Феномен цифрового разрыва в современной политике. Проблемы и перспективы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 30 30 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 09.07.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА И ВЛИЯНИЕ ДАННОГО ЯВЛЕНИЯ НА ПОЛИТИКУ 6
1.1. Основные характеристики термина «цифровой разрыв» 6
1.2. Последствия цифрового разрыва для различных объектов 11
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ ВНУТРИ ГОСУДАРСТВА И В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ 18
2.1. Влияние внутренней политики государств на увеличение цифрового разрыва 18
2.2. Государственная политика по уменьшению цифрового разрыва 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Эти приоритеты предполагают инвестиционные планы в области образования, инноваций, цифрового общества, энергетики, мобильности, конкурентоспособности и социальной интеграции, которые продвигаются Европейским союзом, но должны быть реализованы отдельными государствами-членами.Стратегия, лежащая в основе этих приоритетов, - это Европейская цифровая повестка дня, которая направлена ​​на развитие единого цифрового рынка для обеспечения разумного, устойчивого и всестороннего роста в Европе. Эта амбициозная цель контрастирует с несколькими препятствиями: наличием фрагментированных цифровых рынков, отсутствием взаимодействия, растущей киберпреступностью и риском низкого доверия к сетям, отсутствием инвестиций в сети, недостаточными исследованиями и инновациями, отсутствием цифрового грамотность и навыки, а также упущенные возможности для решения социальных проблем.Достижение целей Европейской цифровой повестки дня потребует твердой приверженности не только правительства Европейского Союза, но и государств-членов. Инвестиции в исследования и инновации, распространение грамотности в цифровой области и внедрение интеллектуальных технологий для общества рассматриваются, среди прочего, как необходимые действия Европейского союза для достижения целей Повестки дня.2.2.2. Итальянская государственная политикаВнедрение цифровых технологий для преодоления цифрового разрыва в Италии подпадает под более широкую политику национального развития, направленную на достижение европейских целей для создания экономики, основанной на знаниях. Европейская цифровая повестка дня была подписана всеми государствами-членами в 2010 году и применена в Италии в 2012 году постановлением Министерства экономического развития под названием «Рост 2.0». В этом постановленииназываются условия для применения европейской цифровой повестки дня, а точнее - по темам: - цифровая идентификация, - цифровое ПО, - открытые данные, - цифровое образование, - цифровое здравоохранение, - цифровое неравенство, - электронные платежи,- цифровое правосудие. Чтобы координировать действия центральных и местных администраций в стремлении достичь этих целей, правительство Италии создало руководящий комитет по цифровым технологиям, разделенный на шесть различных рабочих групп, соответствующих шести стратегическим направлениям государственного регулирования:- Инфраструктура и безопасность;- Электронная коммерция;- Электронное правительство и открытые данные;- Цифровая грамотность и компетенции;- Исследования и инновации;- Умные города и сообщества.Этот руководящий комитет действует с полномочиями по регулированию применения европейской цифровой повестки дня в Италии. Именно эти разнонаправленные действия, по мнению итальянского правительства, помогут достичь цифрового равенства в Италии. Что касается сектора образования, на который делается особый акцент в рамках преодоления цифрового разрыва, то этот план способствует распространению интернет-технологий в школах и университетах для предоставления более качественных услуг школам и университетам. О важности компьютеризации в рамках эффективного и полноценного обучения говорил еще в 1986 году Д. Белл. В частности, на уровне начальной и средней школы был запущен ряд приоритетных проектов в следующих сферах:-Повсеместное подключение к Интернету;- Включение цифрового контента в образовательные процессы;-Формированиенабора веб-сервисов для облегчения взаимодействия между семьями и школами через использование нескольких различных цифровых носителей;- Создание публичного онлайнового реестра, в котором оценки эффективности отдельных школ должны быть прозрачными и доступными для граждан;- Предоставление учащимся персонального компьютера в качестве личного инструмента для поддержки их учебной деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате исследования темы: «Феномен цифрового разрыва в современной политике. Проблемы и перспективы» были получены следующие выводы:Цифровой разрыв охватывает различия как в доступе (цифровой разрыв первого уровня), так и в использовании (цифровой разрыв второго уровня) компьютеров и Интернета между:1) промышленно развитыми и развивающимися странами (глобальный разрыв), 2) различными социально-экономическими группами в рамках единого национальные государства (социальная пропасть),3) различными видами пользователей в отношении их политической активности в Интернете (демократическая пропасть). Термин «цифровой разрыв» относится к разнице между теми, кто использует потенциал информационных и коммуникационных технологий для своих личных или профессиональных потребностей, и теми, кто не имеет к ним доступа, имеет ограниченный доступ или просто не обладает необходимыми навыками для использования цифровых элементов.