особенности ценностных ориентации футбольных фанатов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 60 60 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 03.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы изучения особенностей ценностных ориентаций футбольных фанатов
1.1.Сущность и структура понятия «ценностные ориентации»……………………………..6
1.2.Характеристика футбольных фанатов как неформальной группы……………………...13
Глава 2.Эмпиричекое исследование особенностей ценностных ориентаций футбольных фанатов
2.1.Организация исследования………………………………………………………………...43
2.2.Анализ полученных результатов…………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………………………...53
Список литературы……………………………………………………………………………..56


Фрагмент для ознакомления

Через восприятие таких свойств другие люди создают образ этого члена группы и свое поведение по отношению его.Когда человек становится членом группы, то становится конформистом, так как любой индивид не хочет быть отвергнутым другими. Из-за этого желания человек склонен действовать, ориентируясь на групповые нормы. Исследования показывают, что группы оказывают большое влияние на индивидов, побуждают их к изменению поведения и установок, ценностей в соответствии со стандартами.группы.Групповые процессы описывают малую группу в ее динамике. Групповые процессы — это те межличностные отношения в их появлении, становлении, видоизменении, развитии, отимизации и разрушении. Сюда относятся процессы развития, сплочения группы и нормативного группового влияния и давления.Юношеское самоопределение - чрезвычайно важный процесс формирования личности. Но это самоопределение не проверено практикой жизни и профессиональной деятельности, его нельзя считать стабильным и окончательным.«Неформалы» - это неофициальная группа, которая не зарегистрирована в официальных документах, возникая по чьей-либо инициативе или стихийно для достижения каких - то целей людьми, имеющими общие интересы и потребности.Когда большая группа людей оказывается в общем эмоциональном состоянии, то ею становится очень легко управлять, так как включаются механизмы социального заражения общим состоянием и механизм внушения, когда критичность мышления, его аналитические способности исчезают или минимизируются.Спортивные фанаты могут быть крайне агресивными и социально опасными, если их планы и ожидания относительно исхода игры не оправдываются. Формами агрессивного поведения становятся драки фанатов соперничающих спортивных клубов, их агрессивный потенциал может быть использован нечистоплотными на руку политиками и криминальными и полукриминальными структурами.Проблема современных спортивных фанатов в том, насколько полно и как долго человек «растворяется в толпе», какие идеи и указания относительно поведения и действий вкладываются в его голову лидерами фанатов в то время, когда его критичность резко снижена.Важнейшим вопросом является вопрос ценностных ориентаций подростков и юношей-фанатов, так как молодые с их потенциалами и способностями, энергией и мотивация к деятельности–будущее страны и от того, как используют свои потенциалы, многое зависит не только в их собственной судьбе, но и в жизни общества.Глава 2.Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций футбольных фанатов2.1.Организация исследованияИсследование ценностных ориентаций футбольных фанатов проводилось в несколько этапов.Так, на первом этапе был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме.На втором этапе была сформирована выборка исследования, ее составили футбольные болельщики различных команд страны. Общее количество 10 человек в возрасте от 14 до 16 лет, и 10 человек того же возраста, не являющиеся футбольными фанатами, все они обучающиеся разных классов МБОУ СОШ№ 137.Также были подобраны диагностические методики, которые позволили изучит ценностные ориентации футбольных болельщиков фанатов.На третьем этапе был проведен констатирующий эксперимент, полученные результаты были проанализированы, подверглись количественному и качественному анализу, сформулированы выводы.Обоснуем выбор диагностических методик.1.Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова). Цель использования -изучение рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере личности, степени неудовлетворенности жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокированияжизненных потребностей, уровня самореализации человека.В методике ряд шкал: «Ценность» и «доступность» для человека каждой из общечеловеческих ценностей: активная, деятельная жизнь; здоровье (физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком; материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); свобода как независимость в поступках и действиях; счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности).Методика описывает 12 основных общечеловеческих ценностей и выявляет соотношение параметров «Ценность» (Ц) и «Доступность» (Д) для человека. Они могут быть в таких вариантах:-Ц и Д совпадаютполностью;-Ц и Д в большей степени совпадают;Ц и Д в большей степени не совпадают, расходятся, что имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц>Д), Д превышает Ц (Д>Ц);- Ц и Д полностью не совпадают. Основной психометрической характеристикой является показатель «Ценность-Доступность» (Ц-Д), который отражает степень рассогласования, не совпадения, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере личности. Последняясвидетельствует о степени неудовлетворениячеловекомтекущей жизненной ситуацией, наличия внутренней конфликтности, блокирования основных потребностей, а также об уровне самореализации личности, ее интегрирации.