Общение со взрослыми и его роль в психическом развитии дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 27 27 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 05.12.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава1. Роль общения в формировании личности ребенка 5
1.1.Особенности общения, его роль в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека 5
1.2. Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста 13
Глава2. Особенности общения ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте 17
2.1. Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте 17
2.2. Пути влияния общения дошкольников со взрослыми на психическое развитие детей 21
Заключение 25
Литература 26
Приложения 28

Фрагмент для ознакомления

Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит ребенку использовать их как руководство в своих поступках.2.2.Пути влияния общения дошкольников со взрослыми на психическое развитие детейПроведенные под нашим руководством исследования позволяют проследить некоторые пути, по которым осуществляется воздействие общения на те или иные стороны психики ребенка. Так, для самых маленьких детей очень важно, что взрослый — необыкновенно богатый источник разнообразных воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку от него что то случится, в лице взрослого имеет динамичный объект, приближенный к нему (особенно при кормлении и гигиенических процедурах) на самое лучшее для эффективного восприятия расстояние. Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка — зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание детей.[21] Таким образом, общение с ухаживающим за ним взрослым становится для ребенка источником не сравнимых ни с чем других ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений. Сторонники необихевиористского направления часто говорят о «сенсорном голоде» детей (Yarrow L., 1961). [17]Но механистический подход к общению в рам ках этого направления приводит их к ложным выводам. Так, например, Л. Каслер (Casler L., 1965)[14] полагает, что чем больше взрослых ухаживают за ребенком, тем лучше для детей: ведь количество воздействий при этом увеличивается! Между тем частая смена воспитателей вредна для младенца: он не успевает установить личностные связи ни с одним из них, не может уловить их индивидуальных требований, становится бес покойным и тревожным. Поэтому понимание достоинств взрослого как объекта для восприятия младенца необходимо соотносить с учетом его гораздо более важных качеств как субъекта общения с ребенком. Там, где объектные качества вступают в конфликт с субъектными (как при бесконечной смене воспитателей), первые идут во зло. Кроме того, с возрастом, когда активность детей многократно повышается и они способны сами легко отыскивать новые впечатления, бродя по дому или за его пределами, значение объектных качеств взрослого уменьшается. Еще один путь воздействия общения на развитие детей — это обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них мир музыки. Да и в самом общении взрослый, обращаясь к детям и от кликаясь на их призыв, дает детям возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека. [11]Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким- то новым знанием, новым умением. [9]Настаивая на решении за дачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В качестве примера можно сослаться на овладение речью. Ничто в предметной действительности не заставляет ребенка заговорить. Лишь требования взрослых да реально создаваемая ими необходимость вынуждают ребенка проделать гигантский труд, который для этого требуется. Когда ребенок овладевает словом, перед ним раскрываются поистине необозримые горизонты для развития мышления и самосознания, для овладения самым ценным в копилке человеческого знания. Однако мы не хотим, чтобы сказанное было воспринято как согласие с позицией психологов, считающих, что при общение ребенка к человеческой культуре — это насильственная акция ломки каких то природных тенденций детей (такой взгляд восходит к 3.Фрейду // Уэллс Г., 1968).[15] Напротив, мы постоянно наблюдаем в своих исследованиях, что ребенок, состоящий в тесном общении со взрослым, с огромным желанием стремится походить на него, действовать по его образцу. В отношении речи и предметных действий это отлично описал на примере своего внука Андрея Д.Б. Эльконин (1978б).[18] В общении задача, выдвигаемая взрослым, естественно, с готовностью принимается ребенком; в общении ребенок черпает и энергию для ее решения. И тут мы обнаруживаем еще один путь влияния общения на развитие психики детей — это подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция. Нет сомнения, что открытый И.П. Павловым (1949)[8] закон образования временных связей в самом широком смысле слова приложим к рассматриваемому случаю. Любимый ребенком взрослый, значимый для него человек своим одобрением подкрепляет его успешные действия, способствует их закреплению, а упрек взрослого играет для него роль дифференцировочного, отрицательного сигнала и ведет к тому, что ребенок отказывается от неодобряемого действия, затормаживает его. Однако мы хотели бы предостеречь от упрощенной и потому ложной интерпретации, которую получили законы высшей нервной деятельности (ВНД) И.