Внеклассная работа по математике с учащимися общеобразовательной школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: математика
  • 24 24 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 05.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика внеклассной работы по математике 6
1.1. Цели проведения внеклассной работы по математике 6
1.2 Сравнение внеклассной работы по математике с урочной формой обучения 9
1.3. Основные виды внеклассной работы по математике в образовательном процессе в школе 11
Глава 2. Методические особенности внеклассной работы по математике с учащимися общеобразовательной школы 18
2.1. Внедрение различных форм внеклассной работы по математике в образовательный процесс 18
2.2. Методическая разработка внеклассной деятельности по математике 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Фрагмент для ознакомления

В районных, областных и всеукраинских олимпиадах участвуют победителишкольных олимпиад и олимпиад соответствующего низшего ранга.Опыт показывает, что в областных, всеукраинских и международных олимпиад нужно специально готовить учеников, объединив победителей школьныхолимпиад и олимпиад высокого уровня.Такую работу в городе или районе должны проводить опытные учителя.2.2. Методическая разработка внеклассной деятельности по математикеРассмотрим для примера возможный вариант проведения «Недели математики» на тему, посвященную деятельности М. В. Остроградского.Используем опыт, освещен в методических рекомендациях, визготовленныхруководителем секции методики математики Ровенского отделенияпедагогического общества К. Л. Корч (Ровно, 1982).«Недели математики» позволяют привлечь к внеклассной работе многих учеников всех классов, раскрыть их потенциальные способности, повысить уровеньматематической культуры, развиватьпознавательный интерес учащихся, расширить их кругозор, показать роль математики в научно-техническом прогрессе и развития интеллектуального потенциала страны.Эта форма работы насыщена конкретными мерами, и поэтому успешное проведение «Недели математики» требует серьезной и длительной подготовки.Опыт показывает, что подготовка его нужно начинать за 1,5 - 2 месяца.Управлять этой работой целесообразно поручить организационному комитету, в состав которого входят учителя и ученики, а возглавляет егоинициативный учитель математики.Комитет составляет сценарий «Недели», назначает ответственных за каждый участок работы (выпуск газет, работа членов жюри, подготовка материалов стенда, оформление помещения, подбор сообщений, вопросов для КВН ( «Клуб веселых и находчивых») и т. Д.).При этом нужно учитывать индивидуальные интересы и возможности учителей и учеников, оскилькиподготовительная работа должна быть массовой и творческой.Учителя должны быть постоянно в центре событий, оказывать помощь, генерировать идеи, оводитьрепетиции, тренировки и т.Большую помощь могут оказать в этот период школьная пресса, школьная библиотека, предложив специальныенаучно-популярные издания по математике, статьи в журналах.За 10 дней до начала «Недели» целесообразно оформить специальный выпуск школьной математической газеты с информацией о сроке оведенияи содержание мероприятий на всю неделю, в которой каждому дню «Недели»посвятить небольшое описание, иллюстрированный соответствующими рисункамии эпиграфом.Например, к конкурсу решения математических задач можно в качестве эпиграфа взять выражение Н. А. Митропольского о том, что сила математики- в ее практическом применении.Если есть возможность, то к пропаганде «Недели» нужно привлекать школьное радио или замкнутую телевизионную систему.Ежедневный содержание «Недели» может иметь такой вид.Понедельник.В коридоре на видном месте появляется ярко оформлена объявление о начале «Недели», стены украшены высказываниями о математике выдающихся мыслителей прошлого и современности.В удобных для обозрения местах вывешивают стенды: «М.В. Петроградский - выдающийся математик »,« Математика на службе человечества »,« Математика и сельское хозяйство »,« Математика в жизни родителей »,« Викторина эрудитов »и др.В понедельник после уроков в младших и средних классах (1-9 классы) видбуваетсяклассная математическая час.Желательно, чтобы ее подготовили и провели ученики 10 - 11 классов.В 10 -11 классах можно прочитать лекцию «М.В. Петроградский - выдающийся математик »или провести« Встреча за круглым столом », заседание« Клуба интересных встреч », на которых приглашенные специалисты расскажут старшеклассникам о роли математики в народном хозяйстве, достижения современной отечественной и мировой математики.Вторник.В коридорах или в математическом кабинете организуется выставкакниг и журналов «За страницами учебника математики».Консультанты, среди которых может быть библиотекарь, дают объяснения, в частности, где можно взять почитать ту или иную книгу.Обычно большой интерес проявляют ученики к стенду «С улыбкой о математике».Основным мероприятием дня может быть математический утро для учащихся 5 - 6 классов и научная конференция, посвященная топологии или иной области математики (в популярныхи интересной для восприятия форме) для учащихся 9-11 классов.Доклады должны быть короткими и наглядных.Среда.В этот день в коридорах школы можно развернуть выставку изготовляемыхнаглядных пособий, альбомов, рефератов о математике, лучших тетрадей учащихся 5 - 6 классов.В школьном зале происходит «Математический бой» учеников 7 - 8 классов.Специальное жюри оценивает стенды и определяет победителей.Четверг.Проводятся три мероприятия «Математической недели»:1) конкурс математических газет (их вывешены в коридоре), который оценивает жюри и присуждает три первых места;2) для учащихся 10 - 11 классов организуется пресс-конференция, на которой учителя и студенты отвечают ученикам на вопрос о жизни и научной деятельности М.В. Петроградского, современное развитие математики и ее применения, деятельностьсовременных математиков и др.Вопрос целесообразно задавать в письменной форме, чтобы отсеять те, которые непосредственно не касаются темы.Ответы на некоторые из них можно дать в личной беседе с учащимися;3) математический КВН учеников 9 класса.