Патриарх Филарет Романов, его происхождение, жизнь и деятельность

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1.Жизнь и происхождения патриарха Филарета Романова по летописным упоминаниям и мемуарам современников 5
1.2.Особенности личности Филарета Романова по его личным посланиям 15
Глава 2.Государственная и церковная деятельность Филарета Романова 18
2.1.Характеристика направленности государственной деятельности 18
2.2.Церковная деятельность 21
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, государственная деятельность Филарета Романова характеризуется как тщательно продуманная и отвечающая реалиям того времени. 2.2.Церковная деятельностьВажнейшей составляющей деятельности патриарха Филарета являлось управление русской церковью. Патриарх Филарет в первую очередь обратился к вопросу о страдальцах за исправление церковных книг (архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий, старец Арсений Глухой и священник Иван Наседка). Первым из них разрешилась участь архимандрита Дионисия. 2 июля 1619 года патриархи Феофан и Филарет благословили рассмотреть их дело на соборе всех русских архиереев с подчиненными им духовными: лицами и самого царя. На соборных прениях Дионисий стоял на ответе более восьми часов и опровергал возражения всех своих обвинителей. Дионисий был оправдан и прославлен от самого Михаила Федоровича как истинный страдалец, крепко стоявший за Божественное писание и с честью был отпущен в лавру.Более всего было обращено внимание на пересмотр Требника и Служебника. Они много раз были напечатаны при патриархе Филарете: Требник в 1623,24, 25, 33 гг. Служебник в 1620, 23, 27, 30, 32,33».Вообще же, Филарет не поручал, по примеру своих предшественников, исправления церковных книг типографам, невежественное участие которых в этом деле принесло много вреда церкви и было главной причиной как страданий невинного Дионисия, так и народных смятений в последующий период. Давая благословение на печатание книг, патриарх сам свидетельствовал их при издании. Из книг, вышедших в его патриаршество, как это видно из помещенных в них послесловий, только очень немногие изданы были без его свидетельствования. Приведем полный текст предисловия изданного при Филарете в 1624 г. Требника: «Слышаше благочестивий Пастырие они, Богом венчанный царь Михаил Федорович и отец его святейший патриарх Филарет, многое некое и преизлишно в Божественных разгласие, еже и заповедем Господа нашего Иисуса Христа несличное стихословие: и о сем разумно внемлюще, откуда есть вина толикая разгласия Божественных Писаний, точию за небрежение, и леность, и неведение Божественных: Писаний, всякое несогласие и несостояние в церковном соединении случашеся, и тако самовольне терпением небрежения путь правый покрывашеся. И повелеша от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и во свидетельство Божественных писаний благоразсудный свой совет преподавали, и от тех древних Божественных Писаний стихословие исправляти, яже неисправлением от переписующих и многодетных обычаев погрешена была. Сия вся исправляше, и во единогласие вся потребы и чины Церковнаго священноначалия сочетаста» [10, c. 14]. То есть, патриарх Филарет поставил себе задачу создать единый общероссийский свод по совершению богослужебных чинопоследований. Разногласия и разночтения в богослужебных чинопоследованиях приводили к общей неопределенности и неразберихе при их изучении и совершении в различных приходах и областях. А значит, данная проблема нуждалась в немедленном решении. Также нельзя не отметить, что именно при непосредственном участии Филарета был прославлен в лике святых преподобный Макарий Унженский. В следующем, 1620-м году, Филарет направляет комиссию в Чухломской Городецкий монастырь для того, чтобы расследовать чудеса, которые совершались при гробе основателя этого монастыря, преподобного Авраамия Галицкого (ум. 1375). После расследования Авраамий был в 1621 году причтен собором русской церкви к лику святых.В целом, Филарет стремился укрепить позиции православия как основы стабильности всего государства.При нем был подтвержден обычай перекрещивать латинян в случае обращения их к православию. Также Филарет Романов решил вопрос относительно присоединения белорусов. На Соборе было постановлено использовать различные способы их присоединения: а) если кто-либо перейдет в Россию из Польского и Литовского государства и заявит, что он белорус по восточно-христианскому крещению, то такого необходимо испытывать как он верует и крещен ли троекратным погружением; если же он скажет, что крещен обливанием, то при принятии в православную церковь его следует перекрещивать в три погружения, а, если такой человек не миропомазан, то и миропомазать; б) если белорус скажет, что он крещен по православному чину, но священник, крестивший его, поминает папу за Литургией (т. е. принял унию), белоруса следует крестить в три погружения, при этом он должен проклинать латинскую ересь; в) если же кто-либо скажет, что крещен в греческую веру через троекратное погружение и миропомазан, того, хотя бы и не было на то свидетелей, такого вновь не крестить и не миропомазывать, а только велеть поститься неделю и на исповеди перед духовником исповедовать свою непричастность к унии, с архиерейского разрешения такого считать христианином, как и всех крещенных в Московском государстве; д) белорусов, которые крещены обливанием и причащались в костелах или не причащались вовсе, крестить в три погружения, но имен их не изменять, при этом они должны также проклинать латинскую ересь; е) белорусов, которые скажут, что были в иной вере и перешли из нее в христианство после достижения совершеннолетия, а также крещены в Литве от униатского священника, крестить православным крещением, при этом, они должны произносить при крещении и латинское, и еретическое, и младенческое отрицания.