Патриарх Филарет Романов, его происхождение, жизнь и деятельность
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 03.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Жизнь и происхождения патриарха Филарета Романова по летописным упоминаниям и мемуарам современников 5
1.2.Особенности личности Филарета Романова по его личным посланиям 15
Глава 2.Государственная и церковная деятельность Филарета Романова 18
2.1.Характеристика направленности государственной деятельности 18
2.2.Церковная деятельность 21
Заключение 26
Список литературы 28
Таким образом, государственная деятельность Филарета Романова характеризуется как тщательно продуманная и отвечающая реалиям того времени. 2.2.Церковная деятельностьВажнейшей составляющей деятельности патриарха Филарета являлось управление русской церковью. Патриарх Филарет в первую очередь обратился к вопросу о страдальцах за исправление церковных книг (архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий, старец Арсений Глухой и священник Иван Наседка). Первым из них разрешилась участь архимандрита Дионисия. 2 июля 1619 года патриархи Феофан и Филарет благословили рассмотреть их дело на соборе всех русских архиереев с подчиненными им духовными: лицами и самого царя. На соборных прениях Дионисий стоял на ответе более восьми часов и опровергал возражения всех своих обвинителей. Дионисий был оправдан и прославлен от самого Михаила Федоровича как истинный страдалец, крепко стоявший за Божественное писание и с честью был отпущен в лавру.Более всего было обращено внимание на пересмотр Требника и Служебника. Они много раз были напечатаны при патриархе Филарете: Требник в 1623,24, 25, 33 гг. Служебник в 1620, 23, 27, 30, 32,33».Вообще же, Филарет не поручал, по примеру своих предшественников, исправления церковных книг типографам, невежественное участие которых в этом деле принесло много вреда церкви и было главной причиной как страданий невинного Дионисия, так и народных смятений в последующий период. Давая благословение на печатание книг, патриарх сам свидетельствовал их при издании. Из книг, вышедших в его патриаршество, как это видно из помещенных в них послесловий, только очень немногие изданы были без его свидетельствования. Приведем полный текст предисловия изданного при Филарете в 1624 г. Требника: «Слышаше благочестивий Пастырие они, Богом венчанный царь Михаил Федорович и отец его святейший патриарх Филарет, многое некое и преизлишно в Божественных разгласие, еже и заповедем Господа нашего Иисуса Христа несличное стихословие: и о сем разумно внемлюще, откуда есть вина толикая разгласия Божественных Писаний, точию за небрежение, и леность, и неведение Божественных: Писаний, всякое несогласие и несостояние в церковном соединении случашеся, и тако самовольне терпением небрежения путь правый покрывашеся. И повелеша от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и во свидетельство Божественных писаний благоразсудный свой совет преподавали, и от тех древних Божественных Писаний стихословие исправляти, яже неисправлением от переписующих и многодетных обычаев погрешена была. Сия вся исправляше, и во единогласие вся потребы и чины Церковнаго священноначалия сочетаста» [10, c. 14]. То есть, патриарх Филарет поставил себе задачу создать единый общероссийский свод по совершению богослужебных чинопоследований. Разногласия и разночтения в богослужебных чинопоследованиях приводили к общей неопределенности и неразберихе при их изучении и совершении в различных приходах и областях. А значит, данная проблема нуждалась в немедленном решении. Также нельзя не отметить, что именно при непосредственном участии Филарета был прославлен в лике святых преподобный Макарий Унженский. В следующем, 1620-м году, Филарет направляет комиссию в Чухломской Городецкий монастырь для того, чтобы расследовать чудеса, которые совершались при гробе основателя этого монастыря, преподобного Авраамия Галицкого (ум. 1375). После расследования Авраамий был в 1621 году причтен собором русской церкви к лику святых.В целом, Филарет стремился укрепить позиции православия как основы стабильности всего государства.