Ценностное отношение в коммуникации
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 03.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность ценностного отношения 5
2.Понятие и сущность коммуникации 13
3. Ценностное отношение в коммуникации 19
Заключение 25
Литература 26
Наряду с оценкой партнера в процессе общения индивидов присутствует и самооценка. Самооценку можно охарактеризовать как эмоциональноценностное отношение к себе в процессе самопознания и регулирования коммуникаций.Самооценка и самопознание - основа существования индивида и его взаимодействия с себе подобными, на основе самооценки формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Самооценка становится внутренним механизмом саморегулирования действенно- волевой сферы.Самооценка имплицитно присутствует в структуре регуляции поведения индивида, определяя стиль поведения, способы и стиль реагирования на поведение других, отношение коммуникантов к предполагаемой оценке своего поведения. Самооценка в процессе развития личности связана с психическими свойствами личности, с нравственными ценностями, с многоплановыми коммуникативными отношениями. Самооценка также включает элементы прогноза экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего - существенный момент саморазвития личности и ее социализации.Выше мы определили понимание социальной стратификации, социальной дифференциации, подчеркнули значение и роль социальной группы и индивидов в процессе коммуникации. Говоря о социальной группе, необходимо обратиться к такому понятию, как стереотип (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток). Стереотип исторически исследуется как устойчивое стандартизированное мышление и поведение представителя какой-либо социальной группы. Стереотип в жизнедеятельности индивида выполняет функции регуляции. В стереотипе персонофицируются те или иные формы общественных отношений. Стереотип - это образ поведения и мышления, жестко фиксированный, не допускающий сомнения в его истинности и побуждающий к конкретному, однозначному действию.Идеалы и ценности – это компоненты психической структуры личности человека, лежащие в основе его мировоззрения, а также влияющие на направленность личности, ее самоопределение в окружающей действительности.[14]Идеал – это представление образа должного, наилучшего образца будущего, который складывается у человека, общества или в рамках какого-либо учения. Идеал представляет собой образ конечной цели, способа бытия, к которому стремится как отдельная личность, так общество вообще, или отдельные социальные группы внутри него. При этом данному образу приписываются, превосходные, совершенные характеристики, он обязательно превосходит наличную реальность, которая в свою очередь оценивается носителем идеалов, как несовершенная, находящаяся в процессе развития, пути к идеалу, а в худшем случае и вовсе как павшая, испорченная, отдаляющаяся от него. Личность стремится создать такой идеал, который не был бы чей-то копией, но исходил бы от нее самой, ее стремлений, интересов, потребностей, ценностей, мировоззрения и т.д. Такой идеал является программным. Он содержит не только желаемый, совершенный образ личности, спроецированный в будущее, но также и некоторое представление о пути к нему. Программный идеал создается не столько из качеств других личностей, сколько из абстрактных понятий и представлений – о добре и зле, справедливости, красоте и т.д. Идеальный персонифицированный образ принимается целиком, без его расчленения на значимые и незначимые компоненты, так вместе с ценностями, поступками личности-идеала, ребенок стремится подражать ее внешности, привычкам, особенностям невербальных проявлений (акцент, стереотипные жесты, позы и т.д.). [7]При этом идеал во многом не рационально, но интуитивно-чувственное представление. Как для любого эмоционально-значимого образа для него характерна нерасчленённость – образ идеала целостный, как яркая картинка, попытка его подробного рационалистического анализа ведет к распаду идеала. Идеал обладает побудительным воздействием на личность или общество. Он притягателен и личность стремится к его достижению, так же идеал задает направление движения, роста личности, и служит показателем уровня ее духовного развития – чем более развита личность, тем более возвышенным, сложным, многогранным будет образ идеала.Личность стремится создать такой идеал, который не был бы чей-то копией, но исходил бы от нее самой, ее стремлений, интересов, потребностей, ценностей, мировоззрения и т.