Деятельность медицинской сестры по профилактике ветряной оспы в детских коллективах
Заказать уникальную дипломную работу- 36 36 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 03.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФИЛАКТИКА ВЕТРЯНОЙ ОСПЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 5
1.1 Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиническая картина, осложнения ветряной оспы 5
1.2 Диагностика, лечение, ветряной оспы 10
1.3 Профилактика ветряной оспы 12
1.4 Роль медицинской сестры в профилактике ветряной оспы в детских коллективах 14
ГЛАВА 2. СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВЕТРЯНОЙ ОСПЫ НА ПРИМЕРЕ ГБУЗ Г. МОСКВЫ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА 219 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г. МОСКВЫ» 22
2.1 Организационно-методическое основы исследования 22
2.2 Результаты анкетирования 23
2.3 Приложения по совершенствованию сестринской деятельности по профилактике ветряной оспы в организованных детских коллективах 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета 37
Изучая уровень понимания опрошенными причин, признаков и методов профилактики ветряной оспы, можно было прийти к неутешительным выводам об уровне их информированности. Так, из 41 опрошенного только 27 человек понимает, что причина ветряной оспы – это вирусы. Для 11 человек возбудителями ветряной оспы являются бактерии, а 3 человека – паразиты (рисунок 5). Принципиально-важными знаниями о передаче ветряной оспы воздушно-капельным путем обладает 23 человека из 41, контактным – 29 человек из 41. Остальные полагают, что инфекция может передаваться через кровь (3 человека), органы пищеварения (3 человека), укусы больных животных (2 человека), половым путем (1 человек) (рисунок 6).Непонимание того, что вызывает инфекцию, как она передается от человека к человеку, приводи к тому, что у населения не формируется надлежащего уровня инфекционной настороженности, понимания необходимости профилактики инфекции, особенно среди незащищенных слоев, например, среди детей.Рисунок 5 – Знания испытуемых о природе возбудителя парентеральных ветряной оспыРисунок 6 – Знания испытуемых о путях передачи ветряной оспыЗнаниями о признаках ветряной оспы также обладают лишь часть респондентов. Так, только 41 человек считают таким признаком сыпь, 23 человека – тошноты и рвоту, 13 человек – головные боли, 12 человек – высокую температуру тела, 8 человек – слабость (рисунок 7)Рисунок 7 – Знания испытуемых и признаках ветряной оспыК сожалению, непонимание природы возбудителя гепатитов, путей передачи и признаков болезни ведут к тому, что респонденты не знают методов профилактики данной группы патологий. Это можно наблюдать на рисунке 8.Рисунок 8 – Знания испытуемых о методах профилактики ветряной оспы Из рисунка следует, что 12 человек полагают, что мытье рук перед едой может обезопасить от заражения ветряной оспой, еще 8 считают, что мерой профилактики может быть проветривание помещений. Только 29 человек понимает, что из-за воздушно-капельного и контактно-бытового путей передачи необходимо изолировать больного человека, 31 человек знает, что необходимо избегать контактов.К сожалению о вакцинации знает только 8 человек.Как следствие, прививки сделаны только у детей 7 опрошенных из 41 (рисунок 9).Рисунок 9 – Наличие у детей прививки от ветряной оспыПри этом только 8 человек переболели ветряной оспой, 1 человек имеет медицинской отвод от прививок. Оставшиеся опрошенные говорят о том, что болезнь не опасна (25 человек), лучше переболеть ей в детстве и получить естественный иммунитет (22 человека), прививка не эффективна (12 человек), прививка опасна для жизни и здоровья ребенка (6 человек). Еще 2 человека имеют негативный опыт вакцинации и не желают прививать своих детей по этой причине (рисунок 10).Обращает на себя внимание тот факт, что 36 человек из 41 прослушали беседу о причинах ветряной оспы, ее признаках, осложнениях. Также интересно, что 35 человек из 41 получили от медицинской сестры информацию о необходимости вакцинации от ветряной оспы.Рисунок 10 – Причины отказа от прививкиИнтересно, что в целом большая часть опрошенных оценивает работу медицинской сестры по организации профилактики гепатита как хорошую (16 человек) или отличную (12 человек.Удовлетворены работой 8 человек. Только 3 человека поставили оценку неудовлетворительно и 2 человека – очень плохо (рисунок 11).Рисунок 11 – Оценка качества работы медицинской сестры по профилактике ветряной оспыНа фоне всего сказанного остается неясным, почему при том, что опрошенные активно информируются медицинской сестрой о мерах по профилактике ветряной оспы, эти меры ими не применяются. Вероятной причиной данного явления можно назвать не только низкуюкомплаентность населения России в целом, но и антивакцинаторское движение.Таким образом, в процессе опроса родителей было выявлено, что они плохо информированы как о самой ветряной оспе, так и о профилактике данного заболевания у детей, что отчасти связано с недоработками со стороны медицинской сестры. 