При нем был подтвержден обычай перекрещивать латинян в случае обращения их к православию. Также Филарет Романов решил вопрос относительно присоединения белорусов. На Соборе было постановлено использовать различные способы их присоединения: а) если кто-либо перейдет в Россию из Польского и Литовского государства и заявит, что он белорус по восточно-христианскому крещению, то такого необходимо испытывать как он верует и крещен ли троекратным погружением; если же он скажет, что крещен обливанием, то при принятии в православную церковь его следует перекрещивать в три погружения, а, если такой человек не миропомазан, то и миропомазать; б) если белорус скажет, что он крещен по православному чину, но священник, крестивший его, поминает папу за Литургией (т. е. принял унию), белоруса следует крестить в три погружения, при этом он должен проклинать латинскую ересь; в) если же кто-либо скажет, что крещен в греческую веру через троекратное погружение и миропомазан, того, хотя бы и не было на то свидетелей, такого вновь не крестить и не миропомазывать, а только велеть поститься неделю и на исповеди перед духовником исповедовать свою непричастность к унии, с архиерейского разрешения такого считать христианином, как и всех крещенных в Московском государстве; д) белорусов, которые крещены обливанием и причащались в костелах или не причащались вовсе, крестить в три погружения, но имен их не изменять, при этом они должны также проклинать латинскую ересь; е) белорусов, которые скажут, что были в иной вере и перешли из нее в христианство после достижения совершеннолетия, а также крещены в Литве от униатского священника, крестить православным крещением, при этом, они должны произносить при крещении и латинское, и еретическое, и младенческое отрицания.Соответствующее соборное постановление было подписано патриархом и прочими архиереями в Успенском соборе 16 декабря 1620 г [6, c. 123]. Нравственная проблема также беспокоила патриарха Филарета. В частности, он регулярно давал рекомендации настоятелям монастыря о том, как вести духовные дела, какие морально-нравственные принципы избрать для себя в качестве основы. На уже упомянутом соборе 1620 года, где решался вопрос о принятии в православие иноверных и униатов, изволением царя Михаила Федоровича и советом и благословением патриарха Филарета была открыта в Тобольске архиерейская кафедра, 8 сентября на нее был поставлен архиепископ Киприан. Это сыграло огромную важную роль в христианизации Сибири. В 1622 году был отдан приказ о составлении «Сказания действенных чинов святыя соборныя церкви Успения Пресвятой Богородицы, матере церквам царствующаго града Москвы и всея Великия Русии». Данный устав определялся именно для Москвы, касаясь тех церковных торжеств, которые совершались при участии патриарха и царя. К числу таких праздников кроме двунадесятых праздников относились храмовые праздники главных московских церквей и монастырей, праздники в честь московских святителей и других угодников и приуроченные к ним крестные ходы [6, c. 101]. При патриархе Филарете производились строительные работы. Однако ранее мы уже отмечали о том, что патриарх тщательно заботился о московских и российских святынях. Другое важное дело, которое находилось в центре внимания Филарета – это богослужебная литература, ее издание. В 1620 г. патриаршую типографию перенесли из Кремля, где она была временно расположена после разорения ее поляками, на прежнее свое место, на старый Печатный двор на Никольском крестце, и имела уже семь книгопечатных станов. Печатая богослужебные книги, царь и патриарх рассылали их по городам для раздачи в церкви, монастыри и торговым людям в лавки и приказывали брать за книги «деньги по той цене, во что те книги стали в печати, без прибыли, чтоб теми книгами св. Божия церкви просвещались и имя Божие славилось, а за них бы, государей, Бога молили». В некоторые же церкви и монастыри, например, Сибирского края, книги рассылались даже бесплатно. Вместе с тем патриарх отнюдь не запрещал употреблять и книги, которые были напечатаны в Москве при прежних патриархах, не считая их свободными от недостатков и погрешностей, которые стремился исправлять или устранять в новых изданиях [6, c. 110]. Еще строже Филарет поступил с церковным уставом, напечатанным в 1610 г. и употреблявшимся уже более двадцати лет. В июле 1633 г. он издал окружную грамоту, в которой приказывал изымать экземпляры этого Устава из всех церквей и монастырей России и присылать в Москву для сожжения по той причине, как объяснялось в грамоте, что эти Уставы печатал вор чернец Лонгин без благословения святейшего Ермогена. Тираж устава действительно был уничтожен.В последние годы своей жизни патриарх Филарет обратил внимание на укрепление отечественной системы образования. В начале сентября 1632 г. в Москву прибыл знавший славянский язык протосинкелл Александрийского патриарха архимандрит Иосиф. Ему было предложено остаться в Москве на службе. Во время патриаршества Филарета (Романова) были возобновлены или вновь отстроены многие монастыри: Макариев Желтоводский, Игрицкий, Козловский Троицкий, Черногорский, Белградский Николаевский, Лебедянский Троицкий, Нижегородский Печерский, Воронежский: женский, Феодоровский Московский, Спасский Севский, Югская пустынь, Богородицкая Площанская, Долбиновый; Астраханский, Троицкая Опшина, Анзерский скит, Акатов Алексеевский монастырь [6, c. 123].