БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 05.07.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Сущность бюджета как экономической категории 5
1.2. Функции и значение государственного бюджета 6
1.3. Понятие бюджетной системы государства 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 12
2.1. Характеристика федерального бюджета России 12
2.2. Основы функционирования регионального уровня бюджетной системы России 14
2.3. Местные бюджеты как элементы бюджетной системы России 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
К первой группеотносятсясобственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям:- содержание собственных органов управления;- проведение местных выборов;- реализация муниципального заказа;- исполнение собственных законов;- финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;- финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;- обслуживание долговых обязательств муниципального образования;- специальные целевые программы местного значения;- инвестиции в местную инфраструктуру.Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов бюджета муниципального образования, а также трансфертов в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.Ко второй группеотносятсярасходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления:- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений;- создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация деятельности таких комиссий;- осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;- социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;- организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;- выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;- субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;- строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;- предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;- организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;- субвенции на покрытие дополнительных расходов убытки по тепло- и электроснабжению;- осуществление поселениями полномочий по первичному воинскому учету;- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации и др. [16, с. 261-263]Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному направлению, то основные их разделы можно объединить в следующие группы:1) Первую группусоставляютрасходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды. Основной объем расходов приходится на жилищно-коммунальное хозяйство.Расходы на национальную экономику занимают, как правило, незначительную долю в местных бюджетах после внесения изменений в структуру полномочий органов местного самоуправления. Как правило, данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием определенных градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности.2) Вторую группурасходов местных бюджетов, имеющих важнейшее значение для повышения уровня и качества бюджетных услуг в муниципальном образовании и отражающих эффективность проводимой в нем бюджетной политики, составляют социально-культурные расходы. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы на образование. [11, с. 35-41]ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении хотелось бы отметить, что бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов страны или ее отдельной территории, дает политической власти реальную возможность воздействовать на все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную и др. В экономической литературе под бюджетом понимаются денежные отношения, которые возникают у органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Совокупность бюджетов различных уровней образует бюджетную систему страны. В России сформирована трехуровневая бюджетная система, которая состоит из Федерального бюджета, бюджетов субъектов страны и местных бюджетов. Данная работа была посвящена изучению различных уровней бюджетной системы России, самым главным из которых является федеральный бюджет. Подводя итог следует отметить, что при помощи федерального бюджета государства, который представляет собой главный инструмент аккумулирования и распределения финансовых ресурсов страны, органы власти получают реальную возможность оказывать воздействие на все сферы общественной жизни – экономику, политику, культуру, социальную сферу и др. Также в заключении необходимо сказать, что каждый субъект страны обладает собственным бюджетом, который предназначен для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.Еще один вопрос, рассматриваемый в работе, был посвящен изучению самого низшего звена бюджетной системы – местного бюджета. Именно местный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов муниципального образования, дает власти на местах реальную возможность воздействовать на все сферы жизни общества – экономическую, политическую, социальную, культурную и др. Как и любой другой бюджет, бюджет муниципального образования имеет свои доходы и расходы. Доходы местного бюджета можно разделить на собственные и несобственные. Собственными доходами местного бюджета являются поступления от местных налогов и сборов, от уплаты государственных пошлин, от пользования имуществом муниципального образования, от оказания государственных услуг и т.д. Несобственными доходами местного бюджета считается финансовая помощь от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы. Что касается расходов бюджетов муниципальных образований, то их очень много – почти вся хозяйственная жизнь муниципального образования финансируется за счет собственных средств. Структура каждого звена бюджетной системы включает в себя два элемента – это расходы и доходы. В связи с этим одним из главных принципов формирования бюджета является его сбалансированности, т.е. равенство между двумя этими элементами. Подводя итог проделанной работе, можно сделать вывод, что проблемы бюджетной системы страны связаны и с доходами, и с расходами. Чаще всего, расходная часть значительно превышает доходную. Вопрос экономической самостоятельности государства и его территорий стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность региональных и местных бюджетов, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы нашей страны.В итоге работе, можно отметить, что на сегодняшний день процесс формирования и использования бюджетов бюджетной системы России представляет собой довольно устойчивую систему экономических отношений, но некоторые спорные моменты в ней еще присутствуют. В связи с этим, требуется постоянная модернизация методов организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 22.04.2020 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ в ред. от 22.04.2020 : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа :http://www.consultant.ru/popular/nalog1/4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 24.04.2020 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/5. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н.Финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. – 760 с.6. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 704 с.7. Васильев, А.А. Муниципальное управление / А.А. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 518 с.8. Выдрин, И.В., Кокотов, А.Н. Муниципальное право России / И.В.Выдрин, А.Н. Кокотов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 536 с.9. Галицкая, С.В. Деньги, кредит,финансы / С.В. Галицкая. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 512 с.10. Годин, А.М., Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2018. – 276 с.11. Илларионов, А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований / А. Илларионов // Рынок ценных бумаг. – 2019. – №1. – С. 35-41.12. Комарова, О.С. Проблемы исполнения доходов федерального бюджета / О.С. Комарова // Молодой ученый. – 2018. – № 2. – С. 54-58.13. Коротаева, Е.А. Проблемы экономической самостоятельности местных бюджетов / Е.А. Коротаева // Экономика и право. – 2019. – № 6. – С. 48-5214. Осипов, Л.И. Финансовые ресурсы субъектов России: источники формирования // Государственное управление. – 2019. – № 6. – С. 42-47.15. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2016. – 364 с.16. Стародубровская,И.В. Муниципальное управление / И.В. Стародубровская. – М.: АНХ, 2015. – 402 с.17. Тутаев, Р.М. Финансы / Р.М. Тутаев. – М.: Дашков и К, 2018. – 461 с.18. Финансы / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 550 с.19. Шогенова, Ф.А. Совершенствование системы формирования и исполнения федерального бюджета / Ф.А. Шогенова // Вопросы государственного управления. – 2019. – № 5. – С. 30-36.20. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/21. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru/
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ в ред. от 22.04.2020 г. : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/budget/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ в ред. от 22.04.2020 : [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс – Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/nalog1/
4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. от 24.04.2020 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] // Сайт КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/selfgovernment/
5. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2018. – 760 с.
6. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 704 с.
7. Васильев, А.А. Муниципальное управление / А.А. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 518 с.
8. Выдрин, И.В., Кокотов, А.Н. Муниципальное право России / И.В.Выдрин, А.Н. Кокотов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 536 с.
9. Галицкая, С.В. Деньги, кредит, финансы / С.В. Галицкая. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 512 с.
10. Годин, А.М., Подпорина, И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2018. – 276 с.
11. Илларионов, А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований / А. Илларионов // Рынок ценных бумаг. – 2019. – №1. – С. 35-41.
12. Комарова, О.С. Проблемы исполнения доходов федерального бюджета / О.С. Комарова // Молодой ученый. – 2018. – № 2. – С. 54-58.
13. Коротаева, Е.А. Проблемы экономической самостоятельности местных бюджетов / Е.А. Коротаева // Экономика и право. – 2019. – № 6. – С. 48-52
14. Осипов, Л.И. Финансовые ресурсы субъектов России: источники формирования // Государственное управление. – 2019. – № 6. – С. 42-47.
15. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2016. – 364 с.
16. Стародубровская, И.В. Муниципальное управление / И.В. Стародубровская. – М.: АНХ, 2015. – 402 с.
17. Тутаев, Р.М. Финансы / Р.М. Тутаев. – М.: Дашков и К, 2018. – 461 с.
18. Финансы / Под ред. А.Ю. Казак, Л.И. Сергеева. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 550 с.
19. Шогенова, Ф.А. Совершенствование системы формирования и исполнения федерального бюджета / Ф.А. Шогенова // Вопросы государственного управления. – 2019. – № 5. – С. 30-36.
20. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.ru/
21. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru/
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетная система РФ?
Бюджетная система РФ - это совокупность организационно-экономических отношений, связанных с формированием, исполнением и контролем бюджетов всех уровней государственной власти в Российской Федерации.
Какова сущность бюджета?
Бюджет - это экономическая категория, которая выражает совокупность доходов и расходов государства на определенный период времени с целью обеспечения публичных потребностей и регулирования экономики.
Какие функции и значение имеет государственный бюджет?
Государственный бюджет выполняет несколько функций: финансовую, экономическую, социальную и правовую. Он также имеет большое значение, так как позволяет государству финансировать свои расходы, реализовывать социальные программы, регулировать экономику и обеспечивать стабильность финансовой системы.
Каковы особенности функционирования федерального бюджета России?
Федеральный бюджет России имеет свои особенности: он формируется на основе принципа единообразия и единства бюджетной системы, осуществляется через централизованное управление доходами и расходами. Также в него входят доходы от налогов и сборов, а также другие источники.
Какие элементы входят в бюджетную систему России?
В бюджетную систему России входят федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Федеральный бюджет формируется на федеральном уровне, региональные бюджеты - на уровне субъектов РФ, а местные бюджеты - на уровне муниципалитетов.
Какова сущность бюджета как экономической категории?
Бюджет является экономической категорией, которая представляет собой систему отношений между государством и обществом, основанную на установлении и использовании денежных средств государства. Бюджет отражает все финансовые операции государства, включая доходы, расходы, дефициты и государственный долг. Он имеет регулирующую и распределительную функцию, а также отражает приоритеты и цели государственной политики.
Какова сущность бюджета как экономической категории?
Сущность бюджета заключается в том, что он представляет собой финансовый план государства на определенный период времени. Бюджет является инструментом государственного регулирования экономики, позволяющим распределить доходы и расходы между различными секторами общества.