Городская праздничная культура 1 половины 20 века.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 15 15 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 30.06.2020
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОРОДСКАЯ И СЕЛЬСКАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА, ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВА 5
2. «НЕТРАДИЦИОННЫЕ» ПРАЗДНИКИ В ГОРОДСКОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14



Фрагмент для ознакомления

Подверглись унификации и приведения к единым датам даже профессиональные праздники. Хотя в советское время можно отметить уникальные в своем роде «рабочие гуляния», которые проводились с 1931 по 1929 гг, и представляли собой форму «культурного» воскресного времяпрепровождения рабочих. Мероприятия представляли собой игры на открытом воздухе, не подразумевающие побед, именно тогда сложилось выражение о том, что главное не победа, главное участие, успешно перешедшее в советский и современный российский, особенно любительский, спорт. Подразумевалось, что такой праздник будет вызывать у участников положительные эмоции вплоть до эйфории. Кроме спортивных соревнований, от активных игр с мячом до игры в шахматы и пешки, предполагались танцы, развлекательная программа и т.д. За пять лет, в Москве, судя по отчетам было проведено почти 500 мероприятиями, не менее 4в месяц, и пусть эти гуляния проводились по разнорядке, и строгому сценарию, они заложили основу традиционных праздничных гуляний, которые реализуются вплоть до наших дней [13, с. 155]. Таким образом, в городской культуре первой половины ХХ века помимо традиционных праздников, включающих православные, государственные праздники, было огромное количество нетрадиционных праздников, можно сказать местечковых, это обетные праздники, связанные с религией, уличные праздники, профессиональные. В советское время к нетрадиционным праздникам можно приравнять разве что «рабочие гуляния», так остальные праздники были регламентированы. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ российской культурной традиции праздники всегда имели значительный вес. В городах и селах люди любили повеселиться, отдохнуть от будничного труда, в праздник решали важные дела, ездили на ярмарки, сватали невест, заключали договоры и т.д.Городская праздничная культура вышла из культуры села, но со временем отошла от нее из-за различия жизненных реалий и образа жизни. В городе, отошедшем от земледелия, ставшим центром торговли, промышленности и образования появилась четка предрасположенность к праздникам светского характера, преобладала ориентация на все новое, а в сельской местности праздники так и остались традиционными приуроченными к годовым циклам.В числе «нетрадиционных» городских праздников первой половины ХХ в, можно выделить обетные праздники, связанные с религией, и как правило празднующие в угоду святому который как считалось защитил город от напасти. Бытовали уличные праздники также посвященные какому-либо событию из жизни ее населения, масштабные уличные праздники это уже мероприятия посвященные «локальным» круглым датам, например защита города о пожара, или в честь посещения его государем. В промышленных городах бывали и профессиональные праздники, которые бытовали так же в ремесленной среде. В советское время к нетрадиционным праздникам можно приравнять разве что «рабочие гуляния», так остальные праздники были регламентированы.Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что городская праздничная культура российского города до 1917 г. была более насыщена нетрадиционными праздниками, имеющими значение для населения города. Однако культура советских гуляний, сформировала современное видение городских праздников, с обязательными ярмарками, выступлениями и спортивными состязаниями и т.д.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫДеканова М.К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в: центр и провинция: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.ист.н. (07.00.02) / Марьяна КабаровнаДекадова. Самара: 2009. - 20 с. Каткачова О. Страницы истории. Праздники в СССР. URL: https://www.liveinternet.ru/users/olgapilkatkacheva/post381121174/ (дата обращения: 14.04.2020).Козина Т.Н., Ларюшкина Н.В. История формирования русской праздничной культуры // Вестник ПензГУ. 2017. №4 (20). С. 12-15.Куляшова, М. А. Праздник как способ сохранения традиционной культуры // Современные технологии по сохранению и развитию социально-культурных традиций: в 2 т. Т. I: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 12–13 нояб. 2007 г. / науч. ред. Д. Л. Хилханов. – Улан-Удэ: ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, 2007. – С. 169–172.Майны Ш.Б., Майны Ш.Б., Чооду О.А. Традиционная праздничная культура: понятие и сущность // Вестник ЧГАКИ. 2014. №2 (38). С. 56-61.Малыгина И.В., Артюшкина В.В. Идентификационный потенциал праздничной культуры // Вестник МГУКИ. 2016. №6 (74). С. 31-38.Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII-нач. XX в. / Анна Некрылова. - Ленинград: Искусство, 1988. - 209 с.Паренчук Т.Н. Полифункциональная природа городскойпраздничной культуры и ее эволюцияв XX–XXI веках // Смыслы праздника. – М.: ГИИ, 2009. – 460 с., С. 390-416.Попова, В. Н. Праздник как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / В. Н. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с.Праздники. URL: http://ptales.holdgold.ru/page.php?id=179 (дата обращения: 15.04.2020).Свиридова Е.Г. Государственная политика СССР в сфере праздничной культуры (20-40-е гг.) // Время науки – TheTimesofScience. 2014. №2. С. 24-33.Фролова А.В. Праздники русских Архангельского Севера в XX – начале XXI века (традиции и инновации): автореф. на соиск. уч. степ. к. ист. н. (07.00.07) /Александра Викторовна Фролова. М.: 2006.- 32 с.Шалаева Н.В. «Рабочие гулянья» как форма праздничной культуры 1920-х гг // Власть. 2013. №8. С. 152-155.Шарков И.Г., Татаринова И.С. Праздничная культура Руси // Наука, образование и культура. 2020. №1 (45). С. 61-63.

