Частицы в художественной прозе Е.И.Носова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 30 30 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 04.07.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Частицы как служебная часть речи русского языка 5
1.1. Частицы в составе частей речи русского языка 5
1.2. Классификация и функции частиц в русском языке 8
Глава 2. Функционирование частиц в художественной литературе (на примере прозы Е.И. Носова) 16
2.1. Виды частиц в произведениях Е.И. Носова 16
2.2. Функции частиц в художественной литературе 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение 33

Фрагмент для ознакомления

Говорит, будто и бабы и мужики в платьях ходют...- рассмеялась она.- Дак, а что ж, ежели такая жара... Повидал всево («Во субботу, день ненастный...»).
В данном случае эмоциональность говорящего выражается за счет использования частиц дак и ж, которые позволяют показать весь спектр эмоций. Частица будто, которая также используется в приведенном контексте, является сравнительной по своему типу.
В рамках данного исследования необходимо также рассмотреть частицы в прозе Е.И. Носова, исходя из их структуры. В структурном аспекте, согласно Л.И. Рахмановой, частицы в русском языке подразделяются на производные и непроизводные. Обе группы частиц используются в прозе Е.И. Носова.
Чаще всего в рассказах писателя отмечается функционирование непроизводных частиц (78,5%), т.е. частиц, которые не имеют производящей основы и являются однолексемными: ага, аж, б, будто, бы, ведь, во, вон, вот, вроде, все, глядишь, да, давай, даже, дак, дескать, еще, ж, же, именно, ишь, как, ладно, ли, мол, нет, неужто, ну, один, пожалуй, почти, просто, прямо, пусть, словно, точно, разве, уж, хоть, это, якобы.
С другой стороны, в произведениях Е.И. Носова также присутствуют и производные частицы, которые имеют двухкомпонентную структуру и образовались от слияния двух частиц. Производные частицы отмечаются в 17 контекстах (21,5%): а то, ан нет, вовсе нет, вот как, все-таки, едва только, как бы, как же, как раз, ну и, словно бы, что ли, чуть не.
Наглядно представим соотношение производных и непроизводных частиц в прозе Е.И. Носова на диаграмме (см. Рисунок 2).
Рисунок 2 – Структурные группы частиц в прозе Е.И. Носова

Таким образом, в семантическом аспекте в прозе Е.И. Носова преобладают модальные частицы. В структурном аспекте отмечается доминирование непроизводных частиц.

