Бюджетный дефицит и внутренний государственный долг
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 05.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Экономическая сущность бюджетного дефицита 5
1.1.Понятие структуры бюджета 5
1.2 Содержание дефицита государственного бюджета, его виды 9
1.3 Финансирование дефицита государственного бюджета 13
ГЛАВА 2. Особенности внутреннего государственного долга 19
2.1 Сущность внутреннего государственного долга 19
2.2 Система управления внутренним государственным долгом 24
2.3 Экономические последствия внутреннего государственного долга 26
ГЛАВА 3. Бюджетный дефицит и внутренний государственный долг 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
Эти два вида дефицитов взаимообусловлены. Из тождества инъекций и изъятий I + G + Ex = S + T + Imследует, что (G - T) = (S - I) +(Im - Ex). При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета за счет внутренних сбережений приходится его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) балансаТаким образом, в процессе управления государственным долгом основными задачами являются поддержание объема внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, и выполнение долговых обязательств властей без существенного ущерба для финансирования. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что в процессе управления государственным долгом основными задачами являются поддержание объема внутреннего и внешнего долга на уровне, который обеспечивает сохранение экономической безопасности страны, и правительство сможет выполнять свои долговые обязательства без существенного влияния на финансирование программ социально-экономического развития, сохранение репутации государства как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами и достижение эффективного и целевого использования заемных средств. Схема социально-экономического развития, поддержание репутации государства как Первоклассный заемщик на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами и достижения эффективного и целевого использования заемных средств.ГЛАВА 3. Бюджетный дефицит и внутренний государственный долгБюджетный дефицит зачастую обусловлен государственным регулированием экономической сферы и отражает попытки, и намерения государственной власти осуществлять значительно крупные государственные вложения в развитие отдельных отраслей хозяйства для получения дополнительной прибыли. Но чаще всего дефицит является индикатором отражения кризисных явлений в экономике страны, сдвиги финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, неэффективность системы налогообложения и нарушение в системе экономических связей, что, в свою очередь, требует незамедлительного принятия мер по стабилизации экономики.На сегодняшний день существует несколько причин образования дефицита бюджета России:‒ затянувшееся действие санкций со стороны запада, что привело к проблематичномуимпортозамещению;‒ агрессивная политика НАТО по наращиванию наступательного потенциала у границ России, что требует дополнительных вливаний в оборонительную структуру РФ;‒ дополнительные затраты, образовавшиеся вследствие проведения ресурсоемких антитеррористических операций в Сирии, осуществления гуманитарной помощи населению провозглашенных регионов в Украине;‒ финансовое обеспечение для восстановления Крыма, а также Строительство Керченского моста, связывающего южно-российский регион с Крымским полуостровом;‒ санкционный характер ограничений по внешним государственным займам для покрытия дефицита бюджета и обслуживания государственного долга.Таким образом, наблюдается постоянное увеличение расходов, что требует встречного повышения доходов бюджета. Текущий этап экономического развития характеризуется стремительным ростом внутреннего долга РФ, как в абсолютном выражении, так и в сравнение с медленнее растущим ВВП. Бюджетный дефицит порождает государственный долг и в связи с этим между ними существует прямая связь.Для понимания процессов, происходящих в структуре долга Российской Федерации, важно определить основные причины этих изменений.