Таможенное право как самостоятельная отрасль права
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 01.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы таможенного права 5
1.1 Понятие, сущность, предмет и метод таможенного права 5
1.2 Принципы таможенного права 9
1.3 Взаимосвязь таможенного права и других отраслей права 11
Глава 2. Регулирование таможенной деятельности в Российской Федерации 14
2.1 История таможенной деятельности в России 14
2.2 Нормы и система источников таможенного права в Российской Федерации 18
2.3 Перспективы развития таможенной деятельности в Российской Федерации 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
При появлении противоречий между ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, входящими в право Союза, применяются положения Кодекса.ТК ЕАЭС отдаёт преимущество упрощенным правилам осуществления таможенных процедур, их переводу в электронный вид. Так, закреплено преимущественно электронное таможенное декларирование. Письменное таможенное декларирование должно осуществляться в исключительных случаях. Также в случае отсутствия у таможенного органа возможности обеспечить реализацию таможенного декларирования в электронной форме (например, при неисправности информационных систем).Подача декларации на товары, а также транзитной декларации и декларации на транспортное средство происходит в виде электронного документа и осуществляется без представления таможенному органу документов, на основании которых они заполнены (п. 7 ст. 109, п. 8 ст. 109, п. 5 ст. 278 ТК ЕАЭС).Кроме того, ТК ЕАЭС вся информация, которая может быть получена таможенными органами из собственных информационных систем, а также из информационных систем государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия не обязана предоставляться в таможенные органы.Ряд таможенных операций может осуществляться посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц (например, п. 2 ст. 118, п. 6 ст. 310 ТК ЕАЭС).Вступление в силу ТК ЕАЭС касается и физических лиц. Так, согласно ТК ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия определяет стоимостные, весовые и количественные нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.Нельзя не оценить то, что Кодекс ЕАЭС отвечает современным требованиям жизни информационного общества.Предыдущий кодекс Таможенного союза всё-таки был более громоздким и не учитывал дополнительные соглашения. То есть источники были разрозненными.Следующим источником таможенного законодательства является ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года. Он закрепляет основные понятия, систему таможенных органов, особенности таможенных платежей, таможенного контроля и таможенных процедур.Федеральный закон «О техническом регулировании» в ст. 29 определяет условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.Источниками таможенного права являются и другие кодифицированные акты. Так, полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов закреплены в Налоговом кодексе РФ. Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает полномочия таможенных органов на проведение дознания. Кодекс РФ об административных правонарушениях относит таможенные органы к органам административной юрисдикции, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.Ниже в иерархии источников – законы РФ. Так, Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г, а также иные законы России, содержащие нормы таможенного права.Также относятся к источникам таможенного права подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие.Особое место среди источников таможенного права занимают международные договоры.Акты органов судебной власти, в первую очередь решения Конституционного Суда РФ, также являются источниками таможенного права.Что касается действия таможенного законодательства во времени. Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Исключения составляют случаи:а) предусматривающие обратную силу и при этом улучшающие положение лиц;б) предусматривающие обратную силу федеральным законом или международным договором Российской Федерации.2.3Перспективы развития таможенной деятельности в Российской ФедерацииТаможенная деятельность, если посмотреть – это промежуточный этап в развитии российской таможенной политики. Интересен сам принцип развития начиная с, в общем-то, грабежа, который, приобретя регулирование, стал таможенной деятельностью, а сейчас и таможенным правом. Само таможенное регулирование – один из методов внешнеэкономической деятельности, кроме того, ещё и определяет эту внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, таможенная деятельность связывает экономику и право.Эффективность таможенной деятельности ставит в зависимость от себя экономику государства. В этой связи, становится очевидным, что это ещё и инструмент повышения благосостояния страны, а значит и её граждан.По сути, нормы, закрепляющие положения о таможенной деятельности, составляют сущность таможенного права. Поэтому систематизация норм таможенного права – одна из приоритетных задач.Отмена Таможенных кодексов РФ и Таможенного союза, принятие ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Таможенного кодекса ЕАЭС стали новым этапом в развитии таможенной деятельности в России. Процессы глобализации не могли не сказаться на деятельности, которая так тесно связана с внешней экономикой и взаимодействием с другими государствами. Само положение экономики и, безусловно, политики вынуждает упрощать законодательство в части взаимодействия с наиболее близкими государствами.Стоит рассмотреть задачи международного таможенного права, как основные направления развития и отечественного таможенного права в рамках международного сотрудничества.Основные задачи международного таможенного права это:- обеспечение экономической безопасности;- соблюдение суверенных прав государств, в том числе на выбор экономической таможенной системы;- свобода в общении между государствами от произвола и незаконных мер по типу эмбарго, бойкота, торговых, таможенных, кредитных и технологических блокад;- обеспечение перестройки международных экономических отношений на основе уважения, равноправия и взаимной выгоды, создания благоприятных условий для развития сотрудничества между государствами в области таможенных связей и взаимопомощи.