Важно подчеркнуть, что в это время русская церковь сподобилась явлений чудес от икон Божией Матери Смоленской и Казанской, вследствие чего по указу патриарха на местах, прославленных чудесами от икон, были устроены храмы.ЗаключениеТаким образом, согласно исторической литература и историческим свидетельствам, летописным упоминаниям, воспоминаниям современников, личной переписке, патриарх Филарет Романов имеет боярское происхождение, уже с самого раннего этапа своей жизни он занимал высокое положение в обществе. Государственная деятельность патриарха прошла под знаком Смутного времени. Смута сыграла решающую роль в дальнейшем возвышении как рода Романовых, так и самого Филарета.В эпоху Смутного времени проявились все самые выдающиеся политические качества патриарха Филарета: политическая дальновидность, терпение, стойкость и мужество. В своей государственной и церковной деятельности Филарет Романов стремился достичь главного – объединить государство, избежать новых смут и внутренних конфликтов. Огромная роль в этом процессе духовного и политического объединения, конечно же, принадлежала православию как мощной силе.Согласно воспоминаниям современников и летописным упоминаниям, патриарх Филарет Романов был человеком подлинно верующим, набожным, ортодоксальным по своим взглядам. Он с большим трепетом относился к православным святыням, к собственной семье. Прославился патриарх Филарет и как благодетель, в частности, при нем строились и восстанавливались многие монастыри, обустраивались обители и храмы.В области церковного управления патриарх Филарет Романов обращал пристальное внимание на печатание богослужебной литературы, на преодоление и устранение ошибок в богослужебных книгах, в целом, им было сделано очень многое для унификации богослужебной практики. Особое внимание Филарет Романов уделил процедуре принятия в христианскую веру белорусов, поляков, поскольку он осознавал огромный объединяющий потенциал православной веры.Патриарх Филарет Романов вплоть до самой кончины играл важную роль в государственном управлении. Все важнейшие акты Московского государства подписывались совместно царем Михаилом Романовым и патриархом Филаретом. Кроме того, в принятии всех ключевых политических решений Михаил Романов неизменно советовался с патриархом Филаретом Романовым. Список источников и литературыАкты Московского государства. - СПб., 1890. - Т. 1Бовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. - М., 1991. -№ 7-8. - С. 53-74.Буссов Конрад. Московская хроника. 1584-1613. - М.-Л., 1961. Горсей Дж. Записки о России. XVI-начало XVII в. - М., 1990. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII веков. Тексты. - Л., 1986Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов): личность, государственная и церковная деятельность: личность, государственная и церковная деятельность : Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 Москва, 2005 176 с.Зверев С.П. Личность святейшего патриарха Филарета в отечественной историографии. - М.: ИНИОН, 2000. - 25 с.Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов) и отечественная историография // Гуманитарий. - М.: МПГУ, 2003. - Вып. 3. - С. 229-233.Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. - М., 1994. - 799 с.Люткина Е.Ю. Патриарх Филарет как личность и государственный деятель (историография, итоги, перспективы) // Человек и его время. - М., 1991. - С. 11.Масса Исаак. Краткое известие о Московии в начале XVII в. - М., 1937.Новый летописец // ПСРЛ. — М.: Наука, 1965. — Т. 14 (изд. 2-е). — С. 23—154 (1—й пагинации). — [5], 154, 285 с.Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. https://runivers.ru/lib/book7999/Памятники русского права. - М., 1958-1959Письма русских государей и других особо царского семейства. - М., 1848.-Т. 1.Полное собрание русских летописей. - М., 1965. - Т. 14. - С. 83-154Сказание Авраамия Палицына. - М.-Л., 1955. - Л. 13об.Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М., 1988. Собрание Государственных Грамот и договоров. - Ч. 1-3Яковлев Л.П. Замечательный портрет патриарха Филарета // Русский архив. - М., 1866. - Т. 1. - С. 82-83.
1. Акты Московского государства. - СПб., 1890. - Т. 1
2. Бовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. - М., 1991. -№ 7-8. - С. 53-74.
