Организация и проведение предвыборной агитации в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 07.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава1.Характеристика процесса предвыборной агитации 4
1.1. Виды и признаки предвыборной агитации 4
1.2. Формы проведения предвыборной агитации 9
Глава2. Организация и проведение предвыборной агитации в России 12
2.1. Особенности организации и проведения предвыборной агитации в России 12
2.2. Основы правового регулирования предвыборной агитации в российской федерации 16
Заключение 23
Литература 24

Фрагмент для ознакомления

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 г. № 15-П: «Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, то есть не обусловленные объективно подтверждённым умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут анализироваться в качестве предвыборной агитации» [4].В качестве предмета предвыборной агитации, по мнению автора, целесообразно рассматривать общественно значимую информацию. Как правило, это является информацией обизбирательных объединениях выдвинувших списки кандидатов, исамих кандидатах, и их предвыборных программах.Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает лишь общие положения, которые имеют связь с содержанием агитационной информации:1. В п. 2 ст. 48 закреплено шесть видов деятельности, которые при наличии агитационной цели представляют собой предвыборную агитацию, при этом пять из них выделены в зависимости от содержания, и лишь один (подп. «е»)[9]- по характеру оказываемого влияния на избирателя. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширительнойтрактовке.2. Установлены запреты и ограничения на включение в агитационные материалы информации определённого содержания:- ограничения запреты и, связанные с применениемвысказываний и изображений физических лиц (пп. 6, 9 ст. 48);- запрет на введение в агитационные материалы коммерческой рекламы (п. 4 ст. 54);- запрет на злоупотребление свободой массовой информации и реализацию экстремистской деятельности (п. 1 ст. 56);- запрет на нарушение законодательства об интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 56).При этом, если п. 2 ст. 45 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав устанавливает, что материалы, распространяемые в порядке информирования, должны быть достоверными,объективными, и не могут нарушать равенство избирательных объединений икандидатов, то качественные характеристики содержания агитационных материалов не определены.Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав в зависимости от методов и форм исполненияпредоставленных действий выделяет три основных вида предвыборной агитации:1) в периодических печатных изданиях ина каналах организаций телерадиовещания;2) путём проведения агитационных публичных мероприятий;3) путём распространения и выпуска аудиовизуальных, печатных и иных агитационных материалов.Уже само это перечисление указывает на пересечение предмета правового регулирования Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» [8], с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, демонстрациях, митингах, пикетированиях и шествиях» [3].Особый правовой режим создаёт Федеральный закон об основных гарантияхизбирательных прав и для публичных мероприятий, которые проводятся в период избирательной кампании с агитационными целями. Тем не менее, если в первом случае кандидаты принявшие решение о проведении предвыборной агитации через средства массовой информации, вынуждены претерпевать множество ограничений, то в данном случае для них устанавливаются дополнительные права:1) пункт 1 ст. 53 обязывает государственные органы, органы местного самоуправления оказывать содействие избирательным объединениям и зарегистрированным кандидатам в проведении и организации агитационных публичных мероприятий;2) пункты 3-5 ст. 53 устанавливают порядок предоставления на безвозмездной основе зарегистрированным избирательным объединениям икандидатам, зарегистрировавшим списки кандидатов, помещений, находящихся в муниципальной или государственной собственности, для того, чтобы проводить агитационные публичные мероприятия и собрания.Следует отметить, что подобный режим установлен только для зарегистрированных избирательных объединений икандидатов, зарегистрировавших списки кандидатов. Все иные объединения и лица не могут рассчитывать на поддержку со стороны органов публичной власти.Средства реализации агитационной деятельности могут быть самыми многообразными и зависят от видов предвыборной агитации, выделяемых по методам и формам (аудиозапись, видеокассеты с фильмами о кандидатах либо партиях, журналы, книги, газеты, календари, плакаты, листовки, и др.).