В первую очередь, рост долгового финансирования в новейшей истории России объясняется тем, что национальный долговый рынок является одним из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг пересекаются в момент выпуска займов для покрытия дефицита и при последующем нарастании долговых обязательств, когда процентные платежи увеличивают бюджетный дефицит будущих периодов.Правительству приходится ежегодно занимать на внутреннем рынке свыше одного триллиона рублей. Законом контролируется, чтобы эта сумма не превышала суммарного годового объема налоговых поступлений и других доходов. Однако быстрый рост долга, как отмечают специалисты, может привести к тому, что эти цифры не только сравняются, но и изымаемые на погашение госдолга средства превзойдут налоговые поступления в казну.Привлекаемые средства, пополняя бюджет, распределяются на финансирование различных целей и задач, стоящих перед правительством. Однако постоянно растущая динамика привлекаемых, в основном на внутреннем рынке, заемных средств вызывает некоторое опасение. Для того чтобы оценить оправданность растущей такими темпами долговой нагрузки, необходимо проанализировать главные, по нашему мнению, причины этих изменений.Один из основных факторов, определяющих динамику внутренних заимствований Российского государства, – санкционные ограничения, накладываемые США и ЕС на российскую экономику.Ключевые санкции, оказавшие влияние на экономику РФ: ‒ ограничение доступа ряду российских банковских организаций к дешевым зарубежным займам; ‒ запрет иностранным банкам на финансирование определенных российских компаний и приобретение их продукции (пример:Роснефть и Газпромнефть); ‒ запрет для большинства стран ЕС инвестировать в российские компании и приобретать их акции; ‒ ограничение оборота ценных бумаг российских компаний и приобретения ценных бумаг иностранных компаний юридическими и физическими лицами Российской Федерации. Результат этих ограничений и санкций выражается в следующих последствиях:‒ рост процентных ставок по кредитам (как результат повышения Центральным банком ключевой ставки с целью снижения темпов падения рубля); ‒ поддержка компаний из федерального бюджета, что способствовало ускорению темпов инфляции и росту цен; ‒ повышение цен на продукцию компаний, привлекающих иностранный капитал. Примерами могут выступать следующие организации: компания «Сириус», концерн «АлмазАнтей», автомобильные заводы «ГАЗ» и «АвтоВАЗ» и др.; ‒ повышение пенсионного возраста, рост налога на добавленную стоимость, на недвижимость, на добычу полезных ископаемых, акцизов на алкогольную продукцию, табак и т.д. По мнению большинства экспертов-аналитиков, именно рост оттока капитала из страны стал основной причиной экономической нестабильности в России, начавшейся в 2014 г.; ‒ снижение рейтинга российских компаний на мировом рынке; ‒ отток иностранного капитала, который начался в марте 2014 г. и продолжается по сей день.По объективным причинам вводимые с 2014 г. антироссийские санкции ограничили доступ России к рынку внешних займов. Внешний долг Российской Федерации со своего пикового значения в 732,7 млрд. долл. в июле 2014 г. снизился до уровня 453,7 млрд. долл. в начале 2019 г. За 2018 г. внешние займы сократились на 64,4 млрд. долл., или на 12,4%. Санкционные риски привели к тому, что присутствие иностранных инвесторов на рынке ОФЗ заметно сократилось. С марта 2018 г. доля принадлежащих им бумаг уменьшилась с 34,4 до 25,7%. В номинальном выражении объем сократился на 500 млрд. руб. Не менее значимым фактором, обусловливающим динамику внутренних заимствований Российского государства, является низкая эффективность бюджетных расходов. В 2017 г. Счетная палата выявила более 6,5 тыс. нарушений в расходовании бюджетных средств на 1,9 трлн. руб. против 3,9 тыс. нарушений на 965 млн. руб. в 2016 г. В 2017 г. Счетная палата вернула в бюджет 18,8 млрд. руб. против 8,8 млрд. руб. в 2016 г. При этом по большинству выявленных нарушений возврат средств в бюджет невозможен. Наиболее часто встречающиеся виды нарушений приходятся на осуществление государственных закупок (2,3 тыс. нарушений на 118,7 млрд. руб.), формирование и исполнение бюджетов (почти 2 тыс. нарушений на 599 млрд. руб.), ведение бухгалтерского учета, составление бюджетной отчетности (586 нарушений на 813,5 млрд. руб.).