Таким образом, в качестве основных перспектив, видятся дальнейшее упрощение, либерализация таможенных правоотношений с дружественными России государствами и совершенствование этих отношений, в том числе в техническом плане. А с другой стороны, трафик незаконно провозимых товаров, в том числе опасных для граждан страны, должен максимально уменьшиться, или, в идеале, прекратиться.Таможенная система во втором случае выступает в качестве гаранта национальной экономики. Таким образом, если выделять эти два направления, как приоритетные в таможенном регулировании, то одновременно с ними появляется ещё одно – это гармонизация принципов внутреннего и международного таможенного права, имеющихся договоров и соглашений.Традиционными же подходами сложно осуществить вышеперечисленные цели, поэтому ещё и разработка новых методов в рамках информационного общества – непростое направление, требующее взаимосвязи с другими сферами науки.ЗаключениеСледующие выводы можно сделать в результате изучения поставленных вопросов.О значении таможенного права в современной российской правовой системе уже было сказано. Это основа внешнеторговых отношений. Его влияние на международную интеграцию российской экономики в международное экономическое пространство, освоение выгодных рынков в странах Запада и Востока, либерализацию внешнеэкономической деятельности постоянно усиливается. Таможенное право в России развиваются в направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой. Предметом таможенного права являются общественные отношения в области функционирования таможенного права. Пока таможенное право – довольно сложный комплекс, но всё же имеющий определённую структуру. На основании рассмотренного материала, можно дать следующее определение таможенному праву: таможенное право - это формирующаяся отраслевая юридическая наука, которая занимается изучением совокупности норм права (законов и иных правовых актов), регулирующих таможенные отношения в современном обществе и содержащих предписания, относящиеся ко всем направлениям таможенной деятельности. Таможенное регулирование - это деятельность по установлению таможенных правил, а таможенное дело - деятельность по обеспечению соблюдения указанных правил.Методом таможенного права является совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. Таможенное регулирование применяет два метода правового воздействия - императивный и диспозитивный. Но по больше части метод императивный.Все отрасли права тесно связаны и таможенное право также не исключение. Разграничением между отраслями всегда является специфика предмета отрасли.Подводя итоги, стоит также сделать пару выводов о вступлении в ВТО, создании Таможенного союза, а затем Евразийского экономического союза. Да, эти организации, прежде всего экономические, но, как уже говорилось выше, таможенное право, возможно, чуть больше других отраслей права, связано с экономикой и политикой. И именно внешними экономикой и политикой. Создание подобных союзов, вступление в них, влечёт за собой для Российской Федерации не просто экономические изменения, но и изменения в таможенном законодательстве. Это пример, на котором мы ещё раз наблюдаем, насколько комплексное, сложное таможенное право. Часто принятие новых кодексов для отрасли права означает, скорее, непроработанность предыдущего, нерешимость и неопределённость законодателя. Но в рамках таможенного права, можно рассмотреть положительные стороны такого явления – всё большее сближение государств, стремление к большей интеграции, в том числе – законодательной. Если посмотреть буквально – стремление таможенного права «идти в ногу со временем».Положительным ли моментом является единоличное вступление России в ВТО? Единоличное, в плане, одни из бывшего Таможенного союза, а теперь уже Евразийского экономического союза. С одной стороны, это поворот спиной к остальным участником более дружественной нам организации. Не повлечет ли это за собой принятие нового Таможенного кодекса и упразднение другого союза? Подобные масштабные вопросы влияют на такую отрасль российского законодательства (или по мнению многих, подотрасль административного права), как таможенное право.Список использованной литературыНормативно-правовые акты:1. Конституция РФ от 12 дек. 1992г. // Российская газета. 25 декабря 1993 г.2. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс, 2020.3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс, 2020.4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // СПС КонсультантПлюс, 2020.Литература:1. Агешкина Н.А., Коржов В.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». – СПС Гарант, 2017 г.2. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – «Проспект», 2011 г.3. Бакаева О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука и учебная дисциплина // Финансовое право. - М.: Юрист, 2009, №24. Бельянинов А. Ю. Итоги и перспективы // Таможня. - 2015. - № 6(365). - С. 2-35. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб.пособие. Изд. 2-е. доп. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 616 с.6. Вельяминов Г.М. «Международное право: опыты» // «Статут», 2015.7. Зарубин Н.Н. К вопросу о предмете, методе, системе и принципах таможенного права // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. № 4. С. 86-90.8. «Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: Монография» (отв. ред. С.Ю. Кашкин) // «Проспект», 20159. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / Под общ.ред. А. Е. Жерихова. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. - 592 с. + илл.10. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (под ред. С.А. Овсянникова и Г.Н. Комковой). - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – «Эксмо», 2009 г.12. «Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: Монография» (отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова) // «Юстицинформ», 201713. «Публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики» (под ред. А.Н. Козырина) // «НИУ ВШЭ», 201214. Халипов СВ. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Зерцало-М», 2006. - 440 с.15. Чермянинов Д.В. Таможенное право. - М.: Юстиция, 2016. - 444 с. - (Бакалавриат).
2. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – «Проспект», 2011 г.
3. Бакаева О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука и учебная дисциплина // Финансовое право. - М.: Юрист, 2009, №2
4. Бельянинов А. Ю. Итоги и перспективы // Таможня. - 2015. - № 6(365). - С. 2-3
5. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. Изд. 2-е. доп. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 616 с.
6. Вельяминов Г.М. «Международное право: опыты» // «Статут», 2015.
7. Зарубин Н.Н. К вопросу о предмете, методе, системе и принципах таможенного права // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. № 4. С. 86-90.
8. «Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: Монография» (отв. ред. С.Ю. Кашкин) // «Проспект», 2015
9. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. - 592 с. + илл.
10. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (под ред. С.А. Овсянникова и Г.Н. Комковой). - Специально для системы ГАРАНТ, 2012 г.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. – «Эксмо», 2009 г.
12. «Право и экономическое развитие: проблемы государственного регулирования экономики: Монография» (отв. ред. В.А. Вайпан, М.А. Егорова) // «Юстицинформ», 2017
13. «Публичные финансы и финансовое право: Сборник научных трудов к 10-летию кафедры финансового права Высшей школы экономики» (под ред. А.Н. Козырина) // «НИУ ВШЭ», 2012
14. Халипов СВ. Таможенное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Зерцало-М», 2006. - 440 с.
15. Чермянинов Д.В. Таможенное право. - М.: Юстиция, 2016. - 444 с. - (Бакалавриат).
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет таможенное право как самостоятельная отрасль права?
Таможенное право является важной самостоятельной отраслью права, которая регулирует таможенные отношения и деятельность таможенных органов.
Какие принципы лежат в основе таможенного права?
В таможенном праве существуют такие принципы, как принцип законности, принцип равенства, принцип юридической защиты и др.
Какова взаимосвязь таможенного права и других отраслей права?
Таможенное право имеет взаимосвязь с другими отраслями права, такими как международное право, гражданское право, налоговое право и прочие, так как они оказывают влияние на таможенные отношения и процессы.
Какие нормы и система источников таможенного права существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существуют нормы и система источников таможенного права, включая Конституцию РФ, международные договоры, федеральные законы, подзаконные акты и другие нормативно-правовые акты.
Какая история таможенной деятельности в России?
Таможенная деятельность в России имеет долгую историю, начиная с древних времен и претерпевая различные изменения и реформы на протяжении веков.
Какая роль таможенного права в системе права?
Таможенное право является самостоятельной отраслью права и регулирует таможенную деятельность. Оно определяет правила, процедуры и нормативы, которые применяются при перемещении товаров через границу, а также взаимоотношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности.
Чем отличается таможенное право от других отраслей права?
Таможенное право имеет свою специфику, отличающуюся от других отраслей права. Оно основывается на принципе суверенитета государства и направлено на обеспечение экономической безопасности страны. Таможенное право также имеет свои принципы, которыми руководствуется при регулировании таможенной деятельности.
Какие являются основные принципы таможенного права?
Основными принципами таможенного права являются принцип суверенитета государства, принцип свободы внешнеторговой деятельности, принцип равноправия участников внешнеэкономической деятельности, принцип законности и принцип справедливости. Каждый из этих принципов играет важную роль в регулировании таможенной деятельности и обеспечении экономической безопасности страны.