Автор выделяетуровни дезинтеграции человека в мотивационно-личностной сфере:От 0 до 33 у мужчин – низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.От 34 до 50 – средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.От 50 до 72 – высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.2. Методика Ш.Шварца. Цель использования -изучение динамики ценностей в группах в связи с изменениями, происходящими в обществе.Ценности, по мнению Ш. Шварца, это потребности, которые зависят от культуры, среды, менталитета общества. В опросникеШ.Шварца выделяются социальные и индивидуальные ценности.Тест Ш.Шварцавключает две части.Первая часть его предназначена для исследования ценностей, идеалов и убеждений, которые оказывают влияние на человека. Список предложенных ценностей состоит из существительных и прилагательных, которые обозначают 57 ценностей.Человеку предлагается оценить каждую ценность по шкале от 7 до -1 баллов.Вторая часть методики представляет собой личностный профиль и включает 40 описаний, которые характеризуют 10 типов различных ценностей, используется шкала от 4 до -1 баллов.Человеку предлагается оценить степень важности каждой из ценностей как руководящего принципа жизни.При анализе и интерпретации полученных результатов нужно учитывать, что изучаются два разных типа ценностей:-это нормативные идеалы, личностные ценности на уровне убеждений человека и структура ценностей, которая оказывает большее влияние на личность, но не проявляется в социальном поведении;-это ценности поведения, то есть приоритеты, которые более часто проявляются в социальном поведении человека.Отличие показателей по типам ценностей в этих частях методики, которые характеризуютоба уровня ценностей, отражает ценностное давление, осуществляемое через социализацию и посредством значимой для индивида группы и существующих традиций.Обработка полученных результатов проводится таким образом. Выбирается шкала с большим числом вопросов, определяется больший балл, показатели по всем шкалам делятся на этот максимально набранный балл.Шкалы методикиШ.Шварцадля диагностики ценностных ориентаций1-ая шкала - власть. Функционирование различных социальных институтов, существующих в обществе, требует дифференциации статусов, и в межличностных отношениях в разных культурах выявлено соотношение показателей доминантности или подчиненности. Цель этого типа ценностей в достижении человеком социального статуса или желаемого престижа, контролированиялюдей или доминирования над ними и средствами (богатство,авторитет, социальная власть, сохранение имиджа, общественного признания). Ценности власти и достижения сфокусированы на уважениисоциума, оценности достижения (амбициозный,успешный,) указывают на активную компетентность во взаимодействии, а ценности власти (авторитет, богатство) указывают на достижение или сохранение позиции доминирования внутри более общей социальной системы.2 –ая шкала - достижение. Цель такого типа ценностей – это личный успех через показ компетентности, определяемых социальными стандартами.Демонстрация такой компетентности (это и является содержанием этой ценности) в условиях преобладающих культурных стандартов обеспечивает социальное одобрение.З-я шкала - гедонизм, по мнению Ш.Шварца, имеет мотивационной цельюполучение удовольствия или чувственного удовольствия (наслаждение жизнью).4-ая шкала - стимуляция. Эта ценность является производной от потребности в разнообразии впечатлений и глубоких переживаниях для поддержкиэффективного уровня активности. Биологические составляющие потребности стимуляции, которые обусловлены социальным опытом, могут определять индивидуальные различия в важности данной ценности. Мотивационная цель заключается в ощущении новизны, глубоких переживаний.5-ая шкала - самостоятельность. Главная цель ценностей в независимости способа мышления и выбора необходимых действий, творчестве, исследовательской деятельности. Самостоятельность связана с потребностью контролировать и управлять, а также с интеракционными требований независимости и автономности.6 –ая шкала - универсализм. Мотивационная цель - понимание,толерантность, защита благополучия людей и окружающей природы. Эти ценности являются производными от потребностей выживания отдельных групп и индивидов, становятся очевидны, если люди входят в контакт с кем-нибудь вне среды или расширяют изначальную группу.7-ая шкала - щедрость. Это более узкийпросоциальный тип по сравнению с универсализмом. Благосклонность фокусируется на благополучии в непосредственном ежедневном взаимодействии. Этот тип является производным от потребности в положительном взаимодействии, потребности в присоединении и обеспечении успешности группы. Мотивационная цель - сохранение благополучия людей, находящихся с индивидом в личном контакте (полезность, дружба,лояльность, честность,снисходительность, ответственность, зрелая любовь).8-ая шкала –традици, связана с тем, что все группы вырабатывают свои символы и ритуалы, их действие определяется опытом данной группы и закрепляется как традиции, ритуалы и обычаи. Способ поведения сам становится символом солидарностигруппы,, отражением общих ценностей и гарантией для выживания. Традиции могут принимать формы обрядов, норм поведения, Мотивационная цель – уважение и абсолютное принятие обычаев и идей, существующих в культуре (уважение традиций).9-ая шкала - конформность. Мотивационная цель ограничение действий, побуждений к действиям, причиняющимвред другим или не соответствующим социальным ожиданиям. Негативные социальные последствия – подинение мнению группы, послушание, самодисциплина и тд.10 –ая шкала - безопасность. Мотивационная цель - безопасность, стабильность социума, взаимоотношений, жизни человека, производное от базовых индивидуальных и групповых требований. Автор методики полагает существование общего типа ценностей, безопасности, а не двух отдельных, т.