1. Деканова М.К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в: центр и провинция: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к.ист.н. (07.00.02) / Марьяна Кабаровна Декадова. Самара: 2009. - 20 с.
2. Каткачова О. Страницы истории. Праздники в СССР. URL: https://www.liveinternet.ru/users/olgapilkatkacheva/post381121174/ (дата обращения: 14.04.2020).
3. Козина Т.Н., Ларюшкина Н.В. История формирования русской праздничной культуры // Вестник ПензГУ. 2017. №4 (20). С. 12-15.
4. Куляшова, М. А. Праздник как способ сохранения традиционной культуры // Современные технологии по сохранению и развитию социально-культурных традиций: в 2 т. Т. I: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 12–13 нояб. 2007 г. / науч. ред. Д. Л. Хилханов. – Улан-Удэ: ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, 2007. – С. 169–172.
5. Майны Ш.Б., Майны Ш.Б., Чооду О.А. Традиционная праздничная культура: понятие и сущность // Вестник ЧГАКИ. 2014. №2 (38). С. 56-61.
6. Малыгина И.В., Артюшкина В.В. Идентификационный потенциал праздничной культуры // Вестник МГУКИ. 2016. №6 (74). С. 31-38.
7. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII-нач. XX в. / Анна Некрылова. - Ленинград: Искусство, 1988. - 209 с.
8. Паренчук Т.Н. Полифункциональная природа городской праздничной культуры и ее эволюция в XX–XXI веках // Смыслы праздника. – М.: ГИИ, 2009. – 460 с., С. 390-416.
9. Попова, В. Н. Праздник как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / В. Н. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с.
10. Праздники. URL: http://ptales.holdgold.ru/page.php?id=179 (дата обращения: 15.04.2020).
11. Свиридова Е.Г. Государственная политика СССР в сфере праздничной культуры (20-40-е гг.) // Время науки – The Times of Science. 2014. №2. С. 24-33.
12. Фролова А.В. Праздники русских Архангельского Севера в XX – начале XXI века (традиции и инновации): автореф. на соиск. уч. степ. к. ист. н. (07.00.07) /Александра Викторовна Фролова. М.: 2006.- 32 с.
13. Шалаева Н.В. «Рабочие гулянья» как форма праздничной культуры 1920-х гг // Власть. 2013. №8. С. 152-155.
14. Шарков И.Г., Татаринова И.С. Праздничная культура Руси // Наука, образование и культура. 2020. №1 (45). С. 61-63.

Вопрос-ответ:

Какие отличия и сходства между городской и сельской праздничной культурой первой половины 20 века?

Городская и сельская праздничная культура первой половины 20 века имели как отличия, так и сходства. В городах праздники чаще всего проводились на улицах, в парках или на площадях, в то время как в сельских районах они проходили в основном на территориях коллективных ферм или в сельских усадьбах. В городах праздники часто были организованы как массовые мероприятия с участием профессиональных артистов, театральных постановок, концертов и соревнований, в то время как в сельской местности празднования были более простыми и домашними, основанными на традиционных ритуалах и обрядах. Однако, независимо от места проведения, праздники в обоих случаях служили средством объединения сообщества, показывали коллективную идентичность и способствовали поддержанию культурного наследия.