Развитые страны имеют больше преимуществ в сфере цифровой информации, особенно в области исследований. С другой стороны, в развивающихся странах отсутствие инфраструктуры и наличие дорогих интернет-услуг препятствуют развитию цифровых информационных технологий. Поэтому все большее число развивающихся стран становятся все более отсталыми, поскольку они изолированы в рамках информационных ресурсов. Развитые страны, в свою очередь, пользуются удобством недорогой и высокоскоростной связи для получения информации. Несбалансированное распространение информации тесно связано с неравномерным распределением мирового богатства.На сегодняшний день существует несколько стратегий по преодолению цифрового разрыва между странами, которые включают в себя вышеперечисленные задачи. К примеру, существует европейская стратегия по цифровизации, а также стратегия, разработанная итальянским правительством в рамках его политики в сфере образования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫBraccini, A.M., Federici, T.: A Measurement Model for Investigating Digital Natives and Their OrganisationalBehaviour. Proceedings of the 2013 International Conference on Information Systems (ICIS), 2013. Castells M. Information Age : Economy, Society and Culture : in 3 vols. Oxford : Blackwell Publishers, 1996-1998.Vol. 1. P. 32Clark, K.: Using Self-Directed learning Communities to Bridge the Digital Divide. Br. J. Educ. Technol. 2003, 663–Deibert, Ronald Dark Guests and Great Firewalls: The Internet and Chinese Security Policy // Journal of Social Issues. 2002. Р. 143-160Europe 2020 – Overview // Eurostat, URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/europe-2020-indicators Helsper E.J. A corresponding fields model for the links between social and digital exclusion. CommunicationTheory. 2012. Р. 22Jung J.Y., Qiu J.L., Kim Y.C. Internet connectedness and inequality: Beyond the "divide". Communication Research. 2001; Р. 28Kalathil, Shanthi, and Taylor Boas. Open Networks, Closed Regimes: The Impact of the Internet on Authoritarian Rule. Washington, D.C.: CarnegieEndowmentforInternationalPeace. 2003. Р. 112-116Milner H. The Digital Divide // Comparative Political Studies. 2006. Р. 176-199Nureev, R. M. and Karapaev, O. V. Digital technologies: main directions of development. TheBusinessandManagementReview. 2018, 523–533Paul Horowitz and Winfield Hill, The Art of Electronics 2nd Ed. Cambridge University Press, Cambridge, 1989, Р. 471RuggieriА. , MosconiЕ.М. , Poponi S., Braccini A.M. Strategies and Policies to Avoid Digital Divide: The Italian Case in the European Landscape // Dipartimento di Economia e Impresa, UniversitàdegliStudidellaTuscia, Viterbo, Italy, URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41156995.pdf World Economic Forum: Global Information Technology Report // GlobalEdge, URL: https://globaledge.msu.edu/global-resources/resource/763 Артамонов Г.Т. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3. С. 59. Башкарев А.А. Электронная демократия как форма политической коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 32-36. БеллД. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342Бондаренко С. Цифровое неравенство // Наука и жизнь. 2005. № 5 (электронный архив), URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/6053/Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества //Информационное общество, 1999, № 3Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 67-100.Мурзагулов Р.Р. Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ // ЛитРес. 2018. 90 с. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Причины и условия неудач внедрения электронного правительства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. С. 177-180. Олифиров А. В., Маковейчук К. А., Петренко С. А. Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики // InternationalJournalofOpenInformationTechnologies. 2019. С. 85-90Осипова Н.Г. Неравенство в эпоху глобализации: сущность, институты, региональная специфика и динамика // Вестник Московского университета. Серия 18 :Социологияиполитология. 2014. № 2. С. 71-78Панцерев К.А. Страны тропической Африки и новый международный информационный порядок // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2010. С. 131 – 138. Перфильева О.