к. ценности, которые относятся к коллективным, выражают цель безопасности для человека (порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, чувство принадлежности, здоровье и тд.).Таким образом, выбранные методики адекватны предмету иотвечают требованиям валидности и надежности, удобны в применении и обработке результатов.2.2.Анализ полученных результатовПроведение методики Фанталовой были получены результаты, показанные на рисунке 1.На нем показаны результаты, полученные по методике Фанталовой в группе подростков, не являющихся футбольными фанатами.Рис.1. Соотношение показателей понятий и ценносте у подростковКак видно из рисунка 1, по оси ординат показаны средние показатели Ц и Д по каждой из жизненных сфер, по оси абсцисс – понятия-ценности:1 активная, деятельная жизнь;2 здоровье (физическое и психическое);3 интересная работа;4 красота природы и искусства;5 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);6 материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);7 наличие хороших и верных друзей;8 уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);9 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общейкультуры, а также интеллектуальное развитие);10 свобода как независимость в поступках и действиях;11 счастливая семейная жизнь;12 творчество (возможность творческой деятельности).Анализ полученных результатов показывает, что наиболее ценными и актуальным являются для подростков сферы любви и счастливой семейной жизни В этих сферах Ц выше Д, что показывает наличие внутреннего конфликта.Кроме того, наименее доступной и труднодостижимой представляется подросткам счастливая семейная жизнь. Это можно объяснить тем, о чем свидетельствует статистик разводов и неполных семей. Малозначимой и малодоступной подростки считают материально-обеспеченную жизнь, такой социальный пессимизм можно объяснить ситуацией социально-кономиеского развития страны.Удовлетворенность ценностей отмечается в сферах здоровье, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, свобода, независимость в поступках и действиях.Эти сферы вместе составляют НЗ, равновесие Ц иД.А наибольшую значимость при одновременной удовлетворенности представляет для подростков наличие хороших и верных друзей, т.е. сфера товарищеского общения.В области ВВД значительно превышает Ц и там возможноощущение внутренней пустоты и личностной нереализованности при одновременно небольшойзначимости, снижаются такие сферы, как красота природы и искусства, познание и творчество.Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее ценными в жизни подростковявляются любовь и семья. Значение их велико, достигает зоны ВК, что проявляется в значительном преобладании Ц над Д. Когнитивные ценности (познание, природа, творчество не имеют для подростков в их реальномвозрастном периоде большого значения, отходят на задний план и составляют в совокупности зону ВВ, которая характеризуется значительным превышением Д над Ц.Рассмотрим результаты, полученные по этой же методике у подростков - фанатов, они представлены нарисунке 2.Как видно из рисунка 2, наибольшую ценность для подростков - фанатов представляютсвобода как независимость в поступках и действиях иналичие хороших и верных друзей. Остальные цености незначительно отличаются.Анализ полученных результатов показывает, что для подростков-фанатов сферы любви и счастливой семейной жизни также важны, как и для их сверстников, не являющихся футбольными фанатами.В этих сферах Ц выше Д, что показывает наличие внутреннего конфликта.Также для подростков - фанатов наименее доступной и труднодостижимой представляется счастливая семейная жизнь. Не очень значимой и малодоступной подростки считают материально-обеспеченную жизнь.Удовлетворенность ценностей отмечается в сферах здоровье, интересная работа, уверенность в себе. .Эти сферы вместе составляют НЗ, равновесие Ц иД.А наибольшую значимость при одновременной удовлетворенности представляет для подростков-фанатов наличие хороших и верных друзей, т.е. сфера товарищеского общения, как и их сверстников.В области ВВ Д значительно превышает Ц и там возможно ощущение внутренней пустоты и личностной нереализованности при одновременно небольшой значимости, снижены красота природы и искусства, познание и творчество.Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее ценными в жизни подростков-фанатов являются свобода как независимость в поступках и действиях и наличие хороших и верных друзей. Значение их велико, достигает зоны ВК, что проявляется в значительном преобладанииЦ над Д. Когнитивные ценности для них также, как и для их сверстников, что объясняется особенностями их возрастного периода, большого значения не имеют.Исследование двух групп подростков по методике Ш.Шварца позволило получить результаты, показанные на рисунке 3.