Какие нетрадиционные праздники были популярны в городской праздничной культуре первой половины 20 века?

В городской праздничной культуре первой половины 20 века было много нетрадиционных праздников. Например, такие праздники как День работников торговли, День рабочих южных окраин, День железного и строительного рабочего, День рабочих групп в школах и многие другие были организованы для отметки определенного профессионального или социального статуса граждан. Также было популярно проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, таких как салюты, концерты и спектакли, которые пришли на замену традиционным религиозным праздникам. Эти нетрадиционные праздники были основаны на новых идеологических принципах и философии эпохи и отражали социальные и политические изменения в обществе.

Как отличалась городская и сельская праздничная культура в первой половине 20 века?

В первой половине 20 века городская и сельская праздничная культура отличались во многом. В городах праздники были более многообразными, элегантными и шумными. В сельской местности празднования проходили преимущественно внутри семей и базировались на обрядовых традициях. Кроме того, сельские праздники часто связаны с сезонными работами в сельском хозяйстве.

Какие необычные праздники были характерны для городской праздничной культуры первой половины 20 века?

В городской праздничной культуре первой половины 20 века было много необычных праздников. Некоторые из них включали такие события, как парады, гонки автомобилей или воздушных шаров, а также фестивали и выставки различных видов искусства. Важными событиями были также празднования городских юбилеев или дат, связанных с развитием города или достижениями его жителей.

Какие профессиональные праздники подверглись унификации в первой половине 20 века?

В первой половине 20 века профессиональные праздники подверглись унификации и приведения к единым датам. Например, День работника пищевой промышленности отмечался 15 марта, День работника здравоохранения - 23 мая, День работника образования и науки - 1 октября. Таким образом, унификация праздников позволяла создать единый календарь профессиональных праздников для различных отраслей экономики.

Какие уникальные рабочие гуляния проводились в советское время?

В советское время проводились уникальные в своем роде рабочие гуляния с 1931 по 1929 гг. Эти массовые мероприятия представляли собой форму культурного воскресного вечера, проводимого на рабочих предприятиях, в парках или на стадионах. Гуляния включали в себя концерты, спортивные соревнования, карнавалы и другие развлечения для рабочих и их семей.

Какие основные отличия и сходства были между городской и сельской праздничной культурой в первой половине XX века?

Городская и сельская праздничная культура первой половины XX века имели как сходства, так и отличия. Сходством было то, что оба типа культуры имели свои традиции и обычаи в отмечании праздников. Однако, городская праздничная культура была более разнообразной и развитой, включая в себя такие элементы, как организация парадов, концертов, фейерверков и других развлечений. В то же время, сельская праздничная культура была связана с сельскохозяйственными традициями и обычаями, такими как празднование урожая или проведение народных гуляний.

Какие необычные праздники были популярны в городской праздничной культуре первой половины XX века?

В городской праздничной культуре первой половины XX века были популярны необычные праздники, такие как День Международного Женского Солидарности, День Международного Детского Солидарности, День Пионерии и другие. Эти праздники были уникальными и имели социально-политическую направленность, включая в себя парады, массовые мероприятия и различные выступления.

Какие профессиональные праздники подверглись унификации и приведению к единым датам в первой половине XX века?

В первой половине XX века профессиональные праздники подверглись унификации и приведению к единым датам. Некоторые из них включали День Международного Солидарности Трудящихся (1 май), День Рабочего Класса (1 май), День Международной Солидарности Молодежи (24 октября) и День Международной Солидарности Женщин (8 марта). Унификация профессиональных праздников была частью общей политики государства в период советской эпохи.

Какие отличия и сходства можно найти в городской и сельской праздничной культуре первой половины 20 века?

В городской и сельской праздничной культуре первой половины 20 века можно найти как отличия, так и сходства. Одним из отличий является различие в формате праздников. В городах часто проводились парады, фестивали, концерты и другие массовые мероприятия, в то время как в сельской местности чаще устраивались традиционные народные гуляния, связанные с сельскохозяйственными и религиозными обрядами. Однако общим сходством было стремление к созданию праздничной атмосферы и возможности отдыха от повседневных забот.