д. Такой идеал является программным. Он содержит не только желаемый, совершенный образ личности, спроецированный в будущее, но также и некоторое представление о пути к нему. Программный идеал создается не столько из качеств других личностей, сколько из абстрактных понятий и представлений – о добре и зле, справедливости, красоте и т.д.Ценности представляют собой широкий класс психических объектов – убеждений, стереотипов, правил, идеалов, понятий, которые имеют для личности высокий уровень значимости, оказывают влияние на процессы планирования и осуществления деятельности, а также выбор целей и направленности ее действий. Каждая личность имеет множество ценностей, которые организованы в ценностную иерархию. Ценности не равны между собой. В практической деятельности личности могут неоднократно происходить ситуации, когда различные ценности вступают в противоречие между собой, и личности приходится делать выбор в пользу одной из них. Можно выделить следующие виды ценностей: материальные – ценности имущественно-физиологического спектра; духовные – ценности, связанные с отвлеченными, нематериальными категориями развития личности и ее духовной жизни; моральные – ценности этического взаимодействия; эстетические – ценности представления о прекрасном и безобразном; социальные – ценностями связанные с межличностным взаимодействием и отношением к обществу.[10]Человек, личность взрослеет и разевается в определенной культурно-исторической среде, и потому несмотря на индивидуальность и своеобразие ее личного опыта, идеалы и ценности личности представляют собой своеобразный срез и отражение тех идей, настроений и ценностей которые свойственны породившему его обществу, даже если это контр-ценности, направленные против доминирующих в обществе настроений. Сложность современного общества состоит в том, что оно находится на переходном этапе от индустриальности и классического капитализма, к постиндустриальному обществу и информационному капитализму. При этом ценности уже ушедшего двадцатого века, также постепенно отходят на второй план, все реже воспроизводятся современной молодежью. Вместе с тем ценности нового, информационного общества также не до конца сформированы, поскольку современные элиты, как политические, так экономические, духовные, творческие, все еще принадлежат в большей степени старому обществу, и пытаются реализовывать его ценности в новых изменившихся условиях. В российском обществе данная ситуация усугубляется отрицанием и отвержением тех ценностей и идеалов, которые были сформированы в советский период, что не позволяет объективно оценить современное состояние общества, а также критически воспринять те ценности, которые транслируются из-за рубежа. [2]Таким образом, в качестве наиболее распространенных ценностей современного общества можно отметить ценности потребления, социальной успешности, свободы самовыражения, популярности, толерантного отношения и космополитизма.ЗаключениеВ результате анализа литературных источников было заключено следующее.Ценность - свойство предмета удовлетворять потребностям социального субъекта - человека, группы, людей, общества. С гносеологической позиции ценность - это понятие, с помощью которого выявляют значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.Истоки ценностных отношений заключены в коммуникативной информационной деятельности людей. Ценность выступает важным фактором регуляции поведения людей в процессе их коммуникации, взаимодействия. Ценностные отношения возникают тогда, когда субъект обнаружил проблематичность удовлетворения для себя какой - либо актуальной потребности. И чем труднее удовлетворить эту потребность, тем большей ценностью обладает предмет ее удовлетворения. Если бы потребность субъекта удовлетворялась автоматически сама по себе, то ценностного отношения не возникало бы. Прекрасное является ценностью, потому что существует безобразное, жизнь представляет собой ценность потому, что есть смерть.Литература1.Азаров Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. - М. : Просвещение, 1985. -448 с. 2.Амонашвили Ш. А. Единство цели / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1987. -С. 85-96. 3.Ахмедзянова Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. – с. 10-14. 4.Андреев В. И. Педагогика / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. 5.Белкин А. С. Ситуация успеха / А. С. Белкин. - Екатеринбург, 1997. - 185 с. 6.Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды /А. А. Бодалев. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - М. : МГУ, 1988. - 288с. 7.Виноградова М. Д. Привычка основа нравственного воспитания / М. Д. Виноградова. - Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 91 - 96. 8.Гинзбург М. Р. Путь к себе / М. Р. Гинзбург. - М. : Педагогика, 1991. - 160 с. 9.Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1982. - 160 с. 10.Ильин Е. Н. Искусство общения / Е. Н. Ильин. - М. : Просвещение, 1982. - С. 8 -9, 47. 11.Кант И. О. О педагогике. Трактаты и письма/ И. О. Кант. - М. : Прогресс, 1980. -С. 445-504. 12.Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М. , 1993. - B. 5-48. 13.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Наука, 1975. -С. 255. 14.Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. - М. Знание, 1979. с. 3. 15.Лихачёв Б. Т. Коллективизм и индивидуализм / Б. Т. Лихачёв. - Педагогика. 1992. -№9. -С. 13-19. 16.Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв. - М. : Дет.лит. , 1989. -С. 237. 17.Мерлин B. C. Лекции по психологии мотивов человека / B. C. Мерлин // Учеб. пособие для спецкурса. - Пермь: ПГПИ, 1971. - С. 48. 18.Мясищев В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998. 19.Неменский Б. М. Проблемы педагогических искусств. Содержание художественного образования [Электронный ресурс] / Неменский Б. М. - URL: http://cnho. ru/7pageid=l 092 20.Немов Р. С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей / 107 Р. С. Немов // Учеб.пособие. - М. :Владос, 1998. - 320 с. podrostkov-sredstvami-sovremennogo-tantsa21.Панфёров B. H. Психология общения 11 Вопросы философии, 1991. № 7. с. 126. 22.Подласый И. П. Педагогика. / И. П. Подласый. – М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с. 23.Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1993. - 47 с. 24.Рубинштейн C. Л. Бытие и сознание / C. Л. Рубинштейн. - М. : АН СССР, 1957. - 328 с. 25.Рубинштейн C. Л. Проблемы общей психологии / C. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1976. С. 372. 26.Сластёнин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. 27.Сластёнин В. А. Педагогика. / В. А. Сластёнин. - М. : Издательский центр «Академия». - 2002. - 576 с. 28.Сухомлинскй В. А. Потребность человека в человеке / В. А. Сухомлинский. - М. : Советская Россия, 1978. - 96 с. 29.Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - М. : Просвещение, 1989. - 448с. 30.Харламов И. Ф Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. :Гардарики, 1999. – 520 с. 31.Щуркова Н. Е. Ценностные отношения [Текст] / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 1999. - № 3. - С. 17 - 22. 32.Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова [и др. ] - М: 1993. - С. 37.
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров. - М. : Просвещение, 1985. -448 с.
2. Амонашвили Ш. А. Единство цели / Ш. А. Амонашвили. - М. : Просвещение, 1987. -С. 85-96.
3. Ахмедзянова Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. – с. 10-14.
4. Андреев В. И. Педагогика / В. И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
5. Белкин А. С. Ситуация успеха / А. С. Белкин. - Екатеринбург, 1997. - 185 с.
6. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды /А. А. Бодалев. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 256 с. Бодалев, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - М. : МГУ, 1988. - 288с.
7. Виноградова М. Д. Привычка основа нравственного воспитания / М. Д. Виноградова. - Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 91 - 96.
8. Гинзбург М. Р. Путь к себе / М. Р. Гинзбург. - М. : Педагогика, 1991. - 160 с.
9. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1982. - 160 с.
10. Ильин Е. Н. Искусство общения / Е. Н. Ильин. - М. : Просвещение, 1982. - С. 8 -9, 47.
11. Кант И. О. О педагогике. Трактаты и письма/ И. О. Кант. - М. : Прогресс, 1980. -С. 445-504.
12. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. - М. , 1993. - B. 5-48.
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Наука, 1975. -С. 255.
14. Леонтьев А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. - М. Знание, 1979. с. 3.
15. Лихачёв Б. Т. Коллективизм и индивидуализм / Б. Т. Лихачёв. - Педагогика. 1992. -№9. -С. 13-19.
16. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв. - М. : Дет. лит. , 1989. -С. 237.
17. Мерлин B. C. Лекции по психологии мотивов человека / B. C. Мерлин // Учеб. пособие для спецкурса. - Пермь: ПГПИ, 1971. - С. 48.
18. Мясищев В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.
19. Неменский Б. М. Проблемы педагогических искусств. Содержание художественного образования [Электронный ресурс] / Неменский Б. М. - URL: http://cnho. ru/7page id=l 092
20. Немов Р. С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей / 107 Р. С. Немов // Учеб. пособие. - М. : Владос, 1998. - 320 с. podrostkov-sredstvami-sovremennogo-tantsa
21. Панфёров B. H. Психология общения 11 Вопросы философии, 1991. № 7. с. 126.