Значимое влияние на динамику внутренних заимствований Российского государства оказывают и институциональные факторы. Президент РФ Владимир Путин 7 мая 2018 г. подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Первоочередными были определены следующие задачи: вхождение России в топ-5 крупнейших экономик мира, увеличение реальных доходов населения и повышение доступности ипотеки.Согласно опубликованным правительством материалам, на реализацию поставленных целей в общей сложности потребуется 25,7 трлн. руб. Наиболее дорогим станет национальный проект модернизации магистральной инфраструктуры – он обойдется в 6,35 трлн. руб. (не учитывая стоимости энергетической части проекта). Безусловно, «майские указы» окажут серьезное влияние на структуру расходов бюджета в ближайшие шесть лет. Бюджетные расходы в 2019 и в 2020 гг. уже выросли на 10% по сравнению с предыдущими планами.Для таких ресурсоемких задач потребуются дополнительные источники финансирования. Частично увеличение расходов бюджета компенсируется увеличением налоговых доходов за счет повышения НДС с 18 до 20% в 2019 г. Однако еще более важным источником финансирования станет рост государственных займов – на 85% в 2019 г. и на 60% в 2020 г. относительно планируемого изначально, несмотря на то, что в 2019 г. бюджет посчитан профицитным. Долг увеличится из-за того, что государство может потратить лишь часть нефтегазовых доходов. Согласно бюджетному правилу, доходы, полученные от продажи нефти по цене выше 40 долл. за баррель (этот уровень ежегодно индексируется на 2 п.п.), не расходуются, а направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Если не учитывать средства этого фонда, бюджет все еще остается дефицитным (2,7% ВВП в 2018 г. и 1,5% ВВП в 2019–2021 гг.). Наличие этого дефицита и объясняет необходимость государственных заимствований.Подводя итоги, заметим, что в ходе проведенного анализа были определены три фактора положительной динамики внутреннего долга, которые приведены ниже:-институциональные факторы;-низкая эффективность бюджетных расходов;-санкции США и ЕС, которые ограничивают доступ к внешним ресурсам заимствования. Относительно небольшой объем государственного долга России обусловливает хорошие возможности использования источников долгового финансирования без существенного увеличения долгового бремени. Однако перспективы наращивания наиболее актуальной части долга – внутреннего – тесно связаны с емкостью спроса со стороны основных групп инвесторов, с перспективами его расширения. Наибольшую значимость в формировании спроса на ОФЗ исторически имели российские банки и нерезиденты. Существующие тенденции не позволяют прогнозировать высокие темпы роста банковских активов в ближайшие годы, а высокие санкционные риски являются барьером для иностранных инвестиций.Тем не менее, дефицит бюджета определяют необходимость привлечения дополнительных средств. Учитывая текущую макроэкономическую ситуацию, рассчитывать возможно исключительно на внутренний рынок кредитования, который в определенной степени ограничен. При этом высока вероятность роста процентных ставок по заемным ресурсам. Альтернативным способом реализации поставленных задач мы видим развитие внутреннего рынка государственного долга РФ за счет создания и совершенствования условий и инструментов его функционирования.ЗАКЛЮЧЕНИЕТакимобразом,подводяитогвсемувышесказанному,можносделатьопределенныевыводы.Во-первых,для того, чтобы более подробно проанализировать тему, которая была поставлена, необходимо четко понимать, что из себя представляет данный механизм. В научном словаре есть определение, исходя из которого, можно утверждать, что бюджет – есть план (схема) детальный доходов и расходов государства, который составляется на определённый времени этап (в данный момент – на 3 года); он важнейшей оказыватьсявидом финансовой, неотъемлемой частью государственных и муниципальных финансов.