Рис. 3 Выраженность ценностей у подростков обеих исследуемых группМы видим, что для обеих групп подростков характерно доминирование таких ценностей, как доброта, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения и безопасность. Таким образом, подростки отдают предпочтение ценностям, связанным с нормативными идеалами, нежели ценностям, связанными с индивидуальными приоритетами. Это свидетельствует, что значимые ценности оказывают большее влияние на личность в целом. А индивидуальные приоритеты, проявляющиеся в социальном поведении каждой личности, менее важности для подростков. Различие показателей по эти типам ценностей, которые характеризуют уровнисуществования убеждений, отражает то ценностное давление, которое происходит, с одной стороны, через процесс социализации, с другой стороны, через референтные для подростков группы и традиции.Анализ полученных результатов позволяет говорит и о то, что для подростков-фанатов ценность власть намного больше, чем для подростков, не состоящих в фанатских неформальных группах.Рассмотрим ПЛ (профиль личности власть) – власть как убеждениеЭто означает, что такие идеалы, как контроль над другими людьми у подростков -фанатов, а такжедоминантность, право лидировать, командовать, защита собственного облика и особенностей являются наиболее значимыми, чем указанные индивидуальные приоритеты, такие, как влияние на людей и происходящие события, ощущение заботливостидругих людей, своя гармония.Выводы по главе 2. Исследование ценностных ориентаций футбольных фанатов проводилось в несколько этапов. Так, на первом этапе был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме.На втором этапе была сформирована выборка исследования, ее составили футбольные болельщики различных команд страны. Общее количество 10 человек в возрасте от 14 до 16 лет, и 10 человек того же возраста, не являющиеся футбольными фанатами, все они обучающиеся разных классов МБОУ СОШ № 137. Также были подобраны диагностические методики, которые позволили изучит ценностные ориентации футбольных болельщиков фанатов.На третьем этапе был проведен констатирующий эксперимент, полученные результаты были проанализированы, подверглись количественному и качественномуАнализ полученных результатов показывает, что наиболее ценными и актуальным являются для подростков-фанатов сферы любви и счастливой семейной жизни В этих сферах Ц выше Д, что показывает наличие внутреннего конфликта.Кроме того, наименее доступной и труднодостижимой представляется подросткам счастливая семейная жизнь. Малозначимой и малодоступной подростки считают материально-обеспеченную жизнь (6).Удовлетворенность ценностей отмечается в сферах здоровье, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, свобода, независимость в поступках и действиях.Эти сферы вместе составляют НЗ, равновесие Ц иД.А наибольшую значимость при одновременной удовлетворенности представляет для подростков наличие хороших и верных друзей, т.е. сфера товарищеского общения.наибольшую ценность для подростков - фанатов представляютсвобода как независимость в поступках и действиях иналичие хороших и верных друзей. Остальные цености незначительно отличаются.Анализ полученных результатов показывает, что для подростков-фанатов сферы любви и счастливой семейной жизни также важны, как и для их сверстников, не являющихся футбольными фанатами.В этих сферах Ц выше Д, что показывает наличие внутреннего конфликта.Также для подростков - фанатов наименее доступной и труднодостижимой представляется счастливая семейная жизнь. Не очень значимой и малодоступной подростки считают материально-обеспеченную жизнь (6).Удовлетворенность ценностей отмечается в сферах здоровье, интересная работа, уверенность в себе. .Эти сферы вместе составляют НЗ, равновесие Ц иД.Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее ценными в жизни подростков-фанатов являются свобода как независимость в поступках и действиях и наличие хороших и верных друзей.Было выявлено, что для обеих групп подростков характерно доминирование таких ценностей, как доброта, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения и безопасность. Анализ полученных результатов позволяет говорит и о то, что для подростков-фанатов ценность власть намного больше, чем для подростков, не состоящих в фанатских неформальных группах.Таким образом проведение исследования в рамках констатирующего эксперимента позволяе говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы. Действительно, существуют различя в ценностных ориентациях подростков- фанатов от подростков. Не являющихся членами этой неформальной группы. ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность исследования проблемы изучения ценностных ориентаций футбольных фанатов определяется тем, то это неформальные молодежные и подростковые группы, которые могут быть агрессивными и социально опасными. Спорт имеет большое значение в жизни человека, даже если он сам не занимается им, а является болельщиком. Эффективность социализации через спортивную деятельность, через идентификацию с великими спортсменами, формирование системы ценностных ориентаций, которые позволяют человеку существовать в обществе гармонично. Этой проблеме в разлиных ее аспектах посвятили свои исследования многие отеественные и зарубежные авторы -Ч.Аугустссон, А.Боукер, С.Вагнссон, Г.Патрикссон, Л.Ц.Финдлей и др.. Ими показано, что вовлечённость в спортивную деятельность, даже если это позиция болельщика, оказывает влияние на развитие подростков и молодежи, их самооценку, физическую и социальную компетентность, школьную успеваемость, преодоление вредных привычек.Изучение ценностной сферы спортсменов проводилось зарубежными и отечественными исследователями.Так, Дж. МакЛин, С.Пиреней, Ш.