2.2. Функции частиц в художественной литературе

Частицы выполняют ряд функций в художественной литературе. Как указано в первой главе работы, основными тремя функциями частиц являются модальная, эмоциональная и тексообразующая функции. Все эти три функции частиц наблюдаются и в прозе Е.И. Носова.
Например:
- Стрелять-то хоть доводилось? («Красное вино победы»).
Частица хоть многозначна в русском языке и может использоваться в следующих значениях: 1) при выражении усиления, соответствуя по значению словами даже, пусть даже: по крайней мере, во всяком случае; по меньше мере, самое меньшее; 2) только, лишь, единственно: любой, в любое место, в любое время; лишь только какой-нибудь, лишь бы только куда-нибудь [Ефремова 2000]. В приведенном примере частица используется в первом значении, выражая сомнение говорящего в качествах собеседника. Следовательно, главной функцией данной частицы является модальная функция. С другой стороны, эту частицу также следует относить к выделительно-ограничительным смысловым частицам, поскольку она показывает определенное ограничение в своей семантике.
Ведь не станешь у своей же матери требовать? («Шопен, соната номер два»)
В приведенном отрывке из рассказа Е.И. Носова используется две частицы, каждая из которых относится к типу эмоционально-экспрессивных частиц. Частица ведь используется для подчеркивания сказанного, противопоставляя это чему-либо другому как известное, очевидное с яркой эмоциональной окраской противопоставления. Частица же используется для эмоционального выделения и подчеркивания значения контекста. В результате все предложение получает эмоционально-оценочную окраску.
- Взяли б да помогли! - кричали девчата.- Ишь вырядились! Тунеядцы! («Шопен, соната номер два»)
В данном примере текстообразующая функция наблюдается у частицы ишь, поскольку при помощи нее есть возможность образовать безличное предложение. Дополнительно эта частица отражает высокую степень эмоциональности говорящего, исходя из ее значения: выражение удивления, укоризны, недоумения, возмущения и т.п. [Кузнецов 2000].
Следует отметить, что данная схема функций не является однозначной в отношении рассказов Е.И. Носова. Анализируя функционирование частиц в данных произведениях, можно выделить и ряд других функций, выполняемых частицами.
- Дак и стрелял... А то как же. В окруженье однова попали... Вот как насел немец-то, вот как обложил... Дак и стрелял, куда денешься («Красное вино победы»).
В приведенной реплике персонажа рассказа Е.И. Носова используется большое количество частиц, каждая и которых выполняет собственную смысловую или эмоционально-экспрессивную функцию. Однако в общей совокупности применение частиц в речи героя позволяет писателю создать разговорную, фамильярную атмосферу коммуникации, показать простонародное общение.
Он якобы только что разделался с немецким "тигром" и теперь, сдвинув набекрень кубанку, посмеивается и устраивает перекур («Красное вино победы»)
В данном примере используется частица якобы, которая относится к типу модальных частиц, использующихся для отражения чужой речи. Такая специфика частиц этого типа отражает их особую функцию, а именно функцию цитации. Посредством частица якобы писатель имеет возможность отразить пересказ в словах говорящего.
Таким образом, частицы многофункциональны и выполняют одновременно разные функции. Приведем все выделенные функции частиц в прозе Е.И. Носова в схеме (см. Рисунок 3).
Рисунок 3 – Функции частиц в художественной прозе Е.И. Носова

Исходя из выделения дополнительных функций у частиц, можно сделать вывод об их многофункциональности и многозначности и возможности использоваться в разных контекстах с разным назначением, независимо от семантического вида.

















Заключение

Целью настоящего исследования было проанализировать частицы в художественной прозе Е.И. Носова. Для достижения данной цели в работе решен ряд задач.
В ходе решения первой задачи нами рассмотрены частицы в составе частей речи русского языка. Класс частиц определяется как служебные слова, выражающие смысловые и модально-экспрессивные оттенки предложений и слова, участвующие в образовании форм слов. Частицы обладают грамматическим значением, и некоторые частицы имеют также лексическое значение. Функционирование частиц представлено, по большей части, сферой бытового общения, а также художественной литературой. В структурном аспекте частицы неизменяемы и образованы от знаменательных частей речи, что приводит к омонимии. В предложении они не имеют определенного места.
В процессе решения второй задачи в данной работе изучены классификации частиц и их функции в русском языке. Критериями классификации являются критерий значения (частицы с грамматическим и с лексическим значением), семантический критерий (модальные, смысловые и эмоционально-экспрессивные частицы), количество значений (однозначные и многозначные частицы), назначение (словообразующие и формообразующие частицы), структура (непроизводные и производные частицы). Среди функций в художественном тексте выделяются преимущественно модальная, эмоциональная и текстообразующая функции.
Третья задача предполагала проведение анализа видов частиц в произведениях Е.И. Носова. В семантической классификации доминирующее положение занимают модальные частицы (40%), которые представлены модально-волевыми, сравнительными, утвердительными, отрицательными, вопросительными, собственно модальными частицами и частицами чужой речи. На втором месте по частотности использования находятся смысловые частицы (27,5%), подгруппами которых являются указательные, определительно-уточнительные, выделительно-ограничительные и усилительные частицы. Третье место занимают эмоционально-экспрессивные частицы (22,5%), которые не имеют более подробного разделения. В структурном отношении доминирующее большинство частиц в прозе Е.И. Носова являются непроизводными (78,5%). Только 21,5 процентов частиц образуются от других частиц и являются производными.
В процессе выполнения четвертой задачи нами выделены функции частиц в художественной прозе Е.И. Носова. Модальная, эмоциональная и тексообразующая функции, выделяемые в научных трудах, отмечены и в прозе Е.И. Носова. Дополнительно мы выделили такие функции частиц в художественном тексте, как разговорная функция и функция цитации.


