В избирательном законодательстве они объединены в понятие «агитационные материалы». [10]Сроки имеют основное значение для предвыборной агитации: с одной стороны, они выступают в качестве юридических фактов, которыми обусловлено юридическое бытие предвыборной агитации, с другой стороны, представляют собой предмет правового регулирования. Помимо общего агитационного периода Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает также и специальный период: в соответствии с п. 2 ст. 49 предвыборная агитация в периодических печатных изданиях и на каналах организаций телерадиовещания проводится в этап, который стартует за 28 дней до дня голосования. Данный срок распространяется на проведение агитации с применением как государственных, так и негосударственных средств массовой информации. Правовые ограничения, которые необходимо соблюдать при проведении предвыборной агитации, являются неотъемлемым элементом юридической конструкции предвыборной агитации. Они необходимы для обеспечения цивилизованного и правомерного характера предвыборной борьбы и одновременно призваны преградить путь нарушениям избирательного законодательства [1]. По сути дела, правомерные ограничения одних свобод и прав гражданина и человека служат гарантиями защиты других социальных ценностей: основ конституционного строя, здоровья, нравственности, законных интересов и прав других лиц, безопасности государства и обороноспособности страны (см. ч. 3 ст. 5 5 Конституции РФ)» [12].Все ограничения предвыборной агитации можно объединить в четыре группы: 1) ограничения, связанные с субъектным составом отношений предвыборной агитации; 2) ограничения, которые связаны с периодом реализации агитационной деятельности;3)ограничения,связанныесформой,содержанием и методами агитационной деятельности;4) ограничения, которые связаны с финансированием избирательной кампании кандидата.Первая группа ограничений закреплена в разнообразных статьях главы VII Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав [7], вторая группа - в ст. 49, третья группа - в ст. 56, ограничения четвёртой группы закреплены в п. 5 ст. 48 данного Федерального закона.Предвыборная агитация как субъективное право. Предвыборная агитация может анализироваться и в качестве специального субъективного права избирателей, кандидатов в депутаты, на выборные должности, избирательных объединений и других субъектов. Н. В. Хачатуров указывает: «Подправом на предвыборную агитацию в субъективном смысле следует понимать меру юридических возможностей участвовать в свободном обмене предвыборной политической информацией, что предполагает не только возможность беспрепятственно выражать политические взгляды и мнения, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них» [9].ЗаключениеВ результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Первое. Действующее правовое регулирование предвыборной агитации в России имеет в своей основе конституционную природу. Фундаментом российского избирательного законодательства выступают общепризнанные принципы и нормы международного права – международные избирательные стандарты. Основополагающими актами в рассматриваемой сфере являются Конституция РФ, а также Закон «Об основных гарантиях…», определяющий стратегические направления развития всех других избирательных законов, принимаемых в России как на федеральном, так и на региональном уровне.Второе. На федеральном уровне регламентируются базовые вопросы предвыборной агитации: понятие, принципы, формы, сроки, предвыборной агитации; общие правила участия в предвыборной агитации различных субъектов, в том числе с использованием СМИ и сети «Интернет»; ограничения при проведении предвыборной агитации и ответственность за нарушение установленных правил. Третье. Низкий уровень юридической техники действующего законодательства не позволяет однозначно определить предмет регулирования - предвыборную агитацию. Отграничение ее от информирования избирателей, оценочные формулировки существующих правовых норм порождают субъективизм и произвол в правоприменении. Вызывает оптимизм признание Федеральным Собранием Российской Федерации того обстоятельства, что проблемы, связанные с проведением предвыборной агитации, использованием современных информационных возможностей для агитации с целью установления сбалансированных условий для всех субъектов избирательного процесса, в том числе ограничительных норм по пресечению противозаконной агитационной деятельности, требуют новых подходов в правовом регулировании.ЛитератураНормативные актыКонституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) //СЗ РФ от 04.08.2014, № 9, ст. 851.О защите прав человека и основных свобод. Конвенция Совета Европы от04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст. 1, РГ N 90, 27.04.2016.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от30.03.2016) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, РГ от 01.04.2016, № 69.О рекламе. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015)// СЗ РФ от 20.03.2006, № 12, ст. 1232, РГ от 06.02.2015, № 24.О выборах депутатов Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. От05.10.2015, с изм. вст. в силу с 01.01.2016.) // СЗ РФ от 23.05.2005, № 21, ст.1919, СЗ РФ от 29.12.2014, № 52 (часть I), ст. 7785.Учебная и специальная литератураАйзатуллов М.М. Правовое регулирование предвыборной деятельностиполитических партий // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 7.Белов С.А. Правовое регулирование порядка проведения предвыборнойагитации // Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии/ Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб., 1999.Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель.1999. № 5.Большаков С.В. Информирование избирателей и предвыборная агитация:особенности правового регулирования. М., 2012.