3. Буссов Конрад. Московская хроника. 1584-1613. - М.-Л., 1961.
4. Горсей Дж. Записки о России. XVI-начало XVII в. - М., 1990.
5. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII веков. Тексты. - Л., 1986
6. Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов): личность, государственная и церковная деятельность: личность, государственная и церковная деятельность : Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 Москва, 2005 176 с.
7. Зверев С.П. Личность святейшего патриарха Филарета в отечественной историографии. - М.: ИНИОН, 2000. - 25 с.
8. Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов) и отечественная историография // Гуманитарий. - М.: МПГУ, 2003. - Вып. 3. - С. 229-233.
9. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. - М., 1994. - 799 с.
10. Люткина Е.Ю. Патриарх Филарет как личность и государственный деятель (историография, итоги, перспективы) // Человек и его время. - М., 1991. - С. 11.
11. Масса Исаак. Краткое известие о Московии в начале XVII в. - М., 1937.
12. Новый летописец // ПСРЛ. — М.: Наука, 1965. — Т. 14 (изд. 2-е). — С. 23—154 (1—й пагинации). — [5], 154, 285 с.
13. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. https://runivers.ru/lib/book7999/
14. Памятники русского права. - М., 1958-1959
15. Письма русских государей и других особо царского семейства. - М., 1848.-Т. 1.
16. Полное собрание русских летописей. - М., 1965. - Т. 14. - С. 83-154
17. Сказание Авраамия Палицына. - М.-Л., 1955. - Л. 13об.
18. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М., 1988.
19. Собрание Государственных Грамот и договоров. - Ч. 1-3
20. Яковлев Л.П. Замечательный портрет патриарха Филарета // Русский архив. - М., 1866. - Т. 1. - С. 82-83.
Вопрос-ответ:
Кто такой патриарх Филарет Романов и какими источниками мы располагаем для изучения его жизни?
Патриарх Филарет Романов - выдающийся деятель Русской православной церкви XIX века. Его жизнь и деятельность могут быть изучены по летописным упоминаниям и мемуарам современников.
Какие особенности личности Филарета Романова можно выделить на основе его личных посланий?
Из его личных посланий видно, что Филарет был преданным своей церкви и стремился к ее обновлению и развитию. Он также проявлял великую заботу о своих прихожанах и заботился о благополучии православной веры.
Каковы основные направления государственной деятельности Филарета Романова?
Филарет Романов был активным участником государственной жизни Российской империи. Он стремился к укреплению авторитета церкви и ее влияния в обществе. Также он выступал за восстановление единства Русской православной церкви после смутного времени.
Какую церковную деятельность осуществлял Филарет Романов?
Филарет активно занимался церковной деятельностью. Он участвовал в созыве и проведении Всероссийского собора в 1917 году, где было принято решение о восстановлении патриаршества. Также он принимал активное участие в реформировании церковной организации и пропаганде православной веры.
Какие источники рекомендуется прочитать для более полного изучения жизни и деятельности Филарета Романова?
Для более полного изучения жизни и деятельности Филарета Романова рекомендуется обратиться к литературе, в которой приводятся его летописные упоминания и мемуары современников. Важным источником является также его личная корреспонденция и послания.
Кто такой патриарх Филарет Романов?
Патриарх Филарет Романов, светским именем Василий Михайлович Дроздов, был выдающимся духовным деятелем Русской православной церкви, который занимал должность патриарха Московского и всея Руси с 1990 по 2009 год. Он известен своими усилиями по восстановлению и укреплению церковных институтов после долгого периода гонений на церковь в Советском Союзе.
Какое значение имеет происхождение Филарета Романова?
Происхождение Филарета Романова имеет большое значение в его биографии. Он родился 21 января 1935 года в семье крестьян в деревне Ивановка Талдомского района Московской области. Его родители были простыми людьми, но Филарет уже в юности проявил великую духовность и стремление к служению Церкви.
Что можно сказать о государственной деятельности Филарета Романова?
Государственная деятельность Филарета Романова была нацелена на восстановление и укрепление роли Церкви в обществе после периода атеистической пропаганды и гонений в Советском Союзе. Он активно сотрудничал с правительством и президентами России, внес значительный вклад в законодательство в области отношений Церкви и государства. Он также выступал за сохранение традиционных ценностей и моральных принципов в российском обществе.