Список использованной литературы

Бабенко Л.Г. Лексикология русского языка. – Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2008. – 126 с.
Белошапкова В.А. Современный русский язык. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1989. – 800 с.
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.: Учпедгиз, 1947. – 784 с.
Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – В 2-х т. – М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://www.efremova.info/.
Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://gufo.me/kuznec_a/
Нагорный И.А. Коммуникативно-прагматические функции русских частиц в тексте // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. – 2015. - № 2. – С. 50-57.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.ozhegov.org/.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Яз. славян. культуры, 2001. – 510 с.
Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: Изд-во МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. – 480 с.
Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка. – 2-е изд.. стер. – М.: Флинта. 2012. – 510 с.
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. – М.: Альта-Принт, 2008. [Электронный ресурс] URL: http://ushakovdictionary.ru/.
Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 248 с.
Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Русский язык и культура речи. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2008. – 352 с.
Шахматов В.В. Синтаксис русского языка. – 3-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 624 с.

Материалы исследования

Носов Е.И. Во субботу, день ненастный... [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PROZA/NOSOW_E/rasskazy.txt.
Носов Е.И. Красное вино победы. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PROZA/NOSOW_E/rasskazy.txt.
Носов Е.И. Шопен, соната номер два. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PROZA/NOSOW_E/rasskazy.txt.











Приложение
Примеры функционирования частиц в прозе Е.И. Носова, не отмеченные в работе
почти Ему почти не верилось, что на этой тихой улочке, по ее мураве, некогда тянулись глинистые, гнойно-желтые рубцы окопных брустверов, звякали под ногами стреляные гильзы и сухой ветер рассеивал золу с горячих еще пепелищ аж Фуганок аж птицей посвистывает, а стружка ну 21 вот тонка, вот тонкусенька, чуть не светится ну вот чуть не едва только Едва только дождались рассвета, все, кто был способен хоть как-то передвигаться, кто сумел раздобыть более или менее нестыдную одежку - пижамные штаны или какой-нибудь халатишко, а то и просто в одном исподнем белье,- повалили на улицу. хоть а то просто пусть Пусть мама побудет, пока ноги ходят. Квартира у него хорошая, детей пока нет... ну Ну чего ты, чего ты,- засмущалась женщина в васильковом плаще и с виноватой улыбкой посмотрела на корзину да Мы видели все это, с нами не играли в прятки, да и некогда было, и не было условий, чтобы щадить нас милосердием а то А то мог бы еще два аршина схлопотать... Под самый конец бы да Да, с железом трудновато,- отозвался я вовсе не Серое ее лицо, изрытое морщинами, оставалось спокойным, и можно было подумать, что она уснула под музыку и вовсе не слышит этого плача труб в ее бревенчатом вдовьем дому что ли - Погиб, что ли? –Да сразу-то не убило... да ж Когда ж в городе зацвела черемуха и серпуховские ткачи и школьники начали приносить в палату обрызганные росой благоухающие букеты, они не знали, что по ночам мы безжалостно раздергиваем их цветы, чтобы выломать себе палочки, которые каждый запасал и тайно хранил под матрасом как драгоценный инструмент как словно бы Пашка, а за ним и остальные заводские, словно бы невзначай, подошли к местным словно Люди, словно не понимая, что все уже кончилось, расходились нехотя, озираясь, оглядываясь, будто ожидали чего-то еще будто все - Спорим, уведу! –все кричал, горячился Пашка за спиной дяди Саши.- Нет, спорим?! нет даже И даже покачивался на голубой ленте какой-то инодержавный "лев", который за неимением места расположился почти на самом животе почти ведь Там ведь клали не по алфавиту все-таки Многие, пока шли, незаметно для себя все-таки перепутали нить напева, переиначили на свой лад, и потому в окопах солдаты сперва исполняли Гимн вразнобой - один взвод так, другой - этак. Но зато слова знали все назубок ладно Ладно тебе, шеф! - с обидой сказал Пашка.- Холодно ведь. До костей продуло. ведь ну и - Ну и крохобор ты, Степк! - сплюнул Федор.