Из-за того, что анализируемое понятие используется очень часто, а в законодательстве нашей страны сформулировано понятие анализируемого термина, однако оно сформировалось в ходе жизнедеятельности, на практике. Зачастую, это связывают с тем, что характеризуемый механизм оказывал существенное воздействие на всевозможные области жизнедеятельности людей.В наши дни, такое понятие, как «бюджет» в различных научных статьях, да и в обычной жизни используют довольно часто. Исходя из этого, следует рассмотреть указанное понятие подробнееВ ходе выполнения работы было выявлено, что бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвистиционной активности, увеличение эффективности иготовления, как раз сквозь бюджет исполняется общественная политическая деятельность. Таким образом, бюджет считается основным звеном финансовой системы.Во-вторых, необходимо отметить, что расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы превышают доходы, правительство сталкивается с дефицитом бюджета. Противоположная ситуация, то есть превышение доходов над расходами, называется бюджетным СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХИСТОЧНИКОВИЛИТЕРАТУРЫАлтуфьеваН.В.Руководительиподчиненный:актуальныевопросы:Автореф.дисс….канд.юрид.наук.-М.,2015;Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ: теория и практика // Научный вестник. – 2015. - №1. – С.44;БорисовА.Б.Большойэкономическийсловарь.-М.:Книжныймир,2016.-895с.;Бюджет для граждан. К Федеральному закону о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. М., 2017. URL: https:// www.minfin.ru/common/upload/library/2017/12/main/ BDG_2018_FINAL.pdfВолковС.В. Экономическая теория:актуальныевопросы//Российскаяюстиция.–2017.-№8.–С.11-12.Воронина Н.А. Управление в организации: актуальные вопросы // Гражданин и экономика. - 2017. - №12. – С.12-13;Государственный внутренний долг Российской Федерации // Министерство финансов РФ: [сайт]. URL: https://www.minfi n.ru/ru/perfomance/public_debt/ internal/Дударева А.Б., Кравченко Т.С. Условия повышения инвестиционной привлекательности России // Экономика и предпринимательство. – 2019. -№6. – С. 240;КабушкинН.И.Экономическаятеория.—М.:Новоезнание,2016.—336с.Ковалев,В.В.Финансовыйменеджмент.Теорияипрактика/В.В.Ковалев.-М.:Проспект,2015.НезамайкинБ.Н. Оценка финансового состояния корпорации // Вестник Финансового университета. - 2011. - № 1. - С. 22-28.Результаты заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам от 24 октября 2018 года // Президент России : [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/58894Резуненко А.Н. Экономическая теория // Право и жизнь. - 2015. - №13. – С.12-14;Риски бюджет: внутренний долг РФ вырос до рекорда. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/96653Словарииэнциклопедиионлайн.–Режимдоступа:http://dic.academic.ru/ЧерненкоА.К.Формированиеэффективнойэкономическойсистемы//Современныепроблемы.-2018.-№4.–С.39-42.Якименко Г.В. Деятельность организации // Права. – 2016. – С.12-13.
1. Алтуфьева Н.В. Руководитель и подчиненный: актуальные вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2015;
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ: теория и практика // Научный вестник. – 2015. - №1. – С.44;
3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2016. - 895 с.;
4. Бюджет для граждан. К Федеральному закону о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. М., 2017. URL: https:// www.minfi n.ru/common/upload/library/2017/12/main/ BDG_2018_FINAL.pdf
5. Волков С.В. Экономическая теория: актуальные вопросы // Российская юстиция. – 2017. - №8. – С. 11-12.
6. Воронина Н.А. Управление в организации: актуальные вопросы // Гражданин и экономика. - 2017. - №12. – С.12-13;
7. Государственный внутренний долг Российской Федерации // Министерство финансов РФ: [сайт]. URL: https://www.minfi n.ru/ru/perfomance/public_debt/ internal/
8. Дударева А.Б., Кравченко Т.С. Условия повышения инвестиционной привлекательности России // Экономика и предпринимательство. – 2019. -№6. – С. 240;
9. Кабушкин Н. И. Экономическая теория. — М.: Новое знание, 2016. — 336 с.
10. Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015.
11. Незамайкин Б.Н. Оценка финансового состояния корпорации // Вестник Финансового университета. - 2011. - № 1. - С. 22-28.