Традиционно его программа содержит следующие пункты: поздравления командразминка;домашнее задание;номера художественной самоделятельности;конкурс капитанов;интересные задачи и вопросы;конкурс болелиников.Пятница.В этот день запланированы олимпиада учащихся 5 - 11 классов математическийвечер учащихся 10-11 классов, например на тему «Математика наука молодых».Для подготовки вечера можно использовать пособие [15].Суббота.Можно провести «Математический съезд» учеников школы и подвести на нем итоги «Недели математики».На съезде целесообразно объявить приказ директорашколы о награждении команд-победительниц различных соревнований, отдельных учеников-победителей олимпиады, конкурсов и учеников, принимавших активное участие в подготовке и проведении «Недели математики» (призами могут быть грамоты, шуточные стихи,КНИГИматематического содержания, художественная литература и т.д.).В зале демонстрируется фотогазета с фотографиями победителей.Съезд завершается развлекательной частью.На очередном заседании методического объединения учителей математики нужно подвести итоги «Недели», назвать достижения и недолекарства,составить планы на будущее.Целесообразно оформить материалы «Недели»в виде альбома, который отображает педагогический опыт внеклассной работы по математике в школе.ЗаключениеВнеклассная работа по математике - это занятия, которые происходят во внеурочное время, основываются на принципе добровольного участия, имеют целью повышение уровня математического развития учащихся и интереса к предмету благодаря углублению и расширению основного содержания программы. Внеклассные занятия можно строить как на материале, незначительно связанном со школьной программой, так и на материале, который непосредственно граничит с темами обязательной программы, но не дублирует эту работу, а углубляет и несколько расширяет ее.Не следует считать внеклассной работой дополнительные занятия с учениками, что не успевают по математике, а также индивидуальные и групповые занятия с теми, кто учится с опережением. Работа с этими категориями учащихся непосредственно связана с изучением на разном уровне программного материала.Внеклассная работа по математике является важной составляющей с учебно-воспитательного процесса в целом и обучения математике в частности. Такая работа дает новые возможности связывать обучения математике с современными тенденциями развития общества, в частности его информатизацией. Использование современных информационно-коммуникационных технологий при обучении математике наиболее просто и эффективно можно осуществить на занятиях математических кружков и других формах внеклассной работы. Внеклассная работа по математике способствует развитию личности ученика как в плане его социализации, так и в плане индивидуального развития.Дальнейшими направлениями развития внеклассной работы по математике могут быть следующие: развитие методик форм внеклассной работы с использованием Интернета; проведения различных форм внеклассной работы с помощью технологий дистанционного обучения по ученикам не только своей школы, но и других школ. Интернет-возможности позволяют разнообразить формы внеклассной работы по математике и индивидуальном выбора учеников интересных для них форм.Список использованной литературыАлексеева И. Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1969.Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике /П. У. Байрамукова . – Ростов-на-Дону. : - Феникс , 2007.- 4-9 с.Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2007. – 335 с.Белова Ю. М. Система внеклассной работы по математике в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45002.htm.Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема / А.В. Белошистая. - Начальная школа. – 2003. - № 1 – с. 44 – 53.Внеклассная работа по математике в средней школе: Учеб. пособие для обучающийсяов педвуза. / Сост. Демисенова С.В. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2004. – Выпуск VIII. – 62 с.ДемисеноваС.В. Внеклассная работа по математике и информатике. Учебнометодический комплекс. Рабочая программа для обучающихся по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование». Тобольск, 2016, 9 с.Дундина В. В. Система внеклассной и внеурочной работы по математике // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 141–145.Косарев А.Н. Организация внеклассной работы по математике в средней школе на основе трудов профессора Ф. Ф. Нагибина // Вестник ВятГУ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneklassnoy-raboty-po-matematike-v-sredney-shkole-na-osnove-trudov-professora-f-f-nagibina (дата обращения: 05.06.2020).Кучурин В.В., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Организация внеурочной деятельность в школе : учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2016. –108 с.Майер, Е. И. Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51266/ (дата обращения: 05.06.2020).Мухамедьянова Э.Г., Усынина Н.Ф. Особенности организации внеклассной работы по математике // Стратегии подготовки бакалавров и магистров в научном и образовательном пространстве: сб. тр. конф. – Курган: КурГУ, 2019. – С. 162-167. Николау Л.Л. Использование внеклассных мероприятий для развития интереса к математике / Л.Л. Николау. - 2008. - 69 с. Панишева О.В., Овчинникова М.В. Ретроспективный анализ форм внеклассной работы по математике в средней школе (со второй половины ХХ века до начала ХХI века) // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №54-2. – С. Научный электронный журнал "Меридиан" 227-235.Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы по математике [Текст]: методические рекомендации / сост.: С. С. Елифантьева, И. В. Налимова. - Ярославль: Изд-во ЯШУ, 2009. - 68 с.Сефибеков С.Р. Внеклассная работа по математике / С.Р. Сефибеков. - 2009. - 80 с.Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. М.: Айрис-пресс, 2006. С. 14.Фарков А.С. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2007. – 288 с.Хайруллина Р.Х. Внеклассная работа по математике // Инновационная наука. 2017. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneklassnaya-rabota-po-matematike (дата обращения: 05.06.2020).