Литература

Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) //СЗ РФ от 04.08.2014, № 9, ст. 851.
2. О защите прав человека и основных свобод. Конвенция Совета Европы от04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ от 08.01.2001, № 2, ст. 163.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
4. от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч.1), ст. 1, РГ N 90, 27.04.2016.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от30.03.2016) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, РГ от 01.04.2016, № 69.
6. О рекламе. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015)// СЗ РФ от 20.03.2006, № 12, ст. 1232, РГ от 06.02.2015, № 24.
7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
8. Российской Федерации. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. От 05.10.2015, с изм. вст. в силу с 01.01.2016.) // СЗ РФ от 23.05.2005, № 21, ст. 1919, СЗ РФ от 29.12.2014, № 52 (часть I), ст. 7785.
Учебная и специальная литература
9. Айзатуллов М.М. Правовое регулирование предвыборной деятельности
политических партий // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 7.
10. Белов С.А. Правовое регулирование порядка проведения предвыборной агитации // Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии / Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб., 1999.
11. Богомолова Л. Подводные камни рейтингов // Петербургский избиратель. 1999. № 5.
12. Большаков С.В. Информирование избирателей и предвыборная агитация: особенности правового регулирования. М., 2012.

Вопрос-ответ:

Какие виды предвыборной агитации существуют в России?

В России существует несколько видов предвыборной агитации, такие как массовая агитация, индивидуальная агитация, размещение избирательной агитации на транспортных средствах и т.д.

Какие формы проведения предвыборной агитации применяются в России?

В России предвыборная агитация может быть проведена в разных формах, например, через телевидение, радио, социальные сети, печатные издания, на открытых мероприятиях и т.д.

Какие особенности организации и проведения предвыборной агитации существуют в России?

В России организация и проведение предвыборной агитации имеют свои особенности, такие как участие политических партий и кандидатов, использование центральных и региональных СМИ, ограничение в получении финансирования и прочее.

Какое правовое регулирование предвыборной агитации существует в России?

Правовое регулирование предвыборной агитации в России осуществляется через законы и постановления, которые устанавливают правила и ограничения для проведения предвыборной агитации, а также устанавливают ответственность за нарушение этих правил.

Где можно найти дополнительную информацию по организации и проведению предвыборной агитации в России?

Дополнительную информацию по организации и проведению предвыборной агитации в России можно найти в специализированной литературе, на официальных веб-сайтах избирательных комиссий, а также консультироваться с юристами, специалистами в области избирательного права.

Что такое предвыборная агитация?

Предвыборная агитация - это процесс информационного воздействия на избирателей перед выборами. Целью агитации является убеждение избирателей в правильности и выгодности голосования за определенного кандидата или партию.

Какие виды предвыборной агитации существуют?

Существуют различные виды предвыборной агитации. Во-первых, это разъяснительная агитация, которая направлена на информирование избирателей о программе и целях определенного кандидата или партии. Во-вторых, это пиар-агитация, которая основана на использовании различных медиа-платформ и социальных сетей для продвижения определенного кандидата. В-третьих, существует также организационная агитация, которая связана с организацией митингов, демонстраций и других массовых мероприятий.

Как организуется предвыборная агитация в России?

Организация предвыборной агитации в России осуществляется различными способами. Один из основных способов - это использование средств массовой информации, таких как телевидение, радио, газеты и интернет-ресурсы. Кандидаты и политические партии размещают свои рекламные материалы в этих источниках, чтобы достичь как можно большего числа избирателей. Также организуются митинги, дебаты и другие мероприятия, на которых кандидаты могут выступать и обсуждать свои предложения с избирателями.

Какова роль правового регулирования предвыборной агитации в России?

Правовое регулирование предвыборной агитации в России играет важную роль. Оно устанавливает правила и ограничения, которыми должны руководствоваться кандидаты и политические партии во время проведения агитационной деятельности. Например, они должны соблюдать запрет на использование недостоверной информации, оскорбительных высказываний или дискриминации. Кроме того, правовое регулирование устанавливает равные условия для всех участников предвыборной агитации, чтобы обеспечить честность и прозрачность выборов.