Хэмм, рассмотртели ценностные ориентации молодёжи, занимающейся спортом. Н Балчин, Дж. Витхед., М. Ли посвятили свои работы ценностям подростков, увлекающихся спортом, провели кросскультурный анализ жизненных ценностей спортсменов. С. Бахлк, Б.. Голдмаххади, Р. Милк считают, что спорт не оказывает влияния на ценностно – смысловые позиции подростков. А.В Голец, Р.А.Султанова, Р.Г Уляева изучали ценностно-смысловые ориентации спортсменов международного класса. Необходимо отметить, что пока нет единой точки зрения о влиянии спорта на ценностно-смысловую сферу человека.В отечественной науке много исследований, которые посвящены изучению ценностно-смысловой сферы подростков: А.В. Адыкулов, О.В. Видинеева рассатривали ценностные ориентации и профессиональную направленность старшего подросткового возраста, В.В., Лаптинский., Н.А.Плугина исследовали процесс формирования ценностных ориентаций подростков; Т.А. Казимирская - роль ценностных ориентаций в нравственном воспитании, М.А.Сафронова - этнические особенности ценностно-смысловой сферы подростков, М.В.Пойкалайнен - ценностные ориентации школьников как фактор адаптации, Н.С.Разинькова, В.Б. Никишина - влияние детско-родительских отношений на ценностно-смысловую сферу подростков.Психологической проблематике различных аспектов ценностей посвящены работы отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.И.Арнольдова, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, A.B. Брушлинского, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, Н.Г.Григорьева, А.И. Донцова, С.Г. Елизарова, A.B.Запорожца, А.Г. Здравомыслова, Э.Ф.Зеер, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, М.И. Марьина, В.Н. Мясищева, Н.Д. Никандрова, B.И.Слободчикова, В.А. Сластенина, И.С. Скляренко, М. Козлюк, О.А. Рожкова, Л.Ф. Тороповой, С.Ф. Щеглова, В.А. Ядова, В.В. Ярцева и др. Следует отметить, что исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций фанатов, явно недостаточно, это подчеркивает социальную важность и актуальность курсовой работы.Во введении они обозначены, определены объект и предмет, поставлена цель, сформулированы задачи исследования, его гипотеза, указаны теоретическая и практическая значимость, методы исследования и методики, база исследования и структура работы.Решая задачи, поставленные в курсовой работе, в первой главе мы рассмотрели теоретические основы проблемы изучения ценностных ориентаций футбольных фанатов как неформальной группы, определили понятия «ценности» и «ценстые ориентации», содержание и структуру клюевых понятий нашей работы.Во второй главе представлены результаты эмпирического исследованияценнгстныхориентаци футбольных фанатов, описана организация исследования, охарактеризована выборка, обоснован выбор диагностического инструментария. Небольшая выборка объясняется спецификой работы в настоящее время и рамками курсовой работы.В этой же главе представлен и анализ результатов диагностики, проведенной по отбранным методикам.Анализ полученных результатов показывает, что наиболее ценными и актуальным являются для подростков-фанатов сферы любви и счастливой семейной жизни В этих сферах Ц выше Д, что показывает наличие внутреннего конфликта.Кроме того, наименее доступной и труднодостижимой представляется подросткам счастливая семейная жизнь. Малозначимой и малодоступной подростки считают материально-обеспеченную жизнь (6).Удовлетворенность ценностей отмечается в сферах здоровье, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, свобода, независимость в поступках и действиях.Эти сферы вместе составляют НЗ, равновесие Ц иД.А наибольшую значимость при одновременной удовлетворенности представляет для подростков наличие хороших и верных друзей, т.е. сфера товарищеского общения.наибольшую ценность для подростков - фанатов представляют свобода как независимость в поступках и действиях и наличие хороших и верных друзей. Остальные цености незначительно отличаются.Анализ полученных результатов показывает, что для подростков-фанатов сферы любви и счастливой семейной жизни также важны, как и для их сверстников, не являющихся футбольными фанатами.В этих сферах Ц выше Д, что показывает наличие внутреннего конфликта.Также для подростков - фанатов наименее доступной и труднодостижимой представляется счастливая семейная жизнь. Не очень значимой и малодоступной подростки считают материально-обеспеченную жизнь (6).Удовлетворенность ценностей отмечается в сферах здоровье, интересная работа, уверенность в себе. .Эти сферы вместе составляют НЗ, равновесие Ц иД.Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее ценными в жизни подростков-фанатов являются свобода как независимость в поступках и действиях и наличие хороших и верных друзей.Было выявлено, что для обеих групп подростков характерно доминирование таких ценностей, как доброта, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения и безопасность. Анализ полученных результатов позволяет говорит и о то, что для подростков-фанатов ценность власть намного больше, чем для подростков, не состоящих в фанатских неформальных группах.Таким образом, цель, поставленная в дипломной работе, достигнута, решены ее задачи, гипотеза подтверждена, действительно есть различия в ценностных ориентацияхподротков-фанатов и тех, кто не входит в эту неформальную группу.Безусловно, проделанная работа не исчерпывает необходимость совершенствовать изучение ценностных ориентаций футбольных фанатов, но она дала результаты, которые могут быть интересными для психологов, педагогов.