2.3 Приложения по совершенствованию сестринской деятельности по профилактике ветряной оспы в организованных детских коллективахДля повышения эффективности вакцинопрофилактики ветряной оспы по результатам проведенного исследования могут быть использованы следующие возможности:Принятие к сведению средними медицинскими работниками достаточно низкого уровня санитарной грамотности родителей при разработке целевых профилактических программ по ветряной оспе, что позволит сделать их более результативными.Расширение участия медицинских сестер в профилактических образовательных мероприятиях с целью повышения информированности родителей о мерах по снижению риска развития заболевания путем повышения уровня их санитарной грамотности, усиления контроля за здоровьем своих детей и их вакцинации.Использование в профилактической работе предлагаемых технологических карт сестринского процесса, что может способствовать:повышению сестринского профессионализма;повышению качества сестринских вмешательств при проведении вакцинопрофилактики;возрастанию роли медицинской сестры в повышении уровня санитарной грамотности населения, формированию у родителей чувства ответственности за здоровье своих детей;повышению доверия у населения к государственным программам профилактики инфекционных заболеваний.Изыскание новых форм обучения и пропаганды здорового образа жизни среди населения - создание агитбригад, проведение тематических театрализованных представлений, круглых столов, организация активов санитарного просвещения.Регулярное проведение средним медперсоналом в детских коллективах бесед в игровой форме профилактического содержания в неформальной обстановке.Размещение в достаточном количестве наглядных материалов (плакатов и памяток), информирующих о проявлениях ветряной оспы и методах ее профилактики в детских учреждениях. ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные данные позволили нам сделать ряд выводов:По причине высокого уровня заболеваемости, особенно среди детей младшего возраста, склонности к эпидемическому распространению, риска тяжелого клинического течения с развитием серьезных осложнений, существенных трудопотерь и экономического ущерба ветряная оспа приобретает приоритетную эпидемиологическую значимость. В целом ветряная оспа – это вирусное инфекционное заболевание, которое отличается рядом специфических клинических признаков как то сыпь, симптомы интоксикации. Диагностика, как правило, не составляет труда, проводится по клиническим и эпидемиологическим признакам.Профилактика ветряной оспы может быть как активной, так и пассивной. Активная специфическая профилактика проводится зарегистрированными аттенуированнымиварицелло-зостерными вакцинами. Пассивная специфическая профилактика осуществляется путем введения иммуноглобулина. Нельзя забывать и об общих противоэпидемических нормах.Роль медицинской сестры в профилактике ветряной оспы существенна, она включает в себя, прежде всего, организацию работы кабинета, в том числе медицинского кабинета в образовательных учреждениях, санитарно-просветительскую работы среди детей, родителей.Проведенное исследование продемонстрировало низкий уровень санитарной грамотности родителей и дефицит специальных знаний, как у них, так и у медицинского персонала о значении вакцинопрофилактики. В связи с этим актуальность приобретает повышение уровня санитарно-гигиенических знаний о вакцинопрофилактике среди родителей, детей.Потенциальным решением этой проблемы могли бы стать специально разработанные программы профессионального обучения среднего медицинского персонала. Целесообразность вакцинопрофилактики ветряной оспы должна объясняться медицинской сестрой регулярно.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральные законыФедеральный закон от 17.09.1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/. Иные нормативные актыМУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиник, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200042983. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 года №822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе, в период обучения и воспитания в образовательных организациях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70471454/.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактическим прививок по эпидемическим показаниям». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70647158/.Приказ Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9042149.СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортировки и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420340822/.СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902107048 (05.12.2017).Иные официальные материалыГосударственный доклад «О состоянии санитарноэпидемиологического благополучия населения Российской Федерации 2018 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12053.Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным ветряной оспой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niidi.ru/dotAsset/34a0605d-16f6-4127-b4d3-676dd0f17dd7.pdf.Монографии, учебники, учебные пособияАфонинаН.М. Эпидемиологическая характеристика и меры профилактики инфекции, вызванной вирусом VaricellaZoster: дис. … канд. мед.