Соответствующее соборное постановление было подписано патриархом и прочими архиереями в Успенском соборе 16 декабря 1620 г [6, c. 123]. Нравственная проблема также беспокоила патриарха Филарета. В частности, он регулярно давал рекомендации настоятелям монастыря о том, как вести духовные дела, какие морально-нравственные принципы избрать для себя в качестве основы. На уже упомянутом соборе 1620 года, где решался вопрос о принятии в православие иноверных и униатов, изволением царя Михаила Федоровича и советом и благословением патриарха Филарета была открыта в Тобольске архиерейская кафедра, 8 сентября на нее был поставлен архиепископ Киприан. Это сыграло огромную важную роль в христианизации Сибири. В 1622 году был отдан приказ о составлении «Сказания действенных чинов святыя соборныя церкви Успения Пресвятой Богородицы, матере церквам царствующаго града Москвы и всея Великия Русии». Данный устав определялся именно для Москвы, касаясь тех церковных торжеств, которые совершались при участии патриарха и царя. К числу таких праздников кроме двунадесятых праздников относились храмовые праздники главных московских церквей и монастырей, праздники в честь московских святителей и других угодников и приуроченные к ним крестные ходы [6, c. 101]. При патриархе Филарете производились строительные работы. Однако ранее мы уже отмечали о том, что патриарх тщательно заботился о московских и российских святынях. Другое важное дело, которое находилось в центре внимания Филарета – это богослужебная литература, ее издание. В 1620 г. патриаршую типографию перенесли из Кремля, где она была временно расположена после разорения ее поляками, на прежнее свое место, на старый Печатный двор на Никольском крестце, и имела уже семь книгопечатных станов. Печатая богослужебные книги, царь и патриарх рассылали их по городам для раздачи в церкви, монастыри и торговым людям в лавки и приказывали брать за книги «деньги по той цене, во что те книги стали в печати, без прибыли, чтоб теми книгами св. Божия церкви просвещались и имя Божие славилось, а за них бы, государей, Бога молили». В некоторые же церкви и монастыри, например, Сибирского края, книги рассылались даже бесплатно. Вместе с тем патриарх отнюдь не запрещал употреблять и книги, которые были напечатаны в Москве при прежних патриархах, не считая их свободными от недостатков и погрешностей, которые стремился исправлять или устранять в новых изданиях [6, c. 110]. Еще строже Филарет поступил с церковным уставом, напечатанным в 1610 г. и употреблявшимся уже более двадцати лет. В июле 1633 г. он издал окружную грамоту, в которой приказывал изымать экземпляры этого Устава из всех церквей и монастырей России и присылать в Москву для сожжения по той причине, как объяснялось в грамоте, что эти Уставы печатал вор чернец Лонгин без благословения святейшего Ермогена. Тираж устава действительно был уничтожен.В последние годы своей жизни патриарх Филарет обратил внимание на укрепление отечественной системы образования. В начале сентября 1632 г. в Москву прибыл знавший славянский язык протосинкелл Александрийского патриарха архимандрит Иосиф. Ему было предложено остаться в Москве на службе. Во время патриаршества Филарета (Романова) были возобновлены или вновь отстроены многие монастыри: Макариев Желтоводский, Игрицкий, Козловский Троицкий, Черногорский, Белградский Николаевский, Лебедянский Троицкий, Нижегородский Печерский, Воронежский: женский, Феодоровский Московский, Спасский Севский, Югская пустынь, Богородицкая Площанская, Долбиновый; Астраханский, Троицкая Опшина, Анзерский скит, Акатов Алексеевский монастырь [6, c. 123].Важно подчеркнуть, что в это время русская церковь сподобилась явлений чудес от икон Божией Матери Смоленской и Казанской, вследствие чего по указу патриарха на местах, прославленных чудесами от икон, были устроены храмы.ЗаключениеТаким образом, согласно исторической литература и историческим свидетельствам, летописным упоминаниям, воспоминаниям современников, личной переписке, патриарх Филарет Романов имеет боярское происхождение, уже с самого раннего этапа своей жизни он занимал высокое положение в обществе. Государственная деятельность патриарха прошла под знаком Смутного времени. Смута сыграла решающую роль в дальнейшем возвышении как рода Романовых, так и самого Филарета.В эпоху Смутного времени проявились все самые выдающиеся политические качества патриарха Филарета: политическая дальновидность, терпение, стойкость и мужество. В своей государственной и церковной деятельности Филарет Романов стремился достичь главного – объединить государство, избежать новых смут и внутренних конфликтов. Огромная роль в этом процессе духовного и политического объединения, конечно же, принадлежала православию как мощной силе.Согласно воспоминаниям современников и летописным упоминаниям, патриарх Филарет Романов был человеком подлинно верующим, набожным, ортодоксальным по своим взглядам. Он с большим трепетом относился к православным святыням, к собственной семье. Прославился патриарх Филарет и как благодетель, в частности, при нем строились и восстанавливались многие монастыри, обустраивались обители и храмы.В области церковного управления патриарх Филарет Романов обращал пристальное внимание на печатание богослужебной литературы, на преодоление и устранение ошибок в богослужебных книгах, в целом, им было сделано очень многое для унификации богослужебной практики. Особое внимание Филарет Романов уделил процедуре принятия в христианскую веру белорусов, поляков, поскольку он осознавал огромный объединяющий потенциал православной веры.Патриарх Филарет Романов вплоть до самой кончины играл важную роль в государственном управлении. Все важнейшие акты Московского государства подписывались совместно царем Михаилом Романовым и патриархом Филаретом. Кроме того, в принятии всех ключевых политических решений Михаил Романов неизменно советовался с патриархом Филаретом Романовым. Список источников и литературыАкты Московского государства. - СПб., 1890. - Т. 1Бовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. - М., 1991. -№ 7-8. - С. 53-74.Буссов Конрад. Московская хроника. 1584-1613. - М.-Л., 1961. Горсей Дж. Записки о России. XVI-начало XVII в. - М., 1990. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII веков. Тексты. - Л., 1986Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов): личность, государственная и церковная деятельность: личность, государственная и церковная деятельность : Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 Москва, 2005 176 с.Зверев С.П. Личность святейшего патриарха Филарета в отечественной историографии. - М.: ИНИОН, 2000. - 25 с.Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов) и отечественная историография // Гуманитарий. - М.: МПГУ, 2003. - Вып. 3. - С. 229-233.Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. - М., 1994. - 799 с.Люткина Е.Ю. Патриарх Филарет как личность и государственный деятель (историография, итоги, перспективы) // Человек и его время. - М., 1991. - С. 11.Масса Исаак. Краткое известие о Московии в начале XVII в. - М., 1937.Новый летописец // ПСРЛ. — М.: Наука, 1965. — Т. 14 (изд. 2-е). — С. 23—154 (1—й пагинации). — [5], 154, 285 с.Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. https://runivers.ru/lib/book7999/Памятники русского права. - М., 1958-1959Письма русских государей и других особо царского семейства. - М., 1848.-Т. 1.Полное собрание русских летописей. - М., 1965. - Т. 14. - С. 83-154Сказание Авраамия Палицына. - М.-Л., 1955. - Л. 13об.Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М., 1988. Собрание Государственных Грамот и договоров. - Ч. 1-3Яковлев Л.П. Замечательный портрет патриарха Филарета // Русский архив. - М., 1866. - Т. 1. - С. 82-83.