Список литературыАндреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.Артеменков С.Л. Сетевое моделирование психологических конструктов // Моделирование и анализ данных. 2017. № 1. С. 9-28.Батхина А.А. Стратегии поведения в межкультурном конфликте: обзор зарубежных исследований // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 45-62.Батхина А.А., Лебедева Н.М. Ценности и межгрупповая тревожность как предикторы выбора стратегии поведения русских в межкультурном конфликте // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 70-91.Батхина А. А.Выбор стратегии поведения в межкультурном конфликте: роль ценностей и контекста взаимодействия диссертации и автореферата кандидат наук 2019Балева М.В.Роль типа социальной группы и особенностей самоотношения в проявлениях социальной перцепции студентов Социальная психология и общество2019. Том. 10, № 1. С. 53–69. 7.Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14759/ (дата обращения: 29.05.2020).8.Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. – М.: Академия, 2015. – 304 c.9.Веракса, Н.Е. Социальная психология: учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Academia, 2016. - 352 c.10.Гизуллина А. В., Дихорь В. А. Психологические аспекты восприятияфутбольных фанатов на примере гендерной выборки // Спортивный психолог.2015 № 4 (39). С. 22–37.11.Гизуллина А. В. Гендерные особенности восприятия футбольных фанатов на примере молодежной выборки / А. В. Гизуллина, В. А. Дихорь //Спортивный психолог. 2015 № 4 (39). С. 22–27.12.Голынчик Е.О. Преимущества использования качественных методов в современных исследованиях восприятия конфликта // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 53-61.13. Григорьев Д.С. Ценности, социальная дистанция и установки по отношению к миграции: кросс-культурное исследование в Бельгии, Германии, Франции и Нидерландах // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 273-298.14.Григорян Л.К., Горинова Е.В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 142-157.15.Григорьева М.В.Базовый побудительный механизм социальной активности личности. Социальная психология и общество 2019. Том. 10, № 1. С. 5– 16.Грец И.А., Булкова Т.М., Стрелков А.С., Стрелкова Н.М. Исследование физической подготовленности футболистов 8–10 лет на основе применения в учебно-тренировочном процессе элементов детского кроссфита. Ученые записки университетеа им. П..Лесгафта. 201917.Данные Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2017 г. 18.Дихорь, В. А.Основы психологии футбольных болельщиков : учеб. пособие / В. А. Дихорь, А. М. Буркова, А. В. Гизуллина ; [науч.ред. Н. Б. Серова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та,2017 – 76 с.19.Дихорь В. А. Исследование психоэмоциональных реакций у футбольных фанатов методом БОС-тренинга // Бехтерев и современная психология человечности : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. (к 130-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани) / отв. ред. Л. М. Попов.Казань, 2015 С. 514–519.20.Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации “Новое поколение: стратегия инициативного развития” (в 2015 году).21.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2017. - 176 c.22.Каташев И.А. Линьков В.В. Критерии нравственного развития / И.А. Каташев, В.В. Линьков // Наука и школа. - М.: Московский педагогический государственный университет. - 2016. - № 2. - С. 192.23.Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. – 18424.Клейберг Ю.А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология / Ю.А. Клейберг // Общество и право. Актуальные вопросы психологии и педагогики. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - №2 1(51). - С. 108.25.Корягина, Н.А. Социальная психология.теория и практика: Учебник для бакалавров / Н.А. Корягина, Е.В. Михайлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c.26.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные факторы лидерства молодежных групп: ценностные ориентации / И. Н. Логвинов, С. В. Сарычев. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 136 c.27.Ловкова, П.П., Миронова, С.Г. Молодежь России: сборник статей из периодических изданий за 2018 г. [Текст] / П.П. Ловкова, С.Г. Мырина. – М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2018. – 248 с.28.Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.29.Марукина, Н.Л. Молодежь России и политика [Текст] / Н.Л. Маркина. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016 – С. 54– 56.30.Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова. - М.: Флинта, 2016. - 480 c.31.Муричева, О.С. Реализация и особенности противоречий профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования [Текст] / О.С. Мосиенко. – Власть, 2016 – С. 60 – 62.32.Остапенко Д. К.Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков диссерт. 201933.Ожегов, Сергей Иванович - Толковый словарь русского. [Текст] : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ.ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 201534.Парыгин Б.Д.Социальная психология. Истоки и перспективы. / Борис ПарыгинСпб,:СПбГУП, 201035.План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г.№2570-р.36.Перевозкина Ю. М. Содержание и специфика ролевой социализации в процессе формирования личности. …диссерт. Докт.202037.Рибокас Т. В. Генезис отечественного фанатского движения и тенденции формирования образа футбольного фаната в нашей стране / Т. В. Рибокас // Социодинамика. М. : НБ-Медиа, 2015 № 12 С. 142–163.38Романова, Ирина Гражданские ценностные ориентации старшеклассников: моногр. / Ирина Романова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 260 c.39.