Список использованной литературы

1. Алексеева И. Н. Вопросы усовершенствования внеклассной работы по математике и подготовки учителя к ее проведению: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1969.
2. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике /П. У. Байрамукова . – Ростов-на-Дону. : - Феникс , 2007.- 4-9 с.
3. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 2007. – 335 с.
4. Белова Ю. М. Система внеклассной работы по математике в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45002.htm.
5. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема / А.В. Белошистая. - Начальная школа. – 2003. - № 1 – с. 44 – 53.
6. Внеклассная работа по математике в средней школе: Учеб. пособие для обучающийсяов педвуза. / Сост. Демисенова С.В. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2004. – Выпуск VIII. – 62 с.
7. Демисенова С.В. Внеклассная работа по математике и информатике. Учебнометодический комплекс. Рабочая программа для обучающихся по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование». Тобольск, 2016, 9 с.
8. Дундина В. В. Система внеклассной и внеурочной работы по математике // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 141–145.
9. Косарев А.Н. Организация внеклассной работы по математике в средней школе на основе трудов профессора Ф. Ф. Нагибина // Вестник ВятГУ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneklassnoy-raboty-po-matematike-v-sredney-shkole-na-osnove-trudov-professora-f-f-nagibina (дата обращения: 05.06.2020).
10. Кучурин В.В., Рогозина Т.В., Фирсова Н.В. Организация внеурочной деятельность в школе : учеб.-метод. пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2016. –108 с.
11. Майер, Е. И. Особенности организации и проведения внеклассной работы по математике в основной школе / Е. И. Майер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 420-421. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51266/ (дата обращения: 05.06.2020).
12. Мухамедьянова Э.Г., Усынина Н.Ф. Особенности организации внеклассной работы по математике // Стратегии подготовки бакалавров и магистров в научном и образовательном пространстве: сб. тр. конф. – Курган: КурГУ, 2019. – С. 162-167.
13. Николау Л.Л. Использование внеклассных мероприятий для развития интереса к математике / Л.Л. Николау. - 2008. - 69 с.
14. Панишева О.В., Овчинникова М.В. Ретроспективный анализ форм внеклассной работы по математике в средней школе (со второй половины ХХ века до начала ХХI века) // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №54-2. – С. Научный электронный журнал "Меридиан" 227-235.
15. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы по математике [Текст]: методические рекомендации / сост.: С. С. Елифантьева, И. В. Налимова. - Ярославль: Изд-во ЯШУ, 2009. - 68 с.
16. Сефибеков С.Р. Внеклассная работа по математике / С.Р. Сефибеков. - 2009. - 80 с.
17. Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. М.: Айрис-пресс, 2006. С. 14.
18. Фарков А.С. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. – 2-е изд. – М.: Айриспресс, 2007. – 288 с.
19. Хайруллина Р.Х. Внеклассная работа по математике // Инновационная наука. 2017. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneklassnaya-rabota-po-matematike (дата обращения: 05.06.2020).