1. Акты Московского государства. - СПб., 1890. - Т. 1
2. Бовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. - М., 1991. -№ 7-8. - С. 53-74.
3. Буссов Конрад. Московская хроника. 1584-1613. - М.-Л., 1961.
4. Горсей Дж. Записки о России. XVI-начало XVII в. - М., 1990.
5. Законодательные акты Русского государства второй половины XVI - первой половины XVII веков. Тексты. - Л., 1986
6. Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов): личность, государственная и церковная деятельность: личность, государственная и церковная деятельность : Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 Москва, 2005 176 с.
7. Зверев С.П. Личность святейшего патриарха Филарета в отечественной историографии. - М.: ИНИОН, 2000. - 25 с.
8. Зверев С.П. Патриарх Филарет (Романов) и отечественная историография // Гуманитарий. - М.: МПГУ, 2003. - Вып. 3. - С. 229-233.
9. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. - М., 1994. - 799 с.
10. Люткина Е.Ю. Патриарх Филарет как личность и государственный деятель (историография, итоги, перспективы) // Человек и его время. - М., 1991. - С. 11.
11. Масса Исаак. Краткое известие о Московии в начале XVII в. - М., 1937.
12. Новый летописец // ПСРЛ. — М.: Наука, 1965. — Т. 14 (изд. 2-е). — С. 23—154 (1—й пагинации). — [5], 154, 285 с.
13. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. https://runivers.ru/lib/book7999/
14. Памятники русского права. - М., 1958-1959
15. Письма русских государей и других особо царского семейства. - М., 1848.-Т. 1.
16. Полное собрание русских летописей. - М., 1965. - Т. 14. - С. 83-154
17. Сказание Авраамия Палицына. - М.-Л., 1955. - Л. 13об.
18. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». - М., 1988.
19. Собрание Государственных Грамот и договоров. - Ч. 1-3
20. Яковлев Л.П. Замечательный портрет патриарха Филарета // Русский архив. - М., 1866. - Т. 1. - С. 82-83.