12. Результаты заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам от 24 октября 2018 года // Президент России : [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/58894
13. Резуненко А.Н. Экономическая теория // Право и жизнь. - 2015. - №13. – С.12-14;
14. Риски бюджет: внутренний долг РФ вырос до рекорда. URL: https://www.vestifi nance.ru/articles/96653
15. Словари и энциклопедии онлайн. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
16. Черненко А.К. Формирование эффективной экономической системы// Современные проблемы. - 2018. - №4. – С.39-42.
17. Якименко Г.В. Деятельность организации // Права. – 2016. – С.12-13.
Вопрос-ответ:
Какая экономическая сущность бюджетного дефицита?
Бюджетный дефицит - это разница между доходами и расходами государственного бюджета за определенный период времени. Он возникает, когда расходы превышают доходы. Это означает, что государство тратит больше денег, чем получает, и вынуждено занимать деньги для покрытия этой разницы. Бюджетный дефицит является одним из показателей финансового состояния государства и может иметь различные экономические последствия.
Какие виды дефицита государственного бюджета существуют?
Существует несколько видов дефицита государственного бюджета. Например, операционный дефицит, который возникает из-за разницы между текущими доходами и текущими расходами государства. Также есть структурный дефицит, который возникает из-за несоответствия между долгосрочными доходами и расходами. Кроме того, существует и циклический дефицит, который возникает из-за колебания экономической активности и доходов и расходов государства.
Как финансируется дефицит государственного бюджета?
Дефицит государственного бюджета может финансироваться разными способами. Один из способов - это займы, то есть государство может занимать деньги у различных финансовых учреждений или у частных лиц. Также государство может выпускать облигации или другие виды долговых ценных бумаг. Кроме того, государство может получать доходы от продажи государственных активов или от налоговых поступлений в будущем.
Что такое внутренний государственный долг?
Внутренний государственный долг - это совокупность долговых обязательств государства перед собственными гражданами и юридическими лицами. Он возникает, когда государство занимает деньги у своих собственных граждан или фирм. Внутренний государственный долг может быть выражен в виде государственных облигаций, сберегательных сертификатов и других инструментов долгового рынка.
Что такое бюджетный дефицит?
Бюджетный дефицит - это разница между расходами и доходами государственного бюджета. Когда расходы превышают доходы, возникает дефицит, который нужно финансировать либо за счет внутренних заимствований, либо за счет внешнего заимствования.
Какие виды дефицита государственного бюджета существуют?
Существуют два основных вида дефицита государственного бюджета: операционный дефицит и капитальный дефицит. Операционный дефицит возникает, когда расходы на текущие государственные программы и услуги превышают доходы от налогов и других источников за определенный период. Капитальный дефицит возникает, когда расходы на развитие и инвестиции превышают доходы.
Как финансируется дефицит государственного бюджета?
Дефицит государственного бюджета может быть финансирован через внутренние и внешние заимствования. Внутреннее финансирование означает, что правительство выпускает государственные ценные бумаги и продает их на внутреннем рынке, привлекая тем самым средства от населения, банков и других институциональных инвесторов. Внешнее финансирование означает, что правительство берет займы у иностранных кредиторов или международных финансовых институтов.
Что такое внутренний государственный долг?
Внутренний государственный долг - это сумма денежных обязательств правительства перед внутренними кредиторами, которые приобрели государственные ценные бумаги. Правительство выплачивает проценты и возвращает сумму займа по истечении определенного срока.
В чем состоит экономическая сущность бюджетного дефицита?
Экономическая сущность бюджетного дефицита заключается в том, что государственные расходы превышают доходы, что приводит к накоплению долгового обязательства государства. Бюджетный дефицит возникает, когда государство не в состоянии покрыть все свои расходы собранными налогами и другими доходами. Это может происходить из-за экономического спада, роста социальных расходов или других причин. Бюджетный дефицит имеет важные экономические последствия, такие как увеличение государственного долга и влияние на макроэкономические показатели страны.