Реан А.А. КоноваловИ.А.Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков 79640. Социальная психология и общество2018. Том. 9, № 2. С. 60–8041.Рекомендации Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российский Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи по итогам парламентских слушаний "О молодежной политике в Российской Федерации", состоявшихся 22.05.2017 в Государственной Думе Федерального Собрания Российский Федерации, М.: 2017 – 7 c.39.Рябиченко Т.А., Лебедева Н.М. Ценности и межкультурные установки русских Литвы. Особенности поколений // В кн.: Межкультурные отношения на постсоветском пространстве / Под общ.ред.: Н. М. Лебедева. М.: Менеджер. 2017. Гл. 12. С. 342-362.40.Свенцицкий, А.Л. Социальная психология общения: Монография / А.Л. Свенцицкий, В.Н. Панфёров, Л.В. Куликов и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 64 c.42.Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / под ред. Р.В. Ленькова. М.: Юрайт, 201643.Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи: коллективная монография под ред. С.В.Тетерского, Т.К.Ростовской. –М.: ПЕРСПЕКТИВА, 2016 – 280 с.44.Тимохович А.Н., Филенко С.С. Включенность молодых людей в субкультуры: результаты эмпирического исследования // “Вестник университета (ГУУ)” №10. Москва, ФГБОУ ВПО ГУУ, 2015 С. 303–307.45.Тимохович А.Н., Филенко С.С. Вовлеченность студентов вузов в научно исследовательскую деятельность // Сборник статей Международной научно-практической конференции “Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность”. М.: ФГБОУ ВО МГУДТ, 2016, вып. 8 С. 147–152.46.Чалдини, Р. Социальная психология / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2016. - 848 c. 47.Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c. 48 Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академическогобакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c. 49.Шашкина А. О., Конюхова К. О. Исследование ценностей современной российской молодежиМолодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г. 50.Шибутани,Т. Социальная психология / Т.Шибутани. М.:Феникс.2002 51.Щеголева Т. В. Групповые нормы и ценности как факторы регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел… диссертации 2020 52.Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования [Текст] : монография / Государственный университет управления ; [под общ. ред. С.В. Чуева]. –М. : Издательский дом ГУУ, 2017 – 131 с. 53.Ядов В,А.Стратегия социологического исследования..М, Омега Л.2007


Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
2. Артеменков С.Л. Сетевое моделирование психологических конструктов // Моделирование и анализ данных. 2017. № 1. С. 9-28.
3. Батхина А.А. Стратегии поведения в межкультурном конфликте: обзор зарубежных исследований // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 45-62.
4. Батхина А.А., Лебедева Н.М. Ценности и межгрупповая тревожность как предикторы выбора стратегии поведения русских в межкультурном конфликте // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 70-91.
5. Батхина А. А. Выбор стратегии поведения в межкультурном конфликте: роль ценностей и контекста взаимодействия диссертации и автореферата кандидат наук 2019
6. Балева М.В. Роль типа социальной группы и особенностей самоотношения в проявлениях социальной перцепции студентов Социальная психология и общество
2019. Том. 10, № 1. С. 53–69.
7.Бачаев, А. А. Неформальные молодежные объединения как социальное явление / А. А. Бачаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14759/ (дата обращения: 29.05.2020).
8.Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. – М.: Академия, 2015. – 304 c.
9.Веракса, Н.Е. Социальная психология: учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
10.Гизуллина А. В., Дихорь В. А. Психологические аспекты восприятия футбольных фанатов на примере гендерной выборки // Спортивный психолог.
2015 № 4 (39). С. 22–37.
11.Гизуллина А. В. Гендерные особенности восприятия футбольных фанатов на примере молодежной выборки / А. В. Гизуллина, В. А. Дихорь //
Спортивный психолог. 2015 № 4 (39). С. 22–27.
12.Голынчик Е.О. Преимущества использования качественных методов в современных исследованиях восприятия конфликта // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 53-61.
13. Григорьев Д.С. Ценности, социальная дистанция и установки по отношению к миграции: кросс-культурное исследование в Бельгии, Германии, Франции и Нидерландах // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 2. С. 273-298.
14.Григорян Л.К., Горинова Е.В. Факторный опрос: преимущества, область применения, практические рекомендации // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 142-157.
15.Григорьева М.В. Базовый побудительный механизм социальной активности личности. Социальная психология и общество 2019. Том. 10, № 1. С. 5–
16.Грец И.А., Булкова Т.М., Стрелков А.С., Стрелкова Н.М. Исследование физической подготовленности футболистов 8–10 лет на основе применения в учебно-тренировочном процессе элементов детского кроссфита. Ученые записки университетеа им. П..Лесгафта. 2019
17.Данные Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2017 г.
18.Дихорь, В. А.Основы психологии футбольных болельщиков : учеб. пособие / В. А. Дихорь, А. М. Буркова, А. В. Гизуллина ; [науч.ред. Н. Б. Серова] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та,2017 – 76 с.