Вопрос-ответ:

Зачем проводят внеклассную работу по математике?

Внеклассная работа по математике проводится для более глубокого и широкого освоения математических знаний и навыков учащимися. Она позволяет углубить понимание материала, закрепить умения решать задачи, развить логическое мышление и творческие способности.

В чем отличие внеклассной работы по математике от урочной формы обучения?

Урочная форма обучения включает в себя занятия по расписанию, проводимые учителем в классе. Внеклассная работа по математике, напротив, проводится вне уроков и имеет свободный формат. Она обычно более интерактивна и позволяет учащимся самостоятельно исследовать математические задачи, решать головоломки и задания, применять свои знания на практике.

Какие цели ставятся перед проведением внеклассной работы по математике?

Основной целью внеклассной работы по математике является углубление и расширение математических знаний и навыков учащихся. Эта работа направлена на развитие логического мышления, способности к анализу и решению математических задач, а также на формирование интереса и любви к математике.

Какие виды внеклассной работы по математике существуют?

Внеклассная работа по математике может включать различные виды занятий и мероприятий. Например, это могут быть кружки и секции по математике, олимпиады и конкурсы, научно-исследовательская работа, проблемно-творческие задания, игры и головоломки, экскурсии и походы. Также внеклассная работа может включать использование интерактивных методов обучения и средств информационных технологий.

Какие методические особенности есть у внеклассной работы по математике?

Внеклассная работа по математике имеет свои методические особенности. Она подразумевает большую свободу в выборе формата занятий и материалов, а также активное участие учащихся в процессе обучения, позволяя им самостоятельно исследовать математические задачи и применять полученные знания на практике. Методические особенности внеклассной работы по математике также включают использование игровых и творческих подходов, индивидуализацию обучения и применение различных интерактивных методов.

Какова цель проведения внеклассной работы по математике в общеобразовательной школе?

Основная цель проведения внеклассной работы по математике в школе - развитие математических навыков и умений у учащихся. Она направлена на углубление и расширение знаний по математике, формирование умения применять полученные знания в практических ситуациях, развитие логического мышления и абстрактного мышления.

В чем отличие внеклассной работы по математике от урочной формы обучения?

Внеклассная работа по математике отличается от урочной формы обучения тем, что она проводится вне урока и дополняет основной учебный материал. Внеклассная работа позволяет более глубоко изучить математические понятия, применить их на практике, а также развить критическое мышление и творческие способности учащихся.

Какие основные виды внеклассной работы по математике используются в образовательном процессе?

Основные виды внеклассной работы по математике в школе включают различные математические игры, соревнования и олимпиады, математические проекты и исследовательские работы, использование компьютерных программ и ресурсов для изучения математики, экскурсии и посещение математических мероприятий.

Какие методические особенности внеклассной работы по математике могут быть использованы?

Внеклассная работа по математике может быть организована с использованием различных методических приемов и подходов. Например, это могут быть индивидуальные и групповые занятия, работа с использованием интерактивных досок и электронных учебников, применение игровых форм и задач, развивающих логическое мышление учащихся, использование разнообразных заданий и упражнений для активизации мыслительной деятельности.

Какие формы внеклассной работы по математике можно внедрить в учебный процесс?

Внедрение различных форм внеклассной работы по математике может включать организацию тематических дней и недель, проведение математических конкурсов и выставок, участие в олимпиадах и соревнованиях, проведение математических экскурсий и практических занятий за пределами школы, использование информационных технологий и интерактивных методик.