22. Подласый И. П. Педагогика. / И. П. Подласый. – М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
23. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1993. - 47 с.
24. Рубинштейн C. Л. Бытие и сознание / C. Л. Рубинштейн. - М. : АН СССР, 1957. - 328 с.
25. Рубинштейн C. Л. Проблемы общей психологии / C. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1976. С. 372.
26. Сластёнин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.
27. Сластёнин В. А. Педагогика. / В. А. Сластёнин. - М. : Издательский центр «Академия». - 2002. - 576 с.
28. Сухомлинскй В. А. Потребность человека в человеке / В. А. Сухомлинский. - М. : Советская Россия, 1978. - 96 с.
29. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - М. : Просвещение, 1989. - 448с.
30. Харламов И. Ф Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.
31. Щуркова Н. Е. Ценностные отношения [Текст] / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 1999. - № 3. - С. 17 - 22.
32. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова [и др. ] - М: 1993. - С. 37.
Вопрос-ответ:
Что такое ценностное отношение в коммуникации?
Ценностное отношение в коммуникации представляет собой эмоционально-ценностное отношение между партнерами в процессе общения, основанное на оценке и ощущении ценности другого человека. Это взаимное уважение, понимание и признание важности и достоинств собеседника.
Что означает понятие коммуникации?
Коммуникация - это процесс передачи и получения информации между людьми. Это взаимодействие, осуществляемое с помощью различных средств и способов: устной и письменной речи, невербальных сигналов, жестов, мимики и других элементов. Коммуникация включает в себя не только передачу информации, но и взаимодействие, влияние на других и создание смысла.
Почему ценностное отношение в коммуникации важно?
Ценностное отношение в коммуникации важно, потому что оно способствует гармоничным и полноценным отношениям между людьми. Оно создает атмосферу взаимного уважения, понимания и поддержки. Ценностное отношение позволяет лучше слышать и понимать друг друга, учиться находить компромиссы и находить решения, учитывающие интересы обеих сторон.
В чем заключается роль самооценки в коммуникации?
Самооценка играет важную роль в коммуникации, так как она влияет на наше восприятие себя и других людей. Низкая самооценка может приводить к неуверенности в себе, затрудняющей эффективное общение. Высокая самооценка, напротив, способствует уверенности и открытости во взаимодействии с другими. Поэтому важно развивать положительную самооценку и быть открытым к самопознанию, чтобы строить здоровые коммуникационные отношения.
Что такое ценностное отношение в коммуникации?
Ценностное отношение в коммуникации означает, что взаимодействие между людьми основывается на признании и уважении ценностей каждого из партнеров.
Как можно охарактеризовать самооценку в процессе коммуникации?
Самооценку в процессе коммуникации можно описать как эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе. Она играет важную роль в самопознании и регулировании коммуникаций.
Какова роль самооценки и самопознания во взаимодействии индивида с другими?
Самооценка и самопознание являются основой существования индивида и его взаимодействия с себе подобными. Они влияют на восприятие и взаимодействие с другими людьми.
Какие факторы могут влиять на ценностное отношение в коммуникации?
Ценностное отношение в коммуникации может зависеть от множества факторов, таких как культурные различия, социальный статус, личные ценности и убеждения.
Почему ценностное отношение в коммуникации важно?
Ценностное отношение в коммуникации важно, потому что оно способствует взаимопониманию, уважению и сотрудничеству между людьми. Оно помогает создавать положительную атмосферу и развивать гармоничные отношения.
Что такое ценностное отношение в коммуникации?
Ценностное отношение в коммуникации — это эмоционально-ценностное отношение, которое устанавливается между партнерами в процессе общения. Оно определяет важность и значимость каждого участника коммуникации, а также формирует основу для принятия решений и регулирования взаимодействия.
Каким образом самооценка влияет на коммуникацию?
Самооценка играет важную роль в коммуникации, так как является эмоционально-ценностным отношением к себе. Человек с высокой самооценкой обычно ведет коммуникацию более уверенно, проявляет большую инициативу и эмоциональную открытость. Однако низкая самооценка может приводить к неуверенности, стеснению и затруднениям в общении с другими людьми.