ РИОР, 2015. С. 14.
21. Мельник М.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите: Учеб. пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 54. 17Никулина Н.Н. Финансы и кредит: Учебно-методич. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 13.
22. Гришин О.Е., Жильцов С.С. Проблема политической науки. М., 2014. 164 с. 19Павлов П.В. Финансы: Учеб. пос. М.: Омега-Л. 2015. С. 30.
23. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Старостина Е.С. Финансы и кредит: Практикум: Учеб. пос. М.: ИЦ Академия, 2013. С. 22.
24. Гришин О.Е., Жильцов С.С. Проблема политической науки. М.,2014. 164 с.
Вопрос-ответ:
Что такое олигополия?
Олигополия - это форма рыночной структуры, характеризующаяся наличием небольшого числа крупных продавцов, которые в значительной степени контролируют рынок и взаимодействуют между собой.
Какие виды олигополий существуют?
Существуют два основных вида олигополий: коллективная олигополия и несовершенная олигополия. Коллективная олигополия представляет собой ситуацию, когда продавцы договариваются между собой о ценах и объемах производства. Несовершенная олигополия, в свою очередь, характеризуется конкуренцией между продавцами.
Какую роль играет олигополия на современном рынке?
Олигополия играет значительную роль на современном рынке, так как крупные олигополистические компании контролируют значительную часть рынка. Они влияют на цены, объемы производства, инновации и другие аспекты экономической деятельности.
Какая специфика функционирования олигополий в США?
В США олигополистические рынки характеризуются сильной конкуренцией между крупными компаниями. Это связано с наличием большого числа конкурентов и высоким уровнем развития бизнес-среды.
Как регулируется деятельность российских олигополистических компаний?
Деятельность российских олигополистических компаний регулируется государством с помощью различных механизмов, таких как антимонопольное законодательство, контроль за ценами, предоставление льгот и привилегий.
Какова сущность олигополии?
Олигополия - это форма рыночной структуры, при которой рынок контролируется небольшим числом крупных фирм. Основными чертами олигополии являются ограниченность числа продавцов, взаимная зависимость действий фирм и наличие барьеров для входа на рынок.
Какие виды олигополии существуют?
Существуют два основных вида олигополии: коллузивная (когда фирмы сотрудничают и договариваются о ценах и объемах производства) и конкурентная (когда фирмы соревнуются между собой на рынке). Кроме того, в зависимости от числа фирм в отрасли, олигополия может быть крупная (несколько крупных фирм) или мелкая (несколько небольших фирм).
Какую роль играет олигополия на современном рынке?
Олигополия играет важную роль на современном рынке, так как она влияет на цены, количество производства и инновации в отрасли. Крупные олигополистические компании имеют значительную власть и могут контролировать рынок, что может быть невыгодно для потребителей.
Как регулируется деятельность российских олигополистических компаний?
Деятельность российских олигополистических компаний регулируется государством с помощью различных мер: антимонопольного контроля, антитрастовых законов, лицензирования и т.д. Цель регулирования - предотвратить злоупотребления монопольным положением и обеспечить конкуренцию на рынке.
В чем особенности функционирования олигополистических рынков США?
На олигополистических рынках США присутствуют крупные международные компании, которые имеют значительную долю рынка и влияют на его цены и условия. Важную роль играют также антитрастовые органы, которые контролируют деятельность компаний и предотвращают злоупотребления монополистическим положением.
Что такое олигополия?
Олигополия - это форма рыночной конкуренции, характеризующаяся наличием небольшого числа крупных фирм-производителей, которые контролируют значительную часть рынка.