П. Павлова у сторонников бихевиористской концепции «социального научения» и «обусловливания» (Skinner В., 1943; Stevenson H.W., 1965; Бижу У., Баер Д., 1966; Вгаск Y., 1967). [19]Они не учитывают особой природы подкрепления, возникающего в ходе общения между людьми, и видят лишь количественные различия между голодом в прямом смысле слова, «сенсорным голодом» и «голодом на общение» (Gewirtz J., 1959v, 1961).[3]В результате социальная по своей природе коммуникативная деятельность превращается в общебиологическую активность, и для ее понимания охотно привлекаются результаты опытов с животными, например знаменитых опытов X. Харлоу с макаками резусами (Harlow Н., Harlow M., 1970).[2]Между тем влияние словесно выраженной оценкивзрослого на деятельность ребенка можно понять лишь в том случае, если проанализировать ее подкрепляющее (в терминах учения о ВНД) действие с учетом не только динамических, но, прежде всего, содержательных особенностей происходящего при этом процесса. А для этого приходится выйти за рамки физиологии и проделать специфический анализ. Главное состоит в том, чтобы понять природу коммуникативной потребности, на которой основано подкрепляющее действие исходящих от взрослого мнений и оценок. Но об этом мы поговорим подробно в следующей главе. Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.[16] Мы не склонны описывать указанное явление с помощью термина «идентификация», поскольку он тесно связан с фрейдистской концепцией. В последние годы его охотно применяют психологи различных направлений, но, на наш взгляд, едва ли правильно использовать понятие, выдвинутое в рамках неприемлемой теории, — ведь оно обязательно носит печать использования его для иных целей. «Идентификация» чрезмерно расширительно объединяет разнообразные явления, куда входит в качестве частного случая и стремление следовать примеру любимых, вообще, значимых людей. Кроме того, это понятие не позволяет проследить связь такого стремления с общением. Мы же связываем указанное стремление с отношением ко взрос лому, которое складывается у ребенка в процессе коммуникативного взаимодействия с ним.ЗаключениеЗначение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественноисторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослым, живым носителем этого опыта. Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым не доразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общества («детимаугли»); явлениями госпитализма, наблюдающимися при дефиците общения детей со взрослыми; позитивными фактами, полученными в формирующих экспериментах. Влияние общения на психическое развитие маленького ребенка происходит следующим образом: 1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения; 2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей; 3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями; 4) на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого; 5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых; 6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.ЛитератураАвдулова, Т. П. Возрастная психология. / Т. П. Авдулова / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.:Академия, 2018. – 329с.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2016,- 147сАндреева Г.М. Социальная психология. - Л: Изд. ЛГУ, 2019.-134сАсмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2017.-154сБодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещ.ение, 2016.-67сБожович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович – М., 2017. – 349 с.Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребёнкадошкольного возраста в группе сверстников. Автореферат. – М., 2018. 301 с.Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии.– 2017. - № 2. С. 86-93 Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 2018.-154сЛеонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 2019.-98сМудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. / А. В. Мудрик – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 320 с.Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. – Академия, 2017. – 624 с.Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2018.-354с.Петровский А.В., Ярошевский Г. М. Психология: Учебник, 2019.-167сПсихология: Учебник / Отв. Ред. А. А. Крылов. - М.: Проспект, 2017.-47сРизаева Л.М., Мазунова Л.К. общение как механизм развития коммуникативной способности детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.;Рубинштейн С. Л Основы общей психологии.-Спб., 2016. -313 с.Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. — В кн.: М., 2017.-97сФельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 512 c.Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. / Эльконин Д.Б. – 6-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 384 с.Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2016-41с.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2017.-124сПриложенияПриложение1.Формы общения ВозрастПериодФорма общенияДополнительная потребность, удовлетворяемая в общенииДо 1 годаМладенческий возрастСитуативно-личностное общениеПотребность в доброжелательном внимании1—3 годаРанний возрастСитуативно-деловое общение.Потребность в сотрудничестве3—5 летМладший и средний дошкольный возрастВнеситуативно-познавательное общениеПотребность в уважении взрослого; познавательная потребность4—6 летСредний и старший дошкольный возрастВнеситуативно-личностное общениеПотребность во взаимопонимании и сопереживании