наук: 14.02.02 / Н.М. Афонина – М.: 2019. – 154 с.Венгеров Ю.Я. Инфекционные и паразитические болезни: справочник практического врача / Ю.Я. Венгеров, Т.Э. мигманов, М.В. Нагибина. – 2-е изд., доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 472 с.Инфекционные болезни у детей / под ред. проф. В.Н. Тимченко. – 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2016. – 623 с.Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1104 с.Инфекционные болезни: учебник / АликееваГ.К. и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 704 с. Колмаков И.В. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях. – М.: РИОР, Инфра-М, 2013. – 256 с.МазанковаЛ.Н. Ветряная оспа у детей: особенности течения и лечения // Consiliummedicum: Педиатрия. – 2016. – Т. 8. – № 1. – С. 34-40.Мартынова Г.П. Клинико-эпидемиологические особенности ветряной оспы на современном этапе / Г.П. Мартынова, И.А. Кутищева, С.В. Евреимова и др. // Инфекционные болезни. – 2012. – № 4. – С. 18-23.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Атлас-руководство: учебное пособие / под ред. А.С. Быкова, В.В. Зверева. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2018. – 416 с.Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник / под ред. В.В. Зверева, А.С. Быкова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 816 с.Педиатрия: учебник длямед. вузов / под ред. Н.П. Щабалова. – 6-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпеуЛит, 2015. – 959 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АнкетаУважаемые родители!В нашем лечебно-профилактическом учреждении проводится опрос на тему «Профилактика ветряной оспы». Просим Вас принять в нем участие!1. Ваш пол?МужскойЖенский2. Ваш возраст?30 лет и менее31-40 лет41-50 лет51-60 лет61 год и старше3. Ваше социальное положение?УчащийсяРабочийСпециалистМладшее руководящее звеноСтаршее руководящее звеноПенсионер4. Ваше образование?НачальноеОбщее среднееСреднее специальноеВысшее5. Как Вы полагаете, что является причиной ветряной оспы?ВирусБактерияПаразитыДругие причины (укажите) _____________________________________6. Как Вы считаете, каким образом передается ветряная оспа (можно несколько вариантов ответа)?Через кровьЧерез укусы больных животныхПоловым путемКонтактным путемВоздушно-капельным путемЧерез органы пищеварения7. Как Вы полагаете, каковы признаки ветряной оспы (можно несколько симптомов)? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Каким образом, по Вашему мнению, можно предупредить ветряную оспу (можно несколько вариантов ответа)?Воздержаться от контактов с больным человекомМыть руки перед едойЧаще проветривать помещениеИзолировать больного человекаСделать прививку9. Вы сделали прививку от ветряной оспы своему ребенку?ДаНет10. Если нет, то по какой причине (укажите)? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Проводила ли медицинская сестра с Вами беседу о причинах ветряной оспы, ее признаках, осложнениях?ДаНет12. Проводила ли медицинская сестра с Вами беседу о необходимости вакцинации против ветряной оспы?ДаНет13. Оцените работу медицинской сестры по организации профилактики ветряной оспы?Очень плохоНеудовлетворительноУдовлетворительноХорошоОтличноСпасибо за участие в опросе!
Федеральные законы
1. Федеральный закон от 17.09.1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20315/.
Иные нормативные акты
2. МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиник, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200042983.
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 года №822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе, в период обучения и воспитания в образовательных организациях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70471454/.
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактическим прививок по эпидемическим показаниям». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70647158/.
5. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 04.10.1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9042149.
6. СП 3.3.2.3332-16 «Условия транспортировки и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420340822/.
7. СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902107048 (05.12.2017).
Иные официальные материалы
8. Государственный доклад «О состоянии санитарноэпидемиологического благополучия населения Российской Федерации 2018 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12053.
9. Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям больным ветряной оспой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niidi.ru/dotAsset/34a0605d-16f6-4127-b4d3-676dd0f17dd7.pdf.
Монографии, учебники, учебные пособия
10. Афонина Н.М. Эпидемиологическая характеристика и меры профилактики инфекции, вызванной вирусом Varicella Zoster: дис. … канд. мед. наук: 14.02.02 / Н.М. Афонина – М.: 2019. – 154 с.
11. Венгеров Ю.Я. Инфекционные и паразитические болезни: справочник практического врача / Ю.Я. Венгеров, Т.Э. мигманов, М.В. Нагибина. – 2-е изд., доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 472 с.