2

Список использованной литературы

1. Бабенко Л.Г. Лексикология русского языка. – Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2008. – 126 с.
2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1989. – 800 с.
3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М.: Учпедгиз, 1947. – 784 с.
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – В 2-х т. – М.: Русский язык, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://www.efremova.info/.
6. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинт, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://gufo.me/kuznec_a/
7. Нагорный И.А. Коммуникативно-прагматические функции русских частиц в тексте // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. – 2015. - № 2. – С. 50-57.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.ozhegov.org/.
9. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Яз. славян. культуры, 2001. – 510 с.
10. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: Изд-во МГУ, Издательство «ЧеРо», 1997. – 480 с.
11. Самотик Л.Г. Лексика современного русского языка. – 2-е изд.. стер. – М.: Флинта. 2012. – 510 с.
12. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. – М.: Альта-Принт, 2008. [Электронный ресурс] URL: http://ushakovdictionary.ru/.
13. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 248 с.
14. Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Русский язык и культура речи. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2008. – 352 с.
15. Шахматов В.В. Синтаксис русского языка. – 3-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 624 с.

Материалы исследования

16. Носов Е.И. Во субботу, день ненастный... [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PROZA/NOSOW_E/rasskazy.txt.
17. Носов Е.И. Красное вино победы. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PROZA/NOSOW_E/rasskazy.txt.
18. Носов Е.И. Шопен, соната номер два. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/PROZA/NOSOW_E/rasskazy.txt.


Вопрос-ответ:

Что такое частицы в художественной прозе?

Частицы в художественной прозе - это особая группа слов, которые используются для передачи эмоционального оттенка высказывания или создания определенной атмосферы текста.

Какие функции выполняют частицы в художественной литературе?

В художественной литературе частицы выполняют различные функции, такие как выражение эмоций, усиление выразительности речи, создание определенного настроения или образа персонажа.

Какие виды частиц можно найти в произведениях Е. И. Носова?

В произведениях Е. И. Носова можно обнаружить различные виды частиц, например, модальные (например, "же" или "ли"), вводные (например, "дак" или "ведь"), усилительные (например, "то" или "же"), оформительные (например, "словно" или "как будто") и другие.

В каких случаях автор использует частицы в художественной литературе?

Автор использует частицы в художественной литературе для создания особого стиля рассказа, передачи настроения персонажей, подчеркивания их эмоционального состояния и передачи атмосферы происходящего.

Какую роль играют частицы в цитате "Говорит будто и бабы и мужики в платьях ходют"?

В данной цитате частицы "будто" и "ведь" усиливают сравнение и добавляют выразительности речи. Они помогают передать удивление и недоверие говорящего по отношению к сказанному.

Какие части речи существуют в русском языке?

В русском языке существуют следующие части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное, предлог, союз и частица.

Что такое частицы в русском языке?

Частицы - это служебная часть речи русского языка, которая не изменяется по падежам, числам и родам. Они имеют своеобразные значения и выполняют различные функции в предложении.

Как классифицируются частицы в русском языке?

Частицы в русском языке классифицируются по разным основаниям: по значению (указательные, вопросительные, отрицательные и др.), по функции (выделительные, модальные, компонентные и др.), по синтаксическому значению (подчинительные, соединительные, разделительные и др.).

Какие частицы используются в художественной прозе Е. И. Носова?

В художественной прозе Е. И. Носова можно встретить разнообразные частицы, такие как "дак", которая выражает удивление или неожиданность, "будто", которая обозначает сравнение или сопоставление, "и", которая служит связующим элементом в перечислении, а также другие частицы, которые помогают создать особую атмосферу и оттенить эмоциональную окраску произведения.