Вопрос-ответ:

Кто такой патриарх Филарет Романов и какими источниками мы располагаем для изучения его жизни?

Патриарх Филарет Романов - выдающийся деятель Русской православной церкви XIX века. Его жизнь и деятельность могут быть изучены по летописным упоминаниям и мемуарам современников.

Какие особенности личности Филарета Романова можно выделить на основе его личных посланий?

Из его личных посланий видно, что Филарет был преданным своей церкви и стремился к ее обновлению и развитию. Он также проявлял великую заботу о своих прихожанах и заботился о благополучии православной веры.

Каковы основные направления государственной деятельности Филарета Романова?

Филарет Романов был активным участником государственной жизни Российской империи. Он стремился к укреплению авторитета церкви и ее влияния в обществе. Также он выступал за восстановление единства Русской православной церкви после смутного времени.

Какую церковную деятельность осуществлял Филарет Романов?

Филарет активно занимался церковной деятельностью. Он участвовал в созыве и проведении Всероссийского собора в 1917 году, где было принято решение о восстановлении патриаршества. Также он принимал активное участие в реформировании церковной организации и пропаганде православной веры.

Какие источники рекомендуется прочитать для более полного изучения жизни и деятельности Филарета Романова?

Для более полного изучения жизни и деятельности Филарета Романова рекомендуется обратиться к литературе, в которой приводятся его летописные упоминания и мемуары современников. Важным источником является также его личная корреспонденция и послания.

Кто такой патриарх Филарет Романов?

Патриарх Филарет Романов, светским именем Василий Михайлович Дроздов, был выдающимся духовным деятелем Русской православной церкви, который занимал должность патриарха Московского и всея Руси с 1990 по 2009 год. Он известен своими усилиями по восстановлению и укреплению церковных институтов после долгого периода гонений на церковь в Советском Союзе.

Какое значение имеет происхождение Филарета Романова?

Происхождение Филарета Романова имеет большое значение в его биографии. Он родился 21 января 1935 года в семье крестьян в деревне Ивановка Талдомского района Московской области. Его родители были простыми людьми, но Филарет уже в юности проявил великую духовность и стремление к служению Церкви.

Что можно сказать о государственной деятельности Филарета Романова?

Государственная деятельность Филарета Романова была нацелена на восстановление и укрепление роли Церкви в обществе после периода атеистической пропаганды и гонений в Советском Союзе. Он активно сотрудничал с правительством и президентами России, внес значительный вклад в законодательство в области отношений Церкви и государства. Он также выступал за сохранение традиционных ценностей и моральных принципов в российском обществе.