Литература
1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология. / Т. П. Авдулова / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.:Академия, 2018. – 329с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2016,- 147с
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - Л: Изд. ЛГУ, 2019.-134с
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2017.-154с
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещ.ение, 2016.-67с
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович – М., 2017. – 349 с.
7. Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребёнка дошкольного возраста в группе сверстников. Автореферат. – М., 2018. 301 с.
8. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. – 2017. - № 2. С. 86-93
9. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 2018.-154с
10. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 2019.-98с
11. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. / А. В. Мудрик – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 320 с.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. и науч. ред. Мухина В.С., Хвостов А.А. – Академия, 2017. – 624 с.
13. Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2018.-354с.
14. Петровский А.В., Ярошевский Г. М. Психология: Учебник, 2019.-167с
15. Психология: Учебник / Отв. Ред. А. А. Крылов. - М.: Проспект, 2017.-47с
16. Ризаева Л.М., Мазунова Л.К. общение как механизм развития коммуникативной способности детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.;
17. Рубинштейн С. Л Основы общей психологии.-Спб., 2016. -313 с.
18. Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни. — В кн.: М., 2017.-97с
19. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности. / Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 512 c.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. / Эльконин Д.Б. – 6-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2015. – 384 с.
21. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2016-41с.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2017.-124с

Вопрос-ответ:

Какова роль общения в формировании личности дошкольника?

Общение играет важную роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие с окружающими людьми, особенно с родителями и другими взрослыми, помогает развивать познавательные способности, поведение и личностные особенности ребенка. Через общение дети получают опыт, учатся коммуникативным навыкам, развивают свою собственную идентичность и становятся социально адаптированными.

Какие особенности общения влияют на развитие познавательных способностей ребенка?

Взаимодействие с взрослыми позволяет дошкольникам развивать свои познавательные способности. Взрослые могут задавать вопросы, учить детей новым словам и понятиям, помогать им решать задачи и ставить цели. Также взрослые могут моделировать и поддерживать любопытство ребенка, внушать уверенность в своих способностях и стимулировать исследование новых предметов и явлений. Вместе с тем, общение с взрослыми позволяет дошкольникам развивать навыки самостоятельности, принятия решений и саморегуляции.

Какова роль общения со взрослыми в развитии ребенка дошкольного возраста?

Общение со взрослыми играет значительную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие с более опытными и зрелыми людьми помогает детям приобретать новые знания и навыки, развивать свои коммуникативные, познавательные и социальные способности. Общение с взрослыми помогает дошкольникам осознать свои эмоции, развить эмпатию и понимание других людей, а также развить свою креативность и фантазию.

Какое значение имеет общение со взрослыми для психического развития дошкольников?

Общение со взрослыми играет важную роль в психическом развитии дошкольников. Оно способствует формированию личности ребенка, развитию его познавательных способностей, поведения и личностных особенностей.

Какие особенности общения влияют на развитие познавательных способностей и поведения ребенка?

Особенности общения, такие как активное общение, поощрение и поддержка, стимулирующая атмосфера, помогают развитию познавательных способностей и формированию желательного поведения у ребенка.

Как общение влияет на развитие ребенка дошкольного возраста?

Общение с взрослыми в дошкольном возрасте способствует развитию коммуникативных навыков, социальных навыков, эмоциональной сферы и формированию самочувствия ребенка. Оно также помогает ребенку адаптироваться к новым ситуациям и отношениям, развивает его мышление и воображение.

Что представляет собой общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте?

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте включает в себя различные виды коммуникации, такие как разговоры, игры, чтение книг, совместные занятия и т.д. Оно осуществляется с помощью слов, жестов, мимики и других невербальных средств передачи информации.

Как общение дошкольников со взрослыми влияет на их развитие?

Общение дошкольников со взрослыми оказывает влияние на развитие их речи, мышления, воображения, социальных навыков и эмоциональной сферы. Оно помогает детям усваивать новые знания, развивать навыки самостоятельности и самооценки, а также сформировать понимание социальных норм и ценностей.