В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007.С. 34-48Сафиуллин А.Р., Моисеева О.А. Цифровое неравенство: Россия и страны мира в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономическиенауки. 2019. Т. 12, № 6. С. 26–37Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 5. — С. 44–54Тоффлер Э. Конфигурация могущества // Метаморфозы власти. — Москва: АСТ, 2009. — 669 с.Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Нелегкая судьба российской информатизации // Информационное общество. 2008. № 1-2. С. 47-71.Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: изд-во «Э». 2017. С. 11-13.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Braccini, A.M., Federici, T.: A Measurement Model for Investigating Digital Natives and Their Organisational Behaviour. Proceedings of the 2013 International Conference on Information Systems (ICIS), 2013.
2. Castells M. Information Age : Economy, Society and Culture : in 3 vols. Oxford : Blackwell Publishers, 1996-1998.Vol. 1. P. 32
3. Clark, K.: Using Self-Directed learning Communities to Bridge the Digital Divide. Br. J. Educ. Technol. 2003, 663–
4. Deibert, Ronald Dark Guests and Great Firewalls: The Internet and Chinese Security Policy // Journal of Social Issues. 2002. Р. 143-160
5. Europe 2020 – Overview // Eurostat, URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/europe-2020-indicators
6. Helsper E.J. A corresponding fields model for the links between social and digital exclusion. Communication Theory. 2012. Р. 22
7. Jung J.Y., Qiu J.L., Kim Y.C. Internet connectedness and inequality: Beyond the "divide". Communication Research. 2001; Р. 28
8. Kalathil, Shanthi, and Taylor Boas. Open Networks, Closed Regimes: The Impact of the Internet on Authoritarian Rule. Washington, D.C.: Carnegie Endowment for International Peace. 2003. Р. 112-116
9. Milner H. The Digital Divide // Comparative Political Studies. 2006. Р. 176-199
10. Nureev, R. M. and Karapaev, O. V. Digital technologies: main directions of development. The Business and Management Review. 2018, 523–533
11. Paul Horowitz and Winfield Hill, The Art of Electronics 2nd Ed. Cambridge University Press, Cambridge, 1989, Р. 471
12. Ruggieri А. , Mosconi Е.М. , Poponi S., Braccini A.M. Strategies and Policies to Avoid Digital Divide: The Italian Case in the European Landscape // Dipartimento di Economia e Impresa, Università degli Studi della Tuscia, Viterbo, Italy, URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41156995.pdf
13. World Economic Forum: Global Information Technology Report // GlobalEdge, URL: https://globaledge.msu.edu/global-resources/resource/763
14. Артамонов Г.Т. О концептуальной базе построения в России информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3. С. 59.
15. Башкарев А.А. Электронная демократия как форма политической коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 32-36.
16. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330–342
17. Бондаренко С. Цифровое неравенство // Наука и жизнь. 2005. № 5 (электронный архив), URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/6053/
18. Вершинская О.Н. Существующие модели построения информационного общества // Информационное общество, 1999, № 3
19. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 67-100.
20. Мурзагулов Р.Р. Цифровое общество середины XXI в. Как новый этап цивилизационного развития. Социально-философский анализ // ЛитРес. 2018. 90 с.
21. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Причины и условия неудач внедрения электронного правительства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. С. 177-180.
22. Олифиров А. В., Маковейчук К. А., Петренко С. А. Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики // International Journal of Open Information Technologies. 2019. С. 85-90
23. Осипова Н.Г. Неравенство в эпоху глобализации: сущность, институты, региональная специфика и динамика // Вестник Московского университета. Серия 18 : Социология и политология. 2014. № 2. С. 71-78
24. Панцерев К.А. Страны тропической Африки и новый международный информационный порядок // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2010. С. 131 – 138.
25. Перфильева О.В. Проблема цифрового разрыва и международные инициативы по ее преодолению // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007.С. 34-48
26. Сафиуллин А.Р., Моисеева О.А. Цифровое неравенство: Россия и страны мира в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 6. С. 26–37
27. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 5. — С. 44–54
28. Тоффлер Э. Конфигурация могущества // Метаморфозы власти. — Москва: АСТ, 2009. — 669 с.
29. Черешкин Д.С., Смолян Г.Л. Нелегкая судьба российской информатизации // Информационное общество. 2008. № 1-2. С. 47-71.
30. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: изд-во «Э». 2017. С. 11-13.

Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики имеет термин "цифровой разрыв"?

Термин "цифровой разрыв" относится к неравенству доступа к информационным технологиям и цифровым ресурсам. Он описывает ситуацию, когда некоторые группы населения имеют ограниченный доступ к интернету, компьютерам и другим средствам цифровых коммуникаций, в то время как другие группы имеют широкий доступ. Характеристики термина включают социальные, экономические и географические аспекты.

Какие последствия цифрового разрыва возникают для различных объектов?

Цифровой разрыв влияет на различные объекты, включая государство, экономику, образование, здравоохранение, социальные группы и т. д. Например, ограниченный доступ к информационным технологиям может создавать проблемы для развития экономики, а также для распространения знаний и возможности получения качественного образования. Для отдельных групп населения цифровой разрыв может быть одним из факторов социальной и экономической исключенности.

Как внутренняя политика государства влияет на увеличение цифрового разрыва?

Внутренняя политика государства играет важную роль в формировании и снижении цифрового разрыва. Некоторые государства могут предоставлять значительные финансовые и регулятивные ресурсы для развития информационных технологий и интернет-инфраструктуры, что способствует сокращению разрыва. Однако некачественная политика может привести к усилению цифрового разрыва, особенно если государство не уделяет достаточного внимания развитию цифровых технологий в отдаленных и малоразвитых регионах.

Как государственная политика влияет на цифровой разрыв в сравнении с другими странами?

Государственная политика имеет различное влияние на цифровой разрыв в разных странах. Некоторые государства активно инвестируют в развитие информационных технологий и цифровую инфраструктуру, что позволяет им сокращать разрыв. В то же время, в некоторых странах отсутствие эффективной государственной политики и ограниченные ресурсы приводят к усилению разрыва. Сравнение политики разных стран позволяет выявить успешные стратегии и подходы к сокращению цифрового разрыва.

Что такое цифровой разрыв и какие основные характеристики этого термина?

Цифровой разрыв - это неравенство в доступе к цифровым технологиям и возможностям, которое существует между различными социальными группами или регионами. Основными характеристиками этого термина являются неравная доступность интернета, неравномерное распределение цифровых навыков и неравенство в использовании цифровых инструментов и ресурсов.

Какие последствия может иметь цифровой разрыв для различных объектов?

Цифровой разрыв может иметь различные последствия для различных объектов. Например, для граждан он может означать недоступность онлайн-сервисов и информации, доступ к которым необходим для повседневной жизни. Для бизнеса это может означать ограниченные возможности в развитии и конкуренции на рынке. Для государства цифровой разрыв может стать причиной социальных и экономических неравенств и угрозой кибербезопасности.

Как влияет внутренняя политика государств на увеличение цифрового разрыва?

Внутренняя политика государства может влиять на увеличение цифрового разрыва через регулирование доступности и качества интернет-соединения, развитие цифровых навыков в образовательной системе, поддержку цифровых инноваций и развитие цифровой инфраструктуры. Если государство не уделяет должного внимания этим аспектам, то цифровой разрыв может продолжать увеличиваться в стране.

Какие еще страны сопоставимы с Россией в отношении цифрового разрыва?

Среди стран, сопоставимых с Россией в отношении цифрового разрыва, можно выделить такие как Бразилия, Индия и Китай. В этих странах также существуют значительные неравенства в доступе к интернету и цифровым ресурсам, а также различия в цифровых навыках и возможностях использования цифровых инструментов.

Какие возможности есть для преодоления цифрового разрыва?

Преодоление цифрового разрыва требует комплексных мер, включающих как государственную политику, так и участие частного сектора и гражданского общества. К ним относятся развитие цифровой инфраструктуры, повышение доступности и качества интернета, образование и поддержка цифровых навыков, создание равных возможностей для всех слоев населения, а также разработка социальных программ, направленных на снижение неравенства в цифровой сфере.

Что такое цифровой разрыв?

Цифровой разрыв - это отличие в доступе и использовании цифровых технологий и интернета между различными социальными группами и регионами. Он проявляется в неравном распределении ресурсов, знаний и возможностей, что может привести к ухудшению политической ситуации и потере конкурентоспособности.