19.Дихорь В. А. Исследование психоэмоциональных реакций у футбольных фанатов методом БОС-тренинга // Бехтерев и современная психология человечности : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. (к 130-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани) / отв. ред. Л. М. Попов. Казань, 2015 С. 514–519.
20.Доклад о положении молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации “Новое поколение: стратегия инициативного развития” (в 2015 году).
21.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2017. - 176 c.
22.Каташев И.А. Линьков В.В. Критерии нравственного развития / И.А. Каташев, В.В. Линьков // Наука и школа. - М.: Московский педагогический государственный университет. - 2016. - № 2. - С. 192.
23.Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. – 184
24.Клейберг Ю.А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология / Ю.А. Клейберг // Общество и право. Актуальные вопросы психологии и педагогики. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2015. - №2 1(51). - С. 108.
25.Корягина, Н.А. Социальная психология. теория и практика: Учебник для бакалавров / Н.А. Корягина, Е.В. Михайлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c.
26.Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные факторы лидерства молодежных групп: ценностные ориентации / И. Н. Логвинов, С. В. Сарычев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 136 c.
27.Ловкова, П.П., Миронова, С.Г. Молодежь России: сборник статей из периодических изданий за 2018 г. [Текст] / П.П. Ловкова, С.Г. Мырина. – М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2018. – 248 с.
28.Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
29.Марукина, Н.Л. Молодежь России и политика [Текст] / Н.Л. Маркина. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2016 – С. 54– 56.
30.Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова. - М.: Флинта, 2016. - 480 c.
31.Муричева, О.С. Реализация и особенности противоречий профессиональной социализации современной студенческой молодежи: итоги межрегионального социологического исследования [Текст] / О.С. Мосиенко. – Власть, 2016 – С. 60 – 62.
32.Остапенко Д. К. Вовлечённость в спортивную деятельность как фактор изменения ценностно-смысловой сферы личности подростков диссерт. 2019
33.Ожегов, Сергей Иванович - Толковый словарь русского. [Текст] : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир И образование, 2015
34.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. / Борис ПарыгинСпб,: СПбГУП, 2010
35.План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г.№2570-р.
36.Перевозкина Ю. М. Содержание и специфика ролевой социализации в процессе формирования личности. …диссерт. Докт.2020
37.Рибокас Т. В. Генезис отечественного фанатского движения и тенденции формирования образа футбольного фаната в нашей стране / Т. В. Рибокас // Социодинамика. М. : НБ-Медиа, 2015 № 12 С. 142–163.
38Романова, Ирина Гражданские ценностные ориентации старшеклассников: моногр. / Ирина Романова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 260 c.
39.Реан А.А. Коновалов И.А.Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков 796
40. Социальная психология и общество2018. Том. 9, № 2. С. 60–80
41.Рекомендации Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российский Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи по итогам парламентских слушаний "О молодежной политике в Российской Федерации", состоявшихся 22.05.2017 в Государственной Думе Федерального Собрания Российский Федерации, М.: 2017 – 7 c.
39.Рябиченко Т.А., Лебедева Н.М. Ценности и межкультурные установки русских Литвы. Особенности поколений // В кн.: Межкультурные отношения на постсоветском пространстве / Под общ. ред.: Н. М. Лебедева. М.: Менеджер. 2017. Гл. 12. С. 342-362.
40.Свенцицкий, А.Л. Социальная психология общения: Монография / А.Л. Свенцицкий, В.Н. Панфёров, Л.В. Куликов и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 64 c.
42.Социология молодежи: учебник для академического бакалавриата / под ред. Р.В. Ленькова. М.: Юрайт, 2016
43.Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи: коллективная монография под ред. С.В.Тетерского, Т.К.Ростовской. –М.: ПЕРСПЕКТИВА, 2016 – 280 с.
44.Тимохович А.Н., Филенко С.С. Включенность молодых людей в субкультуры: результаты эмпирического исследования // “Вестник университета (ГУУ)” №10. Москва, ФГБОУ ВПО ГУУ, 2015 С. 303–307.
45.Тимохович А.Н., Филенко С.С. Вовлеченность студентов вузов в научно исследовательскую деятельность // Сборник статей Международной научно-практической конференции “Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность”. М.: ФГБОУ ВО МГУДТ, 2016, вып. 8 С. 147–152.
46.Чалдини, Р. Социальная психология / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2016. - 848
c.
47.Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
48 Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
49.Шашкина А. О., Конюхова К. О. Исследование ценностей современной российской молодежи Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.
50.Шибутани, Т. Социальная психология / Т.Шибутани. М.:Феникс.2002
51.Щеголева Т. В. Групповые нормы и ценности как факторы регуляции служебного поведения сотрудников органов внутренних дел… диссертации 2020
52.Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодёжной политики: результаты исследования [Текст] : монография / Государственный университет управления ; [под общ. ред. С.В. Чуева]. –М. : Издательский дом ГУУ, 2017 – 131 с.
53.Ядов В,А.Стратегия социологического исследования..М, Омега Л.2007