12. Инфекционные болезни у детей / под ред. проф. В.Н. Тимченко. – 6-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2016. – 623 с.
13. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 1104 с.
14. Инфекционные болезни: учебник / Аликеева Г.К. и др.; под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 704 с.
15. Колмаков И.В. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях. – М.: РИОР, Инфра-М, 2013. – 256 с.
16. Мазанкова Л.Н. Ветряная оспа у детей: особенности течения и лечения // Consilium medicum: Педиатрия. – 2016. – Т. 8. – № 1. – С. 34-40.
17. Мартынова Г.П. Клинико-эпидемиологические особенности ветряной оспы на современном этапе / Г.П. Мартынова, И.А. Кутищева, С.В. Евреимова и др. // Инфекционные болезни. – 2012. – № 4. – С. 18-23.
18. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Атлас-руководство: учебное пособие / под ред. А.С. Быкова, В.В. Зверева. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2018. – 416 с.
19. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник / под ред. В.В. Зверева, А.С. Быкова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2016. – 816 с.
20. Педиатрия: учебник для мед. вузов / под ред. Н.П. Щабалова. – 6-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпеуЛит, 2015. – 959 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играют медицинские сестры в профилактике ветряной оспы в детских коллективах?
Медицинские сестры играют важную роль в профилактике ветряной оспы в детских коллективах. Они проводят регулярные медицинские осмотры детей, контролируют соблюдение гигиенических правил, организуют вакцинацию, обучают персонал и родителей правилам профилактики.
Какие осложнения могут возникнуть при ветряной оспе?
Осложнения ветряной оспы могут быть различными. Они могут включать в себя пиодермии (гнойное воспаление кожи), воспаление лимфатических узлов, пневмонию, энцефалит и другие серьезные состояния. Поэтому профилактика ветряной оспы имеет большое значение для предотвращения этих осложнений.
Как происходит диагностика и лечение ветряной оспы?
Диагностика ветряной оспы осуществляется на основе клинической картины, осмотра пациента и результатов лабораторных анализов (подтверждение диагноза методом ПЦР). Основной метод лечения ветряной оспы — симптоматическая терапия, включающая противовирусные препараты, обезболивающие и жаропонижающие средства, антисептические мази и кремы.
Какие методы профилактики ветряной оспы могут быть использованы?
Существуют два основных метода профилактики ветряной оспы: вакцинация и контактная профилактика. Вакцинация проводится с использованием живой вакцины и включает две дозы: первую в возрасте 12-15 месяцев и вторую в возрасте 4-6 лет. Контактная профилактика предполагает изоляцию больных детей и наблюдение за контактировавшими с ними лицами.
Какие симптомы и признаки характерны для ветряной оспы?
Основными симптомами ветряной оспы являются высыпания с красными пузырями на коже, которые затем превращаются в корки. Видимые симптомы включают также зуд, лихорадку, общую слабость и боли в мышцах. У детей могут возникать также сопутствующие симптомы, включая рвоту, головную боль и нарушение аппетита.
Что такое ветряная оспа?
Ветряная оспа - это острая инфекционная болезнь, вызванная вирусом Varicella zoster. Она передается воздушно-капельным путем и чаще всего поражает детей.
Как передается ветряная оспа?
Ветряная оспа передается воздушно-капельным путем при контакте с инфицированными людьми. Вирус может распространяться через кашель, чихание или разговоры.
Какие симптомы ветряной оспы?
Симптомы ветряной оспы включают высыпания в виде пузырьков на коже, зуд, лихорадку, головную боль, общую слабость и боль в мышцах. У детей часто наблюдается сопровождающаяся лихорадкой сыпь и высыпание на слизистых оболочках рта и носоглотки.
Как профилактировать ветряную оспу в детских коллективах?
Профилактика ветряной оспы в детских коллективах включает прививку всех детей против болезни в соответствии с возрастным календарем прививок. Также рекомендуется ограничить контакт заболевших детей с другими детьми и следить за соблюдением гигиенических правил.
Какова роль медицинской сестры в профилактике ветряной оспы в детских коллективах?
Медицинская сестра играет важную роль в профилактике ветряной оспы в детских коллективах. Она осуществляет контроль за соблюдением гигиенических правил, оценивает состояние детей и проводит профилактические беседы с родителями о важности прививок и гигиены.